Феодальная раздробленность что это такое история 6 класс

Феодальная раздробленность на Руси

Историки феодальную раздробленность древнерусского государства обычно рассматривают по 3 важным критериям:

Рассмотрим каждый из этих вопросов.

Причины раздробленности

Не менее сложным вопросом является изучение причин, по которым феодальная раздробленность на Руси стала возможной. Можно выделить 3 крупные группы причин, почему этот процесс стал возможным:

В целом же каждая причина в отдельности не могла раздробить государство, но вместе они создали систему, когда местное управление в каждом княжестве было намного сильнее центральной власти. Естественным итогом этого стало то, что уже с середины 12 века на Руси утвердилась раздробленность княжеств (всего их было на начальном этапе 15). К началу 13 века количество княжеств выросло до 50.

Феодальная раздробленность что это такое история 6 класс

Начало феодальной раздробленности

Важно также уточнить, что вплоть до вторжения монголов процесс укрепления раздробленности русских княжеств не был завершен до конца. Это подтверждается тем, что верховная власть в стране (пусть всего лишь номинально) была у киевского князя, а религия оставалась единой и митрополит находился в Киеве.

Особенности этапа раздробленность Руси

Феодальная раздробленность стала логичным итогом развития государственности на Руси. Развитие феодализма в стране, которое шло по восходящей линии, сделало процесс разбития государства неизбежным и естественным. При этом можно выделить как плюсы так и минусы этого процесса.

Таблица: Плюсы и минусы периода феодальной раздробленности

ПлюсыМинусы
Подъем экономики, поскольку каждое княжество могло рассчитывать только на себя.Русь накрыли междоусобные войны, которые были очень кровавыми и жестокими.
Рост городов.Слабая обороноспособность. Каждое княжество имело свою дружину, действующую в интересах своего княжества. Единой русской армии не было.
В княжествах формировалась стабильность.Каждое княжество подвергалось угрозам завоевания не только изнутри, но и извне.
Постепенно княжества пришли к пониманию, что княжество это не способ расширения, а возможность для совершенствования.

Феодальная раздробленность что это такое история 6 класс

При этом, несмотря на то, что княжества были независимы и обладали всеми атрибутами самостоятельного государства, сохранялись черты, позволяющие говорить о Руси как о единой политической и экономической системе. Прежде всего можно говорить о:

Последствия раздробленности

Феодальная раздробленность что это такое история 6 класс

Отечественная история, особенно так, что базируется на принципах науки СССР, оценивает эпоху феодальной раздробленности Руси однозначно отрицательно. Еще со школьной скамьи нам рассказывают о том, что раздробленность стала следствием борьбы за власть и деньги, а также отсутствие единой системы управления страной дало возможность для ига. Все это частичная правда, но нужно понимать, что советские историки говорили об этом только потому, что это соответствовало принципам социалистического государства: капитал всегда устраивает войны, а государству нужен центр управления.

Сегодня историки все чаще говорят, что феодальный период был логичным итогом развития государства и именно тогда был дан сильный толчок для развития государства во всех сферах, но главным образом производственных сил, рост городов, развитие культуры и другое.

Источник

Феодальная раздробленность 6 класс

Тема. Феодальная раздробленность в Западной Европе в IX XI веках

-познакомить с причинами феодальной раздробленности, задачами и особенностями государства в период раздробленности;

-показать связь между укреплением собственности феодалов на землю и переходом к ним функций государственной власти.

-осмысление социально–нравственного опыта предшествующих поколений;

-формировать личностную мотивацию к изучению нового материала

-развитие эстетического сознания через осознание художественной ценности определённого историко-культурного объекта (на примере знакомства с короной Священной Римской империи);

— овладение целостными представлениями об историческом пути народов

-рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;

-анализировать и обобщать информацию;

-давать оценку личностям всеобщей истории Средних веков

-излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

-способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

-владение умениями работать с учебной информацией;

-способность представлять результаты своей деятельности в различных формах;

-готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе.

Личностные действия: установление учащимися связи между целью учебной деятельности, её мотивом и результатом, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Регулятивные действия: формировать умение, формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные действия: развивать умение, работать с информацией на уроке, связно излагать свои мысли, отвечать на вопросы, слушать и слышать, формулировать высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные действия: поиск и выделение необходимой информации, умение передавать содержание текста, установление причинно-следственных знаний.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Оборудование к уроку: ПК с проектором, презентация

1. Методы организации и осуществления познавательной деятельности:

2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

3. Методы контроля и самоконтроля:

контроль со стороны педагога;

Ход урока: 1 этап. Организационный момент.

Создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учеников на урок.

Учитель. У меня для вас есть текст. Как вы думаете, к какому времени он относится? С чем связан? (СЛАЙД 1) В монастырских хрониках середины IX в. так описывается положение в Западной Европе : «Государство, недавно еще единое, разделено на три части, и никого уже нельзя считать императо ром; вместо государя — маленькие правители, вместо государ ства — один только кусочек. всякий занимается своими собст венными интересами».

Ученики. Внимательно слушают. Отвечают на вопросы.

Учитель. Давайте поближе познакомимся с этим этапом развития человечества и мысленно перенесёмся в то время.

2 этап. Актуализация опорных знаний учащихся: (СЛАЙД 2)

Учитель. Где и когда внуки Карла Великого заключили договор о разделе империи?

Ученики. Верд е нский договор-843г. (СЛАЙД 2)

Учитель. Как была разделена империя Карла Великого?

Ученики. Карл Лысый-территория Франции, Людовик Немецкий- территория Германии, Лотарь-большая часть Италии. Однако и эти государства вскоре распались на крупные владения, а те в свою очередь на более мелкие.

Учитель. Как называется время распада единого государства на множество мелких? Кто помнит?

Ученики. Феодальная раздробленность

Учитель. Ребята, а как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем сегодняшнем уроке?

Ученики. Формулируют тему урока.

Учитель. Совершенно верно. Тема нашего урока: «Феодальная раздробленность в Западной Европе в 1Х-Х1 вв.». (СЛАЙД 3)

Ученики. Формулируют цели урока, предлагают пути их достижения, составляют план урока

(СЛАЙД 4) План урока

Причины феодальной раздробленности.

Слабость королевской власти во Франции.

Образование Священной Римской империи.

3 этап. Изучение нового материала.

(СЛАЙД 6) 1. Причины феодальной раздробленности

Учитель. И возникновение, и распад раннефеодального государства объясняются интересами формировавшегося в то время класса феодалов.

-А кто такие феодалы?

Ученики. Это владелец наследственного земельного владения – феода Феод- наследственное земельное владение, пожалованное сеньором вассалу при условии несения за него службу.

-До каких пор феодалы поддерживали центральную власть императора?

-Когда перестали ее поддерживать?

-Существовали ли прочные хозяйственные связи между раз личными частями империи?

-На кого мог рассчитывать феодал в случае восстания кре стьян, потерявших свободу?

-Кто осуществлял власть на местах?

-Какие последствия имели эти процессы?

(СЛАЙД 6) Заполнение схемы «Причины феодальной раздробленности».

Ученики. Распад государства на отдельные княжества.(записывают в словарь)

Учитель. (СЛАЙД 7)Распад Европы на отдельные части привел к грабежам и убийствам. Вот как описывали современники междоусобные войны:

А граф пошел на недругов походом,

Стал выжигать и грабить их феоды,

Их замки брать и сравнивать с землею,

Во прах сметать их стены и донжоны.

«Нет войны без пожаров и крови »,- провозглашал поэт рыцарь Бертран де Борн.

Учитель.(СЛАЙД 8) Как называют такие войны?

Ученики. Междоусобными войнами (ученики записывают в словарь).

Учитель. Как вы думаете, кто больше всех страдал от этих войн?

Ученики. Во время усобиц сжигались деревни, угонялся скот, вытаптывались посевы.

Учитель. Давайте подумаем, что всегда несёт война для людей? А какие войны идут в современном мире?

(СЛАЙД 9) Сеньоры и вассалы.

(СЛАЙД 10) Учитель организует работу в группах. Класс делится на 2 группы и получает задание. На маркерной доске таблица, которую заполняют в ходе работы.

Работа с текстом в группах п. 2, 3 § 4.

1 группа заполняет колонку таблицы с обязанностями сеньоров, а 2 группа- обязанности вассалов

Учитель проверяет правильность заполнения таблицы.

Учитель. Охарактеризуйте отношения между сеньорами и вассалами, заполнив таблицу : (СЛАЙД 11)

Давать вассалам в «держание» землю.

-вызволять из плена

-не допускать разорения

-защищать от нападений других

-защищать от восставших крестьян

-заботиться об осиротевших детях.

-Выступать по приказу в поход.

-Участвовать в суде сеньора.

-Выкупать его из плена.

-Помогать ему советом и деньгами.

Учитель. Сделайте на основе содержания закона вывод о том, какие от
ношения могли складываться между сеньорами и вассалами.

Ученики выполняют задание. ( феодальные, вассальные отношения)

Учитель. В Германии и во Франции действовало правило «Вассал моего вассала не мой вассал»

-Как вы понимаете это правило?

Учитель.(СЛАЙД13) Как называлась организация феодалов в период раздроб ленности?

Ученики. Феодальная лестница

Учитель. Прокомментируйте схему «Феодальная лестница».

Были включены крестьяне в феодальную лестницу? Почему?

Ученики. Комментируют схему «Феодальная лестница». Феодалы это был класс благородных людей, а крестьяне они были простолюдинами.
(Ученики выполняют задание.)

УчительКогда начиналась война с другим государством, король призывал в поход герцогов и графов, те обращались к баронам, которые приводили с собой рыцарей. Так создавалось феодальное войско, которое называлось рыцарским ( риттер – всадник, конный воин)

Задание: в документе сказано, что Матвей Монморанси за феод, полученный от парижского епископа, должен отправ ляться в поход по требованию этого епископа с двумя рыцарями.

В каких отношениях находились между собой названные люди?(вассальные отношения)

К какой ступени феодальной лестницы относился Матвей Монморанси?(барон)

Слабость королевской власти во Франции и образование Священной Римской империи.

Задание: 1 группа. Работая с текстом учебника п. 4 § 4, от имени одного из последних королей из династии Каролингов во Франции расскажите о своем положении.

2 группа. Работая с текстом учебника п. 5 § 4, ответьте на вопрос:

1) Как и когда образовалась Священная Римская империя?

2) Почему германские императоры стремились короноваться именно в Риме?

В 962 г, пользуясь раздробленностью Италии, Оттон I совершил поход на Рим, и папа провозгласил его императором. Кроме Германии под власть Оттона I попала часть Италии. Так Римская империя была восстановлена ещё раз. Позднее это политическое образование стали называть Священной Римской империей германской нации.

Все германские короли короновались в Риме по традиции, которую почитали священной. Тем самым они показывали преемственность своей власти от империи Карла Великого. Также было очень важно показать, что титул этот законный, переданный по наследству, а не присвоенный. Доказать это можно было только короновавшись в Риме. Ведь не зря все-таки сама империя называлась Священной Римской, а император носил также титул императора Запада.

Сообщение ученика о короне королей Священной Римской империи.

4 этап. Закрепление:

1. Определите, кто чей вассал или сеньор.

А) Вассалы короля____________ Б) Сеньор рыцаря __________

В) Вассал графа_______________ Г) Сеньор короля __________

Д) Вассал рыцаря____________Е) Сеньор барона________

2. Заполните пропуски в тексте.

Династия ______________ очень ослабла. Над последними королями люди просто издевались и давали им смешные ____________________. Тогда феодалы выбрали королем ____________________. Теперь король был хозяином только ________________. Он не мог собирать ______________, у него была слабая ________________.

5 этап. Оценивание. Учитель предлагает оценить свою работу и работу соседа по парте, оценивает наиболее активных учащихся.

6 этап. Домашнее задание (СЛАЙД 20 ):§4, учить термины по теме

Дополнительно( на выбор): Подсчитайте, сколько лет в Европе не было ни одной империи (сколько времени прошло между распадом империи Карла Великого и провозглашением императором Оттона I ;

Составьте кроссворд по данной теме;

7 этап. Рефлексия (выдаются листки для заполнения)

Оцените урок и результат своей деятельности.

Подчеркните один из вариантов

На уроке я работал активно/ пассивно

Своей работой на уроке я доволен/не доволен

Урок для меня показался коротким/ длинным

За урок я устал/ не устал

Материал урока мне был понятен/ не понятен интересен/ скучен

Источник

Феодальная раздробленность

Феодальная раздробленность на Руси

Феодальная раздробленность что это такое история 6 класс

Русь слабеет, теряет политическое единство. В 1061 году появилась ещё одна беда- стали нападать половцы. Борьба с ними шла с переменным успехом. Тогда в 1097 в Любече, по инициативе В.Мономаха, был созван съезд князей, чтобы положить конец междоусобицам, дать совместный отпор половцам. Однако решение съезда «Каждый держит отчину свою» не остановило, а усилило процесс разъединения.

Владимир Мономах и его сын Мстислав Великий смогли на время приостановить раздробленность. Однако после их смерти этот процесс стал уже необратим.

Определение феодальной раздробленности

Феодальная раздробленность – это исторический период в истории Руси, который характеризовался децентрализацией власти, усилением власти в уездных княжествах, стремлением князей к самостоятельной политике.

Исторические рамки феодальной раздробленности на Руси

1132- 40-е годы 13 века ( со смерти Мстислава Великого до захвата монголо-татарами Руси). Характеризовался наиболее сильными тенденциями князей к обособлению, хотя и делались попытки объединиться перед лицом врага. Установились границы между удельными княжествами.

1238- начало 16 века. Период монголо- татарского ига, собирания земель вокруг Москвы, формирование единого государства.

Предпосылки феодальной раздробленности

Рост вотчинной собственной, принадлежавшей верхушке знати. Собственность данная передавалась по наследству и закрепляла территорию Руси за представителями различных ветвей Рюриковичей.

Одновременно росло число военно- служилых людей- дворян, кормившихся за счёт господатей.

Причины феодальной раздробленности

Натуральное хозяйство. При нём отдельное княжество производило всё необходимое для потребления, экономические связи с другими княжествами было не нужны. Появилась экономическая самостоятельность и замкнутость одновременно.

Наличие крупного вотчинного землевладения (боярской вотчины),

Усиление политического влияния боярства, стремление бояр к самостоятельности. Усиление местного аппарата управления.

Ослабление власти Киева, то есть центральной власти.

Развитие городов как центров политической и экономической жизни удельных княжеств.

Нужно помнить, что даже в период раздробленности полностью связи между княжествами не были утеряны: князья осознавали себя частью рода Рюриковичей, была единая культура, религия, язык, традиции.Киев оставался столицей Руси.

Как осуществлялась власть в уездных княжествах в период феодальной раздробленности

Можно выделить три типа осуществления власти, которые характерны для трёх, наиболее влиятельных центров Руси того периода .( Подробно об органах власти в данных княжествах готовится статья. Следите за публикациями)

    Владимиро-Суздальское княжество

    Для Владимиро-Суздальского княжества характерна сильная княжеская власть, разрушение вечевых традиций, борьба с непокорным боярством. Именно здесь формировался тип правления, который станет на долгие столетия основным на Руси- авторитарное правление. В будущем именно отсюда начнётся процесс объединения государства. Яркие личности: Юрий Долгорукий(1125-1157), Андрей Боголюбский (1157-1174), Всеволод Большое Гнездо(1176-1212).

      Галицко-Волынское княжество

      Галицко-Волынское княжество отличалось тем, что власть в нём попеременно была в руках токнязей, то бояр. Борьба между ними не утихала. Возможно, это и привело к ослаблению и полному исчезновению княжества в период нашествия Батыя (часть земель вообще перешла к Литве и Польше, а Киев престал иметь статус столицы).Яркие личности княжества: Ярослав Осмомысл(1153-1187), Роман Мстиславович(1199-1205), Даниил Романович (1221-1264)

        Новгородская республика

        Последствия феодальной раздробленности

        Политическое ослабление Руси, её военной мощи из-за отсутствия единства, что привело к уязвимости страны пред лицом врагом.

        Междоусобицы ослабляли экономическую и военную мощь страны.

        Разорение и обнищание населения из-за бесконечных усобиц.

        Образование крупных и сильных княжеств, в которых формировались новые династии. Власть в них переходила старшему сыну.

        Дальнейшее развитие сельского хозяйства, освоенные новых пахотных земель.

        Появление новых торговых путей.

        Развитие культуры. В период раздробленности созданы величайшие памятки архитектуры Возникали местные центры книжности, иконописания.

        Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

        Источник

        Конспект урока «Феодальная раздробленность» (6 класс)

        Тема: « ФЕОДАЛЬНАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ »

        Цели и задачи урока:

        Образовательная: Выявить причины и последствия феодальной раздробленности нашей страны в древности, характерные черты удельного периода.

        Развивающая: продолжить формирование умений на основе анализа текста выделять причинно-следственные связи и положительные и отрицательные итоги явлений.

        Воспитательная: продолжать воспитывать уважение к истории своей страны.

        Предметные : Осмысливать опыт российской истории, как части мировой истории.

        Приобретать опыт историко- культурного, цивилизационного подхода к оценке современных глобальных процессов.

        Развивать умение искать, анализировать, оценивать содержащуюся в различных источниках информацию

        Познавательные : анализируют и осознают факты и явления, самостоятельно сопоставляют факты, в том числе взаимно исключающие друг друга, строят логическое рассуждение.

        Регулятивные : выделяют и сохраняют учебные задачи, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, осознают качество и уровень усвоения материала.

        Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, строят понятные высказывания для участников образовательного процесса, договариваются и приходят к общему решению в результате совместной деятельности, выслушивают мнения других, аргументируют свою позицию.

        Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, проводят осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, принимают ответственность за общее дело, следуют в поведении моральным нормам

        Организационный момент (2 мин.)

        Мотивация, постановка проблемного вопроса (5 минут)

        Организация самостоятельной работы учащихся с картами.

        Ответьте на вопросы: Какие изменения произошли? Мы сталкивались с похожим процессом при изучении средневековой Европы. Как мы можем назвать данный период истории?

        Период феодальной раздробленности.

        Прием «Понятийное колесо»

        Чтобы разобраться с понятием, давайте подберем к нему синонимы, ассоциации.

        Опираясь на данные карты и синонимы, которые вы подобрали, сформулируйте определение раздробленности.

        Фронтальная работа. Подбирают синонимы и ассоциации, учитель на доске записывает их в виде колеса. Феодальная раздробленность: распад, отделение земель, разложение, разобщенность, раскол, разъединение, разрозненность, обособление.

        Формулировка ключевого понятия.

        Политическая (удельная) раздробленность – распад единого Древнерусского государства на самостоятельные княжества.

        Послушайте внимательно небольшой отрывок из Повести временных лет. «И сказал Владимир (Мономах): «весной начнет смерд пахать на лошади, а половчин, приехав, ударит смерда стрелой и заберет лошадь… и жену его, и гумно его»

        Подумайте, ребята, почему Владимир Мономах уверено говорит о нашествии половцев и об их успехе в победе? Неужели, такое большое государство, как Русь не сможет дать им отпор? Чтобы ответить на этот вопрос вам необходимо вспомнить пройденный материал.

        Почему произошла междоусобица? Что заставило их враждовать между собой?

        Все верно! Именно об этом мы с вами и поговорим. Попробуйте сами сформулировать тему нашего урока.

        Верно, тема нашего урока: «Начало удельного периода. Княжество Южной Руси». Исходя из темы, предположите, о чем именно мы поговорим с вами на уроке.

        Мы выделили тему. Какие вопросы мы можем к ней поставить? Давайте составим таблицу «Толстые и тонкие вопросы».

        Индивидуальная работа: составление таблицы.

        Что такое феодальная раздробленность?

        Когда она началась и сколько продолжалась?

        Сколько самостоятельных княжеств образовалось?

        Почему началась феодальная раздробленность?

        Что положительного можно выделить в раздробленности?

        Какие минусы в удельном периоде?

        Можно ли считать, что Русь полностью утратила свое единство?

        Формулировка целей урока.

        Каковы наши цели урока? Ответить на вопросы – познавательные. А что нам необходимо сделать, чтобы их достигнуть? Поработать с текстом, картой – тоже наши цели.

        Работа с историческими картами:

        Сравните территорию древнерусского государства первой половины XI века и русские земли второй половины XII века.

        Период феодальной раздробленности.

        Изучение нового материала (26 мин.)

        Чтение и анализ текста => составление фишбоуна.

        Благоприятная внешнеполитическая обстановка

        Стремление феодалов к самостоятельности, независимости от Киева

        Социальная: усложнение социальной структуры

        Появились новые сословия: дворяне

        Зародились крупные вотчины бояр

        Перестали делиться доходами с Киевом

        Отсутствие серьезных врагов

        Коллективный разбор фишбоунов.

        Как мы можем оценить феодальную раздробленность? С положительной или отрицательной стороны? Класс делится на 2 группы и выдвигает аргументы. В более слабом классе можно предложить использовать учебник.

        По итогам дискуссии составляется таблица:

        — рост экономики княжеств

        — обогащение культуры княжеств

        — ослабление военной мощи страны

        -усобицы между князьями

        2. Три типа государственности в удельный период.

        Работа с учебником Работа с учебником с. 92-93, отвечают на в. с. 93

        Чтобы нам было легче разобраться в общих и отличительных чертах княжеств, я предлагаю вам заполнить таблицу. В раздаточных материалах она у вас есть.

        Княжества, которые входили

        Киевское, Галицко – Волынское княжества

        Отношение князей и бояр

        Бояре имели сильное влияние на князей

        Отношения с соседями

        Опирались на дружину и зависели от неё

        Сохранились традиции управления Др.Руси

        Кто-нибудь сможет выйти и показать нам на карте Южную Русь? Замечательно. Какие княжества относились к Южной Руси? Давайте запишем их в нашу таблицу. Теперь читаем первый абзац нашего нового момента, я скажу, где нужно будет остановиться. Замечательно. О чем нам говорит этот абзац? Посмотрите на нашу табл. Мы можем информацию этого абзаца записать сюда? Конечно, куда она подходит? Пишем. Давайте сделаем вывод из того, что мы записали. Произошли какие-либо кардинальные изменения в управлении Южной Руси?

        Хорошо, у вас остались 2 графы в таблицы: взаимоотношение с соседями и вывод вы их заполните дома. Вы так же читаете абзац, выделяете главные моменты и смотрите: подходит это к таблице или нет.

        Давайте посмотрим ещё раз на земли Южной Руси. Безопасно ли её положение? А давайте вспомним, кто совершал частые набеги на Русь? Верно, половцы. Об этом мы сейчас с вами и поговорим. Переходим к нашему последнему пункту плана: Южная Русь и Степь

        Учащимся предлагается вспомнить, как складывались взаимоотношения между русскими землями и половцами.

        Ответьте на вопрос: половцы- это какой народ? (кочевой)

        А чем занимались люди в южных землях Руси?(земледелием)

        Как вы думаете, к чему приводил недостаток с/х у половцев?

        Подведем итог: какое влияние оказывало на развитие хозяйства южных княжеств, близкое соседство с половцами?

        (Киевское княжество приходило в упадок, ослабевало его влияние на другие

        Таким образом, мы можем отметить, что соседство с половцами приводило в упадок южные земли.)

        Закрепление изученного материла (5 минут)

        а) 1125

        2. Какой тип государственности был характерен для Северо-Восточной Руси?

        а) монархия с главенствующей ролью князя

        б) боярская республика

        в) монархия с главенствующей ролью боярства.

        3. С кем постоянно воевала Южная Русь в XII веке?

        4. Какая из перечисленных причин не относится к распаду Руси на удельные княжества

        а) Развитие натурального хозяйства;

        б) Умножение рода Рюриковичей;

        в) Усиление власти князя в своих землях;

        г) Нападение половцев

        5. Сколько типов государственности было в

        Посмотрим еще раз на понятийное колесо и определение, которое мы дали. Как мы можем его дополнить?

        Возвращаемся к тонким и толстым вопросам.

        На какие вопросы мы сегодня ответили? Насколько полно мы их осветили?

        Что еще осталось нам неизвестно?

        Домашнее задание (2 мин.)

        Для всех: параграф 13,

        По желанию: написать рассказ о раздробленности от человека, который жил в удельный период истории (князя, боярина, дворянина, киевского князя)

        Источник

        Добавить комментарий

        Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *