Фейс пай в метро что это
Систему Face Pay для оплаты проезда запустили на всех станциях метро
С 15 октября на всех линиях и станциях московского метро заработал сервис Face Pay. Он позволит пассажирам оплачивать проезд при помощи системы распознавания лица. Об этом рассказал заместитель Мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов.
«По поручению Мэра Москвы мы запускаем Face Pay — оплату проезда при помощи распознавания лица. Москва — первый город в мире, где система заработала в таком масштабе. Это более чем 240 станций метро. Аналогов Face Pay по качеству и удобству использования для пассажира нет нигде в мире. Подчеркну, что Face Pay — это лишь еще один способ оплаты проезда. Подключение к сервису добровольное, только если пассажир посчитает этот способ оплаты удобным для себя. Другие способы оплаты никуда не денутся», — отметил Максим Ликсутов.
Чтобы воспользоваться Face Pay в метро, нужно привязать свою фотографию, банковскую карту со средствами для оплаты проезда и карту «Тройка» к сервису через приложение «Метро Москвы». Сделать это лучше заранее — регистрация может занять несколько часов. В департаменте транспорта рассказали, Вся информация будет надежно зашифрована — камера на турникете считывает биометрический ключ, а не изображение лица или другие персональные данные.
Далее следует найти специальный турникет, на него укажет соответствующая наклейка на полу. Во время прохода нужно посмотреть в камеру на турникете. Деньги за проезд спишутся автоматически. Процедура аналогична проходу по банковской карте.
«Чтобы зайти в метро, пассажирам не нужны ни карта, ни смартфон — достаточно посмотреть в камеру на турникете. Вам не нужно прикасаться ни к смартфону, ни к каким-либо другим поверхностям. Это очень удобно. По нашим прогнозам, в ближайшие два-три года 10–15 процентов пассажиров будут регулярно пользоваться Face Pay. Если потребуется, то будем корректировать число турникетов для Face Pay, если поймем, что спрос на него растет», — объяснил заммэра.
Вопросы и пожелания по работе нового сервиса можно направить чат-боту Александре или обратиться по номеру 3210.
Как работает Face Pay в московском метро
В московском метро 15 октября 2021 года заработал сервис Face Pay. Пассажиры могут оплачивать проезд при помощи системы распознавания лиц. Разбираемся, как устроена эта система, насколько она удобна и безопасна.
Краткое содержание статьи
Что случилось
На всех станциях московского метро заработал сервис Face Pay, через который можно бесконтактно оплачивать проезд. Не подключены к системе пока МЦК, МЦД и монорельс.
В первые дни после запуска системы в ней зарегистрировались более 30 тысяч человек, или 1% пассажиров. В метрополитене рассчитывают, что через три года пользоваться биометрией будут до 15% пассажиров.
Что такое Face Pay
Face Pay — это бесконтактная система оплаты проезда при помощи технологии распознавания лиц. Она работает на базе существующей системы распознавания лиц, запущенной в столичном метро в сентябре 2020 года. Москва стала первым городом в мире, где технология оплаты по лицу используется в такой масштабной системе, как метро.
Как подключить Face Pay
Чтобы воспользоваться Face Pay, нужно установить мобильное приложение «Метро Москвы». В разделе «Кабинет» требуется привязать карту «Тройка», банковскую карту и сфотографироваться. Фото должно соответствовать следующим требованиям:
При оплате Face Pay действуют скидки в рамках акции «Время ранних». По этой акции можно сэкономить до 23 ₽ при проезде на Таганско-Краснопресненской и Некрасовской линиях в рабочие дни с открытия метро до 7:15 и с 8:45 до 9:15.
Как оплачивать проезд через Face Pay
Перед поездкой нужно удостовериться, что на банковской карте есть деньги для оплаты. Иначе может получиться так, что турникет откроется и пропустит пассажира в метро, но впоследствии списать деньги с карты не сможет и отправит её в стоп-лист.
На входе в метро нужно найти турникет, на полу рядом с которым наклеен специальный чёрный стикер, и посмотреть в установленную на турникете камеру. Перед этим рекомендуется снять головной убор и проследить, чтобы лицо не закрывали шарф или маска. После оплаты маску необходимо надеть обратно. Система пропустит человека, если он соответствует фотографии на 95%.
Насколько безопасна оплата лицом
Безопасность данных обеспечивается на самом высоком уровне, все сведения хранятся и передаются в зашифрованном виде, отмечают в департаменте транспорта города Москвы. Камера на турникете считывает лицо пассажира, переводит информацию в биометрический ключ — уникальный набор точек на лице — и сравнивает между собой именно биометрические ключи, а не изображение лица.
Новая система очень удобна, а биометрические данные сложно скопировать и подделать. При этом опасность утечки данных всё же нельзя исключать, считает директор по маркетингу мессенджера Gem4me Ольга Бобровская.
«По мере использования системы будут выявляться уязвимости, которые специалисты начнут устранять. Участвовать ли в проекте — каждый должен решить сам, заставить никто никого, конечно, не сможет, — отмечает Ольга Бобровская. — Что касается применения биометрии на транспорте — это общемировой тренд, и его вряд ли можно остановить. Остаётся только надеяться, что удобство использования будет сопровождаться и серьёзной защитой биометрических данных, чтобы ими не смогли воспользоваться злоумышленники».
Со временем биометрия будет применяться для оплаты покупок, в качестве пропусков на работу или домой, в системах идентификации в аэропортах и на железнодорожном транспорте, добавила эксперт. Причем распознавание будет не только по лицу, но и по сетчатке глаза или отпечаткам пальцев.
Не только Москва: картой «Тройка» можно оплачивать проезд уже в девяти регионах
Перспективы Face Pay
В случае если спрос на Face Pay будет расти, количество турникетов с камерами увеличат. В перспективе система может быть запущена на МЦК, МЦД, в автобусах и трамваях, а также в электричках Московской области.
Оплачивать проезд выгоднее картой с кэшбэком
Почему метро и магазины Москвы переходят на Face Pay
При этом один момент все же остается непонятным. И транспортные власти города, и торговые сети не раз заявляли, что сохранят все способы оплаты.
Но именно в Face Pay заманивают пользователей скидками. Хотя казалось бы, в чем выгода? Ведь для работы этого сервиса нужна инфраструктура, специальные терминалы, камеры, обслуживание. Сплошные расходы. А в итоге пользователям дают скидки. Например, тот же дептранс Москвы анонсировал запуск дисконтной программы для тех, кто будет платить лицом в метро, автобусах, МЦК и МЦД. А сеть «Перекресток» X5 Retail Group со Сбером в ряде магазинов повысила размер бонусного кешбэка для биометрических покупателей. Вопрос: зачем? В чем подвох?
Сетевики предполагают, что ядром аудитории, которая первой будет заинтересована в тестировании Face Pay, скорее всего, станет молодое поколение, 20-30 лет. Именно оно наиболее активно пробует новые и нестандартные технологические решения. Но главное, что, согласно независимой аналитике рынка, оплата с помощью лица приводит к росту среднего чека, трафика в торговой точке и удовлетворенности покупателей.
Ранее мэр столицы Сергей Собянин заявлял, что метро введет Face Pay в полноформатный режим с 15 октября. Все желающие смогут скачать новую версию приложения «Метро Москвы», привязать туда свою банковскую карту и цифровой профиль.
Оплатить проезд без карт: учимся пользоваться Face Pay в московском метро
Теперь пользоваться метро стало еще удобнее, ведь появился новый способ оплаты проезда. Система Face Pay позволит проходить через турникеты, не доставая «Тройку» или банковскую карту. Достаточно лишь посмотреть «в лицо» камере. Мы поговорили с нашей коллегой Жанной Ермолиной, возглавляющей направление платежных сервисов метро, и узнали, зачем и как пользоваться новой услугой.
Самый безопасный способ оплаты
Face Pay оценят пассажиры, которые следят за информационными технологиями, не боятся пробовать что-то новое, ценят свое время, комфорт и безопасность. Этот способ оплаты проезда сократит очереди в кассах, позволит быстрее проходить через турникеты и делать это бесконтактно, что так важно для безопасности сейчас, в период пандемии.
«В метро Face Pay — единственный полностью бесконтактный способ оплаты проезда. Не нужно дотрагиваться ни до карты, ни до телефона, ни до турникета. В условиях пандемии это особенно актуально», — объяснила Жанна Ермолина, начальник платежных сервисов ГУП «Московский метрополитен».
Для распознавания системе нужно «считать» только 40% лица, так что снимать маску не обязательно.
«Если человек в маске, то система его распознает, но может срабатывать чуть дольше. Ей понадобится больше времени, чтобы сравнить биометрический ключ с тем, который загружен в базу, поэтому мы рекомендуем сдвинуть маску вниз, пройти и надеть ее обратно», — рассказала Жанна Ермолина.
Как начать пользоваться Face Pay
Чтобы оплачивать проезд бесконтактно, вам нужно:
скачать приложение «Метро Москвы»,
зарегистрироваться в Личном кабинете,
в разделе Face Pay загрузить селфи,
привязать банковскую карту со средствами для оплаты проезда и «Тройку».
Узнать подробности можно на сайте.
Разработчики считают, что главное в работе нового сервиса — защищенность данных. Персональные данные пользователей хранятся в зашифрованном виде в закрытом контуре на защищенных серверах, а все платежные данные — на стороне банков.
«В тот момент, когда человек делает селфи и загружает фотографию, она не хранится у нас на сервере в виде снимка. Искусственный интеллект ее переводит в биометрический ключ, то есть преобразует эту фотографию в точки, набор символов. И эти точки хранятся у нас на сервере, это обезличенные данные, это не фотография. Когда человек подходит к турникету, камера делает снимки, выбирает лучший и преобразует его в биометрический вектор. Система сравнивает именно эти векторы. Данные зашифрованы, их невозможно расшифровать обратно в изображение лица. Мы храним только векторы, которые не привязаны к конкретному человеку. То есть мы понимаем, что кто-то прошел, но этот кто-то — это набор цифр, а не конкретный человек», — объяснила Жанна Ермолина.
Списание денег и все процедуры с платежом аналогичны тем, которые происходят при проходе с банковской картой.
Где найти турникет с Face Pay?
Москва стала первым городом в мире, где система распознавания лиц для оплаты проезда заработала в таком масштабе. Воспользоваться Face Pay можно на всех станциях метро. Вам достаточно найти нужный турникет: перед ним на полу и на самих створках наклеены специальные черные стикеры. В следующем году к системе подключат и МЦК.
«Если мы поймем, что сервис пользуется спросом и пользователей Face Pay становится больше, то мы легко увеличим количество таких турникетов», — отметила Жанна Ермолина.
Больше 35 тысяч пассажиров уже подключились к этому удобному сервису, но использовать Face Pay не обязательно. Если вы хотите, можете продолжить проходить через турникеты с помощью «Тройки» или банковской карты. Новая система — это просто еще один удобный способ оплаты проезда.
Оплата по лицу в метро и магазинах: как внедряют биометрию в Москве и чего стоит опасаться
С 20 сентября на всех линиях Московского метрополитена в тестовом режиме работает Face Pay – биометрическая система оплаты проезда, предполагающая сканирование лиц пассажиров с помощью камер турникетов. Ранее, весной 2020 года, похожая система «Оплата одним взглядом» была запущена в магазинах сети «Перекресток». Корреспондент РИАМО выяснил, как устроена Face Pay в столице, и узнал у экспертов о плюсах и минусах технологии бесконтактной оплаты по лицу.
Турникет все видит
Telegram-канал » Дептранс Москвы «
Последние пять веток столичного метро подключили к тестированию системы Face Pay 20 сентября. Сейчас биометрическая система оплаты проезда, основанная на технологии сканирования лиц пассажиров с помощью камер турникетов, работает в тестовом режиме на 241 станции. Ранее мэр Москвы Сергей Собянин сообщил, что с 15 октября Face Pay заработает на всех станциях.
Принять участие в тестировании системы может любой желающий – для этого Московское метро запустило специальный сайт. Чтобы стать тестировщиком, необходимо указать свой e-mail, марку и модель мобильного телефона, а также при желании номер карты «Тройка». После этого в течение семи дней организаторы тестирования пришлют участнику письмо со всеми необходимыми инструкциями.
Для того, чтобы воспользоваться системой, пассажиру нужно будет сначала установить на свой мобильный телефон приложение «Метро Москвы», затем загрузить свою фотографию в специальный раздел Face Pay, а также привязать банковскую карту (дебетовую или кредитную). Для непосредственной оплаты проезда пассажир должен выбрать турникет, рядом с которым есть круглый черный стикер с надписью: «Оплата по биометрии ». Затем необходимо посмотреть в камеру турникета – он откроется в течение 1-2 секунд, а деньги за проезд спишутся с банковской карты, привязанной к приложению.
Биометрия против Covid-19
Механизм работы системы прост: покупатель в «Перекрестке» пробивает все товары на кассе самообслуживания, выбирает опцию «Оплата одним взглядом», на пару секунд снимает маску, и покупка оплачивается. При этом не нужно доставать ни банковскую карту, ни смартфон. Правда, если сумма операции превышает тысячу рублей, покупателю придется ввести специальный код безопасности для дополнительной защиты платежа.
Однако, как показала практика, существует проблема: для продавцов опция «Оплата одним взглядом» до сих пор является экзотикой. Корреспондент РИАМО подключил ее в приложении «Сбера» по всем правилам и отправился в один из магазинов сети «Перекресток», но касса самообслуживания при попытке «Оплаты одним взглядом» выдала ошибку.
«Вам необходимо не просто подключить биометрию в приложении, но и привязать к ней банковскую карту, а сделать это можно только в отделении», – сказал один из продавцов.
На следующее утро корреспондент отправился в ближайшее отделение «Сбера», но там ему сказали, что никакую карту для оплаты по биометрии привязывать не надо, если эта опция уже подключена в приложении.
Оказалось, все было гораздо проще: чтобы активировать «Оплату одним взглядом» на кассах самообслуживания, нужно было всего лишь перейти по специальному QR-коду – сделать это предлагала сама касса. После этого оплата покупки прошла без проблем. Правда, непонятно, почему подсказать это не смогли сами продавцы в магазине.
Технологии будущего
Второй момент – скорость: биометрия является самым быстрым из всех доступных методов оплаты. Технология позволяет оперативно принимать платежи, сокращая очереди и повышая уровень обслуживания клиентов. При оплате бесконтактным способом клиент также минимизирует риск мошенничества или ошибки со стороны персонала.
Как отмечает эксперт, еще одно преимущество FacePay и ее аналогов – экологичность. Технология помогает сократить выбросы углекислого газа, поскольку необходимость в бумажных чеках может быть сведена к минимуму или полностью отменена.
Учитывая достоинства биометрических систем, вполне вероятно, что в будущем сфера их применения может быть существенно расширена. В частности, применение им могут найти в медицине.
Цифровые риски
«Тут есть большая разница: в случае мошенничества вы легко сможете запросить выпуск новой карты, а вот с лицом или отпечатком пальца так не получится», – говорит эксперт.
По его словам, популярность биометрических систем дает хакерам новое пространство для маневров. К примеру, в 2019 году в сети появились так называемые дипфеки (Deep Fake) – аудио- и видеоподделки лиц и голосов реальных людей, выполненные с помощью технологии Deep Learning.
ИБ-евангелист компании Avast Луис Корронс также указывает на уже зафиксированные случаи, когда и специалистам по безопасности, и хакерам удавалось пройти биометрические проверки с помощью видеозаписей, фотографий и программ для изменения голоса.
«Главная задача при запуске систем, подобных Face Pay, – отладить процедуру идентификации пользователя, например, для предупреждения идентификации по фотографии, а не лицу реального человека», – говорит генеральный директор IT-компании Omega Алексей Рыбаков .
По его словам, пользователь также должен иметь возможность применять биометрическую системой оплаты даже при изменении параметров лица, например, использовании аксессуаров, грима или появлении гематом.
Перспективы FacePay
Популярность системы Face Pay среди пассажиров будет зависеть от целого ряда факторов, но очевидно, что в случае успеха объем биометрических данных пользователей будет велик. Как именно их будут хранить в московском метро, пока не известно.
«Фактически метрополитен уже стал местом, где хранятся платежные данные москвичей со всеми вытекающими рисками. Но компрометация нового способа идентификации по лицу вряд ли будет иметь массовый характер: ведь стоимость проезда относительно мала, а риски для злоумышленников предельно высоки», – говорит эксперт.
«И сколько бы вы ни приводили логических доводов, для части населения это все равно останется серьезным психологическим фактором», – уточняет собеседник РИАМО.