Философия на мой взгляд полезна бесполезна хотя бы потому что

Философия, на мой взгляд, полезна хотя бы, потому что

Автор: saillll • Март 31, 2020 • Эссе • 740 Слов (3 Страниц) • 493 Просмотры

Эссе на тему: « Философия, на мой взгляд, полезна хотя бы, потому что…»

Философия, на мой взгляд, полезна, хотя бы потому, что она прокладывает путь для развития науки, развивает мысль, способность мыслить.

Для начала обратимся к определению философии. Итак, философия ( др.-греч. φιλοσοφία дословно «любомудрие; любовь к мудрости») – это любовь к мудрости (желание учиться), дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира.

Для ответа на вопрос о пользе философии, рассмотрим само понятие философии. Так, в словаре Ожегова говорится: «философия есть наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления.» В Большом энциклопедическом словаре дано более широкое понятие. Таким образом, философия рассматривается как форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и место в нем человека; исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. В словаре философии говорится, что философия это особая форма познания мира, развивает систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях.

Философия стремится рациональными средствами создать предельно обобщенную картину мира и места человека в нем. Таким образом, рассмотрев все понятия, можно сделать вывод, что философия – это наука о формах социального познания, бытия, мировоззрения, мышления и способов познания окружающего мира.

Тем не менее, среди выдающихся ученых встречаются те, кто поддерживает философию, так и ее яростные противники.

«В наше время физик вынужден заниматься философскими проблемами в гораздо большей степени, – подчеркивал А. Эйнштейн, – чем это приходилось делать физикам предыдущих поколений. К этому физиков вынуждают трудности их собственной науки».

В XVIII веке министр народного просвещения России П. Ширин-Шихматов начал закрывать философские кафедры, таким образом преподавание философии в университетах Российской Империи было прекращено на длительное время.

Министр руководствовался соображениями общественной пользы и государственной безопасности, полагая, что философия, стимулирующая развитие свободного мышления, может посеять «в неопытных умах семена заблуждения, которые в конечном итоге могут принести горькие плоды…». Становление профессиональной философии в России затянулось еще больше, снизился уровень философской и общегуманитарной культуры российского общества, что, несомненно, деформировало русское общественное сознание.

Я думаю, что все это неправильно. Ведь философия как наука полезна хотя бы потому, что его прямые представители внесли огромный вклад в развитие мировой науки и культуры. Изобретения Леонардо да Винчи опередили время на столетия, произведения Шекспира, Данте и Микеланджело стали классикой литературы и живописи. Благодаря открытиям Канта, Локка, Гегеля, Ницше стали возможны фундаментальные изменения в обществе, появились предпосылки для технического прогресса.

Источник

Философия, юна мой взгляд, полезна хотя бы тем, что

Автор: ludmila_8087 • Октябрь 17, 2019 • Эссе • 255 Слов (2 Страниц) • 215 Просмотры

Философия, юна мой взгляд, полезна хотя бы тем, что….

Подготовила: студентка группы ДО-11

Я считаю, что философия, как наука, полезна хотя бы тем, что она помогает человеку осознать себя в полном смысле человеком, с осознанием своей принадлежности в этом мире.

В профессиональной деятельности философия полезна тем, что расширяет кругозор, позволяет видеть проблему шире и с разных сторон. Как говорил по этому поводу Козьма Прутков: «специалист подобен флюсу, полнота его одностороння…». Именно поэтому человек должен быть всесторонне образованным, культурным, развитым. Это достигается изучением наук по специальности, чтением научно-познавательной, художественной литературы, газет, журналов, развитием музыкального и художественного вкуса, практических навыков и умений. Философия стоит как бы в центре всего этого потока образовательных и воспитательных задач.

Также польза философии необыкновенно расширяется умственный кругозор, увеличивается широта мышления, благодаря которой человеку легче понимать других, человек становится терпимее, философия учит толерантности, учит не бояться чужого, т. е. защищает от ксенофобии.

Еще к одной пользе от философии можно отнести развитие абстрактного мышления, причем практически наравне с математикой.
Философская абстракция, в отличие от математической, наполнена жизненным смыслом; она не отвлечение от многообразного, а единство многообразного. Достаточно упомянуть такие абстракции, как «мир в целом», «пространство», «время», «материя», «дух».

Философия развивает не только абстрактное, но и критическое мышление. Ведь первое условие философствования: ничего не принимать на веру. В этом своем качестве философия помогает избавиться от предрассудков и заблуждений.

Философствуя, человек размышляет, вырабатывает убеждения, что то подтверждает или опровергаем, все это формирует личность. таким образом, я считаю, что философия все таки полезная наука, и ее стоит изучать не только в рамках учебной программы, но и для развития личности в целом.

Источник

Философия на мой взгляд полезна бесполезна хотя бы потому что

Мне нравится философия, потому что я люблю размышлять. А какая наука может дать такой широкий простор для мысли? Философия может предложить то, чего не могут дать различные науки. К тому же, по моему мнению, именно философия является родоначальницей почти всех остальных наук. Эта наука не ограничивает человека формулами, правилами и законами, даёт ему свободу выбора понятий и определений. Некоторые люди путают философию с метафизикой. Я не люблю метафизику, в которую легко верить, но которую невозможно проверить. Ведь, когда болит душа, нужно понять что-то очень важное именно о моей душе, а не о душе вообще, тем более не о мире в целом, не о пространстве и времени. Философия, её особенности и требования к людям, ею занимающимся, со временем претерпели изменения. Думаю, что в наше время от одного философа требуется больше, чем в древности от семерых мудрецов; и в обхождении с одним человеком в наше время надо больше искусства, чем раньше с целым народом. Может быть, я и ошибаюсь, потому что недостаточно знаю древнюю философию, но думаю, что в философии тоже есть прогресс. Современные философы больше мне нравятся тем, что они говорят об индивидуальном человеке, а не о человеке вообще, мире вообще или Боге.

Занимаясь философией, человек, наиболее полно раскрывает свою личность, свои способности, проявляет себя. Философия помогает человеку найти себя в жизни, найти своё место в кругу других людей. Ведь беда невежды в том, что он ошибается насчёт своего призвания в жизни, в выборе занятий, места в родном краю, в кругу друзей. Наверное, моё стремление к познанию философии обусловлено желанием создать именно тот духовный стержень, на котором основаны все достоинства человека, на котором даже недостатки становятся достоинствами. Мне нравится заниматься философией, потому что это связано с желанием наиболее полно раскрыть свою личность, найти своё место в этой жизни, найти самого себя. Это очень трудно сделать, но мне это надо, может быть, больше, чем другим.

Мне нравится философия, которая помогает выработать синтетическое мировоззрение, позволяет понять смысл жизни. Я читаю эзотерическую литературу, она мне больше подходит, но окончательно я еще не решил, какая же философия нужна мне. Думаю, что буду и в дальнейшем искать в ней свою истину.

Алексеева К.

Мне нравится заниматься философией, потому что она пытается дать ответы на самые общие вопросы жизни: «Что такое мораль и нравственность?», «Что такое любовь?», «Что такое верность и предательство?». Ответить на эти вопросы нелегко. Когда я задавала их себе, то не могла найти ответа. Наверное, и другие люди задают себе такие же вопросы. Философия рассматривает их и другие. Что такое философия? На мой взгляд, философия – это особый мир, в который можно войти, только помучившись над неразрешимым вопросом. Этот вопрос станет пропуском в огромный мир философии. И кто входит туда, тот бывает вознагражден за свое упорство и старание тем, что он увидел необычный мир. И хотя философии не всегда дает точные ответы и строгие определения понятий в отношении интересующих нас вопросов и проблем, мне она все равно нравится. Почему? На этот вопрос трудно ответить, поскольку это тоже, наверное, философский вопрос, но я все же попробую.

Вопрос о том, что такое философия для меня значит примерно то же, что и вопрос о философах. Поэтому я могу сказать, что мне нравится в философах. Думаю, они являются своего рода героями. Действительно, философы размышляют над судьбами человечества, в их умах созревают великие этические, религиозные и политические проекты переустройства общества, революции или реформы, которые из идеи превращались в реальность. Но героизм я вижу не столько в этом, сколько в смелости и принятии на себя насмешек и лишений. Кто из нас решился бы жить в бочке? Или пошел наперекор обычаям и верованиям своего народа, вытерпел отлучение от церкви и проклятия своих священников? Эти герои несли миру великие истины, которые люди не понимали, не хотели выходить из своей темной пещеры заблуждений, в которой им все казалось таким ясным и понятным. А тех, кто смущал умы, т.е. философов, могла постигнуть самая страшная участь вплоть до смертной казни.

Положа руку на сердце, скажу, что и я была среди тех людей, которые посмеиваются над философами, их жизнью, не понимают их, не хотят к ним прислушиваться. И философия оставалась для меня непонятной. Я даже не понимала, что она может нравиться. Но, разобравшись немного в ней, послушав лекции и особенно участвуя в спорах на философском кружке, я изменила многие свои представления. Стала понимать, что философия – это образ жизни, люди могут быть одержимы ею, или, точнее, увлечены до такой степени, что могут полностью забыть обо всем другом.

Меня волную вопросы духовной жизни человека. Как жить, как любить, как быть счастливой, есть ли абсолютное в добре и зле или же они только относительны и их вообще не существует как таковых? Правда ли, что одному это кажется добром, для другого – оно зло? Думаю, что добро остается добром, а зло – злом, добродетель не есть порок и наоборот. Иначе жить становится невозможно. Или тогда все должны быть героями, стоить свои миры, что, наверное, невозможно, так как большинство людей хочет просто жить и не очень задумываться над философскими вопросами.

Мне нравится философствовать самой, и я теперь уважаю занятие философией, потому что оно показывает возможность самого незаметного, но самого благородного вида героизма.

Тимов М.

Мне нравится заниматься философией, потому что она не требует школьного изучения, запоминания, а нуждается в понимании, осмыслении самой сути дела. Может быть, философию вообще нельзя изучать так, как другие дисциплины в вузе. Ведь философия дает человеку новое сознание, мышление, которое невозможно оценить двойкой или пятеркой. Внутренний человек, который слабо проявляется или вообще незаметен в жизни, может проявить себя в мире философии. В этом мире для него открывается яркий свет новых возможностей своего мышления, возможностей творчества. В будничной суете к человеку могут вообще не прислушиваться, не замечать его. Мало кого интересуют его мысли, его идеи. А какой-то человек может раскрыться внутренне. Он мыслитель в отличие от другого человека, который меньше думает, а больше действует. Ученые в науке – это тоже своего рода философы, поскольку они создают свой мир мысли.

В мире философии утихают наши бурные эмоции, а раскрывается процесс спокойной и последовательной мысли. Но только на первый взгляд кажется, что философия – это чистая логика, что она является только рассуждениями и выводами. Тогда мы бы полностью отождествили ее с формальной логикой. В философии, на мой взгляд, дух творит материю, например, внутренний человек может преобразить свое физическое тело, как это делают йоги, аскеты, спортсмены. Более того, сотворенным может оказаться даже мир, например, социальный мир.

Меня удивляет то, что философия приветствует самые радикальные повороты мысли, не отрицает вечное экспериментирование в мышлении, но так, наверное, и должно быть, чтобы человек имел возможность научиться мыслить необычными способами, творчески, а не стандартно. Человек не поймет философию, если не поймет, что она учит мыслить определенным образом, теоретически.

Поэтому я считаю, что из двух функций философии (мировоззренческой и методологической) сейчас большее значение имеет функция методологическая. А мировоззренческая функция зависит от нее. Например, хотя непосредственной пользы мне как будущему юристу философия не дает, но она приносит пользу в качестве метода мышления, помогает овладевать своей специальностью. Философия и логика – это две дисциплины, которые помогают формировать культуру мышления юриста.

Конечно, мне нравится заниматься философией не только потому, что она, якобы, непосредственно полезна. Главное – то, что философия дает универсальный метод жизни, учит достигать поставлено цели, решать свои проблемы.

Мнацаканян В.

Мне не просто нравится заниматься философией, я могу сказать о том, что я люблю философию. Хорошо, что в вузе есть философия, иначе можно было бы прожить всю жизнь, но так и не узнать о том, что есть настоящая, большая Философия, а не ее довольно искаженный образ в общественном мнении и обыденном сознании. Правда, немного чудно, что философия измельчается на доклады, рефераты, лекции и семинары. Но, думаю, что так, наверное, надо. Хотя в моем представлении философия должна служить ценностным ядром всей нашей жизни, ее измерением. Она призывает стремиться к лучшему, идеальному. А знакомство с нею на занятиях, конечно, необходимо, но один человек может относиться к ней как к обязанности, повинности, а другой – как к своему праву и счастью.

Я люблю философию за то, что она полна различных идей, творческих замыслов и даже особых подвигов и духовных свершений. Для меня путем в философию стала работа с философскими понятиями. Она может показаться чем-то скучным, но в ней есть свой смысл, и получаешь удовольствие от игры смысла в понятиях. В своей специальности я начинаю лучше ориентироваться, например, после того, как усваиваю сущность общих понятий, «справедливость», «закон», «право» и другие понятия начинаю видеть в новом свете. Они становятся не только отвлеченными понятиями, но и ориентирами в жизни, я имею в виду то, что лучше начинаешь понимать себя, свой путь в жизни. Философское осмысление справедливости дает ориентир мне быть справедливым и жить по справедливости.

Я люблю философию за то, что она проявляет себя не только в учебниках, но и в разговорах. Такое бывает и на семинарах, но самое интересно случается на философском кружке, когда мы можем поспорить о чем угодно, когда внезапно открывается совершенно новый взгляд на самые привычные вещи. И тогда лучше понимаешь мир и себя, своих друзей, начинаешь больше ценить их, потому что видишь их ум, силу их мысли и чувствуешь, что у тебя не всегда находится ответ на поставленный вопрос, но ты можешь обдумать вопрос и вернуться к нему в следующем споре.

Иногда на лекциях или на кружке от вихря мыслей просто кружится голова. Я начинаю думать о том, что, наверное, философия может быть своеобразным «наркотиком», от которого ученые получают свое счастье, наслаждение познания. Я испытал что-то подобное после того, как сделал доклад о суициде вначале на семинаре, а затем на заседании школы культурной антропологии. Когда проходит страх, ощущаешь, что ты преодолел самого себя, что ты можешь это сделать, можешь ответить на трудные вопросы.

Я считаю, что любовь к философии мне передалась от преподавателя. В самом начале я почти ничего не понимал. И если бы не было доверия преподавателя, его веры в мои силы, то могли бы просто опуститься руки. Но преподаватель сказал, что у меня все получится, потому что я стараюсь, а это и есть самое главное. Сейчас я понимаю гораздо больше, чем в самом начале, хотя, конечно, возникают все новые и новые вопросы.

Хочу сделать вывод о том, что мне нравится заниматься философией, учиться, читать для себя, а не только для того, чтобы ответить на семинаре. Но могу сказать и больше: я стал понимать философов, которые избирают философию делом своей жизни. Если бы была такая возможность, то я бы тоже хотел изучать ее на философском факультете. Жаль, что в нашем педагогическом университете нет такого факультета. Правда, наш преподаватель сказал, что желающие могут все пять лет посещать философский кружок, школу культурной антропологии.

Молчанова Н.

Мне нравится заниматься философией, изучать ее, хотя окончательно дать ответ на вопрос, почему же именно нравится, я не могу. Могу сказать так: мне нравится, потому что нравится, хочется заниматься ею, потому что есть желание. Конечно, я размышляю об этом и ищу ответ на этот вопрос. Почему же философия притягивает меня?

Возможно, заниматься философией мне нравится потому, что она трудная, а трудное всегда вызывает интерес и может увлечь за собой. Но, с другой стороны, слишком трудное иногда вызывает страх и непонимание, которые, наоборот, отталкивают. В жизни у нас так бывает, что нам больше нравится то, что у нас получается, что мы делаем легко, и потому делать это приятно.

Одной из причин моего увлечения философией может быть посещение философского кружка «Школа культурной антропологии». О чем мы здесь говорим? О том, о чем нет времени поговорить на лекциях или семинарах: почему употребляют наркотики; откуда идет агрессивность; что такое добро и зло. Интересно поразмышлять о безумии, суициде, православии, сектантстве и многом другом. В школе культурной антропологии меня выбрали секретарем, и эта ответственность за порученное дело тоже повлияла на мое отношение к философии.

Однако главной причиной, скорее всего, является своеобразное любопытство. Что я имею в виду? Изучая философию, я как бы заглядываю в параллельный мир, т.е. мир, который идет параллельно реальному миру, сосуществует с ним, но не пересекается. Я из своего обычного, материального мира перехожу в идеальный мир, в котором свободно размышляю, не боясь насмешек. В этом новом мире я не опасаюсь, что кто-то осудит мое собственное мнение. Но с другой стороны, разве можно жить в параллельных мирах? Мир один. Я должна жить только в реальном мире. Это свое мнение я хочу пояснить.

Если брать настоящего философа, то он, наверное, как бы умирает для реальной жизни. Я считаю, что человек, который серьезно изучает философию (не так, как мы: только для того, чтобы ознакомиться и сдать экзамен), чтобы понять и прочувствовать, глубоко осмыслить, освоить «тот мир», становится не совсем нормальным по меркам обычного, реального повседневного мира. Я бы даже сказала – своего рода «сумасшедшим», т.е. сходящим с обычного ума и восходящим на другой ум, возможно, гениальный, но рискованный.

Да, на мой взгляд, именно сумасшедшим гением, потому что он перестает правильно воспринимать и оценивать объективно существующую реальность. Подлинным для него становится мир субъективный, который он принимает за реальный, и наоборот, мир реальный он принимает за мир иллюзорный. Сколько философов отгораживались от мира и создавали свои собственные миры. Например, Платон создал мир идей, которых нет в действительности. На современном молодежном сленге о нем можно было бы сказать: «Он на своей волне», а более традиционно: «Не от мира сего». Идеалисты, агностики, скептики, солипсисты, утописты – все они уходили в параллельные миры.

Источник

Бесполезна ли философия?

Философия на мой взгляд полезна бесполезна хотя бы потому что

Обвиняемая говорит о себе как о науке, изучающей наиболее общие или наиболее фундаментальные законы природы и разума. Иногда гражданка философия соглашается на какой-нибудь менее престижный титул, чем «наука», например, называет себя «формой познания». Как бы то ни было обвиняемая настаивает на фундаментальности своего предмета.

В связи с этим обвинение вызывает свидетельницу: физику.

Вопрос обвинения: разве не ты, физика, занимаешься самыми фундаментальными законами природы?

Свидетельница отвечает: если подумать, так и есть.

Представитель обвинения: а как насчет доказать?

Свидетельница поясняет: законы физики описывают атомы, частицы, поля, излучения, а из них состоит вся природа, включая разум, если рассматривать его как одно из природных явлений. Физика изучает законы пространства и времени, а эти понятия постоянно используют другие науки.

В зале слышен хор одобрения: нет ни одной науки, которая могла бы обойтись, например, без понятия времени.

Философия говорит, дескать, есть еще более фундаментальные вещи, например, материя. Но тут выясняется, что физика готова предложить понятие «вещество», подробно описать четыре состояния вещества с их свойствами и законами.

Оказывается, что философское понятие «материи» не несет в себе никаких дополнительных сведений по сравнению с физическим понятием «вещества». Философия не может предъявить ни одного дополнительного закона природы помимо тех, что знает физика. Таким образом, претензии философии на фундаментальность не аргументируются ничем, кроме ее собственных заявлений. Как если бы артистка сама себя называла «звездой».

Тогда обвиняемая заявляет, что она занимается вопросами познания. Но тут появляются сразу три свидетеля: психология, педагогика и теория информации.

Теория информации говорит: я лучше всех разбираюсь в том, как хранить и записывать знания, и ее товарки согласно кивают.

Педагогика говорит: а я лучше всех разбираюсь в том, как знания передавать из поколения в поколение. Хотя нередко я советуюсь с психологией.

Психология заявляет: а я разбираюсь в том, как это происходит, как устроен процесс познания. Хотя я иногда советуюсь с теорией информации, у меня даже есть «информационная парадигма».

И тогда свидетельницы обращают свои взоры к философии: мы трое разбираемся в том, как знания создаются, как хранятся и как передаются. А что тогда осталось тебе?

Философия: я формирую понятия!

Лингвистика с филологией: а ну, стоять, бояться, это уже наша епархия! Кто толковые словари пишет? Мы!

В зале поднимается гвалт: разные науки поминают о том, что они постоянно вводят новые понятия для своих нужд, приводят примеры определений.

Но философия не сдается: зато я знаю о законах мышления!

В зале кто-то встает: этим занимаюсь я, нейрофизиология, а ты хоть знаешь, чем нейроны отличаются от нервов?

Философия восклицает: это все вульгарный материализм и редукционизм, зато я формирую у людей логическое мышление!

Тут снова кто-то встает: а чем же тогда занимаюсь я, логика?

Философия: ты – часть меня, моя дочь. Вот и диалектическая логика – моя дочурка.

Логика: правда что ли? Может, диалектика – и твоя дочурка, но я своей мамой считаю математику и даже фамилия у меня соответствующая: «математическая логика». Кстати, математика рассматривает самые абстрактные идеи, и это уж точно не материализм. А ты?

Математика (с места, ворчливо): она даже плюс бесконечность от минус бесконечности не отличает.

Философия: вспомнила! Я занимаюсь этикой и моралью, вот! Этим уж точно никто из вас не занимается, даже ты, психология.

Психология: ну я знаю, откуда берется и как изменяется мораль, а вот антропология знает, у каких народов какие традиции имеются на этот счет.

Философия: зато ты не знаешь, какая этика и мораль самая правильная.

Психология: пожалуй, нет, не знаю. А ты знаешь?

Философия: я работаю над этим!

Антропология (ехидно): ну и как успехи?

Философия: неважно, зато я над этим работаю, и больше никто.

В задних рядах слышно кряхтение: какая-то древняя-предревняя старушка пытается подняться с места, жалобно спрашивая: «а как же я?!» Эту старушку все знают, но далеко не все любят.

Антропология (ехидно): привет, религия. А как успехи у тебя?

Там же можно найти подробное объяснение позиции.

Философия на мой взгляд полезна бесполезна хотя бы потому что

Философия

1.1K постов 4.3K подписчика

Правила сообщества

Сообщество создано ради общения, поэтому не рассчитывайте на помощь с поднятием рейтинга.

Огромная просьба: не выкладывайте посты, нацеленные на разжигание религиозных войн. Все аргументы сторон мы уже давно изучили;)

Дешевые провокации, откровенная дичь, а также посты не по теме сообщества будут перемещаться в общую ленту сразу после объяснения причин.

По идее философия должна учить отвечать на вопрос «зачем».

От себя могу добавить: настоящая мудрость философии заключается в том, что всех своих ярых критиков она добавила в свои учебники;)

По Расселу: «философия представляет собой размышления о предметах (matters), точное знание о которых ещё невозможно». Т.е. философия бежит впереди остальных наук и думает о том, что там может быть в переди. Например, кто-то из греков еще в античности предположил, что вещество состоит из атомов.

Другой вопрос, повлияло ли это хоть как-то на физиков и химиков будущего.

В книге, которую сейчас читаю, попался релевантный момент.

Истоки когнитивной терапии прослеживаются в философии стоиков, в частности в сочинениях Зенона из Китиона (IV в. до н. э.), Хрисиппа, Цицерона, Сенеки, Эпиктета и Марка Аврелия. Эпиктет писал в своем «Руководстве»: «Людей расстраивают не вещи, а представления о вещах». Как и в стоицизме, в восточных философиях, например в даосизме и буддизме, подчеркивается, что в основе человеческих эмоций лежат идеи. Человек может управлять даже самыми сильными чувствами, если изменит свои представления.
Фрейд (1900/1953) первоначально тоже считал, что в основе патологических симптомов и аффекта лежат бессознательные идеи. Альфред Адлер в своей работе «Индивидуальная психология» подчеркивал, что для того чтобы понять пациента, нужно обратиться к его осознанным переживаниям. По Адлеру, терапия — это попытка проследить, как человек воспринимает и ощущает мир. Адлер (1931/1958) писал:
«Мы не страдаем от душевных потрясений — так называемых травм, а извлекаем из них то, что соответствует нашим целям. Мы самоопределяемы тем значением, какое мы придаем случившемуся с нами; и есть, наверное, что-то неправильное в том, что мы кладем отдельный опыт в основу своей будущей жизни. Не значения зависят от ситуаций, а мы зависим от значений, которыми наделяем ситуации.»
Многие другие авторы, вышедшие из школы психоанализа или испытавшие на себе влияние психоаналитической традиции, внесли вклад в развитие когнитивной психотерапии. (Всеобъемлющий обзор содержится в работе Raimy, 1975.) Наиболее влиятельные имена в этом ряду Александер (Alexander, 1950), Хорни (Horney, 1950), Сол (Saul, 1947) и Салливан (Sullivan, 1953).
Философский акцент на сознательном субъективном опыте берет начало из работ Канта, Хайдеггера и Гуссерля. Это «феноменологическое движение» оказало существенное влияние на развитие современной психологии и психотерапии. Примерами применения феноменологического подхода к специфическим патологическим состояниям служат работы Ясперса (Jaspers, 1913/1968), Бинсвангера (Binswanger, 1944-45/1958) и Строса (Straus, 1966). Не менее очевидную роль в формировании когнитивной психотерапии сыграли психологи, изучавшие развитие интеллекта у детей, в частности Пиаже (Piaget, 1947/1950, 1932/1960).
В последнее время и представители поведенческого подхода признали важность когнитивных образований в регуляции деятельности человека. Бауэре (Bowers, 1973) отстаивал интерактивную модель субъектно-средовых отношений и выступал против «ситуационизма» классической бихевиоральной школы. Растущий интерес к реструктурированию когнитивных образований, модифицированию когнитивных процессов отражен в работе Арнольда Лазаруса (1972), который заявляет: «Основная масса психотерапевтических усилий сейчас сосредоточена на корректировке неправильных представлений пациента». Последняя, утверждает Лазарус, может как предшествовать поведенческим изменениям поведения, так и следовать за ними.
Все большее число американских психотерапевтов пишет о том, каким образом терапевт может проводить систематическую модификацию мышления и восприятия в ходе психотерапии. Основываясь на собственной теории личностных конструктов, Келли (Kelly, 1955) предлагает направить терапию на изменение осознаваемых повседневных переживаний пациента. Если в традиционной терапии, где роли жестко разделены, пациенту предлагается исходить из представлений, не совпадающих с его повседневными переживаниями, восприятием мира и самого себя, то, принимая на себя роль терапевта, пациент оказывается наедине с собственными представлениями о самом себе и своих отношениях с людьми. Келли называет эти представления «личностными конструктами».
Берн (Berne, 1961, 1964) и Франк (Frank, 1961) пополнили терапию, направленную на изменение текущего сознательного опыта или когнитивных образований пациента, рядом новых методов и концепций.
Работы Эллиса (Ellis, 1957, 1962, 1971, 1973) стали мощным стимулом в развитии когнитивно-поведенческих форм терапии. Эллис считает, что связующим звеном между средовым, или активирующим событием (АС) и эмоциональными последствиями (ЭП) является убеждение (У). Его рационально-эмотивная психотерапия нацелена на то, чтобы заставить пациента в полной мере осознать свои иррациональные убеждения и пагубные эмоциональные последствия этих убеждений. Рационально-эмотивная терапия ставит своей задачей модификацию базовых иррациональных убеждений. Возможность применения других техник для ознакомления пациента с его убеждениями и их последующей модификации продемонстрирована в работе Молтсби (Maultsby, 1975).
Недавние исследования представителей поведенческой школы (Mahoney, 1974; Meichenbaum, 1977; Goldfried, Davison, 1976; Kazdin, Wilson, 1978) предоставили еще более прочные эмпирические и теоретические основания для развития терапии в этом направлении.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *