Феодальная раздробленность во франции что происходило

История государства Франции периода феодальной раздробленности – IX – XIII вв.

Франция существует как самостоятельное государство со времени раздела Франкской империи (843 г.) и выделения Западно-Франкского королевства, которому достались земли к западу от Рейна. Называться Францией страна стали лишь в X в.

В период феодальной раздробленности (IX – XIII вв.) номинальное единое королевство фактически делилось на многие почти независимые феодальные владения, причем в XI в. дробление продолжалось также внутри отдельных герцогств и графств.

Складывание двух основных классов феодального общества – сеньоров и зависимого крестьянства – в целом завершилось к X в.

К этому времени сеньоры-бенефициарии добились превращения бенефиция из пожизненного пожалования в наследственную феодальную собственность – феод. Оформилась феодальная иерархия, возглавляемая королем, с характерной для нее системой вассалитета. Отношения вассалитета покоились на иерархической структуре земельной собственности: номинально верховным собственником всей земли в государстве считался король – верховный сеньор, или сюзерен, а крупные феодалы, получая от него земли, становились его вассалами. Они, в свою очередь, также имели вассалов, более мелких феодалов, которым жаловали земельные владения. Эта лестница состояла из следующих ступеней:

— на ее верху стоял король – сюзерен;

— далее – пэры, то есть «равные королю», герцоги и графы;

— вассалы и подвассалы разных ступеней – арьер – вассалы;

— в самом низу – простые рыцари, шевалье, своих вассалов не имевшие.

Зависимое крестьянство состояло из сервов и вилланов. Различие их статуса согласно средневековой французской поговорке заключалось в следующем: «если повинности серва лежали на его личности, то повинности виллана – на его земле».

По­ло­же­ние лично зависимых сервов было близко к позднеантичным рабам: часть из них использовалась в качестве безземельных дворовых работни­­ков, часть трудилась на выделенных им мелких земельных наделах. Сер­вы подчинялись судебно-административной власти своего сеньора, уплачивали ему поголовную (подушную) подать и оброк, исполняли барщину и не имели права переходить из сеньории в сеньорию, от­чуж­дать земельное держание, а также права свободы наследования и права вы­бора брачного партнера.

Вилланы, которые считались лично свободными держателями зем­ли, принадлежавшей феодалу, были освобождены от наследственных лич­ных повинностей (их повинности касались не личности, а зе­мель­но­го надела), имели более широкие возможности для отчуждения зе­мель­но­го держания, а также переселения в другую вотчину, на свободные зем­­ли или в город.

Начиная с X в. развитие сельского хозяйства, отделение от него ремесла и рост населения способствовали возникновению новых и возрождению старых, основанных еще римлянами городов как центров ремес­ла и торговли.

Правовое положение горожан еще мало отличалось от положения остальных феодально-зависимых людей. Хотя согласно другой средневековой французской поговорке «воздух города делал человека свобод­ным» достаточно было беглому серву прожить один год и один день в чер­­те городской коммуны, как он приобретал легальный статус сво­бод­но­­го горожанина.

В период феодальной раздробленности король, номинальный глава государства, избирался крупными землевладельцами – вассалами ко­ро­ля и высшими иерархами церкви.

В органах центрального управления дворцово-вотчинная система ужи­валась с управлением, основанным на вассальных отношениях:

— дворцовую систему, как и прежде, представляли министериалы (сенешал – глава королевского двора, коннетабль, королевский казначей, канцлер);

— управление, основанное на вассальных отношениях, осуществля­лось в виде съезда крупнейших феодалов страны, называемого Королевской курией или Великим советом.

Местное управление отличалось тем, что власть короля призна­ва­лась только в его собственном домене, а в земельных владениях круп­ных феодалов были свои системы местного управления.

В судебной системе при сеньориальной монархии действовала сеньориальная юстиция, судебную власть делили между собой сеньоры, причем объем их судебных правомочий определялся занимаемой ими ступенью иерархической лестницы.

Армия состояла из рыцарского ополчения вассалов, исполнявших воен­ную службу, несением которой они были обязаны своим сеньорам. Во время войн созывалось народное ополчение.

Феодальная раздробленность во франции что происходило

Реформы Людовика IX Святого в середине XIII в., направленные на уси­ление королевской власти, преследовали цели создания единой су­деб­ной, финансовой и военной системы страны.

В судебной сфере был создан Парижский парламент – высшая су­деб­ная инстанция Франции, куда поступали апелляции даже на ре­ше­ния сеньоров, вынесенные ими в своих владениях. Парламент рас­смат­ри­­вал по первой инстанции наиболее важные уголовные и гражданские де­ла, а также мог пересматривать решения и приговоры нижестоящих су­дов с новой проверкой всех ранее рассмотренных или вновь пред­став­­ленных доказательств, осуществляя, таким образом, контроль над мест­­ными судами. На службу в парламент привлекались легисты – ли­ца незнатного происхождения, получившие профессиональную юриди­чес­­кую подготовку в европейских университетах.

В финансовой области Людовик IX ввел в обращение единую зо­ло­тую королевскую монету, которая спустя примерно десятилетие вы­тес­ни­­ла альтернативные деньги, которые чеканились отдельными се­ньо­ра­ми.

В военной области король предусмотрел возможность замены воинс­кой службы своих вассалов денежным выкупом. Он также за­пре­тил распространенные в то время междоусобные войны и своем до­ме­не; в других же регионах король ввел правило о «40 днях». В течение это­го срока конфликт нельзя было разрешать на поединке под угрозой уп­латы высокого штрафа, а следовало обращаться за разрешением спо­ра к королю.

Вскоре после проведения реформ Людовика IX Франция взамен дворцово-вотчинной раздробленной феодальной структуры приобрела ста­тус единого государства с влиятельной королевской властью.

Развитие специализации сельскохозяйственного и ремесленного производства в отдельных районах и городах Франции к концу XIII в. приводит к упрочению торговых связей между различными областями королевства. В этих условиях увеличилась численность населения го­ро­­дов и усилилось их социально-экономическое влияние в стране. С за­вер­шением периода феодальной раздробленности государство при­об­ре­ло форму сословно-представительной монархии. Это стало возможным пос­ле того, как упрочились социально-экономические основы союза ко­ролевской власти и городов, а развивающаяся городская про­мыш­лен­ность и торговля уже смогли оказывать монархам финансовую помощь.

В целом к XIV в. формирование наследственных сословий завер­ши­лось, и французское общество разделилось на три сословия: духо­вен­ст­во, дворянство и «третье» сословие, к которому относились купцы, ре­мес­ленники, свободные крестьяне. Два первых сословия были при­ви­ле­ги­­рованными: освобождались от государственных налогов и по­вин­нос­тей, пользовались преимущественным правом доступа к го­су­дар­ст­вен­ным должностям. Третье сословие было податным.

Под влиянием развития товарно-денежных отношений произошли су­щественные изменения в правовом положении крестьян. Феодалы за­ме­­нили часть натуральных повинностей и платежей денежным об­ро­ком. К XIV в. стала меняться форма крестьянского землепользования: сер­важ постепенно вытеснялся цензивой. Цензивой называлось нас­лед­ст­­венное земельное держание, обладатель которого (цензитарий) еже­год­но выплачивал своему господину ценз, т.е. фиксированную де­неж­ную, реже натуральную ренту, а также выполнял определенные по­вин­нос­ти. Соблюдая эти условия, цензитарий имел право передавать по нас­ледству свою цензиву, закладывать, сдавать в аренду и даже про­да­вать ее, но с согласия сеньора и после уплаты особой пошлины.

2. История государства Франции периода сословно-представительной монархии – XIV – XV вв.

Сословно-представительная монархия Франции сформировала свои ор­ганы государственного управления с соответствующим штатом чи­нов­ников всех рангов. Центральными органами управления в этот пе­ри­од были Государственный совет, осуществлявший по указаниям ко­ро­ля руководство и контроль за отдельными звеньями управления, и Счетная палата, созданная еще в XIII в. реформами Людовика IX и ве­дав­шая финансами.

К наиболее значимым должностным лицам относились:

— канцлер, в функции которого входили текущее управление и конт­роль за деятельностью должностных лиц. В отсутствие короля он пред­седательствовал в Государственном совете, под его руко­вод­ст­вом составлялись проекты ордонансов;

— коннетабль – командир конного рыцарского войска, впоследствии ко­мандующий королевской армией;

В системе судебных учреждений в этот период произошли сле­дую­щие изменения:

— королевская юстиция потеснила сеньориальную и церковную: значительно расширилась юрисдикция королевских судов; они могли отрицать любое решение сеньориального суда;

— хотя судебные органы по-прежнему не были отделены от органов административных, наметилось их обособление и соответственно формирование централизованной судебной системы.

Правосудие на местах от имени короля вершили чиновники – бальи, сенешалы и прево, рассматривавшие основную массу уголовных и гражданских дел.

Церковный суд превратился в специальный суд по делам особой предметной и персональной подсудности со своей инстанционной сис­те­мой.

В XIV в. был создан специальный орган уголовного преследования и обвинения – прокуратура, члены которой выступали в судах как об­ви­­нители по делам, затрагивавшим интересы монархии («интересы короны»).

В ходе военных реформ второй половины XIV − первой половины XV в. королевская армия становится регулярной, значительной по чис­лен­­ности, с централизованным руководством и четкой организацией. К это­му времени правительство (после введения постоянных налогов) име­ло в своем распоряжении значительные средства, которые ис­поль­зо­вались для вербовки наемников, по большей части иностранцев (нем­цев, шотландцев и т.д.). Офицерские должности занимало местное дво­рян­ство.

Началом периода сословно-представительной монархии во Франции (XIV-XV вв.) принято считать созыв в 1302г. Генеральных штатов – выс­шего органа сословного представительства. Предшественниками Ге­неральных штатов во Франции были расширенные заседания коро­лев­ского совета (с привлечением городских верхов), а также про­вин­ци­аль­ные ассамблеи сословий, которые положили начало осуществлению идеи сословного представительства на местах. Общефранцузские Гене­раль­ные штаты являлись совещательным органом, созываемым по ини­циа­тиве королевской власти в критические моменты для оказания по­мо­щи правительству; основной их функцией было вотирование на­ло­гов. Каждое сословие заседало в Генеральных штатах отдельно от дру­гих: в первой палате – высшее духовенство; во второй – депутаты от дво­рянства; в третьей – выборные депутаты от верхушки горожан, «тре­тьего сословия». Палата любого ранга имела только один голос не­за­висимо от количества представителей. Утверждение решения осу­щест­в­лялось всеми палатами простым большинством голосов.

Значение Генеральных штатов возросло в середине XIV в., во время Сто­летней войны, когда королевская власть особенно нуждалась в под­дер­жке сословий. Именно тогда была предпринята попытка Ге­не­раль­ных штатов закрепить за собой постоянные полномочия. В марте 1357г. бы­ла проведена в жизнь программа реформ французского средне­ве­ко­во­го парламента, оформленная нормативным актом «Великий ор­до­нанс». В программе мартовских реформ представители Генеральных шта­тов потребовали от короля:

— регулярности созыва Генеральных штатов (не реже трех раз в год);

— участия в налоговой политике государства;

— возможности влиять на назначение королевских чиновников.

Однако программа мартовских реформ, вынужденно подписанная ко­ролем, просуществовала всего около полутора лет, после чего на­ча­лось стремительное движение страны к абсолютной монархии.

3. История государства Франции периода абсолютной монархии – XVI – XVIII вв.

Абсолютная монархия, явившаяся последней по времени формой французского феодального государства, просуществовала на протяжении почти трех столетий. Генрих IV провозгласил политику меркантилизма, то есть покровительства национальной экономике, что способствовало открытию многих мануфактур, установлению справедливой системы таможенных отношений с Голландией и Англией. Во времена Ришелье были открыты новые мануфактуры, морские порты, развивалась торговля, субсидировались государством крупные купеческие компании.

Важнейшим социальным последствием развития капиталистических отношений, но одновременно и фактором, дающим дальнейший толчок к такому развитию, явилось формирование в рамках «третьего сословия» двух новых классов – буржуазии и пролетариата. Буржуазия вырастала в первую очередь аристократической верхушки городского населения (финансистов, торговцев, цеховых мастеров, городской интеллигенции), зажиточных слоев крестьянства, части дворянства, которая использовала новые капиталистические методы хозяйствования.

Становление неограниченной королевской власти в форме абсолютной монархии было исторически обязано именно этим равновесием сил дворянства и буржуазии, когда ни одна из временно сбалансированных составляющих еще не могла гарантированно доминировать над другой.

Своего полного расцвета абсолютизм достиг в годы продолжительного царствования «короля-солнца» Людовика XIV (1643-1715 гг.). Для абсолютной монархии характерна концентрация законодательной, исполнительной и судебной власти королем, которую он не делил с другими государственными органами. Преодолев сопротивление дворянства, и установив территориально-политическое объединение страны, подчинив своей власти национальную церковь, король перестал нуждаться в поддержке Генеральных штатов, которые утратили свое политическое влияние.

Ко второй половине XVII в. Франция стала сильнейшим государством в Европе. Людовик XIV из своих 54 лет правления, 33 провел в войнах.

Абсолютна монархия сыграла свою прогрессивную роль, завершив формирование единой французской нации. К середине XVIII в. абсолютная монархия вступила в полосу кризиса, который обретал системный характер. Правительство было вынуждено искать спасение в экономических и административных преобразованиях, проводимых в годы правления последнего из абсолютистских монархов Людовика XVI (1774-1792 гг.).

4. Право средневековой Франции.

Для французского права в целом характерны типичные черты сред­не­векового права Западной Европы. Когда к X в. во Франции перестала дей­ствовать Салическая правда, то локальное обычное право, назы­вае­мое кутюмным, приобрело решающую роль. Особенно были рас­прост­ра­нены кутюмы (сборники правовых обычаев) в Северной Франции. Обыч­ные права отличались необычайной пестротой и первоначально су­ществовали в устной форме, но начиная с ХIII в. их стали запи­сы­вать. Так, в XIII в. в Нормандии был составлен крупный сборник обыч­но­­го права – Большой кутюм Нормандии. Предположительно в 1283г. по инициативе талантливого бальи Ф. де Бомануара был составлен один из самых известных частноправовых сборников обычного права – Ку­тюмы Бовези. Всего подобных «малых» кутюмов в Средние века во Фран­ции было составлено более 200. Что касается официальных так на­зываемых «больших» кутюмов, то и их число превышало 50. Это сви­детельствует о партикуляризме права во Франции, который пре­одо­ле­­вался крайне медленно.

На Юге Франции также действовали кутюмы, но также находили свое применение и нормы римского права. Многие из них действовали здесь еще со времен Франкского государства или даже Римской империи. Претерпев определенную транс­формацию и приспособившись к новым общественным услови­ям, они превратились в одну из разновидностей французского обычного права.

С XIII в. на­чи­на­­ется подлинный «ренессанс римского права», который связан с дея­тель­ностью школы глоссаторов. Отношение французских королей к воз­рождению римского права было двойственным. С одной стороны, мо­нархи признавали его доктринальное значение, поскольку ссылались на нормы этого права, но, с другой − ограничили его практическое при­ме­нение.

Рассматривая источники французского сред­невекового права, следует учитывать, что на протяжении всей эпохи Средних веков Франция не имела еди­ной правовой системы. Право, общее для всей страны, — коро­левское право Франции — охватывало своими правовыми нор­мами весьма узкую сферу общественных отношений. В каждой французской провинции действовало свое собственное право, во многих аспектах отличавшееся как от права других провин­ций, так и от общефранцузского права. В городах также дей­ствовал самостоятельный механизм правообразования и соответственно применялись свои особые правовые нормы.

Таким образом, право средневековой Франции представляло собой сложную мозаику различных правовых систем — местных, общефранцузских, общеевропейских, сословных, корпоративных и т. п. В рамках каждой из них существовал свой, самостоятель­ный механизм формирования правовых норм. Все это предо­пределяло и соответствующий характер источников права.

Значение того или иного источника права было неодинако­вым в различных правовых системах. Например, судебное ре­шение играло более важную роль в качестве источника права в рамках торгового права, нежели в какой-нибудь другой право­вой системе. Доктрина была более значимой в качестве источ­ника права в каноническом праве, нежели в рамках местного права. Закон свою наибольшую роль в качестве источника пра­ва играл в общефранцузском праве, выступая в виде королев­ских установлении, или ордонансов.

Рассматривая такой источник права средневековой Фран­ции, как королевское установление, или ордонанс, следует понимать, что «король является сувереном над всеми и на основании свое­го права охраняет все свое королевство, в силу чего он может создать всякие учреждения, какие ему угодно для общей пользы, и то, что он устанавливает, должно соблюдаться».

Ордонансы являлись общеобязательными для всех, если они были выработаны королем совместно с «Большим Советом».

К X в. характерной формой земельной собственности во Франции становится феод. Право феодальной собственности на землю со­че­та­лось с остатками общинного землепользования. Свободная крес­тьян­с­кая собственность на землю полностью исчезла.

В период феодальной раздробленности договорные отношения во Фран­ции развивались медленно. При купле-продаже земли за сеньором всегда признавалось право преимущественной покупки продаваемого вассалом феода. Кроме того, он и родственники продавца в течение установленного срока имели право выкупа проданной земли. В X−XI вв., когда купля-продажа имущества была редким явлением, по­лу­чил развитие договор дарения. Часто этот договор маскировал сделку купли-про­да­жи. Получатель подаренного имущества принимал на себя обяза­тель­ст­во передать дарителю в знак благодарности определенное имущество. До­говор дарения использовался также для обхода ограничений на заве­ща­­ния.

Крупные сделки купли-продажи с XII в. начинают составляться в письменном виде, а впоследствии утверждаться нотариусами. С XIII в. в связи с развитием торгового оборота договор купли-продажи вступал в силу с момента его заключения сторонами. Его объектом могли вы­сту­пать даже вещи, которые еще не были изготовлены.

Сфера брака и семьи во Франции до XVI в. регулировалась исклю­чи­­­­тельно церковными установлениями. Лишь в ХVI−ХVII вв. ко­ро­лев­с­­­кая власть, стремясь усилить государственное воздействие на брачно-се­мейные отношения, отступила от церковных норм заключения брака, ко­торый стал рассматриваться как акт гражданского состояния. Было пе­ресмотрено правило, согласно которому при вступлении в брак не тре­бовалось согласия родителей. В XVII в. родители получили право об­ращаться в Парижский парламент с жалобой на действия кюре, за­клю­­чившего брак без их согласия.

Личные отношения супругов в основном определялись кано­ни­чес­ким правом: главенство в семье мужа, подчинение ему жены, сов­мест­ное проживание и т.п. Дети не могли совершать юридические акты без со­­гласия родителей. Отец имел право просить у королевской ад­ми­нист­ра­­ции разрешение на заключение в тюрьму непокорных детей.

При наследовании по закону наиболее характерным французским инс­­титутом был майорат, т.е. передача по наследству цельного зе­мель­но­­го надела умершего старшему сыну, позволявший избегать дроб­ле­ния феодальных сеньорий и крестьянских хозяйств. На наследника воз­ла­­­галась обязанность помогать своим несовершеннолетним братьям и вы­давать замуж сестер. Наследование по завещанию получило рас­про­ст­­ранение сначала на Юге Франции, а затем под воздействием церкви фор­ма завещания стала проникать и в обычное право на Севере страны.

В начале периода феодальной раздробленности страны (в IX- XI вв.) пре­ступление рассматривалось как действие, затрагивающее интересы от­дельных лиц. Наказания же сводились к компенсации за вред, при­чи­нен­ный частным лицам. К концу этого периода, когда воцаряется се­ньо­риальная юрисдикция, преступление перестает быть частным де­лом, а выступает как нарушение утвердившегося феодального пра­во­по­ряд­­ка. В это время получают развитие такие негативные явления сред­не­­векового уголовного права, как ответственность без вины, чрез­мер­ная жестокость наказаний, неопределенность составов преступлений.

В период сословно-представительной монархии и особенно абсо­лю­тиз­­ма в связи с централизацией государства и усилением королевской влас­ти в праве возрастает роль такого источника, как законодательство ко­ро­лей. В королевском уголовном законодательстве наказания не бы­ли четко определены: их применение во многом зависело от ус­мот­ре­ния суда, учитывавшего сословное положение обвиняемого. Целью на­ка­зания стали возмездие и устрашение. Приговоры приводились в ис­пол­­нение публично, дабы страдания осужденного вызывали страх у всех присутствующих. Признанными видами наказания стали смертная казнь в разнообразных формах (разрывание на части лошадьми, чет­вер­то­­вание, сожжение и т.д.); членовредительские и телесные наказания, тю­ремное заключение, конфискация имущества в качестве основного и до­­полнительного наказания.

Источник

Франция в XI – XV вв.

Сайт:Платформа онлайн-обучения БФУ им. И. Канта
Курс:Средневековая история стран Европы и Византии
Книга:Франция в XI – XV вв.

Оглавление

1. Франция в IX – XI вв. Причины феодальной раздробленности

С правления Карла II Лысого (843 – 877 гг.) начинается период феодальной раздробленности: в 877 г. был принят Кьерсийский капитулярий (по нему бенефиции превратились в наследственные владения феоды, а должности графов – в наследственные титулы. Это подорвало единство государства.

В X в. власть короля ещё больше уменьшилась. Параллельно возросла роль и значение земельных магнатов.

Во Франции начался процесс «озамкования» (феодалы превращают свои замки в микрогосударства и перестают подчиняться королевской власти). Этот процесс послужил основанием для начала политической раздробленности.

Во Франции выделяют 2 периода раздробленности:

Причины политической раздробленности во Франции:

В период правления династии Капетингов (987 – 1328 гг.) происходит укрепление королевской власти.

Вклад внесли первые короли этой династии – Гуго Капет, Роберт II, Генрих I и Филипп I.

Была установлена наследственная королевская власть, и началось подчинение вассалов.

Короли, укрепляя свою власть, опирались на поддержку духовенства и горожан.

Феодальная раздробленность во франции что происходило

2. Централизация Французского государства в XII – начале XIV в.: причины, этапы, особенности. Филипп II Август. Людовик IX

К концу XII в. значительно усиливается королевская власть.

Причины усиления королевской власти во Франции:

Противниками королевской власти и централизации государства выступали крупные феодалы.

Выделяют 2 этапа централизации государства во Франции:

Филипп II Август (1180 – 1223 гг.) распространил территорию домена на значительную часть Французского королевства и привёл крупных феодалов Франции к повиновению.

У английского короля во Франции были владения больше домена французского короля – Нормандия, Анжу, Мэн, Турень и Пуату.

Для централизации Французского королевства Филипп II Август провёл административные реформы:

При Филиппе II Августе начались альбигойские войны (1209 – 1229 гг.) за присоединение территорий Южной Франции и подчинения местной аристократии.

Сын Филиппа II Августа Людовик VIII (1223 – 1226 гг.) продолжил объединение Франции и альбигойские войны.

Король Людовик IX Святой (1226 – 1270 гг.) провёл важные реформы внутреннего управления:

Реформы Людовика IX способствовали территориальному объединению страны и консолидации основной массы феодалов и горожан вокруг короля.

Таким образом, в XIII в. был повышен авторитет королевской власти, и произошло укрепление центральной администрации.

Реформы Филиппа II Августа и Людовика IX заложили основу для последующего возникновения во Франции сословно-представительной монархии.

3. Сословно-представительная монархия во Франции (XIV – XV вв.): возникновение, особенности, государственное управление

Сословно-представительная монархия во Франции оформляется к XIV в. в правление Филиппа IV Красивого (1285 – 1314 гг.). Этот король объединил ¾ страны. Он укрепил королевскую власть и изменил государственное управление.

В результате конфликта с папой римским Бонифацием VIII (Филипп IV запретил вывозить церковные деньги в Рим) появился орган сословного представительства во Франции – Генеральные Штаты и начала оформляться сословно-представительная монархия.

10 апреля 1302 г. король созвал Генеральные штаты, в которых заседали сословия духовенство, дворянство и горожане.

Особенности Генеральных штатов:

Значение Генеральных штатов повысилось в период Столетней войны (анархия военного времени).

С конца XVв. с усилением королевской власти и переходу Франции к абсолютной монархии Генеральные штаты практически не созывались.

А с 1614 г. по 1789 г. Генеральные штаты ни разу не созывались.

В правление Филиппа IV Красивого начался период упадка папства – «Авиньонское пленение пап» (1309 – 1377 гг.) – и подчинения пап французским королям. Также был разгромлен орден тамплиеров.

В 1328 г. во Франции произошла смена королевской династии. Династия Капетингов пресеклась и появилась династия Валуа (1328 – 1589 гг.) – младшая ветвь династии Капетингов.

В XIV XV вв. наступают изменения в государственном управлении Франции:

На изменения в системе управления оказала влияние Столетняя война (1337 – 1453 гг.).

4. Завершение объединения Франции в XV в. Карл VII. Людовик XI

Последний этап объединения Французского королевства связан с именами Карла VII (1422 – 1461 гг.) и Людовика XI (1461 – 1483 гг.).

При Карле VII во Франции были проведены следующие государственные мероприятия:

В правление Карла VII была закончена Столетняя война победой Франции (вся территория Франции, за исключением порта Кале, была освобождена от англичан). Это событие напрямую повлияло на централизацию государства.

Карл VII своими государственными мероприятиями заложил предпосылки абсолютизма во Франции.

Людовик XI (1461 – 1483 гг.) включил в состав Франции Пикардию (1477 г.), герцогство Бургундию, Прованс, Мэн и Марсель в 1481 г., а также Пуату и Гиень.

Людовик XI завершил централизацию Франции, ликвидировав независимость крупных феодалов страны, объединившихся в 1465 г. против короля в «Лигу общественного блага» (входили Карл Беррийский, герцог Бургундии Карл Смелый и Франциск Бретонский).

Людовик XI проводил политику протекционизма (укрепил положение купечества через льготы и кредиты). Также при нём в 3 раза возросли налоги.

Людовик XI покровительствовал наукам и искусствам.

При Людовике XI во Франции были заложены предпосылки абсолютной монархии.

Предпосылки абсолютной монархии:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *