Феномен в психологии это что

Психологические феномены. Некоторые закономерности поведения

Феномен в психологии это что

Все в нашем мире действует по определенным правилам. Психология не исключение. Как наука, она помогает ответить на вопрос: «Почему люди иногда ведут себя именно так?» Шесть психологических эффектов помогут разобраться в причинно-следственных связях человеческого поведения. Более того, знание этих феноменов позволит отслеживать и контролировать собственное поведение.

Эффект свидетеля. Психологический феномен группы

На самом деле, этот эффект (Bystander effect, bystander apathy) показан в образе доброго самаритянина. Ученые называют его – «диффузия ответственности». Например, обычный прохожий оказался в затруднительном положении, которое требует помощи. Как показывает исследование, у него будут выше шансы получить помощь, если свидетелем стал один человек, и соответственно ниже вероятность, если было несколько свидетелей.

В ходе исследования, ученые имитировали событие, в котором старшеклассники затрагивали и собирались избить моложе себя «очкарика и ботана» в школьном гардеробе, перед другими школьниками. 86% из тех, кто наблюдал за этим один, вмешались и вступились за жертву. Однако, если за этой же ситуацией наблюдали двое подростков, то шансы на помощь и покровительство падали до уровня 64%. Феномен в психологии это чтоКогда исследователи увеличили количество наблюдателей до четырех, то шансы падали до 30%.

Феномен в психологии это что

Однако этот эффект можно немного смягчитьФеномен в психологии это что. Если вам не повезло попасть в критическую ситуацию, и вы нуждаетесь в помощи, то просите о помощи не общественность, а обращайтесь более персонально и конкретно. Вместо «Помогите!» Лучше обращаться «Женщина в черном платье, вызовите скорую!»

Эффект Пигмалиона. (Розенталя) (Pygmalion effect, Rosenthal effect)

Популярность этот психологический феномен получил благодаря Роберту Розенталю, в честь которого назван. Исследователь тестировал IQ школьников в школах, и специально предоставлял ложную информацию о результатах учеников. Детям с высокими результатами приписывали средние показатели. А те, у кого был средний результат, то им приписывали лучшие результаты IQ-тестирования. Что же произошло потом? Те школьники, которых представили учителям, как более одаренных и умных, действительно стали успешнее и старательнее учиться. Так получалось потому, что планы и предположения преподавателей от конкретных учеников, было выше, чем от других. Определенное давление со стороны преподавателей и заставляло «средненьких» учиться. Это исследование можно сформировать одной лентой – ваши предположения и планы на человека или событие формируют вашу реальность и мысли.

Эксперимент проводился в сфере образования, однако выводы вполне можно применять в иных сферах. Итак, если вы желаете достичь определенных высот, то лучше ставить заранее завышенные мишени и оценивать свою возможность выполнения этих целей гораздо выше реального положения дел. Также, ученые заметили еще одну закономерность. Лидеры, которые ставят для своих команд высокие планки в работе, достигают большего, нежели руководители, которые ставят вполне достижимые цели.

Эффект полного провала. (Pratfall effect)

Если вы показали аудитории, что вы не идеальны, большая вероятность того, что ваша аудитория будет видеть вас в более приятном свете. Когда нам нужно поразить своего собеседника и вызвать у него положительное отношение к вам, то мы стараемся показать преимущества, а не недостатки. Оказывается, гораздо эффективнее будет другая стратегия. Стоит показать свою уязвимость и слабость, ведь по исследованиям, именно это и стимулирует эмпатию со стороны других людей. Например, если профессор, который выступает на конференции, будет больше волноваться, то ему начнут доверят быстрее, чем тому лектору, который будет говорить уверенно. То есть, делать ошибки перед аудиторией – нормально, и из этого можно извлечь выгоду для себя в виде позитивного отношения.

Эффект фокусировки. (The focus effect)

Люди склонны переоценивать свойства и качества вещей (явлений), о которых они думают. Кардинальная ли разница в ощущении счастья между человеком, который получает за работу 10 тыс. долларов в год, или человеком, который зарабатывает 4 тыс. гривен в месяц? На самом деле, разница есть, но она довольно скудна. Будете ли вы счастливы, если переедете жить на берег моря или океана, в двухэтажный домик? Вряд ли. Так, жители Флориды, несмотря на 10 солнечных месяцев в году, не намного счастливее жителей Чикаго или Нью-Йорка.

Достаточно широко эффект фокусировки используют маркетологи. Они пытаются убедить человека, что определенная покупка сделает его счастливым и радостным, что весьма маловероятно в долгосрочной перспективе.

Эффект прожектора. (Spotlight effect)

Большинство людей, когда идут по улице, обычно заняты размышлениями. О семье, работе, кредите, о детях, интересной книге, планах на будущее. Феномен в психологии это чтоИ когда мыслительный процесс занят мыслями, то люди не всегда обращают внимание на окружающих.

Феномен в психологии это что

На самом деле, прохожим откровенно плевать, насколько выглаженная ваша рубашка, правильно ли вы одели галстук, когда вы собираетесь в университет или на работуФеномен в психологии это что. Подавляющее их большинство даже не заметят недостаток в вашей внешности, ведь будут заняты собственными мыслями, которые для них значительно интереснее. В центре внимания, под условным прожектором, вы находитесь реже, чем об этом думаете. Именно поэтому перестаньте беспокоиться о таких «пустых» атрибутах человеческой жизни, ведь окружающие заняты больше собственными проблемами, чем вашим новым смартфоном, который вы пытаетесь «засветить» перед другими.

Психологические феномены принятия решений: парадокс выбора. (The paradox of choice)

Как показывает исследование Марка Леппера и Шина Айсенгара, чем более разнообразный выбор, тем меньше уровень удовлетворения от нашего решения. В рамках исследования ученые предлагали группе посетителей в гипермаркете, бесплатно взять 1 из 6 видов повидла. Другим предложили выбрать между 24 банками. Выводы эксперимента продемонстрировали, что 32% испытуемых, которые делали выбор из 6 банок, были вполне удовлетворены решением. А вот из тех, кто выбирал один вид из 24, были довольны выбором только в 3%. Эффект был обнаружен Барри Шварцем. Чтобы избежать действия парадокса выбора, исследователь рекомендует ограничивать в своих мыслях количество вероятных выборов, к которым можно склониться.

Вот эти шесть психологических феноменов позволят вам проще находить причинно-следственные связи в поведении ваших друзей, коллег и окружающих. И не забывайте примерить эти эффекты на себя. Чаще спрашивайте у самого себя: «Я действительно привлекаю много внимания прохожих или это работает эффект прожектора?»

Источник

Феноменология

Феномен в психологии это чтоФрагмент монографии Поляков С.Э. Феноменология психических репрезентаций. — СПб.: Питер, 2011.

Наиболее удачным мне представляется следующее определение феномена:

Феномен (греч… «являющееся»). …Согласно традиции, восходящей к древнегреческой философии… под феноменом понимают данное в чувственном опыте явление вещи… которое подразумевает стоящую за ним сущность, недоступную чувствам и раскрываемую только в ходе… особого познания или же… непознаваемую. …В Новое время (у Локка, Беркли и Юма) появляется психологическое понятие феномена (явления). Феномен начинает мыслиться как данность сознанию во внешнем или внутреннем опыте ощущения, «идеи», перцепции. …По Канту, феномен — это предмет… явление вещи в доступных нам формах чувственного созерцания. …Феномену противопоставляется непознаваемый трансцендентный ноумен, то есть «вещь сама по себе» [Словарь философских терминов, 2004, с. 614].

И. Кант (1994) рассматривает феномены как чувственно воспринимаемые объекты или явления. Явление же для него — упорядоченная совокупность ощущений. Он пишет:

Явления, поскольку они мыслятся как предметы на основе единства категорий, называются phaenomena. …Вещи… как предметы рассудка, которые… могут быть даны в качестве предметов созерцания, хотя и не чувственного… можно называть noumena [с. 515–516].

Основоположник современной философской феноменологии Э. Гуссерль (2005) пишет:

…психологию называют наукой о психических, естествознание — наукой о физических «явлениях», или феноменах… в истории… говорят об исторических, в науке о культуре о культурных феноменах… Сколь бы различными ни был во всех таких речах смысл слова «феномен»… феноменология (имеется в виду феноменология Гуссерля. — Авт.) сопрягается со всеми этими значениями, однако при совершенно иной установке, посредством которой… модифицируется любой смысл «феномена»… В феноменологическую сферу он и вступает не иначе как модифицированный [с. 243].

Действительно, автор понимает феномен весьма специфично и заявляет о своем отказе рассматривать феноменологию «как нижнюю ступеньку эмпирической психологии». В. Вольнов (2008), рассматривая его позицию, тем не менее замечает:

Хотя Гуссерль называет свое учение феноменологией, понятие «феномен» так и остается у него неопределенным. Определенно можно сказать лишь одно: под феноменом Гуссерль понимает так называемые феномены сознания. …Отождествление феноменов с феноменами сознания Гуссерль унаследовал от Канта [с. 8].

Неужели не бывает феноменов помимо феноменов сознания? [С. 9.]

Феномены в понимании Э. Гуссерля — все же далеко не просто феномены сознания, по крайней мере вовсе не то, что рассматривает в качестве таковых классическая психология. Прочие исследователи относят к феноменам разный круг явлений. Одни исследователи сужают понятие феномен и, рассматривая его в плоскости сознания, отождествляют с психическим явлением:

Феномен — явление, данное нам в опыте чувственного познания, в отличие от ноумена, постигаемого разумом и составляющего основу, сущность феномена [Философский энциклопедический словарь, 1998, с. 477].

Другие расширяют его, отождествляя с тем, что репрезентируется этими психическими явлениями.

Е. Е. Соколова [2005, с. 13–22], например, в психологии выделяет шесть групп феноменов: сознательные и бессознательные психические явления, формы поведения, феномены общественных отношений, предметы материальной и духовной культуры и даже психосоматические явления. Такой расширительный подход, конечно, неприемлем, хотя бы в силу несопоставимости включаемых в эту классификацию сущностей, например сознательных психических явлений и предметов культуры. Кроме того, все без исключения перечисленные предметы, формы, отношения и даже сами психические явления репрезентируются в сознании человека в форме сознательных психических явлений, а потому могут и должны первично рассматриваться только в виде явлений или феноменов сознания.

Лично я пониманию феномен исключительно в психологическом, а не в философском смысле, как любое явление человеческого сознания: образ, ощущение, эмоцию, побуждение, даже вербальную конструкцию и др., как все то, что человек способен обнаруживать в своем сознании в процессе интроспекции и переживать. Психическое явление — то, что возникает в человеческом сознании. Следовательно, психическое явление — синоним психического феномена.

Этот термин означает исследование «феноменов», то есть того, что является в сознании, того, что «дано» [с. 7].

Я называю феноменологией учение о психических феноменах, или явлениях, и рассматриваю ее как раздел психологии. Как следует из сказанного, такая феноменология совершенно отлична, например, от феноменологии Э. Гуссерля и от других вариантов философской феноменологии, с которыми ее даже невозможно соотнести. Э. Гуссерль (2005) пишет, что его феноменология:

…это не психология, и что причисление ее к психологии исключается не какими-либо случайными разграничениями области и терминологически, но принципиальными основаниями [с. 19].

Он [2005, с. 20–21] справедливо указывает, что психология — это наука о «фактах» и «реальностях», тогда как «чистая трансцендентальная феноменология» — это наука, которая занимается «ирреальными феноменами». Редукция, которой подвергает психологические феномены автор, «очищает» их от того, что придает им реальность и включенность в реальный мир (там же). Более того, автор прямо говорит:

Охотнее всего я исключил бы обремененное тяжким грузом слово реальное, если бы только представилась какая-либо подходящая замена ему [с. 24].

Я же, напротив, рассматриваю реальные феномены нашей психики. Если Э. Гуссерль совершенно оправданно отказывался рассматривать свою феноменологию «как нижнюю ступеньку эмпирической психологии», то я именно так и рассматриваю собственные взгляды, излагаемые в данной книге. В то же время мне представляется, что психология и философия неразрывно связаны, поэтому предлагаемая мной психологическая феноменология не может остаться в стороне от философии.

Феномены — непосредственно данные нам явления нашего сознания, соответственно, феноменология, представленная в этой книге, — это рассмотрение данностей нашего сознания, описание его явлений и изучение того, что они собой представляют и как видоизменяются во времени.

В соответствии с гуссерлианской традицией феномены должны рассматриваться исследователями без учета каких-либо даже самых базовых вербальных знаний о них. Однако наше сознание устроено таким образом, что нам не удастся ничего описать и изучить, предварительно не поняв хотя бы как-то изучаемый феномен, то есть не смоделировав его с помощью других, как правило, вербальных феноменов нашего сознания.

1 Феноменология — это изучение сущностей… [М. Мерло-Понти, 1999, с. 5].

Феноменология — учение о явлении… [Философский энциклопедический словарь, 1998, с. 477].

Феноменология — это речь о феномене. Речь, призванная феномен раскрыть, показать его таким, каков он сам по себе… [В. Вольнов, 2008, с. 7].

Феноменологический метод, который предложил и использовал Э. Гуссерль, Ж.-Ф. Лиотар (2001) описывает так:

Нужно предоставить, без всяких предпосылок, кусочек воска самому себе и описать его так, как он себя дает [с. 7].

Тем не менее для того, чтобы описать кусочек воска, о котором говорит Ж.-Ф. Лиотар, надо предварительно выучить слова, то есть усвоить весь «багаж», созданный предшествующими поколениями, а это усвоение радикально изменит воспринимаемый и описываемый нами кусочек воска. Именно поэтому в психологической феноменологии невозможна гуссерлианская редукция.

© Поляков С.Э. Феноменология психических репрезентаций. — СПб.: Питер, 2011
© Публикуется с любезного разрешения автора

Источник

Что такое феномен и странности человеческого мышления

«Непостижимый» – слово, которое лучше всего характеризует феномен. Это удивительное явление волновало философов на протяжении столетий. Но самый интересный для нас – феномен человеческого мозга. Если узнать, как вера лечит от реальных болезней, и почему негативное мышление полезнее позитивного, можно совершить личный прорыв намного быстрее.

Что такое феномен?

Феномен — это необычный, непознанный, исключительный факт или явление, причина которого неизвестна. В некоторых философских системах феноменом называют внешнюю сторону явления, постичь которую возможно только на чувственном уровне.

Феноменология — направление в философии, которое занимается исследованием природы феноменов, то есть исследования того, что присутствует в сознании и существует на самом деле. Феномену, как созерцательному явлению, противопоставляется ноумен – предмет интеллектуального созерцания.

Этимологически «феномен» происходит от греческого слова, которое переводится как «являться» или «казаться». То есть феномен – это одновременно мысль, ощущение, восприятие, представление. В античной философии термин чаще всего встречается в работах Аристотеля, Сократа, Демокрита. Популярным было учение Платона и его учеников-платоников, согласно которому феноменальный (отражающий идею) мир противопоставляется ноуменальному (раскрытому в ходе познания) миру.

Само понятие заимствовано в русский язык из французского в XVIII веке. В Новое время понятия феномена стали ключевыми идеями в философии Канта. Немецкий философ Иммануил Кант отрицает противопоставление феномена ноумену и считает первый объектом, который познается одновременно на уровне чувств и интеллекта. Основатель феноменологии Эдмунд Гуссерль посвятил работы исключительности человеческой логики и сознания. Он предложил свое определение феномена: «…это то, что есть налицо без разделения на сущность и явление, на то, что кажется и то, что существует на самом деле».

Феномены изучаются философией, психологией, этикой, эстетикой, точными, естественными науками и в каждой есть свой список непостижимых фактов. Например, в экономике существует эффект Веблена – непостижимо высокий спрос на товары с завышенной ценой. А орнитологи изучают явление «ропот» скворцов – когда птицы сбиваются в огромные стаи и двигаются синхронно.

Феномены человеческого сознания и мозга.

Существуют тысячи книг и научных трудов, которые дают определение человеческому сознанию и психике. Но единой договоренности по этому поводу пока нет. Как факт принимаются диаметрально противоположные утверждения. Одни ученые считают: сознанием наделены абсолютно все живые существа. Этой же точки зрения придерживается и буддизм. Другие утверждают, что сознание неотделимо от понятия рефлексии (самоанализа).

Пока когнитивные науки рассуждают о природе сознания, возникновении мысли, устройстве мозга, ученые продолжают спорить на тему популярных социально-психологических феноменов.

1. Феномен веры.

Наука требует доказательств, а вера в них не нуждается. Хотя есть результаты магнитно-резонансного сканирования мозга во время молитвы, которые выявляют специфическую электрическую активность, активности теменной и височной долях. Но ведь истинная вера не сводится к электрическим разрядам. Религиозная вера помогла выжить людям в нечеловеческих условиях войны, голода и концлагерей. Вера в себя помогает нам стать сильнее, изменить жизнь. Вера является основой для другого непостижимого явления – эффекта Плацебо, когда человек вместо лекарства получает «пустышку», но выздоравливает.

2. Феномен одиночества.

Одиночество относится к числу понятий, которые известны вроде бы всем, но на самом деле скрывают сложное, противоречивое философское содержание. Казалось бы все однозначно: одиночество – это когда ты один. Но человек может жить один и при этом иметь много друзей знакомых и родственников. У жителей мегаполисов есть другая проблема – одиночество вдвоем, когда человек находится в отношениях, в кругу друзей и близких, а внутри пустота. И это не все постановки проблемы. Есть еще добровольное одиночество человека, который не хочет вступать в брак, вынужденное одиночество в новом коллективе, отсутствие эмоциональной связи с людьми, отсутствие родственников.

3. Феномен дежавю.

Дежавю – мимолетное чувство узнавания незнакомого, которое можно испытать в бытовых ситуациях. Дежавю дает иллюзию ясновидения, когда нам кажется, что мы видели будущее во сне или можем предсказать его. В Античности это чувство называли «воспоминанием о прошлой жизни», а современные ученые считают эффект игрой нашего подсознания. Но дежавю остается одной из самых странных, непостижимых и неуправляемых способностей человека.

4. Феномен позитивного мышления.

Принципиальное отличие действия позитивных и негативных мыслей на жизнь человека доказано наукой. Безусловно, позитивное мышление уменьшает депрессию, продлевает жизнь. Но его часто путают с магическим. Нам кажется, что достаточно нескольких положительных мыслей и вуаля – все произойдет само собой. Но позитивная мысль, умноженная на нулевое действие, дает ноль результата. А иллюзия контроля и всемогущества мешает нам реально оценивать происходящее. Так что установки позитивного мышления подходят не всем. А феномен оптимизма заключается именно в негативном мышлении.

Феномен негативного мышления.

Говорить, что позитивные установки не работают неправильно. Но мы рассмотрим случаи, когда пригодится мышление негативное – способность разглядеть подводные камни заранее и встречаться с ними подготовленным.

Правило 1. У всего есть обратная сторона.

Светлая сторона – то, что мы пытаемся представить окружающим. Темная сторона – то, что тормозит наше приближение к идеалу. Именно поэтому обещания кадровика приеме на работу и реальная работа – две большие разницы. Поэтому наступают кризисы отношений, ссоры, разочарования, разрыв отношений.

Вывод. В первую очередь во всем стоит искать недостатки.

Правило 2. Чем хуже, тем лучше.

Парадокс, но когда мы терпим неудачу, наша самооценка повышается. Это доказано научно. Люди, которые выросли в атмосфере преодоления трудностей становятся лучшими сотрудниками и делают успешную карьеру чаще, чем воспитанные в «зефирных» условиях. Сама мысль об ошибке не приводит их в ужас, но помогает сосредоточиться. Человек становится умнее только тогда, когда встречается лицом к лицу с трудностями и понимает, что они не такие уж страшные.

Вывод. Главное – научиться делать верные выводы из своих поражений и держать удар.

Правило 3. Все бесплатное ценится меньше или совсем не ценится.

Когда мы легко, не напрягаясь, получаем желаемое, то не успеваем сформировать представление о его ценности. То, что мы получаем без усилий, не вызывает у нас долгого интереса. Это относится к обучению – бесплатные курсы мы редко досматриваем до конца, зато на платных учимся с удовольствием. Такое же случается в отношениях, творчестве, на работе.

Вывод. У всего есть своя цена. И лучше узнать ее заранее.

Правило 4. Стереотипы и паттерны не меняются.

Огромное количество бизнес-тренеров обучают работающим методикам успеха, диетологи дают советы похудения, психологи рассказывают о том, как успешно выйти замуж. Но многие продолжают поедать фаст-фуд и ненавидеть своих работодателей. Наш мозг предпочитает ходить проторенными тропами, выдумывает шаблоны поведения. Поэтому привычки, паттерны, стереотипы, жизненные сценарии не меняются.

Вывод. Вместо того, чтобы ждать изменений других, лучше придумать новую стратегию поведения. Или измениться самому, если получится.

Правило 5. Радость бывает не просто избыточной, но неправильной.

В состоянии эйфории, которую дарит нам радость, мы легче решаемся на авантюрные поступки, перестаем видеть серьезные угрозы и риск, не склонны думать о чем-то сложном. Зато негативные эмоции поощряют скрупулезный и систематический анализ информации, способствуют к внимательному образу мышления. Зависть и злость способны мотивировать эффективней, чем восхищение. А грусть подает сигналы, что в жизни что-то пошло не так.

Вывод. При правильном подходе негативные эмоции могут стать нашими друзьями.

Выводы:

Источник

Научная электронная библиотека

Феномен в психологии это что

§ 7.5. Пси-феномены и субфизическая (субфотонная) материя (Psy-phenomenons and subphyscal (subphoton) matter)

В данном параграфе коротко осветим вопросы, касающиеся связи парапсихологических явлений и субфизической (субфотонной) материи.

Рассмотрим следующие вопросы.

1. Понятие пси-феноменов, классификация.

2. Принципы общетеоретических и методологических основ классификации явлений, описанных в парапсихологической литературе.

3. Гипотезы о причинных основах, объясняющих, описанные в парапсихологической литературе, явления.

1°. Понятие пси-феноменов, классификация

Под пси-феноменом (парапсихологическим феноменом) обычно понимается любой из нескольких типов событий, которые не могут быть объяснены известными законами природы, или знание, полученное иначе, чем обычными сенсорными путями. Дисциплина, занимающаяся изучением таких феноменов, называется парапсихологией.

В настоящий момент какой-либо научной классификации пси-феноменов не существуют. Известные в парапсихологической литературе классификации пси-феноменов в основном содержат субъективный, зачастую мистико-религиозный, ненаучный характер. Для построения более или менее научной классификации пси-феноменов необходимо выработать базовый принцип, на основе которого осуществляется деление пси-феноменов на группы. В основе этого базового принципа должны лежать научные методы и научные теории (гипотезы).

Наиболее близко, на наш взгляд, к разработке данного принципа подошел А.Ю. Панасюк[337]. За основу своей классификации пси-феноменов он взял классификацию психических явлений в психологии (психические процессы, психические состояния, психические свойства). Основываясь на данной классификации, Парасюк разделил пси-феномены на 3 группы: пси-процессы, пси-состояния, а так же пси-действия.

1) К пси-состояниям он отнес: состояние зомбированности, левитацию, астральную проекцию, пси-трансформацию структуры тканей организма, различные трансовые состояния.

2) К пси-действию он отнес автоживопись, автомузыку, автописьмо.

3) Пси-процессы Парасюк делит на пси-процессы экстрасенсорного восприятия (телепатия, психометрия, предвидение, анима-контакт, ясновидение, яснослышание, яснознание, ретрокогниция) и пси-процессы экстрасенсорного воздействия:, подразделяющиеся на пси-процессы экстрасенсорного физического воздействия (психокинез и полтергейст) и пси-процессы экстрасенсорного энергоинформационного воздействия (ворожба, заговор, заклятие, зомбирование, наговор, проклятие, сглаз, целительство, экстрасенсорное внушение)[338].

В то же время следует отметить, что предложенная Панасюком аналогия пси-феноменов и пси-явлений обладает рядом недостатков. Позитивной стороной данной аналогии является то, что она основана на методологической базе научной психологии. Негативной стороной является допущение ряда неточностей, противоречащих эмпирическим данным психологической науки. Подобные неточности, на наш взгляд, делают данную классификацию околонаучной. Это связано со следующим причинами.

Во-первых, «экстрасенсорное восприятие» можно назвать некой особенностью восприятия, своеобразной способностью индивида и соответственно – психическим свойством, а не психическим процессом.

Во-вторых, среди психических процессов в психологии не выделяется такого отдельного элемента как «воздействие» или «экстрасенсорное воздействие». Подобное воздействие опять же следует отнести именно к способностям – к конкретным возможностям, проявляющихся в конкретных видах деятельности.

В-третьих, в психологии также не принято выделять какое-либо действие как отдельное психическое явление. Любые действия следует отнести к тому или иному психическому состоянию (мотивационному, эмоциональному, волевому, деятельностному, связанному, например, с вниманием).

В-четвертых, в описываемых Панасюком явлениях заметна путаница между явлениями, относящимися к психике, и не имеющим к ней никакого отношения.

В-пятых, данная Панасюком классификация не является исчерпывающей, так как она не охватывает весь пласт явлений, описанный в парапсихологической литературе.

В-шестых, предлагая свою классификацию, Панасюк не выдвигает какие-либо теории, объясняющие парапсихологические явления. А без выдвижения каких-либо объясняющих гипотез теряется не только смысл классификации, но и возникает большая вероятность ошибок, путаниц, усложнений.

В-седьмых, предложенные Панасюком термины «физическое воздействие» и «энергоинформационное воздействие» не соответствуют общепринятым значениям. Так, если речь идет о психокинезе и полтергейсте, то ни о каком «физическом» воздействии тут речи нет. В данном случае мы наблюдаем явления, которые противоречат физическим законам и при их объяснении мы не можем использовать термины, описывающие законы и свойства физической материи.

Что касается понятия «энергоинформационное воздействие», то, как известно, такого термина в науке еще не выработано. Данное понятие чаще встречается в околонаучной и ненаучной литературе, при этом понятие «информация» довольно часто путается с понятием «энергия» или данные понятия даже отождествляются (например, есть утверждение, что энергия есть информация, а информация – есть энергия[339]). В общепринятом смысле, информация не есть энергия, поскольку энергия всегда подразумевает под собой определенную силу, а информация не является силой, она лишь может способствовать возбуждению различных энергий и сил. Поэтому рассуждая об «энергоинформационном воздействии» в первую очередь необходимо установить, о какой энергии и каких силах идет речь.

На основании указанных замечаний предложим свою классификацию, описываемых в парапсихологической литературе явлений.

1. Парапсихологические состояния

Сюда мы относим две группы феноменов:

1) феномены, возникающие в трансовых и суггестивных состояниях: состояние зомбированности, астральная проекция, пси-трансформация структуры тканей организма, левитация, появление различных творческих способностей: автоживопись, автомузыка, автописьмо.

2) феномены, связанные с особым эмоциональным, волевым, мотивационным, деятельностным состоянием: ворожба, заговор, заклятие, наговор, проклятие, сглаз, полтергейст «привязанный к человеку».

2. Парапсихологические способности

В данную группу мы относим феномены, связанные с экстрасенсорными способностями: телепатия, психометрия, предвидение, анима-контакт, ясновидение, яснослышание, яснознание, ретрокогниция, психокинез, способность зомбировать, целительство, экстрасенсорное внушение

3. Природные аномальные явления

К данной группе мы относим явления, не связанные с влиянием пси-факторов: полтергейст «не привязанный к человеку», геопатогенные зоны, смерч, торнадо

К данной группе явлений мы относим объективно несуществующие явления, представления о которых присутствуют в индивидуальном и массовом сознании по ряду причин. Сюда мы относим феномены жизни после смерти: реинкарнацию, воскресение мертвых, посмертное воздаяние, закон кармы и т.п.

Прежде чем раскрыть содержание указанных групп явлений и дать им объяснение, укажем, на основании каких принципов мы предложили данную классификацию.

2°. Принципы общетеоретических и методологических основ классификации явлений, описанных в парапсихологической литературе

На наш взгляд, в основу классификации парапсихологических явлений должны лечь представления о субфизической материи и ее свойствах (§§ 4.3; 4.4).

Неотъемлемым элементом в анализе данных представлений должно стать обоснование универсальности механических представлений.

Д.И. Менделеев (имеющий прямое отношение к парапсихологии, как известно, в 1875 году он возглавил при Петербургском университете специальную медиумическую комиссию) писал, что при создании теории, призванной объяснить какие-либо странные факты, исследователи должны полностью отбросить мистические соображения[340]. Передавая эту мысль другими словами, мы должны понимать, что за любыми явлениями скрывается определенная механика. Другое дело, эта механика имеет свое объяснение на определенном уровне материи, в зависимости от того к какому классу относится рассматриваемое явление. Так у физических явлений должна быть субфизическая основа и соответствующая ей механика. В основе психики, помимо установленных в настоящий момент физико-биохимических основ, также должна лежать и субфизическая материя.

Таким образом, мы можем предположить, что если откинуть все мистико-религиозные объяснения описываемых в парапсихологической литературе явлений, то вполне возможно выявить за каждым пси-феноменом определенную механику.

Вполне возможно, что парадоксальность и загадочность пси-феноменов как раз и заключается в том, что за их объяснением скрывается именно субфизическая материя – прямо не проявляющаяся в нашей физической материи реальность.

Здесь возникает логичный вопрос, какова же эта механика и возможно ли ее описание в рамках категорий физической материи? При ответе на данный вопрос мы должны исключить возможность прямолинейной экстраполяции механических свойств на иные формы объективной реальности, что в философии принято называть механицизмом. Мы должны понимать, что у любого явления есть своя причинная основа на нижележащих уровнях материи, другими словами – в основе любой формы материи лежит определенная механика.

Например, современная молекулярная биология и генетика сделала огромный шаг к раскрытию механизмов кроссинговера, передачи наследственности, синтеза белков и т.п. Но это же все механика, как угодно ее не назови, это конкретные механизмы, лежащие в основе биологических явлений. Говоря о физических основах, мы также можем сделать заключение, что здесь имеется также конкретная механика, в субстрате которой должны лежать принципы самосборки физической материи из субфизической. И это тоже механика, как ее не назови. Другое дело, субфизика должна оперировать совершенно иными представлениями о заряде, массе, энергии. Это совершенно другие понятия, их нельзя сводить к физическим.

Таким образом, мы можем предположить, что универсальность механических представлений есть не просто ключ к познанию мира, это и наглядный пример таких свойств материи как движение и развитие. При выяснении сущности любого явления всегда есть возможность разложить это явление на составляющие элементы и выявить в них определенную механику, т.е. процессы движения составных элементов рассматриваемого явления. Другое дело, что с учетом достижений физики
XX–XXI вв. сделать это будет достаточно сложно.

3°. Гипотезы о причинных основах, объясняющих, описанные в парапсихологической литературе, явления

Рассмотрим вышеуказанные группы явлений (в соответствии с нашей классификацией) и дадим им обоснование в виде тех или иных гипотез.

Первая группа явлений «Парапсихологические состояния»

Мы связываем феномены данной группы именно с психическими состояниями, поскольку данные феномены проявляются в определенных состояниях (трансовых и суггестивных).

Как известно, на сегодняшний день наукой полностью не установлены механизмы работы психики (в том числе и сознания), механизмы, лежащие в основе состояний сна и тем более промежуточных состояний между сном и бодрствованием, которые, по суди дела, и являются трансовыми и суггестивными состояниями.

Почему необычные феномены возникают именно в этих состояниях? Ответ связан с объяснением самого механизма психики (сознания, подсознания, бессознательного). В соответствии с нашими предположениями именно в промежуточных состояниях между сном и бодрствованием возникает возможность максимально задействовать резервы психики, а точнее – включать и выключать механизмы, ответственные за тот или иной феномен. Рассмотрим данные феномены и дадим им оценку.

Под состоянием зомбированности обычно понимается состояние, при котором человек, полностью теряет контроль над собой и своим телом или подчиняется чьим-то приказам.

Теоретическую возможность подобного состояния можно объяснить следующим образом.

Подобное состояние условно можно сравнить с состоянием сна, когда у человека теряется контроль с внешним миром. С физиологической точки зрения можно предположить, что в таком состоянии активируется какой-либо эмоциональный центр при выключении связей с другими центрами. Человек становится внушаемым и может выполнять какие-либо команды.

Астральная проекция или выход из физического тела. Данный феномен подразумевает способность человека получать какую-либо информацию, находящуюся за пределами зоны видимости (слышимости). В парапсихологической литературе предполагается, что подобный феномен можно объяснить «выходом из физического тела» и попаданием в зону непосредственно воспринимаемого события. В соответствии с нашими предположениями данный феномен можно объяснить механизмом «считывания» информации посредством субфизического взаимодействия. Возможно, что посредством субфизического взаимодействия из любой точки пространства можно «скачать» необходимую по запросу информацию. Механизм данного взаимодействия подробно описан в наших исследованиях.

Пси-трансформация структуры тканей организма – изменение структуры тканей организма под влиянием психики. Данный эффект можно объяснить механизмом внушения и срабатыванием защитных реакций организма, которые могут проявляться например в виде ожога (при внушении что к коже человека прикасается якобы раскаленное железо, на самом деле предмет прикосновения комнатной температуры).

Левитация – потеря веса при медитации. Данный феномен можно объяснить таким свойством субфизической материи как вызывать антигравитационные эффекты.

Появление различных творческих способностей: автоживопись, автомузыка, автописьмо. Феномен можно объяснить механизмом «скачивания» информации посредством субфизического взаимодействия.

Феномены, связанные с особым эмоциональным, волевым, мотивационным, деятельностным состоянием: ворожба, заговор, заклятие, наговор, проклятие, сглаз, полтергейст «привязанный к человеку».

Мы связываем рассматриваемые феномены именно с определенным психическим состоянием, поскольку именно подобное состояние открывает необходимые резервы психики и приводит к результирующему эффекту.

Подробную характеристику с объяснением рассматриваемых эффектов делать не будем. Укажем лишь на то, что в их основе лежит субфизической взаимодействие, которое активируется посредством его обращения от объекта феномена к субъекту.

Вторая группа феноменов, связанных с экстрасенсорными способностями: телепатия, психометрия, предвидение, анима-контакт, ясновидение, яснослышание, яснознание, ретрокогниция, психокинез, способность зомбировать, целительство, экстрасенсорное внушение

Данные феномены также напрямую связываются с субфизической материей и ее свойствами.

Третья группа феноменов: природные аномальные явления.

К данной группе мы относим явления, не связанные с влиянием пси-факторов: полтергейст «не привязанный к человеку», геопатогенные зоны, смерч, торнадо

Можно предположить, что в основе данных феноменов лежит также субфизическая форма материя. В случае полтергейста «не привязанный к человеку» мы встречаемся с антигравитационными эффектами. Геопатагенные зоны мы можем объяснить существованием участков земной поверхности, через которые проходит интенсивное субфизическое излучение, исходящее из центра Земли.

В механизмах образования смерча и торнадо помимо известных объяснений, выдвигаемых в науке, мы можем предположить и влияние субфизической материи.

Четвертая группа феноменов: феномены жизни после смерти (псевдо-феномены): реинкарнация, воскресение мертвых, посмертное воздаяние, закон кармы и т.п. В парапсихологической литературе данные феномены нередко рассматриваются наряду с такими пси-феноменами, как «регрессии в прежние жизни», ксеноглоссия и ксенолалия – способность говорить на мертвых языках (под гипнозом (ксеноглоссия) и без гипноза (ксенолалия).

В рассматриваемом параграфе мы не будем останавливаться на причинах веры в души и «загробные жизни». В то же время укажем, что рассматриваемые феномены (регрессии в прежние жизни, ксеноглоссия и ксенолалия) можно объяснить без обращения к «гипотезы жизни после смерти». Вполне возможно, что любая информация может содержаться даже в крохотных элементарных частицах и при определенных условиях «считываться» людьми, чем и можно объяснить рассматриваемые феномены.

Подробное описание вышерассмотренных феноменов мы представим в отельном исследовании под названием «Теоретическая психология».

В данном параграфе мы сформулировали принципы классификации явлений, описанных в парапсихологической литературе, и предложили авторскую классификацию пси-феноменов. Мы выделили: парапсихологические состояния, парапсихологические способности, природные аномальные явления и псевдо-феномены. На основе гипотезы о субфизической (субфотонной) материи мы выдвинули предположения, объясняющие описанные в парапсихологической литературе явления.

Заключение к главе 7

Рассмотренная нами гипотеза основ психики, разумеется, требует детальной проверки и проработки. В настоящем исследовании мы лишь обозначили направления развития науки в области изучения психических явлений и их основ. В последующих наших исследованиях, в частности в «Теоретической психологии» мы вернёмся к данным вопросам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *