Философия для юристов для чего нужна

Значение философско-правовой подготовки будущих юристов.

Философия для юристов для чего нужна Философия для юристов для чего нужна Философия для юристов для чего нужна Философия для юристов для чего нужна

Философия для юристов для чего нужна

Умение осознать высокий гуманистический смысл своей деятельности, философски обосновать свою теоретическую позицию и принимаемое практическое решение является признаком высокого профессионализма и гражданской честности юриста. Такое обоснование, особенно в области практических решений, не всегда осознается, однако оно во многом определяется доминирующими установками мировоззрения будущих юристов, на формирование которого призвана оказывать влияние философия права. Попытки решать фундаментальные теоретические проблемы юриспруденции без философского обоснования приводят, как правило, к их релятивизации либо догматизации. «Тот, кто полагает, что обойдется без философского обоснования функционирования правовой системы, — пишет Г.А. Шварц-Либерман фон Валендорф, — в действительности бессознательно руководствуется своей «личной», доморощенной философией, рискуя кончить блужданиями в потемках правовой дисгармонии».

Таким образом, необходимость освоения будущими юристами философско-правовых знаний определяется, прежде всего, потребностями их будущей специальности. Изучение философии права в значительной мере способствует фундаментализации образования будущих юристов, их развитию в качестве самостоятельно мыслящих, политически незаангажированных граждан. Можно присоединиться к позиции известного британского философа права Г. Харриса, который считает, что философия права связана с задачей подготовки юриста как гражданина и гражданина как критика права.

Эта позиция достаточно четко объясняет то основополагающее место и значение, которое занимает философия права в системе юридических и других гуманитарных наук и учебных дисциплин, предметами изучения которых является право и государство, а также то внимание, которое уделяется в западных университетах преподаванию этой дисциплины уже на протяжении столетий.

Хотя философия права не ставит своей целью решение конкретных проблем правоведения, а лишь помогает более четко осознать исследователю-юристу собственную позицию, упорядочить знание, по-новому взглянуть на свой предмет в свете более широкого подхода, тем не менее все центральные, фундаментальные проблемы правоведения находят свое решение или, по крайней мере, их обоснование именно на философском уровне. В этом и состоит одна из «загадок» феномена права, и это обстоятельство определяет фундаментальную роль философии права в системе правоведения как общеметодологической дисциплины.

Это, однако, не означает призыв к юристам отбросить присущие юриспруденции методы исследования и заменить их философскими. Следует четко осознавать предназначение и возможности последних.

Что же касается опасений по поводу широты философского осмысления права, то эти опасения могут быть сняты посредством четкой фиксации интересов философии права, уточнения ее предмета и метода, определения ее места в системе философских и юридических наук. При этом определение предметной сферы и статуса философии права должно осуществляться посредством сопоставления ее функций с функциями теории права, которая является наиболее близкой ей по сфере интересов дисциплиной.

Среди функций, которыми следует овладеть правоведу важнейшими являются: мировоззренческая, методологическая, информационная, аксиологическая, воспитательная.

Мировоззренческаяфункция философии права заключается в формировании у человека общего взгляда на мир права, правовую реальность, т.е. на существование и развитие права как одного из способов человеческого бытия; она определенным образом решает вопросы о сущности и месте права в мире, его ценности и значимости в жизни человека и общества в целом или, другими словами, формирует правовое мировоззрение человека.

Методологическаяфункция философии права находит свое отражение в формировании определенных моделей познания права, способствующих развитию юридических исследований. С этой целью философия права разрабатывает методы и категории, при помощи которых и проводятся конкретные правовые исследования. Результирующим выражением методологической функции права является оформление имеющегося знания о праве в виде способа его осмысления как содержательно-смысловой конструкции, обосновывающей его основные идеи.

Философия для юристов для чего нужна

Информационнаяфункция обеспечивает адекватное отражение права как специфического объекта, выявление его существенных элементов, структурных связей, закономерностей. Это отражение синтезируется в картине правовой реальности или «образе права».

Аксиологическаяфункция философии права заключается в разработке представлений о правовых ценностях, таких как свобода, равенство, справедливость, а также представлений о правовом идеале и интерпретации с позиций этого идеала правовой действительности, критика ее структуры и состояний.

Воспитательнаяфункция философии права реализуется в процессе формирования правосознания и правового мышления, через разработку собственно правовых установок, в т.ч. такого важного качества культурной личности, как ориентация на справедливость и уважение к праву.

Выводы.

1. Философское осмысление права задача особой теоретической дисциплины – философии права, предметом которой является выяснение смысла права, а также обоснование понимания этого смысла, а ее основными категориями — идея, смысл, цель права, справедливость, свобода, равенство, признание, автономия личности, права человека и др.

2. Философия нрава имеет сложную структуру, в которую входят: онтология права, гносеология права, аксиология права, феноменология права, правовая антропология, прикладная философия права и др.

3. По своему статусу философия права представляет собой комплексную, смежную дисциплину, находящуюся на стыке философии и юриспруденции, в рамках правоведения философия права тесно связана с теорией права.

4. Важной целью и задачами изучения философии права являются овладение ее функциями: мировоззренческой, методологической, отражательно-информационной, аксиологической, воспитательной и др.

Источник

Для чего юристу философия

Зачем юристу философия

Для любого учения о праве и государстве определяющее значение имеет лежащий в его основе тип понимания (и понятия) права. Это обусловлено научно-познавательным статусом и значением понятия права (и соответствующего понятия государства) в рамках любой последовательной, систематически обоснованной, развитой и организованной правовой теории.

Для чего юристу философия

— Сегодня на этот предмет ведутся оживленные дискуссии, в ряде учебных заведений преподавание данных «мировоззренческих» дисциплин сильно сокращено. Но я думаю, что это неправильно. Для юриста, пожалуй, больше чем для представителей большинства других профессий, важна широта мировоззрения.

Нужна ли философия современному юристу

Роль и значение философии права в системе юридического знания

Таким образом, необходимость изучения студентами юридических вузов философско-правовых знаний определяется, прежде всего, потребностями их будущей специальности. Изучение философии права в значительной мере способствует фундаментализации образования будущих юристов, их развитию в качестве самостоятельно мыслящих, политически незаангажированных граждан. Можно присоединиться к позиции известного британского философа права Г. Харриса, который считает, что философия права «. не является частью подготовки юриста как юриста, ее существование, я думаю, связано с более важной задачей – подготовки юриста как гражданина и гражданина как критика права»[22].

Зачем юристу философия

Второй вид – это материализм, который бывает метафизическим и диалектическим. Идеализм и материализм как системы мировоззрения были открыты еще в Древней Греции Античными философами. Наиболее часто упоминаются в философской литературе Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель.

ВВЕДЕНИЕ (о философской культуре юриста)

В условиях реформирования современного российского общества возрастает роль философской культуры юристов, что предполагает не только теоретизирование и умение объективно оценивать окружающую действительность, но и практическое применение полученных знаний. Последнее предполагает, что личностное становление специалиста не должно уступать профессиональному, что в свою очередь, достижимо на основе философского осмысления мировоззренческих и методологических принципов познания, деятельности, оценки и личной нравственной культуры. Мировоззрение и нравственные принципы являются одним из важнейших условий процесса постоянного самообразования, духовного совершенствования, повышения качества профессиональных знаний.

Нужна ли юристу философия

— Теория права и государства, история политико-правовых учений, история политической мысли России, философия права. Один из ключевых вопросов в каждой из этих дисциплин – вопрос о природе, сущности права, механизме его действия. История правовой мысли России и зарубежья дает материал для рассуждений – концепции ведущих мыслителей, которые до нас ставили этот вопрос и по-разному пытались на него ответить.

Философия права

«Чтобы узнать основной высший смысл права, приводит пример такого подхода французский философ права Ф. Батиффоль, — необходимо установить: почему существуют различные общества; но как ответить, не зная точно, что представляет собой человек, к чему он стремится, куда идет и должен идти? В конце концов, нам необходимо знать о Вселенной в целом, чтобы дать надлежащий ответ на подобные вопросы; но он не возможен для нас. Поэтому лучше ограничиться изучением позитивного права».

Зачем мне как будущему юристу философия

Философия права в системе философии и юриспруденции Философия права Философия права — ( или правовая философия ) раздел и юриспруденции, который занимается исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства,… … Википедия Философия проекта Юрист Онлайн Если Вы попали на эту страницу — значит Вам действительно интересен проект Юрист Онлайн и Вы хотите узнать о нем побольше.

Для чего юристу философия

Многие проблемы, концепции, направление всё ещё плохо известны в нашей стране и практически не описаны и не проанализированы в отечественной литературе. Сегодня подходы российских исследователей к пониманию предмета и метода философии права, специфики философско-правовой рефлексии, места философии права в системе наук, к определению её основных вопросов и функций и т.

Для чего юристу философия

права ставит перед собой важную задачу — философски осмыслить право. Она является древней наукой имеющей солидную историю. Начиная с Платона и Аристотеля права достигла особого развития в Западной Европе в 17-18 вв. но особенно она бурно развивается во второй половине 20 в. публикуется огромное количество работ и её преподаванию уделяется всё большее внимание на факультетах и права.

Применение философии в профессии юриста

Она не просто обязывает тебя сохранять конфиденциальность обращения клиента, но и налагает обязанности на государственные органы. Адвокат не может быть допрошен по обстоятельствам работы со своим клиентом. А любого другого частнопрактикующего юриста можно по этому вопросу допросить, и он не имеет права отказаться.

Для чего юристу философия

 формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования;  введение в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами;  овладение основными историко-философскими, онтологическими, гносеологическими, социально-философскими, антропологическими и аксиологическими концепциями, способствующими общему развитию личности будущего специалиста-юриста По окончании курса студент должен разбираться в различных типах онтологических учений и основных онтологических различиях, должен ориентироваться в философских концепциях сознания и познания, важнейших парадигмах социальной теории, проблематике современной философии истории, а также понимать трудности и задачи современной философии человека и культуры, ищущей рациональные пути обсуждения условий формирования личности, границ и оснований культуры.

Для чего юристу философия

На такой вопрос Алексей Валериевич Босенко обычно отвечает, что «низачем» – потому как она «не от нужды, а без нужды», «от свободы и по свободе». Ведь обычно вопрос «зачем?» ставится либо риторически, выражая бесполезность предмета (зачем это нужно?), либо из корыстного интереса – исходя из того, что наше время пропитано духом коммерции и прагматизма.

Место и роль философии в жизни человека, общества, деятельности юриста

Следует подчеркнуть, что определить и представить суть и содержание методологии вообще и философской методологии, в частности, непросто. Обусловлено это многими причинами. Так, до сих пор само понимание методологии остается предметом теоретических споров ученых как в области философии, так и в сфере естественных, технических, гуманитарных и социальных наук.

Источник

Зачем юристу философия?

Интервью с доцентом кафедры теории и истории права Михаилом Антоновым

— Михаил Валерьевич, какие курсы Вы читаете в ГУ-ВШЭ?

— Теория права и государства, история политико-правовых учений, история политической мысли России, философия права. Один из ключевых вопросов в каждой из этих дисциплин – вопрос о природе, сущности права, механизме его действия. История правовой мысли России и зарубежья дает материал для рассуждений – концепции ведущих мыслителей, которые до нас ставили этот вопрос и по-разному пытались на него ответить. И уже на этой основе в теории и философии права данный вопрос изучается в ракурсе современного права.

— Настолько будущему юристу нужна философия и история политической мысли, может ли он обойтись без этих знаний?

— Сегодня на этот предмет ведутся оживленные дискуссии, в ряде учебных заведений преподавание данных «мировоззренческих» дисциплин сильно сокращено. Но я думаю, что это неправильно. Для юриста, пожалуй, больше чем для представителей большинства других профессий, важна широта мировоззрения. Хороший юрист – а я говорю не о рядовом клерке, выполняющем техническую работу, а об успешном, высококвалифицированном специалисте – всегда должен быть готов решать нестандартные, нетривиальные задачи. Найти выход в сложной договорной схеме, истолковать туманный и неясный текст правовой нормы, сформировать стратегию в запутанном судебном деле – все это требует широкого взгляда на вещи. В том числе и понимания того, как действует право, что оно из себя представляет, где начинается и где кончается.

— Мне казалось, большая часть юридических вопросов решается либо в действующих законах, либо в юридической практике? То есть юристу скорее нужно знать, где найти ответ, чем пытаться формулировать его самостоятельно.

— Даже для того, чтобы найти ответ в информационно-справочной базе, юристу нужно, по меньшей мере, правильно поставить вопрос, обозначить сущность, природу проблемы, понять, а разрешим ли этот вопрос по действующему законодательству, либо ответ нужно искать в уставах, в договорах, в локальных трудовых документах. Но дело даже не в этом. Современное российское законодательство очень несовершенно во многих отраслях права. Прежде всего, в тех, которые развились только в постсоветскую эпоху: налоговое, таможенное, корпоративное, договорное право и многие другие. Они были созданы практически на пустом месте, поскольку советская система права в них почти не нуждалась. Вернее, они были более или менее искусно слеплены из разнородных институтов, заимствованных из европейского и американского права. Законодательное регулирование в них очень запутано, на многие вопросы ответ приходится искать по аналогии, додумывать, иногда создавать самостоятельно и отстаивать такие ответы в судебных тяжбах. Очень часты ситуации, когда на практике существуют два и более ответа, которые одинаково поддерживаются судьями и чиновниками. Здесь нужно определенное воспитание мысли, способность ориентироваться в сложных интеллектуальных схемах – философия и теория права в этом плане очень многое могут дать студенту, будущему юристу. Как практикующий юрист – а я несколько лет работаю ведущим юристом в аудиторской компании, до этого работал в прокуратуре, в юридических фирмах, на предприятиях – я в этом уверен.

— Как Вы сказали, все же существует определенное негативное отношение к теории права в преподавании и в правовой науке. С чем такое отношение связано?

— Как в любой отрасли знания, существуют и хорошие, и плохие теории. Или, говоря точнее, адекватные и неадекватные теории. Я во многом согласен с представителями отраслевых дисциплин, которые критикуют современную российскую теорию права за ее слабость, оторванность от практики и от научных достижений мировой правовой мысли. Сейчас в нашем юридическом образовании доминируют та теория, которая сложилась еще в советское время – этатистский позитивизм, который исходит из того, что право – это приказ суверена, созданная государством совокупность норм. Задача юриста – классифицировать и применять такие нормы. Популярность такой теории в Советской России понятна – по идеологическим причинам ни судья, ни адвокат, ни прокурор не могли и помыслить выйти за рамки государственно-партийных предписаний. Но сейчас ситуация изменилась, изменилось само право, а это требует и изменения нашего отношения к теории права. В тех сложных юридических вопросах, которые мы обозначили ранее, этатистский позитивизм не приносит никакой пользы. В западной правовой науке он полностью изжил себя и преодолен еще в середине прошлого века. Поскольку у нас строится новая система права, основанная на новых регулятивных принципах, нам сегодня нужны более адекватные теории, новые подходы к юридическому образованию.

— Какие из этих теорий Вы можете назвать?

— В современной правовой науке существует множество подходов к пониманию права, среди которых традиционно наиболее заметными являются естественно-правовой и позитивистский. В рамках наиболее древнего, естественно-правового подхода (от Платона и Аристотеля до Канта и Гегеля) право понималось как система вечных и неизменных истин. Это течение доминировало вплоть XVII-XIX веков, когда появился правовой позитивизм. По мнению сторонников этого подхода, человеческое познание должно сосредоточить внимание на изучении фактических явлений, данных внешнего опыта. Здесь, разумеется, возникает вопрос – с какими же фактами мы, прежде всего, встречаемся в праве? В зависимости от ответа на этот вопрос в позитивизме сформировалось три основные школы. Если первичным материалом для изучения права считается фактически существующий социальный порядок, тогда мы имеем дело с социологическим позитивизмом. Этот подход был представлен такими учеными, как О. Эрлих, Э. Дюркгейм, Г. Гурвич, Р. Паунд и многие другие. Среди современных ведущих представителей можно назвать Р. Коттеррелла и М. Ребиндера. Если основополагающими фактами права считаются официальные предписания и сформулированные в них нормы, то речь идет о нормативистском позитивизме. Типичные представители этого направления – Дж. Остин и Г. Кельзен. В XX веке стали развиваться более утонченная версия этого направления – аналитический позитивизм: Г. Харт, Е. Булыгин, Дж. Раз. Наконец, если предполагается, что в основе права лежат психологические эмоции, то это – психологический позитивизм, ведущим представителем которого был польско-российский правовед Л. И. Петражицкий. В XX веке, под влиянием позитивистской критики, изменился и естественно-правовой подход, возникли более интересные и последовательные доктрины. Здесь, прежде всего, можно назвать таких мыслителей, как Р. Дворкин, Л. Фуллер и Дж. Финнис. Думаю, что современной российской науке о праве следует ориентироваться на последние достижения мировой теоретико-правовой мысли, которые достигнуты этими двумя базовыми направлениями: позитивистским и естественно-правовым. Хотя должен оговориться, что существуют и иные, не менее интересные направления: правовой реализм, коммуникативная теория права, школа критических правовых исследований и многие другие.

— Как интерес к этой проблематике проявляется в Ваших научных исследованиях?

— На самом деле, изучение современных теоретико-правовых теорий, их «трансплантация» на российскую почву – это мой основной научный интерес. В этом плане я работаю над переводами основных научных трудов, над статьями и работами по творчеству ведущих теоретиков права XX века и наших дней, над актуальными для современности теоретическими проблемами. Так, с немецкого переведена важнейшая книга О. Эрлиха «Основоположение социологии права», с английского – работа М. Ван Хука «Право как коммуникация» и ключевое произведение нормативной теории права – книга Е. Булыгина «Нормативные системы». В настоящее время комментированные переводы этих работ готовятся к публикации. Уже опубликован перевод с французского основных трудов Г. Гурвича. Помимо этого, я занимаюсь концепциями правовых реалистов, современными дебатами между представителями инклюзивного и эксклюзивного направлений нормативистского позитивизма и другими важными для теоретического правоведения концепциями. Разумеется, я стараюсь следить за развитием российских и зарубежных теоретико-правовых исследований, участвовать в важнейших научных конференциях. Одним из таких научных событий стала недавняя международная конференция «Право и нейтральность», прошедшая в конце мая в Жироне (Испания), которая собрала ключевых представителей современной философии права. Надеюсь рассказать Вам об этой конференции при следующей встрече.

— Будем ждать! Спасибо за интересную беседу!

Источник

Нужна ли философия современному юристу?

Афанасьева О.В., исполняющий обязанности заведующего кафедрой философии МГЮА, профессор, доктор социологических наук.

См.: Гундаров И.А. Пробуждение: пути преодоления демографической катастрофы в России. М., 2001.

Чтобы убедиться в этом, вспомним, что такое философия, что она изучает и выполняет ли она в наше время свои основные функции: мировоззренческую, познавательную, методологическую, ценностно-ориентирующую, интегративную, критическую и др.

Кстати, студенты МГЮА (конечно, наиболее образованные и социально зрелые) отвечают: «Нужна», активно изучая философию во время занятий и во внеучебное время, участвуя в работе конференций по философии (см., например: Материалы межвузовской конференции «Русская философия и современность». М.: МГЮА, 2006; «Философия как фактор духовно-нравственного развития человека: история и современность», декабрь 2007 г.), философского кружка по актуальным проблемам философии и этики, Российского философского общества, на последнем заседании которого в Институте философии (апрель 2008 г.) студенты приняли участие в обсуждении доклада «Философия сетевых коммуникаций и формирование гражданского общества».

Однако в процессе обучения студенты часто забывают об общности и целостности мира, ибо им предлагают как можно раньше определиться со специализацией, т.е. тем сегментом профессиональной деятельности, которым они ограничат всю свою дальнейшую жизнь. Специализация происходит в соответствии с выполнением учебных планов, в которых по «полочкам» и «ящичкам» раскладываются «предметы», «дисциплины», последовательно изучаемые на различных курсах. Студент привыкает к делению на дисциплины как к естественному и начальному ходу вещей, начисто забывая, что сама-то природа (как естественная, так и социальная и человеческая) знать ничего не знает о нашем делении на «удельные княжества». Природа живет по законам единого и гармоничного целого, к реализации которых стремится и человеческое общество, и отдельная личность.

Но можно ли без философии осмыслить эту целостность мира?

Во-первых, потому, что она вырабатывает проблемы, идеи, которые питают науку: хаос (еще Эпикур задавался вопросом, откуда взялся хаос), космос, ноосфера. Философия всегда актуальна. Философские проблемы буквально окружают нас. Достаточно открыть утреннюю газету, чтобы убедиться в этом.

См.: Менделеев Д.И. К познанию России. М.: Айрис-пресс, 2002. С. 20.

В-третьих, философия не подменяет другие науки, но опирается на научные достижения при решении своих вечных вопросов. Вечность проблем философии не означает их принципиальной нерешаемости. Они решаются исходя из уровня развития общества и науки, а также в зависимости от мировоззрения и способностей самих философов. Хотя в целом решения должны быть научными, т.е. доказываться, опираться на научные достижения своего времени и быть обязательными для каждого разумного человека.

Сегодня наиболее острые и сложные проблемы, требующие своего разрешения, находятся на стыке наук: развитие глобального энергетического кризиса; разрешение экологического кризиса и обострение проблемы ресурсов, глобального изменения климата; рост народонаселения и интенсивное освоение новых регионов и наукоемких технологий производства; снижение общего уровня иммунитета людей и создание систем искусственного его восстановления; социальные проблемы эвтаназии, абортов, клонирования, гиборгизации (замены естественных органов человека искусственными); освоение планет Солнечной системы и использование космических технологий в земных условиях; развитие и совершенствование искусственного интеллекта, широкое его применение во всех системах производства и жизнеобеспечения людей и др. При исследовании проблем управления обществом, природно-промышленным комплексом и человеком переплетаются самым неожиданным образом такие науки и направления, как технология и эстетика, социология и физиология, биология и приборостроение, физика и психология, лингвистика и математика и др.

Новые проблемы, возникающие в естественных и социально-гуманитарных науках, свидетельствуют о развитии новых форм жизнедеятельности человека, общества и государства, порождают новые типы правоотношений между ними и соответственно новые виды правонарушений и преступлений.

Но может ли современный юрист разобраться в этих проблемах без философского их осмысления?

Философия дает образцы методов познания, используемые на самом высоком теоретическом уровне, методы умозрительного синтезирования, тем самым выполняя методологическую функцию.

Конечно, чтобы решать частнонаучные проблемы, нужна специальная подготовка и соответствующие частнонаучные средства исследования. Для того чтобы решать философские проблемы науки, нужно владеть философскими средствами и опираться на историю философской разработки проблемы, на обширные философские знания. В философии вырабатываются всеобщие методы познания окружающей действительности, систематизируются общенаучные и частные методы познания.

Незнание современными специалистами, аспирантами и докторантами хорошо разработанных в философии методов познания (например, диалектики, системного метода) заставляет их изобретать новые методы (типа триалектики, которая якобы заменяет «дуалистическое» учение диалектики на троичную триалектику ).

Не лучше ли современному юристу воспользоваться хорошо разработанной философской методологией, чем тратить силы и время на пустые новации?

Волков Г. Три лика культуры. М.: Молодая гвардия, 1986. С. 22.
О внутреннем убеждении как синтезе логики и интуиции, знаний и эмоций хорошо писали юристы. Например, о внутреннем убеждении у следователя, которое должно опираться на совокупность всесторонне, полно и объективно рассмотренных доказательств и сопровождаться уверенностью, отсутствием сомнений в принятых решениях и выполненных действиях. См.: Ратинов А.Р. Судебная психология для следователя. М., 1981; Гранат Н.Л., Ратинов А.Р. Решение следственных задач. М., 1978; Карпец И. Эмоции и закон. Сыск. Записки начальника уголовного розыска. М., 1994; и др.

Надо ли лишать молодого специалиста таких обобщающих и развивающих знаний, какие дает философия?

Философия культивирует гуманистические ценности и идеалы, способствует ценностной ориентации человека, поиску своего места в жизни, помогает человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни, а значит, учит жить. Аксиологическая функция философии особенно усиливается в переломные периоды истории государства и общества. Русский юрист П.И. Новгородцев отмечал: функции философии состоят в разработке общественного идеала, который и может быть положен затем в основание самых разных конкретных представлений о государственном устройстве.

Но эту задачу нельзя решить без философского мышления, философского взгляда на мир, государство, общество и человека. Невозможно разрабатывать продуктивные стратегические, социокультурные проекты развития государств и народов, не понимая их места и роли в истории человечества.

Будущие юристы должны иметь представление о генетической социальной природе человека (в том числе преступника), о роли сознательного и бессознательного в деятельности и поступках человека, природе и сущности социальных общностей (народов, наций) и государства, о нравах преступной среды и многое, многое другое.

Жизнь показывает, что юристы, ориентированные на сиюминутные интересы и прагматизм, не способны создавать хорошие законы. Ярким примером непродуманного законотворчества является новый Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Не успел он вступить в силу, как были внесены отдельные изменения и дополнения, а часть приложений к нему изложены в новой редакции. А ведь большинство специалистов предупреждали, что проект УПК не доработан. Но если студенту с натяжкой можно выставить удовлетворительную оценку, то жить по «троечным законам» людям невозможно.

См.: Курганов С.И., Кравченко А.И. Социология для юристов: Учеб. пособие для вузов. М.: Закон и право; ЮНИТИ, 2001. С. 5.

При целенаправленном воздействии на личность специалиста-юриста в процессе обучения в вузе все дисциплины в той или иной мере участвуют в процессе социализации. Но курс философии, учитывая ее мировоззренческую и ценностно-ориентирующую функции, играет решающую роль. Более того, сегодня курс философии заменяет множество других дисциплин, развивающих личность студента, повышающих уровень их общей культуры: физику, биологию, антропологию, психологию, педагогику, религиоведение, этнографию, этническую географию, демографию, этику, эстетику, геронтологию, танатологию (учение о смерти), космологию.

Вполне возможно, что в весьма пренебрежительном отношении к философии виновны сами преподаватели-философы, ибо среди философов нет единого мнения по поводу возможностей философии в становлении личности студента, существуют разные точки зрения на преподавание философии в вузе.

Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. С. 15.

Преобразования в образовательной системе Российского государства должны осуществляться с учетом мировых тенденций. Но, как показывают опросы руководителей и соответствующих организаций, занятых трудоустройством молодых специалистов, большинство требований к специалистам связаны с интеллектуальными и личностными качествами последних. От претендента на то или иное рабочее место требуется, чтобы он мог видеть проблемы и решать их, правильно оценивать информацию, мог проанализировать причины и следствия возникающих проблемных ситуаций и находить нестандартные решения. Он должен быть коммуникативным и способным к пониманию чужих проблем, адаптивным к новым ситуациям и т.д. Но именно этому, как мы показали, учит философия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *