Феодальная раздробленность во франции что происходило
История государства Франции периода феодальной раздробленности – IX – XIII вв.
Франция существует как самостоятельное государство со времени раздела Франкской империи (843 г.) и выделения Западно-Франкского королевства, которому достались земли к западу от Рейна. Называться Францией страна стали лишь в X в.
В период феодальной раздробленности (IX – XIII вв.) номинальное единое королевство фактически делилось на многие почти независимые феодальные владения, причем в XI в. дробление продолжалось также внутри отдельных герцогств и графств.
Складывание двух основных классов феодального общества – сеньоров и зависимого крестьянства – в целом завершилось к X в.
К этому времени сеньоры-бенефициарии добились превращения бенефиция из пожизненного пожалования в наследственную феодальную собственность – феод. Оформилась феодальная иерархия, возглавляемая королем, с характерной для нее системой вассалитета. Отношения вассалитета покоились на иерархической структуре земельной собственности: номинально верховным собственником всей земли в государстве считался король – верховный сеньор, или сюзерен, а крупные феодалы, получая от него земли, становились его вассалами. Они, в свою очередь, также имели вассалов, более мелких феодалов, которым жаловали земельные владения. Эта лестница состояла из следующих ступеней:
— на ее верху стоял король – сюзерен;
— далее – пэры, то есть «равные королю», герцоги и графы;
— вассалы и подвассалы разных ступеней – арьер – вассалы;
— в самом низу – простые рыцари, шевалье, своих вассалов не имевшие.
Зависимое крестьянство состояло из сервов и вилланов. Различие их статуса согласно средневековой французской поговорке заключалось в следующем: «если повинности серва лежали на его личности, то повинности виллана – на его земле».
Положение лично зависимых сервов было близко к позднеантичным рабам: часть из них использовалась в качестве безземельных дворовых работников, часть трудилась на выделенных им мелких земельных наделах. Сервы подчинялись судебно-административной власти своего сеньора, уплачивали ему поголовную (подушную) подать и оброк, исполняли барщину и не имели права переходить из сеньории в сеньорию, отчуждать земельное держание, а также права свободы наследования и права выбора брачного партнера.
Вилланы, которые считались лично свободными держателями земли, принадлежавшей феодалу, были освобождены от наследственных личных повинностей (их повинности касались не личности, а земельного надела), имели более широкие возможности для отчуждения земельного держания, а также переселения в другую вотчину, на свободные земли или в город.
Начиная с X в. развитие сельского хозяйства, отделение от него ремесла и рост населения способствовали возникновению новых и возрождению старых, основанных еще римлянами городов как центров ремесла и торговли.
Правовое положение горожан еще мало отличалось от положения остальных феодально-зависимых людей. Хотя согласно другой средневековой французской поговорке «воздух города делал человека свободным» достаточно было беглому серву прожить один год и один день в черте городской коммуны, как он приобретал легальный статус свободного горожанина.
В период феодальной раздробленности король, номинальный глава государства, избирался крупными землевладельцами – вассалами короля и высшими иерархами церкви.
В органах центрального управления дворцово-вотчинная система уживалась с управлением, основанным на вассальных отношениях:
— дворцовую систему, как и прежде, представляли министериалы (сенешал – глава королевского двора, коннетабль, королевский казначей, канцлер);
— управление, основанное на вассальных отношениях, осуществлялось в виде съезда крупнейших феодалов страны, называемого Королевской курией или Великим советом.
Местное управление отличалось тем, что власть короля признавалась только в его собственном домене, а в земельных владениях крупных феодалов были свои системы местного управления.
В судебной системе при сеньориальной монархии действовала сеньориальная юстиция, судебную власть делили между собой сеньоры, причем объем их судебных правомочий определялся занимаемой ими ступенью иерархической лестницы.
Армия состояла из рыцарского ополчения вассалов, исполнявших военную службу, несением которой они были обязаны своим сеньорам. Во время войн созывалось народное ополчение.
Реформы Людовика IX Святого в середине XIII в., направленные на усиление королевской власти, преследовали цели создания единой судебной, финансовой и военной системы страны.
В судебной сфере был создан Парижский парламент – высшая судебная инстанция Франции, куда поступали апелляции даже на решения сеньоров, вынесенные ими в своих владениях. Парламент рассматривал по первой инстанции наиболее важные уголовные и гражданские дела, а также мог пересматривать решения и приговоры нижестоящих судов с новой проверкой всех ранее рассмотренных или вновь представленных доказательств, осуществляя, таким образом, контроль над местными судами. На службу в парламент привлекались легисты – лица незнатного происхождения, получившие профессиональную юридическую подготовку в европейских университетах.
В финансовой области Людовик IX ввел в обращение единую золотую королевскую монету, которая спустя примерно десятилетие вытеснила альтернативные деньги, которые чеканились отдельными сеньорами.
В военной области король предусмотрел возможность замены воинской службы своих вассалов денежным выкупом. Он также запретил распространенные в то время междоусобные войны и своем домене; в других же регионах король ввел правило о «40 днях». В течение этого срока конфликт нельзя было разрешать на поединке под угрозой уплаты высокого штрафа, а следовало обращаться за разрешением спора к королю.
Вскоре после проведения реформ Людовика IX Франция взамен дворцово-вотчинной раздробленной феодальной структуры приобрела статус единого государства с влиятельной королевской властью.
Развитие специализации сельскохозяйственного и ремесленного производства в отдельных районах и городах Франции к концу XIII в. приводит к упрочению торговых связей между различными областями королевства. В этих условиях увеличилась численность населения городов и усилилось их социально-экономическое влияние в стране. С завершением периода феодальной раздробленности государство приобрело форму сословно-представительной монархии. Это стало возможным после того, как упрочились социально-экономические основы союза королевской власти и городов, а развивающаяся городская промышленность и торговля уже смогли оказывать монархам финансовую помощь.
В целом к XIV в. формирование наследственных сословий завершилось, и французское общество разделилось на три сословия: духовенство, дворянство и «третье» сословие, к которому относились купцы, ремесленники, свободные крестьяне. Два первых сословия были привилегированными: освобождались от государственных налогов и повинностей, пользовались преимущественным правом доступа к государственным должностям. Третье сословие было податным.
Под влиянием развития товарно-денежных отношений произошли существенные изменения в правовом положении крестьян. Феодалы заменили часть натуральных повинностей и платежей денежным оброком. К XIV в. стала меняться форма крестьянского землепользования: серваж постепенно вытеснялся цензивой. Цензивой называлось наследственное земельное держание, обладатель которого (цензитарий) ежегодно выплачивал своему господину ценз, т.е. фиксированную денежную, реже натуральную ренту, а также выполнял определенные повинности. Соблюдая эти условия, цензитарий имел право передавать по наследству свою цензиву, закладывать, сдавать в аренду и даже продавать ее, но с согласия сеньора и после уплаты особой пошлины.
2. История государства Франции периода сословно-представительной монархии – XIV – XV вв.
Сословно-представительная монархия Франции сформировала свои органы государственного управления с соответствующим штатом чиновников всех рангов. Центральными органами управления в этот период были Государственный совет, осуществлявший по указаниям короля руководство и контроль за отдельными звеньями управления, и Счетная палата, созданная еще в XIII в. реформами Людовика IX и ведавшая финансами.
К наиболее значимым должностным лицам относились:
— канцлер, в функции которого входили текущее управление и контроль за деятельностью должностных лиц. В отсутствие короля он председательствовал в Государственном совете, под его руководством составлялись проекты ордонансов;
— коннетабль – командир конного рыцарского войска, впоследствии командующий королевской армией;
В системе судебных учреждений в этот период произошли следующие изменения:
— королевская юстиция потеснила сеньориальную и церковную: значительно расширилась юрисдикция королевских судов; они могли отрицать любое решение сеньориального суда;
— хотя судебные органы по-прежнему не были отделены от органов административных, наметилось их обособление и соответственно формирование централизованной судебной системы.
Правосудие на местах от имени короля вершили чиновники – бальи, сенешалы и прево, рассматривавшие основную массу уголовных и гражданских дел.
Церковный суд превратился в специальный суд по делам особой предметной и персональной подсудности со своей инстанционной системой.
В XIV в. был создан специальный орган уголовного преследования и обвинения – прокуратура, члены которой выступали в судах как обвинители по делам, затрагивавшим интересы монархии («интересы короны»).
В ходе военных реформ второй половины XIV − первой половины XV в. королевская армия становится регулярной, значительной по численности, с централизованным руководством и четкой организацией. К этому времени правительство (после введения постоянных налогов) имело в своем распоряжении значительные средства, которые использовались для вербовки наемников, по большей части иностранцев (немцев, шотландцев и т.д.). Офицерские должности занимало местное дворянство.
Началом периода сословно-представительной монархии во Франции (XIV-XV вв.) принято считать созыв в 1302г. Генеральных штатов – высшего органа сословного представительства. Предшественниками Генеральных штатов во Франции были расширенные заседания королевского совета (с привлечением городских верхов), а также провинциальные ассамблеи сословий, которые положили начало осуществлению идеи сословного представительства на местах. Общефранцузские Генеральные штаты являлись совещательным органом, созываемым по инициативе королевской власти в критические моменты для оказания помощи правительству; основной их функцией было вотирование налогов. Каждое сословие заседало в Генеральных штатах отдельно от других: в первой палате – высшее духовенство; во второй – депутаты от дворянства; в третьей – выборные депутаты от верхушки горожан, «третьего сословия». Палата любого ранга имела только один голос независимо от количества представителей. Утверждение решения осуществлялось всеми палатами простым большинством голосов.
Значение Генеральных штатов возросло в середине XIV в., во время Столетней войны, когда королевская власть особенно нуждалась в поддержке сословий. Именно тогда была предпринята попытка Генеральных штатов закрепить за собой постоянные полномочия. В марте 1357г. была проведена в жизнь программа реформ французского средневекового парламента, оформленная нормативным актом «Великий ордонанс». В программе мартовских реформ представители Генеральных штатов потребовали от короля:
— регулярности созыва Генеральных штатов (не реже трех раз в год);
— участия в налоговой политике государства;
— возможности влиять на назначение королевских чиновников.
Однако программа мартовских реформ, вынужденно подписанная королем, просуществовала всего около полутора лет, после чего началось стремительное движение страны к абсолютной монархии.
3. История государства Франции периода абсолютной монархии – XVI – XVIII вв.
Абсолютная монархия, явившаяся последней по времени формой французского феодального государства, просуществовала на протяжении почти трех столетий. Генрих IV провозгласил политику меркантилизма, то есть покровительства национальной экономике, что способствовало открытию многих мануфактур, установлению справедливой системы таможенных отношений с Голландией и Англией. Во времена Ришелье были открыты новые мануфактуры, морские порты, развивалась торговля, субсидировались государством крупные купеческие компании.
Важнейшим социальным последствием развития капиталистических отношений, но одновременно и фактором, дающим дальнейший толчок к такому развитию, явилось формирование в рамках «третьего сословия» двух новых классов – буржуазии и пролетариата. Буржуазия вырастала в первую очередь аристократической верхушки городского населения (финансистов, торговцев, цеховых мастеров, городской интеллигенции), зажиточных слоев крестьянства, части дворянства, которая использовала новые капиталистические методы хозяйствования.
Становление неограниченной королевской власти в форме абсолютной монархии было исторически обязано именно этим равновесием сил дворянства и буржуазии, когда ни одна из временно сбалансированных составляющих еще не могла гарантированно доминировать над другой.
Своего полного расцвета абсолютизм достиг в годы продолжительного царствования «короля-солнца» Людовика XIV (1643-1715 гг.). Для абсолютной монархии характерна концентрация законодательной, исполнительной и судебной власти королем, которую он не делил с другими государственными органами. Преодолев сопротивление дворянства, и установив территориально-политическое объединение страны, подчинив своей власти национальную церковь, король перестал нуждаться в поддержке Генеральных штатов, которые утратили свое политическое влияние.
Ко второй половине XVII в. Франция стала сильнейшим государством в Европе. Людовик XIV из своих 54 лет правления, 33 провел в войнах.
Абсолютна монархия сыграла свою прогрессивную роль, завершив формирование единой французской нации. К середине XVIII в. абсолютная монархия вступила в полосу кризиса, который обретал системный характер. Правительство было вынуждено искать спасение в экономических и административных преобразованиях, проводимых в годы правления последнего из абсолютистских монархов Людовика XVI (1774-1792 гг.).
4. Право средневековой Франции.
Для французского права в целом характерны типичные черты средневекового права Западной Европы. Когда к X в. во Франции перестала действовать Салическая правда, то локальное обычное право, называемое кутюмным, приобрело решающую роль. Особенно были распространены кутюмы (сборники правовых обычаев) в Северной Франции. Обычные права отличались необычайной пестротой и первоначально существовали в устной форме, но начиная с ХIII в. их стали записывать. Так, в XIII в. в Нормандии был составлен крупный сборник обычного права – Большой кутюм Нормандии. Предположительно в 1283г. по инициативе талантливого бальи Ф. де Бомануара был составлен один из самых известных частноправовых сборников обычного права – Кутюмы Бовези. Всего подобных «малых» кутюмов в Средние века во Франции было составлено более 200. Что касается официальных так называемых «больших» кутюмов, то и их число превышало 50. Это свидетельствует о партикуляризме права во Франции, который преодолевался крайне медленно.
На Юге Франции также действовали кутюмы, но также находили свое применение и нормы римского права. Многие из них действовали здесь еще со времен Франкского государства или даже Римской империи. Претерпев определенную трансформацию и приспособившись к новым общественным условиям, они превратились в одну из разновидностей французского обычного права.
С XIII в. начинается подлинный «ренессанс римского права», который связан с деятельностью школы глоссаторов. Отношение французских королей к возрождению римского права было двойственным. С одной стороны, монархи признавали его доктринальное значение, поскольку ссылались на нормы этого права, но, с другой − ограничили его практическое применение.
Рассматривая источники французского средневекового права, следует учитывать, что на протяжении всей эпохи Средних веков Франция не имела единой правовой системы. Право, общее для всей страны, — королевское право Франции — охватывало своими правовыми нормами весьма узкую сферу общественных отношений. В каждой французской провинции действовало свое собственное право, во многих аспектах отличавшееся как от права других провинций, так и от общефранцузского права. В городах также действовал самостоятельный механизм правообразования и соответственно применялись свои особые правовые нормы.
Таким образом, право средневековой Франции представляло собой сложную мозаику различных правовых систем — местных, общефранцузских, общеевропейских, сословных, корпоративных и т. п. В рамках каждой из них существовал свой, самостоятельный механизм формирования правовых норм. Все это предопределяло и соответствующий характер источников права.
Значение того или иного источника права было неодинаковым в различных правовых системах. Например, судебное решение играло более важную роль в качестве источника права в рамках торгового права, нежели в какой-нибудь другой правовой системе. Доктрина была более значимой в качестве источника права в каноническом праве, нежели в рамках местного права. Закон свою наибольшую роль в качестве источника права играл в общефранцузском праве, выступая в виде королевских установлении, или ордонансов.
Рассматривая такой источник права средневековой Франции, как королевское установление, или ордонанс, следует понимать, что «король является сувереном над всеми и на основании своего права охраняет все свое королевство, в силу чего он может создать всякие учреждения, какие ему угодно для общей пользы, и то, что он устанавливает, должно соблюдаться».
Ордонансы являлись общеобязательными для всех, если они были выработаны королем совместно с «Большим Советом».
К X в. характерной формой земельной собственности во Франции становится феод. Право феодальной собственности на землю сочеталось с остатками общинного землепользования. Свободная крестьянская собственность на землю полностью исчезла.
В период феодальной раздробленности договорные отношения во Франции развивались медленно. При купле-продаже земли за сеньором всегда признавалось право преимущественной покупки продаваемого вассалом феода. Кроме того, он и родственники продавца в течение установленного срока имели право выкупа проданной земли. В X−XI вв., когда купля-продажа имущества была редким явлением, получил развитие договор дарения. Часто этот договор маскировал сделку купли-продажи. Получатель подаренного имущества принимал на себя обязательство передать дарителю в знак благодарности определенное имущество. Договор дарения использовался также для обхода ограничений на завещания.
Крупные сделки купли-продажи с XII в. начинают составляться в письменном виде, а впоследствии утверждаться нотариусами. С XIII в. в связи с развитием торгового оборота договор купли-продажи вступал в силу с момента его заключения сторонами. Его объектом могли выступать даже вещи, которые еще не были изготовлены.
Сфера брака и семьи во Франции до XVI в. регулировалась исключительно церковными установлениями. Лишь в ХVI−ХVII вв. королевская власть, стремясь усилить государственное воздействие на брачно-семейные отношения, отступила от церковных норм заключения брака, который стал рассматриваться как акт гражданского состояния. Было пересмотрено правило, согласно которому при вступлении в брак не требовалось согласия родителей. В XVII в. родители получили право обращаться в Парижский парламент с жалобой на действия кюре, заключившего брак без их согласия.
Личные отношения супругов в основном определялись каноническим правом: главенство в семье мужа, подчинение ему жены, совместное проживание и т.п. Дети не могли совершать юридические акты без согласия родителей. Отец имел право просить у королевской администрации разрешение на заключение в тюрьму непокорных детей.
При наследовании по закону наиболее характерным французским институтом был майорат, т.е. передача по наследству цельного земельного надела умершего старшему сыну, позволявший избегать дробления феодальных сеньорий и крестьянских хозяйств. На наследника возлагалась обязанность помогать своим несовершеннолетним братьям и выдавать замуж сестер. Наследование по завещанию получило распространение сначала на Юге Франции, а затем под воздействием церкви форма завещания стала проникать и в обычное право на Севере страны.
В начале периода феодальной раздробленности страны (в IX- XI вв.) преступление рассматривалось как действие, затрагивающее интересы отдельных лиц. Наказания же сводились к компенсации за вред, причиненный частным лицам. К концу этого периода, когда воцаряется сеньориальная юрисдикция, преступление перестает быть частным делом, а выступает как нарушение утвердившегося феодального правопорядка. В это время получают развитие такие негативные явления средневекового уголовного права, как ответственность без вины, чрезмерная жестокость наказаний, неопределенность составов преступлений.
В период сословно-представительной монархии и особенно абсолютизма в связи с централизацией государства и усилением королевской власти в праве возрастает роль такого источника, как законодательство королей. В королевском уголовном законодательстве наказания не были четко определены: их применение во многом зависело от усмотрения суда, учитывавшего сословное положение обвиняемого. Целью наказания стали возмездие и устрашение. Приговоры приводились в исполнение публично, дабы страдания осужденного вызывали страх у всех присутствующих. Признанными видами наказания стали смертная казнь в разнообразных формах (разрывание на части лошадьми, четвертование, сожжение и т.д.); членовредительские и телесные наказания, тюремное заключение, конфискация имущества в качестве основного и дополнительного наказания.
Франция в XI – XV вв.
Сайт: | Платформа онлайн-обучения БФУ им. И. Канта |
Курс: | Средневековая история стран Европы и Византии |
Книга: | Франция в XI – XV вв. |
Оглавление
1. Франция в IX – XI вв. Причины феодальной раздробленности
С правления Карла II Лысого (843 – 877 гг.) начинается период феодальной раздробленности: в 877 г. был принят Кьерсийский капитулярий (по нему бенефиции превратились в наследственные владения феоды, а должности графов – в наследственные титулы. Это подорвало единство государства.
В X в. власть короля ещё больше уменьшилась. Параллельно возросла роль и значение земельных магнатов.
Во Франции начался процесс «озамкования» (феодалы превращают свои замки в микрогосударства и перестают подчиняться королевской власти). Этот процесс послужил основанием для начала политической раздробленности.
Во Франции выделяют 2 периода раздробленности:
Причины политической раздробленности во Франции:
В период правления династии Капетингов (987 – 1328 гг.) происходит укрепление королевской власти.
Вклад внесли первые короли этой династии – Гуго Капет, Роберт II, Генрих I и Филипп I.
Была установлена наследственная королевская власть, и началось подчинение вассалов.
Короли, укрепляя свою власть, опирались на поддержку духовенства и горожан.
2. Централизация Французского государства в XII – начале XIV в.: причины, этапы, особенности. Филипп II Август. Людовик IX
К концу XII в. значительно усиливается королевская власть.
Причины усиления королевской власти во Франции:
Противниками королевской власти и централизации государства выступали крупные феодалы.
Выделяют 2 этапа централизации государства во Франции:
Филипп II Август (1180 – 1223 гг.) распространил территорию домена на значительную часть Французского королевства и привёл крупных феодалов Франции к повиновению.
У английского короля во Франции были владения больше домена французского короля – Нормандия, Анжу, Мэн, Турень и Пуату.
Для централизации Французского королевства Филипп II Август провёл административные реформы:
При Филиппе II Августе начались альбигойские войны (1209 – 1229 гг.) за присоединение территорий Южной Франции и подчинения местной аристократии.
Сын Филиппа II Августа Людовик VIII (1223 – 1226 гг.) продолжил объединение Франции и альбигойские войны.
Король Людовик IX Святой (1226 – 1270 гг.) провёл важные реформы внутреннего управления:
Реформы Людовика IX способствовали территориальному объединению страны и консолидации основной массы феодалов и горожан вокруг короля.
Таким образом, в XIII в. был повышен авторитет королевской власти, и произошло укрепление центральной администрации.
Реформы Филиппа II Августа и Людовика IX заложили основу для последующего возникновения во Франции сословно-представительной монархии.
3. Сословно-представительная монархия во Франции (XIV – XV вв.): возникновение, особенности, государственное управление
Сословно-представительная монархия во Франции оформляется к XIV в. в правление Филиппа IV Красивого (1285 – 1314 гг.). Этот король объединил ¾ страны. Он укрепил королевскую власть и изменил государственное управление.
В результате конфликта с папой римским Бонифацием VIII (Филипп IV запретил вывозить церковные деньги в Рим) появился орган сословного представительства во Франции – Генеральные Штаты и начала оформляться сословно-представительная монархия.
10 апреля 1302 г. король созвал Генеральные штаты, в которых заседали сословия духовенство, дворянство и горожане.
Особенности Генеральных штатов:
Значение Генеральных штатов повысилось в период Столетней войны (анархия военного времени).
С конца XVв. с усилением королевской власти и переходу Франции к абсолютной монархии Генеральные штаты практически не созывались.
А с 1614 г. по 1789 г. Генеральные штаты ни разу не созывались.
В правление Филиппа IV Красивого начался период упадка папства – «Авиньонское пленение пап» (1309 – 1377 гг.) – и подчинения пап французским королям. Также был разгромлен орден тамплиеров.
В 1328 г. во Франции произошла смена королевской династии. Династия Капетингов пресеклась и появилась династия Валуа (1328 – 1589 гг.) – младшая ветвь династии Капетингов.
В XIV – XV вв. наступают изменения в государственном управлении Франции:
На изменения в системе управления оказала влияние Столетняя война (1337 – 1453 гг.).
4. Завершение объединения Франции в XV в. Карл VII. Людовик XI
Последний этап объединения Французского королевства связан с именами Карла VII (1422 – 1461 гг.) и Людовика XI (1461 – 1483 гг.).
При Карле VII во Франции были проведены следующие государственные мероприятия:
В правление Карла VII была закончена Столетняя война победой Франции (вся территория Франции, за исключением порта Кале, была освобождена от англичан). Это событие напрямую повлияло на централизацию государства.
Карл VII своими государственными мероприятиями заложил предпосылки абсолютизма во Франции.
Людовик XI (1461 – 1483 гг.) включил в состав Франции Пикардию (1477 г.), герцогство Бургундию, Прованс, Мэн и Марсель в 1481 г., а также Пуату и Гиень.
Людовик XI завершил централизацию Франции, ликвидировав независимость крупных феодалов страны, объединившихся в 1465 г. против короля в «Лигу общественного блага» (входили Карл Беррийский, герцог Бургундии Карл Смелый и Франциск Бретонский).
Людовик XI проводил политику протекционизма (укрепил положение купечества через льготы и кредиты). Также при нём в 3 раза возросли налоги.
Людовик XI покровительствовал наукам и искусствам.
При Людовике XI во Франции были заложены предпосылки абсолютной монархии.
Предпосылки абсолютной монархии: