Фибула что это в истории
Что такое фибула? Применение и фото фибулы
«Фибула» — латинское слово. Переводится, как «застежка», или «булавка». Описание расплывчато. В 21-ом веке известны сотни разных зажимов. Но, фибула была одним из первых.
Поэтому, слово «застежка» всех устраивало. Если копнуть глубже, то изначально латинский термин «fibula» применялся в качестве названия грифельных костей лошадей. Скреплять ими одежды начали еще в доисторический период.
Описание фибулы
В основе всех фибул лежит двухсторонняя пружина. Ее изобрели как раз к началу Бронзового века. У ближайшего родственника в ряду застежек – английской булавки, пружина односторонняя. Фибула состоит из иглы и корпуса. Но, корпус, зачастую, в форме обода. Такой облик детали стали придавать в Византии.
Традиция дошла до наших дней. Обычно, обруч разомкнут (подковообразная фибула). Его концы загнуты, или шарообразны. За счет этого игла удерживается на ободе. Раздельные модели почти вышли из обихода. Они не практичны. Игла теряется.
Именно поэтому держатель иглы щедро декорируется. Кельты из Шотландии старались приобретать исключительно золотые фибулы с самоцветами. На них был спрос среди воинов.
Украшениями закрепляли накидки. Многие погибали, не оставив после себя ничего, кроме славы. В этом случае, продавалась застежка фибула, чтобы устроить на вырученные деньги похороны дружинника.
Принцип действия фибулы
Брошь фибула застегивается в три этапа. Ткань прокалывается иглой. Острие проводится снизу вверх, заходя в отверстие обруча.
Финальное действие – завод иглы за один из концов застежки. В итоге, ткань удерживается во всех плоскостях. Английская булавка фиксирует материю лишь в вертикальном направлении. Фибула же крепит ткань еще и в горизонтальной плоскости за счет обруча, который придавливает материю.
У древней застежки есть и еще один «козырь» перед английской булавкой. Последняя называется безопасной. Но, это относительно, ведь изделия нередко расстегиваются, к примеру, при сильном натяжении ткани.
Отверстие фибулы после застегивания становится мало для иглы. К тому же, материя закреплена и в горизонтали, и в вертикале. Возможность, что зажим расстегнется, исключена. Фибула безопасна, не зависимо от модели. Кстати, о моделях. Хоть популярность сыскали подковообразные застежки, существуют и иные образцы. Рассмотрим малоизвестные виды зажима.
Виды фибул
Пойдем по убыванию популярности. Наиболее близка к подковообразной модели римская фибула. Она тоже округлая, но обруч не разомкнут. Зато в нем есть узкий желоб, удерживающий иглу.
Почти забыта венгерская фибула. Она наиболее близка к булавке, вытеснившей ее. Венгерские зажимы делали из проволоки. Один ее конец загибали витком, переводя в иглу.
Другой конец дужки, так же, загибали. Образовавшееся отверстие служило держателем острия. К венгерскому типажу относится пренестинская фибула. Она названа в честь местности, где найдена – древнеримского города Пренесте. Артефакт примечателен надписью. Ее считают наиболее древним свидетельством латинской письменности.
Канула в лету скандинавская фибула. Это как раз та, строение которой раздельное. Игла надета на дужку, а не является ее частью.
Кстати, дужки утративших популярность застежек, тоже подразделяются по видам. Дуговые дужки имеют форму полукруга. Ладьеобразные похожи на них, но значительно утолщены посередине. Последний тип – змеевидные дужки. Они причудливо изогнуты.
«Золотой» век фибул
Но, в римский период зажим использовали и для крайней плоти женщин. Так, античные мужчины добивались соблюдения дамами приличий при виде обнаженных гладиаторов, атлетов.
Зажим был щадящим, без иглы. Особая надпись, — вот чем еще отличалась благочестивая фибула. Купить мужчины соглашались лишь те модели, на которых было выгравировано: — «Пусть она не будет отдана тому, кто потребует».
Фибула в наши дни
В 21-ом веке классические фибулы продают лишь в тематических магазинах, торгующих предметами старины и сделанными под старину. Массовое производство застежки не ведется. Антикварные лавки могут и не иметь в ассортименте зажима.
Если цель – винтажный образ, а не историческая подлинность аксессуара, подойдет и фибула своими руками. Римская, или подковообразная застежка делается из обычных шпилек для волос. Одна из них разгибается и образует кольцо.
Концы другой многократно перекручиваются. Так и получается фибула. Фото с мастер-класса указывают, что остается обшить обруч кожей, или ее заменителем. Для «иглы», так же, изготавливается кожаный чехол.
Его нижняя грань длиннее верхней. Это нужно, чтобы вставить булавку в «карман» и, при этом, оставить участок, который прикрепится к кольцу. Зона без металлического элемента даст возможность свободно манипулировать иглой.
Хоть, застежка и позабыта широкой публикой, ее имя живо. К примеру, есть салон красоты «Фибула». На сайте компании не объяснен выбор названия, но есть перечень услуг. Мужские и женские стрижки, укладки, окрашивание, ногтевой сервис и педикюр, — все это предлагает «Фибула» в Самаре.
Специалисты компании, так же, держат кабинет косметологии, предлагают спа-процедуры и посещение солярия. Салон «Фибула» в г. Самара считается достоянием жителей города.
Они оставляют о «Фибуле» лишь лестные отзывы. Интересно, знают ли их авторы, в честь чего назван их любимый салон? Возможно, после прочтения этой статьи знатоков истории станет больше.
http://www.youtube.com/watch?v=xbvEQPd9XrQ
Фибула
Фибула (лат. fibula, скоба) — античная разновидность металлической застёжки для одежды, которая также могла служить в качестве украшения.
Фибулы разнообразных форм и размеров были широко распространены с железного века до Средневековья, где впоследствии были вытеснены пуговицами.
Строение Фибулы
Большинство найденных фибул сделаны из бронзы, но встречаются экземпляры из серебра, железа, золота или их сплавов. Существуют и составные фибулы, у которых разные конструктивные элементы сделаны из разных материалов. Многие из найденных экземпляров украшены художественными узорами, чеканкой, эмалью, полудрагоценными камнями, стеклом, кораллом или костью.
Кроме фибул, были и простые булавки – иглы, иногда оканчивающиеся металлическим шариком, часто богато изукрашенным.
В конце 1-го века до н.э. или в начале 1-го века нашей эры, появляется новый подтип фибул. У них отдельная булавка была прикреплена к головной части корпуса с помощью небольшого шарнира. Во второй половине 1-го века нашей эры петли были введены в фибулы пластинчатого типа. Одна или две маленькие таблички были отлиты на обратной стороне пластины, и булавка была прикреплена к ним небольшим шарниром. Ранее пластинчатые фибулы имели двусторонние пружины, прикрепленные к спине. В 3-м веке нашей эры шарнир был помещен в центр длинной поперечной планки, создавая известный вид фибулы.
История
Первые фибулы, в виде смычка скрипки появились в конце бронзового века. Эта простая конструкция с односторонней пружиной похожа на современную булавку. Фибула смычка имела низкую плоскую дужку. Корпус шел параллельно булавке. Дужка могла быть круглой, квадратной, а также иметь более сложные формы в поперечном сечении. У некоторых найденных фибул были небольшие украшения на ее концах.
Одни из первых фибул в форме смычка, были найдены в Микенах на греческом Пелопоннесе в 14 веке до н.э. (типы Peschiera и Unter-Radl). В греческой культуре скорее Микены были очагом распространения фибул, и от туда они распространились на торговые точки Крита, Кипра и Сицилии.
Вторая по типу конструкция фибул имеет высокую округлую дужку вместо низкой плоской дуги смычка фибулы-смычка. В более ранних находках дужка была достаточно тонкой. В более поздних вариантах ее толщина увеличивалась, делаясь из более толстого металла или из двух кусочков тонкой проволоки, скрученных вместе. Эти округлые фибулы были впервые обнаружены в 12 веке до нашей эры и были в употреблении более пяти веков.
Третий вид фибулы состоял из горизонтальных проволочных спиралей. Фибула состояла из двух спиралей, соединенных вместе. Примером таких фибул служат Haslau и St. Lucija, которые были найдены в 9-7 веках до нашей эры. Позднее, в 6 веке до нашей эры, появляются фибулы с четырьмя небольшими спиралями с квадратной накладкой посередине, типа Vierpass.
Италийские фибулы представляют большое разнообразие как по устройству иглодержателя, так и по форме дужки. В древнейших италийских фибулах иглодержатель образуется, как и в более поздних венгерских и скандинавских, несколькими оборотами спирали. В дальнейших модификациях спиральный иглодержатель заменяется сначала круглой плоской пластинкой, затем пластинкой с загнутыми краями, образующей желобок, а иногда оканчивающейся пуговкой.
По форме дужки среди италийских фибул различают:
Луковые. Дужка которых имеет форму полукруга. Это тип древнейших фибул. Дужка бывает либо равномерной толщины, либо утолщенной в одном или нескольких местах — либо совершенно гладкой, либо исчерченной продольными и поперечными полосками, покрытой бусами и пр.
Змеевидные — самая разнообразная группа италийских фибул. Дужка изогнута иногда весьма причудливо. Иглодержатель представляет длинный желоб, заканчивающийся в позднейших формах пуговкой.
Гальштаттскими фибулами (чертрозскими) принято называть образцы с вытянутой формой дужки, которая плавно перетекает в желобоватый иглодержатель с пуговкой и завёрнутым кверху концом. Фибулы такого типа были найдены в большом числе в могильнике Чертрозы, среди прочих фибул италийского типа. Такая форма, состоящая из двух спиральных кружков, соединённых вместе, очень сходна с венгерскими, скандинавскими и особенно греческими фибулами.
Также в гальштаттских погребениях среди прочих разнообразных форм италийских фибул найдены фибулы характерные только для территории Гальштатта. Среди них особенно интересны очкообразные и арбалетовидные фибулы (fibules a l’arbalète).
Арбалетовидные фибулы отличаются тем, что пружина представляет целый ряд спиральных оборотов, идущих в направлении, перпендикулярном к дужке. В некоторых арбалетовидных фибулах конец иглодержателя украшен головой человека или животного, загибающейся вверх и несколько назад. Эти фибулы, а также фибулы Чертрозского захоронения составляют переход к фибулам латенского типа, которые характеризуются резко загнутым назад концом иглодержателя.
Фибулы-броши («щитковые»). В фибулах-брошах, обязательным конструктивным элементом, является щиток. Щиток является элементом украшения, поэтому на нем зачастую были нанесены изображения (методом чеканки, литья), а также щиток мог быть инкрустирован драгоценными металлами, а также драгоценными или полудрагоценными камнями.
Омегавидные фибулы характеризуются тем, что выполнены в форме греческой буквы омега, от чего и получили свое название. Игла в омегавидных фибулах может быть расположена наискосок от от одной части корпуса к другой или расположена прямо сверху вниз. Фибулы такого типа использовались как римлянами так и греками.
В железном веке фибулы использовались повсеместно.
Быстрое распространение Римской империи к I-му веку нашей эры привело к огромному росту числа фибул различного вида по всей Европе и на Ближнем Востоке. Распространение технологически продвинутых мастерских в Римской Империи привело к более сложным конструкциям фибулы. Дужки были отлиты в более сложных формах, петли появились рядом с двусторонними пружинами.
Один из первых известных видов римской фибулы появился, в конце I-го века до нашей эры. Фибула с прямой иглой, также известная как фибула солдатского типа или легионерского типа, является очень простой конструкцией. Она напоминает фибулу смычок существовавшую более чем на тысячу лет раньше, за исключением того, что у дужки чуть больше уклон, а пружина двусторонняя.
В I веке н.э. в Римской Британии появилось несколько видов фибул, среди которых наиболее интересным видом был «Дельфин». У фибул в виде дельфинов есть гладкая арочная дужка, которая сужается от головы до конца. Длинная двусторонняя пружина скрыта. Сверху фибула выглядит как «Т» или позднеримская арбалетная фибула. А со стороны он напоминает прыгающего дельфина.
Еще одним типом британских фибул был так называемый «Ход-Хилл». Обычно довольно мелкие фибулы Ход-Хилл имеют мелкий арочный изгиб, который, по-видимому, состоит из сегментов. Многие фибулы Ход-Хилл имеют пару небольших боковых выступов.
Фибула в виде коленного сустава, распространенная во II веке н.э, возникла в Римской Паннонии (современная Венгрия). Археологи считает, что ее дужка с изгибом в 90 градусов напоминает колено и ногу. Многие коленновидные фибулы имеют полукруглые головки различных размеров. Похоже, что коленновидные фибулы, как и фибулы типа Augen, распространились в Римской Империи благодаря германским союзникам. Несмотря на их небольшой размер, их появление в римских военных могилах означает, что такая фибула была самой популярной среди римских солдат во II-м веке нашей эры. Их редко можно найти за пределами военных объектов.
Использование щитовидных фибул продолжалось во II веке н.э. Простые плоские формы были заменены эмалированными версиями или более сложными формами. К ним относятся животные (зооморфные) фигуры (птицы, лошади, кролики, мухи и т. Д.), буквы или слова, абстрактные симметричные или асимметричные рисунки (включая кельтские спирали) и скеоморфные рисунки (символические рисунки). Большинство прежних видов фибулы продолжали носить в течение II-го и III-го веков.
Применение
Другие народности тоже их использовали, в особенности это касается кельтов и греков.
Женщины скрепляли фибулами накидки или какой либо вид верхней одежды. Также они могли скреплять ткани симметрично, используя несколько фибул с обеих сторон.
Бюст богини, II-й век н.э, The Princeton University Art Museum
Реконструкция
Также следует отметить, что за исключением военных фибул с легионной символикой, строгих ограничений по применению фибул в зависимости от социального статуса нет.
Делать их рекомендуется из латуни или серебра. Латунь допускаются в качестве стилизации под золото и серебро для уменьшения стоимости реконструкции.
Схожие темы
Литература
Yarwood, Doreen (1986). The Encyclopedia of World Costume. Bonanza Books. ISBN 0-517-61943-1
Воронов Ю. Н. Кавказские дуговидные фибулы раннежелезной эпохи // КСИИМК. — М., 1983. — № 176. — С. 29-33.
Фибулы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Фибулы как исторический источник эпохи раннего средневековья
ГОУ СОШ № 000 ЗОУО Г. МОСКВЫ
Фибулы как исторический источник эпохи раннего средневековья
Исследовательская работа по истории
Авторы: Хавалкина Анастасия
учитель истории, обществознания, права
Глава 1. Описание фибулы. 5
Глава 2. Фибулы, представленные в ГИМ. 10
Глава 3. «Пальчатые» фибулы.. 17
Введение
В прошлом учебном году мы начали изучать историю Древнего мира и посещать музейные занятия в Государственном Историческом музее. Мы посетили музей и были поражены представленной экспозицией, поэтому решили подготовить исследование о виртуальном путешествии в каменный век. В этом году мы знакомимся с историей средних веков, продолжаем посещать музейные занятия в Государственном Историческом музее, и решили продолжить свою исследовательскую деятельность.
Нас заинтересовал период раннего средневековья и украшения женского костюма – фибулы. Что такое фибула мы даже не знали. Поэтому и решили познакомиться поподробнее с этим украшением. Тема актуальна, так как костюм всегда был отражением статуса человека в обществе. Ту же роль выполняли и украшения.
Объект исследования – завершающий этап железного века и переход к эпохе раннего средневековья, получивший в науке название Великого переселения народов.
Предмет исследования – женские украшения.
Цель – обобщить и расширить знания об эпохе раннего средневековья, познакомиться с важным элементом в системе украшений, одним из самых ярких видов застежек – фибулами, используя литературу и памятники Государственного Исторического музея.
· посетить залы Государственного Исторического музея, посвященные эпохе раннего средневековья;
· охарактеризовать на основе памятников женские украшения эпохи раннего средневековья;
· проследить, как менялась форма и устройство фибулы;
· выяснить на какие группы делятся фибулы;
· определить, как украшения отражали статус человека в обществе;
· создать эскизы фибул в рисунках;
· создать компьютерную презентацию, используя программу Power Point для иллюстрирования положений проекта.
Методы исследования: описание, комплексный анализ источников, систематизация и обобщение полученной информации, метод моделирования.
Гипотеза: является ли фибула элементом украшения и отражением статуса человека в обществе.
Наше исследование включает введение, три главы основной части, заключение, иллюстрации фибул и собственные эскизы этих украшений.
Практическая значимость. Работа может быть использована при подготовке сообщений, при подготовке внеклассных мероприятий и уроков по культуре Средневековья. Она расширяет знания по изучаемой теме.
Глава 1
Фибула (лат. fibula) – особого вида застежки, весьма распространенные в доисторические и древние периоды и служившие для скрепления одежды, а также для украшения. Это латинское слово обозначает тонкую грифельную кость лошади, которую в древности использовали для закалывания одежды.
Как по устройству, так и по назначению они имеют много общего с нашими брошками и так называемыми английскими безопасными булавками. При всех разнообразных изменениях формы и усовершенствованиях устройства, которым фибулы подверглись в течение различных эпох, общий их тип сохранился почти неизменным.
Основная форма фибул та же, что и в наши дни (рис.1): проволока, посередине изогнутая спиралью один или несколько раз (а), более или менее напоминает самострел; отсюда она снова идет прямо в виде, собственно, иглы (b); конец иглы входит в крючок, образуемый загибом противоположного конца проволоки: это – иглодержатель (с). Часть иглы (d) между иглодержателем и спиралью, которая бывает, большей частью, загнута кверху дугой для захватывания складки одежды, носит название фибулы.
Бронзовый век почти не знал фибул; в этом веке, да и то лишь в конце его, они были в употреблении в Венгрии, Северной Германии, Скандинавии. Начиная с железного века, фибулы встречаются постоянно в большинстве местонахождений. Фибулы, открытые в европейских местонахождениях, делятся Оскаром Монтелиусом, шведским археологом, на три группы: венгро-скандинавскую, греческую и италийскую.
Венгерская фибула (рис.2) из которой произошел скандинавский тип, состояла первоначально из очень тонкой дуги, конец которой, сделав короткий спиральный оборот, переходил в иглу. Противоположный конец дуги был скручен в виде плоской горизонтальной спирали, в которую упирался конец иглы.
Скандинавские фибулы, происшедшие, вероятно, от венгерских, отличаются тем, что игла и дужка не составляют одного целого: игла надета на дужку.
Греческие фибулы (рис.3), которые восходят к очень отдаленным доисторическим временам, состоят отчасти из двух, иногда из четырех симметричных спиральных кружков, соединенных при помощи довольно короткого корпуса. Игла выходит из одного кружка и укрепляется на другом. Спиральная форма иглодержателя указывает на родство этих фибул с венгерскими и скандинавскими. Этого рода фибулы были найдены также в Южной Италии и некоторых местах Средней Европы, куда они были, вероятно, занесены из Греции.
Италийские фибулы (рис.4) представляют большое разнообразие, как по устройству иглодержателя, так и по форме дужки. В древнейших италийских фибулах иглодержатель образуется, как и в венгерских и скандинавских, несколькими оборотами спирали. В дальнейших модификациях спиральный иглодержатель заменяется сначала круглой плоской пластинкой, затем пластинкой с загнутыми краями, образующей желобок, а иногда оканчивающейся пуговкой.
По форме дужки среди италийских фибул различают:
· дуговые, дужка которых имеет форму полукруга. Это тип древнейших фибул. Дужка бывает либо равномерной толщины, либо утолщенной в одном или нескольких местах — либо совершенно гладкой, либо исчерченной продольными и поперечными полосками, покрытой бусами и пр.
· ладьеобразные — с дугообразной, значительно утолщенной посередине полой дужкой. Иглодержатели при этой форме бывают длинные и короткие.
· змеевидные — самая разнообразная группа италийских фибул; дужка изогнута иногда весьма причудливо. Иглодержатель представляет длинный желоб, заканчивающийся в позднейших формах пуговкой.
В Древней Греции женщины носили фибулы как на верхней, так и на исподней одежде, мужчины — только на верхней; обыкновенно части одежды (плащи) закреплялись на правом плече, реже на груди, женщины же употребляли фибулы нередко на обоих плечах.
В «Одиссее» (Од. XIX, 225—231) так описывается фибула:
«Божественный Одиссей был облечен в пурпурного цвета двойной шерстяной плащ; к нему была прикреплена золотая застёжка с двойными трубками; на наружной стороне застежки искусный мастер изобразил пса, который держал в передних ногах пёструю лань, упиваясь её трепетанием; и все удивлялись живости, с какой были изображены золотые фигурки — как один душил свою жертву, а другая, стараясь спастись, сопротивлялась ногами».
Иногда рукава женской туники скреплялись целым рядом застежек. Позже женщины закалывали фибулой тунику повыше колена, образуя особого фасона складку. Фибулы как пряжки употреблялись преимущественно на перевязях (портупеях) и поясах.
Кельты одежду из ткани скрепляли на плечах фибулами, воины обычно железными, знатные женщины бронзовыми, а иногда и серебряными, часто высокохудожественной работы, инкрустированными кораллами и эмалью.
Глава 2
Фибулы, представленные в ГИМ
Зал 7. Восточная Европа и Азия в раннем средневековье (III– начало VШ в.)
Зал 8. Древнерусское государство в IX–XII вв.
Зал 9. Древнерусский город (XI – первая половина XIII в.)
Зал 7 посвящен завершающему этапу железного века и переходу к этапу раннего средневековья, получившего в науке название Великого переселения народов. Эти процессы охватили всю северную часть Евразийского континента – от берегов Тихого океана на востоке до побережья Атлантического океана на западе. Весь мир пришел в движение. Исчезали одни народы, другие смешивались между собой, порождая новые этносы, ставшие предками современных народов.
Зал 8 представляет памятники времен образования Древнерусского государства в IX–XII вв.
Зал 9 посвящен древнерусским городам XI – первой половины XIII в. – времени их расцвета.
На стене зала три карты представляют основные моменты эпохи Великого переселения народов. Первый характеризуется массированным передвижением племен германского происхождения с балтийских территорий. Среди них наиболее известны готы. В конце II века и на протяжении III столетия они расселились в бассейнах Днестра, Южного Буга, Днепра и в Северном Причерноморье. Образовалась черняховская культурно-историческая общность, расцвет которой в источниках связывается с фигурой Германариха, создавшего империю.
Следующая эпоха связана с миграцией в конце IV в. на запад из Центральной Азии полиэтнического союза племен, возглавляемого гуннами. Наивысший взлет гуннского могущества связан с именем Аттилы.
В третьей четверти I тыс. н. э. в византийских источниках появляются упоминания и описания славянских племен. Именно с этого времени часть археологических памятников можно связывать со славянами.
В витрине 1 представлены древности Поднепровья, принадлежавшие к черняховской культуре, бытовавшей на территории «империи Германариха». Справа, на верхнем планшете, можно увидеть застежки-фибулы – самую распространенную находку в погребениях этой культуры.
Застежки. Бассейн Оки. Могильник Кораблино. III-VI вв. Бронза
Большой раздел экспозиции зала (витрины 2–5) рассказывает о племенах лесной полосы Восточной Европы в I–VIII вв. Здесь представлены вещи из погребений и кладов, найденных в Москворечье, на Оке, в Пермской земле, в Приуралье. Особенно выделяется комплекс находок, происходящих из Прикамья (витрина 4): золотые и серебряные сосуды, монеты; серебряное блюдо с изображением сцены пира бога Диониса. Замечателен золотой кувшин согдийской работы; его тулово состоит из двух кованых золотых половинок, носик выполнен в виде клюва хищной птицы, а ручка украшена головой грифона. На серебряных монетах чеканено имя византийского императора Ираклия (VII в.).
Эти сокровища попали в дремучие леса Прикамья не случайно. Они являлись платой иноземных купцов местным князькам за пушнину, которая высоко ценилась на Востоке. Обилие монетных кладов в Поволжье подтверждает вывод о том, что в те времена именно Волга с притоками, Камой и Окой, была главной торговой артерией, которая соединяла восточные и западные страны.
Особое место в витринах занимают женские украшения из Поволжья и Приуралья. Это многочисленные браслеты, перстни, большие поясные и нагрудные пластины, накосники, нашивные на одежду и головной убор бляшки. Наиболее характерное для финских племен украшение – «шумящие» привески – бубенчики или геометрических форм пластиночки, напоминающие гусиные лапки, иногда на бронзовых цепочках. Часто привески крепились к поясу и выполняли функцию оберега: их бряцанье и шум при ходьбе должны были отгонять злых духов. Эти вещи принадлежали прямым предкам современных финно-угорских народов Волго-Камского региона.
В левой части витрины 10 – золотая гривна и мелкие золотые бляшки, которые нашивали на тонкую ткань одежды, стеклянная чаша с изображением пира Диониса. Эти вещи найдены в богатых погребениях знати, культура которой испытала сильное влияние античных городов-колоний Северного Причерноморья. Подобные украшения получили широкое распространение во всей Европе благодаря германцам и аланам.
Ниже можно увидеть тяжелые бронзовые фибулы, броши, подвески с цветными эмалевыми вставками. Такие украшения, получившие название «варварской эмали», обычно связываются с балтами, миграции которых прослеживаются далеко на юг и восток – в Поднепровье, в Поочье и Москворечье.
В 8 зале в витрине 21 можно увидеть женские украшения самой разной племенной принадлежности. Среди них «черепашьи» фибулы.
X-XII вв. Женские украшения самой разной племенной принадлежности.
Большинство скорлупообразных фибул типа Р-51датируются в пределах 900-950 гг. Предложенная датировка свидетельствует о присутствии скандинавов на Руси уже на ранних этапах.
В 9 зале в витрине 3 представлены овальные фибулы славян Поднепровья. Витрина показывает пестрый этнический состав здешнего населения в древности. Об этом свидетельствуют многочисленные находки славянских, финских и балтских женских украшений. (5) – карельские овально-выпуклые фибулы с плетеным узором, (8) – балтские подковообразные фибулы.
В витринах 8–9 представлены древности Смоленска – крупного регионального центра XI–XIII вв.
В витрине 9 представлен комплекс бытовых предметов и украшений, происходящих с территории одной усадьбы.
Здесь же показан один из основных видов городского производства – обработка металлов. В витрине можно видеть глиняное сопло горна для отжига металлической заготовки, крицы и металлургические шлаки, разнообразную продукцию городских кузнецов – от металлических орудий до деталей костюма, а также изделия ювелиров, среди них фибула.
В витрине 10 выставлены находки из Вщижа. История этого городка типична для того времени. Возникнув как княжеский замок, одна из резиденций черниговских князей превращается в столицу удельного княжества в составе Черниговской земли. Среди находок – кольцевая фибула.
На основании археологического материала выделяются три основных типа фибул — скорлупообразные, подковообразные и кольцевидные.
Скорлупообразные фибулы являются деталями одежды скандинавских и карельских женщин. Женщины, жившие на Карельском перешейке и в Северном Приладожье, носили на груди коробочки — овальные фибулы, к которым подвешивался ножичек в орнаментированных ножнах.
Все описанные фибулы происходят главным образом из северо-западных районов Руси, куда они попадали из Прибалтики. Родиной многих типов являются Скандинавские страны и Финляндия, где сам край одежды предполагал употребление застежек-фибул. На Руси значительная часть подковообразных и кольцевидных фибул найдена в районах, где преобладало финно-угорское население. Лишь подковообразные спиралеконечные фибулы получили общеславянское распространение.
«Пальчатые фибулы» появились в конце IV века в среде восточных германцев. В эпоху Великого переселения народов роскошные экземпляры, украшенные инкрустациями, треугольно-выемчатой резьбой, входят в престижный женский костюм народов гуннской державы, а ко второй половине VI в. фибулы становятся излюбленным украшением состоятельных женщин населения Восточной Европы. Округлые выступы на фибулах изначально изображали головки фантастических животных – мифологических персонажей. Позже эти изображения переосмыслялись и превратились в «пальцы».
Сложные космологические композиции на зооморфных и антропоморфных фибулах V – VII вв. из Среднего Поднепровья с их Дажьбогом, знаками земли и солнца, птицами и змеями, с неизменным ящером. Это не стихийное бессознательное творчество славянских литейщиков, а воспроизведение той картины мира, которая была истолкована и воплощена в образы многими поколениями ведунов.
Фибулы были предназначены не только для украшения, но и для охранения от рассеянных повсюду невидимых носителей зла – упырей-вампиров и вредоносных навий.
Все виды работ с металлом в древности были связаны с множеством обрядов, поверий и представлений, перераставших в мифы.
В 1906 г. В. А. Городцов нашел интересную фибулу близ хутора Блажки Зеньковского уезда Полтавской губернии. [3]
Основа этого украшения – двупластинчатая фибула с полукруглым одним щитком и ромбовидным другим; пластины соединены дужкой. Такие фибулы широчайше распространены в Причерноморье, в Восточной Европе и прослеживаются во множестве вариантов в Западной Европе. Полукруглый щиток часто снабжался декоративными отростками (5-7), что и привело к не очень точному наименованию их пальчатыми. Блажковская фибула «родилась» из какого-то гладкого варианта без отростков. Носили эти фибулы, очевидно, двояко: вниз полукруглым щитком и вверх этим щитком, что сказывалось на направлении дальнейшего усложнения более поздних типов. Блажковская фибула была предназначена для ношения полукруглым щитком вверх.
Весьма интересную и распространенную категорию находок составляют пальчатые фибулы, имевшие полукруглые щитки с пятью-семью выступами, которые встречены в составе кладов, на нескольких пеньковских поселениях и в захоронениях. На селище Барнашевка в Винницкой области открыт производственный комплекс третьей четверти I тыс. н. э., в котором найдена литейная форма для изготовления пальчатых фибул.
Такие фибулы были составной частью женской одежды славянской этноплеменной группировки, представленной пеньковской культурой. Кроме того, эти украшения известны в тех регионах раннесредневекового славянского мира (Подунавье, Балканский полуостров и часть Юго-Восточной Прибалтики), в заселении которых участвовали выходцы из севернопричерноморских земель.
Пальчатые фибулы найдены в конце XIX в. у деревни Колосово Воронежской губернии в составе клада украшений, относящихся к древностям антов (вторая половина VI – первая половина VII в. Бронза). Среди находок – височные кольца, браслеты, фибулы, детали поясного набора (представлены в ГИМ).
Похожие фибулы найдены археологами в Крыму. Датируются IV – VII вв. н. э. Такими застежками женщины подкалывали подол платья, чуть приподнимая его спереди. При этом на юбке получалась характерная веерообразная драпировка.
Заключение
Теперь мы имеем наглядное представление о фибулах.
· В результате своего исследования мы доказали гипотезу, что фибула является элементом украшения и отражением статуса человека в обществе. Так же выяснили, что этот элемент одежды был необходим не только женщинам, но и мужчинам.
· Фибула – особого вида застежки, весьма распространенные в доисторические и древние периоды и служившие для скрепления одежды, а также для украшения. Это латинское слово обозначает тонкую грифельную кость лошади, которую в древности использовали для закалывания одежды.
· Как по устройству, так и по назначению фибулы имеют много общего с нашими брошками и так называемыми английскими безопасными булавками.
· Фибулы разнообразных форм были распространены с бронзового века до раннего средневековья. При всех изменениях формы и усовершенствованиях устройства, которым фибулы подвергались в течение различных эпох, общий их тип сохранился почти неизменным.
· Составными частями фибулы являются:
1) игла, предназначенная для скрепления одежды;
2) иглодержатель — узкий канал или желобок, в который входит конец иглы; имеет целью удерживать иглу в данном ей положении и предохранять от уколов
3) дужка, или корпус фибулы
4) пружина, соединяющая дужку с иглой.
· Каждая эпоха оставила на фибуле отпечаток своих эстетических понятий, технического совершенства и, может быть, своего культа, вследствие чего фибула имеет громадное значение для доисторической хронологии.
· Бронзовый век почти не знал фибул. Начиная с железного века, фибулы встречаются постоянно в большинстве местонахождений. Фибулы, открытые в европейских местонахождениях, делятся Оскаром Монтелиусом, шведским археологом, на три группы: венгро-скандинавскую, греческую и италийскую.
· Среди памятников Государственного Исторического музея представлены тяжелые бронзовые «пальчатые фибулы», «черепашьи» или скорлупообразные, кольцевые фибулы, карельские овальные фибулы, балтские подковообразные фибулы.
· В эпоху Великого переселения народов роскошные экземпляры, украшенные инкрустациями, треугольно-выемчатой резьбой, входят в престижный женский костюм народов гуннской державы, а ко второй половине VI в. фибулы становятся излюбленным украшением состоятельных женщин населения Восточной Европы.
· Фибулы нередко являлись образцами ювелирного искусства. Их делали из железа, бронзы, серебра. Они были литые, кованые, витые, украшались драгоценными камнями, эмалью.
· В рассматриваемую эпоху на фибулах появляется множество различных изображений оберегающего значения.
· Костюм и украшения (серьги, височные кольца, бусы, шейные гривны, колты, рясны, наручи, застежки и т. д.) с древнейших времен являются одним из самых важных источников для реконструкции этнических и социальных процессов на разных этапах исторического развития и отражением статуса человека в обществе.
· С изобретением пуговиц фибулы в большей степени исполняют роль украшений.
Используемая литература
1. От каменного века до 18 столетия. Путеводитель по залам 1-21 Государственного Исторического музея. М., 2003
2. Кареев книга древней истории. – М. Просвещение, Учебная литература, 1997.