Фигуры дьенеша что это такое
Логические блоки Дьенеша
Юлия Клещевская
Логические блоки Дьенеша
Логические блоки Дьен
Десятки развивающих методик совмещают обучение и игру. Через игру действует и система Дьенеша. Венгерский математик, психолог, педагог – Золтан Дьенеш был настолько влюблен в свою науку, что задал себе вопрос, почему многие люди считают математику трудной? Не из детства ли растут корни этих трудностей? Многие годы Золтан посвятил исследованиям, преподаванию математики детям в разных странах и в итоге выяснил – только задействуя творческий потенциал ребенка, можно привить любовь к математике и добиться реальных успехов в изучении этой науки.
Золтан Дьенеш посвятил этой дисциплине всю жизнь. Он стремился сделать ее максимально понятной и интересной для детей. Для этого им специально была разработана авторская система Дьенеша для раннего освоения математики детьми.
Его идея заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр, таким образом, что дети даже могут и не подозревать, что изучают сложные математические концепции. Система Дьенеша помогает родителям и педагогам активно развивать интеллектуальные и творческие задатки малышей.
Разработанные в 1960-х годах, блоки Дьенеша популярны во многих странах и применяются до сих пор в различных вариантах исполнения для развития детей и подготовки к школе.
Методика Дьенеша помогает детям дошкольного возраста в игровой форме освоить различные математические понятия, а также развить важные для малышей психологические процессы.
Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики,но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывания с союзами «и», «или», частицей «не» и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики.
С 1993 года блоки Дьеныша выпускают отечественные производители «Корвет», Россия, Санкт-Петербур.
Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного возраста.
Игровое пособие «Логические Блоки Дьенеша» представляет собой набор геометрических фигур в количестве 48 штук. Они представлены элементами, среди которых нет повторяющихся.
Фигуры делятся по таким признакам: Цвет. Синие, красные, желтые. Размер. Маленькие, большие.
Толщина. Толстые, тонкие.
Форма. Круг, треугольник, квадрат, прямоугольник.
К набору с блоками прилагается инструкция, которая знакомит с методикой Дьенеша и играми достаточно подробно.
Как работать с блоками Дьенеша
Занятия проходят в несколько этапов. Дьенеш разработал свою методику с учетом психологических аспектов детей младшего возраста, поэтому не нужно бояться того, что она будет слишком сложной для мышления дошкольника.
• Первая стадия названа – «свободной игрой». Ее суть в том, чтобы в ходе игры ребенок старался решить незнакомую задачу с помощью проб и ошибок, самостоятельно придумывая различные варианты решений.
• На второй стадии происходит плавный перевод ребенка на изучение правил игры. При помощи правил дети осваивают необходимую математическую информацию.
• Третья стадия — процесс обсуждения, сравнения содержания математических игр. Автор методики побуждает искать разные варианты игр с похожими правилами при помощи различных материалов. Благодаря этому, у ребенка рождается понимание того, что суть игры не меняется от смены материала.
• Четвертая стадия знакомит ребенка с содержанием чисел. Для развития зрительного восприятия Золтан Дьенеш рекомендует использовать разнообразные карты игр, таблицы и диаграммы.
• Заключительная пятая стадия — самая длительная из всех предыдущих перечисленных этапов. Детям предлагается несколько вариантов описания карт с определением правил, позволяющим сделать логические выводы. Ребенок приходит к пониманию понятий аксиома и теорема.
Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предмета к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д., несколько позже – по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине). При этом в одном и том же упражнении всегда можно варьировать правила выполнения задания с учетом возможностей детей. Например, несколько детей строят дорожки от дома медведя, чтобы помочь Машеньке убежать к дедушке и бабушке. Но одному ребенку предлагается построить дорожку так, чтобы рядом не было блоков одинаковой формы (оперирование одним свойством, другому – чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету блоков (оперирование сразу двумя свойствами, третьему – чтобы рядом не было одинаковых по форме, цвету и размеру блоков (оперирование одновременно тремя свойствами).
В зависимости от возраста детей, можно использовать не весь комплект,а какую-то его часть: сначала блоки разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине (12 штук, затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24 штуки) и в конце – полный комплект фигур (48 штук). А это очень важно. Ведь чем разнообразнее материал, тем сложнее абстрагировать одни свойства от других, а значит, и сравнивать, и классифицировать, и обобщать.
С логическими блокамиребенок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит между «поссорившимися» игрушками и т. д., а по ходу действий рассуждает.
Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрических фигур (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник, они могут широко использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами, при решении многих других развивающих задач.
Знакомство с блоками Дьенеша
Начиная работать с блоками Дьеныша педагогу необходимо познакомить детей с самими блоками.Сначала можно выложить перед ребенком набор и дайте ему вволю наиграться с деталями: потрогать, перебрать, подержать в руках.Чуть позже можно предложить следующие задания:
1. Найди все фигуры такого же цвета, как эта (покажите, например, желтую фигуру).
2. Затем можно попросить ребенка показать все блоки треугольной формы (или все большие фигуры и т. д.).
3. Дай мишке все синие фигуры, зайчику — желтые, а мышке – красные; затем распределяем фигуры по размеру, форме, толщине.
После первого знакомства с блоками Дьенеша (рассмотри, поиграй, сделай постройку)дети получают следующие задания:
• Назови, какая эта фигура по цвету (форме, размеру, толщине?
• Найди все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине).
• Найди такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.
Из блоковможно составлять плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня.
Далее детям можно предложить выложить блоки по начерченной схеме-картинке.
Это выглядит так: Цвет обозначается пятном.
Размер – это силуэт домика. Маленький обозначается одноэтажным строением, большой – многоэтажным.
Контуры геометрических фигур соответствуют форме. Толщина – два изображения человечков. Первый – толстый, второй – худой.
В комплекте Дьенеша есть карточки с отрицанием
Перечеркнутый крест-накрест многоэтажный дом означает, что нужная фигура «не большая», то есть, маленькая. Комплекты карточек можно использовать не только вместе с блоками Дьенеша, но и для самостоятельных игр. Работа с ними развивает логику, навык расшифровки информации по символам. Сначала ребенку следует давать самые простые игровые задания для знакомства с карточками Дьенеша, а потом постепенно усложнять их. Комплект изображений способен существенно разнообразить занятия, сделать их значительно интереснее
Дьенеш разработал логические игры с обручами, которые отлично развивают у детей способность логически мыслить и ориентироваться в пространстве. Перед игрой объясните ребенку основную терминологию – «внутри» и «вне» обруча. Для этой цели используют два стандартных обруча, которые отличаются цветовым исполнением, например, синий и красный, и помещают их на любую твердую поверхность.Далее малышу объясняются следующие аспекты: какая часть поверхности располагается внутри двух обручей; внутри синего обруча, но вне красного; внутри красного, но вне синего обруча; вне обоих обручей. Золтан Дьенеш рекомендует родителям и педагогам играть с одним, двумя и тремя обручами.
Игра с двумя обручами.
На полу два разноцветных обруча (синий и красный, обручи пересекаются, поэтому имеют общую часть. Ведущий предлагает кому-нибудь встать
-внутри синего обруча,
-внутри красного обруча,
-внутри обоих обручей,
-вне красного обруча,
— внутри синего, но вне красного,
— внутри красного, но вне синего,
-вне синего и красного обручей.
После выполнения практической задачи по расположению блоковдети отвечают на четыре вопроса:
— Какие блоки лежат внутри обоих обручей?
— Внутри синего, но вне красного обруча?
— Внутри красного, но вне синего?
Игра с тремя обручами.
В процессе игры с тремя обручами решается более сложная, чем в игре с двумя обручами, задача классификации блоков по трем свойствам.
Ведущий кладет на пол три разноцветных (красный, синий, желтый) обруча так, как показано на рисунке, т. е. чтобы образовалось 8 областей.
После выполнения практической задачи дети отвечают на восемь (стандартных для любого варианта игры стремя обручами) вопросов. Какие блоки лежат:
1) внутри всех трех обручей;
2) внутри красного и синего, но вне желтого обруча;
3) внутри синего и желтого, но вне красного обруча;
4) внутри красного и желтого, но вне синего обруча;
5) внутри красного, но вне синего и вне желтого обруча;
6) внутри синего, но вне желтого и красного обруча;
7) внутри желтого, но вне красного и вне синего обруча;
8) вне всех трех обручей?
В игре с тремя обручами моделируется разбиение множества на восемь классов (попарно непересекающихся подмножеств) с помощью трех свойств (быть красным, быть квадратным, быть большим).
Помимо самих блоков, есть учебно – методический комплекс игровых материалов к логическим блокам Дьенеша.
«Давайте вместе поиграем» – это папка с методическими указаниями по использованию игр с блоками Дьенеша и наглядными пособиями (32 картонных листа). Наглядные пособия включают в себя 9 комплектов логических фигур и плоский вариант блоков; 2 комплекта карточек с символами свойств; 1 комплект кубиков Дьенеша. Почти два десятка игр, в которые можно поиграть при помощи этого набора, научат ребенка сравнивать, обобщать, классифицировать предметы по разным признакам, а также познакомят с алгоритмами.
«Блоки Дьенеша для самых маленьких» – красочный альбом-приложение к логическим блокам Дьенеша (14 страниц). Малыш выбирает подходящие фигуры и накладывает их на изображение, которое в итоге получается объемным.
«Маленькие логики» – это тоже альбом (12 страниц, идущий в дополнение к блокам. На 8 страницах картинки, состоящие из блоков одинаковой формы. На развороте альбома расположены 2 игровых поля – «Цветочные полянки» и «Лесные лужайки» (на первом надо разложить блоки по цвету, на втором – по размеру).
«Вместе весело играть» – приложение к логическим блокам Дьенеша и счетным палочкам Кюизенера. Дидактический материал совмещает 2 методики. В этом альбоме большое внимание уделяется развитию речи малыша – представлены пальчиковая гимнастика, загадки. На каждой странице изображена своя картинка, которую надо выкладывать блоками и палочками, все картинки подчинены общему сюжету. Есть и математические задания.
«Маленькие логики-2» – альбом-приложение к блокам Дьенеша. Вначале альбом надо разобрать на отдельные листы – получится 8 игровых полей. На них фигуры выкладываются по определенным правилам. Задания можно усложнять.
«Альбом с заданиями №1: Поиск затонувшего клада» – отличное пособие для начинающих изучать сложение и вычитание (14 страниц, включает в себя 48 заданий. Цель игры – найти волшебные драгоценные камни. 4 признака (форма, цвет, толщина, размер) определяют каждый камень-блок, признаки зашифрованы знаками-символами. Решив примеры на вычитание и сложение, можно расшифровать эти знаки.
«Альбом с заданиями №2: Праздник в стране блоков» содержит 4 основные игры и несколько тренировочных. Основное отличие от предыдущего варианта –альбом направлен на социально-нравственное развитие ребенка: дети учатся играть в коллективе, следовать правилам, соревнуются. Игры из этого альбома подойдут для семейных праздников, конкурсов.
«Альбом с заданиями №3: Спасатели приходят на помощь» (14 страниц)состоит из задач разного уровня сложности: есть игры, схемы, интеллектуальные загадки, лабиринты. Так, в игре «Доставке грузов» из пункта А в пункт Б надо перевезти грузы-блоки (12 маршрутов, по дороге грузы трансформируются, исходя из схем-правил, встречающихся на пути.
Преимущество данной методики в том, что она исключает решение математических заданий в письменном виде и изучение правил с учебников. Все занятия проходят в виде игры, действий. Благодаря такой непринужденной обстановке ребенку быстрей приобрести математические знания и навыки. Малыш получает первые представления о сложнейших математических понятиях,таких как: кодирование информации, логическая операция, алгоритм. При этом ребенок даже не подозревает, что он осваивает такие сложные понятия.
Консультация «Что такое блоки Дьенеша?»
Письменная Елена
Консультация «Что такое блоки Дьенеша?»
Консультация для родителей
«Что такое блоки Дьенеша?»
Какая мама не хочет, чтобы ее ребенок стал умным и образованным человеком. Для достижения этой цели, многие родители занимаются с детьми. Это позволяет с детства сформировать сенсорные эталоны. Специально для развития сенсорных эталонов венгерский психолог и математик Золтан Дьенеш разработал свою методику – логические блоки Дьенеша.
Логические блоки Дьенеша – что это такое? Еще одна популярная на сегодня «развивалка»? Простой конструктор, по неведомым причинам столь популярный среди родителей, интересующихся ранним развитием? «Волшебная» игра для юных математиков? Пожалуй, всего понемножку. Что же такое логические блоки Дьенеша и для чего они нужны нашим детям?
Что представляют собой развивающие блоки Дьенеша?
В дидактическом наборе собрано 48 блоков. Ни один из них не повторяется.И у каждого есть по четыре характеристики:
• Цвет (желтый, красный, синий);
• Форма (круглый, квадратный, треугольный и прямоугольный);
• Размер (большой и маленький);
• Толщина (толстый и тонкий).
Знакомство с блоками Дьенеша:
• Построим дорожку только из красных (круглых, больших) блоков (фигур);
• Превратим блоки в бабочек – красные бабочки летят на красный цветочек, желтые на желтый цветочек и т. д. ;
• Заселим жильцов в домики, в первом домике живут большие фигурки, а во втором – маленькие;
• Найдем круглый блок под платком: круглый, квадратный, треугольный блоки накрываем тонким платком, чтобы ребенок мог визуально или на ощупь узнать названный блок;
• Покажем блок, который похож на солнышко (желтый, круглый, на спелую ягодку (круглый, красный, на вагончик (прямоугольный, на крышу, колпак, горку (треугольный) и т. д.
Порисуем с помощью блоков. Накладывая цветные блоки на цветные изображения в альбоме «Блоки Дьенеша для самых маленьких», ваш ребенок сможет неоднократно испытать радость созидателя, наблюдая, как под его руками плоскостные изображения превращаются в объемные предметы.
Когда ребенок подрастет, вырастет и уровень сложности игр и заданий с логическими блоками Дьенеша. Познавательное путешествие будет более увлекательным и радостным для детей, если, во-первых, всегда помнить о том, что взрослый должен быть равноправным участником игр и упражнений, способным, как и ребенок, ошибаться, и во-вторых, не спешить указывать на ошибки, а предоставлять им возможность исправлять их самим.
Желаем вам успехов и радостных открытий!
Проект «Блоки Дьенеша» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательно учреждение д/с №36 «Звоночек» Проект «Блоки Дьенеша» Выполнила воспитатель:.
Фотоотчет «Инновационные игры блоки Дьенеша и палочки Кюизинера» Дорогие, воспитатели! Хочу с вами поделиться своим опытом по играм с блоками Дьенеша и палочками Кюизинера. Этот конструктор используется.
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию «Бусы. Блоки Дьенеша» КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (название образовательной области) Формирование элементарных.
Конспект занятия по ФЭМП с использованием пособия «Логические блоки Дьенеша» Занятие по формированию элементарных математических представлений через использование дидактических игр на развитие логического мышления.
Консультация для педагогов «Логические блоки Дьенеша в работе с детьми 4–7 лет» Оглавление: 1. Немного об авторе 2. Суть методики 3. Возраст 4. Логические блоки 5. Альбомы 6. Достоинства и недостатки метода 7. Игры с.
Мастер-класс «Блоки Дьенеша» Мастер-класс на тему: «Конструирование из блоков Дьенеша» Цель: продолжать знакомить детей с различными видами конструирования из различных.
Мастер-класс «Блоки Дьенеша» для педагогов дошкольного образования Мастер-класс «Блоки Дьенеша» для педагогов дошкольного образования Составила: воспитатель Лебедева Светлана Геннадьевна Цель мастер-класса:.
Мастер-класс для педагогов «Использование международного материала «Логические блоки Дьенеша» Мастер – класс для педагогов «Использование международного материала «Логические блоки Дьенеша» в образовательной работе дошкольного учреждения».Что.
Проект «Волшебные блоки и палочки. Знакомство с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша» Проект на тему: «ВОЛШЕБНЫЕ БЛОКИ И ПАЛОЧКИ» (Знакомство с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша) Воспитатели: Синица Ольга Николаевна,.
Фотоотчет «Веселые блоки Дьенеша» Логические блоки Дьенеша. С первых же занятий детям понравилась работа с блоками. В дошкольной педагогике существует множество разнообразных.
Блоки Дьенеша. Игры и занятия на развитие логики, альбомы с заданиями
Блоки Дьенеша. Что это такое?
На первый взгляд может показаться, что логические блоки Дьенеша – это обычный набор геометрических тел или строительных блоков. В действительности же это гораздо больше, чем просто строительный материал. Это целый кладезь игр на развитие логического, математического и пространственного мышления!
Пособие состоит из 48 объемных геометрических фигур, и главная особенность набора в том, что ни одна из фигур в нем не повторяется! Все блоки отличаются между собой по четырем свойствам: форма, цвет, размер, толщина. Такой набор характеристик позволяет предложить малышу много интересных аналитических задач на сравнение, обобщение, классификацию, умение кодировать и декодировать информацию. В этой статье я подробно расскажу о самых интересных и полезных играх с блоками Дьенеша и про их использование в развитии детей.
Блоки Дьенеша. Альбомы заданий | Скачать
Среди мам очень популярны специальные альбомы с заданиями для блоков Дьенеша. Альбомы отлично подходят для первого знакомства с фигурами, ведь в процессе игры малыш обращает внимание на разные формы, цвета и размеры блоков.
В альбомах ребенку предлагается собрать картинку по схеме. Самым маленьким картинку можно собирать, накладывая блоки на схему, более опытным строителям желательно строить фигурку рядом с образцом.
Примеры самых простых альбомов:
Блоки Дьенеша для самых маленьких (2-3 года)
Блоки Дьенеша для самых маленьких 2 (2-4 года)
Существует также много альбомов для детей более старшего возраста (от 4 до 8 лет). В них задания уже более разнообразны и оригинальны.
Игры и занятия с блоками Дьенеша. Использование блоков
Варианты игр с блоками Дьенеша я привожу в порядке возрастающей трудности. Разнообразие заданий настолько велико, что в них найдется много полезного как для 2-летних, так и для 5-летних детей. Не забывайте превращать любое занятие с пособием в игровую ситуацию, пускай блоки будут не просто объемными фигурами, а печеньками, жильцами домов, пассажирами паровоза и т.д.
Итак, начинать играть можно уже с 2х лет, постепенно усложняя задачи. Приступим
Важно научить ребенка выделять и узнавать отдельные свойства фигур. Во время первых занятий акцентируйте внимание ребенка только на каком-то одном свойстве, например, цвет или форма.
Рассадите перед малышом две игрушки, например, Зайку и Мишку и скажите, что Зайка любит круглые печеньки (печеньками будут логические блоки Дьенеша), а Мишка квадратные. Пускай малыш разделит фигуры между игрушками соответственно их предпочтениям.
Аналогично сортировать фигуры можно и по цвету, размеру, толщине. Свойство толщины, как правило, ребенку дается труднее всего, поэтому займитесь им в последнюю очередь.
Когда малыш будет хорошо справляться с предыдущим заданием, попробуйте добавить еще одно свойство для сортировки.
На этот раз фигуры могут быть семенами, которые нужно рассадить по грядкам. На одну грядку сажаем все красные и большие семена, а на вторую – синие и треугольные.
Сортируем блоки с использованием логических карточек
Следующий шаг – это развитие умения кодировать и декодировать информацию о фигурах с помощью логических символов. То есть, если до сих пор вы задавали ребенку условия для сортировки словами, то теперь малыш будет учиться устанавливать взаимосвязь между свойством блока и его графическим изображением.
Для такого варианта игры вам понадобятся логические карточки со следующими обозначениями:
, , — синий, красный, желтый блок
, — большой и маленький блок
, — толстый и тонкий блок
, , , — блок соответствующей формы
Карточки с перечеркнутыми изображениями указывают на отрицание какого-либо свойства. Например, — не синий, — не круглый, — не толстый, — не большой и т.д.
Например, предложите малышу рассортировать фигуры на две группы (не забывайте как-то обыгрывать задание, блоки могут стать пассажирами, которых нужно рассадить в две разные машины). Для каждой группы поставьте одну или две логических карточки. К примеру, рядом с одной группой поставьте красную карточку и треугольник (значит сюда нужно подобрать все красные треугольные фигуры), рядом с другой – карточки с кругом и маленьким домиком (подбираем маленькие круглые фигуры).
Подбираем карточки к соответствующим фигурам
Попробуйте и обратное задание. Сначала вместе рассортируйте блоки по какому-то словесному условию. Допустим, предложите расселить все фигуры по двум домикам (толстые в один домик, тонкие – в другой). После того, как ребенок справится с заданием, предложите «подписать» каждый домик карточкой, чтобы жильцы не перепутали свои домики. Помогите малышу выбрать подходящие карточки из нескольких предложенных
Предложите ребенку рассортировать фигуры на НЕкруглые и НЕквадратные. При этом обратите внимание малыша на то, что некоторые блоки (к примеру, треугольные) могут подойти и туда, и туда. Не забывайте оживлять игру каким-то сюжетом (например, котенок рассаживает цветы по клумбам – на одной клумбе НЕкруглые цветы, а в другой НЕквадратные).
Если у малыша все получается, то можно предложить рассортировать блоки по отсутствию сразу двух и даже трех признаков. А самый продвинутый уровень – это сортировка по наличию одних и по отсутствию других признаков.
Находим сходство и отличие
Расставьте перед ребенком на столе несколько тарелочек и объясните, что в каждую из них нужно положить по два блока одинаковой формы. Пусть малыш самостоятельно примет решение, какие это будут фигуры (допустим, он может взять два круглых блока любого цвета и размера). В этом задании главная задача, которая стоит перед малышом, — выделить у фигур одно общее свойство, невзирая на все остальные.
В другой раз предложите положить на каждую тарелочку по две фигуры одинакового цвета / размера / толщины.
Следующий шаг – попробуйте установить отличие между блоками. Так, предложите ребенку положить в каждую мисочку по две фигуры разного цвета / формы / размера / толщины.
Ну и наконец, самый сложный вариант этого задания выглядит так: положить в одну миску два блока одинакового размера, но разной формы; одинаковой формы и одинакового размера; разной формы и разного размера и т.д.
Это задание похоже на игры с логическими карточками. Ребенку необходимо расселить фигуры в домике, учитывая те условия, которые даны для каждой «комнатки». Если вы только учитесь понимать значения изображений, достаточно будет одного условия, ну а более «продвинутым» можно и три условия в одну комнатку нарисовать.
Расскажите малышу историю о том, как между домиками ваших игрушечных друзей (например, Зайки и Мишки) поломался мостик, из-за чего теперь они не могут ходить в гости друг к другу. Предложите построить новый мостик. Но он будет не простой, а волшебный. На этом мостике каждый кирпичик можно выкладывать только по особому правилу: вы задаете для каждого блока условие с помощью 1-2 логических карточек, а малыш выкладывает фигуры в рядочек.
Например, сначала вы показываете карточку с перечеркнутым кругом – ребенок выбирает и ставит на мостик любой некруглый блок, далее вы показываете синюю карточку и полного человечка – ребенок выбирает и ставит на мостик синий толстый элемент и т.д.
Этот альбом учит ребенка подбирать фигуры с учетом трех условий одновременно. Подобрав все блоки и поставив их в нужные места, малыш получит забавную картинку. Причем эта картинка еще и является ответом на загадку. Загадки, кстати, тоже непростые, это загадки обманки – по рифме просится один ответ, а на самом деле другой
Строим дорожку или круг с одним единственным условием – рядом не должны попадаться блоки, например, одинакового цвета. В другой раз условием может быть неодинаковая форма / размер / толщина.
На первый взгляд задание может показаться очень сложным и, возможно, даже напомнит вам о пересекающихся множествах из курса алгебры за 9 класс , но на самом деле для маленького ребенка оно вполне доступно. Таисия справлялась с таким заданием, когда ей еще не было 3 лет
Итак, выложите на полу с помощью веревочек два пересекающихся круга и объясните, что в один круг нужно положить все круглые фигуры, а в другой – красные. После этого, обратите внимание малыша на то, что есть такая область, которая попадает одновременно в оба круга, соответственно в этом месте фигуры должны удовлетворять обоим условиям – быть и красными и круглыми.
Еще одна задачка на расселение «жильцов» в домике, только на этот раз принцип расселения совсем другой. Малыш должен расставить фигуры в пустые клетки так, чтобы они удовлетворяли условиям в строке и столбце одновременно. То есть ребенок учится работать с таблицей. Это умение очень важное и полезное, на нем базируется множество развивающих игр, да и школьных задач.
С принципом построения таблицы можно знакомить уже трехлетнего ребенка, для него это вполне посильная задача.
В наименованиях строк лучше всего использовать формы или цвета (т.к. их больше), а в наименованиях столбцов может быть толщина или размер фигуры.
Строим дорожку по схеме
Это задание учит ребенка не только выкладывать дорожки с учетом чередования свойств, но еще и понимать графическую схему и следовать ей. Нарисуйте на листочке схему, на которой будет указано, в каком порядке фигуры должны следовать друг за другом. Глядя на схему, малыш должен выложить фигуры в той последовательности, как показывают стрелки.
На такой схеме желательно ограничиться только одним свойством (цвет или форма, например).
Для усложнения задачи можно слегка запутать стрелочки, так последовательность будет не столь очевидной.
Такие схемы можно использовать не только для построения дорожек, но и различных фигур (кругов, например). После построения предложить малышу зарисовать получившуюся фигуру.
По-моему, это один из самых увлекательных вариантов занятий с блоками, он будет интересен детям от 3,5-4 лет. Здесь блоки – это не просто геометрические фигуры, а настоящие путешественники, которые ходят по тропинкам и соблюдают дорожные знаки. Но знаки у них, разумеется, не простые, а специальные, для блоков
К игре необходимо подготовиться и нарисовать поле с разветвляющимися тропинками, при этом на каждой развилке должно быть указание, каким «путешественникам» можно по этой дорожке ходить, а каким нужно свернуть на соседнюю тропинку.
Например, на первой развилке дорожка разделяется на две части, и все маленькие фигуры идут налево, а большие направо. Далее каждая из этих дорожек снова разветвляется, и теперь уже, чтобы узнать, по какой дорожке идти, нужно обратить внимание на цвет блока и т.д. Чтобы усложнить игру, можно добавить знаки с отрицанием свойств.
Занятие станет интереснее, если в конце каждая дорожка приведет к какой-то цели – кафе, магазин, лес, детская площадка… Все зависит от ваших художественных способностей Мои способности невелики, поэтому детский сад у нас ничем не отличается от магазина :), к счастью дочь уже может прочитать название, чтобы не запутаться.
В ходе игры мы с дочкой заметили, что бОльшая часть «путешественников» скапливается в одних и тех же объектах, а до некоторых вообще никто не доходит (к примеру, у нас это хлебный магазин). В этом случае можно поставить перед ребенком другую задачу – догадаться по знакам, какими свойствами должен обладать блок, чтобы он все-таки смог дойти до хлебного магазина, и найти его среди остальных. Это тоже очень полезный вариант игры, обязательно попробуйте и его.
Предлагаю вашему вниманию три варианта поиска клада:
Первый, самый простой. Вы раскладываете перед ребенком несколько фигур, при этом, пока малыш не видит, под одним из блоков прячете какой-то секрет, допустим, наклейку или вырезанную картинку. Затем предлагаете ребенку найти клад и сообщаете, что пираты спрятали его, например, под толстым и немаленьким блоком или красным и тонким, т.е. конкретно задаете условие поиска. Малышу нужно догадаться, о какой фигуре идет речь.
Во втором варианте игры клад прячет ребенок. Чтобы отгадать, где находится клад, взрослый задает наводящие вопросы. Малыш отвечает «да» или «нет».
Третий вариант игры у нас с Таисией самый любимый. Здесь, чтобы найти клад, нужно разгадать целую цепочку условий. Выкладываю суть занятия на видео.
Занятие будет интересно примерно с 4 лет. Скажите ребенку, что у вас появилось волшебное зеркало / стекло / коробочка, которая умеет менять свойства блоков, и предложите поиграть в фокусников.
Первый вариант игры. Фокусником работаете вы. Выберите какую-то одну фигуру и поставьте рядом с ней «волшебное стеклышко» (в качестве магического атрибута можно использовать любую привлекательную вещицу). Затем проведите ряд «магических ритуалов» и незаметно подложите по другую сторону стеклышка другой блок (или поставьте его взамен прежнего). У нового блока должно быть изменено одно свойство, все остальные характеристики неизменны. Попросите малыша назвать, какое свойство у блока изменилось.
Второй вариант игры. Фокусником работает ребенок. Вы задаете или решаете вместе с ребенком, какое свойство ваше волшебное стеклышко сейчас будет менять. Например, вы решили, что изменяться будет форма. Когда вы закроете глаза, ребенок должен поставить новый блок с измененной формой (все остальные свойства должны быть неизменны).
Когда малыш освоится с занятием, пробуйте одновременно изменять сразу два свойства.
Ну что ж, на этом остановлюсь, хотя варианты игр с блоками Дьенеша, по-моему, неисчерпаемы. Я не устану хвалить этот замечательный развивающий материал, и от души советую его вам