Феноменология общения в психологии в чем заключается

ТЕМА 4. ОБЩЕНИЕ. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ

План

2. Компоненты и средства общения. Общение как обмен информацией.

3. Общение как взаимодействие.

4. Общение как понимание людьми друг друга.

5. Практические проблемы оптимизации общения в учебном процессе.

6. Педагогическое общение. Цели и ценности педагогического общения

7. Некоторые особенности межличностного общения педагога с учеником.

Феноменология общения

Каждый из нас живет и работает среди людей. Мы ходим в гости, встречаемся с друзьями, выполняем с коллегами по рабо­те какое-то общее дело и т.д. В любой ситуации мы, независимо от нашего желания, общаемся с людьми — родителями, сверст­никами, учителями, коллегами. Одних мы любим, к другим от­носимся нейтрально, третьих ненавидим, с четвертыми вообще неизвестно зачем разговариваем.

Человеческое общение напоминает своеобразную пирамиду, состоящую из четырех граней: мы обмениваемся информацией, взаимодействуем с другими людьми, познаем их и, вместе с этим, переживаем собственное состояние, возникающее в ре­зультате общения.

Общение можно рассматривать как способ объединения ин­дивидов, а также как способ их развития.

По своим формам и видам общение чрезвычайно разнооб­разно. Можно говорить о прямом и косвенном общении, непо­средственном и опосредованном, вербальном (словесном) и не­вербальном и т.д.

Непосредственное общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения. Опосредованное общение может рассматриваться как неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств, затруд­няющих или отделяющих во времени получение обратной связи между участниками общения.

Различают также межличностное и массовое общение. Меж­личностное связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Массо­вое общение — это множество непосредственных контактов не­знакомых людей, а также коммуникация, опосредованная раз­личными видами средств массовой информации.

Выделяют, кроме того, межперсональное и ролевое общение. В первом случае участниками общения являются, конкретные личности, обладающие уникальными индивидуальными качествами, которые раскрываются другому по ходу общения и орга­низации совместных действий. В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители определенных ролей (учитель—ученик, покупатель—продавец). В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведе­ния, так как те или иные его шаги, действия диктуются испол­няемой ролью. В процессе такого общения человек отражается уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная еди­ница, выполняющая определенные функции.

Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечелове­ческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность. То есть, общение выступает важнейшим факто­ром психического развития человека. В общем виде можно оп­ределить общение как универсальную реальность, в которой за­рождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояния и поведение человека.

По своему назначению общение многофункционально. Мож­но выделить пять основных функций общения.

1. Прагматическая функция общения. Реализуется при взаи­модействии людей в процессе совместной деятельности.

2. Формирующая функция общения проявляется в процессе формирования и изменения психического облика человека. Из­вестно, что на определенных стадиях развитие поведения, дея­тельности и отношения ребенка к миру и к самому себе опосре­довано его общением со взрослым. В ходе развития внешние, опосредованные общением формы взаимодействия ребенка и взрослого трансформируются во внутренние психические функ­ции и процессы, а также в самостоятельную внешнюю актив­ность ребенка.

Общение ребенка и взрослого — это не только передача перво­му суммы умений, навыков и знаний, которые он механически ус­ваивает, но и сложный процесс взаимных влияний, обогащений и изменений. Ребенок зачастую активно и критично перерабатывает предлагаемый ему чужой опыт, используя его для построения не­противоречивой картины мира. Ребенок и принимает, и воспроиз­водит, реализует опыт других (взрослых) людей.

3. Функция подтверждения. В процессе общения с другими людьми человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя. Желая утвердиться в своем существовании и в своей ценности, человек ищет точку опоры в других людях.

Еще Уильям Джеймс отмечал, что для человека «не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в об­ществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным». Во многих психотерапевтических системах это состояние человека фиксируется понятием «неподтверждение«. Причем в отличие от отрицания, которое может быть выражено словами «Ты не прав» или «Ты — плохой» и предполагает известную долю подтвер-ждения (хотя и с негативной оценкой), неподтверждение означает «Тебя здесь нет», «Ты не существуешь». Известно, что повседневный опыт человеческого общения изобилует процеду­рами, организованными по принципу простейшей «подтвер­ждающей терапии»: ритуалы, знакомства, приветствия, именования, оказание различных знаков внимания. Указанные проце­дуры направлены на поддержание у человека «минимума подтвержденности».

4. Функция организации и поддержания межличностных от­ношений. Восприятие других людей и поддержание с ними раз­личных отношений (от интимно-личностных до сугубо деловых) для любого человека неизменно связано с оцениванием людей и установлением определенных эмоциональных отношений —либо позитивных, либо негативных по своему знаку. Конечно, эмоциональные межличностные отношения — не единственный вид социальной связи, доступный современному человеку, од­нако они пронизывают всю систему взаимоотношений между людьми, часто накладывают свой отпечаток и на деловые, и да­же на ролевые отношения.

5. Внутриличностная функция общения реализуется в обще­нии человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по типу диалога). Такое общение может рас­сматриваться как универсальный способ мышления человека.

В социальной психологии выделяет три типа межличностно­го общения:

императивное общение это авторитарная, директивная фор­ма взаимодействия с партнером по общению с целью достиже­ния контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям. В данном случае партнер по общению рассматривается как объ­ект воздействия, выступает пассивной, «страдательной» сторо­ной. Особенность императива в том, что конечная цель обще­ния — принуждение партнера — не завуалирована. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования. Можно указать ряд сфер деятельности, где доста­точно эффективно использование императивного общения. К таким сферам относятся: военные уставные отношения, отно­шения «начальник — подчиненный» в экстремальных условиях, работа при чрезвычайных обстоятельствах. Но можно выделить и те сферы межличностных отношений, где применение импе­ратива неуместно. Это интимно-личностные и супружеские от­ношения, детско-родительские контакты, а также вся система педагогических отношений;

манипулятивное общение— это форма межличностного обще­ния, при которой воздействие на партнёра по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Как и им­ператив, манипуляция предполагает объективное восприятие парт­нера по общению, стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Сферой «разрешенной манипуляции» является бизнес и деловые отношения вообще. Символом такого типа общения стала концепция общения, развитая Дейлом Корнеги и его последователями. Широко распространен манипулятивный стиль общения и в области пропаганды.

Следует отметить, что владение и использование средств манипулятивного воздействия на других людей в деловой сфере, как правило, заканчивается для человека переносом таких на­выков и в остальные сферы взаимоотношений. Сильнее всего разрушаются от манипуляции отношения, построенные на люб­ви, дружбе и взаимной привязанности.

При манипулятивном общении партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств. Однако человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношения с другими, в итоге часто сам становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже начинает воспринимать фрагментарно, переходя на стереотипные формы поведения, руководствуется ложными мотивами и целями, теряя стержень собственной жизни.

Как отмечает Э. Шостром — один из ведущих критиков «карнегианского» подхода в общении, манипулятора характеризует лживость и примитивность чувств, апатия к жизни, состояние скуки, чрезмерный самоконтроль, цинизм и недоверие к себе и другим.

В целом профессии педагога и психолога можно отнести к наиболее подверженным манипулятивной деформации. Например, в процессе обучения всегда присутствует элемент манипуляции (сделать урок интереснее, мотивировать учащихся, привлечь их внимание и т.д.). Это часто приводит к формированию у профессиональных педагогов устойчивой личностной установки на объяснение, научение, доказательство.

Объединив императивную и манипулятивную форму общения, можно охарактеризовать их, как различные виды монологического общения. Человек, рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, со своими целями и задачами, не видя истинного собеседника, игнорируя его. Как говорил по этому поводу А.А. Ухтомский, человек видит вокруг себя не людей, а своих «двойников»;

диалогическое общение— это равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Оно возможно лишь в случае соблюдения ряда правил взаимоотношений:

1. Наличие психологического настроя на актуальное состояниe собеседника и собственное актуальное психологическое состояние (следование принципу «здесь и теперь»).

2. Использование безоценочного восприятия личности партнёра, априорная установка на доверие к его намерениям.

3. Восприятие партнера как равного, имеющего право на
собственные мнения и решения.

4. Содержания общения должны включать проблемы и нерешённые вопросы (проблематизация содержания общения).

5. Следует персонифицировать общение, т.е. вести разговор от своего имени (без ссылки на мнения авторитетов), представ­лять свои истинные чувства и желания.

Диалогическое (гуманистическое) общение позволяет дос­тичь более глубинного взаимопонимания, самораскрытия парт­неров, создает условия для взаимного личностного роста.

Э. Шостром предложил ряд советов учителям, пытаю­щимся уйти от монологической формы общения с детьми. На­пример, уважительно и бережно относиться ко всем вопросам и содержательным высказываниям учеников, так как именно в них проявляется интерес ребенка и только через эти интересы можно привлечь его к активному сотрудничеству. Адекватное реагирование на подобные вопросы учеников предполагает:

— терпеливое и полное выслушивание вопроса.

— более широкое освещение вопроса, что позволяет рас­смотреть проблему еще с одной стороны. Ответ не должен быть поспешным, это обижает и задевает того, для кого он является важным;

— учет того, что ученик не всегда задает вопрос затем, чтобы получить на него точный ответ. Ему важно показать свое уме­ние думать, свои знания. Ребенок может задать вопрос, на кото­рый вчера он уже получил ответ от родителя, и теперь хочет по­хвастаться своими знаниями. Вопрос может быть задан и в надежде на какой-то длительный разговор, мало относящийся к вопросу.

Источник

Феноменология общения

Мы определяем общение как специфическую форму взаимодействия и взаимовлияния субъектов, порождаемую потребностями совместной деятельности.

Выделяют 3 аспекта общения: цель, средство и содержание.

В психологии выделяют виды общения исходя из этих аспектов:

Д) По присутствию речи:

Все виды общения вряд ли можно назвать, но наиболее часто используемые наукой стоит указать:

Коммуникабельность – социально-психологическая черта личности, способность ее к творческому общению с другими людьми. Не врожденная, формируется в процессе групповой жизни и деятельности человека. Однако могут влиять биологические и физиологические задатки.

Трудности общения – несоответствие коммуникативного поведения ситуации и условиям достижения его целей. Они вызываются несдержанностью, внутренней напряженностью, тревожностью, агрессивностью, грубостью, недостаточной социально-психрологической компетентностью.

Коммуникативные способности – это умения и навыки общения с людьми, от которых зависит его успешность. Коммуникативные способности подразумевают наличие у человека чувства такта.

Такт – это способности и умение человека безошибочно точно приписывать другим ожидание того, что они готовы от него услышать или в нем увидеть.

Однако наличие у человека чувства такта не означает, что он во всех случаях должен следовать этим ожиданиям. Есть еще такое понятие как принципиальность, убежденность и т.д.

Бестактность – это деструкция (разрушение) ожиданий в процессе общения, нарушающая взаимодействие общающихся и иногда создающая конфликтные ситуации.

Выделяют 3 стороны общения: коммуникативную (обмен информацией), интерактивную (взаимодействие общающихся) и перцептивную (восприятие общающимися друг друга).

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Источник

Основные категории общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 11:43, реферат

Описание работы

Люди постоянно общаются друг с другом. Человек — «существо социальное». Это означает, что он живет среди людей и осуществляет свою жизнедеятельность (достигает целей, удовлетворяет потребности, трудится) не иначе как через взаимодействие, общение с другими людьми — общение контактное, опосредственное или воображаемое.

Содержание
Работа содержит 1 файл

Категории общения.docx

Введение

Люди постоянно общаются друг с другом. Человек — «существо социальное». Это означает, что он живет среди людей и осуществляет свою жизнедеятельность (достигает целей, удовлетворяет потребности, трудится) не иначе как через взаимодействие, общение с другими людьми — общение контактное, опосредственное или воображаемое.

Работа, отдых, семья, дружеское общение, воспитание детей, взаимоотношения с противоположным полом — все это создает огромную информационную среду. Общение является важнейшей категорией психологической науки. Проблематика общения занимает значительное место в общей психологии и в психологии личности. Педагогическая психология, при определенном желании, вообще вся может быть рассмотрена через призму общения, ибо практически все стороны процессов воспитания и обучения опосредованы общением. Общение является по существу центральным понятием в социальной психологии, потому что именно общение порождает такие феномены, как восприятие и понимание людьми друг друга; лидерство и руководство; сплоченность и конфликтность и др. На обыденном уровне, на уровне здравого смысла, очевидно, каждый ясно представляет себе, что стоит за словом «общение» [10, с.31].

Большинство психологов утверждают, что у человека существует особая потребность в общении. Но природу этой потребности они либо не определяют, либо формулируют тавтологически, как «стремление к общению», «желание быть вместе». При этом остается невыясненным, почему люди стремятся друг к другу и зачем им нужно быть вместе [23].

В общении происходит обмен информацией и ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий или антипатий, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление совместной деятельности [16, с.13]. Таким образом, каждый из нас в своей жизни, взаимодействуя с другими людьми, приобретает практические навыки и умения в сфере общения.

Общение — это не просто действие, а именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.

Рассмотрим в этой работе понятие «общение», его структуру и функции и определим основные категории общения.

1. Феноменология понятия «общение»

Прежде, чем проанализировать вопрос категорий общения и их характеристики, необходимо ответить на вопрос — что такое общение?

В отечественной психологии сложилась устойчивая традиция связывать понятие «общение» с категорией «деятельность». При этом общение рассматривается лишь как форма, вид деятельности. Констатируется, что любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности людей. В современной литературе отражен постулат о том, что «любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности людей: люди не просто «общаются» в процессе выполнения ими различных общественных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, даже в процессе «недеяния» [12, с.7].

Одно из определений межличностного общения гласит, что общение — это процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, на установление и развитие взаимоотношений, оказание взаимовлияния на состояния, взгляды и поведение, а также на регуляцию их совместной деятельности [7, с.4].

Само общение, на уровне дефиниции, определяется как процесс, который порождается потребностями в совместной деятельности. Наиболее распространенные определения общения, отражающие эту позицию, констатируют, что общение — это многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности или, в несколько иной редакции, определяют общение как осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности. Общение порождается потребностями в совместной деятельности и включает: восприятие и понимание людьми друг друга, обмен информацией, выработку единых структур взаимодействия [19, с.16].

Человек нуждается в общении для того, чтобы поделиться своим горем, человек нуждается в общении для того, чтобы другие разделили с ним его счастье и радость, человек нуждается в общении для того, чтобы чувствовать себя человеком [9, с.15].

Таким образом, общение представляет для человека самостоятельную ценность и потому не обязательно должно рассматриваться как средство достижения целей совместной деятельности. Фрустрация потребности в общении, блокирование или ограничение возможности ее реализации является самостоятельным стрессогенным фактором. Это, кстати, хорошо прослеживается на примере психического состояния и переживаний узника, помещенного на длительный срок в одиночную камеру [20, с.42].

Анализ понятия общения и раскрытие его понимания позволяют подойти нам к определению его функций и значения. Общение выполняет многообразные функции в жизни людей. Лисина М.И. выделила среди них 3 функции: организации совместной деятельности, формирования развития межличностных отношений и познания людьми друг друга [11, с.45].

Общение как деятельность представляет собой систему элементарных актов. Каждый акт определяется: а) субъектом — инициатором общения, б) субъектом, которому адресована инициатива, в) нормами, по которым организуется общение, г) целями, которые преследуют участники общения, д) ситуацией, в которой совершается взаимодействие [9, с.31].

В структуре общения традиционно принято выделять три компонента: когнитивный (познавательный), аффективный (эмоциональный), поведенческий (Н.Н. Обозов, Я.Л. Коломинский) или гностический, аффективный, праксический (А.А. Бодалев). Б.Ф. Ломов также выделяет три аналогичных компонента, называя их несколько иначе. Речь идет об информативно-коммуникативном, регуляционно-коммуникативном и аффективно-коммуникативном компонентах. Для описания процесса общения используется также четырехэлементная модель (А.А. Реан), в которой структуру общения образуют когнитивно-информационный, регуляционно-поведенческий, аффективно-эмпатийный, социально-перцептивный компоненты. Когнитивно-информационный компонент связан с процессом передачи и приема информации, осуществляемым прямым образом вербальными и знаковыми средствами. Регуляционно- поведенческий компонент характеризует общение с позиций особенностей поведения субъектов, с позиций взаимной регуляции поведения и действий партнеров. Аффективно-эмпатийный компонент описывает общение как процесс обмена на эмоциональном уровне, а также как регуляцию эмоциональных состояний партнеров. Социально-перцептивный компонент связан с процессами восприятия, понимания и познания субъектами друг друга в процессе общения. Выделяют следующие виды общения: социально-ориентированное общение; 2) групповое предметно ориентированное общение; 3) личностно ориентированное общение [20, с.72].

Категория общение относится к одной из коммуникативных категорий. Коммуникативные категории, по определению З.Д. Поповой и И.А. Стернина, — «самые общие коммуникативные (концепты) понятия, упорядочивающие знания человека об общении и нормах его осуществления». Они содержат информацию о том, «как тот или иной носитель языка понимает категоризуемое явление, что он включает в состав данного явления, какие нормы и правила связывает с данным понятием, как он «вписывает» данную категорию в состав других коммуникативных и некоммуникативных мыслительных категорий» [14, с.31-32].

Коммуникативные категории, как и любые мыслительные категории, тем или иным образом упорядочивают ментальные представления о нормах и правилах коммуникации. Это упорядочение осуществляется нежёстко, вероятностно, многие категории взаимно накладываются друг на друга и пересекаются друг с другом — явление, характерное для всех когнитивных категорий. Основное назначение коммуникативных категорий — не упорядочение сведений о нормах и правилах общения, а обеспечение, организация речевого общения индивида в обществе [15, с.42].

Содержание коммуникативной категории представляет собой некоторую (не очень жёстко) упорядоченную совокупность суждений, установок, ментальных стереотипов, правил, касающихся общения.

К коммуникативным категориям относятся категория общения, категории вежливости, грубости, коммуникабельности, коммуникативной неприкосновенности, коммуникативной ответственность, эмоциональность, коммуникативной оценочности, коммуникативного доверия, коммуникативного давления, спора, конфликта, коммуникативной серьезности, реквестивности, коммуникативной эффективности, молчания, коммуникативной оптимизма/пессимизма, сохранения лица, категория тематики общения, грамотности, категория коммуникативного идеала и др. [10, с.112].

Можно назвать следующие некоторые признаки категории общения:

Можно выделить три основных категории средств общения (тех операций, с помощью которых каждый участник строит свои действия общения и вносит свой вклад во взаимодействие с другим человеком) [10, с.12-13]. Это экспрессивно-мимические, к которым относятся улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации; предметно-действенные: локомоторные и предметные движения, а также позы, используемые для целей общения; речевые средства: высказывания, вопросы, ответы, реплики.

Первые выражают, вторые изображают, а третьи — обозначают то
содержание, которое человек стремится передать собеседнику и получить от него.

Экспрессивно-мимические средства общения. Более всего изучены взгляды, мимика, жесты и экспрессивные вокализации (М. И. Лисина // Развитие общения…, 1974, 1974а; В. В. Ветрова, 1975; С. В. Корницкая, 1975; С. Ю. Мещерякова // Экспериментальные исследования…, 1975, 1975; Г. Х. Мазитова, 1977; Л. М. Царегородцева, 1979). Их своеобразие в том, что они служат проявлением эмоциональных состояний, и в этом их первая функция. Но они одновременно используются как активные жесты, адресованные окружающим людям. В этой своей второй функции экспрессии соединяют индивидуальное переживание с принятой в данном обществе системой эталонов и становятся знаком, понятным другим людям. Третья функция выразительных средств состоит в том, что они служат индикатором отношения одного человека к другому, обнаруживая их расположение или неприязнь друг к другу.

Непреходящее значение экспрессивных средств общения состоит в том, что они выражают содержание отношений, не передаваемое больше никакими иными средствами с такой полнотой и в таком качестве. Прежде всего, они ярче, точнее и полнее всех операций передают внимание и интерес одного человека к другому. Взгляд в сочетании с мимикой, придающей взгляду каждый раз новую окраску, – лучшее проявление сосредоточенности слушающего или смотрящего человека на другом [10, с.28].

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *