Феноменология современного детства что это
Какими вырастут наши дети? О феноменах современного детства
Дети – наше будущее. Но каким будет будущее, лет этак через двадцать – не знает никто. Хотя предположить все же можно, глядя на современных детей, никогда не расстающихся с сотовыми телефонами и активно шевелящих пальцами правой руки. Социальная аутизация докатилась и до них. Так что же феноменального в поведении подрастающего поколения? Выясним у психолога, кандидата психологических наук Елены Файзуллаевой.
Преемственность поколений
– Ведущие отечественные педагоги и психологи уже давно доказали, что у ребенка при рождении нет биологической предопределенности дальнейшего развития, – утверждает психолог. – То есть маленький комочек еще не знает, каким он станет в будущем, это зависит от установок его ближайшего окружения. Также как и продолжительность детства зависит от того, какие требования к малышу предъявляет общество. Источник развития лежит не внутри ребенка, а во вне, то есть в продуктах духовной и материальной культуры. И без участия взрослого ни один ребенок не смог бы освоить культуру.
Если убрать из жизни детей всех взрослых, жизнь не закончится, но и духовно-исторический опыт передаваться тоже не будет. Культура детства имеет два яруса: культурные формы, создаваемые для ребенка взрослыми и формы, которые создает он сам. Без одного, не состоится второе. Цель детства – взросление. Главной задачей взрослого выступает – обеспечить взросление детей. Взрослые скорее направляют детей, нежели напрямую их чему-то обучают.
Таким образом, современные дети – это то, что мы, взрослые, им обеспечили, опираясь на культурный опыт и научные достижения. Бешеный ритм современной жизни и необходимость иметь много профессиональных и непрофессиональных контактов истощает человеческую психику.Отсюда и возникает желание, придя с работы домой, «спрятаться», уйти в свою раковину. Лучший способ – посидеть в тишине перед компьютером или с планшетом. После тяжелого трудового дня у многих не хватает сил играть с детьми, тем более слушать их крики, поэтому взрослому проще подсунуть ребенку все тот же гаджет. И вот вся семья, собравшись вечером у семейного очага, уходит в виртуальный мир. В доме стоит тишина. Да, это возможность отдохнуть от вселенской суеты, но… это входит в привычку.
Ребенок, подражая сначала взрослому, впитывает культуру виртуального общения. Затем он начинает подражать сверстнику, вскоре у него вырабатывается своя субкультура, включающая в себя архетипы коллективного бессознательного, элементы детского мышления, фольклора, игр. Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности дошкольника перемешивается с чертами виртуальной игры, где роли вымышлены, а персонажей не существует в реальности.
Детская субкультура имеет неисчерпаемый потенциал вариантов становления личности, а в современных условиях выступает как поисковый механизм новых направлений развития общества. Учитывая, что с двухлетнего возраста многие дети живут в виртуальной игре, они и в дальнейшем остаются далекими от реальности.
Феномены современного детства
– У ребенка как природного существа в любую эпоху сохраняются свойственные ему возрастные феномены, – говорит Елена Файзуллаева. – Например, феномен трехлетнего малыша «Я сам», связанный с отделением ребенка от взрослого. В 4-5 лет неизменно возникает феномен «почемучек», обусловленный познавательной активностью ребенка. Или как его еще называют синдром Буратино – проявление любопытства, любознательности. В более старшем дошкольном возрасте появляется феномен повышенной обидчивости, как сигнал проявления эгоцентризма.
С освоением социальных норм формируется феномен ябедничества, как способ реагирования на хорошее и плохое. К концу дошкольного детства возникает феномен словотворчества, фантазерства – желание придумывать новые слова и ситуации. В 7 лет мы можем наблюдать феномен кривляния или синдром «Петрушки», острая реакция на критику и стремление брать на себя ответственность. В 7 лет ребенок становится очень чувствителен к миру, у него возникает запрос на смыслы. В младшем школьном возрасте проявляется феномен осознания себя в новой роли, у детей развивается конформизм, они присоединяются к мнению большинства.
В психике современного ребенка появилось много новообразований даже по сравнению с ребенком советского детства. Одно из таких новообразований – страх перед школой. Связан он, прежде всего, – продолжает психолог, – с тем, что мы в своих социальных форматах потеряли элементы событийности. К примеру, раньше был один выпускной из детского сада и один – из школы. Первый символизировал переход на новую ступень образования, второй – переход во взрослую жизнь. На выпускном в детском садике неизменно дарили портфель. Это было признанием нового статуса ребенка. Но эта форма затерялась в истории, на выпускном теперь дарят другие предметы быта, подчас никак не связанные со школой, поэтому у ребенка нет инициации, он не понимает, что ему присвоено гордое звание «школьник». Потерялся индикатор переходного периода, а вместе с ним потерялся и смысл похода в школу.
С внедрением в жизнь большого количества техники у современного школьника появились следующие феномены:
Еще один феномен современности, – резюмирует Елена Файзуллаева, – отсутствие культуры живого общения с людьми. Возникает потому, что взрослые перестали общаться вживую, редко приглашают в гости друзей, редки коллективные посиделки, например, у костра, за чаем, с гармошкой или гитарой. Дети берут за образец образ жизни взрослых, у которых более развито общение в социальных сетях, по телефону или скайпу. Дети не знают, как нужно встречать гостей, что подавать на стол, о чем говорить в этой обстановке.
Взрослый осуществляет тотальный контроль над ребенком и организует его досуг на свое усмотрение. Отсюда возникает еще один феномен – организованного детства.
Что дальше?
– Риторический вопрос! – восклицает Елена Файзуллаева. Но всегда были и хорошие, и плохие люди. Так будет и дальше. Нас спасает то, что мы разные: кто-то предпочитает сигареты и драки, а кто-то музыку и спорт. Хочется верить, что наши дети будут технически грамотными, отлично разбираться в любых электронных приборах, а посещение кружков и секций принесет много пользы в будущем.
Детство навсегда останется детством, оно не исчезает бесследно. Оно живет в сознании взрослого человека и заявляет о себе в форме сновидений, мечтаний. Приходит нам на помощь в безвыходных ситуациях, когда нужно проявить творчество, решительность. Детство – это жизненная необходимость для каждого. Поэтому стоит плюнуть на все и податься куда-нибудь в горы вместе со своими детьми, забросив наушники, телефоны и гаджеты.
Все не так уж плохо, – утверждает Елена. Астрологи в один голос предсказывают рождение гениев в декабре-январе 2015-2016 и именно в России – они и спасут пошатнувшийся мир. Эти новые дети будут наделены телепатическими способностями и будут очень чувствительными. Ведь наша беда в том, что мы разучились чувствовать краски, звуки и запахи окружающего мира, а главный феномен детства – способность чувствовать.
Доклад на тему «Феноменология детства в воспоминаниях»
ФГБОУ ВО Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина
Институт культуры и искусств
Кафедра культурологи и педагогической антропологии
«Феномен детства в воспоминаниях»
подготовила: Бир Е.А.,
студент группа 812п-Паз
Введение
Философский термин «феномен» произошел от греческого «цбйньменпн», что означает «являющееся», «редкий факт», «необычное явление». Это философские понятия, которые обозначают те явления, которые можно постичь в чувственном опыте. Все они могут стать объектом созерцания и научного наблюдения.
Что касается феноменов детства, то З. Фрейд первым отметил, что раннее детство, его впечатления, его опыт имеют действительно огромное влияние в жизни человека, и ставит связь с тем, что именно в раннем детстве формируются те «комплексы», которые образуют в подсознательной сфере исходную точку будущих невротических симптомов. Детство как бы «связано» с этими комплексами.
По мнению З. Фрейда мы не можем вспоминать детство в подробностях, потому что все в наших воспоминаниях окрашено чувствами, которые были в свое время вытеснены из души. В забывании детских переживаний З. Фрейд видит ключ к пониманию тех амнезий (забывание первых 3-4 лет жизни), которые лежат в образовании всех невротических симптомов человека. «Детские воспоминания» индивидов приобретают, как правило, значение «воспоминаний покрывающих» 1 и приобретают при этом замечательную аналогию с воспоминаниями детства народов, закрепленных в сказаниях и мифах.
Рассуждения о детских воспоминаниях
В тематике воспоминаний о детстве четко прослеживается две линии рассуждений. Первая рассматривает эти воспоминания как отражение детского опыта либо в прямой форме, либо в форме, трансформированной психологической защитой. В этом подходе анализ воспоминания направлен на реконструкцию исследователем исходной (обычно семейной) ситуации субъекта, которая мыслится как условие становления его личностных свойств. Суммируя взгляды этой линии работ, можно сказать: взрослый человек располагает теми воспоминаниями, которые дало ему проживание собственного детства. Однако доказано, что даже в памяти ребенка содержатся воспоминания, неоднородные по своему источнику. Четыре типа детских воспоминаний:
«натуральные» воспоминания – эпизоды, которые запечатлелись в детской памяти в связи с их новизной и эмоциональной насыщенностью;
«социальные» воспоминания, которые сложились на основе «натуральных» в условиях опосредствующих диалогов со взрослыми, задающих интерпретации опыта ребенка в системе социокультурных значений и формирующих особые структуры автобиографических рассказов;
«фантазийные» воспоминания, содержащие нереальные события, ошибочно маркируемые ребенком в качестве реально случившихся;
«артефактные» воспоминания, ретроспективно созданные взрослыми с воспитательными целями.
Вторая линия исследователей видит в воспоминаниях о детстве результат конструктивного процесса построения уже зрелой личностью автобиографического нарратива на основе запечатленного в детстве мнемического материала. Такой ракурс анализа предполагает, что взрослый селективно и творчески использует содержания автобиографической памяти для создания внутренне согласованной истории своей жизни. «Когда выдающийся писатель или художник дает нам иллюзию потока, возвращающегося к своему истоку, когда он сам думает, что заново переживает свое детство, рассказывая о нем, это значит, что он более других сохранил былую способность видеть и ощущать волнение.
Детская амнезия
Инфантильная (детская) амнезия — один из типов амнезии, характеризующийся отсутствием воспоминаний у взрослого человека о раннем периоде детства.
Причины наличия данной амнезии наукой пока не определены.
На детскую забывчивость обратил внимание еще Зигмунд Фрейд. В своей работе 1905 года «Три очерка по теории сексуальности» он, в частности, размышлял об амнезии, которая охватывает первые пять лет жизни ребенка. Фрейд был уверен, что детская (инфантильная) амнезия не является следствием функциональных расстройств памяти, а вытекает из желания не допустить в сознание ребенка ранние переживания – травмы, наносящие вред собственному «Я». Такими травмами отец психоанализа считал переживания, связанные с познанием собственного тела или основанные на чувственных впечатлениях от услышанного или увиденного. Фрагменты воспоминаний, которые все же могут наблюдаться в детском сознании, Фрейд называл маскирующими.
Результаты исследования ученых из Университета Эмори, Патриции Байер и Марины Ларкиной, опубликованные в журнале «Memory», подтверждают теорию о времени рождения детской амнезии. По мнению ученых, ее «активация» происходит у всех без исключения жителей планеты в семилетнем возрасте. Ученые провели серию экспериментов, участниками которых стали трехлетние дети, которых попросили рассказать родителям о самых ярких впечатлениях. Годы спустя исследователи вернулись к тестам: они вновь пригласили тех же самых детей и попросили их вспомнить рассказанное. Пяти-семилетние участники эксперимента смогли восстановить в памяти 60% происходящего с ними в возрасте до трех лет, в то время как восьми-десятилетние – не более 40%. Таким образом, ученым удалось выдвинуть гипотезу о том, что детская амнезия наступает в возрасте лет.
Канадский профессор психологии Кэрол Петерсон считает, что среди прочих факторов на формирование детских воспоминаний влияет среда. Подтвердить свою гипотезу он смог в результате масштабного эксперимента, участниками которого стали канадские и китайские дети. Им предложили вспомнить за четыре минуты самые яркие воспоминания первых лет жизни. В памяти канадских детей ожило вдвое больше событий, чем в памяти китайских ребят. Интересно также, что канадцы преимущественно вспоминали личные истории, в том время как китайцы поделились воспоминаниями, соучастниками которых была их семья или группа сверстников.
Канадский ученый Пол Франкланд, активно изучающий феномен детской амнезии, не согласен с коллегами. Он считает, что формирование детских воспоминаний происходит в зоне кратковременной памяти. Он настаивает, что маленькие дети могут помнить своё детство, красочно рассказывать о происходящих событиях, участниками которых они были недавно. Однако со временем эти воспоминания «стираются». Группа ученых во главе с Франкландом предположили, что утрата младенческих воспоминаний может быть связана с активным процессом образования новых клеток, который получил название нейрогенез. По словам Пола Франкланда, ранее считалось, что образование нейронов приводит к формированию новых воспоминаний, но последние исследования доказали, что нейрогенез способен параллельно стирать информацию о прошлом. Почему же тогда люди не помнят чаще всего первые три года жизни? Причина в том, что на это время приходится наиболее активный период нейрогенеза. Затем нейроны начинают воспроизводиться с меньшей скоростью и оставляют нетронутыми часть детских воспоминаний.
Что есть детское воспоминание
Воспоминание – это в психологии процесс извлечения из памяти содержащейся информации. Механизм достаточно сложный, если учитывать сильную связь между мнемическими действиями и непременным возникновением определенных эмоциональных переживаний.
В начале жизненного пути (первый год) ребенок запоминает исключительно то, с чем чаще всего вступает в зрительный контакт. В основном это близкие родственники. Но поскольку период восстановления в памяти этих образов слишком краток, то их воспроизведение в памяти очень шаткое и, соответственно, механизм воспоминания практически невозможен. В дальнейшем количество запоминаемых образов увеличивается и растет период сохранения этих образов в памяти. Происходит это примерно на втором году жизни малыша.
В три года процесс запоминания имеет довольно сильную эмоциональную окраску и уже закрепляется на достаточно длительный период времени – до года. При этом запоминаются даже единичные ситуации, особенно если они сопровождаются сильными эмоциональными впечатлениями.
Детские воспоминания, полученные в детском возрасте, начинают закрепляться в памяти, когда они составляют подкрепляющие сами себя цепочку образов. Данный факт можно наблюдать у крох уже в период от года до двух. Но пока это еще только непроизвольные воспоминания. Формирование такой стороны работы детской памяти, как произвольность осуществляется с помощью взрослых, которые задают провоцирующие вопросы. Поиск ответов на них стимулируют малышей вспоминать. В памяти крох всплывают ассоциативные ряды, связанные с ответом на вопрос. Сюда относят необходимость вспомнить, как именно нужно выполнить то или иное задание, чтобы получить желаемый результат. Так происходит закрепление воспоминаний. В данном возрасте очень эффективным средством для расширения круга детских воспоминаний является процесс игры. Путем повторения определенных слов и действий ребенок пополняет количество запоминаемых образов. А поскольку это еще и связано с позитивными эмоциями, то вероятность лучшего развития памяти у крохи растет.
Только приближаясь к дошкольному возрасту, малыш начинает использовать произвольность в воспроизведении образов. Это связывают с увеличением требований со стороны взрослых – родители, воспитатель детского сада. За счет незначительного уменьшения новизны эмоциональной реакции на появляющиеся в жизни ситуации кроха переходит к следующему этапу закрепления воспоминаний – заучиванию. С этого момента детские воспоминания начинают приобретать непрерывный последовательный характер. В дальнейшем развитие механизма запоминания усложняется и может зависеть от разного рода раздражителей: воспоминания способны быть связаны с запахами, цветами, людьми, ситуациями, ощущениями, искусством и т. д.
Роль воспоминаний в жизни индивида становится наиболее весомой в период взросления и самоопределения в социуме. Например, когда личность проходит сквозь общую массу жизненного опыта и пытается соотнести себя к одному или другому коллективному статусу, составляется общая субъективная картина личности. В этом случае память о предыдущих событиях может, как поддержать рост личности, так и приостановить его. Когда, представим, будучи ребенком, индивид был свидетелем или же участником психотравмирующих ситуаций, воспоминания об этом в достаточно осознанном возрасте зачастую блокируются на уровне подсознания. Подобного рода защита срабатывает для предупреждения повторной травматизации личности. Вместе с тем защитная реакция психики не позволяет этой же личности развиваться дальше, поскольку личностный рост предполагает проработку неудачного жизненного опыта. Это часто сплетено с переживаниями, а в случае травматизации существует вероятность, что они могут быть опасными. Поэтому психика их блокирует, с целью сохранения баланса.
Мухина B. Возрастная психология. Феноменология развития
ОГЛАВЛЕНИЕ
Раздел III Отрочество
зис отрочества обогащает подростка знаниями и чувствами таких глубин, о которых он даже не подозревал в детстве. Подросток через собственные душевные муки обогащает сферу своих чувств и мыслей, он проходит трудную школу идентификации с собой и с другими, впервые овладевая опытом целенаправленного обособления. Все это помогает ему отстаивать свое право быть личностью.
ГЛАВА VIII. УСЛОВИЯ И ОБРАЗ ЖИЗНИ
§ 1. СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ В ЖИЗНИ ОТРОКА
событие, в результате которого он как бы заново увидит мир, в его сознании произойдет переворот и он станет «другим человеком».
Безусловно, социальная ситуация жизни отрока во многом определяет его становление как личности. Но в ней самой нет тех определенных условий, конкретных людей и обстоятельств, которые всякий раз со всей определенностью оказывали бы на отрока исключительно благотворное или исключительно негативное влияние. Да и сами отроки крайне редко бывают однозначно чистыми и духовными или «грязными» и «низменными»: сколь разнообразны условия жизни, столь многогранны и отроки.
Конкретное время, безусловно, определяет во многом ориентации сензитивного к нему отрочества: «каковы веки, таковы и человеки». Однако время «сегодня» в действительности несет в себе пласты культуры предшествующих поколений, в то же время вбирая в себя утопии и антиутопии, создаваемые человечеством, обращенным в будущее. Все это формирует общий фон социальной ситуации, влияющей на развитие личности отрока.
Социальная ситуация обладает таким разнообразием условий и всевозможных провокаций для испытания подростком самого себя, что взрослый в силу уже сложившихся ценностей подчас не может даже их себе представить. Подросток может стремиться к самому прекрасному достоянию человеческого духа. Для этого он идет в консерваторию, в картинную галерею, в разнообразные музеи, едет в экспедиции в поисках памятников архитектуры, путешествует и т.д. Он же может обследовать катакомбы, искать контакты с бездомными в предвкушении неизведанного, изучая меру человеческого падения. Можно сказать, что в отрочестве происходит чрезвычайное расширение социальных условий бытия подростка: и в пространственном отношении, и в плане увеличения диапазона духовных проб. В отрочестве человек стремится пройти через все, чтобы затем обрести себя. Конечно, это опасное стремление для несформировавшейся личности. На этом пути без поддержки со стороны взрослого друга подросток может остаться в асоциальном пространстве, так и не поднявшись на высоты духовной жизни.
волевого акта, утверждающего собственное «Я», собственный почин, обретают самоидентичность и готовность взять на себя ответственность за свой выбор.
ГЛАВА IX. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ
§ 1. ОБЩЕНИЕ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ: ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ
Общение подростка со взрослыми. В отрочестве общение с родителями, учителями и другими взрослыми начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости. Подростки начинают оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность, отождествляемую в их понимании со взросло-стью. Они болезненно реагируют на реальные или кажущиеся ущемления своих прав, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе.
Несмотря на внешние противодействия, проявляемые по отношению к взрослому, подросток испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга. В этом случае взрослый может значительно облегчить подростку поиск его места в системе новых, складывающихся взаимодействий, помочь оценить свои способности и возможности, лучше познать себя. Совместная деятельность, общее времяпрепровождение помогают подростку по-новому узнать сотрудничающих с ним взрослых. В результате создаются более глубокие эмоциональные и духовные контакты, поддерживающие подростка в жизни.
В связи с легкой ранимостью подростка для взрослого очень важно найти формы налаживания и поддержания этих контактов. Подросток испытывает потребность поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях своей жизни, но самому ему трудно начать столь близкое общение.
Большое значение в этот период имеют единые требования к подростку в семье. Сам он больше притязает на определенные права, чем стремится к принятию на себя обязанностей. Если подросток почувствует, что от него многого ожидают, он может пытаться уклониться от выполнения обязанностей под прикрытием наиболее «доброго» взрослого. Поэтому для освоения подростком новой системы отношений важна аргументация требований, исходящих от взрослого. Простое навязывание требований, как правило, отвергается.
362
В случаях, когда взрослые относятся к подросткам как к маленьким детям, они выражают протесты в различных формах, проявляют неподчинение с целью изменить сложившиеся ранее отношения. И взрослые постепенно под воздействием притязаний подростков вынуждены переходить к новым формам взаимодействия с ними. Этот процесс далеко не всегда проходит безболезненно, так как на восприятие взрослыми подростков как подчиненных и зависимых от них влияет множество факторов. Среди них необходимо выделить экономический фактор (подросток материально зависим от родителей) и социальный (подросток сохраняет социальное положение ученика). В результате между подростками и взрослыми могут возникать конфликты.
Общение подростка во многом обусловливается изменчивостью его настроения. На протяжении небольшого промежутка времени оно может меняться на прямо противоположное. Изменчивость настроений ведет к неадекватности реакций подростка. Так, реакция эмансипации, проявляющаяся к стремлении высвободиться из-под опеки старших, может принимать под влиянием момента такие крайние формы выражения, как побеги из дома.
Неустойчивость подростка, неумение оказать сопротивление давлению со стороны взрослых зачастую ведут к «уходам» из ситуации. Поведение подростка также в определенной степени характеризуется детскими реакциями. При чрезмерных ожиданиях от подростка, связанных с непосильными для него нагрузками, или при уменьшении внимания со стороны близких может следовать реакция оппозиции, характеризующаяся тем, что он разными способами пытается вернуть внимание, переключить его с кого-то другого на себя.
Характерными для подросткового возраста являются имитации чьего-либо поведения. Чаще имитируется поведение значимого взрослого, достигшего определенного успеха, причем в первую очередь обращается внимание на внешнюю сторону. При недостаточной критичности и несамостоятельности в суждениях такой образец для подражания может оказать негативное влияние на поведение подростка. Сравнительно редко проявляется у подростков отрицательная имитация, когда определенный человек выбирается в качестве отрицательного образца. Зачастую это бывает кто-либо из родителей, причинивших много горя и обид подростку.
Слабость и неудачливость в какой-либо одной области подросток стремится компенсировать успехами в другой. Причем сравнительно часто встречаются формы гиперкомпенсации, когда для самореализации выбирается область деятельности, представляющая наибольшие трудности.
В ряде случаев позиции взрослых по отношению к подростку неблагоприятны для его развития. Так, авторитарная позиция по отно-
363