Фейс пей что это
Как работает Face Pay для оплаты по лицу в московском метро. Мы уже проверили
Сегодня в Москве официально запустили систему распознавания лиц Face Pay.
Она работает только в метрополитене и доступна на всех 240 станциях на 14 линиях. Сервис позволяет пройти через турникеты без касания картой или смартфоном. Лицо считывают камеры, установленные на проходе.
Мы уже проверили работу нововведения. Пока все не так радужно, как заявляют власти.
Как начать пользоваться Face Pay
Чтобы использовать сервис, нужно пройти регистрацию в приложении Метро Москвы, привязать фотографию своего лица, Тройку и банковскую карту со средствами для оплаты проезда.
Вся процедура занимает около 5 минут. После привязки Тройки нужно ввести данные банковской карты и сделать фотографию своего лица. Обработка последних длится минуты 3, это достаточно быстрый процесс.
Инструкция по съёмке фото от метрополитена:
Правда, далеко не факт, что это фото подойдёт для прохода. И узнать об этом вы сможете только по факту, когда уже будете в метро.
Во время регистрации также возникла проблема с доступом к самому сервису. Однако, я думаю, это временная ошибка из-за резкого наплыва желающих проверить функцию.
Если увидите аналогичную ошибку, попробуйте через 5-10 минут зайти в приложение повторно. Всё должно заработать.
Как зайти в метро по лицу
1. Проверьте статусы биометрии и вашей банковской карты в приложении.
2. Перед проходом убедитесь, что на привязанной карте хватает денег для оплаты по тарифу.
В противном случае, карта попадет в стоп-лист.
3. Перед проходом через турникет снимите головной убор и поправьте очки, чтобы они не закрывали лицо и не бликовали.
4. Подойдите к турникету со стикером Оплата по биометрии. Стикер может быть расположен на створках турникета или в виде черного круглого стикера перед створками на полу. Обычно и там, и там.
Располагается такая метка в самом левом и правом турникете, где проходит оплата по карте.
5. Сдвиньте маску вниз, чтобы камера смогла вас распознать (хотя заявлено, что работает и в маске). Дождитесь зеленого сигнала и открытия створок.
Деньги спишутся через некоторое время.
Как работает Face Pay
И здесь не все так однозначно. Систему тестировали полгода, но так и не смогли полноценно довести до ума.
Я протестировал Face Pay на четырех станциях. И только на двух из них система меня впустила. Зато она сработала как без маски, так и в ней.
Процесс считывания лица занимает около 2 секунд. Это не дольше, чем при оплате смартфоном. Вопрос только в том, как быстро система решит вас распознать. Не уверен, что на входе не будет образовываться «пробок».
Возможно, со временем станет еще лучше после более массового «тестирования» системы.
А по фотке пустит?
Важный вопрос о безопасности Face Pay. Разработчики заявляют, что этого случиться не должно. И вышла двоякая ситуация:
▪️ я прикрыл своё лицо капюшоном и поднёс айфон чуть ближе, чем сам стоял во время считывания у турникета. Меня впустило
▪️ Никита попробовал тоже пройти по моему фото, но перед ним створки не открылись
Скорее всего, каким-то образом турникет всё-таки увидел мое лицо не на фотографии, а вживую, поэтому и смог пропустить в метро.
Откуда в итоге идёт списание: с Тройки или с банковской карты
Деньги списываются с банковской карты. И я понятия не имею, зачем нужно привязывать Тройку для работы системы. Вероятно, если на карте не окажется денег, то списание произойдёт с Тройки.
Поскольку деньги снимаются через некоторое время, сейчас об этом точно заявить нельзя.
Удобно ли это? Время покажет
Пока нельзя заявить со всей ответственностью, что это удобная система. Сейчас у неё возникают небольшие сбои, из-за чего скорость прохода через турникет может снизиться.
Но я уверен, что со временем Face Pay станет работать лучше. Ему просто нужно больше попыток для распознавания вашего лица, так нейросеть будет обучаться и лучше вас запоминать.
Систему Face Pay для оплаты проезда запустили на всех станциях метро
С 15 октября на всех линиях и станциях московского метро заработал сервис Face Pay. Он позволит пассажирам оплачивать проезд при помощи системы распознавания лица. Об этом рассказал заместитель Мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов.
«По поручению Мэра Москвы мы запускаем Face Pay — оплату проезда при помощи распознавания лица. Москва — первый город в мире, где система заработала в таком масштабе. Это более чем 240 станций метро. Аналогов Face Pay по качеству и удобству использования для пассажира нет нигде в мире. Подчеркну, что Face Pay — это лишь еще один способ оплаты проезда. Подключение к сервису добровольное, только если пассажир посчитает этот способ оплаты удобным для себя. Другие способы оплаты никуда не денутся», — отметил Максим Ликсутов.
Чтобы воспользоваться Face Pay в метро, нужно привязать свою фотографию, банковскую карту со средствами для оплаты проезда и карту «Тройка» к сервису через приложение «Метро Москвы». Сделать это лучше заранее — регистрация может занять несколько часов. В департаменте транспорта рассказали, Вся информация будет надежно зашифрована — камера на турникете считывает биометрический ключ, а не изображение лица или другие персональные данные.
Далее следует найти специальный турникет, на него укажет соответствующая наклейка на полу. Во время прохода нужно посмотреть в камеру на турникете. Деньги за проезд спишутся автоматически. Процедура аналогична проходу по банковской карте.
«Чтобы зайти в метро, пассажирам не нужны ни карта, ни смартфон — достаточно посмотреть в камеру на турникете. Вам не нужно прикасаться ни к смартфону, ни к каким-либо другим поверхностям. Это очень удобно. По нашим прогнозам, в ближайшие два-три года 10–15 процентов пассажиров будут регулярно пользоваться Face Pay. Если потребуется, то будем корректировать число турникетов для Face Pay, если поймем, что спрос на него растет», — объяснил заммэра.
Вопросы и пожелания по работе нового сервиса можно направить чат-боту Александре или обратиться по номеру 3210.
Face Pay — инновационный способ бесконтактных платежей
Сегодня в мире FinTech биометрия лица считается инновационной технологией, поскольку представляет собой наиболее безопасную альтернативу обычным паролям. Биометрическое распознавание лица во время платежных процедур (Face Pay, селфи-биометрия) позволяет супер-комфортно совершать покупки оффлайн: без банковской карты, смартфона или любого другого устройства и даже без прикладывания пальца к сканеру. Совершенно ничего не нужно делать! Как только пользователь приблизится к зоне покупки, система узнает его по лицу и спишет с карты определенную сумму. Вы не беспокоитесь, если оставили дома смартфон или карту. А для покупки онлайн достаточно приблизить девайс с камерой к лицу.
Из-за растущей потребности покупателей в беспрепятственных платежах селфи-биометрия на наших глазах из модной технологии превращается в платежный стандарт. Я немного расскажу о том, какие системы Face Pay есть на мировом рынке и как они применяются в реальных кейсах.
Система бесконтактной оплаты от американской компании PopID, разрабатывающей решения для проверки личности человека по его лицу для таких действий, как вход, оплата и использование программ лояльности. Подходит для всех форматов розничной торговли: касса, автокафе, киоск, столовый сервис.
Как работает. Нужно сделать селфи, чтобы зарегистрироваться. Фото защищается цифровым ключом и сохраняется в облаке PopID. Можно сохранить платежные данные. В приложении нужно дать согласие, чтобы вас узнавали в любом месте с поддержкой PopID. При оплате облако сопоставляет зашифрованное изображение с вашим ключом и позволяет компании узнать, кто вы.
Платежный метод на основе распознавания лиц в китайской платежной системе Alipay, которая принадлежит финтех-компании Ant Group, входящей в периметр интернет-гиганта Alibaba. Использует данные государственного удостоверения личности.
Как работает. Перед первой оплатой в каждой новой торговой точке покупатель должен пройти двухфакторную аутентификацию для безопасности. Для совершения оплаты нужно сообщить кассиру или ввести самостоятельно номер своего телефона, затем посмотреть в камеру платежного устройства и улыбнуться. В портативное платежное устройство Dragonfly вмонтирована современная 3D-камера, которая мгновенно идентифицирует личность. Последняя версия устройства способна делать это при разном освещении. Liveness detection определяется по движению зрачков.
Кейс. Устройства Dragonfly есть более чем в 300 городах Китая: они установлены в супермаркетах Freshippo (собственная сеть Alibaba), в супермаркетах Lotus, в магазинах сети 7-Eleven, в сети пекарен Wedome и многочисленных небольших магазинах. Кроме того, такими системами оборудованы вендинговые машины и даже больница в провинции Цзянси.
Это Face Pay-система китайской платежной системы WeChat Pay, принадлежащей интернет-гиганту Tencent. Эта платформа — мировой лидер по использованию технологии распознавания лиц в платежном сегменте. Ежедневно WeChat Pay обрабатывает миллиард транзакций, Frog Pro используют 600 миллионов человек.
Как работает. Frog Pro оснащен 10,1-дюймовым двусторонним экраном (с улучшающим фильтром изображения, не затрагивающим алгоритмы, которые отвечают за идентификацию), 3D-камерой с функцией определения глубины для оплаты с распознаванием лиц и сканером QR-кода.
Эта система — совместный проект испанских CaixaBank, Nestle España и Payment Innovation Hub. CaixaBank — первый в мире банк, который применил распознавание лиц для снятия средств в банкоматах без ввода PIN-кода.
Как работает. Перед первой покупкой нужно скачать приложение и зарегистрировать в нем свои личные данные, карту и фотографию. После этого можно оплачивать покупки в Nestle Market, где есть касса, оснащенная планшетом с камерой и подключением к Интернету. При оплате камера делает селфи и сравнивает его с базовым изображением.
Испанское приложение для банковских транзакций. Создано Veridas — стартапом по разработкам в области биометрии лица, образованным альянсом из банка BBVA и IT-компании Das-Nano в партнерстве с ресторанной компанией Sodexo Iberia.
Как работает. Нужно загрузить приложение, зарегистрировать селфи и платежную карту. При оплате надо активировать Bluetooth и определить местоположение телефона, а также посмотреть на экран, чтобы система отсканировала лицо, сверив изображение с фото из банка данных.
Кейс. Изначально в 2016 году решение позволяло регистрироваться в банковском приложении с помощью селфи. В 2018 году это приложение уже позволяло сотрудникам BBVA делать заказы в разных ресторанах, находящихся в зданиях штаб-квартир банка Ciudad BBVA. Можно было заранее зарезервировать столик, сделать заказ, пообедать и уйти из зала, не запрашивая счет — оплата снималась при выходе с помощью биометрических аппаратов с камерами. Избранные пользователем заказы можно оформлять и оплачивать, лишь открыв приложение — это называется «оплата с нулевым кликом». В этом же году BBVA работает над Face Pay-решениями для магазинов, использующих RFID-метки. В 2021 году биометрия лица дополнена голосовой биометрией. Сегодня технология биометрии лица Veridas признана одной из лучших в мире по оценке NIST.
Российское решение от IT-компании Ovision, которая создает ПО и платежные терминалы, работающие на основе технологии распознавания лиц. Производитель является участником акселератора банка ВТБ, который совместно с VISA запустил пилотные проекты сервисов по оплате взглядом в некоторых российских сетях общественного питания.
Как работает. По словам представителя разработчика устройство работает на базе сверточных нейронных сетей и имеет одну из самых высоких скоростей распознавания в мире. Также командой проекта был разработан свой алгоритм liveness detection, помогающий отличать живого человека от фотографии. Чтобы начать пользоваться сервисом, нужно скачать приложение, сделать селфи и добавить в приложение платежную карту.
Финансовый конгломерат Сбербанк России (экосистема Сбер) и лаборатория инноваций ведущего российского ритейлера X5 Retail Group внедрили технологию оплаты взглядом в крупных сетевых магазинах Москвы. Биометрическую идентификацию на кассах самообслуживания помогли реализовать решения компании VisionLabs — российского разработчика в области компьютерного зрения, входящего в экосистему Сбера. Платежной системой-партнером стала VISA.
Как работает. Биометрию нужно сдавать в банке. Затем в банковском мобильном приложении нужно выбрать пункт «Оплата одним взглядом» и там указать платежную карту. На кассе самообслуживания нужно отсканировать товар, выбрать режим «Оплата одним взглядом», на пару секунд снять маску и посмотреть в камеру. В сканирующем устройстве используется 3D-камера с высокой точностью распознавания и захватом глубины.
В конце списка отметим бразильскую платежную систему с функцией распознавания лиц, которую пока еще разрабатывает компания Veritran в партнерстве с Facetec — мировым лидером в области программного обеспечения 3D Face Liveness & Matching. Это решение для банков и финтех-компаний, желающих обновить свои платежные системы. Для конечного пользователя Pix — это возможность входить в аккаунт и производить транзакции в банковских приложениях через селфи-биометрию.
Как работает. Используется 3D-биометрическая технология, которая идентифицирует личность, сканируя лицо с помощью USB-камеры. Функция FaceTec Liveness обеспечивает проверку личности в режиме реального времени: она производит биометрическое сопоставление селфи с удостоверяющим личность документом с фотографией и регистрирует его для будущих проверок.
Пандемия изменила индустрию платежей, многократно ускорила развитие сферы самообслуживания и внедрение бесконтактных онлайн-сервисов. Локдаун во многих странах привел к снижению использования наличных денег и пластиковых карт. Вряд ли это обратимая ситуация, поскольку люди распробовали комфорт беспрепятственных транзакций.
Фото: Grand View Research
Технология распознавания лиц растет со взрывной скоростью. Объем мирового рынка в 2020 году оценивался в 3,86 миллиарда долларов только США и ожидается, что он будет расти со среднегодовым темпом роста в 15,4% с 2021 по 2028 год.
Фото: Grand View Research
Ожидается, что рост кибератак и отсутствие инфраструктуры в развивающихся странах будут препятствовать росту рынка бесконтактной оплаты. Однако многие эксперты и представители крупного бизнеса считают, что за оплатой через распознавание лиц — будущее. Честно говоря, я тоже.
Face Pay спускается в подземку. Как будет работать система распознавания лиц для оплаты в Московском метрополитене
Фото: Сергей Карпухин / ТАСС
Система оплаты с помощью распознавания лица Face Pay заработала на всех станциях столичной подземки уже 15 октября. На базе российских разработок функционирует амбициозный проект Московского метрополитена. Масштабное внедрение Face Pay, которая позволяет оплачивать проезд с помощью технологий по распознаванию лица, поможет пассажирам экономить время, не беспокоиться о забытых дома картах или кошельке и проходить через турникеты с помощью биометрических данных. Этот способ оплаты проезда не станет обязательным – все остальные варианты оплаты никуда не денутся.
Как подключить Face Pay
То, что казалось делом будущего, с 15 октября может опробовать на себе любой пассажир столичного метро. Впрочем, для пользования сервисом нужно как минимум за несколько часов до поездки позаботиться о загрузке своих данных в мобильном приложении. Нужно привязать в приложении «Метро Москвы» свою банковскую карту, с которой будут списываться средства за проезд, «Тройку», а также сделать фотографию своего лица для регистрации в сервисе». Перед турникетом, на полу у которого можно заметить черный стикер с информацией о Face Pay, вам нужно будет посмотреть в камеру. При этом хотя бы 40% лица должны быть открытыми, чтобы система могла провести аутентификацию. Деньги спишутся с указанной в приложении банковской карты автоматически.
Face Pay уже прошла период тестирования в метро Москвы. По данным столичных властей, желающих попробовать на себе систему оплаты «лицом» оказалось больше, чем ожидалось. «Мы думали, кому охота себя фотографировать, заводить в систему свои данные, привязывать банковский счет — это же с ума сойти. 15 тысяч за несколько недель записались», — удивлялся мэр Москвы Сергей Собянин, комментируя эксперимент метрополитена по тестированию Face Pay.
Фото: Сергей Карпухин / ТАСС
Face Pay безопасно и удобно
Масштабное внедрение новых технологий в столичном метрополитене началось в 2020 году с системы распознавания лиц, которая была запущена для повышения безопасности пассажиров. На ее основе надстраивалась Face Pay, тестирование которой стартовало на Филевской линии при участии тысячи записавшихся на эксперимент граждан. Параллельно метрополитен перевел более 65 тысяч своих сотрудников и 20 тысяч человек из подрядных организаций на биометрию для прохода на станции.
В метрополитене уверяют, что представленная система надежна, а персональные данные пассажиров защищены. «Сдавать биометрию для Face Pay не опаснее, чем, например, привязать банковскую карту в любом приложении для оплаты покупок. Мы используем сертифицированные средства для защиты всех данных пользователей», — сообщила начальник Службы платежных сервисов мосметро Жанна Ермолина. По ее словам, во время регистрации в сервисе фотография лица пассажира автоматически без участия человека переводится в зашифрованный биометрический ключ, который невозможно раскодировать обратно.
Эксперты также не склонны видеть в технологиях по сканированию лиц пассажиров с помощью камер турникетов угрозу для персональных данных граждан. «Люди давно аутентифицируют себя и пальцами, и радужкой глаза. Психологическая проблема при использовании Face Pay может быть связана с тем, что в данном случае и люди, и машины идентифицируют человека одним и тем же способом — через лицо. Однако архитектурно это можно реализовать таким образом, чтобы избежать дополнительных рисков в области безопасности. В правильно реализованной системе на обработку нейронным сетям, которые определяют лица, дается набор данных, которые сами по себе не несут угроз персональной информации граждан», — отмечает Николай Легкодимов, руководитель технологической практики КПМГ в России и СНГ.
Генеральный директор TelecomDaily Денис Кусков также полагает, что технологий для оплаты проезда с помощью распознавания лиц можно не опасаться: в их распространении не стоит искать скрытые мотивы. «У россиян есть фобии, что власти за нами следят. Однако уже давно есть другие способы отследить передвижение человека по городу. В случае Face Pay в метро речь все-таки идет о повышении качества обслуживания в сфере пассажирских перевозок», — полагает эксперт. По его мнению, данная система функционально удобна. Ее запуск в период пандемии особенно оправдан: пассажиру не нужно лишний раз прикасаться к поверхностям метро, делать лишние движения с картами или телефоном, достаточно взглянуть в камеру. При этом Д.Кусков напомнил, что все существующие способы оплаты проезда останутся для тех граждан, кто не хочет использовать систему Face Pay по каким-либо причинам. Внедрение системы оплаты проезда Face Pay в столичной подземке он связал с ориентированием московского метрополитена на инновационность.
Фото: Алексей Майшев / РИА Новости
Действительно, данный способ оплаты проезда если и потеснит другие, то в будущем. Пока в каждом вестибюле метро будет как минимум один турникет для прохода по биометрии. Прогнозы метрополитена предполагают, что 10-15 процентов пассажиров перейдут на бесконтактный способ оплаты в ближайшие несколько лет.
Риски с точки зрения функциональности самой системы и ее бесперебойной работы в пиковые часы, которые выглядят куда более реальными, предстоит проверить опытным путем. «Когда вы на входе в метро проводите картой, прикладываете смартфон и т.д., турникет мгновенно понимает, есть ли деньги на счете, и принимает решение открыть или не открыть проход. Системы распознавания лиц тоже работают достаточно быстро, но им все же требуются сотые и десятые доли секунды», — отмечает Н.Легкодимов. Если 100-процентной точности распознавания лиц не будет, а ее, по словам эксперта, не бывает практически никогда, то эти десятые доли секунды могут создать проблемы с пользовательской точки зрения. В часы пик достаточно каждому сотому пассажиру задержаться, отойти назад, вновь подойти к турникету, чтобы ухудшился пользовательский опыт и образовалось запруживание турникетных секций. «На мой взгляд, это основное узкое место внедряемой системы, над которым должны работать инженеры», — отметил Н.Легкодимов.
В Дептрансе заверяют, что по мере роста спроса на новый сервис, количество турникетов для оплаты проезда по Face Pay будут увеличивать. Также в ведомстве ожидают обратную связь от пассажиров о любых проблемах и предложениях по работе нового сервиса: можно звонить по номеру 3210 или писать чат-боту метро Александре в Telegram.