Фет бабочка о чем
Анализ стихотворения «Бабочка» Фета.
Стихотворение “Бабочка” было написано в 1884 году и является ярким образцом раннего периода творчества поэта.
История создания
А.А. Фет черпал вдохновение из образов природы и животных, одушевлял их и поэтизировал, заставляя читателя чувствовать и сопереживать происходящим событиям.
В стихотворении А.А. Фет воспевает ценность мгновения жизни, которым живет беззаботная и легкомысленная бабочка. Ведь человеческая жизнь весьма скоротечна, поэтому необходимо успеть увидеть ее красоту и очарование.
Читайте по теме:
Композиция
Произведение А.А. Фета «Бабочка» состоит из трех катренов с перекрестной рифмовкой и особенностью произведения является разная длина строк: они написаны пятистопным и двустопным ямбом. Такая организация помогает автору создать эффект легкости, порхания, невесомости, передать беззаботное настроение. По смыслу произведение можно разделить на две части: небольшое описание красоты бабочки, которое перетекает в философские размышления о том, зачем и для чего она порхает. Однако это вопрос, на которого нет ответа.
Стихотворение “Бабочка” относится к пейзажной лирике, она порой сочетается с философским вопросами, основной тематикой которых являются авторские мысли о скоротечности человеческой жизни и красоте счастливых мгновений.
Средства выразительности
А.А. Фет использует основные средства выразительности, с помощью которых достигает наибольшего эмоционального отклика у читателя.
Эпитеты
Поэт использует эпитеты, позволяющие оценить легкость и воздушность мгновений полета бабочки («живое мигание», «цветок легкий»).
Олицетворение
Основным приемом в стихотворении является олицетворение, при помощи которого прекрасная бабочка наделяется легким и беззаботным характером.
Метафоры
Благодаря метафоре в произведении А.А. Фета образ бабочки становится все более выразительным: «воздушное очертанье», «бархат» ее крыльев с «живым миганьем».
Афанасий Фет — Бабочка: Стих
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем —
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот — дышу.
Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.
Анализ стихотворения «Бабочка» Фета
Стихотворение «Бабочка» относится к раннему периоду творчества Фета. В сознании молодого поэта будущее представлялась открытой книгой, он был полон радужных надежд. Трудности жизни еще не успели наложить свой отпечаток на его душу. Поэтому произведения Фета этого периода очень чисты и радостны. Они написаны под влиянием непосредственных наблюдений и ощущений.
В основе стихотворения лежит монолог бабочки, ее ответы на предполагаемые вопросы лирического героя. В будущем Фету предстоит оттачивать свое мастерство в таком художественном приеме. В большинстве произведений поэта наличие человека только угадывается по косвенным признакам. В стихотворении также проявился талант поэта обращать пристальное внимание на любую, самую незначительную деталь.
Центральный персонаж произведения — представительница живой природы. Природный мир Фет ставит вровень, а порою даже выше человеческого. Бабочка подтверждает мнение наблюдателя, что она представляет собой само совершенство. Если человек прикладывает множество усилий, для того чтобы выглядеть лучше, то бабочка прекрасна с самого момента своего появления на свет. Эта прирожденная красота слагается из минимума деталей: «воздушное очертанье», «бархат» и «два крыла». К идеальному образу больше нечего прибавить или отнять.
Бабочка подобна неуловимому мгновению. Она просто внезапно появилась без какой-либо определенной цели и смысла. Ее переполняет радость от собственного существования. Возможность дышать и наслаждаться цветочным нектаром — предел желаний бабочки. Для нее не существует понятий времени и пространства. «Надолго ли… дышать хочу?» — бессмысленный для прекрасной бабочки вопрос. Ей достаточно одной возможности взлететь и вновь продолжать полет в любом направлении. Запечатленное мгновение — еще одна характерная особенность лирики Фета.
В стихотворении «Бабочка» заложены центральные воззрения автора на природу. Поэт боготворил животный и растительный мир, потому что они развиваются по естественным законам. Жизнь человека трудна, так как люди сами создают себе проблемы. Фет призывает научиться у природы жить в радости и не заботиться ни о чем. Конечно, это чересчур идеалистический и наивный взгляд, но, согласно поэту, он может служить ориентиром для человеческого самосовершенствования.
Фет «Бабочка» анализ стихотворения
Краткий анализ стихотворения «Бабочка» Фет для 4 класса поможет понять какая основная мысль, год написания, средства выразительности, композиция, план. Вопросы к стихотворению Фета помогут заполнить читательский дневник и запомнить всю информацию.
Фет стихотворение «Бабочка» анализ
Автор — Фет А.
Год написания — 1884
Жанр: лирическое стихотворение
Лирика — пейзажная
Композиция – стихотворение состоит из трех четверостиший.
Стихотворный размер – ямб с перекрёстной рифмой.
Главная мысль стихотворения «Бабочка» — жизнь прекрасна и нужно ценить каждый момент.
Идея — природа вокруг нас восхитительна
Стихотворение построено в форме диалога между лирическим героем и одной из бабочек. Герой интересуется у бабочки, откуда она родом, как появилась на свет и куда торопиться. Бабочка в стихотворении выступает символом свободы и беззаботности. Она красивая, изящная и беззаботная, наслаждается каждым мигом жизни.
Средства художественной выразительности «Бабочка»
Чему учит стихотворение «Бабочка»?
Стихотворение учит любить прекрасное, наслаждаться красотой природы.
«Бабочка» стихотворение
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем —
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот — дышу.
Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.
Афанасий Фет — Бабочка: Стих. «Бабочка», анализ стихотворения Фета
По жанровой направленности произведение представляет собой пейзажную лирику в сочетании с философским элементами, основной тематикой которой являются авторские размышления о краткости человеческой жизни и проявлениях счастливых мгновений.
Композиционная структура стихотворения выстраивается в форме воображаемого диалога лирического героя, от лица которого ведется повествование, с увиденной бабочкой.
Стихотворным размером произведения является форма пятистопного ямба с включением двустопного ямба и смягчающего пиррихия, что позволяет ускорять на протяжении повествования поэтическую ритмику, создавая впечатление легкости, полета и возвышенного звучания стиха.
Отличительной особенностью стихотворения «Бабочка», которая подчеркивает эпическую атмосферу произведения, является отсутствие привычной рифмовки, поскольку стих представляется в свободной форме в виде длинной строки, напоминающей античный гекзаметр, имеющей размеренное, торжественное и неторопливое звучание. При этом стихотворная строка лишена завершенности и поэт использует форму синтаксического распада и переноса слов на следующую строку в виде анжанбемана, создающего ощущение реального мигания и взмаха крыльев бабочки.
Среди средств художественной выразительности в стихотворении присутствуют многочисленные олицетворения, развернутые метафоры, а также неповторимые эпитеты, которые изображают царственные узоры крыльев бабочки. Кроме того, поэт использует глагольные формы и деепричастные обороты, иллюстрируя незавершенность действия и подчеркивая быстротечность изображаемого момента.
Передавая отношение лирического героя к увиденной картине окружающей природы, поэт применяет особую языковую, синтаксическую и ритмическую стихотворную организацию, используя различные формы предложений в виде неполных синтаксических конструкций, а также бессоюзных предложений, осложненных повторами и однородными членами, придающих повествованию и центральному образу бабочки воздушность и величественность.
Особая роль отводится в стихотворении звукописи, которая представляется поэтом обилием свистящих и шипящих звуков, в том числе переднеязычных, позволяющих прочувствовать взмах крыльев бабочки и изображающих гармоничность, спокойствие природного пейзажа.
Описывая природное очарование бабочки, поэт символизирует ее воздушный, неуловимый, изящный образ с мимолетными, короткими, счастливыми жизненными моментами, которые характеризуют поэтическое вдохновение, нереальность фантазий автора, выраженных в импрессионистической лирике.
Анализ стихотворения Афанасия Фета «Бабочка»
Литературоведы называют все творчество А. А. Фета импрессионистическим. Фетовские стихи отличаются яркими и удачными сравнениями, а также чуткими описаниями природы. Поэт всегда тонко чувствует переломный момент и очень точно его описывает. Таким образом, Фета можно назвать одним из лучших лириков природы.
Стихотворение «Бабочка» написано ранней весной, когда все оживает и появляются первые зеленые краски на черной земле. В этот момент расцветают первые цветы и личинки превращаются в прекрасных бабочек.
Стихотворение построено в форме диалога между лирическим героем и одной из бабочек. Герой интересуется у бабочки, откуда она родом, как появилась на свет и куда торопиться. Если внимательно читать стихотворение, то можно подметить, что это всего, лишь риторические вопросы, ответ на которые знать необязательно. И на самом деле лирический герой не стремится выслушать бабочку, ведь он отлично знает, откуда она взялась и куда направляется.
Литературоведы, в сравнении с творчеством других поэтов сравнивают «Бабочку» Фета со «Стрекозой» Крылова. Отмечая, что бабочку никто не будет критиковать за ее «беззаботность», как это делает Муравей в басни «Стрекоза». Беззаботность и легкомыслие бабочки можно сравнить с поведением ребенка, который просто живет этим моментом и мало о чем заботится.
Возникает логический вопрос: «А почему Фет выбрал именно бабочку, ведь «беззаботных» насекомых и животных предостаточно?». Все очень просто: бабочка – насекомое, которое оживает только в весенний период и живет очень недолгую, но беззаботную жизнь.
Возможно, А. А. Фет хотел сравнить с появлением бабочек наступление первых весенних дней, когда вся земля просыпается от зимней спячки. Кроме этого, лирический герой видит прекрасную бабочку лишь мгновение, тем самым подчеркивая короткий отрезок пробуждения, недоступный для занятого человека.
Глаголы «дышу» и «дышать хочу» символизируют момент насыщения организма чистым и свежим воздухом весны. Но лирический герой боится испортить момент, поэтому сидит неподвижно, чтобы случайным взмахом руки не прогнать необычного чувства.
Форма стиха, как и его замысел, весьма необычны: короткие строки заменяются длинными, как бы символизируя хаотические движения бабочки и переменчивое дыхание лирического героя. Таким образом, Фету удалось передать удивительное чувство беззаботности и краткость момента наступления весны в своем небольшом стихотворении «Бабочка».
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ ФЕТА «БАБОЧКА» Урок
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ ФЕТА «БАБОЧКА». 5 КЛАСС
Кто из нас в детстве не ловил бабочек или не любовался их весёлым порханием на залитом солнцем лугу. Вместе с бабочками приходило долгожданное и яркое лето, а с ним и каникулы … и вообще бабочки ассоциировались с теплом, красотой, беззаботностью. Поэтому обращение к образу бабочки на уроке литературы приятно и радостно, и работа со стихотворением А. Фета «Бабочка» дарит нам положительные эмоции и энергию.
Начинаем урок вопросом:
Понравилось ли вам стихотворение? От чьего лица оно написано? Стихотворение нравится детям своей мелодичностью, языком. «Красиво написано» — говорят они. А написано оно от лица бабочки. К кому оно обращено? (К человеку, который остановился перед бабочкой.) Что же заставило его остановиться, замереть перед бабочкой? (Её красота и изящество.) Давайте попробуем описать эту бабочку. Но сначала найдём в стихотворении те строчки, в которых она сама себя описывает. Ты прав. Одним воздушным очертаньем Я так мила. Весь бархат мой с его живым миганьем — Лишь два крыла. Какие слова и выражения рисуют бабочку? («Воздушное очертанье», «бархат … с живым миганьем»). Почему наряд бабочки назван бархатом? (Крылья бабочки покрыты ворсинками, которые напоминают бархат.) А что подразумевается под «живым миганьем»? (Бабочка трепещет крылышками, и узор на них переливается под лучами солнца, «мигает», постоянно меняясь.) Что заставляет человека любоваться «воздушным очертаньем» бабочки? (Она лёгкая, подвижная, её порхание в воздухе и над цветком напоминает танец, и это делает её милой и привлекательной.] Какие ещё строчки помогают увидеть красоту бабочки? Она готова, «сверкнув», раскинуть крылья и улететь. Слово сверкнув помогает почувствовать и красоту героини, и её непостоянство и лёгкость. Как вы думаете, почему в стихотворении нет подробного описания бабочки, а есть только отдельные детали её «портрета»? Наверно, потому, что видит её поэт всего несколько секунд и успевает заметить только «воздушное очертанье» и «живое миганье» бархата крыльев. И всё-таки мы видим эту бабочку. Попытаемся её описать: ведь у нас есть выразительные детали её «портрета». Она нарядная, красивая. У неё большие резные крылья с острыми концами, узор на крыльях яркий: он напоминает завитки, опушённые чёрными и белыми ворсинками. На каждой стороне крыла он свой. У бабочки длинные усики, пушистое тёмное брюшко.
Обратите внимание на то, как построено стихотворение. Сравните длину первой и третьей строчек в строфе. (Первая и третья строчки длинные, вторая и четвёртая короткие.) Как вы думаете, для чего поэт использует чередование длинных и коротких строк? (Мы будто видим, как складываются и раскрываются крылья бабочки, чувствуем, как она дышит.)
Стихотворение Фета представляет собой как бы неполный диалог: мы слышим ответ бабочки человеку, но не слышим его вопросов к ней. Давайте пофантазируем и попробуем восстановить недостающую часть диалога. Что мог говорить поэт бабочке, о чём спрашивать её? В этом нам помогут слова самой бабочки. Перечитаем первую строфу. Что же говорил человек бабочке, судя по её ответу? Видимо, он восхищался её красотой, говорил о лёгкости её полёта. Попробуем придумать поэтические строчки в духе стихотворения Фета. Наряду с простейшими предложениями «Как ты красива», «Никогда не видел такой красоты» дети придумывают и такое: «Красавица в чудесном одеянье, как хороша», «Прекрасным бархатом одета — ты так мила!».
Перечитаем вторую и третью строфы. Что они нам подсказывают для недостающего диалога? В них есть вопросы, которые задавал автор бабочке: Не спрашивай: откуда появилась? Куда спешу? Здесь на цветок я лёгкий опустилась И вот — дышу. Надолго ли, без цели, без усилья, Дышать хочу? Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья И улечу.
Поэзию Афанасия Афанасьевича Фета принято называть импрессионистской, потому что стихи этого поэта отличаются полутонами: почти невозможно встретить яркого проявления какого бы то ни было состояния природы. Это всегда незримый переход из одного состояния в другое. Особенно яркими в этом смысле можно считать произведения Фета о весне.
Стихотворение «Бабочка» можно смело отнести к весенним мотивам, ведь именно весной появляются первые цветы и начинают порхать первые бабочки. Стихотворение напоминает диалог, точнее говоря, его продолжение. Как будто автор спрашивал у бабочки, откуда она, куда спешит и надолго ли прилетела. На самом деле поэту неважны ответы на эти вопросы, ведь ему уже удалось уловить сам миг появления бабочки, как будто она возникла из ниоткуда и вновь отправится в никуда.
Наверняка, многие помнят знаменитую героиню басни Ивана Андреевича Крылова Стрекозу. Ее беззаботность и неприспособленность к жизни стали предметом издевательства со стороны Муравья и поводом для осмеяния самим автором. Но таков закон басни: легкомыслие — это порок, а значит, должен быть подвергнут остракизму. Героиня стихотворения Фета живет «без цели, без усилья», но ее легкомысленность вызывает совсем другое отношение: никому не придет в голову осуждать бабочку. Это как будто наругать ребенка за то, что он не думает о завтрашнем дне, а живет только сегодняшним.
Почему именно бабочка становится героиней стихотворения? Очевидно, потому, что бабочка — существо эфемерное, и поэту удалось запечатлеть ее в тот самый «миг между прошлым и будущим», который, согласно известной песне, и «называется жизнь». Ощущение мимолетности подчеркивается и описанием самой бабочки: здесь нет детального подробного портрета, ведь герой видит бабочку всего несколько секунд. Этого достаточно, чтобы заметить только «воздушное очертание» и на крыльях «бархат с живым мерцаньем». Эти, в общем-то, скудные детали описания позволяют каждому читателю представить именно свою бабочку, которую он когда-то видел.
Ощущение хрупкости передается с помощью форм слова «дышу» и «дышать хочу». Это звучит как своеобразное предупреждение: дескать, вот сейчас я дышу, но одним движением руки можно все испортить, можно меня погубить, а я «дышать хочу», то есть жить, летать и радовать всех своей красотой. Конечно, тема красоты — одна из главных в творчестве Афанасия Фета. Такие стихотворения, как «Шепот, робкое дыхание. «, «Это утро, радость эта. «, можно с уверенностью назвать гимном красоте. Но «Бабочка» запечатлела именно мимолетную, сиюминутную красоту, поэтому так и хочется воскликнуть словами Фауста из одноименной пьесы Иоганна Вольфганга Гёте: «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!»
Осталось сказать несколько слов о форме стиха. Чередование длинных и коротких строк как будто передает прерывистое дыхание бабочки, только что порхавшей, а теперь присевшей на легкий цветок, чтобы через мгновенье, «сверкнув, раскинуть крылья» и улететь. Сама же форма стиха, возможно, вызовет ассоциацию с формой крыльев бабочки, ведь длинная, а потом короткая строка создают некое подобие треугольника, что и создает основу для формы крыла.
Так Фету в своем стихотворении, довольно простом для восприятия и небольшом по объему, удалось передать целую гамму чувств: и восхищение красотой, и осознание хрупкости бытия, и любовь к жизни.
Средства выразительности
Для описания природных явлений поэт использует привычные тропы:
К ним добавляется лексический повтор “еще”, который создает синтаксический параллелизм и используется для того, чтобы сделать акцент на главной мысли произведения: предощущая изменения в природе, человек знает, что они постепенны, они не могут произойти моментально.
Анализ стихотворений«Еще земли печален вид» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко – тема, идея, жанр
Анализ стихотворений«Густой зеленый ельник» анализ стихотворения Бунина по плану кратко – жанр, тема, идея
«Бабочка» А.Фет
Раннее творчество Афанасия Фета многие критики сравнивают с импрессионизмом в живописи. И в этом нет ничего удивительного, потому что стихи этого поэта, датированные 1838-1856 годами, отличаются удивительной метафоричностью, изяществом и чистотой. Действительно, до определенного момента Афанасий Фет видел мир под особым углом зрения, обращая внимание на каждую мелочь и восхищаясь такими простыми вещами, как шепот листьев, теплый дождь и зеленая трава. Именно к этому периоду творчества относится его стихотворение «Бабочка», которое по праву считается одной из наиболее запоминающихся и удачных зарисовок с натуры.
Правда, следует отметить, что Фет, как и многие его предшественники, очень часто наделял окружающие предметы и явления чертами человеческого характера. Героиня его произведения – обычная бабочка. Однако по стечению обстоятельств она ведет с поэтом диалог и отвечает на вопросы, которые так и не были озвучены.
«Ты прав. — Одним воздушным очертаньем я так мила», — утверждает бабочка и при этом признается, что все ее очарование скрывается в двух хрупких крылышках, бархатных и удивительно нежных. При помощи нескольких изящных штрихов воссоздав образ восхитительной бабочки, автор постепенно подводит читателей к мысли о том, что это неземное существо своей красотой напоминает женщин. Однако это сравнение было бы неполным без дополнительных аргументов, и поэт с легкостью приводит их, утверждая, что жизнь бабочки, как и светской львицы, полна новых впечатлений и развлечений.
«Не спрашивай: откуда появилась? Куда спешу?», — эти слова, приписанные бабочке, с равным успехом могли произнести и юная девушка, которую постигли первые жизненные разочарования, и записная кокетка, флиртующая на балу с очередным поклонником. Действительно, внутренний мир женщины весьма переменчив и непредсказуем, что отражается и на ее поступках. Поэтому неудивительно, что Фет видит отчетливую взаимосвязь между двумя этими существами. Практически каждая представительница слабого пола время от времени задается вопросом: «На долго ли без цели, без усилья, дышать хочу?». То есть, жизнь женщин, по мнению автора, также пуста и необременительна, как и существование бабочки. Но при этом поэт отдает должное тому, что именно женщины являются украшением любого общества, так же, как и бабочки придают цветку особую изысканность и романтичность. Но все меняется, и пройдет совсем немого времени, как женское непостоянство даст о себе знать: «Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья и улечу».
Размер и рифмовка
Стихотворение представляет собой элегический дистих. Оно написано с правильным чередованием античных размеров гекзаметра (размер эпоса Гомера) и пентаметра, содержащих соответственно 6 и 5 ударных слогов. Строки разделены посредине клаузулой (паузой). Такой ритм делает повествование основательным и размеренным, а стихотворения похожи на античные независимо от содержания. Античность не знала рифмы, нет её и в стихотворении «Бабочка».
По писателю: Набоков Владимир Владимирович
«Бабочка», анализ стихотворения Фета
Поэзию Афанасия Афанасьевича Фета принято называть импрессионистской, потому что стихи этого поэта отличаются полутонами: почти невозможно встретить яркого проявления какого бы то ни было состояния природы. Это всегда незримый переход из одного состояния в другое. Особенно яркими в этом смысле можно считать произведения Фета о весне.
Стихотворение «Бабочка» можно смело отнести к весенним мотивам, ведь именно весной появляются первые цветы и начинают порхать первые бабочки. Стихотворение напоминает диалог, точнее говоря, его продолжение. Как будто автор спрашивал у бабочки, откуда она, куда спешит и надолго ли прилетела. На самом деле поэту неважны ответы на эти вопросы, ведь ему уже удалось уловить сам миг появления бабочки, как будто она возникла из ниоткуда и вновь отправится в никуда.
Наверняка, многие помнят знаменитую героиню басни Ивана Андреевича Крылова Стрекозу. Ее беззаботность и неприспособленность к жизни стали предметом издевательства со стороны Муравья и поводом для осмеяния самим автором. Но таков закон басни: легкомыслие — это порок, а значит, должен быть подвергнут остракизму. Героиня стихотворения Фета живет «без цели, без усилья», но ее легкомысленность вызывает совсем другое отношение: никому не придет в голову осуждать бабочку. Это как будто наругать ребенка за то, что он не думает о завтрашнем дне, а живет только сегодняшним.
Почему именно бабочка становится героиней стихотворения? Очевидно, потому, что бабочка — существо эфемерное, и поэту удалось запечатлеть ее в тот самый «миг между прошлым и будущим», который, согласно известной песне, и «называется жизнь». Ощущение мимолетности подчеркивается и описанием самой бабочки: здесь нет детального подробного портрета, ведь герой видит бабочку всего несколько секунд. Этого достаточно, чтобы заметить только «воздушное очертание» и на крыльях «бархат с живым мерцаньем». Эти, в общем-то, скудные детали описания позволяют каждому читателю представить именно свою бабочку, которую он когда-то видел.
Ощущение хрупкости передается с помощью форм слова «дышу» и «дышать хочу». Это звучит как своеобразное предупреждение: дескать, вот сейчас я дышу, но одним движением руки можно все испортить, можно меня погубить, а я «дышать хочу». то есть жить, летать и радовать всех своей красотой. Конечно, тема красоты — одна из главных в творчестве Афанасия Фета. Такие стихотворения, как «Шепот, робкое дыхание. «. «Это утро, радость эта. «, можно с уверенностью назвать гимном красоте. Но «Бабочка» запечатлела именно мимолетную, сиюминутную красоту, поэтому так и хочется воскликнуть словами Фауста из одноименной пьесы Иоганна Вольфганга Гёте. «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!»
Осталось сказать несколько слов о форме стиха. Чередование длинных и коротких строк как будто передает прерывистое дыхание бабочки, только что порхавшей, а теперь присевшей на легкий цветок, чтобы через мгновенье, «сверкнув, раскинуть крылья» и улететь. Сама же форма стиха, возможно, вызовет ассоциацию с формой крыльев бабочки, ведь длинная, а потом короткая строка создают некое подобие треугольника, что и создает основу для формы крыла.
Так Фету в своем стихотворении, довольно простом для восприятия и небольшом по объему, удалось передать целую гамму чувств: и восхищение красотой, и осознание хрупкости бытия, и любовь к жизни.
Тема, основная мысль и композиция
Образ бабочки в творчестве Набокова, пожалуй, самый важный. Бабочка символизирует красоту и недолговечность. Она – произведение искусства, созданное самой природой. Тема красоты, вечности и искусства традиционна для элегии. Мысль лирического героя плавно перетекает от описания бабочки к её месту в мире, дальше взгляд лирического героя расширяется до целой вселенной (ночь и зори), а затем уходит вглубь самого героя. Он перечисляет значимые для него вещи: берёзовая северная роща (родина), любовь, вечная юность (а значит – и страх смерти), жизненное предназначение (образ Серафима). В последних строках, завершающих 12-строчное стихотворение, — главная тайна. Узнавание – вот главная цель творчества, да и самой жизни.
Стихотворение принадлежит к направлению модернизма.