Философия это что кратко и понятно
Что такое философия — первые философы, предмет изучения и функции философии, а также ее основной вопрос
«Философия почти всегда пытается доказать невероятное, апеллируя к непонятному».
Генри Менкен, американский сатирик
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. На вопрос «Что такое философия?» есть тысячи ответов, смешных и серьезных, понятных и не очень.
Сам предмет настолько обширен и сложен, что подразумевает разное к нему отношение, а также великое множество интерпретаций.
Философы за всю историю человечества нагнали в эту область знания такого туману, что не каждому смертному дано разобраться в этом причудливом наследии.
«Когда слушающий не понимает говорящего,
а говорящий не знает, что он имеет в виду — это философия».
Вольтер, французский философ, поэт, писатель.
Попробуем все же приоткрыть плотную завесу философского тумана, прояснив некоторые моменты.
Философия — это.
Дословно философия (греч. φιλία — любовь, σοφία — мудрость) – это любовь к мудрости.
В России ее так и называли – любомудрие. А философов часто называют мудрецами. Хотя есть и альтернативные мнения, например, у Достоевского: «Слово “философ” у нас на Руси есть слово бранное и означает: “дурак”».
Термин придумал знаменитый древнегреческий математик Пифагор (570-490 гг. до н.э.). Математика была не единственным его увлечением, параллельно он основал философскую школу пифагорейцев. Пифагор считал мудрость привилегией божественных сил, человек, любящий мудрость, может к ней только стремиться.
Из-за разногласий в понимании предмета философии однозначного, принятого всеми мыслителями определения этого понятия не существует, но все же какие-то общие тенденции прослеживаются.
За более чем две с половиной тысячи лет своей истории философия сформировалась в отдельную науку, изучающую наиболее общие принципы бытия, познания и места человека в мире.
Но такой подход вызывает бурю споров и возражений. Определение философии как науки кажется слишком узким для такого глобального понятия.
Дело в том, что на начальном этапе философия была наукой обо всем, постепенно научные направления начали отделяться от нее, формируя самостоятельные дисциплины.
Так в IV-II веках до н.э. сформировались логика, математика, астрономия, филология и проч.
«Философия – мать всех наук»
Философия гораздо шире всех других наук (что это?), т.к. предмет ее исследования гораздо шире предмета исследования любой другой области знания, при этом она не вбирает в себя все существующие научные дисциплины. Существует отдельное направление – философия науки, где само явление науки становится предметом философского познания.
Философия – это мировоззрение, форма общественного сознания, попытки человечества ответить на вопросы, которые не имеют однозначного ответа. Она занимается изучением глобальных законов мироздания и общества, в сферу ее интересов входит познание как процесс получения знаний о мире и человеке.
Отличие философии от кухонных бесед о мироустройстве заключается в наличии теоретически разработанной базы и системности. Именно это сближает ее с научными дисциплинами.
Философские взгляды на мир должны быть логически обоснованы, систематизированы. Недаром существуют философские направления и школы – каждая из них обогащала философию своими теориями (что это такое?), терминологией, новыми логическими связями в рассуждениях об устройстве мира.
Философы — когда и где они впервые появились
«Вся философия сводится, в сущности, к тому, что один философ пытается доказать, что все остальные философы — ослы. Обычно это ему удается; больше того: он убедительно доказывает, что осел и он сам».
Философия вышла из мифологии (что это?) и религии (что это?), которые по-своему пытались осмыслить мир и место человека в нем. Она зародилась практически одновременно в совершенно разных регионах нашей планеты.
Мы привыкли думать, что первые философы были родом из Греции, ведь терминологический аппарат практически весь пришел оттуда. Но нельзя оставлять в стороне Китай с эрой 100 философских школ, Индию со своей богатейшей философской традицией, Иран с Заратустрой, палестинских пророков.
На начальном этапе философию еще сложно отделить от мифологии и религии, тем более, самые великие мировые религии возникали в то же время.
Первые философы и их учения, возникшие на Земле
Век до нашей эры | Регион | Имя философа | Философское/Религиозное учение | Суть |
---|---|---|---|---|
VII-VI | Персия | Зороастр (Заратустра) | Зороастризм | Противопоставление добра и зла |
II | Индия | Патанджали | Йога (собрал древнейшие философские учения в «Йога-сутру») | «Обуздание волнений разума» |
? | Капила | Санкхья | Противопоставление духа и материи | |
? | Бадараяна (Вьяса) | Веданта | Внутреннее единство всего сущего | |
VII-VI | Гаутама Будда | Буддизм | Поиск истины, цель которой – выход из круга сансары в Нирвану | |
VI-V | Китай | Лао-цзы | Даосизм | Непротивление течению вещей, внутреннее самосовершенствование |
VI-V | Конфуций | Конфуцианство | Гуманность и чувство долга | |
V | Греция | Сократ | Вывел на новый уровень диалектику Гераклита | Постижение истины через спор или беседу, смысл жизни в поиске истины |
V-IV | Платон | Идеализм (это как?) | Идея первична, истинное бытие – это мир идей, мир вещей – отражение идей | |
V-IV | Демокрит | Материализм (что это?) | Ничто не возникает из ничего и не разрушается в ничто | |
IV | Аристотель | Создал логику | Идеи неотделимы от вещей, путь к истине лежит через логику | |
VIII-VI | Палестина | Ветхозаветные пророки-писатели: Илия, Исайя, Иеремия и др. | Иудаизм | Утверждение единобожия, резкая критика социальной несправедливости |
I век нашей эры | Иисус Христос | Христианство | Бог есть любовь, человеческая душа бессмертна. |
Что изучали философы в разные эпохи
«Философия есть эпоха, схваченная мыслью».
Предмет изучения философии определялся интересами эпохи, поэтому различался в разные времена. До сих пор споры о нем не утихают. Это еще одно существенное отличие философии от любой другой науки — до сих пор непонятно толком, что же она изучает.
Функции философии
Четкой структуры у философии нет. Первым, кто как-то пытался ее упорядочить, был Аристотель. Он выделил метафизику (что это?), логику, этику и ряд других направлений, которые считал частью философии.
Стоики на базе аристотелевского разделения сформировали 3 основные области: логику (что это?), физику, этику. Такое положение вещей сохранялось вплоть до Нового времени.
Бум философских школ и направлений обозначил новые направления: эстетику, аксиологию, гносеологию, онтологию (это что?). В Новейшее время появились герменевтика, философская антропология и проч.
По-разному оцениваются и функции философии – направления в сферах деятельности человека, где она применяется. Перечислим основные:
Основной вопрос философии
Традиционно основным принято считать вопрос о том, что является первичным – бытие или сознание.
Этот вопрос имеет две стороны: онтологическую и гносеологическую.
Решение любой философской проблемы начинается с ответа на этот вопрос, а уж от ответа зависит, к какому направлению или школе тяготеет мыслитель.
Внутри каждого направления существуют свои трактовки ответа на главный вопрос.
Но за всю историю существования философии определенного ответа, который бы приняли за аксиому (что это?), так и не найдено.
Современные философы склоняются к мысли, что вскоре основной вопрос философии может измениться, т.к. текущий теряет свою актуальность.
Краткое резюме
Над философией много иронизируют, т.к. в ней много непонятного и заумного. На эту тему придумано множество анекдотов и нарисована масса карикатур.
Но без нее невозможно представить себе развитие общества, культуры, мышления. Философия – это интеллектуальное занятие, требующее значительных умственных усилий.
И все же каждый из нас немножко философ, т.к. все мы периодически задаемся вопросами о том, как устроен этот мир, существует ли Бог, что такое счастье и зачем вообще мы здесь оказались.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (7)
. Я спросил у ясеня, где моя любимая,
Ясень не ответил мне, качая головой.
Я спросил у тополя: «Где моя любимая?»
Тополь забросал меня осеннею листвой.
— Так представляют себе диалог между молодыми людьми и философами. Философами, а впрочем как и психологами. Не становятся сразу после окончания соответствующего учебного заведения.
Да, это любимый предмет у филологов.
Философия, как правило, не дает точных ответов, но стимулирует искать их!
Не всем доступно мыслить философскими категориями, люди привыкли видеть лишь часть общей картины. Для многих, существует только белое и черное. Как по мне, именно в философском споре, можно найти ответы, на самые сложные проблемы человечества.
Философия — это очень развивающий предмет. Жаль только, что как в школах, так и в университетах изучается только история этой науки. Никто не обсуждает со студентами идеи, курс состоит из дат и очень сухих выжимок, которые не дают никакой пищи для размышлений.
Предметом изучения философии является наука, а с учётом того, что философия — это тоже наука, значит предметом изучения философии является философия, она изучает саму себя.
Философия совершенно бесполезна, может раньше она и имела практическое значение, но сейчас познание мира происходит через узкие научные отрасли, например через физику, биологию, химию. Так что, философия — это мертвая наука.
Нет никакого смысла всерьез рассматривать учения древних философов. Мир слишком изменился, так что они потеряли всю актуальность.
Что такое философия? Определение философии и функции этой науки
Содержание статьи:
Здравствуйте, уважаемые читатели блога avisi.ru. Сама тема настолько обширна и сложна, что подразумевает разное к ней отношение, а также огромное множество интерпретаций. Поэтому, в этой статье мы ответим на вопрос что такое философия (дадим определение), рассмотрим структуру и функции философии.
История
История началась более 2000 лет назад на территории стран древнего мира. Родиной данного направления считается Древняя Греция. Платон считал философию особой дисциплиной, которая была призвана дать ответы на глобальные вопросы существования всего живого на земле.
Пифагор первым назвал себя истинным знатоком древней дисциплины, посвятив большую часть своей жизни изучению всего, что с ней было связано. Именно он основал философскую школу пифагорейцев, в рамках которой изучалась планиметрия. Позже была предложена знаменитая теорема Пифагора. С тех пор в рамках рассматриваемого научного познания изучался не только симбиоз мира и человека, но и взаимодействие с другими научными направлениями.
Первоначально эта предложенная доктрина включала в себя изучение разных областей, спустя время трансформировалось в систему знаний о мироздании. Основная задача дисциплины заключалась в том, чтобы давать исчерпывающие ответы на вопросы существования общества, человека и устройства природы. Философия открывала секреты, давала всеобъемлющее понимание сути бытия в целом и жизнедеятельности общества в частности.
Познание всеобщей сферы было основой данного научного течения. Попытка объять необъятное оказалась успешной. Впоследствии философы имели возможность ответить на любой возникающий вопрос, связанный с мирозданием.
Название дисциплины о познании всеобщей сферы происходит от двух греческих слов Phileo – люблю и Sophia – мудрость, или по-другому «любовь к мудрости». Она занималась изучением контакта отдельно-взятого индивида с окружающей действительностью, устанавливала верный путь развития человеческого поведения и в целом формировала мировоззрение обществ.
Философское мышление и мифологическое миропонимание были тесно связаны между собой. В настоящее время «любовь к мудрости» продолжает быть характеристикой симбиоза мира и человека, но с небольшими поправками. Основными научными вопросами сегодня, являются размышления о жизнедеятельности индивида в разрезе существования общей сферы и других наук.
Сегодня к научным размышлениям относятся двояко: одни считают, что «любовь к мудрости» — это серьезное течение, которое требует тщательного изучения, другие уверены, что подобная мыслительная деятельность – это пустая трата времени.
Данная научная мыслительная деятельность направлена на оценку не только всего существующего на земле, но и на действующие параллельные науки. Философия объединяет их для того, чтобы дать наиболее исчерпывающие ответы. Известно, что математика тесно связана с данной дисциплиной, она предоставляет возможность более точно обозначить всего существующего на земле. При этом, указывает точный путь развития индивида в разрезе действующей реальности.
Что такое философия? Определение
В отличие от других дисциплин, философия не имеет строгих определений, не ограничена в вопросах изучения и в прямом смысле объединяет в себе все и сразу. Попытка дать исчерпывающие ответы на все возникающие вопросы о мироздании кажется успешной, потому что благодаря науке о жизни, на сегодняшний день есть боле менее четкое понимание роли человека в разрезе мироздания.
Итак, что такое философия?
Определение
Философия – это симбиоз вопросов о существовании мира и роли отдельного члена общества в нем. Ее основой является мировоззрение, которое включает в себя понятия сущности и систему объективных взглядов. Известно, что мировоззрение состоит из бытовых и научных знаний, веры и принципов человеческого бытия. С его помощью индивид познает окружающую действительность и условия адаптации в ней.
«Любовь к мудрости» не отвечает на отдельные вопросы, она стремится объять все области мироздания и решает только глобальные проблемы. Другими словами, раскрывает секреты всеобщего существования.
Мировоззренческое течение и философские размышления действуют сообща, они словно дополняют друг друга. Мыслительная деятельность упорядочивает взгляды на окружающую действительность и придает им теоретичность. Можно смело предположить, что мировоззрение является частью философской мысли. «Любовь к мудрости» широко демонстрирует мироздание и место индивида в нем. Мировоззрение дает конкретные ответы на возникающие вопросы. Действуя сообща, оба направления дополняют друг друга и дают человечеству возможность увидеть полную картину деятельности всего живого на земле.
Есть такая категория людей, которая не воспринимает философскую мыслительную деятельность серьезно, они уверены – это пустая трата времени. Так происходит, потому что люди не понимают прикладного значения философии. Им сложно понять глобальные размышления о мироздании, они не видят, как решаются теоретические задачи и главное, для них остается загадкой, как «любовь к мудрости» можно применять в повседневной жизни.
Однако, философия это наука свободных и сильных людей. Это возможность высказывать свои мысли. Это развитая способность к абстрактному мышлению, умение рассуждать и делать выводы. Другими словами, философия – это инструмент для выработки понятий о существовании бытия.
Отвечая на вопрос, что такое философия, стоит отметить, что это, прежде всего наука о жизни. Она помогает решить ряд жизненных задач. Между тем, «любовь к мудрости» нельзя классифицировать, как точную науку. Она не дает конкретных ответов, она рассуждает, выдвигает гипотезы, озвучивает теории. Эта наука, которую возможно постичь, только самостоятельно, через собственный выстраданный опыт и путем личных исканий истины. Мысль в разрезе данной науки объединяет в себе ценности и знания, таким образом, давая людям полное понимание происходящего вокруг.
Структура философии
Как и любая другая наука, философия имеет свою структуру, вокруг которой до сих не утихают споры. Вариантов ее строения множество, однако, самой популярной точкой зрения является структура из трех уровней:
По мнению сторонников, она наиболее точно передает значение философии и отражает ее прикладное предназначение в жизни людей. Кроме того, данная структура наиболее полно показывает значимость ее существования.
Онтология – это учение о бытие, которое рассматривает связь между всем существующим на земле и людьми. Она подчеркивает важность взаимодействия мыслящей структурной единицей с действующей реальностью. В результате чего, индивид задумывается над собственной сущностью и бытия в целом. Будучи наивысшим существом на планете, человечество задумывается о многогранности всеобщей сферы и своего непосредственного участия в его развитии. Возникает целая система онтологических проблем, которые призваны решать различные философские системы.
Гносеология – это учение о познании, в рамках которого люди изучают собственную роль в мире, противостоят ему и понимают свое противостояние. Человек рассматривает всеобщее бытие как бы со стороны, рассматривая каждую деталь, тем самым выходя за иллюзорные грани познаваемого объекта. Представители частных наук никогда не пытаются раздвинуть предложенные рамки и задуматься над уровнем познаваемости мира, ибо предметом их изучения становится сама наука в своем предметно-ограниченном смысле.
Аксиология – это всеобщая теория ценностей, которая изучает практическую деятельность людей по освоению мира. Именно практическая сторона вопроса важна для аксиологии, она рассматривает, как человек применяет полученные знания, используя навыки и опыт, как он воздействует на окружающую среду и как влияет на течение событий. Однако влияние высшего существа на мир может быть остро-негативным и даже разрушительным. В связи с чем, философия рассматривает практическую деятельность людей на основании познания истины.
Функции философии
Будучи наукой о познании мира и роли человека в нем, философия выполняет сразу ряд функций:
Все перечисленные функции философии в совокупности раскрывают полное понимание роли человека в строении и познании мира. Кроме того, данные функции философии позволяют решить ряд задач. Они связаны с основными методами познания окружающей действительности. Каждая функция «работает»в своей сфере взаимоотношений человека с внешним миром.
При возникновении нового вопроса о мироздании, можно воспользоваться одной из функций, чтобы найти ответ. Философская наука предлагает девять функций, каждая из которых раскрывает подробности отдельной сферы мироздания и жизнедеятельности человека.
1. Мировоззренческая функция
Дает возможность полностью увидеть симбиоз мир-человек, а также подсказывает эффективные способы взаимодействия всего живого на земле.
2. Методологическая
Лучше помогает узнать окружающую среду и дает эффективные инструменты для ее познания.
3. Мыслительно-теоретическая функция
Обобщает получаемые знания, предлагая новые формы мыслительной деятельности.
4. Гносеологическая
Одна из главных. Она делает процесс получения новых сведений более последовательным и правильным.
5. Роль критической функции
Заключается в том, чтобы подвергать сомнению все, что происходит вокруг. Она призвана рассматривать все новое, что появляется в мире, а также борется с устаревшими фактами.
6. Аксиологическая
Дает оценку существующим точкам зрения, а также словно проводит отбор, оставляет самое ценное, отбрасывая отжившее и не нужное.
7. Социальная функция
Призвана рассказывать обществу историю его появления, эволюционное развитие, а также его структуру. Указывает на ошибки и противоречивая, подсказывая эффективные методы их устранения.
8. Воспитательно-гуманитарная
Укрепляет общественную мораль и помогает человеку найти смысл жизни.
9. Прогностическая
Объединяет в себе имеющиеся знания и прогнозирует дальнейшие тенденции развития. Отчетливо демонстрируют познавательные процессы, которые человек обязан применять, продолжая взаимодействие с окружающей средой.
Философия
(греч. philosophía, буквально – любовь к мудрости, от philéo – люблю и sophía – мудрость)
форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека и мира; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Ф. направлена на выработку обобщённой системы взглядов на мир и на место в нём человека; она исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру. Как мировоззрение Ф. неразрывно связана с социально-классовыми интересами, с политической и идеологической борьбой. Будучи детерминирована социальной действительностью, она оказывает активное воздействие на общественное бытие, способствует формированию новых идеалов и культурных ценностей. Ф. как теоретическая форма сознания, рационально обосновывающая свои принципы, отличается от мифологической и религиозной форм мировоззрения, которые основываются на вере и отражают действительность в фантастической форме.
Ф. марксизма выступила в качестве научно-теоретической системы, выражающей мировоззрение рабочего класса. Марксизм критически переработал и обобщил предшествующие достижения Ф., науки и общественной практики и впервые в истории познания сделал Ф. непосредственным и последовательно научным орудием социального прогресса. Эта практически-революционная направленность составляет важнейшую особенность марксистской Ф. и её основных разделов – диалектического материализма (См. Диалектический материализм) и исторического материализма (См. Исторический материализм). По своим функциям марксистская Ф. есть последовательно научное философское Мировоззрение, а также общая Методология познания объективного мира и революционного действия. Выполняя эти функции, она вырабатывает средства мировоззренческой ориентации человека, теоретические основы практической борьбы прогрессивных общественных сил и общеметодологические принципы исследования в области всех частных наук.
Предмет и структура философии.
Предмет Ф. исторически изменялся в тесной связи с развитием общества, всех сторон его духовной жизни, в том числе с развитием науки и самого философского знания. Ф. зародилась на заре человеческой цивилизации в Индии, Китае, Египте, но своей классической формы достигла в Древней Греции. По свидетельству античных авторов, слово «Ф.» встречается у Пифагора, а в качестве названия особой науки термин «Ф.» впервые употреблялся Платоном. Зарождение Ф. исторически совпадает с возникновением зачатков научного знания, с появлением общественной потребности в изучении общих принципов бытия и познания. На последующих этапах формирования Ф. появились более или менее стройные системы, претендующие на рациональное знание об окружающем мире. Первые философы античного мира стремились главным образом открыть единый источник многообразных природных явлений. Натурфилософия явилась первой исторической формой философского мышления.
По мере накопления частных научных знаний, выработки специальных приёмов исследования начался процесс дифференциации нерасчленённого знания, выделение математики, астрономии, медицины и др. наук. Однако наряду с ограничением круга проблем, которыми занималась Ф., происходило развитие, углубление, обогащение собственно философских представлений, возникали различные философские теории и течения. Сформировались такие философские дисциплины, как онтология – учение о бытии (или о первоначалах всего сущего), гносеология – теория познания, логика – наука о формах правильного (т. е. связного, последовательного, доказательного) мышления, философия истории, этика, эстетика. Начиная с эпохи Возрождения процесс размежевания между Ф. и частными науками протекает всё более ускоренными темпами. Взаимоотношения между Ф. и частными науками носили противоречивый характер; поскольку последние ограничивались преимущественно эмпирическими исследованиями, общетеоретическими вопросами этих наук занималась Ф. Но т.к. философские исследование теоретических проблем частных наук не опиралось на достаточный для этой цели эмпирический материал (который, как правило, ещё не был накоплен), то оно носило абстрактный, умозрительный характер, а его результаты часто вступали в противоречие с фактами. На этой почве возникало противопоставление Ф. частным наукам, принимавшее особенно резкую форму в тех идеалистических философских учениях, которые были связаны с религией. В 17–19 вв. создавались энциклопедические системы, в которых естествознанию противопоставлялась Ф. природы, истории как науке – Ф. истории, правоведению – Ф. права. Считалось, что Ф. способна выходить за пределы опыта, давать «сверхопытное» знание. Но такого рода иллюзии были опровергнуты дальнейшим развитием частных наук. Современная наука представляет собой чрезвычайно разветвленную систему знания. Все известные явления мира оказались в «частном» владении той или иной специальной науки. Однако в этой ситуации Ф. отнюдь не утратила своего предмета. Напротив, отказ от претензий на всезнание позволил ей более четко самоопределиться в системе научного знания. Каждая наука исследует качественно определенную систему закономерностей, но ни одна частная наука не изучает закономерности, общие для явлений природы, развития общества и человеческого познания. Эти закономерности и являются предметом Ф.
В пределах каждой частной науки есть различные уровни обобщения, не выходящие, однако, за рамки определенной сферы или аспекта бытия. В философском мышлении сами эти обобщения специальных наук становятся предметом анализа. Ф. сводит воедино результаты исследований во всех областях знания, создавая всеобъемлющий синтез универсальных законов бытия и мышления. Выполняя эту функцию, философское мышление нередко направляется на объекты, относительно которых эмпирическое знание ещё не достижимо. Эта особенность философского мышления абсолютизировалась в системах спекулятивной Ф. (см. Спекулятивное).
Основным методом философского познания является теоретическое мышление, опирающееся на совокупный опыт человечества, на достижения всех наук и культуры в целом. Марксистская Ф. является научной как по своему предмету, так и по методу; для неё характерны верное, доказательное отражение закономерностей действительности и предвидение на этой основе будущих событий. Опираясь на знание законов общественного развития, применяя методы материалистической диалектики, Маркс, Энгельс и Ленин предсказали и обосновали эпоху невиданных социальных преобразований задолго до её начала.
Вместе с тем марксистская Ф. существенно отличается от любой частной науки прежде всего тем, что она является мировоззрением. В этом – главная специфика Ф. В выработке и развитии подлинно научного мировоззрения и заключается историческая миссия марксистско-ленинской Ф., которая включает в себя не только учение о сущности и законах развития природного и социального мира, но и нравственные, эстетические идеи и убеждения.
Отправной теоретический пункт всякого философского учения – вопрос об отношении мышления к бытию, духовного к материальному, субъективного к объективному. «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 282). Что чем порождается – материальный мир сознанием, духом или, наоборот, сознание материальным миром – такова первая сторона основного вопроса Ф. «Философы разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, и которые, следовательно, в конечном счете, так или иначе признавали сотворение мира. составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма» (там же, с. 283). Вопрос об отношении мышления к бытию предполагает и выяснение характера взаимоотношения между объектом и субъектом познания. Последовательно научное решение основного вопроса Ф. было дано марксизмом, который признаёт материю объективной реальностью, существующей вне, до и независимо от сознания, и рассматривает сознание как свойство высокоорганизованной материи, характеризует общественное сознание как отражение общественного бытия, т. е. прежде всего материальной жизни общества. Марксистская Ф. отстаивает и обосновывает принцип познаваемости мира, рассматривает знания и понятия как отражение объективной реальности (см. Основной вопрос философии).
За отношением мышления к бытию фактически стоит отношение человека к миру как целому, включающему в себя человека как свою одухотворённую и самосознающую часть. Впервые в истории мысли именно марксизм дал подлинно научное решение вопроса о сущности Человека как совокупности всех общественных отношений (см. К. Маркс, там же, т. 3, с. 3). Рассматривая человека как величайшую из всех ценностей, как средоточие смысла истории, марксистская Ф. осуществляет целостный подход к человеку, понимает его в единстве производственной, революционно-преобразующей и духовной форм деятельности.
Познание человеком мира, осознание им своего места в нём есть социальный процесс, развёртывающийся на основе общественно-исторической практики (См. Практика) – предпосылки, цели и одного из важнейших объектов философского познания. В этом смысле марксистская теория познания глубоко отличается от «робинзонады» старой гносеологии с её натурализмом, узко индивидуальным подходом и антиисторизмом. Марксизм преодолевает характерный для предшествующей Ф. разрыв между онтологией и гносеологией, охватывая в своих принципах бытие и мышление в их единстве, но не в тождестве: «. так называемая субъективная диалектика, диалектическое мышление, есть только отражение господствующего во всей природе движения. » (Энгельс Ф., там же, т. 20, с. 526), – отражение не абсолютно тождественное, но приблизительное, развивающееся и несущее на себе печать определенной специфичности сознания, его активного творческого характера.
В противоположность идеализму марксистская Ф. понимает сферу мышления (См. Мышление) не как сферу чистого духа, отрешённого от мира и над ним господствующего, а как отражение этого мира. Поэтому анализ мышления со стороны его содержания означает одновременно анализ самой действительности, составляющей это содержание, а также практической деятельности людей.
Ф. марксизма-ленинизма – диалектический материализм и выступающий с ним в единстве исторический материализм. В состав Ф. марксизма-ленинизма также входят: философские вопросы естествознания, психологии, этика, эстетика, научный атеизм и история Ф.; они представляют собой результат применения диалектического материализма к явлениям нравственного сознания, к закономерностям развития искусства, к развитию естествознания, к истории развития философской мысли. Ф. – не только теория объективной диалектики и логика научного познания, но и общесоциологическое, этическое и эстетическое учение. Развитие марксистской Ф. связано с появлением новых объектов исследования, неизвестных ранее проблем; это вызывает изменение предмета Ф. и усложнение её структуры.
История домарксистской философии. Первые философские учения возникли 2500 лет назад в Индии (см. раздел Философия в ст. Индия), Китае (см. раздел Философия в ст. Китай) и Древней Греции (см. раздел Философия в ст. Греция Древняя). Ранние философские учения носили стихийно-материалистический и наивно-диалектический характер. Исторически первой формой диалектики явилась античная диалектика, крупнейшим представителем которой был Гераклит. Атомистический вариант материализма выдвинул Демокрит; его идеи развивали Эпикур и Лукреций. Сначала у элеатов и пифагорейцев, затем у Сократа складывается Идеализм, выступивший как направление, противоположное материализму. Родоначальником объективного идеализма стал Платон, развивший идеалистическую диалектику понятий. Античная Ф. достигла своей вершины у Аристотеля (См. Аристотель), учение которого, несмотря на его идеалистический характер, содержало глубокие материалистические и диалектические идеи.
Ведущим направлением средневековой араб. философии был вост. перипатетизм (см. Перипатетическая школа), в русле которого развивали свои учения аль-Кинди, Аль-Фараби, Ибн Сина, Ибн Рушд (см. раздел Философия в ст. Арабская культура).
С возникновением феодализма господствующим мировоззрением в Зап. Европе становится христианство. Первый этап средневековой христианской Ф. – Патристика; на её основе в 9–12 вв. складывается Схоластика, которая усматривала цель Ф. в обосновании религиозных догматов. В 11–14 вв. в споре между Реализмом (Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский), утверждавшим существование вне человеческого ума и до единичных вещей общих понятий, и Номинализмом (И. Росцелин, Иоанн Дунс Скот, У. Оккам), признававшим реальное существование лишь единичных вещей, нашла своё выражение борьба идеалистических и материалистических тенденций.
Идеи мыслителей эпохи Возрождения были развиты философией нового времени. Развитие опытного знания, науки требовало замены схоластического метода мышления новым методом познания, обращенным к реальному миру. Возрождались и развивались принципы материализма и элементы диалектики; но материализм того времени был в целом механистическим и метафизическим.
Родоначальником материализма нового времени был Ф. Бэкон, считавший высшей целью науки обеспечение господства человека над природой. Т. Гоббс явился создателем первой всесторонней системы механистического материализма. Если Бэкон и отчасти Гоббс разрабатывали метод эмпирического (т. е. опытного) исследования природы, то Р. Декарт, основоположник рационализма, стремился разработать универсальный метод для всех наук. Характерная черта учения Декарта – Дуализм «мыслящей» и «протяжённой» субстанции. Б. Спиноза противопоставил дуализму Декарта материалистический Монизм. Дж. Локк развил сенсуалистическую теорию познания. Идеи, противоположные материализму, развивались субъективным идеализмом в разных его вариантах (Дж. Беркли и Д. Юм). Объективно-идеалистическое учение разработал Г. Лейбниц, высказавший ряд глубоких диалектических идей.
2-я половина 18 в. явилась эпохой резкого обострения кризиса феодализма во Франции, вылившегося в буржуазную революцию; важнейшую роль в её идеологической подготовке сыграли философы-материалисты Ж. Ламетри, П. Гольбах, К. Гельвеций, Д. Дидро, которые решительно выступали против религии и идеализма (см. Просвещение). Франц. материализм 18 в. был метафизическим и механистическим; вместе с тем в учении Дидро содержались элементы диалектики. Характерная черта французского материализма 18 в. – абсолютизация роли идей в развитии общества, идеалистическое понимание истории.
Важнейший этап истории западноевропейской Ф. – нем. классическая философия (И. Кант, И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинг, Г. Гегель), развившая идеалистическую диалектику. Вершина нем. классического идеализма – диалектика Гегеля, ядро которой составляет учение о противоречии и развитии. Однако диалектический метод был развит Гегелем на объективно-идеалистической основе. Классики марксизма-ленинизма подвергли всесторонней критике идеализм и реакционные стороны в социологических взглядах Гегеля; вместе с тем они дали высокую оценку его трудам, считая их одним из источников своей Ф. Против идеалистической Ф. и религии выступил Л. Фейербах, развивший учение антропологического материализма. Вместе с тем материализм Фейербаха, оказавший большое влияние на формирование философских взглядов Маркса и Энгельса, был метафизическим и созерцательным.
В 18 и 19 вв. интенсивно развивалась прогрессивная материалистическая философская мысль в России. Её корни уходят в историческую традицию материализма, родоначальником которой был М. В. Ломоносов и которая, начиная с А. Н. Радищева, прочно вошла в мировоззрение передовых общественных деятелей России. Выдающиеся рус. материалисты – В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов – стали знаменосцами борьбы рус. революционной демократии. Рус. материалистическая Ф. середина 19 в. выступила с резкой критикой идеалистической Ф., в особенности нем. идеализма. Рус. материализм 19 в. разрабатывал идею диалектического развития, однако в понимании общественной жизни он не смог преодолеть свойственного всей домарксистской Ф. идеализма. Ф. революционных демократов явилась важным шагом во всемирном развитии материализма и диалектики.
Возникновение и развитие марксистской философии. Марксизм в целом и марксистская Ф. как его составная часть возникли в 40-х гг. 19 в., когда пролетариат выступил на историческую арену как самостоятельная политическая сила. Разработка марксистской Ф. была обусловлена научно-теоретической, социально-экономической и непосредственно политической необходимостью. Возникновение марксизма было научным ответом на вопросы, выдвинутые всем ходом развития общественной практики и логикой движения человеческих знаний. Маркс и Энгельс, подвергнув глубокому и всестороннему анализу социальную действительность, на основе усвоения и критической переработки всего положительного, что было создано до них в области Ф., общественных и естественных наук, создали качественно новое мировоззрение – мировоззрение рабочего класса, ставшее философской основой теории научного коммунизма (См. Научный коммунизм) и практики революционного рабочего движения. Непосредственными идейными источниками формирования марксизма были главнейшие философские, экономические и политические учения конца 18 и 1-й половины 19 вв. В идеалистической диалектике Гегеля Маркс и Энгельс вскрыли революционные моменты – идею исторического развития и принцип противоречия как его движущую силу. Важную роль в формировании марксизма сыграло материалистическое учение Фейербаха. Одним из источников марксизма были идеи классическая буржуазная политическая экономии (А. Смит, Д. Рикардо и др.), труды социалистов-утопистов (К. А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн и др.) и французских историков времён Реставрации (Ж. Тьерри„ Ф. Гизо, Ф. Минье). Естественнонаучными предпосылками формирования марксистской Ф. явились достижения естествознания конца 18 – 19 вв. (открытие закона сохранения и превращения энергии, создание теории клеточного строения организмов, эволюционное учение Ч. Дарвина). Будучи обобщением развития общественной практики и научного познания, возникшая марксистская Ф. представляла величайшую революцию в истории человеческой мысли. Сущность и основные черты революционного переворота, совершенного Марксом и Энгельсом в Ф., заключаются в создании научного мировоззрения пролетариата, в распространении материализма на познание общества и в материалистическом обосновании решающей роли общественной практики в познании, в осуществлении единства теории и практики, в органическом соединении и творческой разработке материализма и диалектики, что привело к созданию материалистической диалектики. Величайшим завоеванием человеческой мысли является разработка исторического материализма, в свете которого только и оказалось возможным научно понять роль общественной практики в познании и в развитии сознания. Введение критерия практики в теорию познания могло быть осуществлено лишь в связи с научным объяснением исходных предпосылок, основных объективных условий человеческой истории. Характеризуя качественное отличие Ф. марксизма от предшествовавших ей философских систем, Ленин писал: «Применение материалистической диалектики к переработке всей политической экономии, с основания ее, – к истории, к естествознанию, к философии, к политике и тактике рабочего класса, – вот что более всего интересует Маркса и Энгельса, вот в чем они вносят наиболее существенное и наиболее новое, вот в чем их гениальный шаг вперед в истории революционной мысли» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 24, с. 264).
В разработке положений марксистской Ф., в её пропаганде и защите, в борьбе против буржуазной идеологии важную роль сыграли труды Г. В. Плеханова, А. Лабриолы, А. Грамши, А. Бебеля, Ф. Меринга, П. Лафарга и др.
Новый этап творческого развития марксистской Ф. связан с именем Ленина, разрабатывавшего диалектический и исторический материализм на основе анализа эпохи империализма и пролетарских революций и обобщения новейших достижений естествознания. Ленин всесторонне развил теорию познания марксизма – выявил диалектический характер процесса познания, разработал учение о роли практики в познании, теорию истины (См. Истина), в том числе диалектику абсолютной и относительной истины и т.п. Особое внимание Ленин уделил развитию диалектики как научного метода познания и преобразования мира. Он подверг всесторонней критике новейшие разновидности идеализма, агностицизма и метафизики, а также ревизионизма в отношении марксизма, разработав метод применения принципа партийности (См. Партийность) в оценке философских воззрений. Защита марксистской Ф. от ревизионизма и натиска буржуазной идеологии, творческое развитие Ф. были теснейшим образом связаны с разработкой Лениным теории социалистической революции, учения о революционной партии, о союзе рабочего класса и крестьянства, о социалистическом государстве и строительстве социализма. Руководствуясь ленинскими заветами, придавая большое значение воспитанию трудящихся в духе марксистско-ленинского мировоззрения, коммунистической партии развернули интенсивную деятельность, направленную на пропаганду и дальнейшее творческое развитие диалектического и исторического материализма. Проблемы марксистско-ленинской Ф. получили развитие в документах съездов КПСС и пленумов ЦК КПСС и братских коммунистических и рабочих партий, в произведениях философов-марксистов. Марксистско-ленинская Ф. стала основой формирования научного мировоззрения широчайших масс трудящихся.
Буржуазная Ф. середины 19 – 20 вв. В 40–60-х гг. 19 в. в буржуазной Ф. Западной Европы происходил распад классических форм идеализма. Как реакция на идеалистическую (прежде всего нем. классическую) Ф. складывается Вульгарный материализм (Л. Бюхнер, К. Фохт, Я. Молешотт), носивший метафизический, механистический характер; отрицая специфику сознания, вульгарный материализм отождествлял его с материей. В 1-й половине и середине 19 в. возник Позитивизм (О. Конт, Дж. С. Милль, Г. Спенсер) – субъективно-идеалистическое направление, отрицающее мировоззренческий характер Ф. Иррационалистическое учение, объявлявшее основой мира волю как бессознательное начало, развивал А. Шопенгауэр; его последователь Э. Гартман разрабатывал волюнтаристическую и пессимистическую концепцию мира. В 70–80-х гг. 19 в. складывается Неокантианство, получившее распространение в конце 19 – начале 20 вв. (В. Виндельбанд, Т. Риккерт, П. Наторп, Г. Коген). Выступив с лозунгом «назад к Канту», неокантианцы отвергли «Вещь в себе», усилив субъективно-идеалистические тенденции в кантианстве; социально-этическая концепция неокантианства послужила основой т. н. этического социализма и реформизма.
Начиная с 70-х гг. 19 в. и до 1-й мировой войны 1914–18 происходит становление философских основ идеологии империализма. Большое влияние приобретает Интуитивизм (А. Бергсон, Н. О. Лосский), противопоставляющий рациональному познанию интуитивное «постижение» жизни. Возрождением спекулятивной Ф. явилось Неогегельянство (Ф. Г. Брэдли, Т. Грин, Дж. Ройс, Б. Кроче, Р. Кронер, А. Либерт), выдвинувшее иррационалистическое толкование диалектики Гегеля. Получил распространение такой вариант позитивизма, как Махизм (эмпириокритицизм), ведущие представители которого (Э. Мах и Р. Авенариус) развивали субъективно-идеалистическую концепцию «очищения опыта»; трактуя познание как средство биологического приспособления к среде, они отстаивали принцип экономии мышления, противоположный материалистической теории отражения. В начале 20 в. значительное влияние приобрёл Прагматизм (Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи), который исходил из толкования истины как практической полезности, отвечающей субъективным интересам индивида. На рубеже 19 и 20 вв. получила распространение Философия жизни – иррационалистически-волюнтаристское направление (Ф. Ницше, В. Дильтей, Г. Зиммель), психологизирующее и субъективизирующее понятие «жизнь»; к учению Ницше примыкала крайне иррационалистическая концепция О. Шпенглера.
После Великой Октябрьской социалистической революции начался новый этап эволюции буржуазной Ф., связанный с общим кризисом капитализма. Возникают течения и школы, которые ставят перед собой задачу нового обоснования идеализма, утратившего свои господствующие позиции. Значительное влияние на идеалистическую Ф. 20 в. оказала Феноменология (Э. Гуссерль), первоначально стремившаяся превратить Ф. в «строгую науку»; позднее феноменология эволюционировала к концепции «жизненного мира», смыкающейся с иррационалистической философией жизни (М. Шелер, поздний Гуссерль). В 10–20-х гг. 20 в. приобретает влияние Неореализм (Дж. Э. Мур, Р. Перри, Э. Холт, У. Монтегю), пытающийся, подобно позитивизму, проложить «среднюю линию» между материализмом и идеализмом. Космологическое направление в неореализме (С. Александер, А. Н. Уайтхед, Я. Х. Смэтс) развивало идеалистическую (по существу метафизическую) концепцию эмерджентной эволюции (См. Эмерджентная эволюция), противоположную диалектико-материалистическому теории развития. Как реакция на неореализм в 20–30-х гг. возник Критический реализм (Дж. Сантаяна, Ч. Стронг, Д. Дрейк), утверждавший, что процесс познания опосредован «данным», идеалистически толкуемым (например, у Сантаяны) как логическая сущность вещей.
Одно из основных направлений буржуазной Ф. 20 в. – Неопозитивизм (Б. Рассел, Л. Витгенштейн, Р. Карнап, М. Шлик, О. Нейрат), который, отвергая возможность Ф. как теоретического познания мировоззренческих проблем, противопоставляет науку Ф., сводит задачу Ф. к логическому анализу языка науки. Представители неопозитивизма сыграли значительную роль в развитии современных форм логики, семиотики и логики науки; однако ввиду несостоятельности исходных установок (идеалистический эмпиризм, феноменализм) неопозитивизм не смог дать действительного решения актуальных философско-методологических проблем науки. Основные течения неопозитивизма: Логического анализа философия, или логический эмпиризм (Карнап, Ф. Франк, Х. Рейхенбах) и логический прагматизм (У. Куайн, Н. Гудмен); Лингвистическая философия (поздний Витгенштейн, Г. Райл, Дж. Остин, П. Строусон, Дж. Уисдом), подменяющая философское исследование лингвистическим. Современная форма неопозитивизма – Аналитическая философия (К. Поппер и др.).
В 1-й половине – середине 20 в. определенное влияние приобрёл Персонализм (Н. Бердяев, Э. Мунье, Р. Флюэллинг) – религиозно-идеалистическое направление, признающее личность высшей духовной ценностью, а весь мир – проявлением активности «верховной персоны» – бога. Одним из ведущих направлений буржуазной Ф. 20 в. является Экзистенциализм – современная форма иррационализма, возникшая как выражение кризисного состояния буржуазного общества. Основные его течения: «атеистический» экзистенциализм (М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю) и религиозный экзистенциализм (Г. Марсель, К. Ясперс, М. Бубер). Отвергая научную Ф., экзистенциализм выдвигает на первый план проблему человека, рассматривая его не как природное и социальное существо, а как духовную экзистенцию – возможность «существования», реализующуюся в акте абсолютно свободного выбора.
Наиболее влиятельным направлением современной религиозной Ф. является Неотомизм (Ж. Маритен, Э. Жильсон (См. Жильсон), Ю. Бохеньский) – ведущее философское учение католицизма. Неотомизм – теологическая форма современного объективного идеализма; его Ф. – метафизика, возрождающая основные принципы средневекового схоластического учения Фомы Аквинского; основываясь на принципе «гармонии разума и веры», неотомизм выдвигает религиозное истолкование современных научных теорий.
Современная буржуазная Ф. является выражением глубоких противоречий позднекапиталистического общества. Общий кризис капитализма обусловил кризисный характер развития буржуазной Ф. как теоретической базы буржуазной идеологии. Характерные черты буржуазной Ф. 20 в.: идеализм и метафизика, иррационалистическое искажение диалектики, отрицание мировоззренческого значения науки, утверждение религиозной картины мира, эклектизм, попытки «преодолеть» противоположность материализма и идеализма (новые варианты неореализма, концепции «франкфуртской школы»). В силу несостоятельности исходных принципов – прежде всего идеализма и отказа от диалектики – многочисленные течения и школы буржуазной Ф. оказались не в состоянии дать научный анализ сущности и закономерностей современной эпохи, решить актуальные проблемы бытия, познания и общества. Опираясь на достижения общественной практики и науки, марксистско-ленинская Ф. ведёт непримиримую борьбу со всеми видами современного идеализма и метафизики.
Место и роль марксистской Ф. в системе научного знания. Опыт истории показывает, что Ф. необходимо должна опираться на совокупность добытых человечеством знаний, что все выдающиеся мыслители прошлого стояли на уровне науки своего времени. Многие фундаментальные положения современной науки были выдвинуты Ф.: концепция Атомизма, идея Рефлекса, положение о сохранении количества движения, принцип Детерминизма, идея развития (См. Развитие) и т.д. Уже в начале 20 в. Ленин сформулировал важнейший для современного естествознания принцип неисчерпаемости материи. В тесной связи с Ф. разрабатываются современные теории пространства и времени, принципы сохранения и др. В свою очередь, прогресс науки обогащал и обогащает Ф. Все крупнейшие научные открытия способствовали развитию философского мировоззрения, означали продвижение вперёд в области методов мышления. Создание марксизма-ленинизма радикально изменило как понимание социальных процессов, так и весь строй научного мышления.
Подлинно научная Ф. не подменяет собой частные науки, а лишь вооружает их мировоззрением, общим методом познания и теорией мышления, благодаря чему занимает ключевую позицию в системе наук. Область применения методов частных наук обычно ограничивается рамками предмета данной науки. В отличие от этого, методы Ф. имеют универсальный характер. Но они прилагаются к специальным областям знания не прямо, а в результате переработки их в систему положений, применимых к специфическому материалу соответствующей науки. Развитие современной науки показывает, что наиболее адекватным универсальным методом для неё оказывается материалистическая диалектика: материализм побуждает отыскивать реальные основания для любых порождений теоретической мысли, а диалектика позволяет исследователю глубже проникать в суть вещей. Именно «. диалектика является для современного естествознания наиболее важной формой мышления, ибо только она представляет аналог и тем самым метод объяснения для происходящих в природе процессов развития, для всеобщих связей природы, для переходов от одной области исследования к другой» (Энгельс Ф., Диалектика природы, см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 367). Изолировать частные науки от Ф. – значит обрекать учёных на отказ от мировоззренческих и общеметодологических принципов исследования. Даже тогда, когда учёному кажется, что он опирается только на логический. аппарат своей узкой области, он в действительности пользуется совокупными результатами познавательной деятельности всего человечества, зафиксированными в философских категориях. Сознательное приобщение к философской культуре позволяет специалисту преодолеть односторонность в подходе к объекту исследования, крайне отрицательную в условиях современной узкоспециализированной научной деятельности. Это особенно важно в науке 20 в., когда естествознание испытывает огромное влияние интегрирующих тенденций, выразившихся в возникновении кибернетики и проявляющихся в попытках построения общей теории элементарных частиц, общей теории биологической эволюции, общей теории систем и т.д. Обобщения такого уровня невозможны без серьёзной философской базы.
В различных областях современной науки всё более важной становится разработка методологической проблематики – анализ логического аппарата, типов и способов построения теории, взаимодействия эмпирического и теоретического уровней познания, исходных понятий и аксиом науки и т.п. Все эти проблемы носят философский характер и требуют объединения усилий философов и представителей естественных и гуманитарных паук.
Место Ф. в научном познании определяется не рамками отдельного опыта, а развитием науки и научной практики в целом; оно выявляется на уровне выдвижения и обоснования фундаментальных гипотез (См. Индукция), построения теорий, выявления и разрешения их внутренних противоречий, раскрытия сущности исходных понятий науки, осмысления новых принципиальных фактов и выводов из них, разработки методов исследования и т.д. Особенно важна роль философского анализа в кризисных ситуациях и революциях в науке, выражающих диалектический путь познания. В таких ситуациях, суть которых составляет противоречие между сложившейся системой понятий и вновь открытыми фактами, выход из кризиса достигается лишь путём обращения к философским основаниям и предпосылкам соответствующей науки. Пренебрежение к Ф. ведёт здесь к грубым ошибкам мировоззренческого и методологического характера. Энгельс справедливо отмечал, что Ф. мстит за себя тем естествоиспытателям, которые покинули её (см. там же, с. 520). Не случайно такие учёные, как В. Гейзенберг и М. Планк, Л. де Бройль, М. Борн и А. Эйнштейн подчёркивают громадную роль философского мировоззрения в научном исследовнии.
Научная значимость марксистской Ф. имеет исключительно важный социальный аспект: она позволяет понять закономерную связь развития естествознания с социальными условиями эпохи, осмыслить социальную значимость научных открытий и их приложений. В условиях научно-технической революции (См. Научно-техническая революция) и гигантских социальных сдвигов перед человечеством возникают острейшие социальные вопросы, обоснованный ответ на которые может дать только марксистско-ленинская Ф.
В обстановке острой идеологической борьбы представители специальных областей знания, не вооружённые научным мировоззрением и методологией, нередко оказываются беспомощными перед натиском буржуазной идеологии. Чтобы успешно противостоять этому натиску, учёный «. должен быть современным материалистом, сознательным сторонником того материализма, который представлен Марксом, то есть должен быть диалектическим материалистом» (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 45, с. 30).
Марксистско-ленинская Ф. является мировоззренческой и методологической основой для всего социального познания. Она вооружает социальную мысль пониманием общих закономерностей исторического развития человечества.
Марксистско-ленинская Ф. и политика. Ф. всегда служила одним из основных орудий идейной борьбы различных социальных групп, ареной теоретического столкновения политических партий. По самой своей сути и функции мировоззрение носит классовый и тем самым партийный характер. Каков общественный класс, каков о его положение и место в системе общественных отношений и вытекающая отсюда историческая миссия, таково и его философское мировоззрение.
Борьба классов в истории общества получает своё выражение в борьбе мировоззрений. Особую остроту она приобретает в переломные эпохи истории. Именно в эти периоды резко возрастает потребность в философском осмыслении социальных процессов, обостряется противоборство сил прогресса и реакции не только в области политики и экономики, но и в идеологии, в Ф. Так, в эпоху Возрождения религиозному мировоззрению были противопоставлены идеи философского материализма и гуманизма, а революция в умах, осуществленная идеологами нарождавшейся буржуазии, была введением к социальной революции; Ф. французских просветителей явилась идеологической предпосылкой Великой французской революции. Марксистско-ленинское мировоззрение нашло своё многообразное практическое воплощение в целой полосе социалистических и народно-демократических революций. Идеологическая роль Ф. особенно возросла в современную эпоху, когда важнейшее значение приобрела борьба между коммунистическим и буржуазным мировоззрениями.
Социально-политическое значение марксистско-ленинской Ф. определяется тем, что она является теоретической основой мировоззрения пролетариата и научным путём доказывает неизбежность гибели капитализма и победы социализма и коммунизма. Лишь марксистско-ленинское мировоззрение, превратившее социализм из утопии в науку, указало пролетариату и его партии единственно верный путь борьбы за построение коммунизма. Этот действенный характер марксистской Ф. вытекает из всех её принципов, адекватно отражающих жизнь в её динамике и перспективе.
Материалистическое понимание истории приводит к определенным политическим выводам: путь к устранению социальных бедствий лежит не в перестройке только лишь сознания людей, а прежде всего в изменении общественного бытия. Как подчёркивал Ленин, люди всегда были и будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов. В отличие от всех разновидностей идеализма, материалистическое мировоззрение исходит из того, что материальная сила должна быть опровергнута материальной же силой. Сама идея социальной революции пролетариата, порожденная капиталистической действительностью, тесно связана с диалектическим подходом к общественным явлениям: материалистическая диалектика отвергает всё косное, консервативное, обветшалое; она признаёт и утверждает непрерывное движение вперёд, революционную борьбу за переустройство мира.
Марксистская Ф. составляет мировоззренческую и методологическую основу программы, стратегии и тактики, политики коммунистических и рабочих партий, их практической деятельности. Политическая линия марксизма всегда и по всем вопросам «. неразрывно связана с его философскими основами» (там же, т. 17, с. 418). Поэтому защиту философских основ марксизма-ленинизма марксистские партии рассматривают как своё важнейшее дело.
Идеологи буржуазии, а вслед за ними и ревизионисты проповедуют принцип деидеологизации Ф., т. е. идею о том, что Ф. должна возвышаться над практическими, политическими интересами определенных социальных групп, классов, партий. Сторонникам этого принципа можно напомнить слова Маркса, который сказал о Фейербахе, что он «. слишком много напирает на природу и слишком мало – на политику. Между тем, это – единственный союз, благодаря которому теперешняя философия может стать истиной» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 27, с 375). Марксистско-ленинский принцип единства Ф. и политики ориентирует на осознание глубокой связи этих двух сфер и вместе с тем он несовместим с вульгаризаторскими попытками растворить Ф. в текущей политике. Ещё Гегель в своё время высмеял претензии на «деидеологизацию» социального познания и его беспартийность (см. Соч., т. 3, М., 1956, с. 330). Идее «беспартийности», которая сама по себе отнюдь не беспартийна, марксизм открыто противопоставляет фундаментальный ленинский принцип партийности. Ленин подчёркивал, что «беспристрастной» социальной науки не может быть в обществе, построенном на классовой борьбе, что «. ни один живой человек не может не становиться на сторону того или другого класса (раз он понял их взаимоотношения), не может не радоваться успеху данного класса, не может не огорчиться его неудачами, не может не негодовать на тех, кто враждебен этому классу, на тех, кто мешает его развитию распространением отсталых воззрений и т.д. и т.д.» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 2, с. 547–48). Показывая, что «беспартийность», «беспристрастность» Ф. в буржуазном обществе есть лишь лицемерие, прикрытое выражение принадлежности к партии угнетателей, Ленин подчёркивал, что «. материализм включает в себя, так сказать, партийность, обязывая при всякой оценке события прямо и открыто становиться на точку зрения определенной общественной группы» (там же, т. 1, с. 419).
Буржуазные идеологи утверждают, что партийность несовместима с научной объективностью. Это действительно так, когда речь идёт о буржуазной Ф., выражающей интересы класса, который хочет увековечить эксплуатацию человека человеком, подавить революционное рабочее и национально-освободительное движение. Научное же мировоззрение, правильно отражая закономерности развития явлений природы и общества, защищает интересы тех классов, которые являются носителями прогресса и за которыми поэтому будущее. В современных условиях таким мировоззрением является марксизм-ленинизм. В области мировоззрения не может быть никаких компромиссов. «. Вопрос стоит только так: буржуазная или социалистическая идеология. Середины тут нет (ибо никакой третьей идеологии не выработало человечество, да и вообще в обществе, раздираемом классовыми противоречиями, и не может быть никогда внеклассовой или надклассовой идеологии). Поэтому всякое умаление социалистической идеологии, всякое отставание от нее означает тем самым усиление идеологии буржуазной (там же, т. 6, с. 39–40).
Основой единства партийности и научности марксистско-ленинской Ф. является совпадение классовых интересов пролетариата с реальной «логикой» истории, а тем самым – и с интересами всего прогрессивного человечества. Только последовательно научный подход к действительности отвечает интересам рабочего класса, позволяет ему основывать свою практическую и политическую деятельность на прочном фундаменте науки.
Современные ревизионисты заявляют, будто признание партийности теории ведёт к упрощённому делению философов на материалистов и идеалистов, к отказу от всего ценного, что имеется в немарксистской Ф., социологии, экономической теории, историографии и т.д. Но разделение философов на две главные «партии» – материалистов и идеалистов, сохраняющее свою силу с древних времён, есть факт самой истории познания. Материализм и идеализм – это две партии в Ф. «Новейшая философия, – подчёркивал Ленин, – так же партийна, как и две тысячи лет назад» (там же, т. 18, с. 380), и борьба между материализмом и идеализмом в конечном счёте отражает борьбу классов в обществе. Партийность марксистской Ф. заключается в последовательном проведении материалистической линии, в борьбе против идеализма, метафизики, всех форм мистики, агностицизма и иррационализма, в выявлении их социально-классовых корней, в разоблачении реакционных политических выводов из них. Вместе с тем, как подчёркивал Ленин, марксистская партийность требует усвоения и критической переработки завоеваний, которые делаются буржуазными учёными (см. там же, с. 364).
В современную эпоху небывало расширился и усложнился характер практических, теоретических, идеологических и политических задач, которые стоят перед обществом. С этим связано возрастание общественной роли марксистско-ленинской Ф.
Одна из центральных задач марксистско-ленинской философии – разработка теории материалистической диалектики, её принципов, законов и категорий. Наиболее актуальными являются проблемы диалектики различных сфер объективной действительности, прежде всего диалектики социальных процессов. Особое значение приобретает исследование методологических проблем естественных и общественных наук. С анализом диалектики общественного развития неразрывно связана дальнейшая разработка проблем исторического материализма. Важнейшие направления в этой области исследований: разработка теории общественно-экономических формаций, изучение социально-философских проблем развитого социалистического общества, анализ диалектики развития мировой системы социализма и мирового революционного процесса. Широкий комплекс проблем связан с философским осмыслением научно-технической революции, её социальных последствий. Особую актуальность приобретает философский анализ проблем человека и коммунистического воспитания.
Ни одна естественнонаучная теория, ни одно открытие в науках о природе, ни одно изобретение в технике не оказали такого революционно-преобразующего воздействия на судьбы человечества, какое оказал марксизм. Глубокое усвоение марксистско-ленинской Ф. повышает идейно-теоретический уровень трудящихся, способствует их сплочению под великим знаменем марксистско-ленинского мировоззрения, открывающего ясные перспективы и вселяющего в массы трудящихся уверенность в торжестве коммунизма, См. Марксизм-ленинизм, Диалектический материализм, Исторический материализм, Научный коммунизм, Социология, Теория познания, Наука, Диалектика, Этика, Эстетика.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произв., М., 1956; их же, Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; Маркс К., Тезисы о Фейербахе, там же; его же, Нищета философии, там же, т. 4; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; его же, Диалектика природы, там же; его же, Л. Фейербах и конец классической немецкой философии, там же, т. 21; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Полное собрание соч., 5 изд., т. 18; его же, Философские тетради, там же, т. 29; его же, О значении воинствующего материализма, там же, т. 45; Плеханов Г. В., Избр. философские произв., т. 1–5, М., 1956–58; История философии, т. 1–3, М., 1940–43; История философии, т. 1–6, М., 1957–65; Философская энциклопедия, т. 1–5, М., 1960–70; Антология мировой философии, т. 1–4, М., 1969–72; Ойзерман Т. И., Проблемы историко-философской науки, М., 1969; его же, Главные философские направления, М., 1971; его же, Формирование философии марксизма, [2 изд., М., 1974]; Философия и современность. [Сб. ст.], М., 1971; Краткий очерк истории философии, 2 изд., М., 1971; История марксистской диалектики, М., 1971; Философия в современном мире. Философия и наука, М., 1972; Современная буржуазная философия, М., 1972; Копнин П. В., Диалектика, логика, наука. [Сб. ст.], М., 1973; Буржуазная философия XX века, М., 1974; Основы марксистско-ленинской философии, 4 изд., М., 1976; Ueberweg Fr., Grundriss der Geschichte der Philosophie, 12 Aufl., Bd 1–5, В., 1923–1928; Philosophie der Gegenwart in Selbstdar-stellungen, Bd 1–7, Lpz., 1921–29; Landgrebe L., Philosophie der Gegenwart, Bonn, 1952; Hartmann N., Einführung in die Philosophie, 3 Aufl., Osnabrück, 1954; Jaspers K., Philosophie, 3 Aufl., Bd 1–3, В., 1956; Heidegger M., Was ist das – die Philosophic?, Pfullingen, 1956; Brunner A., Die Grundfragen der Philosophie, 5 Aufl., Freiburg, 1961; Philosophy in the twentieth century, NT. Y., 1962; Diemer A., Grundriß der Philosophie, Bd 1–2, Meisenheim am Glan, 1962–64; Philosophie im 20. Jahrhundert, 2 Aufl., Stuttg., 1963; Grundprobleme der grossen Philosophen, Bd 1–2, Gött., 1972–73; «Répertoire bibliographique de la philosophie» (Louvain, с 1894).