Философия антидогматична и антиавторитарная что означает

Значение слова «антидогматизм»

Философия антидогматична и антиавторитарная что означает

а̀нтидогмати́зм

1. мышление и действия, свободные от догматизма

Делаем Карту слов лучше вместе

Философия антидогматична и антиавторитарная что означаетПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: паж — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Предложения со словом «антидогматизм&raquo

Отправить комментарий

Предложения со словом «антидогматизм&raquo

Символизм – это антидогматизм, неприемлющий гордыню «учителей человечества».

Характеризуя постклассическую юриспруденцию, цитируемый автор называет следующие признаки постклассического правопонимания: антидогматизм, конструктивизм, контекстуализм, интерсубъективизм правовых явлений и процессов.

Интеллектуальная привлекательность символизма определяется метафоричностью, смелыми поворотами мысли, плюралистическим богатством содержания, той головокружительной зыбкостью, которая определяет его антидогматизм и открытость миру.

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Источник

Что такое герменевтика индивида и антидогматизм?

Герменевтика как философия понимания.

Герменевтика по сей день является своеобразной метафизической и методологической составляющей многих гуманитарных дисциплин, стремящихся к поиску путей понимания. Как философская дисциплина, связанная с интерпретацией, толкованием и объяснением определенной культурно-исторической ситуации и человеческого бытия, она тесно связана с феноменологией Гуссерля, хотя сложилась еще задолго до появления последней. Кстати, Э. Гуссерль считается классиком не только феноменологии, но и герменевтики (понимание у него есть не что иное, как постижение смыслов).

Поворот от трансцендентальной феноменологии к герменевтической сыграл решающую роль в становлении новой герменевтики как философской доктрины. Философской основой для герменевтики нового качественного уровня становится не условие, при котором познающий субъект может нечто осмыслить и понять, а то, как устроено сущее, бытие которого состоит в понимании. В качестве философской проблемы герменевтика была впервые представлена и разработана на более широкой основе немецкими философами Ф. Шлегелем (1772-1829) и Ф. Шлейермахером (1768-1834). Их заинтересовали научные проблемы средств отражения объективно прекрасного поэзией (древнегреческой), искусством и различными фрагментами духовной культуры, философия самого языка. Для ученых герменевтика стала важным способом понимания не только текста, но прежде всего характера и психологии его автора. А текст превратился в часть духовной жизни своего создателя.

Важный этап в дальнейшем расширении сферы приложимости герменевтики был связан с именем другого немецкого философа В. Дильтея (1833-1911). Он «приобщил» герменевтику к довольно обширной области познания культуры. Дильтей считал, например, что по отношению к культуре прошлого понимание ее может выступать как метод интерпретации, который он и назвал герменевтикой.

Со времен В. Дильтея герменевтика стала тесно «сотрудничать» с гуманитарными и общественными дисциплинами. Философ сделал ее своего рода научной методологией гуманитарного познания. Метод понимания в герменевтике В. Дильтея переходит в особый способ поз

Источник

Антиавторитаризм противостоит авторитаризм, который определяется как «форма социальной организации, характеризующаяся подчинением власти», [1] «предпочтение полному повиновению или подчинению власти, а не индивидуальная свобода» [2] и авторитарному правительству. [3] Антиавторитаристы обычно полностью верят равенство перед законом и сильный гражданские свободы. Иногда этот термин используется как синонимы анархизм, идеология, предполагающая противостояние авторитету или иерархическая организация в поведении человеческих отношений, в том числе государственного строя. [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]

Взгляды и практика

Свободомыслие это философский точка зрения, придерживающаяся мнения, должна формироваться на основе логика, причина и эмпиризм, скорее, чем орган власти, традиция, или другой догмы. [11] [12] [13] Когнитивное применение свободомыслия известно как «свободомыслие», а практикующие свободомыслие известны как «вольнодумцы». [11] [14]

А является авторитетом в определенной теме А что-то говорит по этой теме А наверное правильно

Ошибочные примеры использования апелляции включают любое обращение к власти, используемое в контексте логичный аргументация и апелляция к позиции властей или властей с целью отклонить доказательства, поскольку, хотя власти могут быть правы в суждениях, относящихся к их области знаний, чаще, чем непрофессионалы, они все же могут приходить к неправильным суждениям из-за ошибки, предвзятости, нечестности или неверности жертвой групповое мышление. Таким образом, обращение к властям не является в целом надежным аргументом для установления фактов. Влиятельный анархист Михаил Бакунин подумал следующее: «Из этого следует, что я отвергаю всякую власть? Мне не такая мысль. Что касается сапог, я имею в виду авторитет сапожника; относительно домов, каналов или железных дорог я консультируюсь с авторитетом архитектора. или инженер. За такими или такими специальными знаниями я обращаюсь к такому или другому ученому. Но я не разрешаю ни сапожнику, ни архитектору, ни ученому навязывать мне свой авторитет. Я слушаю их свободно и со всем уважением, которого они заслуживают. интеллект, их характер, их знания, всегда сохраняя за собой неоспоримое право на критику и порицание. Я не довольствуюсь советами с одним авторитетом в какой-либо специальной области; я консультируюсь с несколькими; я сравниваю их мнения и выбираю то, что мне кажется Но я не признаю безошибочного авторитета даже в особых вопросах; следовательно, какое бы уважение я ни испытывал к честности и искренности того или иного человека, я не верю никому безоговорочно «. [16] Он видел, что «не существует фиксированного и постоянного авторитета, но есть постоянный обмен взаимным, временным и, прежде всего, добровольным авторитетом и подчинением. Та же самая причина запрещает мне признавать постоянный, постоянный и универсальный авторитет, потому что нет универсального человека, нет человека, способного уловить все то богатство деталей, без которых невозможно применение науки к жизни, всех наук, всех отраслей общественной жизни ». [16]

Источник

Словарь античной философии

Лексический указатель основных понятий античной философии

1. акаталептос, фантазия.

По терминологии стоиков, представление, которое, по своему характеру противоположно каталептическому, т.е. неясное, неполное представление о реальности.

Так называлась школа Платона (по имени героя Акадэма). Можно выделить следующие фазы в истории «Академии»: математизированная, антиметафизическая, скептико-диалектическая. Филон из Лариссы сообщил ей направленность пробабилизма. Наконец, Антиох (или «пятая» Академия) придал ей окраску догматического эклектизма. Около 86 г. до н.э. Академия прекратила свое существование.

3. симбебекос, акциденция.

Недостаток величия и славы. Антисфен считал адоксию благом. Кратет видел в ней, наряду с бедностью, основу добродетели мудреца. Пиррон отождествлял адоксию с отказом от мнений и суждений (как положительных, так и отрицательных).

Ничего-не-произносить-о-природе-вещей (см. эпохэ).

Страсть, аффект, возмущение души, вредные ее мутации.

Сродство, общность. Три уровня понятия: онтологический (структурная однородность мира вещей), антропологический (подобие души миру идей), религиозный (идея богоподобности человека).

Благо. Сумма всех ценностей в античной философии.

Недостаток знания, невежество (у Сократа и гностиков).

Образ, фигура, выражение понятия, идей, скрытых от непосредственной видимости, прорастание смысла.

14. гетеротэс, татерон.

Любовь, склонность (по Эмпедоклу, причина встречного движения четырех элементов).

16. хэксис, хабитус (лат).

По терминологии Аристотеля, предрасположенность вещи или существа к добру или злу, как в себе, так и по отношению к другим.

Свобода действия, граничащая с непристойностью (Киники).

18. аналитикэ, эпистемэ.

Нечто самоочевидное, не нуждающееся в доказательстве.

Существо, наделенное жизнью и душой (животное).

24. политикой дзоон.

Определение человека как общественного животного (Аристотель).

25. дзоон логикой. Рациональное животное (у Платона и Аристотеля).

Ситуация беспорядка, имеющая место в бытии (по Энезидему, приводящая к сомнению).

Человек. Согласно герменевтической философии, бестелесное божественное существо.

Противоречие. По Протагору, техника усиления наиболее слабого аргумента.

Оппозиция между двумя законами (Апория).

Противоречие. Техника опровержения, использованная скептиками для обоснования приостановки суждения (см. эпохэ).

Бесстрастность, моральный идеал скептиков.

Бесконечное, безграничное, беспредельное, неопределенное по качеству (Анаксимандр).

35. апофасис, апофатикос.

Отрицание, отрицательное суждение (Аристотель).

Отсутствие страдания и наказания.

37. файноменон, феномен.

Видимость, явление, кажимость.

Причина движения животных, по Аристотелю.

Две части души, лишенные, по Платону, разума.

Первая и последняя реальность всех вещей (термин Анаксимандра).

Добродетель (точнее, по Платону, особая активность вещей и существ в соответствии со своим предназначением).

Воздух, первоначало, по Анаксимену.

Термин космологии, антропологии, этики, музыки (берет начало от Гераклита).

Искусство. Универсальное познание и его практическое применение.

Аскеза, упражнение, жизненная практика темперирования тела и души под воздействием физических перегрузок.

Род активности души, согласной с чувственными представлениями.

47. гомойосис то тео.

Уподобление Богу, моральный идеал, по Платону.

Интуитивно верное предположение (Аристотель).

Операция отделения в уме особенностей вещей, которые в реальности не отделены.

Паранаучная доктрина о влиянии звезд на человека

Наука, наиболее сходная с философией.

Атеизм. Безбожие или безразличие к Богу.

Неделимое, по Левкиппу и Демокриту.

То, что приписывается объекту неслучайным образом.

Отсутствие иллюзий (Антисфен).

Автаркия, автономия, самодостаточность.

Интеллект Создателя как самопорожденного.

Буквально означает: видеть собственными глазами. Как медицинский термин в патологоанатомической практике означает вскрытие тела.

61. праксис, енергейя.

По Аристотелю, онтологическая характеристика движения в его специфической форме, вид законченного процесса.

Прекрасное. Греческая теория прекрасного связана со следующими пятью фундаментальными понятиями: 1) меры, порядка, пропорции, определенного; 2) блага; 3) привилегированно интеллигибельного, «необычно очевидного»; 4) Эроса; 5) истинного. По поводу первого предельно ясно выразился Платон: «нет сомнений, что мера и пропорция суть красота в чем бы то ни было» («Филеб»). Тесная связь между Прекрасным и Благом характерна для греческой ментальное(tm) вообще. Платон и Плотин сделали очевидной связь между Красотой и Эросом, видя в эротике путь к Абсолюту через Прекрасное. Кроме того, Бытие совершенное не может не быть в то же время Прекрасным, Благом, Правдой.

Начало, из которого античные теогонии (особенно Гесиод) выводили Богов и все вещи. Хаос имеет два основных смысла: 1) беспорядок и смешение, 2) нечто, размещенное в пустом пространстве.

Специфическая черта поведения человека, его привычный способ действий. Наиболее известное феноменологическое описание характеров составил Теофраст.

Понятие любви как бескорыстного дара отсутствует в греческой мысли. Впервые тематика «харис» разрабатывается Филоном Александрийским на основе библейской теологии и теории творения как дара.

Случайное событие, случай. То, что произведено неопределенной причиной. Понятие случая тесно связано с понятием фортуны. Натуралисты (включая атомистов) принимали принцип господства Необходимости. Лишь у Эпикура случай становится причиной, продуцирующей вещи (теория «отклонения атомов»). Согласно стоикам, люди говорят о случае, когда неспособны понять причины событий.

69. каталептикэ фантасия.

Веритативное представление, результат синтеза ощущений. Впечатление, исходящее извне и принимаемое душой пассивно.

Очищение. Термин предполагает, по меньшей мере, три различных смысла: 1) философско-рациональный, 2) религиозно-магический, 3) поэтико-эстетический. Первый уровень разрабатывался уже пифагорейцами, позже Платоном на основе «нуса». Очищение достигается в результате радикального отделения души от тела. Катарсис как освобождение от греха и зла был целью орфических мистерий и теургической практики т.н. оракулов. Поэтико-эстетический смысл катарсиса был разработан Аристотелем в его концепции искусства как очищения от страстей, конечный эффект которого эстетическое наслаждение.

72. герметическая цепочка.

В поздней античности под этим понимали сцепление реинкарнаций тех, кто был живым примером философской жизни (напр., у Прокла).

Платон употреблял это понятие в значении пространственности, колыбели всего, что рождается. Хора близка необходимости постольку, поскольку беспорядок противен разуму: она скрытым образом участвует в интеллигибельном, это позитивная способность удержания разумного, упорядоченного. Хора предшествует космосу, в этом смысле, это повод для онтологического дуализма. Однако считаться первопричиной зла в духе восточного дуализма она не может, ибо представляет антитезу интеллигибельному не абсолютную, но относительную.

Небо. По Аристотелю, это «природное тело, которое находится на крайней периферии Всего. место, где пребывает Божественное». Онтологически небо, по Аристотелю, образует собой промежуточную субстанцию между нематериальным, неподвижным, вечным и чувственным, подвижным и преходящим.

Сострадание, милосердие. Аристотель определил элеос как сострадание, причина которого зло, настигшее того, кто страдает безвинно, а потому оно заставляет страдать нас, или одного из нас («Риторика»). Элеос как нечто сугубо негативное оценивается стоиками, ибо, как любая другая страсть, сострадание подлежит искоренению.

Сопричина, сопричастие. Материальная причина, которая, по Платону, будучи второстепенной, действует, подчиняясь другой, идеальной причине.

Понятие. Во избежание множества недоразумений теоретического и исторического характера будем различать две вещи: 1) употребление понятий и 2) установлено, что есть понятие и процесс образования понятия. Сократ и Платон открыли понятие как понятие, Аристотель же теоретически обосновал природу универсалий и процесс их образования. Понятие есть ментальное выражение сущности вещей, их структурных детерминаций и онтологической формы.

Заключение, силлогистическое следствие.

81. то эгштиметикон.

Вожделение, влечение. По Платону, некая способность души, ненасытной в обладании. От нее берут начало множество страстей и пороков.

Условное. В гипотетической логике условные конструкции.

Космический пожар. Всеобщее возгорание, которое, согласно стоикам, для поддержания субстанционального равновесия между порождением и уничтожением переплавляет всю реальность в очистительном огне.

Замешательство, структурная нарушенность, беспорядок, в который, по мысли скептиков, погружен весь мир, а посему он непознаваем.

Опровержение. Существенный методологический момент философии вообще, античной, в частности; демонстрация противоречивости тезисов оппонента. Как метод он известен уже с элеатов, в частности, Зенона (знаменитые аргументы против движения и множественности). Его широко использовали Протагор и Горгий, эристьг, сократики, скептики, неоскептики.

Наиболее низкий уровень мнения, доксы, в платоновской гносеологии.

Познание. Следует различать три проблемы: 1) генезис познания, 2) природа и сущность познания, 3) ценность познания. Суть познания в античной парадигме заключена в некоторого рода встрече подобного (что в нас) с подобным (которое вне нас), идентификации, ассимиляции мыслью реальности. Познание, будучи человеческим, все же объективно улавливает вещи, как они есть. Ценность той или иной формы познания определяется по-разному, в зависимости от исходных установок.

Созерцание. Одно из кардинальных понятий античной философии, подразумевающее как познавательное, так и моральное отношение человека к универсуму. В неоплатонизме, онтологическая энергия.

Противоречие. Форма оппозиции, наиболее акцентированная и крайняя, характеризующаяся неприятием промежуточных терминов (Аристотель, «Метафизика»). Как например, между бытием и небытием структурно невозможен средний термин, который, впрочем, вполне возможен в оппозиции контрарности.

Контрарность. Одна из форм оппозиции, менее радикальная, чем контрадикция, противоречие (см.выше), поскольку она допускает наличие промежуточных терминов (как, например, серое между белым и черным).

Обращение. Согласно Платону, обращение души от мира чувственного к миру умопостигаемому, к Идее Блага, происходит в процессе познания, философского воспитания. Обращение есть своего рода этический эффект познания, когда взор устремляется к божественному.

Тело. Первоначально термин означал «труп», затем приобрел более широкий смысл, живое тело вообще, (еще у Гомера такое значение отсутствует). Позже он стал означать и неодушевленные тела. В философском языке присутствуют два акцента этого понятия: антропологический и онтологический. Орфико-сократическая традиция трактовала «сому» как: 1) тюрьму и могилу души, 2) служебный инструмент души, 3) потенциальность (материю), которая в акте есть душа, энтелехия (Аристотель). Известны также эпикурейская (механистическая) версия тела и противоположная ей стоическая (редукция бытия к телу). В неоплатонизме заметно радикальное сведение тела к форме.

95. синесис, синейдесис.

Сознание, совесть. Один из сложнейших терминов, отсылающих к моральному и одновременно интеллектуальному самосознанию собственного единства человека с миром вещей, с тем, что выше и ниже его самого. Равным образом, способность удерживать это единство и чистоту духовного мира. Родственные по смыслу понятия: «человек внутренний» Платона («Государство»), «я» как «нус» Аристотеля. Немало суждений о синесисе мы находим у Эпиктета, Марка Аврелия, Сенеки, Плотина.

Порядок. Благодаря пифагорейской онтологии числа, сложилась традиция, согласно которой гармония и число поддерживают все и делают бытие тем, что оно есть. У досократиков такое понимание мира подкреплено разумным первоначалом. Аристотель говорит о сохранении космоса благодаря согласованности его элементов, их уравновешенности, так устроенной, что ни один из них не превосходит другой в потенции.

Творение. Понятие, отсутствующее у греков, появляется в философии Филона Александрийского, где оно выражает божественную активность по вызволению вещей из небытия. Позднее поэсис понимается как дар, как Божья благодать.

Это стоический аналог эпикурейскому понятию «канон» (см.выше). Критерий истины, согласно стоикам, в каталептическом представлении.

«Божественный глас», который, как утверждал Сократ, слышен при определенных обстоятельствах как бы изнутри.

Клинамен. Инновация эпикурейской школы в атомистическую теорию. Слово означает «минимальное смещение» атомов от линии отвесного падения совершенно случайного происхождения. Онтологически оно объясняет возможность соединений атомов, антропологически служит для обоснования человеческой свободы, места для которой практически не оставляет всеобщая необходимость.

Дедукция. Процесс мысленного вскрытия частных истин из универсальных. Она противоположна индукции.

Дефиниция. Согласно Аристотелю, дискурс, вскрывающий сущность вещей посредством указания на ближайший род и специфическое отличие.

Деификация, уподобление Богу. Термин означает идентификацию человеческой души и Бога, берет свое начало от неопифагорейцев и платонизма.

Разум, мысль. В противоположность опыту, чувствованию, понятие диа-ноэн акцентирует дискурсивную мысль в процессе ее переходов. В этом смысле дианойе противостоит ноэсис, интуитивная, непосредственная мысль, что впервые отмечено Платоном.

Литературная форма, узаконенная киниками, имела при всей краткости этический и назидательный характер. По тону напоминала язвительную пародию.

Уменьшение, убывание, исчезание, чахотка. По Аристотелю, форма мутации, количественного изменения.

Демонстрация, доказательство. Так назвал Аристотель «Вторую аналитику». Силлогизм, который формально корректным способом объединяет верные посылки.

Мнение. Уже на заре античной философии докса была объявлена источником ошибок, ибо это дорациональная стадия познания, когда разум в плену чувств и видимости вещей.

Лишь скептики придали доксе достаточно непривычный оттенок. Отрицая философскую спекуляцию, они выбрали «синетейю», «доксу» как достойные доверия.

120. эклектика гайресис.

Термин употреблял Диоген Лаэрций, но точный его смысл установился позже.

Эклектической принято называть философию, которая складывает вместе элементы различных систем, полагая, что истина рассыпана по разным философским сектам.

121. то гегемоникон.

Гегемон. Согласно стоикам, это рациональная часть души (см. «логистикой»), т.е. пневма чистейшая, а потому некое тело. От «гегемона» берут начало семь частей души. Добродетели и пороки, таким образом, суть положения гегемона. Марк Аврелий придавал ему онтологический статус.

Единое в онтологии Плотина.

Эманация. Понятие восточного происхождения, означающее освобождение, растрату потенции. По Плотину, это не необходимый процесс физического типа, но результат свободной активности Единого, которая по своему характеру есть самосозидание метафизического плана.

Сомнение, тупиковая ситуация в исследовании.

По Аристотелю, это риторический силлогизм, близкий к диалектическому силлогизму, ибо принимает вероятные посылки.

Эоны. Так гностики называли вечные частицы, которые исходят от первоначала (напр., Валентин).

Задержка, приостановка суждения. Термин, по-видимому, введен Ар-хесилаем для выражения скептической «адоксии».

135. эпоптейя, эпоптика.

На языке мистерий это кульминационный пункт философской инициации, момент экстатического соприкосновения с божественным.

Герой. В греческой мифологии герой понимался как полубог, как демон, стоящий в промежуточной позиции между богом и человеком. Такое понимание сохраняется вплоть до стоиков, видевших в героях души, наделенные особым совершенством.

Ошибка. Этот термин включает в себя две группы основных значений: 1) логико-гносеологическую, связанную с мнением, доксой, 2) моральную, включающую понятия греха, вины.

Слово происходит от греческого «эзо», что означает «внутри». Эзотерическими называют сочинения, например, Аристотеля, предназначенные для использования внутри школы узким кругом учеников.

Искупление, возмездие, справедливость. Значение дикэ в освобождении от вины за причиненное через наказание, исходящее от начала справедливости.

144. то ти эн эйнай, то ти эсти.

Бытие. Теория бытия тематически восходит к Пармениду и элеатам. Парменидовское бытие едино, конечно, сферообразно, никем не порождено и неразрушимо, неподвижно. Эмпедокл, Анаксагор и атомисты видели бытие как изначально множественное. Платон трактует бытие как множественность идей. Аристотелевское понятие бытия удерживает как интеллигибельную реальность, так и чувственную.

Теория эфира как элемента, онтологически отличного от других четырех, созрела в Академии Платона, хотя представлена отчетливо лишь Аристотелем, который вводит эту пятую субстанцию для обоснования неуничтожимости небес.

Вечное. Понятие вечного родилось сначала как отрицание времени и движения у элейцев, затем Платон переосмыслил его как свойство умопостигаемого и трансцендентного. Позже появился обратный смысл: то, что длится вечно во времени, как вечное возвращение. Наконец, это еще и духовный опыт экстаза.

Счастье. Упование (человека или народа в целом) на то, что его внутренняя ценность совпадает с внешней ситуацией. Легко усмотреть в этом понятии религиозный фон в виде идеи покровительства доброго демона, раздающего материальную награду добродетельным.

Правдоподобное. Антистоическая теория Аркесилая, заменяющая догматическую определенность Стои на понятие простой разумности, правдоподобия как критерия истины.

Ложь. Логически, по Аристотелю, ложно то суждение, которое соединяет несоединимое и разъединяет нераздельное в реальности.

Усилие, риск, тяжелый опыт души и тела. Это понятие играет заметную роль в этике киников, у Антисфена, Диогена и др. (см. аскеза).

159. деутера философия.

Вторая философия, физика.

Цель. Цель действий, а также добродетель как цель, к которой все рожденное устремлено.

Цвет интеллекта. Наивысшая активность, сверхрациональная способность, которая, согласно халдейским оракулам, мистическим образом ведет к божественному.

163. физиогномония, физиогномикэ софия.

Крепость, стойкость, непреклонность. Одна из основных добродетелей. Иногда переводится как мужество.

Фортуна. Фортуна, по Аристотелю, случайная причина вещей, особая форма случая.

Бегство от мира. Одна из характеристик платоновской этики, требование освободиться от мирского зла и уподобиться Богу.

Порождение. Наиболее радикальная форма изменения, по Аристотелю. Структурное порождение включает в себя все прочие формы движения.

Священный порядок вещей, согласно Псевдо-Дионисию Ареопагиту. Порядок структурирования реальности сверху вниз, где низшее зависит от высшего.

171. пневма, спиритус (лат).

Гимнософист. Буквально это означает «голый мудрец». Так греки называли индусских мудрецов. Особенной известностью пользовался Калан. Гимнософисты оказали влияние на Пиррона, киников.

Радость. Перипатетик Ликон указывал на радость как высшее благо, киренаик Теодор отождествлял ее с мудростью.

Юстиция, справедливость. Софисты, разделяя закон и природу, добавляли к этому различие между справедливостью по закону и справедливостью по природе, наделяя последнюю всеми преимуществами перед первой. Платон восстанавливает объективную ценность закона. Он определяет дикайосюнэ как гармоническое расположение частей души, когда каждая из них делает то, что ей надлежит. По Стагириту, справедливость включает в себя и венчает собой все прочие добродетели.

176. политейас схемата.

Формы государственного правления.

Благодать. Согласно Филону Александрийскому, это особая характеристика Бога, дарующего в своей универсальной творческой активности, бескорыстно. Идея библейского происхождения, она была чужда античной мысли.

Судьба, фатум. Из религиозного мифа геймармене становится техническим понятием у стоиков, означая закон, по которому случилось так, как случилось, как случается, и будет случаться, как должно случаться. Фатум стоиков отнюдь не слеп, напротив, он рационален, необходим.

Война. В онто-космологической перспективе термин метафорически означает оппозицию. Интересные наблюдения делает Платон в «Государстве», объясняя «полемос» как результат порчи души, почему и необходим класс воинов-стражей в идеальном государстве.

Семантическое поле этого греческого термина много шире современного, ибо включает не только факты и события в их взаимосвязях, но и методическое наблюдение, научное исследование (Платон, Аристотель, Теофраст и др.).

Идея, от «идэйн», т.е. увидеть, соотноситься с формой. Уже Демокрит («атомос идея») говорил о геометрической форме атомов. Платон сделал знаменитым это слово, означившее сверхчувственную реальность, парадигму, чистое бытие.

Бессмертие. Теория, принимаемая большинством античных философов, согласно которой то, чем человек владеет неотъемлемым образом, т.е. душа, психе, не превращается в прах, а остается в веках бессмертной.

Непознаваемое. То, что не поддается рациональному познанию в любой из его форм. В парменидо-платоновско-аристотелевском контексте классической спекуляции непознаваемое связано с небытием. По Аристотелю, непознаваема материя, ибо как абсолютной потенциальности ей не достает форм. Радикальное отрицание такой онтологии скептиками приводит к тезису о непознаваемости всей реальности и, как следствие, к потере стабильности бытия. Согласно Филону Александрийскому, нельзя познать сущность Бога, ибо он трансцендентен, но существование Бога познаваемо.

Индивидуум. Есть два существенных значения атомона: 1) то, что неделимо и 2) то, что не присуще многим вещам, а потому противоположно универсальному. Первое соотносится с атомом. Второе, по Аристотелю, соответствует конкретному, отдельному, «катэкастон». Такой единичный индивид рационально не познаваем. Позже Плотин попытался спасти индивидуальность, введя идеи индивидов во второй ипостаси.

Невыразимый. Невозможность быть выраженным и определенным в словах. Таков Бог у Филона Александрийского, в герметической философии, у халдейских оракулов (см. сигэ).

Интуиция, активность «нуса» по усмотрению интеллигибельного непосредственным образом.

Межмировое пространство, которое, по Эпикуру, отделяет один мир от другого, благодаря чему возможно формирование новых миров.

«Так сказал он». Формула пифагорейцев, выражающая абсолютный непререкаемый авторитет учителя.

Вспыльчивый. По Платону, специфическая способность души, заставляющая нас гневаться, воспламеняться, терять самообладание.

Ирония, притворство. Термин стал техническим для обозначения существенной характеристики сократического метода. Чтобы вынудить собеседника дойти до дна своей души, найти и освободиться от ошибок, Сократ пускался на хитрости, но, переодеваясь в шута, он достигал целей вполне серьезных.

Равновесие. Закон онтологической компенсации различных частей реальности в видах экономии всего, согласно Эпикуру.

Инстинкт. Природная алогичная тенденция поведения любого существа к самосохранению и усвоению всего, что этому способствует. В стоическом контексте панлогизма инстинкт становится выражением физиса и проявлением логоса (см. ойкеозис).

Общность, коммунизм. По Платону, одна из возможных форм отношения 1) между Идеями и чувственными вещами, 2) между людьми, от семьи до общества в целом, 3) между людьми и Богами. Термином «коммунизм» также принято обозначать платоновскую теорию общности жен, детей и материальных благ, необходимых, по Платону, для двух высших классов Государства в целях элиминации инстинкта собственности.

Лицей. Афинская гимназия была так названа в честь Аполлона Ликей-ского. Аристотелевская школа.

Логика, рефлексия по поводу логоса и его движений, законы мысли.

208. логой сперматикой.

Содержание имманентного Логоса, в коем есть семена всех вещей, по мысли стоиков.

Место. Термин физико-онтологический, метафизический и логико-риторический. По Аристотелю, первый неподвижный предел содержимого.

Магия. Искусство чародейства, умение господствовать над людьми, вещами, и даже богами, навязывая им свои желания. Полная антитеза рациональному научному духу. В постплотиновском неоплатонизме магия и теургия знаменуют потерю доверия к логосу.

213. майевтикэ технэ.

Буквально, повивальное искусство. Сократ подразумевал под майев-тикой последнюю фазу иронического процесса, когда он помогал душе, уже освободившейся от фальшивых иллюзий и «беременной» правдой, опростаться, т.е. «родить» истину.

Безумие, сумасшествие, фурор, расширение. По Платону, божественная сила в нашем интеллекте, когда он, расширяясь, выходит из себя, из-под контроля разума. Он выделяет 4 вида мании: 1) профетическая, пророческая, 2)ритуальная, 3) поэтическая, 4) эротическая.

Предсказание. Искусство предвидения будущего. Теоретическое обоснование мантики дали стоики в понятии Судьбы и ее неотвратимости. Теургия, которой подчинена мантика, предполагает также возможной модификацию будущего путем воздействия на божественное.

Наука о числе, количестве и о том, что с ними связано. Для античной математики характерна ее неотторжимость от метафизики. Секст Эмпирик назвал одну из своих работ «Против математиков», где поставил под сомнение пифагорейскую онтологию.

220. та мета та физика.

Обряды инициации, например, среди орфиков, посвящения в тайну истины, скрываемую по определенным соображениям.

228. метрон, метрион.

231. то кинун акиэтон.

Неподвижный двигатель. Характеристика природы Бога по Аристотелю.

Вторая навигация. Выражение Платона, относящееся к процессу переосмысления, результатом которого стало открытие сверхчувственного, мира Идей.

Небытие, чистая негативность, противопоставляемая чистой позитивности, бытию. Тематически проблематика небытия разработана элейцами.

Душа. В греческом горизонте понятие души играет существенную роль на всех уровнях: от метафизики до философии природы, от космологии до антропологии, от морали до политики, от гносеологии до религии. У Гомера «психэ» соотносится 1) с «психо» (дыхание жизни, последнее дыхание в ситуации смерти), и 2) с призраком-тенью, неким фантаз-мом, который после смерти отправляется в Аид. Он лишен сознания и познания, выражая лишь нечто негативное. Это, скорее, тело без души, чем душа без тела, нечто безжизненное и бессильное. Противоположную гомеровской позицию мы находим в орфизме, где психэ совпадает с демоном и, как нечто божественное, душа бессмертна. Она поселяется в теле в результате падения, отбывая в нем наказание. В орфизме мы находим одну из первых дуалистических концепций, где сома (тело) ассоциируется с трупом. В орфизме нет совпадения души с разумом и познанием, напротив, она тем самодостаточнее, чем менее активна, пребывая как бы во сне, и освобождается, лишь покинув тело. Начиная с Фалеса, понятие души входит в контекст проблематики физиса, интеллектуального и морального я.

Воспитание, формовка. Термин Платона, указывающий на способы формирования здорового духа в здоровом теле подростка (пайс), усвоения воспитательной энергии философии в духе совершенства, а также креативной силы созерцания (майевтика Сократа, Плотин).

Дело, действие. Термин означает моральное действие, т.е. такое, которое исходит от субъекта и возвращается к субъекту. Нечто, противоположное созерцанию.

Провидение. Активность Бога, упорядочивающая и правящая миром.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *