Философия помогает моему профессиональному росту тем что
Философия в профессиональной деятельности
Вы будете перенаправлены на Автор24
Профессиональная деятельность – это целенаправленная деятельность человека, обусловленная специфическими рамками определенной профессии, ее целями и задачами.
Понятие и виды деятельности
Деятельность представляет собой одну из центральных форм бытия человека. В отличии от животных, которые адаптируются к окружающей среде или действуют на основе инстинктивно заложенных программ, человек реализует субъектный, деятельный подход к миру.
Деятельность в своей структуре предполагает наличие четко осознаваемой цели, программы действий, которая ведет к ее достижению, а также мотива, побуждающего личность к действию и основанного на существующих потребностях.
Человеческая деятельность имеет преобразующий потенциал, она меняет как объект деятельности, т.е. то на что направлены усилия, так и сам субъект деятельности, который в ходе деятельности реализует себя, приобретает практический опыт, совершенствует собственные навыки и т.д.
Принято выделять четыре основных вида деятельности:
Общение как деятельность можно рассматривать на двух уровнях – широком, в рамках которого общение рассматривается как процесс коммуникации, вербального и невербального взаимодействия между двумя людьми, с целью передачи информации или оказания воздействия, и более узком, специализированным. Общение в широком смысле слова, представляет собой наиболее распространенный и даже жизненно необходимый вид деятельности человека, и входит в состав других видов деятельности, поскольку обучение, игра, труд без общения (хотя бы опосредованного) невозможны.
Общение в узком смысле представляет собой специфический вид деятельности, цели, задачи и средства воздействия которого лежат исключительно в рамках коммуникативного процесса. Примером общения как профессиональной деятельности, может выступать деятельность психолога, который посредством специально организованных коммуникативных приемов оказывает воздействие на личность пациента, деятельность управленца, который с помощью коммуникации осуществляет руководство другими людьми, деятельность артиста который с помощью речи, мимики, жестов, заставляет людей переживать те или иные психоэмоциональные состояния и т.д.
Готовые работы на аналогичную тему
Учение также включает в себя два взаимосвязанных вида деятельности. С одной стороны, это обучающая, преподавательская деятельность педагога, воспитателя, направленная на передачу знаний, умений, навыков собственным ученикам, а с другой стороны это учебная деятельность самих учеников, направленная на усвоение этого материала. Учение сопровождает человека на протяжении всей его жизни от самого рождения, до самой старости, поскольку столкновение с любым новым проявлением реальности (новая работа, новые навыки, новое оборудование, новый продукт) требует учения связанного с его освоением.
Специфической особенностью игры, является тот факт, что цели деятельности лежат не за ее пределами, а в рамках самого процесса деятельности. При этом традиционно выделяется детская, имитирующая игра, которая традиционно рассматривается с позиции усвоения детьми различных социальных ролей (учителя, продавца, родителя, военного и т.д.), а также самоценная игра, характерная как для детей, так и для взрослых. Можно выделить также профессиональные виды игры, такие как спортивная и киберспортивная деятельность.
Труд представляет собой преобразующую деятельность, направленную на получение социально полезного результата – материального или духовного продукта. Трудовая деятельность наиболее обширна и разнообразна, именно труд в первую очередь воспринимается как сфера самореализации личности. В тоже время монотонный, стереотипный, отчужденный труд индустриального рабочего или офисного клерка выступают одним из факторов деградации, дезадаптации личности.
Специфика профессиональной деятельности
Профессиональная деятельность неизбежно включает в себя элементы всех четырех основных видов деятельности, но в то же время раскрывает их на более глубоком уровне, обусловленном спецификой той профессиональной среды, в которой эта деятельность осуществляется. Статус профессионала предполагает, что человек не просто выполняет некую деятельность, но сознательно выбирает ее в качестве своей зоны трудовой реализации, связывает с этой деятельностью определенные ожидания, ценности, убеждения, стремится к развитию в ее рамках, повышению собственного профессионализма и достигает в том числе личностного роста.
Так, например, деятельность по выкапыванию и закапыванию ямы, даже высоко оплачиваемая и выполняемая качественно, не может считаться профессиональной, поскольку выполняющий ее человек не способен считать данную деятельность собственным призванием. Она является просто физическим трудом.
Аналогично человека выполняющего трудовую деятельность в следствии экономического принуждения, исключительно ради заработка, к которой он испытывает преимущественно негативные эмоции, нельзя назвать профессионалом. Личностными результатами такой деятельности становится переживание отчуждения от результатов и процесса труда, профессиональные деформации и складывание синдрома эмоционального выгорания.
Место философии в профессиональной деятельности
Значимым компонентом профессиональной деятельности и профессионализма являются ценностные установки и мировоззренческая ориентация личности, ее отношение к труду, к обществу, к миру, к самой себе. Формирование этих установок, а значит и формирование профессионализма невозможно без усвоения личностью философских представлений, концепций.
Философия как система рефлексии бытия предлагает миру и обществу различные мировоззренческие концепции, среди которых различные общества, государства выбирают наиболее близкие им по духу, целям, ценностям. Личность в свою очередь складываясь и воспитываясь в определенном обществе неосознанно потребляет готовые мировоззренческие образцы, основанные на главенствующей философии.
Развиваясь как профессионал личность неизбежно сталкивается с «вечными» вопросами, которые решаются в рамках философии, и так или иначе нуждается в потреблении философских теорий и подходов, для синтеза собственной экзистенциальной позиции.
Почему изучение философии необходимо специалисту любой отрасли знания: инженеру, врачу, учителю, агроному и пр.?
Философствует каждый и каждый решает для себя жизненно важные, поистине философские проблемы (об отношении к миру, о смысле и цели жизни, выборе профессии, о добре и зле и т. д. ). Так не лучше ли вместо того, чтобы блуждать в лабиринтах проблем, поучиться философии у других?!
Благодаря философии человек начинает ощущать себя гражданином мира, становится как бы вровень с человечеством и даже с миром в целом.
3. Философия помогает человеку осознать себя в полном смысле человеком (не мужчиной или женщиной, не представителем той или иной национальности, религиозной конфессии или специалистом-профессионалом).
Она, в частности, помогает специалисту преодолевать свою профессиональную ограниченность, односторонность, т. е. защищает специалиста от того, что называют профессиональным кретинизмом (ограниченностью, узостью). Вспомним, что по этому поводу говорил Козьма Прутков: специалист подобен флюсу, полнота его одностороння.
Человек должен быть всесторонне образованным, культурным, развитым. Это достигается изучением наук по специальности, чтением научно-познавательной, художественной литературы, газет, журналов, развитием музыкального и художественного вкуса, практических навыков и умений. Философия стоит как бы в центре всего этого потока образовательных и воспитательных задач.
4. Благодаря философии необыкновенно расширяется умственный кругозор, появляется и/или увеличивается широта мышления. Последняя помогает человеку понять-понимать других, учит терпимости, толерантности, учит не бояться чужого, т. е. защищает от ксенофобии.
5. Философия прививает вкус к отвлеченному, абстрактному мышлению и не в меньшей степени, чем математика.
Философская абстракция, в отличие от математической, наполнена жизненным смыслом; она не отвлечение от многообразного, а единство многообразного. Достаточно упомянуть такие абстракции, как «мир в целом», «пространство», «время», «материя», «дух».
6. Философия сообщает человеку то, что называют твердостью, неустрашимостью духа. Благодаря ей человек избавляется от опасного чувства муравья, мечущегося без какого-либо смысла между гигантскими корнями деревьев.
8. Философия учит критичности, критическому мышлению. Ведь первое условие философствования: ничего не принимать на веру. В этом своем качестве философия помогает избавиться от предрассудков и заблуждений.
Рациональное познание. Его уровни и формы.
Рациональное познание — это познавательный процесс, который осуществляется посредством форм мыслительной деятельности.
Формы рационального познания имеют несколько общих характеристик: во-первых, присущую всем им направленность на отражение общих свойств познаваемых предметов (процессов, явлений); во-вторых, связанное с этим отвлечение от их единичных свойств; в-третьих, опосредованное отношение к познаваемой реальности (через формы чувственного познания и используемые познавательные средства наблюдения, экспериментирования, обработки информации); в-четвертых, непосредственную связь с языком (материальной оболочкой мысли).
К основным формам рационального познания традиционно относят три логические формы мышления: понятие, суждение и умозаключение. Понятие отражает предмет мысли в его общих и существенных признаках. Суждение — форма мысли, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается о предмете мысли. Посредством умозаключения из одного или нескольких суждений с необходимостью выводится суждение, заключающее в себе новое знание.
В составе научного знания обычно выделяют два основных уровня – уровень эмпирического и теоретического знания. В эмпирическом знании преобладает чувственное познание, т.е. вид познания, преимущественно опирающийся на данные органов чувств – зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. В теоретическом познании преобладают рациональные методы познания, преимущественно опирающиеся на логику, интеллект и мышление.
Общество как система.
Понятие общества употребляется в двух основных смыслах. Собственно философское значение этого термина таково: общество – это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. В истории, социологии и культурологии чаще используется более узкое понятие общества: общество – это определённый этап человеческой истории (родовое общество, общество капитализма) или конкретный социальный организм (французское общество, общество США).
Первыми философами общественные отношения рассматривались по аналогии с кровно-родственными, семейными. Так древнекитайская мысль традиционно смотрела на общество сквозь призму патриархальности. В европейской философии, начиная с Платона и Аристотеля, возникновение общества объяснялось с помощью потребностного подхода. Согласно этому подходу во главу угла ставится неспособность индивида на должном уровне удовлетворить все свои потребности самостоятельно. Тем самым общество – это соглашение о взаимном разделении обязанностей, о взаимном удовлетворении потребностей. Эта концепция лежит в основе теории общественного договора, сложившейся в 16-18 веках.
Теория общественного договора дополняет представление о взаимном соглашении индивидов правовым анализом, а её принципиальная новизна заключается в чётком разделении и даже противопоставлении общества как такового и государства, до XVI века в философии не различавшихся (термин введён Н.Макиавелли). Она является классическим образцом индивидуализма в подходе к анализу социума. Современные индивидуалистические концепции оперируют категорией деятельности, носителем которой является по-прежнему атомарный индивид.
В 19-м веке возникли многообразные концепции социума, ставившие на первое место в его функционировании не индивида, а социальные общности. Максимально крупные общности (классы) выделяет марксистский анализ общества, современная социология большее внимание уделяет малым группам – семье, коллективу.
Так или иначе, нельзя считать эти позиции однозначно несовместимыми, т.к. очевидно, что социум детерминируется как на уровне социальных общностей разного масштаба, так и на уровне индивидов. Это позволяет рассматривать общество как сложную динамическую систему, в которой могут быть выделены подсистемы и элементы.
Взаимосвязи сфер образуют основную структуру общества. Между тем в его составе имеются и более мелкие первичные звенья, такие как социальные общности, к которым можно отнести этнические общности (племя, народность, нация), классы, социальные группы, коллективы, семьи и т.д.
Взаимосвязи социальных общностей обычно называют общественными отношениями.
Социальная структура представляет собой совокупность социально значимых групп и устойчивых отношений между ними. Члены этих сообществ объединены некоторыми признаками: происхождением, родственными узами (семья, клан), этнонациональными признаками (род, племя, народ, этнос, нация), сходством мировоззренческих установок (религиозные сообщества), социальным статусом (профессиональные группы, трудовые коллективы, классы, сословия, касты), половыми, возрастными признаками. Ясно, что каждый человек по разным параметрам включен в различные социальные группы. Каждая из групп диктует человеку определенные нормы поведения, воспитывает уровень жизненных притязаний, прививает собственные ценностные ориентации. Любой человек входит в общество не как равный среди равных, а через те социальные группы, членом которых он является.
В обществе исторически сложились определенные устойчивые способы удовлетворения социальных потребностей человека – социальные институты. Базовыми институтами являются наследование, власть, собственность и семья. Внутри этих институтов существует разветвленная институциональная подструктура.
На трудности определения понятия материя обращали внимание еще философы древности. Китайский философ Лао Цзы говорил, что Дао (аналог материи), выраженное словами, «ускользает». Как оценить это утверждение?
Абсолютное бытие принципиально не наблюдаемо, трансцендентно, т.е. находится за пределами возможного человеческого опыта и выступает в качестве фундамента для мира воспринимаемого. С определением абсолютного небытия дело обстоит еще сложнее. Одной из первых таких попыток можно считать трактат «Дао де цзин», приписываемый легендарному древнекитайскому мудрецу Лао-Цзы. Дао, понятие во многом аналогичное понятию небытия в западной культуре, постоянно ускользает от определения. «Дао выраженное в словах не есть настоящее Дао» – говорит Лао-Цзы. Позже, уже в ХХ веке немецкий философ Мартин Хайдеггер говорил, что любое определение небытия или Ничто является логически противоречивым.
Начать с того, что само слово «дао», от которого происходят слова «даосизм», «даосы», «даосский» и т.д., вовсе не является исключительным достоянием даосизма. Оно принадлежит всей китайской мысли, и каждый философ или ученый человек древнего Китая видел в нем обозначение истины или, точнее, глубочайшей правды и праведного пути жизни. Все китайские мудрецы — приверженцы Дао. А получилось так потому, что в Китае ценили не отвлеченную, логически выводимую истину, а именно жизненную мудрость, которая, как плод, с течением времени, предстает итогом долгого — не бесконечно ли долгого? — жизненного пути и требует внутренней, часто даже неизъяснимой убежденности в своей правоте. В конце концов у каждого — своя правда, ибо у каждого — свой жизненный путь. Каждый может сам себе быть даосом — «человеком Дао». А почему бы и нет?
Пытаться очертить внешние, формальные рамки даосизма — дело почти что безнадежное. Эти рамки, как легко убедится читатель, чрезвычайно неопределенны и изменчивы. Но тот, кто способен посвятить свою жизнь постижению внутренней правды в себе, кто увидит в этой правде непреходящий, вечноживой завет и поймет, сколь далека она от «тьмы низких истин» света, тот рано или поздно откроет в даосизме глубокое, жизненное и очень последовательное учение.
Лучший способ понять, что такое даосизм, — научиться ценить в жизни не умное, даже не доброе, а просто долговечное, неумирающее, что бы то ни было. Долговечна же не абстрактная истина, а искренность чувства, бесконечно долго предвосхищаемого, ожидаемого и потому бесконечно долго памятуемого. Мудрость Дао обращена к сердцу каждого человека, и без радостного и бескорыстного душевного отклика, которым держится жизнь каждого существа, немногого стоит.
3. Функции философии и ее роль в становлении специалиста
Мы подошли к очень важному вопросу. Зачем философия нужна обществу или отдельному индивиду? Какую роль она играет в подготовке специалиста? То есть речь пойдет о функциях философского знания.
Условно все функции, которые выполняет философия, можно разделить на две большие группы: мировоззренческие и методологические. Начнем с мировоззренческих.
Первая мировоззренческая функция – гуманистическая. Суть этой функции заключается в том, что философия помогает каждому индивиду обрести смысл жизни, найти опору в жизни. На долю каждого обязательно выпадают какие-либо трудности, сложности, переживания. Философия может стать духовной опорой, которая даст силы пережить эти трудности. Для многих людей такой опорой становится религия. Однако есть много и атеистов, т. е. людей, не исповедующих никакой религии. И в то же время можно сказать, что верующим часто нужна и какая-то другая поддержка. Даже в ту минуту, когда у человека нет каких-либо существенных проблем, перед ним могут встать вечные вопросы: «А зачем я живу?», «Какая от меня польза?», «Кому я нужен?» Философия помогает ответить на эти вопросы, ощутить свое место в этом мире, осознать смысл своей жизни. Если человек не сможет найти мировоззренческую опору, то груз жизни может оказаться непосильным. Он не справится с жизненными испытаниями, может начать искать утешение в алкоголе, наркотиках, впасть в депрессию, а философия помогает нащупать систему ценностей, опору, без которой жизнь не имеет смысла.
Вторая мировоззренческая функция – аксиологическая. Суть этой функции заключается в следующем: помочь как индивиду, так и обществу в целом сформировать систему ценностей и сориентироваться в этой системе. Это важно как для общества в целом, так и для каждого человека. Система ценностей придает смысл человеческой жизни, помогает сопоставить важное и менее важное, дать ориентиры в действиях.
Третья мировоззренческая функция называется функцией социальной критики. Обычно практически совершенствовать окружающий мир, особенно систему общественных отношений, приходится юристам, политологам, экономистам. Однако для того чтобы юристы или экономисты приступили к конкретным действиям, они должны осознать, что конкретно они должны исправить. Осознать это помогают именно философы. Функция философа заключается в том, чтобы первым увидеть недостатки и проблемы. Многие из этих пороков настолько привычны, что не воспринимаются большинством как пороки. Философ помогает обществу осознать, что какая-то привычная черта жизни является порочной. Только благодаря философу проблема осознается и становится предметом обсуждения. Можно привести несколько исторических примеров. В конце XVIII в. в России вышла книга А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». На первый взгляд – невинная книжка. Цензор пролистал ее и решил, что это просто путевые заметки. Когда это произведение вышло в свет, то оно произвело эффект разорвавшейся бомбы. Екатерина II назвала Радищева «бунтовщиком хуже Пугачева». Автор показал, насколько негуманно крепостное право, неограниченная власть монарха дает возможность для любого произвола. Он высказал мнение, что страной должна управлять не монархия, а народ. Именно это больше всего и разозлило Екатерину. Таким образом, высказал то, что видели все, но мало кто осознавал. Еще один пример. Английский политик Томас Мор оставил о себе память книжкой «Утопия», где он нарисовал вымышленный город («утопия» переводится как «место, которого нет»). Автор нарисовал образ идеального государства, в котором нет неравенства, все обеспечены всем необходимым, все трудятся на благо общества. Долгое время советская пропаганда предлагала это вымышленное государство как идеал, к которому стоит стремиться. Вряд ли большинство из нас сейчас захотели бы жить в таком государстве. Главным его принципом является самая примитивная уравниловка. Государство напоминает большую казарму, где нет места индивидуальности, зато есть глобальный контроль за всеми сферами жизни. Однако заслуга Томаса Мора огромна. Он первый поставил вопрос о равенстве всех людей. Книга писалась в обществе, где царило сословное неравенство. Человек не просто рождался неравноправным, у него не было никакой возможности подняться вверх по социальной лестнице. Родился крестьянином – помрешь крестьянином, всю жизнь будешь пахать землю и едва сводить концы с концами. Родился дворянином – сразу попадаешь в привилегированное положение, власть и богатство даются не за личные качества, а по факту рождения представителем привилегированного сословия. В этой обстановке сама мысль о возможном равенстве была передовой.
Следующая мировоззренческая функция философии – культурно-воспитательная. Так же как литература, кино, живопись, мораль, право, философия предлагает наилучшие модели поведения человека. Философия также учит думать о добре и зле, выбирать между различными возможными моделями поведения. Философия предлагает образцы, достойные подражания. Не каждый член общества усваивает эти образцы напрямую, например, маленький ребенок вряд ли будет читать произведения философов. Однако он может читать детские произведения, а автор этих произведений, познакомившись с творчеством философов, вполне может донести их мысли через поступки и слова своих героев.
Теперь перейдем к методологическим функциям философии. Первая методологическая функция философии – эвристическая. Ее название произошло от слова «эврика». Суть этой функции заключается в следующем: сами философы научные проблемы не решают, но они ставят вопрос перед учеными. Именно философы могут сформулировать перед учеными потребность в необходимости того или иного открытия. На первый взгляд все выглядит достаточно забавно: философ, уютно расположившийся в кресле, подзывает ученого той или иной специализации (физика, историка, медика) и приказывает ему сделать такое-то открытие. И ученый послушно идет выполнять указание философа. Конечно, все не так просто. Пожелание философов оформляется не в таком явном виде. Напомним, что особенностью философского знания является стремление к обобщению всех знаний и созданию крайне обобщенной картины мира. Благодаря этому философы способны почувствовать то, что даже сами ученые не всегда осознают: общество не только испытывает потребность в каком-то новом определенном научном рывке, но и самое главное – наука уже практически способна такой рывок осуществить. Высказывание это может осуществиться в виде написания какого-то философского труда, предсказаний. Оно может быть даже не понято учеными (если не высмеяно), но проходят годы, и то, что вызвало усмешку, выглядело смелой фантазией, становится реальностью.
Приведем пример. В начале XX в. в России было популярно такое философское течение, как космизм. Одним из представителей космизма является рязанец, скромный учитель физики К. Э. Циолковский. Он закончил экстерном рязанскую мужскую гимназию и преподавал физику в Калужском епархиальном училище. Свою педагогическую деятельность он сочетал с научной. И именно он впервые задумался о возможности межпланетного космического полета. Конечно, его образования (у него не было высшего образования) не хватало проработать все детали этого полета с научной точки зрения. Да и одному человеку это в принципе не под силу. Однако именно Циолковским высказывается мысль, что полететь в космос возможно, им была выведена первая формула космического полета, а в 1961 г. соотечественник Циолковского, Юрий Гагарин, стал первым человеком на Земле, полетевшим в космос. Это событие стало возможно благодаря работе целого творческого коллектива во главе с великим конструктором С. П. Королёвым. Биографами Королёва не установлено, был ли он лично знаком с Циолковским, хотя в художественных произведениях этот факт любят обыгрывать. Вполне возможно, что Королёв никогда не видел Циолковского, но то, что он был знаком с его трудами – очевидно. Фантастические на первый взгляд идеи философа Циолковского пробудили в молодом конструкторе Королёве интерес к космическим полетам. Мечту о полете в космос Королёв пронес через все испытания, которые выпали на его долю (арест, лагерь, «шарашка»), и смог блестяще ее реализовать в 1961 г.
Вторая методологическая функция философии – координирующая. Суть этой функции очень простая: философия координирует развитие различных наук, содействуют созданию междисциплинарных методов. Следует отметить, что в современной науке очень четко выстраивается тенденция к интеграции наук. Особенно ярко это видно в гуманитарной сфере. В частности если говорить о развитии исторической науки, то историки активно используют методы социологии, психологии, юриспруденции. Так, в последнее время историки стали много обращать внимания на эволюцию общественного сознания. Это потребовало привлечения новых методов, в том числе традиционно принадлежащих другим дисциплинам – психологии и социологии, использования новых видов источников. Современный историк может использовать для изучения исторической действительности художественные фильмы, карикатуры, народный фольклор (анекдоты, пословицы), что ранее было объектом исследования филологов или культурологов. Философия способствует этому междисциплинарному диалогу. Она как раз интегрирует усилия ученных, координирует их.
Третья методологическая функция философии – интеграционная. Суть этой функции мы фактически уже выделяли: именно философия из разрозненных данных, представляемых различными дисциплинами, формирует единую, обобщенную картину мира.
Теперь уместно поговорить, зачем философия нужна каждому отдельному человеку. Прежде всего, философия помогает человеку сформировать свое мировоззрение, причем мировоззрение критическое. Если у человека широкий кругозор и его духовный мир богат, а мировоззрение опирается на солидный фундамент разнообразных знаний, то его мировоззрение будет глубоким и критическим. Тогда он не станет легкой добычей различных общественных деятелей, манипулирующих общественным мнением, пытающихся заставить людей думать так, как это выгодно этим деятелям. Философия, так же как история, литература, право, помогает, с одной стороны, выработать критическую и осмысленную позицию, но с другой стороны – осознать меру своей личной ответственности за окружающий мир, свое государство, своих близких. Философия, наряду с историей, формирует ответственную, социально активную личность.
Можно выделить второй аспект значения философии для каждой личности. Философия развивает теоретическое мышление, помогает осознать любую проблему с какой-то новой, нестандартной точки зрения, найти неординарное решение какого-либо вопроса. Это важно для специалиста в любой сфере.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.