Фертом не ходят сохой орущие что значит
Самая удивительная буква русской азбуки
Сейчас вы удивитесь.
Раскройте томик стихов А. С. Пушкина на известном стихотворении «Сквозь волнистые туманы. «. Возьмите листок бумаги и карандаш. Подсчитаем, сколько в четырех первых его четверостишиях содержится разных букв: сколько «а», сколько «б» и т. д. Зачем? Увидите.
Проделаем тот же опыт с чудесной неоконченной сказкой Пушкина о медведе: «Как весеннею теплою порою. «.
В ней также 60 букв «п», еще больше «к» и тем более «в». Но буквы «ф» и тут вы не обнаружите ни единой. Вот это уже становится странным.
Не стоит считать дальше. Я просто скажу вам: возьмите «Сказку о попе. «. Среди множества различных букв вы «ф» не встретите, сколько бы ни искали. Перелистайте «Полтаву», и ваше удивление еще более возрастет.
В этой великолепной поэме около 30 000 букв. Но ни в первой, ни в третьей, ни в пятой тысяче вы не найдете буквы «ф». Только прочитав четыре-пять страниц из пятнадцати, вы наткнетесь на нее впервые. Это встретится вам на 378-й строке «Полтавы» в загадочной фразе:
Во тьме ночной они,
как воры.
Слагают цифр
универсалов.
Дочитав «Полтаву» до конца, вы встретите ее еще два раза в одном и том же слове:
Гремит анафема в соборах.
Раз в год анафемой доныне,
Грозя, гремит о ней собор.
Таким образом, среди 30 000 букв «Полтавы» мы нашли только три «ф». А «п», «к» или «ж»? Да их там, безусловно, сотни, если не тысячи. Что же, Пушкин питал явное отвращение к одной из букв русского алфавита, к ни в чем не повинной букве «ф»?
Видимо, дело не в этом.
Обнаруживается вещь неожиданная: каждое слово русского языка, в котором в начале, на конце или в середине пишется буква «ф», на поверку оказывается словом не исконно русским, а пришедшим к нам из других языков, имеющим международное хождение.
Так, «фокус» означало «очаг» еще в Древнем Риме. «Фонарь» по-гречески значит «светильник». «Кофе» заимствовано от арабов. «Сафьян», «тафта», «софа» пришли к нам из других тюркских стран Востока.
Такого рода «слова» можно изобрести на любой звук, какого даже и в языке нет: «дзекнуть», «кхэкнуть» и т.п.
Вот теперь все понятно.
Великие русские писатели и поэты-классики писали на чистом, подлинно народном русском языке. В обильном и богатом его словаре слова, пришедшие издалека, заимствованные всегда занимали второстепенное место. Еще меньше среди них содержащих в себе букву «ф». Так удивительно ли, что оно встречается так редко в произведениях наших славянских художников слова?
Не верьте, впрочем, мне на слово. Разверните ваши любимые книги и впервые в жизни перечтите их не с обычной читательской точки зрения, а, так сказать, с языковедческой. Присмотритесь к буквам, из которых состоят слова этих книг. Вглядитесь в них. Задайте себе, например, такой вопрос: те из слов, которые начинаются с буквы «ф», таковы ли они, как и все другие, или им тоже свойственна какая-нибудь особенность?
Вы читаете «Бориса Годунова». Бессмертную драму Пушкина. Смотрите: в тех ее сценах, где изображена жизнь русского народа, слов с буквой «ф» почти нет: только несколько имен содержат ее (царевич Федор, Ефимьевский монастырь, дьяк Ефимьев), да карта, которую чертит царевич, названа «географической».
Подскажите пожайлуста пословицы с буквами из кириллицы. Такие как ОТ А ДО ИЖИЦЫ или ОТДЕЛАТЬ ПОД ИЖИЦУ.
1) Аз да буки — все науки.
2) Писать азы (т. е. буквы).
3) Аз не без глаз, про себя вижу.
5) Прописным азом ноги растопырил.
6) Аз да увяз, да не выдрахся.
7) Сидеть на азах (начинать какую-нибудь науку).
8) Сперва аз да буки, а там и науки.
10) За аз да буки, так и указку в руки.
11) Я – последнее слово в азбуке, да аз – первое.
12) Аз да буки не избавят от муки.
14) Не суйтесь, буки, поперёк аза.
16) Когда-то ещё буки будут.
17) Буки-букашки, веди-таракашки, глаголь-кочерёжка.
18) Буки боднут, веди обманут.
19) Что ни бай, а писать веди надо.
20) Веди проведали, что буки будут, а им уж и след простыл.
21) Аз-алашки, буки-букашки (барашки), глаголь-голяшки (долгая песнь о трудном чтении).
22) Он на глагол лезет.
23) Не миновать ему глаголя.
24) Смотреть глаголем (крючком, ябедником, сутягой).
25) Домишка расползся врозь, как живёте.
26) Иже да како не солгут никако.
27) Како, он – конь, буки, ерык – бык, глаголь, аз – глаз.
28) Кабы не буки – еры, да не люди – аз, ла далёко бы увезла.
29) Все люди, как люди, а мы, как мыслете.
30) Писать мыслете, метать петли, закидывать крюки (быть пьяну).
31) Брюшко оником, ножки хером.
32) Ротик оником, губки жемочком.
33) Сам оником, ручки фертом.
34) Глаголь, аз – глаз, покой, аз – показ.
35) Два косяка с притолокой, два полколеса, два стяга с колесом, два стяга с крючком (покой).
36) Твердо, он – да и то подперто (заперто).
37) Стоять фертом, подпереться фертом (обеими руками в бока).
38) Там я (Наполеон), барыней пройдуся, фертом в боки подопруся.
39) Фертом не ходят сохой орющие (пашущие).
40) У него ноги хером.
41) Ерь да еры упали с горы, ерь да ять никому не поднять.
42) Ер Егорка упал в озёрко: сам не потонул и воды не всколебал.
44) У нея ротик фитою.
45) От фиты подвело животы.
46) Фита – школьный грамотей, дошлый писака.
47) Фита не славна, а вещь она славна.
48) Фита, ижица к розге ближится.
49) Кси, пси с фитою пахнули сытою.
50) Не суйся, ижица поперёк аза.
51) Фита да ижица – к ленивому плеть ближится.
52) От аза в глаза, а в людей ижицей тычет.
Исследовательский проект ИСЧЕЗНУВШИЕ БУКВЫ РУССКОГО АЛФАВИТА
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МБОУ «Гимназия № 11 г. Ельца»
Автор: Ванина Диана, ученица 3 «А» класс
МБОУ « Гимназия № 11 г. Ельца»
Руководитель: Аникина Елена Владимировна,
учитель начальных классов
МБОУ « Гимназия № 11 г. Ельца»
1. Теоретическая часть.
Русская азбука – это начало начал великого русского языка. Может быть его богатство объясняется тем, что в своих истоках он хранит многовековые тайны. А русские писатели с незапамятных времен пытаются с его помощью разобраться в никем еще не разгаданной тайне русской души.
Как видим, язык исполняет много важнейших функций, без которых не было бы настоящего образованного общества. Язык переносит в себе историю от предков до современников. Это бесценный дар, который передали нам наши великие предки – славяне.
Объект исследования: алфавит русского языка.
Для достижения поставленной цели я определила следующие задачи:
— сравнить древнерусский алфавит и алфавит современного русского языка и выявить исчезнувшие буквы русского алфавита;
— выяснить причину исчезновения букв;
-рассмотреть пословицы и поговорки, в которых используются исчезнувшие буквы русского алфавита.
Изучить научную литературу по теме исследования ;
Посмотреть научно познавательные фильмы по данной теме;
Изучить источники в сети Интернет.
Актуальность моего исследования определяется тем, что древнерусский язык был и остается важным историческим источником для изучения общественного строя и общественных отношений, материальной и духовной культуры древнерусского народа и его предков. Историю развития общества можно проследить в связи с историей развития его языка и наоборот: язык изучается в связи с изучением истории народа.
Знание прошлого – это ключ к пониманию настоящего. Крайне важно слышать голос предков, почувствовать себя частицей исторического потока, не прерывающегося в течение веков и тысячелетий.
Славяне – особый народ с неповторимой исторической стезей, абсолютно по-иному воспринимающий окружающую действительность во всех ее проявлениях, которые нашли отражение в их языке. Он оказывается наиболее прочной, содержательной и богатой исторической памятью славянства.
Я посмотрела научный документальный фильм о том, как на Руси появлялась письменность. Из фильма я узнала, что в истории древнерусского языка выделяются два периода: дописьменный – до X – XI вв. и письменный. Узнала, что существовали древние славянские алфавиты, которые носят названия глаголицы и кириллицы. Создание одного из них приписывают христианскому проповеднику IX в.Кириллу и все дошедшие до нас древнерусские тексты написаны кириллицей. Об употреблении глаголицы мы знаем очень мало (глаголицей сделаны, например, надписи на внутренних стенах новгородского Софийского собора).
Мне стало интересно узнать, почему же буквы кириллицы носят такие странные для современного человека названия, и тогда я стала искать информацию в Интернете.
Глаголь – буква, значение которой является выполнение какого-либо действия или произношение речи. Синонимами буквы-слова Глаголь являются: глаголить, говорить, разговор, речь, а в некоторых контекстах слово глаголить использовалось в значении «писать». Глаголь использовался всегда только в положительном контексте, а его числовое значение было числом 3.
Какой же смысловое значение несли исчезнувшие буквы? Рассмотрим на примере некоторых букв.
Зело – буква, которая является сочетанием двух звуков [д] и [з]. Главное значение этой буквы для славян заключалось в словах «крепко» и «сильно». Численным содержанием буквы Зело является шестерка.
Земля – девятая буква старославянской азбуки, значение которой представляется как «земля» или «страна». Иногда в предложениях буква-слово Земля употреблялась в таких значениях, как «край», «страна», «народ», «земля» или же под этим словом понималось тело человека. Это число 7 – семь, семерка, седмица.
Иже – буква, смысл которой можно выразить словами «ежели», «если» и «когда». Смысл этих слов по сей день не изменился, просто в повседневной жизни современные славяне используют синонимы Иже : если и когда. Иже соответствует цифра 10.
Оукъ – еще одна буква в азбуке, которая на сегодняшний день трансформировалась в букву У. Незнающему человеку, конечно, тяжело понять, что обозначает это слово, однако славяне знали её как «закон». Оукъ часто употреблялась в значении «указ», «скреплять», «законник», «указывать», «крепить» и т.д.
Ять – это буква, к которой наиболее подходит синоним «принять». Ю [у] – буква скорби и печали. Её коренным смыслом является горькая доля и несчастливая судьба.
Юс малый по форме напоминает связанные руки. Самое интересное то, что коренным смыслом этой буквы являются «узы», «оковы», «цепи», «узлы».
Юс большой был символом темницы или тюрьмы, как более строгого наказания за совершенные человеком злодеяния.
Веди + Глаголь обозначает «ведай учение»;
Твердо + Оукъ можно интерпретировать как «укрепляй закон».
Каждая буква-слово складывается в осмысленную фразу с последующей, может означать неслучайную закономерность, которая была придумана для скорейшего запоминания алфавита.
Изучив древнеславянскую азбуку, я смогла сделать вывод о том, что исчезнувшие буквы когда-то занимали равноправное положение среди других букв в алфавите
Причина исчезновения этих букв в том, что они выполняли смыслоразличительную функцию лишь на письме, и между людьми возникало непонимание, поскольку буквы имели разное написание, но почти одинаковое звучание.
Приведу пример. Слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению:
Миръ – состояние без войны;
Мгро – благовонное масло;
Мǽръ – мера времени.
В процессе развития, совершенствования нашего письма изменились и названия букв. Старые кириллические названия оставшихся букв алфавита «аз», «буки», «веди» и т.д., которые не совпадали с их звучанием, в XVIII в. были устранены и вместо них приняты названия «а», «бэ», «вэ» и т.д., как в латинском алфавите. Это значительно упростило письмо и чтение древнерусского языка, поскольку название буквы указывало теперь на соответствующий этому названию звук.
Хотя сегодня буквы-слова исчезли из нашего обихода, все-таки они продолжают жить в русских пословицах и поговорках. Например, выражение «начать с азов», обозначает не что иное как «начать с самого начала». Хотя на самом деле буква «аз» обозначает «я».
2. Практическая часть.
Рассмотрев причины и пути исчезновения букв древнеславянского алфавита, мне показалось интересным выявить случаи использования этих букв в современном русском языке. Я обратились к исследованию пословиц и поговорок, поскольку, как говорил Михаил Александрович Шолохов: «…ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, так кристаллически не отлагается его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах».
В Словаре русских пословиц Даля собрано 53 пословицы и поговорки. В них употреблены 23 буквы древнерусской азбуки. Вот, например, некоторые пословицы об исчезнувших буквах:
Стоять фертом, подпереться фертом (обеими руками в бока).
Там я (Наполеон), барыней пройдуся, фертом в боки подопруся.
Фертом не ходят сохой орющие (пашущие).
Ерь да еры упали с горы, ерь да ять никому не поднять.
Ер Егорка упал в озёрко: сам не потонул и воды не всколебал.
От фиты подвело животы.
Фита – школьный грамотей, дошлый писака.
Фита не славна, а вещь она славна.
Фита, ижица к розге ближится.
Кси, пси с фитою пахнули сытою.
Не суйся, ижица поперёк аза.
Фита да ижица – к ленивому плеть ближится.
От аза в глаза, а в людей ижицей тычет.
Каждая буква представляет собой набор определённых признаков: звуковое значение, числовое значение, начертание, место в алфавите.
При употреблении в пословицах и поговорках подчёркиваются их разные признаки.
Следует отметить, что пословицы и поговорки славянской азбуки представляют собой особую группу среди других, являясь великим культурным наследием русского народа.
Закончив свою работу, мне стало интересно, а другие дети знают о существовании утерянных букв?
Я провела анкетирование среди моих друзей по следующим вопросам:
Результат : из 16 ребят- 5 человек знали об этом(31%), 11 человек не знали(69%).
Результат: ребята предполагали разное количество, правильно никто не ответил(0%).
— Как вы думаете какой алфавит современный или древнерусский легче для употребления?
Из русского алфавита с момента его появления исчезло 16 букв. Проделав исследовательскую работу, я вижу, что звучания этих букв до сих пор сохранились в некоторых словах, пословицах и поговорках русского языка. Русский народ создал и сохранил их, это показывает, что простой народ понимал, какое сокровище дано ему в древнеславянской азбуке.
Вероятно, эти пословицы бытовали и в крестьянской, и в городской, более образованной среде, и, может быть, в среде семинаристов. Это даёт нам уверенность в том, что ещё не забыт древнерусский язык, что по-прежнему это великое культурное наследие русского народа.
Вывод: Опираясь на теоретическую и практическую часть, можно сделать вывод, что моя гипотеза подтвердилась: буквы исчезли из русского алфавита, т, к они потеряли свою значимость и стали только усложнять понимание смысла написанного, значит они не были важны.
Пословицы и поговорки, включающие буквы древнеславянской азбуки
Источниками для нашего исследования послужила следующая литература:
Даль В.И. Пословицы русского народа. Сборник в 2 томах;
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 томах;
Саблина Н.П. Буквица славянская. Поэтическая история азбуки с азами церковнославянской грамоты.
Следует отметить, что за историю развития алфавита русского языка часть букв утеряна полностью (написание и произношение), а часть букв (написание) осталась в современной азбуке, приобретя более краткое звучание, но старославянское звучание этих букв сохранилось, в частности, в пословицах и поговорках. В этой связи мы считаем целесообразным сделать выборку пословиц и поговорок, в которых используются не только утраченные фонетически и графически буквы древнеславянской азбуки, но и старославянские названия букв, не дошедшие до нашего времени.
1) Аз, да всему горазд.
2) Писать азы (т.е. буквы).
3) Аз не без глаз, про себя вижу.
5) Прописным азом ноги растопырил.
6) Аз да увяз, да не выдрахся.
7) Сидеть на азах (начинать какую-нибудь науку).
8) Сперва аз да буки, а там и науки.
10) За аз да буки, так и указку в руки.
11) Я – последнее слово в азбуке, да аз – первое.
12) Аз да буки не избавят от муки.
13) Аз да буки – и все науки.
14) Не суйтесь, буки, поперёк аза.
16) Когда-то ещё буки будут.
17) Буки-букашки, веди-таракашки, глаголь-кочерёжка.
18) Буки боднут, веди обманут.
19) Что ни бай, а писать веди надо.
20) Веди проведали, что буки будут, а им уж и след простыл.
21) Аз-алашки, буки-букашки (барашки), глаголь-голяшки (долгая песнь о трудном чтении).
22) Он на глагол лезет.
23) Не миновать ему глаголя.
24) Смотреть глаголем (крючком, ябедником, сутягой).
25) Домишка расползся врозь, как живёте.
26) Иже да како не солгут никако.
27) Како, он – конь, буки, ерык – бык, глаголь, аз – глаз.
28) Кабы не буки – еры, да не люди – аз, ла далёко бы увезла.
29) Все люди, как люди, а мы, как мыслете.
30) Писать мыслете, метать петли, закидывать крюки (быть пьяну).
31) Брюшко оником, ножки хером.
32) Ротик оником, губки жемочком.
33) Сам оником, ручки фертом.
34) Глаголь, аз – глаз, покой, аз – показ.
35) Два косяка с притолокой, два полколеса, два стяга с колесом, два стяга с крючком (покой).
36) Твердо, он – да и то подперто (заперто).
37) Стоять фертом, подпереться фертом (обеими руками в бока).
38) Там я (Наполеон), барыней пройдуся, фертом в боки подопруся.
39) Фертом не ходят сохой орющие (пашущие).
40) У него ноги хером.
41) Ерь да еры упали с горы, ерь да ять никому не поднять.
42) Ер Егорка упал в озёрко: сам не потонул и воды не всколебал.
44) У нея ротик фитою.
45) От фиты подвело животы.
46) Фита – школьный грамотей, дошлый писака.
47) Фита не славна, а вещь она славна.
48) Фита, ижица к розге ближится.
49) Кси, пси с фитою пахнули сытою.
50) Не суйся, ижица поперёк аза.
51) Фита да ижица – к ленивому плеть ближится.
52) От аза в глаза, а в людей ижицей тычет.
53) От аза до ижицы.
54) Пропишу я тебе ижицу.
Собрано 53 пословицы и поговорки. В них употреблены 23 буквы древнерусской азбуки. Аз упоминается в 19 пословицах. Это самое частое употребление.
Живете, иже – по 1 разу.
На первом месте по частоте употребления в пословицах и поговорках буква аз. На втором – буки, на третьем – глаголь и фита, на четвёртом – ижица, на пятом – веди и ферт.
Наиболее употребительные буквы находятся в начале и конце азбуки.
Аз вместо буквенного часто приобретает расширенное значение «азбука», «буквы», «начала науки». Буквы аз, глаголь, фита, ферт, ижица – очень выразительные по начертанию, и на похожесть с ними часто обращают внимание.
Каждая буква представляет собой набор определённых признаков: звуковое значение, числовое значение, начертание, место в алфавите.
При употреблении в пословицах и поговорках подчёркиваются их разные признаки.
Признак положения в азбуке
Аз, да всему горазд.
Сидеть на азах (начинать какую-нибудь науку).
Сперва аз да буки, а там и науки.
За аз да буки, так и указку в руки.
Не суйтесь, буки, поперёк аза.
Когда-то ещё буки будут.
От фиты подвело животы.
Фита да ижица – к ленивому плеть ближится.
От аза в глаза, а в людей ижицей тычет.
Признак формы, начертания
Прописным азом ноги растопырил.
Он на глагол лезет.
Не миновать ему глаголя.
Смотреть глаголем (крючком, ябедником, сутягой).
Домишка расползся врозь, как живёте.
Все люди, как люди, а мы, как мыслете.
Писать мыслете, метать петли, закидывать крюки (быть пьяну).
Брюшко оником, ножки хером.
Ротик оником, губки жемочком.
Сам оником, ручки фертом.
Два косяка с притолокой, два полколеса, два стяга с колесом, два стяга с крючком (покой).
Твердо, он – да и то подперто (заперто).
Пропишу я тебе ижицу.
Стоять фертом, подпереться фертом (обеими руками в бока).
Там я (Наполеон), барыней пройдуся, фертом в боки подопруся.
Фертом не ходят сохой орющие (пашущие).
Признак звучания важен в шуточных складах, которые составляли без особого смысла – только чтобы запомнить, как пишется и произносится буква:
Аз да увяз, да не выдрахся.
Когда-то ещё буки будут.
Буки-букашки, веди-таракашки, глаголь-кочерёжка.
Буки боднут, веди обманут.
Веди проведали, что буки будут, а им уж и след простыл.
Аз-алашки, буки-букашки (барашки), глаголь-голяшки (долгая песнь о трудном чтении).
Како, он – конь, буки, ерык – бык, глаголь, аз – глаз.
Глаголь, аз – глаз, покой, аз – показ.
Твердо, он – да и то подперто (заперто).
Есть 2 пословицы, которые выражают любовь, почтение русского народа к своей азбуке:
Иже да како не солгут никако; Фита не славна, а вещь она славна (буква фита – начальная в греческих словах Бог и Богородица, она пишется на иконах).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из русского алфавита с момента его появления исчезло 16 букв. Проделав исследовательскую работу, мы видим, что звучания этих букв до сих пор сохранились в некоторых словах, пословицах и поговорках русского языка. Нами было выявлено 53 таких пословицы и поговорки. То, что русский народ создал и сохранил их, показывает, что простой народ понимал, какое сокровище дано ему в древнеславянской азбуке. Те десятки пословиц – особая группа среди всех пословиц и поговорок русского народа.
Это произведения устного народного творчества, где упоминаются знаки письма. Можно примерно предположить, когда и где возникла эта группа пословиц: она возникла, когда древнеславянская грамота широко распространилась, устроились школы, стало много грамотных. Вероятно, эти пословицы бытовали и в крестьянской, и в городской, более образованной среде, и, может быть, в среде семинаристов. Это даёт нам уверенность в том, что ещё не забыт древнерусский язык, что по-прежнему это великое культурное наследие русского народа.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Даль, В.И. Пословицы русского народа / В.И. Даль. – Сборник в 2 томах. – М. : Русская книга, 1993. – 638с.
2. Русинов, Н.Д. Древнерусский язык : учеб. пособие для студентов филологических и исторических спец. ун-тов и пед. ин-тов / Н.Д. Русинов. – М. : Высшая школа, 1977. – 207 с.
3. Саблина, Н.П. Буквица славянская. Поэтическая история азбуки с азами церковнославянской грамоты / Н.П. Саблина. – М. : Русская книга, 1995. – 237с.
4. Самсонов, Н.Г. Древнерусский язык : учеб. пособие для ист. фак. ун-тов / Н.Г. Самсонов. – М. : Высшая школа, 1973. – 295с.
6. Успенский, Л.В. По закону буквы / Л.В. Успенский. – 2-е изд. – М. : Мол. гвардия, 1979. – 240с.
Презентация по русскому языку на тему «Утерянные буквы русского языка» (8 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Автор работы Тявкин Матвей, 8 а класс Руководитель Слетова Надежда Ильинична, учитель русского языка и литературы. Муниципальное общеобразовательное учреждение- средняя общеобразовательная школа №14 города Искитима Новосибирской области Утерянные буквы русского языка
АКТУАЛЬНОСТЬ Объект исследования: алфавит русского языка Предмет исследования: исчезнувшие буквы русского языка Древнерусский язык был и остается важным историческим источником для изучения общественного строя и общественных отношений, материальной и духовной культуры древнерусского народа и его предков.
Цель: выявить, что произошло с некоторыми буквами древнеславянского алфавита после реформ. Задачи: 1) изучить научную литературу по теме исследования; 2) выявить, с какой целью была проведена реформа графики и орфографии; 3) сопоставить древнерусский алфавит и алфавит современного русского языка и выявить исчезнувшие буквы русского алфавита; 4) отобрать и рассмотреть пословицы и поговорки, в которых используются исчезнувшие буквы русского алфавита.
Алфавит состоял из 49 букв Алфавит состоял из 49 букв, начертания большинства букв похожи на буквы современного алфавита, но названия они носили более сложные и явно имели смысл. Например буква А называлась « аз», Б-« буки», В – «веди», Г – « глаголь», Е- « есть», Ж- «живете», Л- «люди», М-« мыслите», Н –«наш», О- «он», П- « покой», С- « слово», Т –« твердо», Ф- « ферт» и так далее.
Правка алфавита Петром I Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более 700 лет. В Петровское время отменили буквы: «юс малый йотированный», «юс большой йотированный», «юс большой», «юс малый», «кси», «пси», «зело», «омега» как обузу алфавита.
Реформа 1918 года В начале 20 века в России возникла потребность в упрощении алфавита и правописания. Такая реформа была проведена в 1918 году. Указом Наркома просвещения упраздняются буквы: «I десятеричное», «ять», «фита», «ижица», буквы «ер», «ерь» на конце слова. Они стали выполнять роль твердого и мягкого знаков.
Причина исчезновения этих букв Ять — Ѣ Эта буква была настоящим кошмаром для школьников долгие годы, так как нужно было вызубрить непростые правила ее употребления и длинный список слов, в котором она писалась. По этой причине в свое время в ходу у гимназистов XIX века была фраза «выучить на ять», что означало «хорошо выучить что-то сложное».
Изменилось и название букв В процессе развития, совершенствования нашего письма изменились и названия букв. Старые кириллические названия оставшихся букв алфавита «аз», «буки», «веди» и т.д., которые не совпадали с их звучанием, в XVIII в. были устранены и вместо них приняты названия «а», «бэ», «вэ» и т.д., как в латинском алфавите. Это значительно упростило письмо и чтение древнерусского языка, поскольку название буквы указывало теперь на соответствующий этому названию звук.
Стоять фертом, подпереться фертом (обеими руками в бока). Там я (Наполеон), барыней пройдуся, фертом в боки подопруся. Фертом не ходят сохой орющие (пашущие). Ерь да еры упали с горы, ерь да ять никому не поднять. Ер Егорка упал в озёрко: сам не потонул и воды не всколебал. Сделать на ять
У нея ротик фитою. От фиты подвело животы. Фита – школьный грамотей, дошлый писака. Фита не славна, а вещь она славна. Фита, ижица к розге ближится.
Заключение Из русского алфавита с момента его появления исчезло 16 букв. Опираясь на теоретическую и практическую часть, можно сделать вывод, что моя гипотеза подтвердилась: буквы исчезли из русского алфавита, т, к они потеряли свою значимость и стали только усложнять понимание смысла написанного, значит они не были важны. Но звучания этих букв до сих пор сохранились в некоторых словах, пословицах и поговорках русского языка. Русский народ создал и сохранил их, это показывает, что простой народ понимал, какое сокровище дано ему в древнеславянской азбуке.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-886612
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор не намерен упрощать ЕГЭ в 2022 году из-за пандемии
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»
Время чтения: 1 минута
Названы главные риски для детей на зимних каникулах
Время чтения: 3 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.