Философия тайлера дердена в чем состоит

Тайлер Дерден

История персонажа

Персонаж романа «Бойцовский клуб» американского писателя Чака Паланика, а также одноименной экранизации режиссера Дэвида Финчера. Альтер эго главного героя романа.

История создания

Роман «Бойцовский клуб» вышел в 1996 году в американском издательстве «W.W. Norton & Company». В 1999 году режиссер Дэвид Финчер снял по этому роману фильм с актерами Брэдом Питтом в роли Тайлера Дердена и Эдвардом Нортоном в роли Рассказчика. Неуравновешенную Марлу Сингер в фильме играет актриса Хелена Бонэм Картер.

Агрессивный характер Тайлера в фильме подчеркивается одеждой и внешним обликом — красными очками и красной кожаной курткой. Для создания необходимой атмосферы большую часть съемок проводили ночью, а когда снимали дневные сцены, то выбирали затененные локации.

Философия тайлера дердена в чем состоитЧак Паланик с книгой «Бойцовский клуб»

Идея написать роман о бойцовском клубе пришла Чаку Паланику во время поездки в летний лагерь, где молодой писатель ввязался в драку. После драки Чак был покрыт синяками и ушибами и очевидно не был в порядке, однако коллеги предпочли сделать вид, что ничего не замечают, и никто не спросил Паланика о том, что с ним приключилось во время поездки. Это нежелание людей знать, что происходит с другими и намеренное игнорирование последствий насилия и вдохновили писателя написать роман.

Первоначально автор написал другой роман — «Invisible Monsters», и попытался издать его, однако издатели назвали роман «возмутительным» и отказались публиковать. Назло издателям Паланик принялся писать «Бойцовский клуб», который старался сделать еще более «возмутительным», чем предыдущее произведение.

Сначала автор написал короткий рассказ на семь страниц, который вышел в сборнике, но задумка оказалась слишком хороша, чтобы оставлять ее в таком виде. Паланик развил идею и создал роман, в который исходный коротенький рассказ включил в качестве главы.

Философия тайлера дердена в чем состоитТайлер Дерден – арт

«Бойцовский клуб» переиздавали дважды, в 1999 году и в 2004 году. К последнему изданию Чак Паланик написал предисловие, где дал собственное видение причин популярности «Бойцовского клуба». По мнению Паланика, он первым среди авторов того времени создал в литературе новую социальную модель для мужчины.

После выхода книги и фильма появилось много подражателей, которые повторяли противоправные действия Тайлера, к примеру, в ресторанах. Термический ожог негашеной известью, который Тайлер в фильме оставляет Рассказчику, получил название «Поцелуй Тайлера», и некоторые рьяные фанаты фильма стали причинять себе аналогичные повреждения. Сам Паланик называет таких подражателей «обезьянами».

Философия тайлера дердена в чем состоитТату с изображением Тайлера Дердена

Есть и более мирные проявления фанатской преданности. Поклонники «Бойцовского клуба» рисуют арты с любимыми героями или копируют прически и делают себе тату с образами из кино. Производители выпускают халаты вроде того, что носил Тайлер, и сувенирные фигурки героя в шубе. Увлекающиеся соционикой поклонники пытаются определить социотип Тайлера.

«Бойцовский клуб»

Биография Тайлера Дердена полна «трэша». Герой продает мыло, которое изготавливается из человеческого жира, якобы для лучшего эффекта. Жир этот крадется из клиники, где производят липосакцию. До этого Тайлер работал в кинотеатре механиком и забавы ради вклеивал в семейные киноленты кадры с порнографией. Еще раньше герой работал официантом в ресторане, где добавлял собственные мочу и кал в еду, которая подавалась посетителям.

Философия тайлера дердена в чем состоитПрическа Тайлера Дердена

У героя нет нормального жилья, и тот обустроил себе «нору» в заброшенном доме, который будут сносить. Дом завален старыми книгами и журналами, вода из кранов течет ржавая, а когда идет дождь, приходится отключать электричество, настолько скверное состояние у крыши и проводки.

Тайлер много курит и придерживается нигилистической нонконформистской философии, с презрением относится к обществу потребления и свойственной ему культуре, к капитализму и всей системе наемной работы. В этом смысле Тайлер — противоположность главного героя, Рассказчика, который как раз типичный продукт современного общества, потребитель и наемный офисный работник.

Вдвоем герои организуют бойцовский клуб — место, куда люди могут прийти, чтобы поколотить друг друга и таким образом «выпустить пар». Позже из бойцовского клуба вырастает группировка экстремистов под названием «Разгром», которая продолжает функционировать и после «гибели» собственного основателя.

Философия тайлера дердена в чем состоитРассказчик в фильме «Бойцовский клуб»

В фильме Дэвида Финчера образ Тайлера трактуется как персонализация бессознательного главного героя, со всеми его инстинктивными влечениями. Жизнь Рассказчика опрятна и скучна, и Тайлер появляется, чтобы «подорвать» эту жизнь, показать ее искусственность и вернуть герою утраченный тонус.

Философия тайлера дердена в чем состоитТайлер Дерден

По сюжету, главного героя мучает бессонница, вызванная отвращением к собственной жизни. Герой работает страховым консультантом, много путешествует по стране и живет в «одноразовом мире».

Из-за бессонницы герой воспринимает действительность искаженной, и доктор, вместо того, чтобы выписать герою снотворное, рекомендует тому посещать группы поддержки для неизлечимо больных и умирающих — дабы посмотреть на людей, которым действительно плохо. Там герой встречает Марлу Сингер — здоровую девицу, которая, как и сам герой, ходит на эти собрания, чтобы избавиться от страха смерти.

Философия тайлера дердена в чем состоитТайлер Дерден в очках

После взрыва, который оставил героя без квартиры, тот перебирается жить к Тайлеру и постепенно начинает жить той же жизнью, что и новый знакомый, и вливаться в его круг общения.

Философия тайлера дердена в чем состоитТорс Тайлера Дердена

Герой тем временем начинает сталкиваться с людьми, которые принимают его за Тайлера Дердена, и понимает, что никакого Тайлера не существует, — у него раздвоение личности. Герой осознает, что собственными руками создал организацию террористов. В конце концов герой пытается застрелиться, чтобы остановить собственное агрессивное альтер эго, но не погибает, а оказывается в психиатрической клинике.

Интересные факты

Если присмотреться, то можно заметить, что буквально в каждой сцене фильма «Бойцовский клуб» режиссера Дэвида Финчера присутствует чашка с логотипом «Starbucks».

Философия тайлера дердена в чем состоитТайлер Дерден с мылом

Готовясь к съемкам, актеры Брэд Питт и Эдвард Нортон брали уроки мыловарения и бокса. Когда «Бойцовский клуб» вышел на экраны, Брэд Питт не хотел, чтобы его родители смотрели этот фильм.

В фильме у Тайлера Дердена есть скол на переднем зубе. Это не компьютерная графика. Брэд Питт на самом деле сходил к дантисту и временно снял с зуба коронку, чтобы стал виден скол, который у него взаправду есть.

Читателям так и не удается узнать имя главного героя в романе. Тот постоянно придумывает вымышленные имена, которые люди используют, обращаясь к нему. Временами Рассказчик произносит фразы, в которых фигурирует некий «Джек», вроде «Я — растраченная жизнь Джека». Но «Джек» — это не имя рассказчика, как может показаться. Просто рассказчик читает журнал «Ридерз Дайджест», где печатают своеобразные комиксы, в которых внутренние органы людей произносят монологи. Фразочки о Джеке — пародия на эти журнальные материалы.

Цитаты

«Аварийный выход на высоте 30 тысяч футов. Иллюзия безопасности».

«Вещи, которыми ты владеешь, в конце концов начинают владеть тобой».

«Это твоя жизнь, и она становится короче каждую минуту».

«Я не хочу умереть без единого шрама».

«Самосовершенствование — онанизм, саморазрушение — вот то, что нам нужно».

«Перестань ты за все цепляться и наплюй на все. Наплюй!»

«Люди все время меня спрашивают: знаю ли я Тайлера Дердена?»

«И Тайлер Дерден абсолютно прав:

Власть — это кролик, если ты — удав.

Настало время сбросить лишний жир.

Нам нужно мыло, чтоб очистить мир.»

(из песни «Бойцовский клуб» рок-группы «Louna»)

Источник

Уроки мужественности «Бойцовского Клуба»

Философия тайлера дердена в чем состоит

Сегодня мы на свой страх и риск нарушим первое правило знаменитого Бойцовского Клуба.

Книга, написанная Чаком Палаником вышла 18 лет назад, а фильм полтора десятилетия назад, что не мешает ему оставаться культовым камнем преткновения, когда дело касается вопросов мужественности.

У него много достойных для цитирования фраз, но некоторые из них, например — “Мы — поколение мужчин, воспитанных женщинами” — регулярно появляется на передовицах всяких говнопабликов, и благодаря этому, «Бойцовский Клуб» уже стал чем-то вроде клише, которыми направо и налево швыряются четкие и дерзкие пацанчики в адиках, но которые боятся проспать первый урок в школе. Истинная ценность все больше и больше замыливается, и порой кажется, что нынешнее поколение не видит всю глубину и актуальность, которое несет это произведение. Так какие уроки мужественности нам может преподать знаменитый клуб? Оглянемся назад и выясним.

1.»Это твоя жизнь, и она становится короче каждую минуту»

«Memento mori» — знаменитое латинское изречение, ставшее крылатой фразой, обозначающее «помни о смерти». С каждой минутой твоя жизнь все ближе и ближе к концу. Неприятная мысль, которая помещается в целом пункте.

Практически каждый человек, особенно если он молод, бодр и весел, живет так, словно он бессмертен, постоянно откладывая перемены в лучшую сторону на мифический понедельник первого числа первого месяца.

Но довольно безрадостно размышлять о таких вещах, не так ли?
Тайлер Дарден знал, что наше осознание смерти крайне важно для нашего личностного роста: «Когда-нибудь ты умрёшь, и пока ты этого не знаешь, ты бесполезен для меня».

Как только мы пропустим эту мысль через все свое нутро и осознание, вполне возможно, что каждый мимолетный и ничего не значащий день мы будем наполнять смыслом и чем-то важным и значимым для нас.

И если я задам тебе вопрос, о чем ты будешь жалеть, находясь на смертном одре, возможно я услышу ответ, что ты бы все сделал иначе, будь у тебя такая возможность, а не просрал так бездарно время, отпущенное тебе.

Никогда не поздно. Меняй свою жизнь сейчас, а не жалей о не сделанном тогда, когда костлявая старуха с косой постучит в дверь твоего дома.

2. «Я не хочу умирать без шрамов»

«…Вы видели эти машины, настоящие созревшие вишни, прямо из демонстрационного зала 1955 года; я всегда думал, что это мусор.»

Мы живем в современном и относительно чистом мире. Дезинфицирующие и моющие средства, стиральные порошки, ежедневный душ, автомобильный воск — вполне обыденные вещи из нашего ежедневного распорядка дня. Мы делаем все возможное, чтобы сохранить наш личный мирок опрятным, чистым, лишенным «шрамов».

Латаем дырки в стенах нашего дома, чиним машины, в «бардачке» которых лежат дезинфицирующее салфетки.

Конечно, это отличные вещи и блага нашей современной цивилизации, мы же не пещерные дикари, чтобы жить в шалаше и умывать лицо только дождевой водой. Но что, если немного грязи и «шрамов» являются полезными для твоего общего благосостояния?

Сейчас все больше людей страдают от аллергии. Особенно этому недугу стали подвержены современные дети. В то время как некоторые исследования показывают, что наше стремление к стерильности и идеальной чистоте в быту может быть фактической причиной ослабления нашей иммунной системы.

Эти сопляки растут в режиме «сдувания пылинок», в то время как грязь и микробы обучают организм защищаться и бороться с болезнями.

Герой нашего романа говорит о том, что не хочет умирать без нескольких шрамов. С одной стороны, их наличие может обозначать, что ты жил полной жизнью, вне стен своего уютного и защищенного дома.

Ты рисковал, искал свой путь, ошибался и падал. Жизнь в пузыре защитит тебя о ударов и царапин, только жизнь ли это?

Понятие «шрамов» применимо не только по отношению к твоему телу, но и по отношению к твоему уму и эмоциям.

Психологические шрамы, болезненные и периодически ноющие, даже в сердцах самых суровых представителей нашего рода, в конечном итоге, делают нас выносливее. Это тот самый опыт, который позволит в будущем избежать зажигательного танца на граблях.

Кроме того, шрамы делают нас более сильными. И если в «Бойцовском клубе» тебе хорошенько начистили лицо, оставив при этом метку, которую ты будешь видеть до конца своих дней, перевяжи руки и требуй реванша.

3. «Вещи, хозяином которых ты некогда был, становятся твоими хозяевами»

«Я не единственная жертва того инстинкта, что заставляет людей обустраивать свои гнездышки. Все мои знакомые, которые раньше сидели в туалете с порнографическим журналом в руках, теперь сидят с каталогом фирмы «ИКЕА»… Ты покупаешь мебель.
Ты уверяешь сам себя, что это – первая и последняя софа, которую ты покупаешь в жизни. Купив ее, ты пару лет спокоен в том смысле, что как бы ни шли дела, а уж вопрос с софой, по крайней мере, решен. Затем решается посудный вопрос. Постельный вопрос. Ты покупаешь шторы, которые тебя устраивают и подходящий ковер. И вот ты стал пленником своего уютного гнездышка и вещи, хозяином которых ты некогда был, становятся твоими хозяевами».

Вполне возможно, что пока ты учился в школе, а потом в универе, твои родители посильно помогали тебе в том, чтобы ты не выглядел законченным лохом среди стиляжных сокурсников. За что им спасибо. Хотя, вполне возможно, ты на все гаджеты и статусные причиндалы зарабатывал себе самостоятельно.

Сейчас среднестатистический мужчина имеет свое жилье, автомобиль, и неплохую работу,чтобы оплачивать счета. Полный комбо-набор. И он всем остается доволен, пока не увидит, что сосед купил более крутую тачку, коллега — флагманский смартфон, а друг переезжает в новую квартиру в элитном районе.

И вот, мерзкая зависть, которая становится еще более омерзительной, если дело касается близкого человека уже медленно, но верно поедает твою душу.

Но если ты все же осуществишь свою мечту, ты поймешь, что более хороший автомобиль означает более дорогой ремонт, большее жилье требует больших расходов коммуналки, да и уборки, смартфоны жрут невероятное количество трафика, который нужно оплачивать.

Мы видим всю эту новую солнечную мебель в каталоге IKEA, и мы думаем, что новая покупка сделает нас счастливыми, но приобретая заветную вещь, ожидаемая радость не наступает. А чаще, приходит осознание того, что нахрена я потратил такую тучу денег, на эту херню.

Как избежать необузданного материализма, который захватывает наше общество?
У книги и на это есть ответ: «Если не знаешь, чего хочешь, умрешь в куче того, чего не хотел».

Умение четко ориентироваться и знать свои цели — поможет тебе достигнуть мира уравновешенного минимализма, где у тебя есть вещи, которые тебе нужны, и которые приносят тебе радость.
Например, если ты решил стать писателем, пополни свою библиотеку новыми книгами, исследуй вопрос, займись умственной деятельностью и у тебя не останется времени для зависти к своему соседу.

Пока ты будешь сосредоточен на строительстве своего мира, ты будешь меньше волноваться о том, что скажут и подумают другие.

4. Боец в каждом из нас

«Я люблю все в Тайлере Дердене, его мужество и его ум. Его силу. Тайлер смешной и очаровательный, сильный и независимый, и люди смотрят на него и ждут, что он изменит мир каждого. Я не Тайлер Дерден… «Но ты он», — сказала Марла.

Наш бледный, тихий, застенчивый рассказчик был жестким и бесстрашным Тайлером, все это время. Об этом ему сообщила Марла.

Тайлер Дерден был забавен и независим с самого начала, но рассказчик должен был медленно осознавать эти особенности. Слишком резкий переход от простого клерка к безжалостному бойцу.
И несмотря на общую мрачную атмосферу текста, хочется сказать каждому читающему чуваку, что уверенный, сильный и жесткий человек есть в каждом из нас.

Просто когда ты весь день торчишь в офисе, приходишь домой, жрешь свои полуфабрикаты и пялишься в телевизор, ложишься спать и все по новой, этот факт очень легко упустить из виду.

Не уничтожай в себе бойца, развивай его, читай, путешествуй, плыви против течения, покинь зону комфорта, иначе чем твоя жизнь будет отличаться от существования инфузории? И не забудь пригласить нашу редакцию на открытие своего собственного «Бойцовского Клуба»!

Источник

«Свобода есть утрата надежд»: в чем идея фильма «Бойцовский клуб»

Философия тайлера дердена в чем состоит

Страна: США, Германия

Жанр: триллер, драма, криминал

Год производства: 1999

Режиссер: Дэвид Финчер

Актеры: Эдвард Нортон, Брэд Питт, Хелена Бонэм-Картер

“Бойцовский клуб” возглавляет список фильмов, которые на момент выхода прохладно встречаются кинокритиками и проваливаются в прокате. А с течением времени приобретают статус культовых.

Смысл фильма «Бойцовский клуб» (Fight Club) заключается в том, что каждый, вставший на путь борьбы с самим собой, может прийти к саморазрушению. Это кино о крахе американской мечты, о внутреннем конфликте, о борьбе с собственными предрассудками и представлениями о жизни.

О чем фильм

Фильм “Бойцовский клуб” снят по одноименной книге Чака Паланика. Но режиссер картины Дэвид Финчер переработал содержание оригинала, изменил ряд сцен и концовку. Его творение в итоге оказалось гораздо глубже и шире, чем изначальная идея Паланика.

Краткое содержание “Бойцовского клуба”. Безымянный рассказчик работает в страховой компании, но работа не приносит ему удовольствия.

Постепенно у него развивается депрессия. Психоаналитик рекомендует ему начать посещать всевозможные группы поддержки больных, чтобы побывать в атмосфере царящей печали и взаимопонимания.

Вроде бы у рассказчика все начинает налаживаться, но он встречает женщину по имени Марла Сингер, которая также находится в депрессии и тоже посещает группы поддержки.

Немного позже он знакомится с Тайлером Дерденом – с таинственным человеком, который своими действиями подрывает устоявшиеся общественные положения.

Однажды конфликт между приятелями приводит к потасовке, что привлекает внимание других мужчин, которые собираются в некоем бойцовском клубе, где постоянно происходят драки. Постепенно Тайлер трансформирует клуб в нечто большее: все его действия базируются на философской идее о том, что разрушение является толчком к развитию.

Восемь правил бойцовского клуба

Основные правила бойцовского клуба – это правила жизни и философии Тайлера Дердена. Первое и второе правила совпадают. Они звучат так:

Расшифровка сюжета

Когда “Бойцовский клуб” в 1999 г появился на экранах, он остался практически незамеченным. Но затем фильм обрел культовый статус и подвел определенный итог второй половине ХХ века, отразив ее переломы, кризисы и противоречия. Целое поколение молодых людей как мантру повторяло: “Саморазрушение – вот наша цель” или “Мы из поколения мужчин, выращенных женщинами”.

На первый взгляд, “Бойцовский клуб” – обычная критика общества потребления – и пресловутой американской мечты. Но если бы все было так просто, об этом фильме не говорили бы так много и так часто. Главный сюжетный поворот фильма состоит в том, что два главных героя оказываются одним человеком.

Изначально зритель знакомится с рассказчиком. Это молодой мужчина, представитель среднего класса, работающий в автомобильной корпорации. Он часто ездит по стране, оформляет интерьер своей квартиры при помощи каталога и мучается бессонницей.

Чтобы как-то избавиться от хандры, герой посещает собрание мужчин, больных раком яичка. Все это требуется, чтобы он ощутил, что такое настоящие проблемы.

У рассказчика сытая жизнь, и он полностью встроен в структуру общества потребления. То есть смысл картины не в бунте социальных низших слоев. В “Бойцовском клубе” бунтует именно средний класс, у которого, в принципе, все есть. Все, кроме одного – желания.

Однажды главный герой встречает в самолете очередного, как он говорил, “одноразового друга”. Его зовут Тайлер Дерден. Вроде бы это очередное бессмысленное знакомство. Но затем, по необъяснимым причинам, у рассказчика взрывается квартира, и он вынужденно начинает жить вместе с Тайлером в полуразрушенном доме на окраине города.

Здесь-то и начинается постепенное образование бойцовского клуба, который в дальнейшем превращается в проект “Разгром”, совершивший в самом конце фильма череду взрывов в городе.

Тайлер – не отдельный человек, это альтер-эго самого рассказчика, его идеал мужественности.

Не менее важную роль играет Марла. Они знакомятся с рассказчиком на анонимных встречах раковых больных, а затем частенько встречаются друг с другом. Если точнее, встречается Тайлер – рассказчик только следит за происходящим…

Поцелуй Тайлера Дердена

В самом начале фильма врачи рекомендуют рассказчику поприсутствовать на встрече раковых больных, чтобы он стал зрителем разворачивающейся драмы о смертности человека.

Тайлер же предлагает ему поучаствовать в этом самому. “Ощути боль” – говорит Тайлер рассказчику, сделав тому химический ожог. Он уверен: почувствовав боль, можно почувствовать жизнь.

Марла — третья личность рассказчика?

В финале рассказчик и Марла берут друг друга за руки. Союз женщины и мужчины является созданием и созерцанием (брак, дети). То есть, смысл такой: любовь есть освобождение.

Но есть и другая трактовка: в некоторых рецензиях и разборах говорится о том, что Марла Сингер может быть одной из личностей главного героя.

Например, Марла, наглотавшись таблеток, позвонила Тайлеру, и он спас ее. После всего рассказчик недоумевал: “Как такой человек, как Тайлер, мог всполошиться оттого, что Марла Сингер была на грани смерти?” Здесь все просто: на грани смерти был сам рассказчик, и он сам вызвал врачей. Альтер-эго, Тайлер, заботился исключительно о собственной безопасности: если бы исчез рассказчик, исчез бы и Тайлер.

Именно Тайлер является самой сильной личностью рассказчика – она символизирует (по его мнению) подлинную мужественность. Если Марла – его женское начало, то она “конкурирует” с Тайлером за место в рассказчике. Тайлер постоянно напоминал тому, что от нее нужно избавиться: она – его противоположность, и вполне может стать доминирующей личностью.

Откуда взялось предупреждение Тайлера Дердена

Предупреждение от Дердена, ставшее мемом-мотиватором, появилось в DVD-версии “Бойцовского клуба”. Этот текст следовал сразу после предупреждении о нарушении авторских прав при незаконном копировании фильма.

Текст висел недолго – всего несколько секунд. Тем не менее, его удалось заскринить и выложить в интернет.

Идея фильма

В разговорах о “Бойцовском клубе” часто всплывает фигура Ницше, хотя связь здесь достаточно опосредованная. Лозунг фильма звучит так: “Лишь утратив все до конца, мы обретаем свободу”. В центре фильма находится идея саморазрушения: надо отречься от всего, что связывает тебя с миром, и только тогда ты обретешь истинную свободу.

Как бунтует представитель среднего класса? Это бунт против стандартизации, против одномерности человека современного общества – с одинаковой жизнью, в одинаковых квартирах с одинаковым интерьером.

Следующий шаг – человек должен отказаться от всех своих моральных ценностей. То есть он должен буквально освободиться от всех связей с миром – от всех правил и конвенций, делающих человека частью общей системы.

Но чтобы ощутить себя, нужно прорваться еще и к истинной природе человека. А это, согласно философии Тайлера Дердена, означало ощутить настоящую жизнь через боль.

Чего еще нам не хватает для полной свободы? Свободы от отца, то есть, от Бога. Однажды Ницше сказал: “Бог умер! Мы убили Бога!” В фильме Тайлер сравнивает отца и Бога, говоря, что он бросил нас. Отец бросил сына, как Бог бросил человечество.

Эта мысль созвучна идее Ницше. Ее смысл такой: Бог покинул этот мир, и мы остались здесь одни, свободные от любого внешнего авторитета. На первый взгляд, вырисовывается классически ницшеановский образ.

Но это не совсем так: в “Бойцовском клубе” особый акцент делается только на отрицательной стороне идей Ницше, полностью пропуская позитивные – созидательную часть его философии. Философия Тайлера заключается во фразе “Свобода от…”, а настоящая свобода (в том числе и по Ницше) – это “Свобода для…”

“Бойцовский клуб” передает риторику Ницше и идею об освобождении человека, но не доводит мысль до конца. Впрочем, некоторые зрители после этого фильма заинтересовались философией Ницше – а это уже хорошо.

Смысл концовки

В конце фильма рассказчик осознал, что Тайлер является его альтер-эго. Он решил избавиться от него самым примитивным, но, как выяснилось, действенным способом способом – при помощи оружия…

В финале книги рассказчик попадает в рай, в который не верил. Подразумевается, что герой, будучи личностью крайне слабой, проиграл бой с самим собой, и отныне его удел – психиатрическая лечебница.

В фильме все неоднозначно. Смысл концовки фильма “Бойцовский клуб” двойственный: в конце рассказчик берет Марлу за руку и смотрит на то, как рушатся небоскребы.

Звучит саундтрек – песня Pixies «Where is my mind».

Слушайте Where Is My Mind? — Pixies на Яндекс.Музыке

Такой финал можно рассматривать как победу над альтер-эго: прежний мир рассказчика полностью разрушен, и он освободился от всего, что его угнетало, а значит, Тайлеру нет больше места в его жизни. А можно воспринимать его как полный крах: разрушив прежний мир, рассказчик по сути не создал ничего, и его дальнейшее будущее туманно. Кстати, самому Паланику финал фильма понравился больше.

Альтернативные трактовки фильма

Конец фильма «Бойцовский клуб», и особенно кадр в конце фильма, вызвал у зрителей много вопросов, заставил препарировать картину, и искать скрытый смысл. На этом фоне появилось немало трактовок.

Контркультурная

«Поколение мужчин, воспитанное женщинами» – это суть современной парадигмы западного общества – подавление всего маскулинного. Тайлер мечтает восстановить статус-кво между мужским и женским на развалинах Рокфеллер-центра, отсюда и его (Тайлера) модель взаимодействия с Марлой и другими персонажами.

Философия Тайлера заключается в самоактуализации через осознание себя никчемностью – противоположностью инфантильному ощущению себя центром вселенной. Именно поэтому Тайлер шаг за шагом уничтожает вселенную рассказчика, начиная с кондоминиума – той уютной вселенной, которую тот так тщательно выстраивал, пытаясь заполнить внутреннюю пустоту.

Философия Тайлера – вызов феминизорованному консьюмеристскому западному обществу, променявшему свободу на безопасность, но лишившемуся, в конце концов, и того и другого, что и продемонстрировал Тайлер, создав “Погром”.

Позже через боль Тайлер подводит рассказчика к инициации, символической смерти, которая происходит только в конце фильма, когда рассказчик пытается совершить самоубийство. В финале (по книге), пребывая в психушке, рассказчик обретает свое “Я”, его миропонимание находится посередине между его старой инфантильной идеалистической позицией и позицией Тайлера.

Нестандартная

Есть и нестандартная разгадка фильма. Чак Паланик, культивируя мужественность, в итоге стал гомосексуалистом. То есть этот роман был неудачной попыткой сохранить в себе мужественность.

Самая простая

Наиболее простое объяснение концовки выглядит так.

Главный герой фильма оказался в тупике, и даже в конце не смог выйти оттуда. Он не способен был честно нырнуть в свою глубину и вынести ее, он так и остался маленьким человеком, он не изменился.

Все свои силы, вместо того чтобы смести собственное “Я”, он трусливо направил на разрушение внешнего. Это путь не свободного человека, а либо невротика, либо психопата. В конце концов это приводит к полной деградации личности.

Вопросы, оставшиеся вопросами

В философии фильма есть отрицание корпоративной культуры и современных ценностей, а Тайлер, напротив, всегда с шиком одет, и выглядит, как парень с обложки журнала. В самом фильме много рекламы. То есть саморазрушение и хаос можно представить как отрицание того, чего герой не смог достичь. Получается, лицемерию окружающих герой отвечает своим лицемерием?

И еще одно. Главный герой сначала приходит в “комфортное место”, где у всех все плохо и покидает его ради плохого места, где у всех все хорошо. Вероятно, имеется в виде то, что у современного человека бинарное мышление и он склонен к крайностям.

А может быть, все это – об отсутствии выбора в обществе конца XX-ХХI века?
После просмотров этого фильма по всему миру действительно были созданы “бойцовские клубы”: весьма важный “звоночек” для всех.

Знаменитые цитаты из фильма

Культовый фильм «Бойцовский клуб» разобрали на цитаты.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *