Философия биология социология экономика психология политология что лишнее и почему

Олимпиада по обществознанию 10 класс

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Олимпиада по обществознанию 10 класс Школьный этап

Фамилия _______________ Имя_____________

1. По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для каждого приведенного ниже ряда.

Социология, политология, экономика, психология, антропология…

Философия, искусствознание, литературоведение, язык….

Анаксимен, Анаксимандр, Фалес, Платон, Аристотель….

Тоталитаризм, авторитаризм, демократия, деспотия….

Субъект, объект; цель, средства, результаты, действия….

Ощущение, восприятие, представление…

«Единая Россия», ЛДПР, КПРФ, «Справедливая Россия»…

Аграрное общество, Индустриальное общество, Постиндустриальное общество…

А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн…

Гипотеза, Диспозиция, Санкция…

2. Что или кто является лишним в ряду? Лишнее слово (выражение) выпишите и объясните, почему вы так решили

Аграрное общество, традиционное общество, доиндустриальное общество, постиндустриальное общество

Н. Бердяев, А. Смит, Дж. Кейнс, Ф.А. Хайек.

Понятие, ощущение, суждение, умозаключение.

Административное право, Гражданское право, Трудовое право, Уголовное право.

3. К основным экономическим функциям демократического государства относятся.

Защита конкуренции, ее рациональных масштабов.

Создание правовой базы, способствующей эффективному функционированию рыночной системы.

Строгий контроль за мерой труда и мерой потребления.

Перераспределение доходов и богатства.

Контроль за уровнем занятости и инфляции, стимулирование экономического роста.

4. Ученый должен грамотно писать понятия и термины. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков:

Вал…в…й национальный продукт – сумма рыночных цен всех конечных товаров и услуг, созданных производителем данной страны в течение года как внутри страны, так и за рубежом.

Т…л…рантность – терпимость к другим мнениям, верованиям. Поступкам.

Экстр. мизм – проявление крайних взглядов на мир.

С…к…ляризация – процесс освобождения общества, различных его сфер от господства церкви.

…мп…ратив – повеление, безусловное принудительное требование, не допускающее возражения и обязательное для всех людей.

…бстр…кция – отвлечение от частностей в методах познания.

Д…в…антное поведение – отклоняющееся поведение.

Д…прессия – застой в чем-либо.

Т…н…йджер – подросток, юноша или девушка в возрасте 13-19 лет.

Н……сфера – новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим его фактором.

5. Из нижеприведенного списка укажите (цифрами) понятия относящиеся к

1. Фракция 2. Популизм 3. Плюрализм 4. Парламентаризм 5. Страта

6. Маргинал 7. Гласность 8. Племя 9. Парламент 10. Искусство. 11 Рецессия. 12. Экзистенциализм, 13 Релятивизм, 14. Государство 15. Президент

6. Замените определения понятием.

Исчерпывающее, полное, достоверное знание об объективном мире.

Периодически повторяющиеся спады и подъемы в экономике.

Польза или выгода, которую мы получили бы от лучшего из невыбранных вариантов.

Самая «молодая» монотеистическая религия в мире.

Группа правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения.

7. Укажите единственно правильный ответ

1. Какая из перечисленных ниже наук дает наиболее общие знания об обществе и человеке? 1)экология 2) философия 3) правоведение 4) политология

2. Формирование способности каждого человека к творчеству, его восприимчивости к лучшим художественным произведениям – это одна из задач

1)элитарной культуры 2) поп-культуры 3)массовой культуры 4) духовной культуры

3. Отражение и преобразование действительности в художественных образах лежит в основе 1)искусства 2) науки 3)производства 4) образования

4. К социальным относятся потребности человека в

1) отдыхе 2)пище 3) воде 4) общении

5. Экономика – это наука, изучающая 1) мотивы поведения человека 2)методы рационального хозяйствования 3) способы внедрения достижений науки и техники

4) формы повышения квалификации работников

8. Заполните пропуски

1. Владение, … распоряжение

2. Традиционное общество, … постиндустриальное общество

3. …, Феодальная общественно-экономическая формация (ОЭФ), Капиталистическая ОЭФ

4. …, Внесение предложений об издании закона в законодательный орган страны, Рассмотрение и обсуждение законопроекта.

6. …, восприятие, представление

Ответы к олимпиаде по обществознанию для 10 классов

1 задание (20 баллов)

Древнегреческие философы, мыслители

Политические партии, по результатам выборов 2007 года, представленные в Государственной Думе

Поздние социалисты – утописты (социалисты утописты – 1 балл)

Структура правовой нормы

2 задание (10 баллов)

1. постиндустриальное общество, так как три остальные синонимы, характеризующие одну ступень общества

2. тоталитарный режим, так как остальные три – это элементы формы государства

4. Ощущение – относится к чувственному познанию, остальные к рациональному

5. Уголовное право – относится к охранительным отраслям, остальные к регулятивным

4 задание (10 баллов)

Ответы: за каждое правильно написанное слово 1 балл

5 задание (8 баллов: неправильный ответ)

6 задание (5 баллов)

2. экономические циклы;

3. альтернативная стоимость

7 задание (5 баллов)

8 задание (9 баллов)

2. индустриальное (промышленное) общество

3. Рабовладельческая ОЭФ

4. Выявление потребностей в создании правовых норм

5. Международные договоры (нормы международного права); Указы Президента

Источник

Что является лишним в ряду?

Философия биология социология экономика психология политология что лишнее и почему Философия биология социология экономика психология политология что лишнее и почему Философия биология социология экономика психология политология что лишнее и почему Философия биология социология экономика психология политология что лишнее и почему

Философия биология социология экономика психология политология что лишнее и почему

Философия биология социология экономика психология политология что лишнее и почему

Что является лишним в ряду?

1)мотив
2)объект
3)субъект
4)гипотеза
5)цель

Что является лишним в ряду?

1)сознание
2)труд
3)игра
4)творчество
5)учеба

Что является лишним в ряду?

1)труд
2)дивиденд
3)земля
4)информация
5)капитал

Что является лишним в ряду?

1)история
2)политология
3)социология
4)биология
5)этика

Из приведенного списка выделите признаки индустриального типа общества

1)Низкая социальная мобильность
2)Сырье – основной вид экспорта
3)Широкое применение механизмов в производстве
4)Обязательная реализация широкого спектра политических свобод
5)Законодательное закрепление социального статуса
6)Преобладание традиционного типа политического лидерства
7)Широкое, неконтролируемое воздействие человека на природу
8)Зарождение массовой культуры
9)Особая роль науки и образования в духовной жизни

Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином.

1. Одним из основных составляющих процесса перехода от командной к рыночной экономической системе является широкомасштабная передача государственной или муниципальной собственности в собственность фирм или домохозяйств.
Ваш ответ:

2. К важнейшим социальным наукам относится наука, которая исследует, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности.
Ваш ответ:

3. Последствия процесса интеграции государств и народов в разных областях деятельности неоднозначны, мы можем назвать множество как позитивных, так и негативных последствий.
Ваш ответ:

4. К невербальным средствам сложного и многопланового процесса установления и развития контактов между людьми относятся жестикуляция, мимика, пантомимика.
Ваш ответ:

5. Способность обладать правами и нести юридические обязанности возникает с момент рождения и заканчивается со смертью.
Ваш ответ:

6. Важнейшее условие благосостояния рыночной системы – возможность соперничества между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли-продажи товаров.
Ваш ответ:

Установите соответствие между формами государственного устройства и конкретными историческими примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответы внесите в таблицу.

Исторические примерыФормы государственного устройства
А)3 Германский союз был образован в 1815 году. Союзное собрание (сейм), состоявшее из представителей отдельных государств, заседало во Франкфурте-на-Майне. Решения этого собрания практически не были обязательны для членов союза. Б)1 Территория России представляла собой единое экономическое пространство. На этой территории действовали единые Законы Российской империи. По всей России существовало единое административное деление и устройство. В)3 Важной вехой в истории Швейцарии стал договор, заключенный в 1291 году тремя кантонами, о совместной обороне в случае нападения со стороны Священной Римской империи. Г)2 Согласно Закону о реорганизации штатов 1956 года в Индии вместо штатов по территориальному принципу были созданы штаты по национальному и языковому принципу. Всем штатам были предоставлены равные права. Д)2 В 1988 году в Бразилии была принята конституция, согласно которой вмешательство центра в дела штатов строго регламентируется и допускается лишь с целью сохранения территориальной целостности, защиты от внешней агрессии, в случае конфликта между штатами, при несоблюдении общественного порядка и финансовой дисциплины.1) унитарное 2) федерация 3) конфедерация

Установите соответствие между характерными признаками семьи и типами семьи: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответы внесите в таблицу.

Философия биология социология экономика психология политология что лишнее и почему

ПРИЗНАКИТИПЫ СЕМЬИ
А)2 глава семьи – мужчина, «отец семейства» Б)1 состоящая из родителей и детей, находящихся на их иждивении и не состоящих в браке В)3 равное распределение власти и авторитета в семье между мужем и женой Г)2 четкое распределение семейных обязанностей, закрепление обязанностей по ведению домашнего хозяйства за женщиной Д)3 равное участие супругов в ведении домашнего хозяйства и воспитании детей1) нуклеарная 2)патриархальная 3) эгалитарная

Установите соответствие между частями государственного бюджета и конкретными статьями, их иллюстрирующими: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответы внесите в таблицу.

Источник

Из списка гуманитарных наук исключительно лишнее : социология, психология, этнография, философия, история, экономика, информатика, политология?

Из списка гуманитарных наук исключительно лишнее : социология, психология, этнография, философия, история, экономика, информатика, политология.

Философия биология социология экономика психология политология что лишнее и почему

Философия биология социология экономика психология политология что лишнее и почему

Что такое Психология?

Что такое Психология?

Что такое Социология?

Что такое Экономика?

Что такое Демография?

Что такое Этнография?

Что такое Антропология?

Что такое Политология?

Философия биология социология экономика психология политология что лишнее и почему

Что объединяет характер прикладной деятельности социологов, политологов, психологов?

Что объединяет характер прикладной деятельности социологов, политологов, психологов?

Философия биология социология экономика психология политология что лишнее и почему

К общественным наукам относится : Выберите несколько ответов?

К общественным наукам относится : Выберите несколько ответов.

Геология физика социология химия история политология.

Философия биология социология экономика психология политология что лишнее и почему

Философия биология социология экономика психология политология что лишнее и почему

Философия биология социология экономика психология политология что лишнее и почему

Выберите из предложенного списка социальные науки : 1)социология ; 2)философия ; 3)филология ; 4)история ; 5)биология ; 6)математика?

Выберите из предложенного списка социальные науки : 1)социология ; 2)философия ; 3)филология ; 4)история ; 5)биология ; 6)математика.

Философия биология социология экономика психология политология что лишнее и почему

Что такое Философия, Экономика, (Социология, социальная психология), Политология, Правоведение?

Что такое Философия, Экономика, (Социология, социальная психология), Политология, Правоведение.

Философия биология социология экономика психология политология что лишнее и почему

Какая из нижеперечисленных дисциплин не является общественной наукой?

Какая из нижеперечисленных дисциплин не является общественной наукой?

Философия биология социология экономика психология политология что лишнее и почему

Какая из нижеперечисленных дисциплин не является общественной наукой?

Какая из нижеперечисленных дисциплин не является общественной наукой?

А) социология б) психология в) ботаника г) политология.

Философия биология социология экономика психология политология что лишнее и почему

Почему науки философия этикет история экономика право политолог Ия называются общественными?

Почему науки философия этикет история экономика право политолог Ия называются общественными?

Философия биология социология экономика психология политология что лишнее и почему

Это когда богатые люди боятся потеряет свое богатсство.

Философия биология социология экономика психология политология что лишнее и почему

Человек сам решает как устраивать свою жизнь. Он должен слушать себя, свое сердце, но советы не помешают. Ты сам будишь решать куда пойти, что делать и тд. Естественно когда станешь взростым и самостоятельным.

Философия биология социология экономика психология политология что лишнее и почему

Философия биология социология экономика психология политология что лишнее и почему

Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка. Соответственно иск будет удовлетворен.

Философия биология социология экономика психология политология что лишнее и почему

Философия биология социология экономика психология политология что лишнее и почему

А) ориентацией производителей на вкусы потребителей б) централизированным планированием.

Философия биология социология экономика психология политология что лишнее и почему

Философия биология социология экономика психология политология что лишнее и почему

Философия биология социология экономика психология политология что лишнее и почему

Под второй стрелочкой социальные.

Философия биология социология экономика психология политология что лишнее и почему

Нет Социальная потребность может относиться к труду.

Источник

Исключите лишнее : экономика политология социология химия культурология история философия психология?

Исключите лишнее : экономика политология социология химия культурология история философия психология.

Философия биология социология экономика психология политология что лишнее и почему

Философия биология социология экономика психология политология что лишнее и почему

Эссе по социологии «зачем нужна социология?

Эссе по социологии «зачем нужна социология?

Философия биология социология экономика психология политология что лишнее и почему

Исключи лишнее слово : мяч, лыжи, лыжник, коньки?

Исключи лишнее слово : мяч, лыжи, лыжник, коньки.

Философия биология социология экономика психология политология что лишнее и почему

1)кто больше заробатывает инженер или социолог?

1)кто больше заробатывает инженер или социолог?

2)кто больше заробатывает повар или статистик?

3)кто больше заробатывает философ или врач?

Философия биология социология экономика психология политология что лишнее и почему

Какие науки «старше» психологии(как научной отрасли)?

Какие науки «старше» психологии(как научной отрасли)?

Философия биология социология экономика психология политология что лишнее и почему

Реферат на тему : история развития психологии как науки?

Реферат на тему : история развития психологии как науки.

Философия биология социология экономика психология политология что лишнее и почему

Исключи лишнее слово : мяч, лыжи, лыжник, коньки?

Исключи лишнее слово : мяч, лыжи, лыжник, коньки.

Философия биология социология экономика психология политология что лишнее и почему

Решите анаграммы и исключите лишнее слово?

Решите анаграммы и исключите лишнее слово.

ААЛТЕРК КОЖАЛ ДМОНЧЕА ШКААЧ.

Философия биология социология экономика психология политология что лишнее и почему

Понятие культурологии?

Философия биология социология экономика психология политология что лишнее и почему

Как называется раздел философии, в котором изучается общество, его закономерности, происхождение, строение, цели, идеалы, направленность и движущие силы развития?

Как называется раздел философии, в котором изучается общество, его закономерности, происхождение, строение, цели, идеалы, направленность и движущие силы развития?

• аналитическая философия • социальная философия • социология • философская антропология.

Философия биология социология экономика психология политология что лишнее и почему

Почему социология возникла гораздо позже, чем химия и физика?

Почему социология возникла гораздо позже, чем химия и физика?

Поясните пожалуйста, очень важно!

Философия биология социология экономика психология политология что лишнее и почему

Философия биология социология экономика психология политология что лишнее и почему

Философия биология социология экономика психология политология что лишнее и почему

Философия биология социология экономика психология политология что лишнее и почему

1) 7 2)Разложим на простые множители 20 20 = 2 • 2 • 5Разложим на простые множители 3535 = 5 • 7Выберем одинаковые простые множители в обоих числах. 5Находим произведение одинаковых простых множителей и записываем ответНОД (20 ; 35) = 5 = 53)Надо по..

Философия биология социология экономика психология политология что лишнее и почему

2 вариант храм покрова пресвятой богородицы в филях.

Философия биология социология экономика психология политология что лишнее и почему

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях—православный храмГеоргиевского благочинияМосковской городской епархии. Здание храма архитектурно относится к распространённому в конце XVII века типу ярусных центрических храмов, образец раннего московскогоб..

Философия биология социология экономика психология политология что лишнее и почему

В натуральном никаких знаков нет. В гармоническом повышается 7 ступень. В мелодическом повышается 6 и 7 ступени. В мелодическим обратно как в натуральном.

Философия биология социология экономика психология политология что лишнее и почему

Философия биология социология экономика психология политология что лишнее и почему

P = m÷V p = 10÷2 = 5(г / см в кубе) p(серебра) = 10, 50(г / см в кубе).

Философия биология социология экономика психология политология что лишнее и почему

Священной книгой иудеев считается книга Танах или еще называют «Еврейской Библией». Эта книга содержит представления о существовании одного бога над всем человеческим родом, правилах морального поведения и обязанности заботится о тех, кто в этом нуж..

Источник

Основы социологии

Лекция 1 Социология как наука. Предмет, объект, функции, структура социологического знания

ЛЕКЦИЯ № 1. Социология как наука

1. Предмет, объект, функции и методы социологии

Термин социология происходит от двух слов: латинского «социетес» – «общество» и греческого «логос» – «слово», «понятие», «учение». Таким образом, социологию можно определить как науку об обществе.

Такое же определение этого термина дает известный американский ученый Дж. Смелзер. Однако это определение довольно абстрактно, так как общество в различных аспектах изучают и многие другие науки.

Для того, чтобы понять особенности социологии, необходимо определить предмет и объект этой науки, а также ее функции и методы исследования.

Объектом любой науки выступает часть внешней реальности, выбранной для изучения, обладающая определенной завершенностью и целостностью. Как уже было отмечено, объектом социологии является общество, однако при этом наука исследует не отдельные его элементы, а все общество как целостную систему. Объектом социологии является совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Понятие социального можно рассматривать в двух смыслах: в широком смысле оно аналогично понятию «общественное»; в узком смысле социальное представляет лишь аспект общественных отношений. Социальные отношения складываются между членами общества, когда они занимают определенное место в его структуре и наделены социальным статусом.

Следовательно, объектом социологии являются социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации.

Предметом науки является результат теоретического исследования выбранной части внешней реальности. Предмет социологии не может быть определен так же однозначно, как объект. Это обусловлено тем, что на протяжении исторического развития социологии взгляды на предмет этой науки претерпевали значительные изменения.

1) общество как особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам (О. Конт);

2) социальные факты, под которыми следует понимать коллективные во всех проявлениях (Э. Дюркгейм);

3) социальное поведение как отношение человека, т. е. внутренне или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него (М. Вебер);

4) научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов (базиса и надстройки) (марксизм).

В современной отечественной научной литературе сохраняется марксистское понимание предмета социологии. Необходимо отметить, что это таит в себе определенную опасность, так как представление общества в виде базиса и надстройки ведет к игнорированию личности и общечеловеческих ценностей, отрицания мира культуры.

Поэтому более рационально предметом социологии следует считать общество как совокупность социальных общностей, слоев, групп, индивидов, взаимодействующих между собой. Причем главным механизмом этого взаимодействия является целеполагание.

Итак, учитывая все указанные особенности, можно определить, что социология – это наука об общих и специфических социальных закономерностях организации, функционирования и развития общества, путях, формах и методах их реализации, в действиях и взаимодействиях членов общества.

Как любая наука, социология выполняет определенные функции в обществе, среди которых можно выделить следующие:

1) когнитивная (познавательная) – социологические исследования способствуют накоплению теоретического материала о различных сферах социальной жизни;

2) критическая – данные социологических исследований позволяют проверить и оценить социальные идеи и практические действия;

3) прикладная – социологические исследования всегда направлены на решение практических задач и всегда могут использоваться для оптимизации общества;

4) регулятивная – теоретический материал социологии может использоваться государством для обеспечения социального порядка и осуществления контроля;

5) прогностическая – на основе данных социологических исследований можно составлять прогнозы развития общества и предотвращать негативные последствия социальных действий;

6) идеологическая – социологические разработки могут быть использованы различными общественными силами для формирование своей позиции;

7) гуманитарная – социология может способствовать совершенствованию общественных отношений.

Еще одним отличительным признаком социологии как науки является набор методов исследования. В социологии метод – это способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности.

Можно выделить три уровня методов изучения социальных явлений и процессов.

Первый уровень охватывает общенаучные методы, используемые во всех гуманитарных областях знаний (диалектический, системный, структурно-функциональный).

Второй уровень отражает методы смежных социологии гуманитарных наук (нормативный, сравнительный, исторический и др.).

Методы первого и второго уровней основываются на универсальных принципах познания. К ним относятся принципы историзма, объективизма и системности.

Принцип историзма предполагает исследования социальных явлений в контексте исторического развития, их сопоставление с различными событиями истории.

Принцип объективизма означает изучение социальных явлений во всех их противоречивости; недопустимо изучение только положительных либо только отрицательных фактов. Принцип системности подразумевает необходимость исследования социальных явлений в неразрывном единстве, выявление причинно-следственных связей.

К третьему уровню можно отнести методы, характеризующие прикладную социологию (опрос, наблюдение, анализ документов и др.).

Собственно социологические методы третьего уровня основываются на применении сложного математического аппарата (теории вероятности, математической статистики).

2. Социология в системе гуманитарных наук

Совершенно очевидно, что если объектом социологии является общество, то она тесно соприкасается с другими общественными и гуманитарными науками, изучающими эту область реальности. Она не может развиваться изолировано от них. Более того, социология включает общую социологическую теорию, которая может служить теорией и методологией всех других общественных и гуманитарных наук.

Социологические методы исследования общества, его элементов, членов и их взаимодействий сегодня активно применяются во многих других науках, например, политологии, психологии, антропологии. В то же время очевидна зависимость самой социологии от этих наук, так как они значительно обогащают ее теоретическую базу.

Другой существенной причиной тесной взаимосвязи многих общественных и гуманитарных, в том числе социологии, наук между собой является их общее происхождение. Так, многие самостоятельные общественные науки зародились в рамках социальной философии, которая, в свою очередь, являлась отраслью общей философии. Тесная связь социологии и социальной философии проявляется прежде всего в очень широкой области совпадения объекта исследования. Однако при этом между данными науками существует значительные различия, которые и позволяют выделить социологию в самостоятельную науку. Прежде всего – это предмет исследования.

Если социология направлена на исследование социальных взаимоотношений членов общества, то социальная философия исследует общественную жизнь с точки зрения мировоззренческого подхода. Еще более эти науки различны в методе исследования своей предметной области.

Так, социальная философия ориентирована на общефилософские методы, что отражается в теоретическом характере результатов исследования. Социология же преимущественно пользуется собственно социологическими методами, что делает результаты исследования более практичными.

Однако эти различия только подчеркивают самостоятельность социологии как науки, но не умаляют значение ее взаимосвязи с социальной философией. Опираясь на конкретно-исторические реалии, социальная философия стремится выявить общие тенденции и закономерности.

Связь социологии с историей также является наиболее тесной и необходимой. Помимо общего объекта исследования, эти науки имеют также общие проблемы исследования.

Так, и социология, и история в процессе исследования сталкиваются с наличием определенных социальных закономерностей, с одной стороны, и с существованием индивидуальных, неповторимых явлений и процессов, которые в значительной мере изменяют траекторию исторического движения, – с другой. Успешное решение этой проблемы в обеих науках является приоритетным направлением, и поэтому каждая из них может использовать успешный опыт другой.

Кроме того, исторический метод является достаточно востребованным в социологии.

Использование достижений социологии в исторической науке также имеет большое значение, так как это позволяет ученым-историкам анализировать исторические явления с позиций описательно-фактологического подхода.

Накопленный статистический материал позволяет полнее раскрывать сущность исторических процессов и явлений и подниматься до широких и глубоких исторических обобщений.

Важной составляющей общественной жизни является материальное производство. Это обуславливает существование тесной связи социологии с экономикой. Более того, в системе социологического знания существует такая дисциплина, как экономическая социология.

Место человека в системе труда оказывает значительное влияние на его положение в социальной структуре. С другой стороны, под воздействием различных социальных процессов и изменений происходит изменение и самой трудовой деятельности.

Еще одной смежной с социологией наукой является психология. Областью пересечения этих наук является прежде всего проблема человека в обществе.

Однако несмотря на тесную взаимосвязь объекта наук, их предметы в значительной степени различны.

Психология в основном сосредоточена на изучении личностного уровня индивида, его сознания и самосознания, сфера социологии – это проблемы отношений между индивидами как членами общества, т. е. межличностный уровень. В той мере, в какой ученый исследует личность как субъект и объект социальной связи, взаимодействий и отношений, рассматривает личностные ценностные ориентации с социальных позиций, ролевых ожиданий и т. д., он выступает как социолог. Данное различие привело к возникновению новой дисциплины – социальной психологии, которая пока входит в состав социологии.

Тесная связь существует также между социологией и политологией. Характер этой связи определяется тем, что, во-первых, социальные общности, социальные организации и институты являются важнейшими субъектами и объектами политики; во-вторых, политическая деятельность представляет собой одну из основных форм жизнедеятельности личности и ее общностей, непосредственно влияющую на социальные изменения в обществе; в-третьих, политика как очень широкое, сложное и многогранное явление проявляется во всех сферах общественной жизни и во многом определяет развитие общества в целом.

Кроме того, в область изучения обеих этих наук входит такой социальный феномен, как гражданское общество. При этом необходимо помнить, что в основе политической жизни всегда лежат социальные закономерности, анализ которых необходим при исследовании политических процессов и явлений. Итак, совершенно очевидно, что социология находится в тесной взаимосвязи с системой общественных и гуманитарных наук и является ее элементом.

3. Структура социологии

Социология является дифференцированной и структурированной системой знания. Система – упорядоченная совокупность элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторую целостность. Именно в четкой структурированности и целостности системы социологии и проявляется внутренняя институционализация науки, характеризующая ее как самостоятельную. Социология как система включает в себя следующие элементы:

1) социальные факты – научно обоснованные знания, полученные в ходе исследования какого-либо фрагмента реальности. Социальные факты устанавливаются посредством других элементов системы социологии;

2) общие и специальные социологические теории – системы научного социологического знания, направленные на решение вопроса о возможностях и пределах познания общества в определенных аспектах и развивающиеся в рамках определенных теоретико-методологических направлений;

3) отраслевые социологические теории – системы научного социологического знания, направленные на описание отдельных сфер жизни общества, обоснование программы конкретных социологических исследований, обеспечение истолкования эмпирических данных;

4) методы сбора и анализа данных – технологии получения эмпирического материала и его первичного обобщения.

Однако помимо горизонтальной структуры, системы социологического знания четко дифференцированы по трем независимым уровням.

1. Теоретическая социология (уровень фундаментальных исследований). Задачей является рассмотрение общества как целост-ного организма, раскрытие места и роли социальных связей в нем, формулировка основных принципов социологического познания, основных методологических подходов к анализу социальных явлений.

На этом уровне происходит выявление сущности и природы социального феномена, его исторической специфики, сопряженность с различными сторонами общественной жизни.

2. Специальные социологические теории. На этом уровне располагаются отрасли социального знания, имеющие своим предметом исследование относительно самостоятельных, специфических подсистем социального целого и социальных процессов.

Виды специальных социальных теорий:

1) теории, изучающие законы развития отдельных социальных общностей;

2) теории, раскрывающие закономерности и механизмы функционирования общностей в тех или иных сферах общественной жизни;

3) теории, анализирующие отдельные элементы социального механизма.

3. Социальная инженерия. Уровень практического внедрения научных знаний с целью конструирования различных технических средств и совершенствования имеющихся технологий.

Помимо указанных уровней, в структуре социологического знания выделяются макро-, мезо– и микросоциология.

В рамках макросоциологии изучается общество как целостная система, как единый организм, сложный, самоуправляемый, саморегулирующийся, состоящий из множества частей, элементов. Макросоциология прежде всего изучает: структуру общества (какие элементы составляют структуру раннего общества и какие – современного), характер изменений общества.

В рамках мезосоциологии исследуются имеющиеся в обществе группы людей (классы, нации, поколения), а также созданные людьми стабильные формы организации жизни, названные институтами: институт брака, семьи, церкви, образования, государства и т. д.

На уровне микросоциологии ставится цель познания деятельности отдельного человека, мотивы, характер действий, стимулы и препятствия.

Однако эти уровни нельзя рассматривать отдельно друг от друга как независимо существующие элементы социального знания. Наоборот, эти уровни необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи, так как понимание общей социальной картины, общественных закономерностей возможно только на основе поведения отдельных субъектов общества и межличностного общения.

В свою очередь социальные прогнозы о том или ином развитии общественных процессов и явлений, поведения членов общества возможны только на основе раскрытия универсальных социальных закономерностей.

В структуре социологического знания выделяются также теоретическая и эмпирическая социология. Спецификой теоретической социологии является то, что она опирается на эмпирические исследования, но теоретические знания преобладают над эмпирическими, так как именно теоретические знания в конечном счете определяют прогресс в любой науке и в социологии тоже. Теоретическая социология – это совокупность многообразных концепций, разрабатывающих аспекты социального развития общества и дающих их интерпретацию.

Эмпирическая социология носит больше прикладной характер и направлена на решение актуальных практических вопросов общественной жизни.

Эмпирическая социология в отличие от теоретической не направлена на создание всеобъемлющей картины социальной действительности.

Эту проблему решает теоретическая социология путем создания универсальных социологических теорий. В теоретической социологии отсутствует ядро, которое бы оставалось стабильным со времени ее основания.

Лекция 1

Термин «социология» впервые ввел в научный оборот Огюст Конт. В главных своих сочинениях – «Курс позитивной философии» и «Система позитивной политики» он высказал рациональную идею о необходимости всестороннего анализа общественных явлений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *