Филармония и консерватория в чем разница
Консерватория и филармония
Я искренне рад возобновлению общения с Вами. Если бы мне был от природы дан хоть мало-мальский музыкальный талант, то свои чувства я бы лучше всего выразил какой-нибудь мажорной мелодией, а еще лучше – парадным маршем. Благо для такого звукового приветствия есть веский повод.
Как вы наверняка знаете, вчера состоялось долгожданное всеми истинными любителями и знатоками музыки событие – после очень долгого перерыва открылся наконец заново отреставрированный концертный зал имени композитора Прокофьева. Слава богу, больше у Сергея Сергеевича не будет причин пригорюнившись сидеть на своем постаменте у миасского берега, выронив из рук нотную тетрадь и с грустью глядя на вечный долгострой, словно бы в насмешку украшенный его именем. Теперь прокофьевский концертный зал, по привычке именуемый в народе филармонией, перестал быть строительным курьезом и по праву сделался одной из культурных достопримечательностей Челябинска.
Кстати, не знаю насчет вас, а я постоянно пребываю в сомнении: как же следует правильно называть новооткрытый дворец музыки? Будучи человеком, имеющим весьма смутные представления о мире музыкального искусства, я оперу от балета еще худо-бедно отличаю, а вот филармонию вечно путаю с консерваторией. Итак, чтобы впредь не ударить в грязь лицом, когда придется в какой-нибудь культурной компании заговорить о музыке, я не поленился порыться в словаре и, так сказать, отыскать корни истины в отношении филармонии с консерваторией.
И что же выяснилось? Оказывается, это не совсем одно и то же, хотя кое-что общее у них действительно есть. Начать с того, что консерватория – это учреждение учебное, там учат быть искусными музыкантами, а филармония – заведение просветительское, там прошедшие профессиональное обучение музыканты своей деятельностью пропагандируют музыкальное искусство и приобщают к нему народ.
Вот оно что! Значит, в консерваторию мне точно дорога не лежит: поздно уже учиться музыке, да и ни к чему, а вот в филармонию заглянуть, наверное, стоит, ибо просвещаться, пусть даже в сугубо музыкальном плане, никогда не поздно. Так что разница между двумя словами, как видите, есть.
Но и это еще не всё! Самое удивительно – это рассмотрение тех корней, которые лежат в основе двух хорошо знакомых нам отныне музыкальных терминов. Знаете, от чего произошло слово «консерватория»? От итальянского корня conservatorio, означавшего (вы только вдумайтесь) ни больше ни меньше как приют для сирот и беспризорных, где малых деток обучали ремеслам, в том числе и музыкальным, чтобы они могли в последующей жизни сами добыть себе кусок хлеба. Такое обучение было для многих из них поистине спасительным и вполне оправдывало латинский корень servo (что значит спасать, охранять), от которого и произошли итальянские консерватории. Ну а приставка con означала вместе, – то есть только совместным трудом можно устраивать концерты для публики. Так что музыка может быть не только развлечением, но и коллективным спасением от жизненных невзгод.
А вот у слова «филармония» корни не латинские, а еще более древние – греческие, и какие корни! Phileo – самый лучший и самый важный глагол в жизни: любить, а harmonia в переводе не нуждается – это и есть то искомое состояние уравновешенности, стройности и размеренности, которое способна дать душе только любовь. Хорошие, очень правильные корни у филармонии! Непременно посетите ее – и, если можете, то не в одиночестве, а с любимым человеком. Вот тогда, весьма вероятно, ваша жизнь достигнет действительно полной гармонии и счастья. Тогда-то вам и самим захочется петь, и музыкальное филармоническое просвещение окажется очень даже созвучным вашей душе.
Не считайте это за рекламу – настоящее искусство ни в какой рекламе не нуждается. И давайте подведем итог нашему сегодняшнему общению – итог если уж не музыкальный, то, по крайней мере, ритмический. Итак, настройтесь на мелодию стихотворных строк…
Жизнь беспрерывно оглушает,
И уши хочется спасать.
Однако всё же не мешает
Гармонию в ней поискать.
Уж вы поверьте (и проверьте!),
Что есть всесильная, как страсть,
В филармоническом концерте
Гармонии высокой власть.
Судьба сумбурна, но порою
И нам удастся, может быть,
Филармонической игрою
Души смятенье излечить.
Гармонией, мечтой, любовью
Живем и дышим мы опять.
Залог душевного здоровья –
Способность музыку понять.
Но всё же лучше – на просторе
Побыть немного в тишине
Вдали от всех консерваторий
С возлюбленной наедине.
Ликбез
Желаете прослыть интеллектуалом? Регулярных селфи в «Гараже» и понимания, кто такие Богомолов с Серебренниковым, уже недостаточно — теперь котируется осведомленность в сфере классической и современной академической музыки.
Текст: Мария Комарова
Московская консерватория и филармония
Главные оплоты классики – консерватория с филармонией. Первая – учебное заведение, которое слывет «Оксфордом в мире музыки»: победителей международных исполнительских конкурсов оттуда выпускают пачками. Но славна консерватория не только гениальной порослью, но и концертами, для которых тут приспособлено четыре зала. Самый козырный, конечно, Большой – именно здесь выступают именитые гастролеры и играются самые известные произведения. Оценить мощь классики стоит на какой-нибудь из симфоний Малера и Чайковского: когда на сцене оркестр о ста участниках выжимает тройное форте под грохот ударных, от осознания величия момента недалеко и пустить слезу, и умилиться собственной культурностью.
Тонко чувствующей натурой, чекинясь в Большом зале, прослыть можно, а вот интеллектуалом – сложнее: среди почти 2000 слушателей, который он вмещает, ощущение собственной исключительности приходит нечасто. За ним стоит отправиться в консерваторские залы поменьше – Рахманиновский и Малый. И там и там периодически исполняют не только «золотой консерваторский набор» – Рахманинова, Бетховена и Брамса, – но и менее известных широкой публике авторов вроде Дворжака, Энеску и Равеля. Есть еще в консерватории небольшой зал имени Мясковского, где стоит слушать авторов из забытых музыкальным богом стран вроде Ирана, Турции или Туркмении. Ну и изучать публику, само собой: если в Большой зал билеты иногда стоят по несколько десятков тысяч рублей, как, например, на вызвавший нездоровый ажиотаж концерт дирижера Теодора Курентзиса в июле этого года, то в остальных залах случаются даже бесплатные студенческие выступления, на которые стекаются, стряхнув пыль с засаленных пиджаков и шляпок с поломанными перьями и вуальками, кажется, все городские сумасшедшие. Попадаются и молодые модники, которые пришли похвалиться перед бой- или герлфрендами музыкальной образованностью. Что касается филармонии, то там, кроме гастролей топов вроде австрийского дирижера и скрипача Питера Гута, американской сопрано Мишель де Янг и пианистки Джулии Зильберквит случаются иногда и странные и необъяснимые явления вроде замаскированного под джазовый концерт выступления детского ансамбля «Непоседы», а также плясок Ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева. Но если быть бдительным при покупке билетов и обращать внимание на исполнителей – шанс нарваться на эти странные вещи исчезает. Зато остаются джазовые концерты – здесь они случаются чаще, чем в консерватории.
Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.
Музыка – это самый распространенный и доступный каждому вид искусства. Люди, понимающие и ценящие музыку, как правило, гармоничные и талантливые личности. Слушающий музыку человек расслабляется, у него поднимается настроение, снимается усталость. Все чувства, эмоции подвластны музыке и зачастую выражаются с помощью нее.
Что такое филармония?
Филармония – это музыкальное учреждение по организации, развитию и пропаганде концертов классической музыки. Если такие мероприятия кому-то кажутся занудными и малопривлекательными, то это ошибочное мнение, потому что музыку нужно уметь слушать, чтобы слышать.
Филармония – это отдельная страна, где живет лучшая музыка мира. Жаль, что не каждый понимает и может оценить всю многоликость этого уникального заведения, где рождается и живет все великолепие профессионализма в музыкальном наследии.
Концерты в филармонии
Слово «филармония» имеет греческие корни и состоит из слияния двух прекрасных слов: «люблю» и «гармония». В филармонии можно послушать концерты симфонической музыки всемирно известных композиторов в исполнении виртуозных оркестров, ансамбли и сольные концерты игры на музыкальных инструментах, творчество вокалистов, отдельные номера из опер и оперетт. Лучшие дирижеры плетут своими палочками сети, прозрачные, как дождь, в королевстве академической музыки – филармонии.
В штатный состав филармоний входят исполнители и музыковеды, оркестры симфонической и камерной музыки, хоры, эстрадные и танцевальные коллективы.
Концертная программа готовится тщательно с творческим, интеллектуальным подходом и включат в себя подборку музыкальных, литературных и танцевальных композиций.
Концерты проходят не только в стенах Альма-матер, но и в консерваториях, Дворцах культуры, концертных залах музыкальных училищ, а также на выезде: в школах, вузах, на предприятиях.
Репертуарное разнообразие
Репертуар филармонии огромен и базируется на следующих принципах:
Репертуарная политика демонстрирует художественный уровень любой филармонии. Поэтому наряду со всемирно известными произведениями Брамса, Шостаковича, Прокофьева звучат оперные увертюры, музыка из кинофильмов, легкая популярная классика.
Филармония – это не только предоставление духовного удовольствия зрителю, это еще и великий труд служителей искусства. Многократные репетиции обязательны для достижения совершенной техники исполнения, а также гастроли по разным городам и странам.
Филармония – это обитель музыки не только для взрослого слушателя, существует много детских филармоний, в работе которых принимает участие подрастающее поколение.
Правила этикета на концертах академической музыки
Собираясь насладиться музыкой в филармонии, нужно помнить несколько важных правил поведения:
Одной из старейших филармоний, созданной в XIX веке, является Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича. Она насчитывает два концертных зала, Большой и Малый, которые собирают на своих сценах сильнейших виртуозов и лучшие оркестровые коллективы мира. Лист и Вагнер, Берлиоз и Рихтер, Рубинштейн, Ростропович – далеко не полный список тех, кому распахнула объятия филармония.
Санкт-Петербург всегда славился выдающимися мастерами слова, которые проводили творческие встречи в залах филармонии. Концерты, блистательный творческий коллектив, лекционная и издательская деятельности, огромная библиотека – достояние филармонии. И главной задачей всех сопричастных к филармонической концертной деятельности является воспитание любви к гармоничной академической музыке.
Филармония и консерватория в чем разница
Искусство, в к-ром переживания, чувства и идеи выражаются ритмически и интонационно организованными звуками, а также сами произведения этого искусства.
«Русская классическая м.»
Исполнение произведений на инструментах в отличие от вокального искусства.
Словесный текст музыкально-вокального произведения.
Краткое изложение содержания пьесы, оперы.
Музыкально-драматическое произведение, предназначенное для исполнения в театре, а также театральное представление, в к-ром действующие лица поют в сопровождении оркестра.
«Русская классическая о. Петь в опере»
Театр, в к-ром ставятся такие произведения.
Искусство театрального танца.
Театральное представление, состоящее из танцев и мимических движений, сопровождаемых музыкой.
Высшее музыкальное учебное заведение.
Учреждение, занятое организацией концертов и пропагандой музыкального искусства.
Благозвучная последовательность звуков, образующая известное музыкальное единство, напев.
Стихотворное произведение для пения.
«Петь песни или обл. играть песни»
о повторении чего-н. старого, давно известного, о надоевшей, избитой теме.
о чём-н. очень продолжительном, утомительном.
чьё-н. последнее или предсмертное произведение, последнее проявление таланта.
чья-н. жизнь, успехи кончаются
Автор музыкальных произведений.
Группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на различных инструментах.
Место в театре перед сценой, где помещаются музыканты.
С какой буквы надо писать слово “филармония”?
И не только филармония. А консерватория? А университет?
Вы не представляете, сколько мучений связано с этим вопросом: с большой буквы (то есть с прописной) или с маленькой (строчной)? Ах, если бы правило было одно, если бы им описывались все существующие и еще не придуманные, но возможные названия!
Общее правило, конечно, есть: с прописной пишется первое слово официального названия учреждения, организации, фирмы и т.п. Например, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова.
Но вот в письме вы упоминаете университет, имея в виду Московский государственный – с какой буквы писать слово “университет”? Со строчной: “сын поехал в университет”. Университетов в Москве несколько, МГУ – один из них.
Но вернемся к филармонии. Или Филармонии. Полностью – Московской государственной академической филармонии. Чем, с точки зрения наших многострадальных букв, прописных и строчных, Московский университет отличается от Московской филармонии? Тем, что университетов много, а филармония в Москве одна-единственная.
В России в разных регионах есть свои филармонии (в этом смысле Московская филармония – одна из них), но в Москве – только одна! Поэтому если вы пишете, что к кассам Филармонии с утра выстроились очереди, имеете право на прописную букву: Филармония.
Здесь вступает в силу примечание к правилу: с прописной буквы пишется сокращенное наименование органа власти или учреждения (Государственная дума – но Дума). Московская филармония – но Филармония.
Интересно, что так же ведет себя и еще одно “музыкальное” слово: консерватория. Да, консерватории есть не только в Москве. Но в столице консерватория одна – Московская государственная консерватория им. Чайковского.
Если меломаны выстраиваются в очередь к кассам Консерватории – вы будете точно знать: это в центре, на Большой Никитской улице, Консерватория “с большой буквы” именно там. Московская консерватория – но Консерватория.
Но прописные буквы в сокращенных названиях московских филармонии и консерватории – не директива, а рекомендация. Если вы остановитесь на строчных буквах, ошибки не будет.