Феодальная лестница 6 класс история что это

Что такое феодальная лестница?

Содержание статьи

Феодальная лестница 6 класс история что это

Когда сложился феодализм

Феодализм – строй, который включал в себя 2 класса: феодалов и зависимых крестьян. Появился он в средневековье в Европе. Такая система имела название «вассальная». Смысл отношений между феодалами и их подчинёнными напоминал лестницу со ступеньками.

Вассалитет был образован в период с седьмого по девятый века во Франкском королевстве. Оформился он полностью только тогда, когда Людовик Благочестивый захотел, чтобы все его поданные были чьими-то «людьми». Король в те времена считался вассалом самого римского папы, главы католической церкви.

Основа феодальной лестницы заключалась в том, что вассал раздавал государственные земли во временное пользование своим поданным и приближенным. Вассалами короля были герцоги и графы. Они же, в свою очередь, считали своими вассалами баронов, а те – простых рыцарей. За такую щедрость, как землю, вассал обязан был во всем слушаться своего господина, быть на счету в войске и защищать честь сюзерен. Если господин попадал в плен, вассал обязан был выкупить своего сеньора.

Фактически, вассал должен был делать все во благо хозяину. Господин, в свою очередь, обязан был покрывать и опекать своего вассала.

Как была устроена система феодальной лестницы

Вершину лестницы занимал король. Ниже его были расположены герцоги и графы. Ещё ниже них располагались бароны. Самую низкую ступень занималирыцари, которые не имели титула. Главной особенностью являлось то, что крестьяне никак не могли попасть в эту лестницу и не имели к ней никакого отношения.

Все, кто входил в феодальную лестницу, для крестьян были сеньорами. На них приходилось работать. Для крестьян это было принуждение, так как из-за феодалов не хватало времени на собственные небольшие участки земли. Строгий феодал пытался взять все, что только можно взять от своих подопечных, поэтому возникал крестьянские бунты и восстания. Высшие же слои средневекового общества приняли эту систему и были ей даже довольны.

Графы и герцоги обладали правом чеканить собственные деньги, то есть монеты. Они могли собирать налоги на тех землях, которые принадлежали им. Кроме того они обладали правами вершить суд и принимать некоторые решение без воли короля.

В некоторых европейских странах было такое правило: «Вассал моего вассала – не мой вассал».

Если рассматривать Англию, то в те времена там были немного другие законы. Королю принадлежали все земли государства и не только они. Он принимал присягу на верность от всех феодалов государства. Все феодалы должны были делать то, что желает король и исполнять его прихоти. Отношения между сеньором и вассалом закреплялись тем, что вассал приносил присягу на верность своему сеньору. Он совершал оммажа. Оммажа – это, в своем роде, церемония, которая оформляла зависимость человека от сеньора.

Источник

Для того чтобы создать свое войско, герцоги и графы отдавали часть своих территорий более мелким землевладельцам. Таким образом, одни становились сеньорами (главными), а другие – их вассалами (военными слугами). Вступая в права владения феодом, вассал опускался на колени перед своим сеньором и клялся ему в верности. Взамен господин вручал своему подданному ветку дерева и пригоршню земли.
* Главным феодалом в государстве являлся король. Он считался сеньором для графов и герцогов. В их владения входили сотни деревень и большое количество воинских отрядов. На ступеньку ниже стояли бароны, которые были вассалами графов и герцогов. Они владели обычно не более чем тремя десятками деревень и отрядом воинов. Баронам подчинялись мелкие феодалы-рыцари.
* В результате образовавшейся иерархии феодал со средним достатком был сеньором для мелкого, но в то же время сам являлся вассалом для более крупного вельможи. Поэтому складывалось довольно интересное положение. Те вельможи, которые не были вассалами короля, не обязаны были ему подчиняться и выполнять его приказания. Существовало даже специальное правило. Оно гласило: «Вассал моего вассала – не мой вассал».

■ Отношения между сословиями напоминали лестницу, где на нижних ступенях находились мелкие феодалы, а на верхних – более крупные во главе с королем. Именно такое разделение впоследствии стало называться феодальной лестницей. Крестьяне же в нее не входили, так как все сеньоры и вассалы жили за счет их труда.
Феодальная лестница 6 класс история что это

Источник

феодальный строй в западной европе x-xiii вв.

Видео является не обязательным




В большинстве цивилизаций Средневековья господствовал феода̀льный строй. Для того, чтобы разобраться в этом понятии, давайте познакомимся со структурой общества в Средние века. Во главе общества находились феода̀лы. У них во владении была земля, они управляли государством, из них складывалось войско для защиты страны. Мелкие феодалы подчинялись более крупным и получали за это плату в виде землевладения. Такая система подчинения называется феодальной лестницей. У неё была одна особенность: вассалы подчинялись только своим сеньорам. Отсюда принцип: «васса̀л моего васса̀ла – не мой вассал».

Ещё одним важным сословием было духовѐнство – «те, кто молится». Они были свободными и жили за счёт крестьян и феодалов, взамен «вымаливая» их грехи. Основную массу населения составляли крестьяне. Они вели своё небольшое хозяйство и должны были платить за это феодалу налог. Крестьяне были в личной зависимости от феодала. Но средневековый крестьянин не был как древний раб «говорящим орудием труда». Он не был собственностью феодала.

Таким образом, феодальный строй – это общественно-экономическая формация, пришедшая на смену рабовладению, основанная на собственности феодала на землю и на эксплуатации крестьян, находящихся от него в личной зависимости.

Поэтому и структура феодального общества состоит из трёх групп людей: «те, кто молится» – духовенство; «те, кто воюет» – феодалы; «те, кто работает» – крестьяне и ремесленники.

Источник

Всеобщая история

Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов

Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы

План урока:

Слабость королевской власти и раздробленность Западной Европы

Захват новых территорий, стремительное процветание и усиление могущества – так можно охарактеризовать Франкскую империю во время правления Карла Великого. Но это государство состояло из множества мелких территорий, завоеванных насильно. Удерживать власть среди народов с разной культурой, говорящих на разных языках и стремящихся к свободе, было крайне сложно. Незадолго до своей смерти, император разделил власть среди своих сыновей. Это событие стало отправной точкой завершения существования Франкской империи.

Какие события послужили началом раздробленности в Западной Европе?

Впоследствии эти владения легли в основу таких государств, как Франция, Германия и Италия.

Со временем эти королевства распались на отдельные владения.

Так начался этап феодальной раздробленности в Западной Европе, охватывающий IX-XI века.

Феодальная раздробленность – исторический период, связанный с ослаблением королевской власти и созданием практически независимых территорий в феодальных государствах.

Феодалы способствовали усилению раздробленности в Западной Европе. Владения крупных землевладельцев представляли собой самодостаточное хозяйство. Все, что необходимо для существования, производилось самими жителями поместья. Эти работы осуществлялись, преимущественно, крестьянами. В феодальных поместьях сложилась система натурального хозяйства, которая позволила феодалам получить самостоятельность и независимость.

Натуральное хозяйство – это хозяйство, где созданы условия для производства всего необходимого и нет потребности что-либо покупать.

В личных землевладениях феодалы имели право:

Таким образом, крупные хозяйства знатных феодалов стали практически самодостаточными государствами внутри королевства.

Среди феодалов велись частые междоусобные войны за захват новых владений. В результате таких войн истреблялись поля, угонялся скот, разрушались поселения.

Государство ослабевало и усиливалась раздробленность.

Междоусобные войны – это противостояние между представителями одного рода или одного государства.

Итак, можно выделить следующие причины раздробленности в Западной Европе:

Крупные землевладельцы, являющиеся полноправными хозяевами на собственных территориях, обращали мало внимания на короля. Правители лишь формально сохраняли корону, утратив свою реальную власть.

Наиболее ярко была выражена феодальная раздробленность и слабость королевской власти во Франции, так с X века стало называться Западно-Франкское королевство.

Территория Франции того времени представляла собой лоскутное одеяло, а королям давались обидные прозвища, например, Карл Толстый или Людовик Ленивый.

Интересно, что некоторые феодалы были богаче и престижнее короля.

Феодальная раздробленность во Франции

В 987 году завершилось правление династии Каролингов. На трон был выбран граф Гуго Капет, ставший первым правителем из династии Капетингов.

Эта династия находилась на троне Франции до середины XIX века. Власть первых ее представителей была крайне слаба, она даже не распространялась на территорию всего государства:

Основные признаки феодальной раздробленности в Западной Европе

Феодальная лестница

В эпоху феодализма в Западной Европе произошло социальное расслоение среди землевладельцев. В самом начале Средневековья земельными наделами (феодами) владели многие феодалы. Постепенно некоторые из них разорялись и вынуждены были отдавать свои феоды за долги. Одни феодалы богатели за счет полученных земель, а другие – нищали.

Король обладал только формальным правом владения всех земель в государстве. Он мог предоставлять земельные наделы в пользование своим подданным. В его владении была личная земля – королевский домен. Он имел право передавать ее наследникам или преподносить в дар представителям королевской семьи.

Каковы причины сохранения королевской власти в условиях феодальной раздробленности в Европе? Король, несмотря на формальность своих полномочий, являлся главным среди феодалов. Была важна его возможность организации защиты от
внешних нападений и выполнение роли верховного судьи.

Отношения между сеньором и вассалом были построены на основе двухсторонней договоренности.

Интересно, что в обязанности сеньора и вассала входило оказание помощи друг другу советом. В Средние века совет был очень ценен. Существовало поверье: если принять решение самостоятельно, не посоветовавшись, то может постигнуть неудача.

В случае нарушения вассалом своей клятвы, сеньор имел право отобрать у него феод. Если же сеньор не исполнял свои обязательства, вассал мог его покинуть, сохранив свою землю.

В результате подобных взаимодействий среди феодалов сформировалась определенная иерархия, на основе которой можно составить феодальную лестницу.

Феодальная лестница (Источник)

На высшей ступени феодальной лестницы находился король. Он являлся самым главным сеньором для всех остальных феодалов.

Вторую ступень занимали представители высшего духовенства (архиепископы, епископы, аббаты крупных монастырей) и крупнейшие светские феодалы (герцоги и графы).

На третьей ступени располагались вассалы высшей знати – бароны. Как правило, в их собственности находились 20-30 поселений.

Низшая ступень феодальной лестницы принадлежала – рыцарям. У них в подчинении обычно не было вассалов, а были лишь зависимые крестьяне.

Вышестоящий феодал являлся сеньором для своего подчиненного и вассалом для того, кто был выше него. Причем вассалы приносили присягу только своему сеньору. Интересно, что феодалы, не являющиеся вассалами кроля, могли ему не подчиняться.

Вассальные отношения строились только между свободными людьми, поэтому крестьяне в феодальную лестницу не включались. За то, чтобы пользоваться землей крестьяне должны были нести повинность: отрабатывать барщину, платить оброк.

Барщина – работа зависимого крестьянина в хозяйстве или на поле сеньора.
Оброк – плата зависимых крестьян землевладельцу продуктами или деньгами.

В Средневековой Европе сложились основные черты феодализма:

Образование Священной Римской империи

После гибели последнего короля династии Каролингов герцоги начали избирать короля из представителей своего круга. Королевский трон занял герцог Конрад I, а затем – герцог Генрих I.

Именно король Генрих I сумел:

Венгры – кочевые племена. Они осуществляли разрушительные нападения на Германию, Италию и Францию.

Уважение, авторитет и почет Оттона I в полной мере показывает знаменательное событие в истории средневековой Европы, которое произошло в 962 году. В воскресенье, второго февраля в Риме прошла торжественная церемония коронации Оттона I на трон
императора. Этот день можно считать датой образования Римской империи.

962 год – образование Священной Римской империи.

Священная Римская империя в X веке

Территория возрожденной Римской империи состояла из:

Со временем это государство стали называть Священная Римская империя германской нации или Священная Римская империя.

Идею Оттона I о развитии Римской империи продолжил его внук Оттон III. По примеру своего деда он стремился укрепить власть, опираясь на поддержку духовенства. В период его правления появились духовные княжества, где власть находилась в руках представителей духовенства, а император считал их своими вассалами.

При вступлении в должность епископу вручались следующие символы:

Пытаясь сосредоточить власть в своих руках, короли вынуждены были прибегать к помощи церкви, стремясь обратить ее в своего верного вассала.

Удивительная история Римской империи в середине XI века продолжается ее превращением в наиболее влиятельную и крупную державу Европы. Несмотря на это, ограниченность власти правителя и феодальная раздробленность сохранялись на ее
территории течении всего Средневековья.

Источник

Конспект урока по Всеобщей истории 6 класс «Феодальное общество»

Всеобщая история 6 класс

Тема: Феодальное общество

Цель урока: организовать обучающихся и создать комфортные условия для изучения и систематизации материала по теме «Феодальное общество». Сформировать у учащихся представление о сословном устройстве средневекового общества, процессе его складывания. продолжить формирование умений работать с текстом учебника, его иллюстрациями, выделять главное, добывать материал из различных источников, работать в группах, делать вывод.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: продолжить формирования понятия «феодальное общество», раскрыть понятия сословия, сеньоры, вассалы, повинности, оброк, барщина, феод, феодальная лестница, феодальная вотчина; сформировать представление о феодализме как социально-экономической основе существования средневекового западноевропейского общества; закрепить представление о процессе складывания западноевропейской цивилизации; развить умение работать со схемами различного типа (на примере структурно-логической схемы «Феодализм» и схемы-рисунка «Феодальное поместье»;

Метапредметные: продолжить формирования умения анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления, находить информацию. Используя информацию из текста учебника и других источников, а также схематическую наглядность, осмысливать теоретический материал, выполнять познавательные и проблемные задания; работать в группе; высказывать собственное мнение; давать оценку изучаемым явлениям.

Тип урока: урок изучения нового материала

Технология: проблемное обучение.

Формы работы: индивидуальная, работа в парах, группах.

I .Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок, я приглашаю вас отправиться в увлекательное путешествие. Как вы думаете, куда мы с вами отправимся? Мы побываем с вами далеком прошлом, которое представляет для нас с вами необычайный интерес. Сегодня вам предстоит немало потрудится на уроке, мы с вами будем сами экскурсоводами в этом путешествии. Мы сами составим маршрут нашего путешествия.

II .Актуализация знаний

Для того, чтобы мы отправились в путешествие, вам необходимо отгадать куда же мы отправимся, т.е. ответив на вопросы, сформулировать тему урока.

Проводится устный опрос по вопросам.

1. В чем суть христианского учения? (все равны перед Богом).

2. Кому в средневековой Европе в государстве принадлежала земля? (Феодалам)

4. Вспомните что означает понятие «феодальная лестница»? (Учащиеся отвечают и приходят к выводу : отношения между феодалами были особенными, так как одни (более мелкие) были зависимы от других (более крупных).

Исходя из того, что вы вспомнили, попытайтесь сформулировать тему нашего уроке (Учащиеся формулируют тему «Феодальное общество»).

Тема урока: Феодальное общество

III . Постановка учебной цели

Запишите в тетради число и тему урока.

Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель, ответив на вопрос:

Что мы хотим узнать сегодня на уроке?

1. Феодалы и феодализм.
2.Феодальное поместье.

4. Феодальная раздробленность.

Совершенно верно, в конце урока мы должны:

— сформировать представление о феодальном обществе в период Средневековья;

-определять понятия по теме урока.

4.Усвоение новых знаний

Сейчас мы отправимся с вами в интересное путешествие. Для этого нам необходимо разделиться на 5 групп. Каждая группу составит свой маршрут путешествия используя для этого материал параграфа 10 и раздаточный материал. В течение 15 мин. вы готовите ответы на вопросы. Затем каждая группа презентует свою работу, а мы сможем с вами виртуально побывать в средневековом феодальном обществе и составить свое представление о нем. Предлагаю начать подготовку к путешествию.

Каждая группа получает направление в работе.

1группа. Феодалы и феодализм

1.Что такое феод? Как он связан с военной службой?

2.Что значит условная собственность на землю?

3.Почему короли давали феод во временное пользование. а не навсегда?

(Материал § 10 п.1 стр.83-84. Приложение 1.)

2 группа. Феодальное поместье

1.Используя схему учебника стр.86, назовите основные части феодального поместья.

2.На какие части делилась пахотная земля в поместье?

3.Что такое натуральное хозяйство?

(Материал § 10 п.3 стр.85-86, стр.88. Приложение 2)

3 группа. Зависимые крестьяне

1.Каковы были пути превращения свободных крестьян в зависимых?

2.Чем положение свободных крестьян отличалось от положения зависимых?

4 группа. Феодальная раздробленность

1. Какие причины привели к феодальной раздробленности в Западной Европе?

2. Что такое политика (политические права)?

3.Кто больше всего страдал от войн между феодалами?

(Материал § 10 п.4 стр.86-87, стр.88)

5 группа. Три сословия

1.Что такое сословие?

2.Какие сословия существовали в средневековом обществе?

3.Почему деление общества на сословия сохранилось на протяжении многих веков?

(Материал § 10 п.5 стр.87-88. Приложение 4)

В ходе работы учащиеся записывают значение новых терминов в тетрадь.

I V . Закрепление изученного материала. Контрольный тест.

Все три сословия имели перед обществом свои права и обязанности. (+)

Основными сословиями феодального общества были землевладельцы-феодалы, рабы и свободные крестьяне. (-)

Сословная принадлежность зависела от рождения. (+)

Граница между крестьянами и феодалами была легко преодолимой. (-)

Феодалы были сословием воинов, а крестьяне не умели воевать. (+)

Крестьяне и феодалы мало отличались друг от друга по своему образу жизни. (-)

Подведение итогов. Мы совершили с вами виртуальное путешествие в мир прошлого, которое представляется нам очень загадочным и интересным. Я надеюсь, что вы сегодня на нашем уроке узнали что-то новое для вас, интересное и получили массу впечатлений.

Предлагаю оценить свою работу на уроке:

V. Домашнее задание: читать § 10; термины и понятия наизусть.

— Какие новые термины вы сегодня узнали?

Закончите одно из предложений :

Самым интересным для меня было. потому что. ;
Сегодня на уроке я узнал(а). ;
Мне понравилось. потому что. ;
Мне не понравилось. ;

Физическую силу феодалы ценили гораздо больше, чем ум и образование. Они были грубы и невежественны. Многие феодалы были совершенно неграмотны и вместо подписи ставили крест.

Буйные, заносчивые феодалы считали себя людьми «благородными», то есть стоящими намного выше простого народа. Они кичились древностью своих родов и числом знаменитых предков,

С ненавистью и презрением относились феодалы к крестьянам. « Лучше всего, когда крестьянин плачет; худо, когда он радуется »,- говорили они.

Приложение 2

В центре поместья находился господский двор, обнесенный оградой. Здесь был Дом феодала и его управляющего, амбары для хранения зерна и других продуктов, конюшня, хлев и птичник. Нередко у феодала был свой сад и огород.

Вокруг господского двора, среди полей, располагались деревни, где жили крестьяне.

Вся пахотная земля в поместье делилась на две части: господское поле и крестьянские надели. Урожай с господского поля целиком поступал в амбары феодала. Зависимые крестьяне вели свое хозяйство на выделенных им наделах.

Леса, луга, воды были захвачены феодалами, но пользоваться ими разрешалось и крестьянской общине.

Приложение 3

Жизнь средневекового крестьянина

Жили крестьяне в небольших деревнях. Их жилища бедные и убогие, строились из дерева, обмазывались глиной. Крыши накрывали соломой или камышом. Такая крыша была не только прочной и дешевой, но могла пойти на корм скоту в голодный год. Крошечные окошки прикрывали ставни. Вместе стекол использовали кожу или бычий пузырь. Для отопления и приготовления пищи в крестьянских домах использовали открытый очаг без трубы, а дым выходил в отверстие в потолке. Из-за отсутствия дымохода стены в помещении были покрыты копотью. В холодное время в отапливаемый дом заводили имеющуюся скотину, и животные зимовали вместе с людьми. Жили крестьяне на землях феодала – землевладельца, и были у него в совершенном порабощении. Подать и налоги крестьяне платили натуральными продуктами, отрабатывали повинность на тяжелых работах в поле и замке.

Повинности зависимых крестьян

За пользование землёй феодалы заставляли крестьян нести повинности, то есть выполнять принудительные обязанности.

Крестьянин должен был вспахать и засеять поле господина, а затем скосить, свезти и обмолотить собранное зерно. Часто, когда он работал на господском поле, ветры и дожди губили его урожай.

Крестьяне должны были даром отдавать феодалу часть продуктов своего хозяйства: зерно, скот, птицу, яйца, масло, мёд. Они обязаны были приносить и часть изготовленных ими изделий: полотно, пряжу, кожи. Платежи крестьян феодалу продуктами и изделиями своего хозяйства назывались оброком.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *