Философия как искусство означает что
Связь искусства и философии между собой
Философия и искусство – это, пожалуй, две сферы, в которых наиболее всего выражает себя человеческая культура. Различаясь от страны к стране, они все же сохраняют общие черты. Отличия искусства от философии меняются в зависимости от эпохи.
Сущность философии и искусства
Если переводить термин «философия» дословно, то он означает «любовь к мудрости». Однако если раскрывать суть понятия, то становится понятным, что предметом науки является мышление как главное отличие человека от животных. Философствование идет еще дальше и превращает человеческое мышление в способ, которым можно познавать мир.
Главная цель философии – постижение всего сущего. Она постигает эпоху через мышление, становясь тождественной ей. При этом, не поднимаясь выше своего времени по содержанию, она возвышается над ним по форме, рассказывая об идеальной сущности предметов и явлений.
Если философия узнает мир посредством мыслительной деятельности, то творчество делает это через художественные образы. В этом – их отличие. Оно не имеет никакого отношения к тому, что создали природа или технический прогресс, но основывается на чувстве прекрасного и красоты, оно глубоко субъективно.
Значение искусства в жизни человека велико. Оно выполняет множество функций:
Несмотря на то, что философия и искусство показывают мир и человека с его эмоциональными переживаниями с разных точек зрения и разными методами, в них много общего.
Сходства философии и искусства
Философия вырастает на основе принципов, которые отражают глубинные основания деятельности. Искусство, в отличие от нее, имеет в основании остенсивные формы культуры, основанные на демонстрации культурного содержания. Создавая предметы искусства или любуясь ими, человек сливается с миром, который те изображают. Философия, напротив, заставляет человека заниматься рефлексией и подвергать критике тот мир, который он видит.
При этом между двумя данными культурологическими сферами – прочная связь. Они имеют в своем фундаменте общую культуру и в процессе развития проникают друг в друга. Так, творчество поднимает философские проблемы, а философия превращается в искусство.
В произведениях обеих этих сфер культуры есть ярко выраженный высокая степень индивидуальности, отражение эмоционально-личностного компонента автора. Но, если в произведениях деятелей искусства проблемы выражаются в художественных, изобразительных образах, то у философов они принимают вид абстрактных понятий, освоить которые может только обладатель тонкого ума – через разум, а не органы зрения, слуха или осязания. Однако благодаря философии и творчеству, когда они объединяются, складывается наиболее полная картина мира.
Сходств у них много, к ним можно причислить:
Можно отметить и то, что отличает две эти культурные сферы:
Таким образом, очевидно, что для искусства в приоритете эмоциональный уровень и художественность, а для философии – наличие строгих и точных категорий, позволяющих рассматривать ее в качестве науки.
Философия искусства в средние века
Информацию о понимании термина «искусство» часто можно найти в трудах философов. Это верно и для периода Средневековья.
В средние века творчество понимается, как во времена античности – как изучение правил, которые ведут к созданию вещей. В эпоху Средневековья у философов и у деятелей искусства не было даже сомнения в том, что сами правила уже существуют и необходимо только освоить механизм, чтобы создавать шедевры. Художник приравнивался к строителю, ремесленнику или ритору, которым достаточно было хорошо овладеть делом, чтобы исполнять его легко.
Теория создания шедевров отождествлялась с теорией ремесла. Деятели искусства же создавали предметы, которые дополняли или исправляли представления людей о чем-то или улучшали то, что уже было рождено самой природой. В это время люди еще не осознавали такую цель искусства, как доставление эстетического наслаждения.
Очень часто оно принимало религиозную или символическую формы. Художники работали на церкви, храмы и мечети. Несмотря на существование светского искусства, направленного на развлечение высшего класса общества, оно не было определяющим для эпохи. Жизнь людей во многом направлялась и управлялась религией, которая накладывала отпечаток и на характер искусства. Так, оно использовало символы и аллегории, потому что большинство мировых религий говорили, что земные вещи не могут в полной мере отобразить небесное. Некоторые религии – например, ислам – запрещали использовать изображения людей.
Средневековое искусство включает в себя не только официальные религиозные идеи, переданные художественными средствами, но и мифологию, поэзию, народное творчество. В целом оно во многих государствах в средние века развивалось большими темпами. Самый большой расцвет оно переживало в Китае, Индии и некоторых европейских странах. При этом на разных континентах оно выглядело по-разному: например, для Византии были характерны отказ от земного и аскетизм, а для Индии – богатство чувственных образов, красочность и спонтанность.
Монументальная архитектура отражает высшие достижения средневекового искусства. Мечети в арабских странах, храмы Византии, европейские сооружения в готическом и романском стилях, индийские храмы – все это сегодня считают жемчужинами мировой художественной культуры.
Необходимо сделать акцент и на литературном творчестве, потому что в Средневековье оно уже было разделено на жанры, течения и направления. К литературе относились сказания и легенды, исторические хроники (воплотившиеся, например, в рыцарских романах), церковные писания, поэзия.
В это же время особенное внимание уделяется театральному искусству, которое переполняется мистикой, драмой и описанием страстей в жизни людей.
Музыка в те времена воспринималась как научное познание, она была поделена на «человеческую» и «мировую». Первая делилась на теоретическую и практическую. При этом теоретическая была воплощением философии математики. Еще античные философы стремились разгадать тайны музыки через математические формулы. Среди популярных философов этого времени: Лессинг, Гегель, Шопенгауэр, Хайдеггер.
Философию искусства средних веков можно охарактеризовать словами Августина, обращенными к верующим людям: «Не блуждай вне, но войди вовнутрь себя». Это значит, что человек начал попытки обращаться к своему внутреннему миру, исследованию эмоциональной жизни других людей. При этом господствовала над всем синтезом видов средневекового искусства архитектурное.
Философия искусства в XX веке
XX век примечателен в истории философии искусства тем, что начали применяться такие подходы к ее изучению и восприятию:
Кроме того, именно в эту эпоху искусство становится автономным эстетическим феноменом, имеющим направленность на доставление удовольствия и наслаждения наблюдателям или слушателям. Некоторые философы того времени пришли к выводу, что предметы искусства являются олицетворением чувств, полета воображения художника, за счет чего им свойственна первобытная наивность.
При этом в XX веке оно по-прежнему не отражает реальный внешний вид вещей, которые оно изображает. Оно не морализирует и не стремится соответствовать категоричным правилам или канонам. Эстетическая реальность никак не зависит от внешней. Поэтому исчезает стремление основываться на подражании и все дальше отходит от того, чтобы быть актом познания мира, и становится актом творчества.
Если эпоха Возрождения характеризовалась тем, что живописцы были зеркалами, отражавшими внешний мир, то XX век создает новую, оригинальную реальность, которая может отражать разве что внутренний мир творца.
У произошедшего есть положительная и отрицательная стороны. К первой можно отнести тот факт, что серьезное искусство все больше и больше становится интересным только искушенным знатокам, в то время как большинство людей предпочитает прибегать к искусству как развлечению. Поэтому философы называют это время также «эпохой забвения бытия». Философ Джозеф Кошут даже кратко высказался о том, что оно заменило философское мышление.
Особенности понимании искусства в русской философии
Особенность русской философия, занимавшейся проблемами искусства, в том, что она представлена религиозными мыслителями. Художественное творчество исследовалось через призму христианской традиции, для которой были характерны такие черты, как анонимность искусства эпохи Средневековья.
Религиозными философами считаются Павел Флоренский, Николай Бердяев и Владимир Соловьев, последний из которых посвятил много лет созданию русской эстетики. Под ней он понимает идеальное содержание, заключенное в чувственные формы. А идеальное содержание здесь – правильное понимание добра и зла.
При этом подразумевается, что, если шедевр подлинный, то он не только отражает идею, но и действительно содержит ее в себе. Духовная сущность материализуется в нем, одухотворяя его. Таким образом, творчество наделяется поистине высоким статусом.
Бердяев писал о том, что творческую способность человек мог получить только от самого Бога. За счет этого дара он относится не к относительным, а к абсолютным существам.
В советский период к искусств подходили с гносеологической точки зрения. Российская современная философия искусства, напротив, использует множество подходов для изучения художественного творчества.
Человек изучает мир различными способами, один из которых – искусство. Оно содержит не только его личное видение картины мира, но и идейно-эмоциональный смысл. Человек передает через работы личные эстетические переживания, взывая не только к чувственной стороне людей, но и к интеллектуальной и духовной. Напряженную духовную жизнь философы считают истинной.
Философия как искусство означает что
В случае с физикой, биологией или историей, мы распоряжаемся хорошо разработанными методами и содержанием. В каждой из этих областей человек может научиться технике или специализированному знанию. Можно ли сказать то же самое о философии? Мы уже видели, что философия не является знаниями, которые можно отставить в сторону с другими знаниями. Значит ли это, что философия не имеет метода и не может учиться?
Как объясняет Кант, в строгом смысле слова человек не учится философии, так же, как он учится истории или географии. Человек может лишь учиться философствовать, что совсем не одно и то же. Философия требует личного обязательства, которое не оставляет знания без внимания. Философию нельзя декламировать наизусть так, чтобы человек не вышел за рамки философии. Человек может думать и переосмысливать лишь сам. В глубине мы сами бываем исследованным субъектом в каждом философском вопросе. Все методы философии следовательно держатся на одной формуле: “Учись думать сам”. В этом плане, мы видим в философии искусство размышления. Но в чем это состоит? Значит ли это, что существует один метод философствования?
А. Философский метод
Исследование проводится в философии посредством анализа. Это слово отпугивает начинающих, его часто понимают неправильно. Философский анализ, конечно, не будет таким же, как в химии, которая разлагает молекулы на части. Мы не стремимся разбить действительность на кусочки, но, тем не менее, анализ представляет собой орудие разделения, так как он является инструментом для способности различать, отличать. Если первоначальное мнение, в которое мы погружаемся, крайне неясно, то путь к пониманию должен проходить через работу различения. Бесполезно делать несметное количество тайн из философского анализа, слово означает то же самое, если бы мы сказали «описание». Анализ сводится к описанию вещей и даже к их основному произношению. На этом основании в философии существуют два метода подхода:
а) Можно производить анализ, подкрепляя его словами. Это то, что мы опробовали прежде со словом “философия”. Если проявлять заботу, язык может показать нам путь различения и обязательных отношений, которые мы должны восстановить, в случае если хотим понять. Человек лучше приближается к понятию тогда, когда он отчетливо исключает из него иные родственные, хотя и не тождественные понятия. То подлинное в понятии, что часто освобождается при устранении, подобно ему, но приобретает искаженный вид. Это негативный путь анализа.
б) Можно производить анализ, отправляясь прямо к самим вещам, так как они нам предлагаются в жизни. Этот путь чистого описания опыта называется феноменологическим подходом. Этот путь особенно эффективен, когда анализ направлен на то, что имеет сильную коннотацию субъективности. Например, тоска, ненависть, любовь, красота или честность могут быть подходить для феноменологического способа. В этом смысле, надо подходить ко всем вопросам с опытом сознания, который оно нам дает.
Выберем ли мы первый или второй метод, в любом случае, анализ всегда принуждает нас пройти путь от первоначального мнения к обдуманному мнению. Такие мнения, которые у нас просто «имеются» в уме, необходимо тщательно изучить. Стоит определить, имеем ли мы действительно основание обладать тем или иным мнением, и с какой точки зрения утверждение обосновано. То, что человек называет общим смыслом, есть смысл в состоянии необдуманном, неочищенном. Философия не изобретает новые смыслы, она проливает свет на то, что неясно. Это восходит к точке зрения, применяемой в методе сознательного возвращения к данному первоначальному мнению. Поэтому мы иногда намечаем философский метод мысленного анализа.
С подобным намерением стоит подходить к важным авторам. Человек никогда не может сказать, что философы располагают мнением. Философ никогда не позволит намерениям витать в воздухе, а старается доказать свои высказывания и предоставить доводы. Философ отстаивает тезисы. Тезис не существует во мнении. Тезис есть результат анализа. Философы приносят нам исследования, которые позволяют нам видеть реальность более широко и устанавливают неизбежные для истории мышления ключевые идеи.
Б) Некоторые советы
Остановимся на некоторых полезных советах для того, чтобы начать упражняться в философии. Если вслед за Э. Гуссерлем мы можем сказать, что «философия в некоторой степени является личным делом философа», это точно не подразумевает, что надо считать ничтожной всю предыдущую философию. Когда наш ум питается только собственными размышлениями, часто существует риск того, что он станет топтаться на одном месте. Мы обязаны расширять свой кругозор и обогащать ум. Для этого нужно вести диалог с важными авторами прошлого и поглощать устойчивую культуру.
Например, мы можем начать со следующих текстов:
Философия и искусство
Характеристика философии как формы общественного сознания, системы знаний о фундаментальных принципах бытия и месте человека в мире. Изучение предмета, объекта целей и задач философского знания. Анализ взаимосвязи и взаимовлияния философии и искусства.
Рубрика | Философия |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 05.06.2015 |
Размер файла | 35,1 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
«Уральский государственный университет путей сообщения»
Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин
РЕФЕРАТ ПО КУРСУ «ФИЛОСОФИЯ»
ФИЛОСОФИЯ И ИСКУССТВО
Проверил преподаватель: Выполнил:
к.и.н, доцент студент гр.СОа-173
Пашинцев Е.В. Феданов Н.С.
I. СУЩНОСТЬ ФИЛОСОФИИ
1.1 Предмет философии
1.2Философия как мировоззрение
1.3 Современная философия
II. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИСКУССТВА
2.1 Философия и искусство
философия искусство сознание
Выбранная мною тема реферата «Философия и искусство». Мне она показалась самой актуальной в наше время из всех предложенных тем.
Искусство- образное осмысление действительности, процесс или итог выражения внутреннего мира в (художественном) образе, творческое сочетание элементов таким способом, который отражает идеи, чувства или эмоции.
Говорить об общих и различных чертах искусства и философии как культурных форм можно только имея в виду относительность указанных противопоставлений и сходств, об акцентах, а не об абсолютных разграничительных линиях. Это особенно относится к современной культуре.
Целью моей работы является проанализировать отношение философии и искусства к миру.
В своем реферате я попытаюсь: определить какое именно отношение к миру проявляет философия; затем определить какое отношение к миру проявляет искусство; и в конце соотнести эти формы духовной деятельности с точки зрения своих познавательных средств, конечной цели и своего языка.
I. СУЩНОСТЬ ФИЛОСОФИИ
Профессиональные философы нередко высказывают мнение о не существовании общепринятого определения философии, равно как и общепринятого представления о её предмете, поскольку само признание той или иной теории или методологии является философской процедурой и осуществляется на основе той или иной системы философских представлений. В истории существовало множество различных типов философии, отличающихся как своим предметом, так и методами. В самом общем виде под философией понимают деятельность, направленную на постановку и рациональное разрешение наиболее общих вопросов, касающихся сущности знания, человека и мира.
Философия включает в себя такие различные дисциплины, как логика, метафизика, онтология, эпистемология, эстетика, этика и др., в которых задаются такие вопросы, как, например, «Существует ли Бог?», «Возможно ли объективное познание?», «Что делает тот или иной поступок правильным или неправильным?» Фундаментальным методом философии является построение умозаключений, оценивающих те или иные аргументы, касающиеся подобных вопросов. Между тем, точных границ и единой методологии философии не существует. Споры идут и по поводу того, что считать философией, и само определение философии различно в многочисленных философских школах.
Современные западные источники дают гораздо более осторожные определения, например современные белорусские философы определяют философию как «особую форму познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех её основных проявлениях». Penguin Dictionary of Philosophy» («Философский словарь изд. Penguin»).
Таким образом, можно сказать, что сущность философии заключается в философствовании, то есть в системе вопросов к миру, таких вопросов, которые касаются смысла мира, его внутренних основ. Философия есть размышление о сущности мира и человека в их единстве.
1.1 Предмет философии
Правда (это следует особо подчеркнуть), такой срез предмета философии также берется в его всеобщей определенности. Если, к примеру, мы имеем дело с познавательным отношением человека к миру, то не все, что сюда входит, будет предметом философии. Изучение частных методик проведения какого-либо эксперимента есть ведь тоже изучение отношения мышления к бытию, но оно не есть сторона (момент, уровень, часть) предмета философии. Ими являются эмпирический и теоретический уровни познания, соотношение чувственного и рационального, истины и заблуждения и т.д. Все эти моменты (формы, закономерности познания) присущи любым отраслям знания. «Здесь мы имеем дело опять-таки с чем-то общим для всех отраслей знания, чем-то таким, что обладает той степенью общности, как и сами основные законы диалектики» (Б. М. Кедров).
Столь же общие (или всеобщие) характеристики присущи и другим формам отношения человека к миру: переживанию, поведению, практике. К основным понятиям философии относятся «Истина», «Красота», «Добро», «Действие», а не только «Мир» и «Человек». Предмет философии в материальном бытии составляет не всякое всеобщее, а такое, которое связано с отношением к нему человека. Философски всеобщее имеет важный признак: в нем выражен факт раскола мира на материальное и духовное (и их взаимосвязь). Иначе говоря, в предмет философии входит только то из материально-всеобщего, что включено в создаваемую человеком универсальную картину мира под призмой его понятий об Истине, о Красоте, Добре и Справедливости. Это все то, что, будучи всеобщим в материальной действительности, может служить человеку в качестве элемента для формирования мировоззрения.»
1.2 Философия как мировоззрение
Философское мировоззрение возникает в 6 веке до н.э., противостоит мифологическому мировоззрению. Именно в это время сформировался основной категориальный аппарат, которым оперирует философия.
В зависимости от того, как решается вопрос о соотношении духа и материи, мировоззрение называют идеалистическим или материалистическим, религиозным или атеистическим.
В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека. Философия как едино-цельное мировоззрение есть дело не только каждого мыслящего человека, но и всего человечества, которое, как и отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности ее многообразных моментов. Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентации, идеалов, верований и убеждений, и выражается через образ жизни человека и общества.»
1.3 Современная философия
«В современной мировой философии, если брать ее в предельно обобщенном виде, существует четыре великие традиции: китайская, индийская, европейская, арабо-мусульманская. Они представляют собой четыре автономных, вполне самостоятельных философских космоса. Точно так же в настоящее время существует четыре большие культуры (цивилизации) с теми же названиями, каждая из которых является законченной, самодостаточной. Это соответствие философии и культур, на мой взгляд, до такой степени существенно, что позволяет сделать вывод, согласно которому, если и не философия придает культуре качественную завершенность, то уж во всяком случае без философии она такого состояния не достигает.
II. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИСКУССТВА
Итальянский философ Б. Кроче определяет искусство как интуицию и отрицает его способность к концептуальному знанию, которое якобы может быть выражено только в логических понятиях. По Кроче, искусство «более простая форма познания», чем познание концептуальное. Однако искусство несет художественную концепцию, оно стремится к решению общемировых проблем, к осознанию состояния мира. Художника интересует судьба и его героев, и человечества, он мыслит в масштабах истории, с нею соотносит содержание своего произведения.»
2.1 Философия и искусство
В философии эмоциональный заряд в целом меньше, чем в искусстве, но по сравнению с естественными науками все же достаточно значителен, чтобы ставить вопрос о том, является ли философия также и искусством.»
Специфика искусства состоит в том, что оно конденсирует многообразие накопленного человечеством опыта в процессе живых взаимоотношений человека с миром, а не путем усвоения готовых результатов. В искусстве запечатляется не только итог эстетического познания явлений, а сам процесс оценки и эстетической обработки познаваемого объективного и субъективного мира.
Говоря о важном для всех, об общем и общезначимом, и философия и искусство сохраняют значимость и жизненность индивидуального, особенного, в отличие от абстрактной всеобщности науки. Понятие науки обобщает индивидуальные случаи, формируя общее понятие. А философия и искусство пытаются выполнить понимание «на одном примере», что достигается благодаря символичности художественного образа и эйдетичности созерцания в философии. Это «прозревание» сущности вещей на одном примере роднит философию и искусство. Таким образом, философия в чем-то схожа, а в чем-то различна с искусством. Это обусловливает ее «центрально-связующее» положение в духовной культуре человечества, не позволяющее этой культуре распасться в дурную множественность враждующих между собой идей, ценностей и мировоззрений.
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия.
Гегель Г. В.Ф. Философия права // Сочинения, 1934.
Лекторский В.А. Философия в современной культуре: новые перспективы.// Вопросы философии, N4 2004
Спиркин А.Г,Философия как теоретическое ядро мировоззрения.-М.:Гардарики,2000.
Хайдеггер М. Время и бытие. 1993.
Хайдеггер М. Исток художественного творения.
Философия и искусство
Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 17:53, реферат
Описание работы
Термин «философия» происходит от греческих слов «phileo» — любовь и «sophia» — мудрость и означает любовь к мудрости. Однако это еще не раскрывает существа дела, потому что одного любомудрия явно недостаточно, чтобы быть философом. И каждый понимает, что только любовь к мудрости еще не делает человека ее обладателем и творцом, хотя она и является важным условием для того, чтобы стать философом. Кроме того, тут остается открытым вопрос — «что же такое мудрость?». Сами философы отвечали на него по-разному и мудрствовали каждый по-своему. С этим связано и различное понимание философии, да еще в такой степени, что, как писал И.Г. Фихте, «даже между настоящими философскими писателями вряд ли найдется полдюжины таких, которые знали бы, что такое философия».
Содержание
Введение
Понятие философии
Любовь к мудрости
Предмет и «части» философии
Искусство
2.1 Искусство как философское понятие
2.2 Искусство и эстетическое освоение действительности
2.3 Философия искусства
3. Взаимодействие искусства и философии
3.1 Влияние и проникновение философии в искусство
3.2 Влияние и вхождение искусства в философию
Заключение
Список использованной литературы
Работа содержит 1 файл
Реферат, философия и искусство.docx
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СООБЩЕНИЯ (СГУПС)
кафедра «Социальная психология управления»
Тема: «Философия и искусство»
Руководитель Шаньшина Ю.О.
Пр-ль: Мартишина Н.И. группы УП-211
_______________________ ______ _______________
_______________________ ______ _______________
( дата проверки ) ( дата сдачи на проверку )
______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ __________________
_____________________ _______ _________________
( запись о допуске к защите ) ( оценка, подписи преподавателей )
г. Новосибирск 2010 год
2.1 Искусство как философское понятие
2.2 Искусство и эстетическое освоение действительности
2.3 Философия искусства
3. Взаимодействие искусства и философии
3.1 Влияние и проникновение философии в искусство
3.2 Влияние и вхождение искусства в философию
Список использованной литературы
1.1 Любовь к мудрости
Термин «философия» происходит от греческих слов «phileo» — любовь и «sophia» — мудрость и означает любовь к мудрости. Однако это еще не раскрывает существа дела, потому что одного любомудрия явно недостаточно, чтобы быть философом. И каждый понимает, что только любовь к мудрости еще не делает человека ее обладателем и творцом, хотя она и является важным условием для того, чтобы стать философом. Кроме того, тут остается открытым вопрос — «что же такое мудрость?». Сами философы отвечали на него по-разному и мудрствовали каждый по-своему. С этим связано и различное понимание философии, да еще в такой степени, что, как писал И.Г. Фихте, «даже между настоящими философскими писателями вряд ли найдется полдюжины таких, которые знали бы, что такое философия».
Первым, кто объяснил слово «философ», был Пифагор (2-я пол. VI — нач. V в. до н.э.). По словам Диогена Лаэртского, именно ему принадлежит высказывание: «Жизнь. подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные — торговать, а самые счастливые — смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы — до единой только истины». Итак, согласно Пифагору, смысл философии — в поиске истины. Разделял это мнение и древнегреческий философ Гераклит (около 544 — около 483 до н.э.). Однако совсем другого мнения придерживались софисты. Согласно им, главная задача философа — научить своих учеников мудрости. Но мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Для этого признавались приемлемыми любые средства, вплоть до различного рода уловок и ухищрений. Поэтому рассуждения софистов часто строились на ложных доводах и посылках, на подмене понятий.
Знаменитый древнегреческий мыслитель Платон (428/427—347 до н.э.) полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой. Философами поэтому не становятся, а рождаются.
По мнению Аристотеля (384—322 до н.э.), задача философии — постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия. При этом философия является единственной наукой, которая существует ради самой себя и представляет «знание и понимание ради самого знания и понимания».
Итак, одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие в том, чтобы ее утаить, исказить, приспособить к соответственным интересам; одни устремляли свой взор к небу, другие на землю; одни обращаются к богу, другие к человеку; одни утверждают, что философия самодостаточна, другие говорят, что она должна служить обществу и человеку и т.д. Все это доказывает, что философию отличает разнообразие подходов к своему собственному предмету и свидетельствует о ее плюралистическом (множественном) характере.
Философы обсуждали проблему “частей” философии философии, ее структурированности с тех пор как состоялось первоначальное накопление философских идей и появились первые философы-систематики.
Философия в ее полном виде может быть разделена на три части соответственно трем “предметам”: объекту деятельности, субъекту деятельности и самой деятельности, точнее ее средствам-методам.
Содержание философии составляют наиболее общие представления о мире в целом, его категориальной структуре, о человеке и обществе, в котором он живет, о способах деятельности или освоения человеком мира.
Можно выделить три “части” предмета философии:
1. Мир в целом (объективная реальность), его категориальная структура (объективная система категориальных определений мира).
2. Человек и общество (субъективная реальность).
3. Деятельность, взаимодействие субъекта с объектом, способы и направления деятельности (мышление, познание, практика, искусство).
Соответственно трем “частям” предмета можно выделить три “части” философии:
1. Учение о мире в целом и его категориальной структуре — мировоззренческая “часть”.
3. Учение о формах и методах деятельности — методологическая “часть”.
Как мировоззрение философия дает наиболее общее представление о мире в целом и его категориальной структуре. Предметом этой “части” философии является объективная реальность, мир, как он существует сам по себе, независимо от человека и человечества. Мировоззренческий аспект философии выдвигает на первый план ее объективность, беспристрастность. В этой “части” она стремится к идеалу “научной” философии.
Как учение о человеке и обществе философия реализует принцип “познай самого себя” и ориентирует развитие человека и общества в определенном направлении. Этот аспект философии можно было бы назвать идеологическим. Он обнаруживает ее активный, действенный, субъективный характер, ее пристрастность.
Как учение о формах и методах деятельности философия служит общим методом познания и практики. Мало иметь представление о мире в целом, мало знать, чего хочет человек, надо также разрабатывать вопросы успешной деятельности по освоению (познанию и преобразованию) мира. Предметом методологической “части” философии является человеческая деятельность в ее многообразных формах, иными словами, взаимодействие субъекта (человека и общества) с объектом (объективным миром). Философская методология включает в себя:
1. Учение о творчестве.
2. Учение о мышлении.
3. Учение о познании.
4. Учение о практике.
5. Учение об игровой деятельности (искусстве, спорте).
В учении о мышлении центральным является вопрос об идее. В учении о познании центральным является вопрос об истине. В учении о практике центральным является вопрос о благе, ценности. В учении об искусстве центральным вопросом является вопрос о прекрасном, красоте. Каждая из указанных “частей” философской методологии имеет свою систему специфических категорий-понятий.
Философия, как любая другая отрасль человеческой деятельности, развивается, усложняется, а, следовательно, дифференцируется внутри себя. Идет процесс дифференциации философии и специализации ее отдельных частей. С другой стороны, время от времени возникают философские системы, “работающие” в направлении интеграции философских идей. Дифференциация и интеграция философии — две стороны единого процесса ее становления-развития.
Давно уже сложилось своеобразное разделение труда между философами. Они разделились на философов-специалистов (специализирующихся в какой-нибудь одной области философии) и философов-систематиков, стремящихся охватить единым мысленным взором все богатство философских идей. И те, и другие философы нужны современному обществу.
Искусство – в противовес науке – это чувственный способ познания мира. Этимология этого слова происходит от английского art или от латинского ars, что означает мастерство. Но это не объясняет того, что такое искусство и чем оно является в жизни людей.
Что может быть искусством? Это один из самых труднообъяснимых феноменов человеческой культуры. Об этом велись долгие споры и рассуждения, которые сводились лишь к мысли, что искусством может стать обдуманная композиция в любой области. Однако ранее произведениями искусства назывались лишь те, которые были направлены на стремление человека к прекрасному, т.е. только те, которые относились к эстетически красивым предметам или вещам. Но уже сейчас обычный бытовой предмет может быть назван произведением искусства, если он был избран объектом любования художника, а та же «Джоконда» великого Леонардо да Винчи, растиражированная на футболках молодёжи, уже называется китчем. Огромное количество исследовательской литературы и горячих дискуссий среди философов и литераторов, культурологов и искусствоведов лишь подчеркнуло неуловимость и необъяснимую сущность этого явления. Так что же это? Способ выражения идей и чувств; авторская оценка жизненных проявлений окружающего мира; фантазии, нацеленные на духовный диалог с творцом и людьми…