Философия предпринимательства предполагает что предпринимательство это
Философия предпринимательства: почему простое стремление к успеху не приведет вас к эффективному бизнесу
Nastya Nikolaeva
Рост интереса к философии у предпринимателей и — современный тренд: в концепцию мира и систему его познания наконец включен бизнес и занимающийся им индивидуум. T&P изучили современный взгляд на предмет и выяснили, почему философию считают краеугольным камнем великих инноваций.
Потеря связи между бизнесом и наукой
Специалисты Фонда Карнеги по улучшению качества образования недавно решили изучить, как современные предприниматели учитывают интересы общества в своей ежедневной работе. До сих пор представители каждой профессии, включая юристов и врачей, были сконцентрированы исключительно на собственных методиках и инструментах. У предпринимателей времен Адама Смита было время пообщаться с лучшими умами и представителями духовенства. «Нынешние бизнесмены бегут как крысы в корпоративном колесе», — пишет Пьер Гийе де Монто в статье в Grasp Magazine. По его мнению, людям в небоскребах легко игнорировать вопросы, выходящие за рамки чисто технических и операционных задач.
Рефлексия и созерцание просто выталкиваются из повседневности.
Но ежедневная нагрузка — не единственная угроза. В двадцатом веке в штат больших компаний и корпораций входили эксперты из разных сфер, которые помогали линейным менеджерам советами и рекомендациями. Во второй половине столетия корпоративные пирамиды рухнули и люди, которым платили за углубленное изучение важных вопросов, ушли из индустрии. Сокращение сотрудников, которые зачастую имели академическое образование, а также огромный долговой пузырь, образовавшийся в американской экономике, нивелировали связь бизнеса с гуманитарной научной средой. Современным философам приходится с этим сталкиваться.
Самая практичная дисциплина
В современной предпринимательской и есть конкретные примеры, которые подтверждают рост интереса к философскому образованию с точки зрения пользы для бизнеса. Так, Дэймон Хоровитц ушел из IT, чтобы получить докторскую степень по философии, и считает это одним из лучших решений в жизни. После того как Хоровитц получил степень в Стэнфорде, он стал IT-предпринимателем и добился успехов в качестве штатного философа и технического директора в Google. Его карьера наглядно демонстрирует ценность философского образования: PhD может применяться не только в среде академиков, но и в бизнесе, что приводит к его кардинальным изменениям и инновациям.
Многие из самых успешных tech-предпринимателей и инноваторов заканчивали философские факультеты и впоследствии применяли навыки критического мышления для создания проектов, удовлетворяющих те или иные запросы общества. Хоровитц считает лидерами мысли в индустрии не тех, кто потихоньку взбирался вверх по карьерной лестнице, а тех, кто шел на риск и развивал уникальные направления. Рейд Хоффман и Стюарт Баттерфилд, основатели LinkedIn и Flickr, говорят, что изучение философии было секретом их успеха. Эдвард Теннер, журналист издания «Атлантик», даже назвал философию «самой практичной дисциплиной».
Несмотря на растущее число студентов и интерес к изучению философии со стороны медиа, сам предмет считается старомодным, непрактичным и далеким от повседневной жизни. Но в мире бизнеса и технологий философия доказала не только свою пользу: зачастую она является краеугольным камнем великих инноваций. Философия и предпринимательство на удивление хорошо подходят друг другу.
Старые идеалы
Что касается самих взглядов, прежнюю цель бизнес-философии можно интерпретировать как «осмысление идеалов». В контексте предпринимательства эта задача часто включает обращение к понятиям «идеального управления», «идеальной организации» или «идеального рынка». В данном подходе бизнес-образование традиционно цепляется к тем концепциям, которые эти идеалы поставляют. Таким образом, экономика и личность homo economicus строится на модели, провозглашающей рациональность выбора и принятия решений. Так, традиционные идеи организации бизнеса могут базироваться на предположении, что это не только возможно, но и нормально — создавать компании, где разум ставится выше всего остального.
В своей книге Николь Девандр, член Европейской комиссии, размышляет о практическом эффекте подобных идеалов. Основываясь на философских заключениях, отличных от вышеописанных, она приходит к выводу, что последние не только бесполезны, но даже вредны. Девандр считает, что если ежедневно подходить к бизнесу, держа в голове только рациональность, рано или поздно это сделает из человека разочарованного циника. Она объясняет это тем, что наш реальный опыт и все происходящее вокруг не сходится с тем, чему нас учили. В конце концов это несоответствие заставляет нас не только отказаться от своих идеалов, но и перестать верить в существование истины, что делает из нас оппортунистов. Мы полностью отдаемся динамике рынка и подтверждаем циничность времени, в котором живем.
Стремление к успеху как путь к провалу
Если мы подойдем к только с точки зрения того, что приносит успех, нам едва ли удастся воспринимать свои ошибки, недостатки и проблемы как моменты обучения. Эту точку зрения подтверждают Пол Шривастава и Мэтт Статлер, авторы книги «Учимся на мировом финансовом кризисе» (Learning from the Global Financial Crisis: Creatively, Reliably, Sustainably, 2011). Но, разумеется, сложно критиковать идею стремления к совершенству, когда книжные полки ломятся от рекомендаций как стать успешным менеджером, руководителем департамента, директором компании, или просто быть успешным во всем.
Из Аристотеля и Джона Дьюи, американского философа-прагматика, мы знаем, что истинное обучение и рефлексия основываются на экспериментах, особенно неудачных. Вы можете по-настоящему понять, что здоровы, только если когда-нибудь чем-нибудь болели. Этот инсайт — самый банальный и привычный для других специалистов. Юристы учат закон, основываясь на преступлениях, врачи пытаются лечить болезни. Это и есть философский подход: человек получает шанс понять, кто он есть и как он себя ведет, если что-то не так. Но тотальной концентрации на успехе, предприниматели перестают выходить за собственные рамки и размышлять.
Философия неудач
Неудача — гораздо более широкая тема в философии, чем успех. Таким образом, бизнесу нужна философия, которая основывается на провалах и может переводить реальные проблемы в опыт — источник знаний. Существование капиталистической системы так же гораздо больше зависит от неудач: современный капитализм не мог развиваться без законов о банкротстве и ограничений ответственности предприятий. Его развитие в меньшей степени предполагает безопасный путь к успеху, но означает поиск правовых, социальных и философских путей обхода сдерживающих факторов. Любая новая бизнес-философия должна строиться на концепции краха и переживании неудачного опыта, а не на циничном идеале успеха.
Так почему специалисты с философским образованием вскоре станут предпринимателями, которые задают тон всему бизнесу?
Философия развивает навыки критического мышления и предпринимательского чутья
Философия — одна из самых сложных специальностей. Строгие стандарты письма и аргументации помогают студентам освоить навыки критического мышления, которые оказываются полезными в различных профессиях. «Открытые задания вынуждают студентов искать уникальный аспект работы философа, которого они изучают, либо оригинально связывать мысли двух разных мыслителей», — пишет Кристина Нассергходси, директор по инновациям Международной Веллингтонской школы в Дубае. «Подобным же образом предприниматели должны уметь находить и понимать уникальные возможности существующих рынков».
«Мне кажется, понимание вопросов, что есть человек, жизнь, культура и общество, дает больше перспектив при создании бизнеса, нежели чистое бизнес-образование», — считает сооснователь Flickr Стюарт Баттерфилд, который получил степень бакалавра и магистра философии в Университете Виктории и Кэмбридже, где занимался философией разума. По его мнению, у вас всегда будет возможность научиться подводить баланс и считать прибыль, в то время как другие вещи сложнее схватывать на лету.
Выпускники-философы создают тенденции в мире технологий
«Изначально я планировал стать академиком,» — рассказал сооснователь LinkedIn Рейд Хоффман в интервью Wired. Он выиграл стипендию Маршалла и читал курс философии в Оксфорде. Когда Хоффман осознал, что академический мир не даст ему достаточно средств, чтобы оставить след в истории, он решил стать разработчиком. Теперь он использует навык критического мышления, развитый во время обучения философии, для выгодного инвестирования высокотехнологичных стартапов.
Философы будут решать глобальные проблемы
В Принстонском университете считают, что поскольку философов учат анализировать и искать новые подходы, они способны решать задачи в разных сферах современного общества. «Философия может помочь нам сформулировать экзистенциальные проблемы, с которыми мир сталкивается сегодня, но только если мы вернем ее из дальнего угла и начнем активно применять в бизнесе», — писал в 2010 году Дов Сейдман, автор книги «HOW: why HOW we do anything means everything».
Знание философии делает вашу кандидатуру привлекательной на
«Вы учитесь на гуманитарной специальности, чтобы впоследствии заниматься интеллектуальным научным трудом, и совершенно случайно становитесь интересным специалистом для tech-индустрии», — говорит Хоровитц. Таким образом, философское мышление и гуманистическая точка зрения на общество делают вас более привлекательным кандидатом на ту или иную должность в области высоких технологий.
Философия предпринимательства
Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 13:46, реферат
Описание работы
В своей работе я провела методологический анализ предпринимательства, который может быть полезным, как людям, решившим открыть своё дело, так и методистам при создании курса философии предпринимательства.
Содержание
Глава 1.
Предпринимательство: этимологический ас-пект………………………………5
Глава 2.
Сущность предпринимательст-ва…………………………………………………8
Глава 3.
Концепция современной философии предпринимательст-ва…………………14
Работа содержит 1 файл
Философия предпринимательства.doc
Подвергая методологическому анализу предпринимательскую деятельность необходимо выделить признаки, которые присущи данному виду человеческой деятельности.
Кстати, преследуя свой корыстный интерес – личное обогащение, предприниматель с необходимостью должен следовать потребительскому спросу, т.е. производить товары или услуги для общего блага. Следовательно, можно вывести ещё один признак предпринимательской деятельности.
В-третьих, сочетание частного интереса с общественным, который заключается в том, что, только предлагая другим наилучший товар или услугу, предприниматель сам получает выгоду.
В-четвёртых, творческий подход, новаторство. Без предложения на рынке инновационных идей, можно не выдержать конкуренцию и оказаться среди аутсайдеров. Поэтому предпринимателю надо не просто идти в ногу со временем, но и немного опережать время, предугадывая вкусы и пожелания потребителей. Для этого, конечно же, нужно следить и за деятельностью других бизнесменов в своей области, и за достижениями научного прогресса, которые можно будет использовать в качестве технологий улучшения своего бизнеса.
В-пятых, наличие риска. Бизнесмен, выходя на рынок со своей идеей, безусловно, рискует. Ведь в случае неудачного ведения дел, ему придётся самостоятельно покрывать свои долги. И, более того, нет никакой гарантии, что даже успешное в течение нескольких лет предприятие останется таковым же на протяжении более длительного срока.
В-шестых, тактическая политика. Чертой тактических манёвров является их нацеленность на краткосрочную перспективу, в то время как длительные стратегии порой не эффективны для бизнеса. Рынок – живая, текущая структура. Невозможно, заранее предвидеть, как изменится мода, экономическая ситуация в стране, не случится ли экологических катастроф, а вместе с тем и другие условия, для того, чтобы точно спланировать свою деятельность на десятки лет вперёд. Бизнес – это своевременное следование изменяющимся условиям и обстоятельствам.
Помимо признаков, для более полного понимания сущности предпринимательства, следует также рассмотреть и структуру данной деятельности.
В структуру такой человеческой деятельности как предпринимательство входят следующие компоненты:
2) потребности, мотивы, побуждающие к деятельности;
3) предмет, видоизменение которого возможно для достижения цели, знание об этом предмете;
4) способы и средства достижения цели;
Рассмотрим каждый из приведённых элементов по отдельности.
Целью любого бизнеса является изготовление такой продукции, которая будет пользоваться спросом и принесёт желаемый доход предпринимателю. Но, следует помнить, что этот доход изначально не определён и не фиксирован. Поэтому человеку, пожелавшему начать вести предпринимательскую деятельность, нужно будет это учесть и построить цель своей деятельности, исходя из данного условия. Предприниматель изначально должен быть готов к получению минимальной прибыли или даже к убыткам, что вовсе не означает, что эти убытки будут ему сопутствовать на протяжении всей его деятельности.
Для того, чтобы боязнь убытков не остановила предпринимателя на своём пути, ему необходимо расставить приоритеты в своих действиях и сделать мотивом своего занятия не получение максимальной прибыли, а реализацию своих идей, которые при их благополучном воплощении принесут в итоге желаемую прибыль. Если же изначально в качестве мотива выбрать получение денег, бизнес на первых же порах может разочаровать своего организатора, который необоснованно решит, что его идеи не имеют ценности и закончит ведение дел, так и не дождавшись должного материального вознаграждения.
Предмет, как структурный компонент предпринимательской деятельности, предполагает не только наличие самой бизнес-идеи, но и знание опыта своих предшественников, их ошибок и успешных решений. Это приведёт к пониманию концепции собственной деятельности, с чем непосредственно связан следующий компонент – способы и средства достижения цели. Эти элемент зависят от качеств личности самого предпринимателя, от уровня его образования, квалификации, способностей к организации и самоорганизации, от умения не просто добывать знания и информацию, необходимые для успешного ведения бизнеса, но и способности её использовать.
И, наконец, рассмотрим последнюю составляющую предпринимательской деятельности – её условия. Под условиями понимаются обстоятельства, при которых развивается деятельность. Причём они могут как позитивно влиять на неё, так и негативно, т.е. препятствовать, не позволять быть эффективной. Естественно, если предприниматель не в силах самостоятельно изменить условия в свою пользу, ему необходимо учитывать их при ведении своего хозяйства и, возможно, даже менять свою деятельность под эти условия.
Итак, мы рассмотрели сущность предпринимательства, исходя из понимания данной деятельности различными экономистами, а также из признаков, присущих ей в настоящее время и её структуры.
Концепция современной философии предпринимательства.
Философия представляет собой особую форму знания. Одной из функций позитивной философии является то, что она предоставляет нам методологию всех остальных областей знания. Так у любой науки есть философская составляющая. Например, философия экономики рассматривает философские основания экономической науки.
Философия также стремится к объяснению всех феноменов, происходящих в обществе. И можно считать закономерным появлением философии предпринимательства, так как предпринимательство в современных государствах начинает играть особую роль.
Главной фигурой такого общества является потребитель. Его требования (если они социально безопасны) обладают приоритетом над возможностями производителя, и защищаются установлениями государства и общества. Важнейшими достижениями «общества потребления» могут считаться:
последовательное претворение в жизнь идей свободы торговли, что привело к созданию международного рынка товаров и услуг — потребитель в любой стране может приобретать товар, произведенный в любой стране; следствием этого является резкое обострение конкуренции производителей, обострение их борьбы за повышение качества продукции и конкурентные цены, за снижение сроков выхода товара на рынок и в то же время усиление кооперации и сотрудничества в производстве и продвижении товаров на рынок;
развитие систем государственной и общественной защиты прав потребителей на качественную продукцию и услуги; эти системы защиты не только позволяют потребителю взыскивать с производителя ущерб за недоброкачественную продукцию и услуги, но и предупреждают появление такой продукции на рынке, а также ограничивают монополизацию рынка производителем; следствием этого является необходимость производителя предоставлять потребителю систему доказательств качества товара еще до того, как потребитель этот товар приобрел;
достаточно высокий уровень самосознания потребителей, которые согласны платить за качество и готовы сотрудничать с производителем в его повышении.
Сейчас в мире идёт процесс глобализации, что означает стирание национальных границ и как следствие создание новых перспективных рынков. Возможности бизнеса расширяются. Философии предпринимательства необходимо это учитывать, чтобы подводить основания под идею и принципы предпринимательства. Также необходимо учитывать то, что ограниченные ресурсы Земли не могут покрыть все безграничные потребности человека. Поэтому современная философия предпринимательства дополняется ещё несколькими важными принципами.
Современный бизнес всё больше развивается в сторону интеллектуальных технологий. Особое место теперь отводится нематериальным активам. Информация начинает играть главную роль во многих отраслях предпринимательства. Поэтому необходимо понимать важность применения фундаментального научного знания для создания бизнес-модели.
Но современные предприниматели должны руководствоваться не только научно-техническими знаниями, но и знаниями по экологии, психологии, культурологии, этики, философии. Это позволит учитывать максимум аспектов при ведении своей деятельности.
При ведении своего бизнеса, особенно, если речь идёт о корпоративных формах, нельзя не учитывать внутреннюю культуру и внутренние знания, генерирующиеся и обращающиеся внутри бизнеса. Предприниматели называют эти знания «неявными». К ним относятся корпоративная этика, культура, принятая система взаимоотношений – всё, то, что нельзя отделить от одной компании и продать другой. Эти знания приобретаются совместными усилиями сотрудников компании и устойчиво закрепляются именно за данной компанией, возможно, вовсе не подходя другой. И хотя эти знания нельзя скопировать, им можно и нужно учиться.
На современном рынке победа компании в конкурентной борьбе не всегда достигается благодаря технологическим преимуществам, не всегда побеждает товар, лучший в техническом отношении. Принципиальную роль играет маркетинг и взаимодействие с другими технологиями. Маркетинг позволит учесть максимальное количество благоприятных факторов, положительно влияющих на развитие бизнес-идеи.
Предпринимательская деятельность – двигатель в развитии общества, обогащении его материальной и духовной культуры.
Философское осмысление предпринимательства должно дать тот фундамент, на который следует опираться людям, решившим заняться своим бизнесом.
Философия и предпринимательство: реалии современного мира
Дата публикации: 09.11.2020 2020-11-09
Статья просмотрена: 244 раза
Библиографическое описание:
Строкова, А. В. Философия и предпринимательство: реалии современного мира / А. В. Строкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 45 (335). — С. 364-367. — URL: https://moluch.ru/archive/335/74903/ (дата обращения: 28.12.2021).
В статье рассмотрено понятие бизнеса с точки зрения философии. Выявлены самые распространённые концепции предпринимательства в настоящее время. Определены философы современности, их идеи и убеждения. Приведены примеры успешного устройства на работу благодаря философским знаниям. Перечислены направления дальнейшего развития философской науки в цифровом мире.
Ключевые слова: предпринимательство, философия, концепция, цифровая экономика, идея.
С развитием технологий и появлением Интернета человечество сделало огромный шаг вперёд. Перед людьми встали новые задачи, решение которых ещё только предстоит найти. Благодаря науке мы узнали те вещи, о которых даже не догадывались столетие тому назад. Всё это позволило пересмотреть взгляд на окружающую действительность, изменить предпочтения [9]. И вот, в 21 веке человечество стоит перед новой вехой истории — цифровой экономикой. Именно по этой причине, тема новой философской мысли актуальна в наши дни. Ведь именно благодаря этому разделу знаний предприниматель сможет не потеряться в количестве информации, вывести свой бизнес на качественно новый уровень.
Прежде чем переходить к обсуждению этой проблемы, определимся с понятиями, которыми мы будем оперировать в процессе исследования темы. В самом общем понятии философия — это особая форма познания мира, которая составляет систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих характеристиках отношения к природе, обществу и человеку во всех ее основных проявлениях. [12] Если говорить о понятии «Бизнес», то подобрать наиболее точное определение достаточно сложно. С одной стороны, этот процесс можно рассматривать с точки зрения извлечения прибыли из своей идеи. То есть определёнными действиями в сфере экономики извлекать материальное богатство из деятельности. С другой стороны, бизнес можно рассматривать как совершенно новое мышление, предполагающее умение рационализировать свою жизнь. [3] С этой точки зрения прибыль предпринимателя рассматривается не конечной целью, а лишь средством достижения нечто большего. Например, реализации своей идеи или признание обществом.
Так можно ли провести параллель между бизнесом и философией? Может ли одно существовать без другого? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Но давайте подумаем, в своей деятельности каждый грамотный предприниматель придерживается какого-то определённого плана по развитию своего бизнеса, ставит цели, которые хочет достичь в будущем. Не является ли всё это частью философии? Ведь получается, что все современные теории менеджмента, стили управления, целеполагание возникли не случайно. Существовали предпосылки, некие философские исследования и концепции, на основе которых современные предприниматели пытаются построить свою деятельность. [10]
В первую очередь начинающий бизнесмен разрабатывает план реализации своей экономической идеи. Для этого он в своём воображении представляет, каким он хочет видеть своё дело, к каким идеалам следует стремиться, каких людей чувствует рядом с собой. При этом факт принадлежности к определённому социальному слою не должен мешать человеку в самореализации. Даже люди, которые росли в бедности, могут достичь небывалых высот [11]. Да, пусть на начальном этапе им приходилось сложнее других, но благодаря своему желанию и стремлению они смогли полностью реализовать себя в жизни. Так, например, создатель мультипликационной компании Уолт Дисней родился в бедной семье, но благодаря своему таланту и упорной работе стал одним из самых известных людей мира. Его философские идеи состояли в том, что он не видел большой разницы между детьми и взрослыми. Он говорил: «Я рассказываю простые истории, и по моим героям видно, что хорошее в жизни может быть так же увлекательно, как и мрачные приключения» [2]. Идею нести радость в мир можно легко транслировать и в сферу бизнеса, если рассматривать его, как воплощение своих идей в жизнь. Когда у человека есть план, как можно преподнести нечто новое в окружающую среду, действия по реализации можно рассматривать как приключение. При этом немаловажно быть нацеленным на «счастливый конец», то есть предполагать, что всё будет благополучно, ведь, как говорится, мысли материальны. Но при этом не упускать из виду тот факт, что без упорного труда цели добиться практически невозможно.
Когда мы говорим об идеи, которую непременно хочется реализовать в жизни, вспоминается американский предприниматель Фил Найт, основатель бренда Nike. Еще в университете ему пришла в голову, как он сам её называл, «безумная идея», которая заключалась в дистрибуции японской обуви в США. В своей курсовой работе он доказывал, что японские кроссовки смогут занять лидирующие позиции на рынке спортивных товаров в США. Он был так поглощён своей идеей, которая была достаточно проста, но в то же время масштабна, что не останавливался ни перед чем, чтобы его мечта стала реальностью. И сегодня его компания занимает лидирующие позиции, наравне с такими брендами, как Adidas, Puma и другими [8]. Что мы можем вынести из этой истории? В своей книге предприниматель постоянно использовал фразу: «Единственный путь — двигаться наверх. Либо расти, либо умирать» [4]. Будучи спортсменом, Фил воспринимал бизнес, как честную борьбу. Он готов был работать не покладая рук, чтобы продвинуть свой бизнес по производству и продажи кроссовок и шёл на большие риски. «Ну а здесь, знаешь ли, приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте. Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать, по меньшей мере, вдвое быстрее» — писал Найт [4]. В то же время необходимо уметь идти на риски и выделяться из толпы. «Вас помнят из-за правил, которые вы нарушали», [4] — утверждает продавец спортивной обуви, подразумевая под этим не переступание закона, а нахождение новых решений в тех местах, где всё уже исследовано и приведено к шаблонам.
Однако Фил Найт, как и Уолт Дисней не были философами по образованию. Они двигались в собственном направлении, исходя из собственных убеждений. Но встречаются и примеры, когда люди специально уходили с работы, чтобы получить образование в сфере философии, после чего добивались успеха. Так, Дэймон Хоровиц ушёл из IT-компании и поступил в Стэнфордский университет, для того чтобы получить докторскую степень по философии. По окончании учебного заведения в 2011 году в своей речи Хоровитц сказал про эту ситуацию: «Это было одно из лучших решений в жизни» [6]. После этого его жизнь кардинально изменилась. Через некоторое время ему предложили должность штатного философа в крупнейшей компании современности — в Google. Это произошло сразу после того, как после окончания университета Дэймон Хоровитц стал задумываться о сущностях вещей. Опираясь на полученные философские знания, он разработал собственный тип поисковой системы Aardvark. Компания Google заинтересовалась молодым человеком и после переговоров новинка была продана компании, а сам изобретатель был принят на работу [5].
В чём же состояли основные идеи Дэймона Хоровитца? Что открылось молодому предпринимателю-философу после получения знаний о сущностях жизни? Во-первых, после того, как самые масштабные открытия уже были изобретены, а в настоящее время идёт их преобразование и доработка, возникает проблема «зашаблонивания». Все предлагаемые решения в бизнесе настолько банальны и изучены, что сложно чем-то удивить окружающих. Именно поэтому изучение философии, в первую очередь, помогает расширить понимание привычных понятий, посмотреть на вещи под другим углом. В то же время происходит расширение рынка идей. Человек после изучения философии открывает для себя новые грани, ему больше не нужно концентрироваться на чём-то одном [7]. Во-вторых, расширяется представление о мире, о его устройстве. Когда знаешь, кто за что отвечает, что повлечёт за собой то или иное действие, гораздо проще разрабатывать новое, приносить в мир то, что ему сейчас действительно нужно. В-третьих, философия помогает пересмотреть понимание истории, как циклически развивающегося механизма и на основе этих знаний осознать, что такое современный мир и куда он движется. Дэймон Хоровитц до получения докторской степени работал над созданием искусственного интеллекта. «Теперь я вижу мир не глазами машины — через призму того, что мы можем упростить до её понимания и логического функционирования» — говорил он в своём интервью [5]. По его мнению, современные технологии человек должен воспринимать не как вещи, облегчающие жизнь человека, а как часть культуры данного этапа развития. Последнее слово всегда должно оставаться за человеком. Именно он мыслит, а техника лишь помогает ему в этом. Эта точка зрения как раз и помогла создать новый тип поисковой системы, которая заключалась в социальном взаимодействии человека и техники. Её смысл заключался в том, что человек в ответ на запрос получает не набор сайтов с информацией по теме, а ответ другого человека, разбирающегося в этой области.
Какие тенденции мы можем выделить на современном этапе развития? Как процесс развития человеческого общества не останавливается ни на минуту, так и не останавливаются вызовы реальности, которые влияют на жизнь людей. И сейчас мир стоит на пути к новой реальности — цифровой экономики. Это экономическая деятельность, сфокусированная на цифровых и электронных технологиях, таких как электронный бизнес, коммерция, а также производимые ими товары или услуги. Другими словами, цифровая экономика — это все деловые, культурные, экономические и социальные операции, совершаемые в Интернете с помощью цифровых коммуникационных технологий [13].
Можно выделить две большие философские проблемы бытия человека в современном мире. Первая касается поиска человека и его личности в сетях Всемирной паутины [1]. Уходя в виртуальный мир, мы теряем своё истинное «Я», пытаемся казаться теми, кем мы не являемся. Другой аспект этой же проблемы — количество информации, которой оперирует современный Интернет. Неподготовленный человек, не умеющий отделить реальное от выдуманного, может неправильно сформировать своё мировоззрение, опираясь на недостоверную информацию некоторых источников во Всемирной паутине. Вытекающая из этого проблема — чрезмерное потребление товаров и услуг. Постоянные рекламные кампании, статьи в социальных сетях, маркетинговые уловки стимулируют покупательский спрос. Это положительно влияет на экономический фактор, но никак не помогает духовному развитию личности. С этой стороны философия новейшего времени призвана помочь человеку обработать нужную информацию, научиться ориентироваться в информационных потоках.
Другая проблема духовного развития людей нашего времени опирается на завышенные требования к личности. Очень сложно найти баланс между естественным стремлением человека к комфортному выполнению своих изначальных природных функций (построение семьи, отдых, забота о здоровье) и искусственных принципов успешной жизни (работа, деньги, карьера, потребление) [1]. Темп жизни среднестатистического городского жителя заметно вырос за несколько десятилетий. Дом — работа стали двумя сферами жизни человека, между которыми он фактически разрывается. Рассматривая эту сторону проблемы, можно обратиться к такой философской категории, как смысл жизни. Современные реалии таковы, что человек на основе различных философских концепций должен самостоятельно решить, чего он хочет добиться в жизни, что ему важнее в данный период времени. Исследуя себя и окружающий мир нам надо научиться распределять своё время, находить баланс между своими обязанностями и увлечениями.
Таким образом, философия в современном мире не утратила своё значение. Преобразовываясь со временем, она и по сей день отвечает на вопросы людей о жизни, позволяет понять себя и окружающую действительность. Кому-то она помогает открывать свой бизнес, придумывать что-то новое и воплощать свои идеи в жизнь. А кому-то просто понять себя и своё место в этом безграничном мире.
1. Еникеев А. А., Скрипко В. И. Актуальные философские проблемы XXI века: открытое будущее человечества // Молодой ученый. — 2016. — № 12. — С. 1542–1545. — URL https://moluch.ru/archive/116/31369/ (Дата обращения: 27.10.2019).
2. История успеха студии Walt Disney. // URL: https://bbf.ru/magazine/23/4378/ (Дата обращения 22.10.19).
3. Как философия помогает Google и как она может помочь белорусскому бизнесу. // URL: https://www.marketing.by/mnenie/pochemu-biznesu-ne-oboytis-bez-filosofii-intervyu-s-magistrom-filosofii-/ (Дата обращения: 11.10.19).
4. Найт, Ф. Продавец обуви. История компании Nike, рассказанная её основателем [Текст] / Фил Найт; Пер. с англ. В. М. Царёв. — Москва: Эксмо, 2017. — 520 с.
5. Получите докторскую степень в гуманитарных науках: предприниматель Дэймон Хоровитц советует программистам заняться философией. URL: https://theoryandpractice.ru/posts/5283-poluchite-doktorskuyu-stepen-v-gumanitarnykh-naukakh-predprinimatel-deymon-khorovitts-sovetuet-programmistam-zanyatsya-filosofiey (Дата обращения 23.10.19).
6. Почему безопасный путь к успеху не приведёт вас к истинному счастью в бизнесе. // URL: https://econet.ru/articles/63773-pochemu-bezopasnyy-put-k-uspehu-ne-privedet-vas-k-istinnomu-schastyu-v-biznese (Дата обращения: 22.10.19).
7. Самые популярные философы современности. // URL: https://www.smol.kp.ru/daily/26158/3046319/ (Дата обращения: 20.10.19).
8. Советы великих бизнесменов: Фил Найт. // URL: https://jizn.info/soveti-velikih-biznesmenov-fil-najt/ (Дата обращения: 22.10.19).
9. Спиркин, А. Г. Философия: учебник для бакалавров: [гриф МО РФ] / А. Г. Спиркин. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2014. — 828 с.