Филологические исследования что это
Филология
В словаре Даля «филология» — (греч. любословие) наука или изучение древних, мертвых языков; изучение живых языков — лингвистика.
Содержание
Обзор различных дисциплин
См. также
Примечания
Литература
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Филология» в других словарях:
филология — филология … Орфографический словарь-справочник
Филология — (греческое philologia «любовь к знанию») система знаний, необходимых для научной работы над письменными памятниками, преимущественно на языках древних, часто мертвых. Поскольку важнейшим и первым в совокупности этих знаний является понимание… … Литературная энциклопедия
ФИЛОЛОГИЯ — (греч., от phileo люблю, и logos слово). Сперва под этим именем разумелось изучение древне классического мира; ныне же вообще наука о языке. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ФИЛОЛОГИЯ [ Словарь иностранных слов русского языка
ФИЛОЛОГИЯ — совокупность, содружество гуманитарных дисциплин лингвистич., лит. ведч., истор. и др., изучающих историю и сущность духовной культуры человечества через языковый и стилистич. анализ письменных текстов. Текст, все его внутр. аспекты и… … Энциклопедия культурологии
ФИЛОЛОГИЯ — ФИЛОЛОГИЯ, филологии, мн. нет, жен. (от греч. philos друг и logos учение, слово). Совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве. Славянская филология. Античная филология. Романская филология.… … Толковый словарь Ушакова
ФИЛОЛОГИЯ — (от фил. и греческого logos слово, буквально любовь к слову), область знания (языкознание, литературоведение, текстология, источниковедение, палеография и др.), изучающая письменные тексты и на основе их содержательного, языкового и… … Современная энциклопедия
ФИЛОЛОГИЯ — (от фил. и греч. logos слово) область знания, изучающая письменные тексты и на основе их содержательного, языкового и стилистического анализа историю и сущность духовной культуры данного общества. Филология возникла в Др. Индии и Греции. В 17… … Большой Энциклопедический словарь
Филология — (от фил. и греческого logos слово, буквально любовь к слову), область знания (языкознание, литературоведение, текстология, источниковедение, палеография и др.), изучающая письменные тексты и на основе их содержательного, языкового и… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ФИЛОЛОГИЯ — ФИЛОЛОГИЯ, и, жен. Совокупность наук, изучающих духовную культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве. Славянская ф. | прил. филологический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Методы исследования в филологии
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность и специфика филологических исследований
Научное исследование само по себе – это процесс целенаправленного познания, результаты которого могут быть выражены системой понятий, теорий и законов.
Как и остальные науки, филология производит плановые научные исследования. Безусловно, наука знает о случайных открытиях, но только при тщательном планировании и обеспечении научной базой может быть проведено исследование закономерностей природы и общества.
Обычно любое исследование включает три стадии:
Методы исследования в филологии
Научный метод исследования – это вся сумма способов добычи нового знания и решения задач, актуальных для любой науки.
Метод состоит из способов исследования феноменов, систематизации, корректировки новых и ранее полученных знаний. Выводы и умозаключения базируются на правилах и принципах рассуждения, осуществляемого на основании эмпирических, то есть наблюдаемых и измеряемых данных, касающихся объекта измерения. База получения данных – это наблюдения и эксперименты. Чтобы объяснить наблюдаемые факты, выдвигают гипотезы и строят теории, на основании которых могут быть сформулированы выводы и предположения.
Композиционный анализ предполагает анализ языковых средств, характерных таким текстам, как рассуждение, описание, повествование. Для их изучения эффективной будет форма языкового анализа, когда ситуация общения и структурно-композиционные части текста, а также языковые средства рассматриваются во взаимосвязи.
Готовые работы на аналогичную тему
Композицию понимают не только в качестве построения произведения, но и в качестве динамического развертывания и смены типов речи, стилей речи, словесных рядов. В композиции объединены форма и содержание текста. Посредством композиционного анализа изучают принципы расположения материала, композиционный план текста, выделяют семантические центры и описывают расположение эпизодов, изучают композиционные приемы.
Мотивный анализ – частный метод, который предполагает изучение мотивов в одном или нескольких текстах автора, рассмотрение повторяющихся мотивов в литературе в определенном направлении. Мотив изучают в качестве устойчивого компонента литературного текста, наделенного семантической насыщенностью и повторяемостью. Например, мотив дороги в произведениях Н. В. Гоголя.
Лингвистический эксперимент – одна из разновидностей лингвистического анализа текста, при котором производится произвольная замена одного из языковых средств на синонимичное средство. При этом выявляют стилистические возможности каждого из синонимов.
Биографический метод – частный метод, направленный на изучение биографии и личности автора, когда и биография и личность рассматриваются в качестве определенного момента в творчестве. Биографический метод базируется на допущении, что за каждым текстом стоит личность автора, поэтому благодаря данному методу можно лучше понять его произведения.
Семиотический метод – рассмотрение текста в качестве системы знаков. Значимым здесь является разграничение семантики, синтагматики и прагматики знаков. Ю.М. Лотманом была разработана структурно-семиотическая концепция анализа текста, включающего следующие компоненты:
Интертекстуальный анализ – предполагает изучение межтекстового взаимодействия, выявление роли аллюзий, прецедентных текстов, цитат и пр. на основании текста-источника.
Выделяют следующие стадии интертекстуального анализа:
Дискурсный анализ – способ исследования в современном языкознании, ориентированный на описание реальности речевой деятельности.
Нарративный метод – используется представителями школы нарратологии, то есть теории повествования. Художественное произведение выступает эстетической коммуникацией нарратора (повествователя) и рецепиента (читателя). Нарратологическому методу исследования отводится промежуточное место между структуральным и рецептивно-эстетическим методами.
Нарратологами выделено два сюжетных аспекта:
Контент-анализ – процесс количественного анализа текстов и текстовых массивов, чтобы далее интерпретировать выявленные числовые закономерности. В первую очередь, контент-анализ является количественным методом, предполагающим оценку какого-то компонента в тексте, которая может быть дополнена разными качественными классификациями и выявлением структурных закономерностей.
Помимо вышеперечисленных методов, существуют и другие, например, методика «конкретного литературоведения». Смысл данной методики заключается в том, что литературное произведение распространяется за пределы текста. Его воспринимают на фоне реальности и в связи с ней. Город, природа, исторические события и бытовые реалии – входят в произведение и без них его невозможно правильно воспринимать.
Методология современной филологии
Методология(др.-греч. methodos) науки, в том числе, разумеется, и филологической, — это учение об основаниях и способах действования с ее объектами.
Вметодологии современной филологии проявляется еще одно основание единства составляющих ее наук. К тезису о том, что современная филология представляет собой совокупность наук и научных дисциплин, имеющих своими объектами естественный язык, текст и homo loquens (см. лекцию), имеющую междисциплинарное (= общефилологическое) ядро знания (см. лекцию), прибавляется положение о филологии как особом способе исследования своих объектов(см. лекцию).
Таким образом, единство современной филологии создается общими для филологических наук объектами, общефилологическим ядром знания и принципами исследования этих объектов, присущими и лингвистике, и литературоведению, и фольклористике, а также филологическим дисциплинам. Основания и способы действования с объектами рассмотрим раздельно.
Исследовательская установка (основание действования с объектами)в современной филологии предполагает, что существует филологический (= собственно филологический) подход кисследованию объектов филологии. В главах 3—5 были показаны общий для филологических наук взгляд на язык, текст и homo loquens и взгляды, свойственные отдельным филологическим наукам – лингвистике и литературоведению. Это иллюстрация положения о том, что одни и те же объекты, изучением которых занимаются филологические науки, могут быть рассмотрены на основе разных подходов: филологического отдельно — лингвистического и литературоведческого.
Филологический подход предполагает обращение в процессе исследования объекта и к языковой, и к литературной его стороне, и как к тексту, и к многообразным проявлениям homo loquens — как говорящего, пишущего, автора, читателя?» интерпретатора и пр., чтоделается, как правило, в контексте времени и пространства.
Так, при изучении творчества В.М. Шукшина филологический подход реализуется во внимании исследователей к трем граням литературно-художественного творчества писателя: языковой, поэтической, смысловой. Язык его прозы питается различными источниками: устно-разговорной стихией, книжными сферами (в том числе деловой, публицистической, научной), письменной и песенной речью, языком фольклора и др. Оценка этого факта с точки зрения литературоведения позволяет «вытащить» из буквы как графического знака естественный голос человека. Речь человека, в том числе у нашего автора, не сводима только к устно-разговорной стихии (как иногда писали о рассказах Шукшина критики). Из диалогов повседневной жизни, слов обыденного языка, соседствующих со словами других речевых стихий, выстраивается иной мир — мир сложных образов. В этом мире читатель может усмотреть сложные духовные поиски современного Шукшину человека.
Филологический подход напрямую нацелен на раскрытие главного предназначения филологии в жизни человека и общества. Предназначение это, по мысли С.С. Аверинцева, состоит в том, что филология — это служба понимания.«Как служба понимания филология помогает выполнению одной из главных человеческих задач — понять другого человека (и другую культуру, и другую эпоху)». В самом деле, исследование литературно-художественного творчества В.М. Шукшина только лингвистически может дать перечень языковых форм: слов, предложений, абзацев и других речевых структур в их отмщениях друг к другу, только литературоведчески — может предложить перечень художественных структур, образов, представлений, тоже в их отношениях друг к другу. Достаточно ли этих сведений для понимания творчества писателя? Скорее всего, нет. Сопряжение данных лингвистики и литературоведения позволяет читателю (исследователю) усмотреть языковые и поэтические структуры художественного текста в их взаимных отношениях, обнаружить в тексте новую, ранее не могущую быть обнаруженной реальность — художественную. На этой основе и усматриваются в тексте художественные смыслы.
Филологический подход предполагает учет связей между языком, текстом и homo loquens как объектами филологии даже при рассмотрении одного из них (в целом или в каких-то отдельных проявлениях). Тем самым предмет изучения рассматривается не в изолированном виде, а в его взаимодействиях с другими.
Способы действования с объектами — это методы филологии.Способ действования включают в себя процедуры выделения объекта и предмета исследования, способы конструирования гипотезы и получения результата.
Понятие метода значимо для получения как нового результата в процессе практической деятельности, так и нового знания в теоретической деятельности. В первом случае речь идет, например, о методах слушания, чтения, говорения, интерпретации, речевого воздействия, филологического обеспечения виртуальной коммуникации и т.д., т.е. о методах практической деятельности;во втором — о методах исследовательской деятельности, или методах исследования.
В основе методов исследования в филологии лежит анализ.Общая задача и лингвистического, и литературоведческого анализа состоит в том, чтобы найти и установить научный факт, определить его место в совокупности фактов науки (лингвистики, литературоведения), превратить его в материал для нахождения теоретического результата. На этой основе и возникает теоретический результат. Лингвистический и литературоведческий анализ существуют в филологии и порознь, и как составляющие филологического анализа (см. ссылку на анализ литературно-художественного творчества В.М. Шукшина).
Выбор и использование метода имеет ключевое значение в процессе достижения цели исследования. Так, при решении «школьной» задачи определить, каким второстепенным членом является словоформа в предложении, используются разные способы. В одном случае устанавливается морфологическая природа зависимого слова: полное прилагательное — определение; косвенный падеж существительного — дополнение; наречие — обстоятельство. В другом случае учитываются соотношения изучаемой структуры с другими синонимичными и / или антонимичными.
Рассмотрим пример: Цветы находятся на подоконнике.
Решаем задачу первым способом. Исходим из морфологической природы словоформы: на подоконнике есть имя существительное в косвенном падеже, значит, выполняет функцию дополнения. Этому выводу соответствует и вопрос: на чем? — на подоконнике.
Применим второй способ. По отношению к данной структуре синонимом являются, например, следующее: находятся на подоконнике →находятся там, здесь→находятся везде:и на подоконнике, и на столике, и в углу, и здесь, и там; антонимичная структура: находятся на подоконнике, а не там.Вспомним правило: члены предложения, находящиеся в сочинительной связи, являются однородными. Если это так, то предложно-падежная форма на подоконнике признаётся обстоятельством: наречная форма в данной структуре ни при каких условиях не может быть дополнением. Как быть с вопросом? К наречию-обстоятельству может быть поставлен только один вопрос: находятся где? — там, здесь, везде. На этот же вопрос отвечает и однородная словоформа косвенного падежа: находятся где? — на подоконнике. Итак, второй способ дает иное решение: наша словоформа выполняет синтаксическую функцию обстоятельства.
Какой из двух способов признаем правильным? Если учесть, что словоформа косвенного падежа отвечает на падежный вопрос и вне связи с другими словами, то вопрос на чем? следует квалифицировать как морфологический; второй же вопрос — синтаксический: он возможен только в условиях контекста. Вывод: для решения синтаксической задачи единственно правильным признаем второй способ.
И в настоящее время в филологии актуально одно из традиционных положений науковедения: «Метод решает судьбу дела» (акад. И.П. Павлов).
В филологических исследованиях велика роль т.н. субъективного, фактора. Субъективный фактор — это исследователь, который находится не отдельно от изучаемого объекта, а «внутри, не отчужденно от процесса исследования, а в «самом процессе». Отсюда вытекает возможность разных интерпретаций полученных в ходе исследования результатов.
Филологические исследования проводятся в контексте гуманитарных наук(семиотики, герменевтики, теории коммуникации, когнитивных наук, истории, психологии, культурологии, истории искусств и др.), опираются на философию.
Опора на философию проистекает из исторического единства двух областей знания, что зафиксировано в первых частях их названий (фило-софия и фило-логия). В современной науке эти связи определяются прежде всего тем, что философия обратила более пристальное внимание на естественный язык и иные знаковые системы.
Возвращаясь к нашему примеру, отметим, что закономерным этапом исследования творчества В.М. Шукшина является философская интерпретация данных, полученных филологией. Именно на этом этапе исследования и обнаруживаются глубинные пласты личностной философии самого Шукшина, трагичность бытия сельского человека расшифровываются скрытые основания русской духовности (дом, душа, красота, добро, человек).
В филологии и составляющих ее науках (и научных дисциплин) используются также методы других наук — в пограничных и междисциплинарных исследованиях (см., например, лингвистика и философия, психология и литературоведение, фольклористика и теория искусства и др.). Филологические науки сами служат методом практической и исследовательской деятельности в других науках — при работе историков над древними и старыми текстами, при интерпретации философами специальных (философских) текстов, при проведении психологам и медиками психиатрической экспертизы и др.
Итак, методология филологии является одним из оснований ее единства как отрасли современных гуманитарных наук. В ряду с филологическим подходом и методами в лингвистике, литературоведении, в филологических дисциплинах существуют «свои» подходы и методы: в лингвистике — лингвистическими в литературоведении — литературоведческие и др.
Филологическое научное исследование: основные понятия и методы
Научное исследование представляет собой элементарный факт научно-исследовательской деятельности с целью получения нового научного результата.
Научное исследование начинается с возникновения проблемной ситуации,«когда субъект попадает в относительно «непривычную» ситуацию, в относительно новые и необычные для него условиям.
А. Кестлер называет проблемную ситуацию вызовом, бросаемым миром человеку, на который он вынужден искать креативный ответ: «Шок служит как спусковой крючок для творческой реакции» (Дух в машине // Вопросы философии. 1993. № 10. С. 95)». Дело в том, что в познавательной ситуации субъект обнаруживает некоторый разрыв в имеющемся научном знании.
Познавательная ситуация цементирует все основные элементы структуры научного исследования: объект исследования, предмет исследования, средства исследования, фактическую область.Все исследование направлено на разрешение данной конкретной проблемы и постановку. новой. (О науке научном исследовании см. в приводимых ниже материалах да чтения фрагменты статьи М. Эпштейна.)
Проиллюстрируем приведенное положение материалом исследования, посвященного мене абзацной структуры текста при переводе его с одного языка на другой. Читателями, владеющими двум и более языками, и специалистами-филологами давно отмечалось что при переводе текста с одного языка на другой переводчиком и: меняется абзацная структура текста: одни абзацы исчезают, другие появляются. Что происходит в переводном тексте в сопоставлении с текстом оригинала? почему исчезают абзацы текста оригинального и как появляются абзацы в тексте перевода? На эти и мной другие вопросы ответа в науке до некоторого времени не существовало. Так возникает познавательная ситуация.
Объектом исследованияявляются определенные сторон: явления, факты, составляющие фактическую областьисследования и выраженные в теоретическом знании доосуществления данного конкретного исследования.
Продолжим рассмотрение приведенного выше примера проведения описываемого здесь исследования в теории текста; существовали понятия абзаца, оригинального и переводного текста; отношения последнего к первому иногда квалифицировались как «дочерние», а значит, признавалось не тождество текстов, а производность одного от другого. Суждения по поводу названных (и ряда других) фактов составляют объект paccматриваемого исследования.
Предмет исследования— то «белое пятно» в картине объекта, на ликвидацию которого («белого пятна») направлено i следование.
В нашем примере главным вопросом, от ответа на который зависит ликвидация «белого пятна», является вопрос о методе; исследования: какнайти ответы на описанные выше вопросы? Итак, предмет исследования представляет собой некоторую сторону, грань объекта исследования, неизвестное в известном.В филологических исследованиях различается два основных типа предмета исследования: 1) отдельные явления, факты или их стороны; 2) связи и отношения между явлениями фактами, их сторонами. В приведенном нами примере создает предмет исследования второго типа.
Какнайти в объекте исследования его предмет?Эта задача решается
1) при изучении научной литературы, посвященной интересующей исследователя области. При чтении литературы в сознании исследователя складывается теоретическая картина объекта исследования в ее противоречивой сущности;
2) при сопоставлении данных фактической области и теоретической картины объекта. В процессе сопоставления находятся! факты либо не объясненные теорией, либо противоречащие ей».
В нашем примере: факт изменения абзацной структуры оригинального и переводного текстов оказался за пределами теории, абзаца.
Средствами исследованиявыступают методы исследования и инструментальные средства (аудио- и видеотехника, каталожная карточка и др.).
Фактическую областьисследования составляет его материал: факты языка, тексты, материалы анкетирования и опроса, впечатление, производимое художественным произведением, проявления эффективности высказывания и др. Материалы, составляющие фактическую область исследования, находятся методом наблюдения (ем. ниже).
Представим еще одну группу понятий. Цель исследования.Общая цель, которую преследует любое научное исследование, — получение нового теоретического результата.
Каждое конкретное исследование определяется тем, каков смысл рассмотрения предмета исследования. Начинающий филолог обычно ведет исследование для достижения одной из следующих целеустановок: введение в научный оборот новых фактов, явлений, процессов, отношений и под.; обнаружение взаимодействий между фактами процессами и под.; истолкование (интерпретация) нового или уже известного материала в современных условиях, построение модели и др. Более сложные исследования выдвигают в качестве цели построение концепции, установление тенденций развития фактической области и др.
Цель исследования, посвященного абзацированию, состояла в поиске соответствующей методики исследования.
Задачи исследования— те промежуточные действия, которые необходимо осуществить на пути достижения цели.
Вернемся еще раз к нашему примеру. Задачами описываемого исследования являются следующие: 1) выявить специфику художественного текста, выступающего компонентом системы говорящий — текст — слушающий;2) на основе лингвистической характеристики абзаца рассмотреть роль абзацирования в формировании художественной картины мира; 3) разработать методику, позволяющую провести сопоставление особенностей абзацирования оригинального текста и его перевода и др. Обратимся к методам исследования.
В науковедении различаются методы общенаучные и частнонаучные. Общенаучные методыприменяются во всех науках или во многих из них, частнонаучные— в одной науке или в небольшой группе наук. В учебном пособии представлены важнейшие общенаучные методы (наблюдение, эксперимент, классификация и моделирование). Они применяются и в лингвистике, и в литературоведении, а также в филологических научных дисциплинах. Частнонаучные методы, характерные для лингвистики и литературоведения, изучаются в соответствующих учебных дисциплинах.
Демонстрируемое здесь исследование выполнено на материале текста романа «Kassandra» (1983) немецкой писательницы Ch. Wolf и его русского перевода «Кассандра» (1985).
Общенаучные методы исследования различаются по их направленности на решение эмпирических (др.-греч. empeiria опыт) или теоретических (др.-греч. thedria — наблюдение, » следование) задач. К первой группе относятся наблюдение эксперимент; ко второй — классификация и моделирование.
Далее представим общенаучные методы в их проекции на филологию.
Наблюдение — это метод исследования, выражающийся преднамеренном и целенаправленном восприятии познающим субъектом предметов и явлений. В филологии это, как правило, нахождение в тексте интересующих исследователя явлений.
Ситуация, в которой используется метод наблюдения, описана в пьесе Б. Шоу «Дигмалион» (1912—1913). Фонетист Генри Хиггинс, слушая речь цветочницы Элизы Дулиттл, записывает произносимые ею высказывания. В этих высказываниях Хиггинса интересует их звуковая сторона. По звучанию звуков речи, входящих в высказывания, он устанавливает место рождения и проживания героини. Хиггинс повторяет фразу Элизы: Ни расстрайвтись, кэптен; купити лучи цвиточик у бедны девушки. Он устанавливает, что Элиза родилась в местности Лиссонгров. Точно так же, по звучанию высказываний других персонажей, участвовавших в сцене, Хиггинс определяет место их рождения или проживания. Отвечая на вопрос одного из персонажей, Хиггинс объяснил, «как он это делает»: Фонетика — и только. Наука о произношении. Это моя профессия и в то же время мой конек. Счастлив тот, кому его конек может доставить средства к жизни. Нетрудно сразу отличить по выговору ирландца или йоркширца, но я могу с точностью до шести миль определить место рождения любого англичанина. Если это в Лондоне, то даже с точностью до двух миль. Иногда можно указать даже улицу.
Воспринимая речевой поток, в примере из Б. Шоу, исследователь выделяет определенные звуковые сегменты; на основе имеющихся у него знаний об английской фонетике, о территории распространении тех или иных звуков речи он идентифицирует полученные факты и дает им первичную квалификацию — по признаку территории распространения.
Наблюдение позволяет найти фактический материал исследования. В этом его главная ценность какметода исследования.
поведение человека.В этом состоит значимость моделирования как метода исследования в филологии.