Философия это что в литературе

Что такое философия: понятие, объект и предмет науки, методы

Философия это что в литературе

Приветствую Вас, друзья!

Философия – одна из древнейших наук. Во все времена находились люди, стремившиеся к знаниям и посвящавшие их поиску всё своё время. Древние мыслители прекрасно понимали, что им нужен эффективный инструмент, который позволил бы систематизировать знания и обмениваться ими. И таким инструментом стала философия. Сегодня мы поговорим о том, что она собой представляет, на какие вопросы отвечает, какие функции выполняет и какое место занимает среди современных наук.

Что такое философия?

Философия – это особая форма познания, стремящаяся понять фундаментальные принципы бытия и ответить на вопросы об отношениях человека и мира. Если говорить более простым языком, то это любовь к мудрости или «любомудрие», как её ещё иногда называют. О сути этой науки лучше всего говорит её название. Греческое слово φιλοσοφία образовано из слов φιλία (любовь, стремление) и σοφία (мудрость).

Философия всегда была обширной наукой, изучающей всеобщие законы устройства мира и общества, процессы познания и мышления, принципы нравственности и морали. Также она всегда пыталась отвечать на мировоззренческие вопросы. В качестве наиболее очевидных примеров можно привести такие философские вопросы как: «Есть ли Бог?», «Что есть Добро, а что – Зло?», «Возможно ли познать мир?», «Что есть истина?», «Что есть Человек?».

Вопрос про курицу и яйцо также считается одним из классических философских вопросов. Рассуждения на эту тему есть у Аристотеля, Плутарха и многих других известных мыслителей.

Характерной особенностью философии является то, что в ней всегда существовало множество школ и течений. Их названия могут отражать ключевые идеи и концепции (материализм, идеализм). Иногда названия связаны с именами основателей (пифагорейство, гегельянство, кантианство). Также названия философских школ могут быть связаны с определенными культурами (эллинизм) или архитектурными объектами (стоицизм). Фактически философия состоит из большого количества учений, в чём-то дополняющих друг друга, а в чём-то противоречащих.

Авторство слова φιλοσοφία приписывают Пифагору (но поскольку он не оставил сочинений, первым автором, использовавшим этот термин в своих трудах, стал Гераклит). Интересно, что Пифагор иначе понимал, что такое философия. Он называл этим словом любовь к знаниям вообще. Себя же он называл «философом» как человека, любящего знания и стремящегося к ним, а не как ученого, занимающегося конкретной наукой.

Объект и предмет философии

Объектом изучения называют определенную часть объективной реальности, представляющую интерес для науки. Предметом изучения называют процесс или явление, позволяющее понять свойства изучаемого объекта. К примеру, объектом изучения для социологии является общество, а предметом – взаимоотношения в обществе.

Материализм, идеализм и дуализм

Фундаментальный вопрос философии заключается в том, что первично: материальный мир (бытие) или идеальный (мысленный прообраз). Таким важным этот вопрос делают два тезиса:

В мире не существует ничего иного, кроме материального и идеального.

Ответ на этот вопрос определяет ответы на остальные вопросы философии.

Поскольку возможно только два ответа на данный вопрос, сторонники каждого из них образовали свои течения: материализм и дуализм. Кроме того, существует концепция дуализма, согласно которой существует два неразрывно связанных между собой начала. Рассмотрим все три воззрения подробнее.

Материализм

В этом мировоззрении полагается, что материя является основой объективной реальности, а идеальное – вторично. Иными словами, материальное – это причина, а идеальное – следствие. С точки зрения материализма, единственной «абсолютной» субстанцией является материя, а все явления идеального мира являются лишь процессами в рамках этой материальной реальности.

Идеализм

В рамках данного мировоззрения полагается, что идеальное первично по отношению к материальному. В рамках идеализма существует два направления: объективный и субъективный идеализм. Первый подразумевает существование нематериальной реальности, не зависящей от разума, второй утверждает, что реальность не может существовать независимо от воли и сознания субъекта.

Дуализм

С точки зрения дуализма, материальное и идеальное представляют собой две равные по значению субстанции, ни одну из которых нельзя признать первичной. Основоположником дуализма считается Аристотель, а полнее всего его суть раскрыл в своих работах французский философ XVII века Рене Декарт.

Структура философии

Философия – это самая обширная и всеобъемлющая наука, и у неё достаточно сложная внутренняя структура, некоторые составляющие которой могут претендовать на роль самостоятельных научных дисциплин. Рассмотрим наиболее важные элементы данной структуры:

Функции философии

Поскольку философия – это очень сложная и многогранная наука, список её функций весьма обширен. В качестве наиболее важных можно назвать такие функции как:

Методы философии

Философии, как и любой науке, необходимы инструменты для проведения исследований и постижения истины – методы. В качестве основных можно назвать следующие методы философии:

Философия в системе наук

Для полного понимания того, что такое философия, необходимо осознать её место среди современных наук и связь с отдельными дисциплинами. Различные течения могут соотноситься с разными видами наук. Так философская антропология исследует человека, его сущность, предназначение, систему ценностей и стоящие перед ним вызовы. Таким образом, она может считаться гуманитарной наукой.

Онтологию можно отнести к естественным наукам, поскольку она изучает объективный мир и зачастую сосредоточена на тех же объектах, что и другие естественные науки (пространство, материя, время, движение и прочее). С античных времён и вплоть до XVIII века существовала также натурфилософия – учение, сочетающее в себе философские и естественнонаучные знания.

Гносеология, которой свойственны логичность и методичность, может считаться технической дисциплиной. Данный раздел философии содержит больше всего разнообразных схематических диаграмм, графиков и формул – отличительных признаков технических наук. Интересно, что гносеологию иногда называют «технологией мышления».

Таким образом, философия одновременно является естественной, гуманитарной и технической наукой. При этом у неё есть точки соприкосновения с каждой из двух с половиной тысяч наук, признаваемых современным научным миром. И ни одна другая наука не может похвастаться подобной универсальностью.

Заключение

Философия считается самой обширной и многогранной из всех наук. Она состоит из большого количества разделов, имеет множество функций и методов. Это единственная наука, соприкасающаяся со всеми остальными двумя с половиной тысячами научных дисциплин. Иногда её называют родоначальницей всех наук, считая, что именно из её ответвлений так или иначе сформировались все естественные науки.

А ещё философия – это эффективная школа мышления, которую незаслуженно игнорируют многие молодые люди. Стремясь к знаниям и развитию, они недооценивают потенциал философии. А между тем она способна оказать существенную помощь в формировании мировоззрения и понимании базовых принципов мироустройства. Она не предлагает окончательных ответов и решений, но предоставляет нам инструменты для их поиска.

Источник

Что такое философия — первые философы, предмет изучения и функции философии, а также ее основной вопрос

«Философия почти всегда пытается доказать невероятное, апеллируя к непонятному».

Генри Менкен, американский сатирик

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. На вопрос «Что такое философия?» есть тысячи ответов, смешных и серьезных, понятных и не очень.

Сам предмет настолько обширен и сложен, что подразумевает разное к нему отношение, а также великое множество интерпретаций.

Философы за всю историю человечества нагнали в эту область знания такого туману, что не каждому смертному дано разобраться в этом причудливом наследии.

Философия это что в литературе

«Когда слушающий не понимает говорящего,
а говорящий не знает, что он имеет в виду — это философия».

Вольтер, французский философ, поэт, писатель.

Попробуем все же приоткрыть плотную завесу философского тумана, прояснив некоторые моменты.

Философия — это.

Дословно философия (греч. φιλία — любовь, σοφία — мудрость) – это любовь к мудрости.

В России ее так и называли – любомудрие. А философов часто называют мудрецами. Хотя есть и альтернативные мнения, например, у Достоевского: «Слово “философ” у нас на Руси есть слово бранное и означает: “дурак”».

Философия это что в литературе

Термин придумал знаменитый древнегреческий математик Пифагор (570-490 гг. до н.э.). Математика была не единственным его увлечением, параллельно он основал философскую школу пифагорейцев. Пифагор считал мудрость привилегией божественных сил, человек, любящий мудрость, может к ней только стремиться.

Философия это что в литературе

Из-за разногласий в понимании предмета философии однозначного, принятого всеми мыслителями определения этого понятия не существует, но все же какие-то общие тенденции прослеживаются.

Философия это что в литературе

За более чем две с половиной тысячи лет своей истории философия сформировалась в отдельную науку, изучающую наиболее общие принципы бытия, познания и места человека в мире.

Но такой подход вызывает бурю споров и возражений. Определение философии как науки кажется слишком узким для такого глобального понятия.

Дело в том, что на начальном этапе философия была наукой обо всем, постепенно научные направления начали отделяться от нее, формируя самостоятельные дисциплины.

Так в IV-II веках до н.э. сформировались логика, математика, астрономия, филология и проч.

«Философия – мать всех наук»

Философия гораздо шире всех других наук (что это?), т.к. предмет ее исследования гораздо шире предмета исследования любой другой области знания, при этом она не вбирает в себя все существующие научные дисциплины. Существует отдельное направление – философия науки, где само явление науки становится предметом философского познания.

Философия – это мировоззрение, форма общественного сознания, попытки человечества ответить на вопросы, которые не имеют однозначного ответа. Она занимается изучением глобальных законов мироздания и общества, в сферу ее интересов входит познание как процесс получения знаний о мире и человеке.

Отличие философии от кухонных бесед о мироустройстве заключается в наличии теоретически разработанной базы и системности. Именно это сближает ее с научными дисциплинами.

Философские взгляды на мир должны быть логически обоснованы, систематизированы. Недаром существуют философские направления и школы – каждая из них обогащала философию своими теориями (что это такое?), терминологией, новыми логическими связями в рассуждениях об устройстве мира.

Философы — когда и где они впервые появились

«Вся философия сводится, в сущности, к тому, что один философ пытается доказать, что все остальные философы — ослы. Обычно это ему удается; больше того: он убедительно доказывает, что осел и он сам».

Философия вышла из мифологии (что это?) и религии (что это?), которые по-своему пытались осмыслить мир и место человека в нем. Она зародилась практически одновременно в совершенно разных регионах нашей планеты.

Мы привыкли думать, что первые философы были родом из Греции, ведь терминологический аппарат практически весь пришел оттуда. Но нельзя оставлять в стороне Китай с эрой 100 философских школ, Индию со своей богатейшей философской традицией, Иран с Заратустрой, палестинских пророков.

На начальном этапе философию еще сложно отделить от мифологии и религии, тем более, самые великие мировые религии возникали в то же время.

Первые философы и их учения, возникшие на Земле

Век до нашей эрыРегионИмя философаФилософское/Религиозное учениеСуть
VII-VIПерсияЗороастр (Заратустра)ЗороастризмПротивопоставление добра и зла
IIИндияПатанджалиЙога (собрал древнейшие философские учения в «Йога-сутру»)«Обуздание волнений разума»
?КапилаСанкхьяПротивопоставление духа и материи
?Бадараяна (Вьяса)ВедантаВнутреннее единство всего сущего
VII-VIГаутама БуддаБуддизмПоиск истины, цель которой – выход из круга сансары в Нирвану
VI-VКитайЛао-цзыДаосизмНепротивление течению вещей, внутреннее самосовершенствование
VI-VКонфуцийКонфуцианствоГуманность и чувство долга
VГрецияСократВывел на новый уровень диалектику ГераклитаПостижение истины через спор или беседу, смысл жизни в поиске истины
V-IVПлатонИдеализм (это как?)Идея первична, истинное бытие – это мир идей, мир вещей – отражение идей
V-IVДемокритМатериализм (что это?)Ничто не возникает из ничего и не разрушается в ничто
IVАристотельСоздал логикуИдеи неотделимы от вещей, путь к истине лежит через логику
VIII-VIПалестинаВетхозаветные пророки-писатели: Илия, Исайя, Иеремия и др.ИудаизмУтверждение единобожия, резкая критика социальной несправедливости
I век нашей эрыИисус ХристосХристианствоБог есть любовь, человеческая душа бессмертна.

Что изучали философы в разные эпохи

«Философия есть эпоха, схваченная мыслью».

Предмет изучения философии определялся интересами эпохи, поэтому различался в разные времена. До сих пор споры о нем не утихают. Это еще одно существенное отличие философии от любой другой науки — до сих пор непонятно толком, что же она изучает.

Функции философии

Четкой структуры у философии нет. Первым, кто как-то пытался ее упорядочить, был Аристотель. Он выделил метафизику (что это?), логику, этику и ряд других направлений, которые считал частью философии.

Стоики на базе аристотелевского разделения сформировали 3 основные области: логику (что это?), физику, этику. Такое положение вещей сохранялось вплоть до Нового времени.

Бум философских школ и направлений обозначил новые направления: эстетику, аксиологию, гносеологию, онтологию (это что?). В Новейшее время появились герменевтика, философская антропология и проч.

По-разному оцениваются и функции философии – направления в сферах деятельности человека, где она применяется. Перечислим основные:

Основной вопрос философии

Традиционно основным принято считать вопрос о том, что является первичным – бытие или сознание.

Этот вопрос имеет две стороны: онтологическую и гносеологическую.

Философия это что в литературе

Решение любой философской проблемы начинается с ответа на этот вопрос, а уж от ответа зависит, к какому направлению или школе тяготеет мыслитель.

Философия это что в литературе

Внутри каждого направления существуют свои трактовки ответа на главный вопрос.

Но за всю историю существования философии определенного ответа, который бы приняли за аксиому (что это?), так и не найдено.

Современные философы склоняются к мысли, что вскоре основной вопрос философии может измениться, т.к. текущий теряет свою актуальность.

Философия это что в литературе

Краткое резюме

Над философией много иронизируют, т.к. в ней много непонятного и заумного. На эту тему придумано множество анекдотов и нарисована масса карикатур.

Философия это что в литературе

Но без нее невозможно представить себе развитие общества, культуры, мышления. Философия – это интеллектуальное занятие, требующее значительных умственных усилий.

И все же каждый из нас немножко философ, т.к. все мы периодически задаемся вопросами о том, как устроен этот мир, существует ли Бог, что такое счастье и зачем вообще мы здесь оказались.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (7)

. Я спросил у ясеня, где моя любимая,

Ясень не ответил мне, качая головой.

Я спросил у тополя: «Где моя любимая?»

Тополь забросал меня осеннею листвой.

— Так представляют себе диалог между молодыми людьми и философами. Философами, а впрочем как и психологами. Не становятся сразу после окончания соответствующего учебного заведения.

Да, это любимый предмет у филологов.

Философия, как правило, не дает точных ответов, но стимулирует искать их!

Не всем доступно мыслить философскими категориями, люди привыкли видеть лишь часть общей картины. Для многих, существует только белое и черное. Как по мне, именно в философском споре, можно найти ответы, на самые сложные проблемы человечества.

Философия — это очень развивающий предмет. Жаль только, что как в школах, так и в университетах изучается только история этой науки. Никто не обсуждает со студентами идеи, курс состоит из дат и очень сухих выжимок, которые не дают никакой пищи для размышлений.

Предметом изучения философии является наука, а с учётом того, что философия — это тоже наука, значит предметом изучения философии является философия, она изучает саму себя.

Философия совершенно бесполезна, может раньше она и имела практическое значение, но сейчас познание мира происходит через узкие научные отрасли, например через физику, биологию, химию. Так что, философия — это мертвая наука.

Нет никакого смысла всерьез рассматривать учения древних философов. Мир слишком изменился, так что они потеряли всю актуальность.

Источник

Русская классическая литература как источник философских знаний

Разделы: Литература

Философ говорит силлогизмами, поэт – образами и картинами, а говорят оба они одно и то же.
В.Г. Белинский

Известно, что философия – это наука о всеобщем, так как она является выражением наиболее общих суждений о человеке и мире. Как общее знание, философия изучает мир во всей его целостности и полноте, а значит, раскрывает его в абстрактных, отвлечённых понятиях. Этим объясняется сложность восприятия философских знаний школьникам, чей жизненный и читательский опыт слишком скромен, а познавательные умения в полной мере ещё не сформированы для осмысления сложных философских понятий. Видимо, это же обстоятельство является и причиной отсутствия философии в школьном расписании, но оно вовсе не означает, что философии нет места в школьном образовании. Напротив, изучение основ наук предполагает обязательное обращение к философии, ибо она лежит в основе всякого знания.

Что нужно знать современному старшекласснику, чтобы он состоялся как глубокий читатель? Думается, начать изучение курса истории литературы в 9-11 классах нужно с вводных лекций, дающих представление о таких философских категориях, как “идея”, “проблема”, “добро”, “зло”, “красота”, “благо”, “совесть”, “душа”, “судьба” и др. Старшеклассники узнают, как изменялось, начиная с древнейших времён, содержание этих понятий. Это поможет им осознать путь, который прошло человечество в познании самого себя, а значит, будет способствовать глубоко осознанному изучению литературы. Пропедевтическое изучение основ философии в старшей школе подготовит выпускников к курсу философии в вузе, сформирует серьёзное, социально зрелое отношение к жизни.

Рассмотрим особенности изучения романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” на историко-философской основе. Великий грек Аристотель говорил: “Философия начинается с удивления”. Пусть эта мысль станет “путеводной” для учителя литературы, перед которым стоит сложнейшая задача – раскрыть (не пускаясь в морализаторство!), главные идеи Достоевского. Удивить старшеклассников – это значит показать им, что неразрешимость философских вопросов романа не отрицает необходимости их разрешения.

Лекция, предваряющая уроки по тексту романа, познакомит старшеклассников с открытиями античных философов, которые первыми сформулировали понятие “идея” и объяснили понятие “душа” с морально-этической точки зрения как способность человека быть совестливым и добродетельным. Сообщаем, что идеи выражают общий смысл явлений окружающего нас мира. Философская идея универсальна, всеохватна, потому что это “то самое единое, что составляет суть многообразия”. Обращаем внимание на то, что концепция идей соотносится как с материальными, так и с душевными проявлениями жизни и стимулирует всякое развитие. Так как человек – существо моральное, то практическая значимость концепции идей заключается в её ценностной, этической направленности. Не случайно Платон, как и его учитель Сократ, главной считал идею блага, потому что благодаря ему познаваем мир. И, как известно, именно благо Сократ считал причиной всего прекрасного.

Так в процессе лекции десятиклассники знакомятся с основными философскими понятиями, которые они раньше воспринимали лишь в их повседневном значении. Философская подготовка к работе над великим романом поможет раскрыть глубокую связь литературы и философии, понять, что с древнейших времён люди задумывались над проблемами добра и зла, счастья, справедливости. Древние направили человечество на путь духовных исканий, без которого человечество погибло бы. Идеи Сократа, который ошибочно связывал природу зла с отсутствием знаний и не объяснил причины неискоренимости эгоизма – главного источника зла, учащиеся сопоставят с идеями Достоевского, что поможет более глубоко осознать значение его великих открытий, их поистине философский характер. Учащиеся поймут, что убеждения писателя, которые зиждутся на нравственных основах христианской философии, не противоречат философским убеждениям Сократа, Платона, Аристотеля, а являют собой новый этап в постижении человечеством Добра и Справедливости.

В этих мыслях есть, конечно, доля истины, но философию преступления Раскольникова они, конечно, не раскрывают. На наш взгляд, в данной ситуации уместно “сделать остановку” в изучении романа и обратиться к очень важным для понимания мотивов преступления философским категориям “личность”, “свобода”, “необходимость”, “ответственность”, “совесть”, “судьба”.

Известно, что главная проблема романа – это проблема свободы. Именно с ней связаны все другие философские проблемы этого произведения. Попросим учащихся дать определение этому понятию, сравним его с определением в философском словаре. Историко-философский подход к осмыслению проблемы свободы поможет рассмотреть глубинные мотивы преступления Раскольникова и выяснить истинные причины его “падения”.

О свободе философы размышляют с древнейших времен. Сократ утверждал, что свобода состоит в том, чтобы следовать разумному порядку мира. Сообщаем учащимся, что в раннем христианском понимании свобода подразумевает преданность Христу, выражающаяся в благодати. Со времен Аристотеля в европейской культуре доминирующим было внутреннее самоопределение перед лицом выбора, прежде всего между добром и злом. Над этой свободой человека, согласно христианскому учению, не властен никто: ни люди, ни законы, ни власть, ни Бог.

В XVII веке Б. Спиноза связал определил свободу как осознанную необходимость. Гегель дал с идеалистических позиций развернутую трактовку диалектического единства свободы и необходимости. Материалисты называли свободу не только с осознанием необходимости, но и с действиями в соответствии с ней. На начальном этапе своей истории человек, неспособный еще проникнуть в таинства природы, был подчинен «слепой», непознанной необходимости. Он, следовательно, был несвободен. Постигая объективные законы, он начинает действовать все более осознанно и свободно. В качестве ограничителей человеческой свободы проявляется также зависимость людей от общественных сил.

Проблема свободы не может быть ограничена установлением ее соотношения с необходимостью. В русской религиозной философии определяющей является мысль о том, что без духовной (внутренней) свободы человеческая жизнь не имеет смысла. Русские философы подчеркивали, что без духовной свободы человек не существует как личность. Высшим проявлением свободного выбора является выбор между добром и злом. Николай Бердяев пишет в работе «Миросозерцание Достоевского», что Достоевский открыл новый духовный мир, вернул человеку его духовную глубину. Достоевский хорошо понимал, и глубоко прочувствовал необходимость личной, неограниченной никакой внешней «необходимостью», иррациональной человеческой свободы.

Таким образом, если внешняя свобода устраняет насильственное вмешательство других людей в духовную жизнь человека, то внутренняя свобода обращена к самому человеку. Внешняя свобода, в толковании русских философов, дается человеку для того, чтобы он внутренне воспитал и освободил себя, а внутренняя свобода есть не что иное, как духовность человека.

Благодаря этим знаниям, десятиклассникам, кроме социальных, должны открыться философские истоки бунта Раскольникова. Уровень вопросов, по которым анализируется текст романа, будет, конечно, другим, зато урок пройдёт на “философской высоте”. Думаю, что десятиклассникам можно предложить следующие вопросы:

* Какие проблемы мучают Раскольников? Можно ли их назвать философскими? Обоснуйте свой ответ.

* Можно ли утверждать, что Раскольников – свободный человек?

* Как связаны в сознании Раскольникова понятия “свобода”, “преступление”, “справедливость”?

* Почему объявленная самому себе свобода не принесла Раскольникову удовлетворения? В чём ущербность понимания свободы Раскольниковым?

* Прокомментируйте слова Достоевского: “Свобода не в том, чтобы не сдерживать себя, а в том, чтобы владеть собой” в контексте проблем романа “Преступление и наказание”.

* Как понятие “свобода” раскрывается в понимании Свидригайлова и Лужина? Можно ли их свободу сравнить со свободой Раскольникова?

* Какие философские вопросы романа связаны с образом Сонечки Мармеладовой?

* Можно ли назвать её выбор свободным?

* Какую идею воплощает в романе эта героиня?

* Как связаны в романе понятия “свобода” и “добро”, “свобода” и “ответственность”?

Пользуясь материалами лекции, учащиеся находят глубокие ответы на поставленные вопросы.

Размышляя о Свидригайлове и Лужине, мы открываем, что их понимание свободы (свобода безнравственности) делает Раскольникова их “единомышленником”. Двойничество в романе помогает осознать, как опасно заблуждение тех, кто определяет свободу как вседозволенность.

С этими идеями связана идея образа Сони Мармеладовой, которая оказывается внутренне свободной, несмотря на тупиковое положение. Десятиклассники не могут понять, в чём заключается содержание её образа. Ученики считают Соню мученицей, страдалицей, жертвой, падшей женщиной, то есть смотрят на неё глазами Раскольникова. Им кажется, что Соня, забитое трудной жизнью, пассивное существо, любит Раскольникова исключительно благодарным чувством. Старшеклассники понимают Раскольникова, а не Соню, когда он не щадит её, хоть и целует её ноги. Как символ вечного страдания она понятна ученикам. Как олицетворение идеи любви добрая Сонечка воспринимается вне философского контекста.

Если учащиеся освоят эти знания, то в словах и поступках Сони откроется им философия любви Достоевского, и они смогут ответить на непростые вопросы:

* Почему Раскольников не может убедить Сонечку в своей “правоте”?

* Как опровергает христианская душа Сонечки идею Раскольникова?

* В чём тайна жизненной силы Сони Мармеладовой?

* Какое значение она имеет в системе образов романа?

Любовь к ближнему делает Сонечку мудрее Раскольникова, и он не может победить её в своеобразном философском споре, потому и злится на неё и на себя. Анализируя сцены встреч Сони и Раскольникова, мы открываем в Соне такую мудрость, с которой не сравнится тщательно выверенная теория Раскольникова. Эта мудрость и есть любовь в её философском осмыслении. В контексте этого диалога появляется возможность дать учащимся первоначальное представление о философии практики. В христианстве смысл практики заключается в богоугодности. И мудрость Сони выражается в её самоотверженной готовности жертвовать собой, в её активной, практической любви к ближнему, в борьбе с Раскольниковым за него самого. Сонечка воплощает любовь как спасительную силу, которая одна только может воскресить Раскольникова. Так ученикам открывается идея Достоевского о том, что темный, бессовестный разум, не освещенный любовью, убивает жизнь.

Когда мы ищем причины трагедии Раскольникова, мы включаемся в осмысление ещё одного философского понятия. Это понятие судьбы. Каждый человек рано или поздно задумывается о смысле своей жизни. Предопределен этот смысл или он может быть найден самим человеком? Человек так устроен, что он не хочет “положиться на судьбу”, не может смириться с предопределённостью, а пытается самостоятельно сложить свою жизнь.

В “Современной энциклопедии” читаем, что судьба в мифологии, в философских системах, в обыденном сознании – слепая, неразумная и непостижимая предопределенность событий и поступков. В античности выступала как слепая, безличная справедливость. Христианство противопоставило идее судьбы веру в божественное провидение. В конце 19 в. понятие “судьба” получило распространение в философии жизни.

Раскольников возомнил себя вершителем судеб мира и, конечно, собственной судьбы. Раскольников избирает путь человекобожества – путь абсолютной свободы человека. Он отвергает Бога, считает свои возможности безграничными, а себя утверждает Богом. По Достоевскому, данный путь губителен и опасен как для мира, так и для самого человека. Идущий по нему потерпит крах.

Благодаря историко-философскому подходу к изучению романа, Достоевский открывается старшеклассникам не только как писатель-гуманист, но и как христианский философ, чьи мысли зиждутся на осмыслении общечеловеческого опыта исканий, заблуждений, ошибок и открытий.

Когда изучение художественной литературы строится на философской основе, новые истины не подаются учителем в упрощённом виде, а “открываются” самими учениками и в результате становятся фактом высокой образованности.

Список использованной литературы

1. Бердяев Н. Миросозерцание Достоевского (интернет-ресурс)

2. Дягилев В.В. Занимательная философия. – М.: Изд. центр АЗ,1996.-176 с.

3. Зеньковский. В. История русской философии. – М.: “Академический Проект” “Раритет”, 2001

5. Кирпотин В.Я Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. – М.: “Советский писатель”, 1970. – 418 с.

6. Краткая история философии / Под общ.ред. В.Г. Голобокова.- М.: Олимп; Изд-во АСТ, 1996. – 576 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *