Фейковый контент что это

Что такое фейк простыми словами – примеры и для чего это нужно

Слово «фейк» прочно закрепилось в лексиконе интернет-пользователей, хотя оно употребляется не только на просторах сети, но и в реальной жизни. Произошел термин из английского языка – «fake». В дословном переводе он означает «подделка», «обман», «фальшивка», «имитация». В ряде ситуаций он используется как глагол – «прикидываться», «мошенничать». В общем, под ним принято понимать все, что не имеет отношения к реальному, настоящему.

Что такое фейк?

Говоря простым языком, это подделка, связанная чаще всего с обманом. Она встречается повсеместно – в производстве, брендинге, во всемирной паутине. Говоря о последнем случае, можно отметить, что фейком чаще всего является поддельный контент в сети. Целью его формирования является привлечение внимания пользователей для решения широкого спектра задач.

Распространены фейки в социальных сетях. В последнее время социальными сетями были созданы специальные боты, осуществляющие проверку пользователей на предмет фейка. Это способствует уменьшению их количества. Тем не менее, «фальшивая популярность» продолжает набирать обороты, и некоторые методы борьбы с ней просто-напросто перестают работать.

Чтобы понимать значение слова «фейк» в сети более глубоко, стоит рассмотреть, что именно под ним понимается:

В реальной жизни под фейком принято понимать подделку. Например, «Abibas» вместо «Adidas» и т. д.

Для чего создаются фейки?

Есть несколько целей, которые преследуют создатели фейкового контента. Следует рассмотреть самые распространенные из них:

В каждой из этих ситуацией фейк имеет негативный оттенок, поэтому его создание – недобросовестное и плохое действие. Именно цель, стоящая перед пользователем, определяет вид фейка.

Аккаунты в соцсетях

Многие люди используют фейковые аккаунты в соцсетях. Чтобы понять, как они работают, стоит рассмотреть на примере конкретной mass media – Вконтакте. Она популярна, владеет огромным количеством пользователей. Поэтому там фейки распространены больше всего.

Примерно так работает фейк в большинстве социальных сетей.

Сайты

Одним из распространенных примеров фейка является поддельный сайт. Его доменное имя и интерфейс могут быть похожи на оригинал настолько, что найти различия будет невозможно. В итоге пользователь переходит по ссылке и, ничего не подозревая, может столкнуться, с чем угодно:

Создаются такие web-ресурсы и для рекламирования некоторых товаров. С одной стороны, они не являются мошенническими, с другой стороны – вводят пользователей в заблуждение.

Новости

Такие элементы «желтой прессы» создаются для того, чтобы привлечь внимание общественности, ввести ее в заблуждение и повысить позиции ресурса в поисковой выдачи. Способ нечестный, но рабочий. Кому из юзеров не захочется узнать подробности личной жизни звезды или увидеть фото обнаженных селебрити! Создатель фейковой новости преследует одну цель – сделать контент максимально привлекательным путем продумывания заголовка и «хайпануть» на псевдоновости. Делая «добро» себе такие «обманщики» популяризуют других персон – участников тех самых новостей.

Фотографии

Фейковые фото могут делаться по разным причинам, но чаще всего возникают именно такие ситуации:

Такие фото можно встретить повсеместно, абсолютно на любых ресурсах.

Как распознать фейк?

Нередко пользователи интернета сталкиваются с необходимостью определения «липовой» информации. Сделать это можно достаточно просто, особенно набравшись опыта в данном направлении. Порядок действий обычно выглядит следующим образом.

Таким образом, создание фейковых ресурсов преследует множество целей. Это действие является недобросовестным и чаще всего противозаконным.

Источник

Фейковые аккаунты в соцсетях: как выявить и защититься

Фейковый контент что это

Простые способы узнать мошенника за фейковым аккаунтом, сохранив свои деньги и репутацию.

Как только появились соцсети, их наводнили сотни фейковых аккаунтов «Бритни Спирс», «Биллов Гейтсов» и «Филиппов Киркоровых». Поначалу их создатели по большей мере просто развлекались, но практически сразу это переросло в масштабный теневой бизнес, ведь аккаунты знаменитостей быстро набирали подписчиков, и их можно было выгодно продавать. Кроме того, спросом пользовались «мертвые души» для наполнения групп. Так, к 2012 году количество ботов в группах крупных компаний ВКонтакте достигло 76%. Поэтому администрации соцсетей начали активную борьбу с фейками, и сегодня ситуация не столь плачевна, как раньше, но все же фейков хватает, и они приносят немало проблем бизнесу.

Как выявить фейковые аккаунты в Instagram, ВКонтакте, Twitter и других соцсетях? Можно ли (и стоит ли) от них защититься? Именно об этом сегодня пойдет речь.

Что такое фейковые аккаунты и в чем их опасность

2012 год, США

Фейковый контент что это

Фейковый контент что это

Если пользователи просто подпишутся на ленту, это не беда. А если действительно решат, что им выпал один шанс на миллион, и отправят SMS или контактные данные…

2016 год. Владивосток

Соцсети облетела новость, что в городе открывается кафе Starbucks. Менее чем за сутки на «официальную» страницу в Instagram подписалось почти 1,5 тыс. человек. Первым 8 тысячам подписчиков, сделавшим репост, обещали три бесплатных кофе. По факту же кафе не открывалось, и новость оказалась «уткой». Очевидно, что создатели аккаунта хотели набрать подписчиков, переименовать и быстро продать его.

Таких примеров масса. Согласно исследованию Business Insider, в Instagram 8 % аккаунтов фейковые. В Facebook общее количество таких аккаунтов — около 81 млн, или 4,1 % от общего количества профилей. Цифры немалые, особенно если учесть, что за каждым профилем стоит реальный человек, преследующий корыстные мотивы.

Виды фейковых аккаунтов

Фальшивые аккаунты можно разделить на несколько видов:

Что делать

Вот основные причины выявлять и удалять фальшивые аккаунты:

Как идентифицировать фальшивые профили

Соцсети существенно продвинулись в борьбе с накрутками и мошенническими действиями. Многие из них ввели механизм верификации по номеру телефона или кредитной карте и проверки подлинности аккаунта.

В Twitter верифицированные аккаунты помечены специальным значком:

Фейковый контент что это

Аналогичный значок имеют подтвержденные профили в Instagram:

Фейковый контент что это

Не отстает и ВКонтакте — в 2017 году здесь тоже заработал механизм верификации:

Фейковый контент что это

Итак, прежде всего, обращайте внимание на верификацию — если она пройдена, то аккаунт настоящий. Но далеко не все верифицируют профили. Как же быть в этом случае?

Совет 1. Включите здравый смысл

Допустим, вы хотите найти официальную страницу ВКонтакте Дмитрия Медведева. Перед вами два варианта:

Фейковый контент что это

Фейковый контент что это

В случае с очень известными личностями зачастую достаточно поверхностного анализа, чтобы идентифицировать фейк. А вот с не столь раскрученными профилями все сложнее.

Совет 2. Внимание на фото

В реальных профилях люди обычно выкладывают свои фотографии, причем не сразу, а постепенно. Сохраните на компьютер фото с профиля и проверьте его уникальность с помощью Поиска по картинкам Google или сервиса tineye.com. Если фото встречается в разных профилях и на разных сайтах, то, скорее всего, перед вами фейк:

Фейковый контент что это

Совет 3. Изучаем личную информацию

В фальшивых профилях часто не заполнена личная информация или указаны только некоторые данные. Обращайте внимание не только на наличие данных в профиле, но и их суть. Так, может быть указан, например, год рождения 1953, а год окончания школы — 1995.

Совет 4. Анализируем активность

Советуем почитать комментарии и изучить ленту. Фальшивые профили наполняются быстро, и десятки постов могут появиться в течение пары дней. В реальных условиях это маловероятно. Фейки оставляют однотипные комментарии — обычно это какой-то спам или тиражируемый текст.

Фейки подписываются на всех подряд, и если количество друзей переваливает за 5-7 тысяч, то вряд ли перед вами реальный пользователь.

Совет 5. Внимание на друзей

Бывает, что создатели фейков неплохо трудятся над тем, чтобы замаскировать профиль под реального человека. В этом случае обратите внимание на друзей — до них руки могут не дойти, и именно по ним можно идентифицировать бота.

Совет 6. Личный контакт

Это хороший способ проверить, кто стоит за аккаунтом. Допустим, если к вам добавляется человек из вашего города, задайте ему вопрос, ответ на который может знать только местный житель. Боты или отвечают однотипно («Не хотите добавлять, не добавляйте»), или вообще не отвечают.

Совет 7. Используйте специальные сервисы

Вручную проверять каждый аккаунт трудоемко. Если у вас 200-300 подписчиков, то это посильная задача. А как быть, если количество друзей измеряется тысячами? В этом случае помогают специальные сервисы, которые по определенным критериям находят фейковые аккаунты.

Вот некоторые из них:

А в Webartex каждая площадка проходит двухэтапную модерацию – автоматическую и ручную. Пользуясь услугами платформы, рекламодатель может быть уверен в том, что реклама будет размещена только в оригинальных сообществах ВКонтакте и в аккаунтах Twitter, или Webartex вернет все затраченные на публикацию деньги.

При использовании этих или других сервисов советуем перед удалением друзей все же просматривать их профили — сервисы порой ошибаются, и вы можете потерять реальных подписчиков.

Подводим итоги

Фальшивые аккаунты не только рассылают спам и портят статистику SMM-кампаний, но и несут реальную опасность: они распространяют незаконную информацию, наносят вред репутации или мошенническим путем выманивают деньги. Именно поэтому такие профили надо выявлять и сразу обращаться к администрации соцсети, чтобы их забанили.

Желательно еще на этапе добавления в друзья мониторить профили на предмет их «реальности». Кроме того, периодически «чистите» свои группы от просочившихся ботов и фейков. Благо широкий арсенал инструментов позволяет это сделать без особого труда. Соблюдая эти простые рекомендации, вы будете уверены в качестве сообщества и сохраните бюджет.

Источник

Фейки — это ерунда или серьезно?

Фейковый контент что это

Без долгих прелюдий: я считаю, что фейки — зло, они приносят огромный ущерб и с ними надо бороться, особенно в условиях кризисов или жесткой неопределенности (например, во время истерики вокруг COVID-19). Также я считаю, что бороться надо не так, как привыкло наше государство, и еще думаю, что профилактика важнее лечения. Я уверен, что для борьбы с фейками можно применять более современные методы, чем палочная система карательного правосудия, и что фейк фейку — рознь, и надо осознавать природу этих различий.

Эту статью я написал для обеих сторон социального конфликта: и для людей, полагающих, что нельзя ограничивать свободу движения любой информации, и для пары знакомых чиновников, которым хочу дать повод подумать за пределами догмата «запрещать, не пущать и наказывать». В ней есть немного недофилософии, немного юридических аспектов и еще чуток про машинное обучение и искусственный интеллект.

Откуда берутся фейки — кто их придумывает и почему распространяет?

Источники публикаций, вводящих в заблуждение (фейков), разные: кто-то, вероятно, делает это ради шутки, кто-то запускает своеобразный информационный вирус: на фоне тревожной для всех темы люди тиражируют такую информацию массово. Негативные образы наиболее привлекательны: наш ум скорее цепляется за недостатки, чем сосредотачивается на достоинствах. Хотя кто-то наверняка делает это из вредности или, как принято говорить, «в стремлении раскачать конституционный строй».

Но чаще фейки появляются не из злого умысла, а в силу спешки, невнимательности или глупости — из-за механизма «сломанного телефона», когда одни неверно цитируют других, каждый раз добавляя свои детали и интерпретации к оригиналу. Через серию таких цитирований первоначальная информация искажается до неузнаваемости. Пример: Кудрин недавно сказал в интервью РБК, что для борьбы с последствиями кризиса правительство может воспользоваться 30 трлн рублей, который висят на депозитах физлиц — через механизм заимствования, когда банки вместо того, чтобы переиспользовать полученные от вкладчиков средства для выдачи кредитов, купят на них облигации федерального займа — то есть дадут деньги в долг правительству под гарантии. Всем, по идее, должно стать только лучше: деньги пойдут на благо экономики, банки получат гарантии возврата вложенных ими средств (на фоне возросших рисков невозвратов кредитов), а для тех, кто владеет депозитом ничего не изменится. Но некоторые журналисты, пытаясь не столько помочь читателю разобраться, сколько пошуметь и привлечь внимание, первым предложением ввернули фразу «Кудрин предложил использовать деньги со счетов физических лиц», оставив про механизм заимствования где-то в конце и мелким шрифтом. Ну а в соцсетях и чатах это превратилось в «Кудрин предложил отобрать депозиты у людей» — и начались вздохи, возмущения и обсуждения, с кого начнут первым.

Бывают и другие фейки: кто-то хочет на волне паники продать какой-то продукт или препарат. Начинаются публикации про невероятную пользу этого препарата на фоне недоказанного эффекта. Люди в растерянности, хотят во что-то верить и на что-то надеяться, поэтому они хватаются за любую возможность добавить себе уверенности в сегодняшнем и завтрашнем дне. И скупают непроверенный препарат пачками. Иногда кто-то от этого умирает.

Есть и те, кто получает от фейков коммерческую выгоду. Лучше всего это иллюстрируют эпизоды заезженного в последнее время фильма «Заражение» 2011 года про пандемию респираторного вируса: блогер (его играет Джуд Лоу) за деньги опубликовал серию видео, где он сначала якобы болел, а потом излечился от вируса с помощью гомеопатического препарата Форсития. Люди побежали громить аптеки, чтобы добыть хотя бы один пузырек препарата — коммерческую выгоду получил и производитель этого недолекарства, и сам блогер. Все остальные получили только убытки.

Как распознать фейк?

Лучше всего об этом написано в блоге у Максима Ильяхова в заметках по тегу «Пропаганда». Хоть в блоге Максим больше пишет о том, как не попасться на пропагандистские приемы, там много метких наблюдений, которые пригодятся и для распознания фейков (их часто используют именно в пропагандистских целях):

Для меня главный признак фейка — непроверяемость источника, когда нельзя проследить, откуда это пошло, кто это сказал и где первичное исследование, публикация, интервью и т.д. Если источник есть или он хотя бы гуглится по ключевым словам, то можно самому докопаться до правильной интерпретации и фактов.

Многие фейки можно распознать достаточно просто: текст статьи совершенно не соотносится с ее заголовком (кликбейты), в статье присутствуют определенные ключевые слова или фразы (например «Отправьте эту новость своим родным и друзьям» или «Правительство скрывает, но мы знаем правду»), сама новость опубликована на ресурсе, который известен как источник фейков.

Велик ли ущерб от фейков и нужно ли с ними бороться?

Ущерб от фейков, по моему мнению, огромен. Иногда он может выражаться в очень серьезных суммах — например, в 2016 году котировки акций французской компании Vinci упали на 20% (с потерей порядка 7 млрд евро капитализации) из-за фальшивой новости в финансовых СМИ об увольнении финансового директора фирмы. Об этом писали Ведомости.

Фейки смущают умы людей, ввергают их в панику и побуждают принимать неверные, а иногда и опасные решения (снова вспомним жителя Аризоны, отравившегося хлорохином для очистки аквариумов). И это касается не только ложных новостей в СМИ — это относится и к другим видам злонамеренного контента, гуляющего по соцсетям: слухам, дезинформации и пропаганде (а она бывает не только правительственная).

У каждого, наверное, есть пара чатов в мессенджерах, где люди делятся новостями, мнениями и ссылками. У меня в одном таком чате собралось несколько ярых оппозиционеров и они постоянно подкидывают какие-то статьи про то, что коронавирус придумали власти предержащие, изолироваться смысла нет, маски носить и руки мыть не надо — будто бы всех нас хотят таким образом приучить к покорности, чипировать и вообще загнать в лагеря. Даже если опасность коронавируса преувеличена и это лишь серьезное ОРВИ вроде гриппа, а не чума 21 века, все меры по борьбе с ним являются разумными — они снижают заболеваемость и негативные исходы не только от коронавируса, но и от других инфекций, которые с приходом коронавируса никуда не исчезли. Если люди будут прислушиваться к подобным безосновательным и вредным призывам, то это обесценит все усилия властей по нормализации ситуации.

Игнорировать фейки нельзя — люди склонны верить не тому, что истинно, а тому, о чем больше говорят. И люди склонны верить плохому больше, чем хорошему — поэтому современная информационная повестка настолько негативна, она вызывает больше эмоций.

Нужны ли законодательные меры против фейков?

С ограничением свободы публикации информации — как и с любым ограничением вообще — следует быть аккуратным. Очень легко перейти грань и начать бомбить неугодных вместо борьбы со злом. И в том, и в другом случае это (объективно — вездесущая) цензура, только цели ее применения разные.

Фейки — зло и бороться с ними определенно нужно. В текущих тревожных обстоятельствах — особенно. И без законодательных мер это делать трудно, т.к. люди, не ощущающие ответственности за свои поступки, способны на худшее. Однако, во-первых, правоохранителям не надо замахиваться сразу на уголовную ответственность по 207.1 УК РФ (административная ответственность тоже может быть весьма чувствительной и у нас на этот счет есть пп. 9 и 10 ст. 13.15 КоАП), а во-вторых, расследовать правонарушения по этим статьям надо не так, как у нас в России иногда бывает — собирая доказательную базу на коленке и принимая потом решения по неким странным «понятиям» (если дело на тебя возбудили, значит, ты неправ) вместо того, чтобы делать все по букве и духу закона.

Увы, когда я так говорю, я не фантазирую и не иду на поводу «оппозиционной повестки». В свое время я 8 лет проработал на госслужбе, а потом, через какое-то время после увольнения, защищал интересы бизнеса по административным правонарушениям в сфере экономики, поэтому насмотрелся на работу отдельных наших правоохранителей и с той, и с другой стороны. И это по экономическим статьям — где и подготовка людей лучше, и рассмотреться можно в довольно компетентных арбитражных судах. А в судах общей юрисдикции, где рассматриваются дела по тем же репостам в отношении граждан, с правосудием бывает туго: что до суда дойдет в материалах дела, то и попадёт в решение (приговор) по принципу copy-paste. Даже президент РФ в июне 2018 года на прямой линии высказывался против происходящего местами «маразма и абсурда», а потом на этот счет выразил мнение и Пленум Верховного суда, объяснив в своем постановлении, что надо как минимум доказать умысел и определить мотивацию, а также исследовать сведения о деятельности человека до и после размещения информации.

Насчет разграничения административной и уголовной ответственности за распространение фейков Верховный суд не далее как 21 апреля тоже высказался в своем обзоре. Правда, очень обтекаемо: попробуйте сами догадаться, в чем разница (см. вопрос №13 внизу страницы 15 обзора).

Я вовсе не хочу принизить значение работы правоохранителей по расследованию преступлений, тех же убийств или краж. Несмотря на то что бывают отдельные случаи, когда никто ничего не находит (или не хочет найти), нам однозначно лучше с текущей системой правоохранения, чем без нее. В ней работают такие же люди, как мы: в целом хорошие и добросовестные. В конце концов, в случае проблем мы всегда обращаемся к ним (правда, иногда получаем ответ в духе «когда убьют, тогда и приходите»). Проблема у правоохранителей возникает, как правило, именно там, где не все до конца понятно, кто и что на самом деле сказал или написал и почему, был ли у него умысел или нет, когда присутствуют сложные логические цепочки и технологические нюансы. Поэтому иногда берут не того, кто виноват, а того, до кого легче добраться, вне зависимости от вины последнего. Скажем, просто заблокируют 2 подсети DigitalOcean по 65 тыс. IP (чьих-то сайтов или сервисов) ради одного неугодного мессенджера.

При всей насущности законодательных мер борьбы с фейками, надо не забывать, что существует целый пласт псевдоновостного юмора (и да, это бывает весьма смешно), когда описание некоего происшествия намеренно доводится до абсурда или какому-то лицу приписывается заведомо ложное и абсурдное высказывание — такого полно и в телеге (заблокирована на территории России), и в соцсетях, и на сайте той же Панорамы.

Иногда такой юмор тоже может нанести вред. После серии репостов (и дописок к ним) такие заметки превращаются в те самые обычные вредоносные фейки, поскольку оговорки о том, что это шутка, обычно в ходе пересылок утрачиваются.

Если не бить за фейки по рукам, то что делать?

Напомню, что согласно ст. 1.2 КоАП одной из задач административного законодательства является «предупреждение административных правонарушений», а согласно ч. 1 ст. 2 УК РФ одной из задач уголовного законодательства является «предупреждение преступлений». То есть глобальная цель правоохранительной деятельности, уже прописанная в нашем законодательстве, заключается не в том, чтобы посадить всю страну в лагеря, а наоборот, сделать так, чтобы преступления не совершались. Остается только руководствоваться именно этой целью, а не страхом нагоняя сверху за невыполненный план или за прекращенное по объективным причинам дело.

Как и с болезнями, лучше заниматься профилактикой, а не лечить. Вместо создания бодишопов по анализу неугодного контента в сети лучше заняться созданием автоматических систем анализа контента и направления адресных предупреждений его распространителям. Может быть, помочь участникам сферы массовой информации создать такие системы у себя. В конечном счете, лучше заблокировать фейк, чем наказать за его распространение.

Как выявлять фейки автоматически?

Задачу распознавания фейков решают классификаторы, обученные с помощью алгоритмов машинного или глубокого обучения. В общем случае они получают на вход текст статьи со всеми метаданными (заголовок, автор, рубрика, ссылки на источники, дата публикации) и выводят оценку, насколько данная статья похожа на фейк или реальную новость.

В разработке подобных моделей нет ничего необычного: необходимо собрать данные для обучения (с разметкой их истинности или ложности), определиться с набором атрибутов, выбрать алгоритм обучения, настроить параметры. Как правило, фейковые новости распространяются по сети иначе, чем правдивые, и этот факт можно использовать для обучения модели — добавить в перечень атрибутов сведения о последующей «жизни» новости: репосты, лайки, данные пользователей, которые продвигают новость и т.д.

Поскольку данные представляют собой текст на естественном языке, для превращения его в «фичи» необходимо использовать алгоритмы обработки естественного языка (Natural Language Processing, NLP). Например, можно разбивать текст на n-граммы (последовательности слов или символов длины n) или представлять его как “мешок слов” и искать не последовательности, а просто набор определенных терминов, которые вместе чаще встречаются в фейках, чем в реальных новостях. Интересный подход извлечения признаков основывается на идее связности текста в теории риторических структур: в качестве признаков используются метки фрагментов текста типа «обоснование», «уступка», «детализация», «контраст».

Существуют и более сложные алгоритмы обработки естественного языка, когда смысл текста кодируется точкой в многомерном пространстве – превращается в вектор с 300-500 параметрами. С помощью такого подхода можно сравнивать, например, насколько текст новости соотносится с заголовком или насколько одна новость похожа на другую.

Более «прозрачный» подход основан на факт-чекинге. При автоматическом факт-чекинге применяется сравнение с доверенными источниками (скажем, с Википедией — понимая при этом, что она тоже не лишена недостатков), при краудсорсинговом факт-чекинге валидацию на истинность осуществляет большое количество людей, а ПО помогает свести в одно месте результаты этих проверок и автоматизировать публикацию. Например, Марк Цукерберг не так давно писал в своей ленте, что сотрудничает с 60 организациями для проверки новостей на 50 языках. Правда, этого бывает недостаточно — на Хабре была заметка про то, что Facebook пропускает дезинформацию из-за нехватки людей.

Меры по борьбе могут быть и организационными (правиловыми). Например, на Хабре уже писали, что WhatsApp позволяет теперь пересылать популярные сообщения только одному человеку за один раз. При этом «популярным» WhatsApp считает сообщение, которое отправляется через цепочку 5 и более людей.

Автоматические инструменты в теории могут быть весьма результативными: например, Fakebox проводит классификацию на валидационных выборках с точностью выше 95% (в реальном мире на проде цифры могут быть не такими красивыми). Есть и более сложные случаи, и более сложные системы для их классификации. Они решают, насколько можно доверять отдельно тексту статьи, отдельно заголовку и отдельно автору. Точность работы таких систем существенно ниже: для текстов не превышает 65%, для заголовков – 85%, для авторов – 61% (источник). Это означает, что часть фейковых новостей не будет распознана вообще, а часть правдивых новостей будет помечена как фейки.

Аналитические инструменты для выявления фейков в последнее время широко разрабатываются. Есть разные модели с разными архитектурами: Fakebox, FakeDetector, TriFn и другие. Существуют организации, в том числе международные, которые уже давно занимаются ручным поиском и разоблачением фейков: Международная сеть проверки фактов (International Fact-Checking Network), сайт Snopes и др.

Однако надо понимать, что у таких технологий есть и побочные эффекты в виде ложноположительных результатов: иногда заблокированным оказывается и настоящий, не фейковый контент. Увы, это неотъемлемая особенность вероятностных моделей на основе неполной информации, которые не могут дать 100% точности. Чтобы повысить эффективность борьбы — больше блокировать фейки и меньше удалять настоящий контент — нужно прежде всего хорошо поработать над входными данными и затем обеспечить их корректный учет в моделях. Машинное обучение — не волшебный ящик, который сам разберется, где правда. Это мощный инструмент, который требует бережного обращения и внимательной настройки.

А есть что получше?

Если понимать борьбу с фейками не только как работу конкретного алгоритма или конкретные действия по отношению к конкретному кусочку текста (или конкретному человеку), то серьезную роль в победе над фейками может сыграть просвещение — распространение правдивой информации: о коронавирусе, о ситуации в стране, о мерах, принимаемых компаниями и правительствами, а также о том, почему именно такие решения были приняты, а не другие.

Лучший инструмент борьбы с фейками — правда. Нужно не бояться публиковать честную статистику и освещать на всех доступных площадках честную информацию, не утаивая и не преувеличивая свои успехи.

Честность — это очень важно. Люди видят, что происходит вокруг, они не идиоты. Если говорить про то, что мы добились невероятных успехов и на каждом углу продают маски по 10 рублей, а ВВП, несмотря на остановку производственных цепочек, вырос на 10%, то люди элементарно перестанут верить государству и начнут верить фейкам. И вот так — своими фейками против других фейков — лучше не бороться. А если обильно и честно делиться информацией, составлять инструкции на человеческом языке, объяснять, как и что работает — как делает, например, тот же Алексей Водовозов, тогда и пространства для домыслов останется куда меньше.

Можно ли разговаривать с людьми правильно, чтобы они мотивированно (а не из-под палки) делали то, что хочет государство и у них не сводило скулы от кислоты канцелярита? Можно и нужно — об этом рассказывает c примерами Ильяхов на проекте Говорит государство и еще в начале 20 века писала гениальная Нора Галь в книге «Слово живое и мертвое».

Вообще, я уверен, что открытость корпораций и представителей власти, масштабная работа с населением не в позиции сверху вниз, а на равных, и ответы на волнующие людей вопросы понятным человеческим языком могут помочь в борьбе с недостоверной информацией больше, чем совершенствование алгоритмов или любые карательные меры.

Спасибо krinistopen и wordvictor за массу ценных дополнений и замечаний.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *