Философская лирика что это такое
Учебная презентация Философская лирика
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Презентация Философская лирика Пыстина Лидия Митрофановна учитель русской литературы школа – гимназия № 9 г. Павлодар
Слово «лирика» пришло к нам из греческого языка.
ЛИРИКА – это один из родов литературы, в основе которого лежит изображение духовной жизни человека, мира его чувств и эмоций, мыслей и размышлений. Лирическое произведение подразумевает поэтическое повествование, в котором отображены размышления автора о различных природных явлениях и жизни в целом.
Философия – это форма и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных чертах отношения человека к природе, обществу и духовной жизни.
ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА – это стихотворения, в основу которых легли раздумья о смысле жизни или о вечных человеческих ценностях.
Стихотворения, как и всякая иная лирика, содержат в себе требование соблюдения всех литературных правил по написанию стихов (рифма, образность, олицетворение и т.д.) и присутствие скрытого смысла, помимо понятного основного.
В русской поэзии основоположник философской лирики – Федор Тютчев.
Мир, природа, человек в стихах Фёдора Тютчева находятся в постоянном столкновении противоборствующих сил, где человек обречен на «безнадежный», «неравный» бой, на «отчаянную» борьбу с жизнью, роком, с самим собой.
Особое тяготение проявляет Фёдор Тютчев к изображению бурь и гроз в природе и в человеческой душе. Идейное содержание философской лирики Тютчева значительно не столько своим разнообразием, сколько глубиной.
Наименьшее место занимает здесь лирика сострадания, представленная, однако, такими захватывающими произведениями, как «Слезы людские» и «Пошли, Господь, свою отраду». Слезы людские, о слезы людские, Льетесь вы ранней и поздней порой. Льетесь безвестные, льетесь незримые, Неистощимые, неисчислимые, — Льетесь, как льются струи дождевые В осень глухую порою ночной.
Пределы, поставленные человеческому познанию, ограниченность знания «человеческого Я», слияния человека с жизнью природы, описания природы, нежное и безотрадное признание ограниченности человеческой любви – таковы господствующие мотивы философской поэзии Тютчева.
Еще один мотив поэта – это мотив хаотической, мистической первоосновы жизни.
Как океан объемлет шар земной, Земная жизнь кругом объята снами; Настанет ночь — и звучными волнами Стихия бьет о берег свой. То глас ее; он нудит нас и просит… Уж в пристани волшебный ожил челн; Прилив растет и быстро нас уносит В неизмеримость темных волн. Небесный свод, горящий славой звездной, Таинственно глядит из глубины,- И мы плывем, пылающею бездной Со всех сторон окружены. Ф. Тютчев
Темы стихов современной философской лирики могут быть самыми разными.
Продолжение и разновидности философской лирики – это «гражданская лирика» и «религиозная лирика», «мистика и эзотерика».
Если философская лирика рассматривает вечные темы смысла жизни, добра и зла, мироустройства и цели нашего пребывания на земле, то «гражданская» приближена к общественным проблемам – к истории и политике, она описывает (непременно поэтическим языком!) наши коллективные чаяния, любовь к родине, борьбу со злом в обществе.
Философские стихи должны идти или от первого лица, или от лица лирического героя (Он, Она): лирика предполагает доверительное, откровенное размышление, исходя из конкретного пережитого опыта: не «как бывает вообще» и не «как должно быть», и, уж тем более, не как «ОНИ» делают…
ЛИРИКА – ЭТО МИР ОДНОЙ ЛИЧНОСТИ, реальной или сотворенной фантазией автора, но совершенно конкретной, излагающей ПЕРЕЖИТЫЙ ОПЫТ.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-888220
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»
Время чтения: 1 минута
Российские юниоры завоевали 6 медалей на Международной научной олимпиаде
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Названы главные риски для детей на зимних каникулах
Время чтения: 3 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Философская лирика
Из Википедии — свободной энциклопедии
Философская лирика, также философская поэзия — поэзия, направленная на философское осмысление мира и человека и являющаяся проявлением философских взглядов лирического героя. [1] Характерными чертами философской лирики является художественная установка на познание сущностных проблем бытия, времени и пространства, превалирование логизированных обобщенных образов, медитация как способ лирического осмысления действительности, своеобразие субъектной организации (объективация субъективного), специфическое укрупнение мысли, тяжести художественного времени и художественного пространства до максимального расширения, онтологический конфликт и дуализм мысли и чувства, подведение видовых понятий под родовое, постижения и переживания кардинальных бытийных оппозиций, единство прошлого, настоящего и будущего времен, чувственная конкретизация и образное доказательство определенной мысли или истины, большая роль собственно творческого опыта. [2] [3]
Иногда философскую лирику отождествляют с научной поэзией. Однако научную поэзию следует понимать как отдельный, самостоятельный вид творчества, так как в таких произведениях обычно популяризируют научные достижения, новые открытия, относительно которых делают поэтические размышления. Также научная поэзия определенным образом закована в жесткие рамки тематической классификации, тогда как определение стиха как философского указывает на целый ряд признаков: от особенностей психологического типа художника к масштабности поэтического пространства-времени в произведении. [4]
Слово «лирика» пришло к нам из греческого языка. В классическом понимании ЛИРИКА – это один из родов литературы, в основе которого лежит изображение духовной жизни человека, мира его чувств и эмоций, мыслей и размышлений. Лирическое произведение подразумевает поэтическое повествование, в котором отображены размышления автора о различных природных явлениях и жизни в целом.
Прежде, чем переходить к конкретным примерам, обратимся к истории литературы.
В русской поэзии основоположником философской лирики считается Федор Тютчев. Мир, природа, человек в его стихах находятся в постоянном столкновении противоборствующих сил, где человек обречен на «безнадежный», «неравный» бой, на «отчаянную» борьбу с жизнью, роком, с самим собой. Особое тяготение проявляет поэт к изображению бурь и гроз в природе и в человеческой душе. Идейное содержание философской лирики Тютчева значительно не столько своим разнообразием, сколько глубиной. Наименьшее место занимает здесь лирика сострадания, представленная, однако, такими захватывающими произведениями, как «Слезы людские» и «Пошли, Господь, свою отраду». Пределы, поставленные человеческому познанию, ограниченность знания «человеческого Я», слияния человека с жизнью природы, описания природы, нежное и безотрадное признание ограниченности человеческой любви – таковы господствующие мотивы философской поэзии Тютчева. Еще один мотив поэта – это мотив хаотической, мистической первоосновы жизни.
Ф.Тютчев «Когда дряхлеющие силы…» 1866
Когда дряхлеющие силы
Нам начинают изменять
И мы должны, как старожилы,
Пришельцам новым место дать,-
Спаси тогда нас, добрый гений,
От малодушных укоризн,
От клеветы, от озлоблений
На изменяющую жизнь;
От чувства затаенной злости
На обновляющийся мир,
Где новые садятся гости
За уготованный им пир;
От желчи горького сознанья,
Что нас поток уж не несет
И что другие есть призванья,
Другие вызваны вперед;
Ото всего, что тем задорней,
Чем глубже крылось с давних пор,-
И старческой любви позорней
Сварливый старческий задор.
Ф.Тютчев. «Над этой темною толпой» 1857г
Над этой темною толпой
Непробужденного народа
Взойдешь ли ты когда, свобода,
Блеснет ли луч твой золотой.
Блеснет твой луч и оживит,
И сон разгонит и туманы.
Но старые, гнилые раны,
Рубцы насилий и обид,
Растленье душ и пустота,
Что гложет ум и в сердце ноет,-
Кто их излечит, кто прикроет.
Ты, риза чистая Христа.
Как и вообще все лирические произведения, эти стихи должны идти или от первого лица, или от лица лирического героя (Он, Она): лирика предполагает доверительное, откровенное размышление, исходя из конкретного пережитого опыта: не «как бывает вообще» и не «как должно быть», и, уж тем более, не как «ОНИ» делают… ЛИРИКА – ЭТО МИР ОДНОЙ ЛИЧНОСТИ, реальной или сотворенной фантазией автора, но совершенно конкретной, излагающей ПЕРЕЖИТЫЙ ОПЫТ. Всякие лозунги и воззвания автора к другим, как правило, не производят такого глубокого впечатления на читателя, как его личные раздумья. И даже если в стихах есть обращение «ты» или безликое «мы», (что, в общем-то нежелательно!), то это все равно должно быть не отстраненным воззванием к толпе, а не более, чем формой личного размышления о СВОЕЙ жизни. Лирика, где нет автора, где одни только зарифмованные правила поведения для других, перестает быть лирикой. Приведу пример:
Сколь зим и лет планету славят,
А всё-таки в который раз
Чего-то в жизни не хватает
Порою каждому из нас.
Вздохнув, о чём-то сожалеем,
Предавшись думам в тишине.
И вновь душою мы болеем,
И ищем корень зла из вне.
И мучит ум как жажда зноя,
Что у других всего с лихвой:
Карьера, дом и всё такое,
А ты, как проклятый какой!
……. И т.д.
(автор СТИХИ.РУ)
Это я наугад скопировала одну из последних публикаций раздела «философская лирика»: типичный пример стихов, каких великое множество на нашем сайте! Здесь автор поучает нас в рифму, какие МЫ никчемные, несовершенные,- он говорит вполне правильные, очевидные вещи о том, что «чего-то в жизни не хватает порою каждому из нас…» После этих строк невольно вспоминаешь слова известной песни из советского сериала: «если кто-то кое-где у нас порой честно жить не хочет. ». Автор полностью отстранен, он предлагает нам свод истин, которые и так все знают, и это…. скучно.
Вторая ошибка стихов так называемой философской лирики – это мелкота тем или полное отсутствие философского раздумья, как такового. Потому что простое перечисление известных фактов – это не философия. Даже если им тут же дана оценка («что такое хорошо, а что такое плохо»), то это тоже не философия.
Философия – это форма и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных чертах отношения человека к природе, обществу и духовной жизни.
Конечно, стихи – это не научный трактат, они не предполагают глубины проработки темы, я говорю здесь скорее о глубине предмета размышления в стихах, которые вы решили отнести к «философской лирике», а вовсе не о подробности, детализацию идей, которые вы поместили в свое стихотворение. Более того, если вы попытаетесь зарифмовать и пересказать стихами какую-то научную статью, или философскую притчу, или выведенное вами новое правило жизни, не внеся туда ни своего личного опыта, ни образного, поэтического языка с тропами (подтекстами и скрытым смыслом), то это тоже не будет философской лирикой!
Рифмовка всего, что вы недавно прочли в какой-то книге – это вообще не предмет поэзии. Знаю авторов сайта, которые даже фрагмент книги по садоводству умеют превращать в стихи:
В моём саду растёт вот эта штука.
Её в народе Клещевиной называют.
Где родина её? Увы, не ведает наука.
Но, древним род растения считают.
Предполагают будто в Африке далёкой
На свет до новой, нашей эры появилась.
Бог сотворил её, и ладной, и высокой,
И шибко стойкой, коль у нас прижилась.
По миру с незапамятных времён шагает
И покорила в мире разных стран немало.
Субтропики и тропики её своей считают
Да и у нас давно уже аборигенкой стала.
Полезна Клещевина. Это без сомнения.
Касторовое масло, щедрый дар её плодов.
А мне милее в августе, пора цветения.
Вот её фото. И не нужно лестных слов.
(Автор СТИХИ.РУ)
Другое дело, если та же самая клещевина, о которой вы прочли, пробудит в вас определенный поток мыслей, и вы, посвятив ей несколько поэтических строк в начале стихотворения, оттолкнетесь от ее свойств, как от образца стойкого и выносливого существа, потом перейдете к размышлениям о значимости терпения, неприхотливости в условиях выживания в трудностях, с которыми автор лично сталкивался (и важно, чтоб в стихах прозвучало именно его личная история – хотя бы одной фразой), а в концовке хорошо бы сделать афористичный вывод, который окажется понятным и интересным не только к вам, но и читателям… Не хотите попробовать?
В следующий раз я поделюсь с вами мыслями о гражданской и религиозной лирике. До встречи!
Философская лирика: особенности и ключевые темы
Человеческий ум всегда стремился освоить сложнейшие вопросы бытия на эмоциональном, образном уровне. Поэтому еще в античной культуре, параллельно с рождением самой философии, появилась философская лирика.
Порой ее ошибочно считают переходной формой между искусством и научной дисциплиной. Это не совсем верно. Философская лирика представляет собой качественно иную форму выражения творческого сознания. Ее задачей является осмысление мира и места человека в нем. Предмет, с которым работает художник-философ, – поведение человека как части общества.
Философская лирика в русской традиции
Предвестники философской лирики
Нам, слабым смертным, в сем пути,
Где сам рассудок спотыкаться
И должен вслед страстям идти;
Где нам ученые невежды,
Как мгла у путников, тмят вежды?
Везде соблазн и лесть живет;
Пашей всех роскошь угнетает.
Где ж добродетель обитает?
Где роза без шипов растет?
(Г. Р. Державин, «Фелица», 1782)
Значительное сближение философии и поэзии произошло в середине 1820-х годов, когда в России возник литературный кружок «Общество любомудрия». Его участники стремились к созданию нового искусства, подчиненного принципам философии.
В сочинениях поэтов-любомудров поэзия соединилась с метафизическим осмыслением главнейших вопросов бытия. В результате возникло такое направление, как философская лирика.
Расцвет философской лирики
В поэтической традиции ХIХ века философская лирика продолжила укореняться. Ярким примером художественной философии того времени является творчество Ф. И. Тютчева. Произошло усиление философии и в лирике позднего А. А. Фета. Позже она станет определяющей в поэзии Д. С. Мережковского, И. Ф. Анненского, В. И. Иванова, З. Н. Гиппиус.
К концу ХIХ века философская лирика стала одним из ключевых направлений в русской поэзии, пережив существенную трансформацию. Исторические и духовные сдвиги в обществе, культурный перелом на рубеже эпох вызвали потребность в подведении итогов, обобщениях, размышлениях. Поэты говорили о современных им проблемах, обращаясь к универсальным, общечеловеческим истинам.
В этот период расцветает творчество философа-поэта В. С. Соловьёва. Им были затронуты новые темы и формы художественного выражения идей. Большинство его стихов имеет философскую основу, в них поднимаются вопросы любви, человеческого бытия, природы, космоса:
Хоть мы навек незримыми цепями
Прикованы к нездешним берегам,
Но и в цепях должны свершить мы сами
Тот круг, что боги очертили нам.
Всё, что на волю высшую согласно,
Своею волей чуждую творит,
И под личиной вещества бесстрастной
Везде огонь божественный горит.
Философская лирика в узком и широком значении
Понятие «философская лирика» объединяет две категории стихотворений.
Философская составляющая присутствовала в творчестве многих знаковых поэтов эпохи. В этом смысле к поэтам-философам можно отнести Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина.
Философская лирика А.С. Пушкина конца 1820-х–1830-х гг
Во-вторых, речь идет о собственно философской лирике. В широком понимании философская лирика – это совокупность произведений, в которых любая мысль закончена и самодостаточна, а выстроенная автором система взглядов подчинена определенной концепции.
Философская лирика не ограничивается только содержанием. В ней выражается особый склад мышления поэта, в согласии с которым ведется художественный поиск.
Ключевые черты философской лирики
Основываясь на вышесказанном, можно выделить следующие особенности философской лирики:
Напротив, медитативно-вдумчивая поэзия, не являющаяся собственно философской, характеризуется большей непосредственностью, живостью, свободой выражения чувств. Лирический герой в ней – это самостоятельная личность, а пространство и время сводятся к «здесь» и «сейчас». Лирика этого направления обращается к более широкому диапазону тем, пользуется свободой форм и поэтических конструкций.
Темы философской лирики
Философская лирика опирается на уже сложившуюся систему взглядов. Поэтому идеи, которые она развивает, часто граничат с догматами по четкости формулировок, линейности и последовательности.
Принадлежность к философской поэзии можно увидеть из названий некоторых стихотворений («Мудрость», «Беспредельность», «Мысль»). Здесь нет места индивидуальности лирического героя: его образ размыт, обобщен.
В творчестве поэтов-философов ХIХ века главенствовали следующие темы:
Художественная форма произведений соответствует содержанию с его развернутостью суждений. Композиция философского стихотворения обычно подчинена законам логики.
Субъект философской лирики
Стремление философской поэзии к всеобщности и универсальности качественно меняет и субъект сознания в стихотворении. Происходит ряд трансформаций с фигурой лирического героя:
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Нам, детям, – и тебе и мне.
Особенности сюжета философской лирики
Определение сущности
Первая особенность сюжета философской поэзии заключена в развитии концепции произведения. Наиболее часто встречается построение, при котором формулируется определение того или иного понятия.
Задачей философской лирики является выявление сущности, смысла. Поэтому движение сюжета в философском стихотворении направлено на определение. Цель такого определения – не просто охарактеризовать явление, а выявить его сущность.
Например, у Тютчева встречаются такие определения природы:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.
Противопоставление понятий
В основе любого сюжета лежит противоречие, выступающее движущей силой произведения. Но из-за отсутствия в лирическом сюжете хронологии как таковой, в поэзии редко возникает прямое столкновение – конфликт. Чаще речь идет о противопоставлении, оппозиции идей и понятий.
При этом в стихотворении не всегда присутствуют сразу оба «участника» оппозиции. Один из них может подразумеваться контекстом, находиться за рамками стихотворения, присутствуя в тексте в виде оспариваемой точки зрения.
Таким образом, сюжет философской лирики строится на нравственно-философских, социально-философских или натурфилософских противоречиях. Происходит столкновение всеобщих значимых понятий, так называемых «начал жизни».
Певучесть есть в морских волнах,
Гармония в стихийных спорах,
И стройный мусикийский шорох
Струится в зыбких камышах.
Невозмутимый строй во всем,
Созвучье полное в природе, –
Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею сознаем.
Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поет, что море,
И ропщет мыслящий тростник?
Стихотворение построено на противопоставлении гармонии природы и неуравновешенности человеческой жизни. Отсюда следует вывод о принципиальной, качественной разности человека и природы.
В стихотворениях Баратынского наивность лирического героя сталкивается с трезвостью рассудка, жизнь – со смертью, движение – с покоем, свобода – с привязанностью, гармония – с бунтом:
Болящий дух врачует песнопенье.
Гармонии таинственная власть
Тяжелое искупит заблужденье
И укротит бунтующую страсть.
Душа певца, согласно излитая,
Разрешена от всех своих скорбей;
И чистоту поэзия святая
И мир отдаст причастнице своей.
Современная философская лирика: заключение
В XXI веке люди по-прежнему задумываются о смысле жизни, нравственных ценностях и главных метафизических вопросах. Это значит, что философская поэзия продолжает существовать и развиваться.
Темы современных философских стихов во многом созвучны вопросам, занимавшим поэтов прежних эпох. Это не удивительно, ведь человеческая природа мало меняется с течением времени. Философия в стихах формирует мировоззрение, помогает читателю на какое-то время остановиться и подумать о вещах, которых он прежде не замечал.
В этих стихах нет места категоричности. Читатель может как согласиться с авторской точкой зрения и пофилософствовать вместе, так и отвергнуть его взгляд на вещи. Во многом восприятие философской лирики зависит от личного опыта.
Философская поэзия
Многие темы, а также жанрово-стилистическве особенности философской просветительской поэзии XVIII века были подхвачены в начале XIX века позами-радищевцам и (Птугаевым, Пниным. А. X. Востоковым и др.), а затем декабристами. Особое место в развитии философской поэзии занимают 20—30-е годы XIX века, когда как явление литературы она получает не только широкое распространение (к ней обращаются Пушкин, любомудры, Баратынский, Лермонтов, Тютчев и др.), по и теоретическое осмысление. Вслед за немецкими романтиками члены кружка любомудров выдвигают эстетическую программу объединения поэзии с философией и пытаются подтвердить свои теоретические воззрения поэтической мыслью, правда, «любомудры больше говорили о философской поэзии, чем практически сделали для нее» (Маймин Е. А. Русская философская поэзия. С. 186). Философская поэзия развивается не только в русле романтизма, ее художественные открытия 20-30-х годах в немалой степени определены становлением в русском искусстве реалистического метода. Пушкин в романе «Евгений Онегин», поэме «Медный всадник» и лирических стихотворениях открывает новые пути социально-исторического и философского осмысления человека. Реальным воплощением теоретических мечтаний романтиков о философской поэзии стала лирика Тютчева, непосредственно связанного с любомудрами, испытавшего как влияние нем. романтизма, так и реалистического творчества зрелого Пушкина, но нашедшего свой индивидуальный художественный путь. Соединением поэтического и философского дара отмечено творчество В. С. Соловьева, оказавшее большое влияние и на философию, и на поэзию начала XX века. Творчество многих поэтов-мыслителей подтверждало справедливость оценки Чулкова. «Мы знаем философов, которые разгадали тайну ритма, и поэтов, которые владеют идеями, как опытные бойцы рапирами» (Чулков Г И. Соч. Спб., 1912. Т. 5. С. 61).
Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 717-719.