Феральное число что это
Феральный
Смотреть что такое «Феральный» в других словарях:
ФЕРАЛЬНЫЙ — роковой, злосчастный. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка
феральный — прил., кол во синонимов: 3 • злосчастный (19) • роковой (31) • фатальный (20) … Словарь синонимов
Джини (феральный ребёнок) — Эту страницу предлагается переименовать в Джини (ребёнок маугли). Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К переименованию/29 апреля 2012. Возможно, её текущее название не соответствует нормам современного русского языка… … Википедия
Питер (феральный ребёнок) — Эту страницу предлагается переименовать в Питер (ребёнок маугли). Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К переименованию/29 апреля 2012. Возможно, её текущее название не соответствует нормам современного русского языка… … Википедия
Хаузер, Каспар — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Хаузер. Каспар Хаузер нем. Kaspar Hauser … Википедия
Итар, Жан-Марк-Гаспар — фр. Jean Marc Gaspard Itard Жан Итар Дата рождения: 1775 год(1775) Дата смерти: 1838 год … Википедия
Дети джунглей — («Маугли», «феральные люди» от лат. fera дикое животное) человеческие дети, которые жили вне контакта с людьми с раннего возраста и практически не испытывали заботы и любви со стороны другого человека, не имели опыта социального… … Википедия
Дело Йозефа Фритцля — Йозеф Фритцль во время судебного слушания Дело Йозефа Фритцля (нем. Josef Fritzl; родился 9 апреля 1935) судебное разбирательство вокруг австрийского инженера электрика из небольшого города Амштеттен, Австрия … Википедия
Социальная изоляция — социальное явление, при котором происходит отторжение индивида или социальной группы от других индивидов или социальных групп в результате прекращения или резкого сокращения социальных контактов и взаимоотношений. В общем случае, к… … Википедия
злосчастный — См … Словарь синонимов
Феральное число что это
МАСЛА ЭФИРНЫЕ И ПРОДУКТЫ ЭФИРОМАСЛИЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Метод определения эфирного числа
Essential oils and products of essential oil production.
Method for determination of ester value
Дата введения 1997-01-01
1 РАЗРАБОТАН Институтом эфиромасличных и лекарственных растений
ВНЕСЕН Государственным комитетом Украины по стандартизации, метрологии и сертификации
2 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации 21 октября 1994 г.
За принятие проголосовали:
Наименование национального органа стандартизации
Госстандарт Республики Казахстан
3 Настоящий стандарт соответствует международному стандарту ИСО 709-80 «Масла эфирные. Определение эфирного числа», кроме разделов 2 и 10
4 Постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 29 февраля 1996 г. N 142 Межгосударственный стандарт ГОСТ 30144-94 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 января 1997 г.
5 ВЗАМЕН ГОСТ 14618.7-78 в части эфирных масел
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий стандарт распространяется на продукцию эфиромасличного производства (независимо от способа получения) и устанавливает метод определения эфирного числа эфирных масел, конкретов, восков, биологически активных веществ (БАВ), туалетных вод и т.п.
Стандарт не распространяется на продукты, содержащие лактоны и альдегиды.
2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 1770-74 Посуда мерная лабораторная стеклянная. Цилиндры, мензурки, колбы, пробирки. Технические условия
ГОСТ 4204-77 Кислота серная. Технические условия
ГОСТ 4919.1-77 Реактивы и особо чистые вещества. Методы приготовления растворов индикаторов
ГОСТ 5541-76 Средства укупорочные корковые. Технические условия
ГОСТ 5962-67 Спирт этиловый ректификованный. Технические условия
ГОСТ 7328-82 Меры массы общего назначения и образцовые. Технические условия
ГОСТ 8682-93 Посуда и оборудование лабораторные стеклянные. Конусы взаимозаменяемые. Основные размеры, технические требования, методы испытаний и маркировка
ГОСТ 18300-87 Спирт этиловый ректификованный технический. Технические условия
ГОСТ 24363-80 Калия гидроокись. Технические условия
ГОСТ 25794.1-83 Реактивы. Методы приготовления титрованных растворов для кислотно-основного титрования
ГОСТ 25794.3-83 Реактивы. Методы приготовления титрованных растворов для титрования осаждением, неводного титрования и других методов
ГОСТ 28498-90 Термометры жидкостные стеклянные. Общие технические требования. Методы испытаний
3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ
4 СУЩНОСТЬ МЕТОДА
Метод заключается в гидролизе сложных эфиров спиртовым раствором гидроксида калия при нагревании с последующим титрованием избытка щелочи.
5 СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ, ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА И РЕАКТИВЫ
Весы лабораторные общего назначения 2-го класса точности с наибольшим пределом взвешивания 200 г по нормативной документации.
Секундомер любого типа.
Колба Кн-1-100(250)-29/32 ТХС или колба П-1-100(250)-29/32 ТХС по нормативной документации.
Бюретка 1-2-50(25)-01 по нормативной документации
Цилиндр 1(3)-10(25) по ГОСТ 1770.
Цилиндр 1(3)-100 по ГОСТ 1770.
Холодильник воздушный, трубка с конусом КШ-29/32 диаметром от 10 до 15 мм, длиной от 100 до 110 см по ГОСТ 8682.
Холодильник ХШ-1(3)-300-14/23 ХС по нормативной документации.
Соединительный элемент-переход П 1-1(2)-29/32-14/23 ТС по действующей нормативной документации.
Корковая пробка по ГОСТ 5541*.
Термометр лабораторный с наибольшим пределом измерений 100 °С, ценой деления 1 °С по ГОСТ 28498.
Фиксанал серной кислоты по нормативной документации.
Спирт этиловый ректификованный по ГОСТ 5962* или ГОСТ 18300.
Фенолфталеин (индикатор) по нормативной документации, спиртовой раствор с массовой долей фенолфталеина 1,0%.
Гексан, ч., по нормативной документации.
Петролейный эфир или гексановый растворитель согласно нормативной документации.
Вода дистиллированная рН 5-7.
Допускается применение других средств измерений с аналогичными или более высокими техническими и метрологическими характеристиками, а также реактивов, по качеству не ниже указанных. Все средства измерений должны иметь свидетельство о поверке.
6 УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ
7 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
Все работы с кислотами, щелочами, легковоспламеняющимися жидкостями, стеклом и электронагревательными приборами необходимо проводить в соответствии с основными правилами безопасной работы в химических лабораториях* (приложение А).
ФЕРАЛЬНЫЙ
Смотреть что такое «ФЕРАЛЬНЫЙ» в других словарях:
феральный — прил., кол во синонимов: 3 • злосчастный (19) • роковой (31) • фатальный (20) … Словарь синонимов
Феральный — прил. устар. Роковой, фатальный. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Джини (феральный ребёнок) — Эту страницу предлагается переименовать в Джини (ребёнок маугли). Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К переименованию/29 апреля 2012. Возможно, её текущее название не соответствует нормам современного русского языка… … Википедия
Питер (феральный ребёнок) — Эту страницу предлагается переименовать в Питер (ребёнок маугли). Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К переименованию/29 апреля 2012. Возможно, её текущее название не соответствует нормам современного русского языка… … Википедия
Хаузер, Каспар — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Хаузер. Каспар Хаузер нем. Kaspar Hauser … Википедия
Итар, Жан-Марк-Гаспар — фр. Jean Marc Gaspard Itard Жан Итар Дата рождения: 1775 год(1775) Дата смерти: 1838 год … Википедия
Дети джунглей — («Маугли», «феральные люди» от лат. fera дикое животное) человеческие дети, которые жили вне контакта с людьми с раннего возраста и практически не испытывали заботы и любви со стороны другого человека, не имели опыта социального… … Википедия
Дело Йозефа Фритцля — Йозеф Фритцль во время судебного слушания Дело Йозефа Фритцля (нем. Josef Fritzl; родился 9 апреля 1935) судебное разбирательство вокруг австрийского инженера электрика из небольшого города Амштеттен, Австрия … Википедия
Социальная изоляция — социальное явление, при котором происходит отторжение индивида или социальной группы от других индивидов или социальных групп в результате прекращения или резкого сокращения социальных контактов и взаимоотношений. В общем случае, к… … Википедия
злосчастный — См … Словарь синонимов
ФЕРАЛЬНЫЕ ЛЮДИ
ЖИВОТНЫЕ — СОЦИАЛИЗАТОРЫ?
Уникальным агентом социализации выступают животные. Причем в обоих своих качествах — когда они находятся в своей естественной среде и воспитывают потерявшихся человеческих детенышей, и в неестественной для них среде, а именно человеческом обществе, когда они участвуют опять же в социализации и воспитании детей.
В мифах многих народов есть герои, вскормленные зверями. Есть свои Маугли у славян, германцев, турок, индусов, африканцев. Сначала считали, что все это мифология, но факты — вещь упрямая. Когда были найдены первые дети, вскормленные волчицей, это заставило всех задуматься: дети действительно могут быть взращены дикими животными.
Очень многое человек наследует не только от своих далеких животных предков, но и от своих непосредственных предков — родителей и их родителей. Человеческое существо, рождаясь более беспомощным, нежели детеныши животных, тем не менее гораздо больше подготовлено к усвоению социального опыта. Если бы это было иначе, то вряд ли его удалось бы научить логическому мышлению и символическому языку. Ведь не может же этому обучиться обезьяна, несмотря на все старания ученых.
Степень биологически закрепляемой социальной готовности человека очень высока. И все же ее нельзя преувеличивать. Однако некоторые ученые полагают, что поскольку все необходимое для социализации заложено в генах, человек останется самим собой, в какую бы среду его ни поместили. Их уверенность поколебала встреча с так называемыми феральными людьми.
Феральные люди (феральный — «мертвый», от лат. feralis, «погребенный») — существа, выросшие в изоляции от людей и воспитанные в сообществе животных, т.е. для общества как бы утраченные, заживо погребенные (в социальном смысле, разумеется).
В англо-американских словарях feral переводится как дикий (лесной). примитивный (нецивилизованный), опустившийся по эволюционной лестнице; невоспитанный хам (синонимом служит savage), необузданный, свирепый варвар, дикарь, жестокое или хищное существо, животное (синонимом служат: волк, одичавшая домашняя кошка, вспыльчивый, необузданный человек). Это слово характеризует животное, человека и его поступки, племя.
В расширительном или переносном смысле такое определение употребляется по отношению к вполне нормальным людям, так или иначе отклоняющимся в своей социализации, воспитываемым не людьми, а, например, компьютерами. В таком случае компьютероманы в полном смысле слова — фералы. К ним относят также кибер-панков. На вопрос о том, кто такой киберпанк, вразумительного ответа никто не дал. Писатель-фантаст Уильям Гибсон, выдумавший этот термин, понимал под ним контркультуру свободолюбцев и террористов, работающих с компьютером. В связи с возрастающей компьютеризацией общества приобрела зловещую актуальность проблема патологической «интернет-зависимости» 1 (синонимы: интернет-аддикция, нетаголизм, виртуальная аддикция). Первыми с ней столкнулись врачи-психотерапевты, а также компании, использующие в своей деятельности Интернет и несущие убытки в случае, если у сотрудников появляется патологическое влечение к пребыванию в он-лайн. Аддиктивное поведение характеризуется стремлением ухода от реальности посредством изменения своего психического состояния. Подобная зависимость оказывает пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую или психологическую сферы деятельности, нарушает нормальное общение, а также ход социализации. У человека наблюдаются пренебрежение личной гигиеной, нерегулярное питание, расстройства сна, уход от повседневных забот и контактов с людьми. Интернет-зависимый индивид погружается, иногда навсегда, в электронные джунгли, которые и заменяют ему агентов социализации.
Классические феральные люди — это индивиды, выросшие в изоляции от людей и воспитанные в сообществе животных. Утерянные маленькие дети были воспитаны дикими животными: волками, медведями, обезьянами.
1 Термин «интернет-зависимость» предложил доктор Айвен Голдберг в 1996 г. для описания патологической, непреодолимой тяги к использованию Интернета.
Термин придумал в XVIII в. шведский ученый Карл Линней. Он выделял их в особый вид живых существ и назвал их Homo ferns. У современных социологов «ферусы» или «феральные люди» обозначают одичавших, нецивилизованных людей. Другое название — «маугли», «дети джунглей». Из социологов первым изучил их американец Кингсли Дэвис в 1940 г.
Феральные дети
О некоторых случаях воспитания человеческого детеныша зверями существуют непроверенные, сомнительные или ложные сведения. Так, ученые до сих пор оставляют за скобками научного анализа случай с Джоном Ссебуннья (John Ssebunnya). В других, хотя и немногочисленных случаях мы имеем дело с аутистическими детьми (аутистическое поведение — поведение с пониженной произвольной самоорганизацией, импульсивное, с неадекватной оценкой реальности) либо умственно отсталыми. Их нельзя относить к феральным людям. Некоторые подлинные истории с феральными людьми не дошли до нас, поскольку не были письменно зарегистрированы.
2 Thompson S. Motif-Index of Folk Literature. 6 Vols. Bloomington, 1966.
3 McCarthy E. Greek and Roman Lore of Animal-Nursed Infants // Michigan Academy of Science, Art and
Letters, 4.1. 1924. Vol. 27.
ны животными, девять из них стали богами, шесть из 40 являлись девочками. Аристотель предполагал, что человек произошел от рыбы. В средневековой Европе действительно существовала практика оставления маленьких детей в лесу, потому что в бедных крестьянских семьях их нечем было кормить. А в других странах, в частности Индии и Румынии, она сохранялась до недавних пор.
Чаще всего в роли воспитателей маленьких детей выступают волки. Средневековые Английские Хроники зафиксировали два случая воспитания детей в волчьей стае в Саффолке в 1173 г. Первый исторически достоверный случай с «волчьим мальчиком» зарегистрирован в Гессе в 1341 г. Ребенок, которого охотники нашли в стае волков, бегал на четвереньках и очень далеко прыгал. Когда его извлекали из волчьего логова, он проявил поистине звериную свирепость — визжал, кусался и царапался. Вскоре он умер, оттого что его заставляли есть человеческую пищу. В 1767 г. охотники из Фраумарка в Нижней Венгрии, преследуя большого медведя, заметили на снегу в той части гор, куда, как они считали, не ступала нога человека, человеческие следы, которые и привели их к берлоге медведя. Здесь они обнаружили настоящую златокудрую красавицу принцессу — девушку лет восемнадцати, высокую, здоровую и загорелую. Ее поведение отличалось «большой грубостью», и, когда девушку поместили в приют, она отказывалась от всего, кроме сырого мяса, кореньев и коры деревьев. Другая «медвежья девочка» в возрасте примерно трех лет была найдена в Индии в 1897 г., а в восемнадцатом столетии в Дании был обнаружен «медвежий мальчик». В 1937 г. в Турции охотник подстрелил медведицу, и на него накинулся маленький, но крепкий «древесный дух». Когда охотнику удалось с ним справиться, «дух» оказался девочкой, имевшей, однако, все повадки медведя и издававшей медвежье рычание. Один из самых последних найденных «диких» людей — семилетний «волчий мальчик» из горного района в Абруцци (Италия). Случай этот зарегистрирован лондонской «Санди тайме» в номере от 26 августа 1973 г. Мальчик «не обладает даром речи, издает отрывистые звуки, похожие на волчьи, кусает и царапает каждого, кто пытается его приласкать». Все, что удалось ученым, — обычная дрессировка. Еще более интересны, пожалуй, сообщения о «мальчике-газели». Та же «Санди тайме» в 1973 г. сообщила о том, что в глухом районе Сирии во время охоты местного принца был обнаружен среди газелей мальчик. Рассказывают, что он мог бегать вместе со стадом газелей со скоростью до пяти—десяти миль в час. У него было превосходное зрение и очень тонкий слух.
Подробнсе см.: Bartra R. Society’s Fascination With The Wild Outsider. The Artificial Savage: Modern Myths of the Wild Man. Michigan, 1997.
5 Kipling J.L. Beast and Man in India. L, 1893. P. 13.
6 Sleeman W.H. An Account of Wolves nurturing Children in their dens. Plymouth, 1852.
Дети были неспособны видеть днем и спасались от солнечного света в темных углах. Ночью они выли и метались по комнате в поисках выхода. Спали они всего лишь по пять—шесть часов в сутки, ели только сырое мясо и утоляли жажду, лакая жидкость. Обе девочки ползали на коленях и локтях, когда находились в комнате, но на улице довольно быстро бегали, вста-
вая на ладони и ступни. Они рычали на людей, изгибали спины, подобно волкам, при приближении того, кого они считали опасным. Они «охотились», преследуя цыплят и других домашних животных, рыскали по двору в поисках выброшенных потрохов и с жадностью пожирали их. Но эти дети-волки прожили довольно недолго в цивилизованной обстановке. Младшая, Амала, прожила в неволе меньше года, она скончалась от нефрита в сентябре
Кроме двух индийских девочек, воспитанных волками, в 1938 г. на ферме в Пенсильвании обнаружили пятилетнюю девочку Анну. Все три имели нормальные биологические предпосылки к успешной социализации, но были изолированы от нормальной социальной среды. В начале 1996 г. в одном из отдаленных районов Китая было поймано странное маленькое существо — покрытый шерстью ребенок, которого прозвали «мальчик-панда». Это уже третий случай в истории, когда человеческое дитя выросло среди панд: первый был зафиксирован в 1892 г., а второй — в 1923 г. Обследовавшие мальчика ученые отметили множество аномалий в его поведении: передвигался он только на четвереньках, а на ногах даже стоять не мог — падал; не умывался, а вылизывал себя, как кошка; ел листья и молодые побеги бамбука; чесался и фыркал, как дикое животное; рычал, если был чем-то недоволен. Хоу Мэнь Лу, биолог из Пекина, изучавший мальчика-панду, считает, что его, вероятно, в раннем детстве потеряли родители, а может быть, намеренно оставили в лесу, испугавшись его внешнего вида. И неудивительно: малыш родился со значительными генетическими отклонениями — все его тело покрыто густыми волосами. Затем, очевидно, его нашли панды и по ошибке приняли, так сказать, за члена своей семьи. Соответственно и воспитали. Не считая нескольких несущественных отличий, мапь-чик-панда вел себя точно так же, как и его «приемные родители». Он проворно лазал по деревьям и поначалу кусал и царапал всех, кто к нему приближался. Однако после нескольких недель пребывания в семье немного пообвыкся и даже начал проявлять привязанность к новым «маме» и «сест-
7 HOMO FERUS — Дети-волки (http://inry.city.tomsk.net).
ренке». Он научился стоять на ногах и произносить несколько слов. Но до сих пор, если чем-то расстроен, он не плачет, а скулит, как собачонка.
У всех фералов отсутствовала связная речь, мышление, человеческие чувства. Дети, найденные в логове зверей, были хорошо приспособлены к передвижению на четырех ногах; притрагиваясь к еде — мясу или молоку, они предварительно ее обнюхивали; испытывая жажду, они облизывали зубы; дети испытывали сильный страх перед огнем и никогда не смеялись. «Маугли» доказали, что оставленный на произвол судьбы человек перестает быть человеком. События отдают его во власть природных сил, дремлющих в человеке и готовых пробудиться, как только исчезнут культурные «оковы». Человеческому детенышу не помогает запас генов, унаследованных от родителей.
Науке известно несколько десятков подобных случаев. Дети возвращались в человеческое общество сравнительно поздно — в 8—10—12-летнем возрасте, и их, естественно, пытались научить говорить. Но так и не удалось: ни один из них так и не смог овладеть человеческой речью. Когда детей-зверенышей возвратили в общество, они смогли усвоить лишь самые элементарные навыки, овладеть устной речью, состоящей из нескольких десятков слов. Например, девочка Камала, которую в восьмилетнем возрасте взяли из логова волков вблизи Калькутты (Индия), за шесть лет жизни в семье пастора научилась произносить всего. 30 слов, и к тому же невнятно. С каким же невероятным трудом и как медленно шло ее обучение, если в результате шестилетних усилий получился такой мизерный результат!
Но и этого бы не произошло, если бы не генное наследство, биологическая предрасположенность человеческого организма к обучению. «Изо-ляты» так и не научились дружить, улыбаться, абстрактно мыслить, вести беседу. В человеческом обществе они прожили не более 10 лет. Генетические задатки, оказывается, в одних условиях превращаются в способности, и дети легко начинают говорить, в других условиях этот процесс затрудняется и идет медленно, в третьих — он почти совсем останавливается. Видимо, способности, как все психические качества, скорее относятся к тому, что Бидл называет «культурной наследственностью», возобновляемой в каждом новом поколении. Высшие психические функции развиваются только в процессе воспитания и социализации. Они не могут возникнуть у Homo ferns.
Вместе с тем эти дети способны на то, чего, казалось бы, человек делать не может или не должен: часами бегать на четвереньках, покрывая по 50 — 60 км в день, висеть на ветках, есть все, что попадется под руку. Дополнительные физические возможности приросли, по всей видимости, за счет атрофирования умственных навыков. Какая-никакая, но компенсация.
Феральные люди не могут стать полноценными членами общества потому, что социализация началась у них слишком поздно. Она представляет собой такой процесс, который не поддается искусственному управлению либо манипулированию. К 14 годам из талантливого ребенка можно сделать вундеркинда, знающего в совершенстве тот или иной предмет. Примеров ускоренного обучения множество. Обнаруживаются случаи раннего взросления людей, особенно если их жизнь была богата событиями: в детстве лишились родителей, рано пошли трудиться, познали лишения, невзгоды судьбы. Тем не менее это еще не социализация. Можно сократить отдельные ее этапы, ускорить их прохождение, но удлинить или сократить процесс социализации в целом нельзя.
Социализация должна начинаться в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. Стоит запоздать, как начнутся необратимые процессы. В детстве закладывается фундамент социализации, и в то же время это самый незащищенный ее этап. Дети, изолированные от общества, в социальном плане погибают, хотя многие взрослые сознательно ищут одиночества и изоляции, чтобы предаваться углубленным размышлениям и созерцанию. Часто даже когда взрослые попадают в изоляцию помимо своей воли и на длительный срок, они духовно и социально не погибают. Напротив, преодолевая трудности, они развивают свою личность, познают в себе новые грани.
В науку с тех пор вошло понятие архетипа феральности — глубинной, примордиальной связи с природой и инстинктом. Оно вызвало гамму философских размышлений, в том числе религиозного характера. Контроль и подавление зверя в человеке — это основная задача, смысл существования христианства.
Пример Маугли, запоздавшего с социализацией, вдохновляет педагогов на создание методов раннего обучения. Один из них — В. Л ищук начал учить трехлетнюю дочь, в раннем возрасте перенесшую травму, в результате которой возникло кислородное голодание головного мозга, читать. Когда его дочь выросла, В. Лищук решил попробовать научить читать и свою трехмесячную внучку. Чего он достиг? В два года и семь месяцев Карина читает на двух языках — русском и украинском, свободно переходя с одного на другой, считает. Автор оригинальной методики убежден: если ребенка начать учить в четыре года, то это уже поздно. До шести месяцев мозг человека достигает 50% своего взрослого объема, а к трем годам — 80%. Именно в период интенсивного роста мозга легче всего можно человека чему-либо обучить. Это самый продуктивный для обучения возраст. Именно его пропустил легендарный Маугли.
Маугли — излюбленный пример ученых, занимающихся проблемами социализации детей. Человеческий детеныш, наделенный всеми необходимыми для полноценной социализации качествами, в том числе мозгом, речевым аппаратом, задатками к аналитике и социальным чувствам, попав в нечеловеческую среду, перестает быть человеком. Феральные люди не могут
стать полноценными членами обще
ства потому, что социализация нача-
Справка лась у них слишком поздно. Француз-
ский психолог Жан Итар прославился книгой «Дикарь из Аверона», где рассказывалась история современного Маугли. После нескольких неудач ных попыток приобщить дикаря к цивилизации Итар пришел к выводу, что в развитии человека есть определенные сенситивные периоды, когда ребенок нуждается во внешних стимулах, иначе некоторые навыки вообще не появятся.
А на противоположном полюсе находятся дети, от рождения лишенные физиологических возможностей к мышлению, речи и общению, в частности слепоглухонемые, слепые, глухие, всю жизнь находящиеся в человеческой среде и не имеющие возможности полноценного общения, тем не менее получают, пусть и в неполном объеме, возможность социализироваться и остаются в истинном смысле человеческими существами.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет