Феномен это что в литературе

Что такое феномен: понятие и примеры. Изучение феномена

Феномен это что в литературе

Что такое феномен? Слово происходит от греческого глагола phainein. Это означает проявлять, сиять, появляться, проявляться. Что имеют в виду ученые, когда они используют термин «научный феномен»? После определения этого явления мы рассмотрим некоторые примеры объяснимых и необъяснимых явлений.

Феномен это что в литературе

Определение научных явлений

Вы когда-нибудь задумывались, почему вы зеваете? Вы не единственные. Ученые уже давно пытаются выяснить биологические причины этого феномена человека. Он является наблюдаемым, что же происходит? Некоторые теории о том, почему мы зеваем, включают следующее:

• Это помогает охлаждать мозг.

• Феномен сигнализирует о том, что ваше тело не бодрствует.

• Зевота обеспечивает дополнительный кислород для мозга.

• Она готовит ваш мозг к борьбе или полетному синдрому.

Феномен это что в литературе

Вот еще: почему зевать заразительно? Иногда просто мысль о зевании заставит вас зевать. Некоторые возможные причины:

• Контагиозные зевоты демонстрируют сочувствие.

• Они же обеспечивают социальную связь.

Что такое феномен? На данный момент есть много вещей, о которых мы не знаем. Но есть ученые и исследователи во всех областях, которые ищут решения и и занимаются исследованием феноменов. Многие люди связывают научные явления с вещами, которые необъяснимы, но это не обязательно так. Давайте посмотрим на некоторые другие примеры научных явлений.

Феномен это что в литературе

Объясненные научные явления

Феномен это что в литературе

Например, вы когда-нибудь задумывались, зачем нужны брови? Не кажется ли немного странным, что у всех нас есть полоска волос на лице? Оказывается, цель бровей заключается в том, чтобы пот и вода не стекали в глаза и не блокировали таким образом ваше зрение. Причина, по которой это является примером научного явления, состоит в том, что вы можете видеть и чувствовать это.

Что такое социальные феномены?

Что такое феномен? Когда мы молоды, перспективы наших родителей напрямую формируют наши собственные мнения о вещах, таких как политика или религия, а более поздние переживания, такие как романтические отношения, формируют наше восприятие любви и уровни эмоционального риска, которые мы считаем приемлемыми. В социологии такие знания и опыт называются социальными феноменами, которые являются индивидуальными, внешними, социальными построениями, влияющими на нашу жизнь и развитие по мере старения.

Феномен это что в литературе

Одним из наиболее важных аспектов социальных явлений является то, что они включают наблюдаемое поведение одного человека, влияющее на другого человека. Что это значит? Например, расизм является социальным феноменом, потому что это идеология, которую люди создали, которая непосредственно влияет на другую группу, заставляя их менять свое поведение. На другом конце спектра брак также является социальным феноменом, потому что это наблюдаемый акт, для которого люди создали и применили значение, которое изменяет понятие любви и отношений, поскольку это значение развивается.

Поведенческие социальные явления

Феномен это что в литературе

Есть много разных способов, которыми другие люди могут влиять или изменять нашу жизнь, но среди них поведенческие явления, вероятно, являются одним из самых значительных. Например, представьте, что вы шли по городской улице и внезапно были обмануты незнакомцем. Как только первоначальный шок от пережитого пройдет, подумайте о том, как он может изменить ваше собственное поведение с этого момента. Вы, вероятно, стали бы более осторожным в подобных ситуациях, возможно, больше боялись бы незнакомцев и т. д.

В контексте социальных явлений преступность и другие акты насилия невероятно влиятельны, когда речь идет о формировании нашего поведения или мнений по определенным предметам. В примере, который мы только что использовали, поведение одного человека, преступное деяние по отношению к вам, повлияло на ваше чувство физической и эмоциональной безопасности и изменило то, как вы будете себя вести и думать с этого момента.

Точно так же войны играют не менее важное влияние как социальный феномен. Возьмем, к примеру, продолжающийся конфликт в Израиле между палестинцами и израильтянами. В этом случае действия и риторика каждой стороны постоянно влияют на отдельных лиц в этих группах, а затем изменяют способ их поведения и способы, которыми они воспринимают другую сторону.

Исторические социальные явления

Феномен это что в литературе

В отличие от других типов социальных явлений, исторические социальные явления, как правило, немного сложнее и менее легко идентифицируются. В простейшем смысле историческое социальное явление относится к тому, как предыдущие действия или события влияют на жизнь и поведение конкретного человека или группы.

Что такое феномен как наблюдаемое явление?

Феномен это что в литературе

Следующий момент. Феномен в научном контексте является тем, что наблюдается или существует. Это значение контрастирует с пониманием слова в общем использовании как нечто необыкновенное или выдающееся. Феномены классифицируются несколькими способами. Вот некоторые из них:

Современное философское использование

Феномен это что в литературе

В современном философском использовании термин «феномены» стал означать «то, что переживается, является основой реальности». В Инаугурационной диссертации Иммануила Канта «О форме и принципах чувственного и умопостигаемого мира» (1770) автор теоретизирует, что человеческий разум ограничен логическим миром и поэтому может только интерпретировать и понимать явления в соответствии с их физическими проявлениями. Он писал, что люди могут допускать только столько, сколько позволяют их чувства, но не испытывают самого реального объекта.

Феномен это что в литературе

Таким образом, термин «феномен» относится к любому инциденту, заслуживающему исследования. Тем более, к событиям, которые особенно необычны или имеют особое значение. В научном использовании феномен представляет собой любое событие, которое является наблюдаемым, каким бы обычным оно ни было, даже если оно требует использования приборов для наблюдения, записи или компиляции данных, касающихся этого.

Так, например, в физике, это явление может быть описано системой информации, связанной с материей, энергией или пространством и временем. Одним из феноменов человека является ощущение фантомных конечностей. Это ощущение чувства в ампутированных конечностях, наблюдается у более чем 70 % пациентов с ампутацией. Хотя конечность больше не присутствует, они сообщают о том, что они ее чувствуют. Это необычный феномен, изучение которого бросает вызов типичной логике и становится источником большого любопытства в медицинской и физиологической областях.

Механические феномены

Популярное использование

Феномен это что в литературе

В популярном использовании сущность феномена часто соотносится к чем-то необычным. Этот термин чаще всего используется для обозначения случаев, которые сначала бросают вызов объяснению или удивляют наблюдателя. Это такие необычные явления, редкие факты и даже уникальные люди, которые не являются привычными и обыденными, которые трудно понять и осознать, например, радуга, северное сияние, конструкции из каменных глыб, торнадо и многие многие другие.

Источник

Тема 6. Феноменология в литературоведении

Тема 6. Феноменология в литературоведении

Феноменология – наука о сознании. Ее основоположником является немецкий математик и философ Эдмунд Гуссерль. Главный предмет его размышления – это вопрос о том, как работает сознание и, в частности, что представляет собой понимание. Основные положения концепции сознания в философии Гуссерля составляют следующие идеи.

1. Сознание – это не замкнутая в себе субстанция, не нечто данное и статичное, а бесконечный поток.

2. Главная характеристика сознания – интенционалъностъ, т. е. его направленность на предмет: сознание всегда направлено на что-либо, оно всегда есть сознание о чем-то.

3. Единицами сознания являются феномены – те субъективные формы, в которых человеку является мир. Именно с феноменами собственного сознания имеет дело человек, а не с предметами реального мира. Мысль о том, что мир является человеку только в совокупности феноменов его сознания, а не воспринимается им в своей объективной данности, Гуссерль выразил в знаменитой максиме: «Без субъекта нет объекта». Данная формула также акцентирует мысль о том, что, воспринимая предмет, человек всегда наполняет его «своим» содержанием, а это, в свою очередь, означает, что смысл предмету присваивает только человеческое сознание.

На почве данной концепции складывается общий методологический принцип феноменологических исследований. Он гласит: изучать вещи как объективно существующие, без учета того, что они являются нам как феномены нашего сознания, нельзя. Изучать вещи нужно с учетом того факта, что они существуют только в опыте воспринимающего сознания. При такого рода методологической установке в процессе феноменологического исследования предполагается отказ принимать во внимание все то, что не входит в опыт воспринимающего сознания, что не имеет отношения к его работе. Этот методологический принцип получил название феноменологической редукции.

Опора литературной критики на феноменологическую философию породила оригинальную теорию произведения и оригинальную методологию работы с ним. В основе универсальной феноменологической теории литературы лежит представление о произведении, полемичное по отношению к дохайдеггеровской герменевтике: произведение не есть самостоятельный, замкнутый в себе и объективно данный эстетический объект, якобы в себе самом скрывающий всю полноту смыслов, произведение есть феномен сознания, продукт и результат его деятельности. Иными словами, произведение не есть вещь, оно представляет собой субъективный феномен, порожденный индивидуальным сознанием, и вне учета этого факта оно изучению не подлежит.

В качестве субъектов сознания, с деятельностью которых в феноменологической критике связывается конституирование произведения, выступают автор (носитель творящего сознания) и читатель (носитель воспринимающего сознания). Так, если произведение изучается как феномен авторского сознания, тогда исследуется то, как мир является сознанию автора и какой переработке авторским сознанием он подвергается в акте художественной деятельности. В данном случае изучаются акты авторского сознания, которые обеспечивают создание литературного произведения, такие как фантазирование, воображение, воспоминание, подражание, восприятие мира и самовосприятие и т. п.

Если же произведение изучается как феномен читательского сознания, тогда исследуется то, как произведение является читателю, какой обработке (или переработке) оно подвергается в акте чтения и что при этом происходит с самим читателем. В данном случае изучается совокупность актов сознания, которые обеспечивают художественное восприятие. Это, например, воображение, эстетическая реакция, понимание, идентификация с героем и т. п.

В рамках литературоведческой феноменологии можно выделить четыре критических направления. Каждому из них мы посвятим самостоятельный параграф. В качестве критерия для классификации будем подразумевать тип и характер деятельности того сознания, носителю которого приписывается (в рамках конкретного направления в феноменологической критике) конституирование литературного произведения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Тёма и Жучка

Тёма и Жучка Ночь. Тёма спит нервно и возбуждённо…Неясный полусвет ночника слабо освещает четыре детские кроватки и пятую большую, на которой сидит теперь няня в одной рубахе, с выпущенной косой, сидит и сонно качает маленькую Аню.– Няня, где Жучка? – спрашивает

ГЛАВНАЯ ТЕМА

ГЛАВНАЯ ТЕМА (О стихах Людмилы Татьяничевой)Великий основоположник литературы социалистического реализма А. М. Горький в своем докладе на первом Всесоюзном съезде писателей говорил:«Основным героем наших книг мы должны избрать труд, то есть человека, организуемого

4 СЮЖЕТ-ТЕМА

4 СЮЖЕТ-ТЕМА Сюжет-тема является центральным конфликтом, который определяет события всего сюжета. Это зерно, позволяющее вам развивать структуру сюжета в целом.Я отмечала уже, что и автор, и персонажи романа должны стремиться к цели. Обсуждая проблему сюжета-темы, я

1. Тема и термин

1. Тема и термин Романы бывают: а) авантюрные, б) бытовые, в) воспитания, г) готические, д) детективные etc., etc… Добравшись до буквы «ф», найдем и роман филологический. Как это нередко случается, термин появился позже обозначаемого им явления. Прежде чем слиться в сладостном

Тема Всякий учащийся набоковской школы старших классов вправе, да и должен, задать себе вопрос: нет ли в многогранной фигуре всего им сочиненного какой-нибудь одной, особенной грани, благодаря которой эти сочинения так далеко и так явственно выступают из самого верхнего

Метафизика и феноменология красоты с ее антитезами

Метафизика и феноменология красоты с ее антитезами Существует несчастное, в корне ошибочное противопоставление Ренессанса Христианству – противопоставление, утверждаем мы с несомненностью, установленное врагами нашего спасения. На эту удочку попались такие знатоки

ТЕМА ЛЕТОПИСЦЕВ

ТЕМА ЛЕТОПИСЦЕВ Как вы помните, ранее я перечислил десять пунктов или композиционных приемов нашей книги. На некоторых из них — к примеру, на том, как Сервантес использует фрагменты баллад, пословицы и поговорки или как он играет словами, мы останавливались лишь

Тема 7. Структурализм в литературоведении: новое возвращение поэтики

Тема 7. Структурализм в литературоведении: новое возвращение поэтики Возникновение литературоведческого структурализма представляет собой другую (наряду с развитием феноменологического литературоведения) реакцию на тот субъективизм, который Хайдеггер и Гадамер

§ 2. Феминизм в литературоведении

§ 2. Феминизм в литературоведении Феминистская критика также вырастает на почве переосмысления идей французского постструктурализма. Ее исходный тезис – это утверждение, что господствующей культурой является культура маскулинная, патриархальная, культивирующая

§ 3. Мультикультурализм в литературоведении

§ 3. Мультикультурализм в литературоведении В основе мультикультурализма – междисциплинарного явления, сложившегося в США в 80—90-е годы XX в., – лежит отказ от концепции европоцентризма и утверждение полицентричной модели культуры. В соответствии с этой концепцией мир

Источник

ФЕНОМЕН

Полезное

Смотреть что такое «ФЕНОМЕН» в других словарях:

ФЕНОМЕН — (от греч. phainomenon являющееся) филос. термин, имеющий широкий спектр значений, иногда синоним «явления». Платон считал, что Ф. противостоит сущности вещи, являясь слабой и неустойчивой формой реальности. И.Кант разводил Ф. и непознаваемую… … Философская энциклопедия

феномен — а, м. phénomène m., нем. Phänomen <лат. phaenomenon <гр. phainomenon являющееся. 1. астр., метеор., физ. С конца второго десят.<18 в.> в научн. лит ре. Явление природы. Бирж. 152. Феномена (явления) натуралная. 1718. Геогр. генер. 300 … Исторический словарь галлицизмов русского языка

феномен — исключение, диво дивное, чудо природы, восьмое чудо света, диковина, факт, игра природы, чудо, чудо чудное, диво, невидальщина, невидаль, явление Словарь русских синонимов. феномен 1. см. явление. 2. см … Словарь синонимов

Феномен — Феномен ♦ Phénomène То же, что явление, т. е. то, что является перед нами. От видимости, в частности в трактовке Канта и его последователей, отличается своим реальным «весом». Явление – не иллюзия, а воспринимаемая реальность (в отличие от… … Философский словарь Спонвиля

ФЕНОМЕН — (феномен устар.), феномена, муж. (греч. phainomenon, букв. являющееся). 1. То же, что явление в 3 знач. (филос., научн.). || В некоторых идеалистических философских системах внешняя, чувственно данная сторона явления, в отличие от скрытой,… … Толковый словарь Ушакова

феномен — и допустимо феномен … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

Феномен — I фен омен, феном ен м. Познаваемое явление, принципиально отличное от якобы непознаваемой сущности предметов (в идеалистической философии). II фен омен, феном ен м. Редкое, необычное, исключительное явление. III феном ен м. Выдающийся,… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Феномен — I фен омен, феном ен м. Познаваемое явление, принципиально отличное от якобы непознаваемой сущности предметов (в идеалистической философии). II фен омен, феном ен м. Редкое, необычное, исключительное явление. III феном ен м. Выдающийся,… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

ФЕНОМЕН — ФЕНОМЕН, а, муж. (книжн.). 1. Явление, в к ром обнаруживается сущность чего н. Ф. долголетия. Мода социальный ф. 2. О человеке или явлении, выдающемся, исключительном в каком н. отношении. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 … Толковый словарь Ожегова

Источник

Феномен — что это, как правильно ставить ударение и примеры феноменального

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Слова, заимоствованные из других языков, часто вызывают непонимание среди широкой массы людей.

В некоторых таких словах даже не понятно, как правильно ставить ударение, и одним из таких слов, безусловно, является феномен.

Феномен это что в литературе

Что это такое, как правильно ставить ударение в этом слове, в каких областях используется этот термин и примеры феноменального.

Феномен — это.

Слово «феномен» (от греч. «phainomenon») означает «являющееся» или «явление».

Русский толковый словарь С.Ожегова трактует этот термин, как «явление, содержащее сущность чего-либо».

Второе определение этого автора:

«феномен — это выдающийся в каком-либо отношении человек или явление».

В интерпретации В.Даля:

феномен — это «необычное, редкое явление в природе, случай или событие».

Множество деятелей давали свое определение: все они сводятся к одному – чему-то особенному, выдающемуся, неординарному.

Феноменология – одно из направлений в философии, которое занимается изучением феноменов: она исследует то, что существует на самом деле и потому может присутствовать в сознании.

Также рассматриваемое явление изучается другими естественными и точными науками (психологией, этикой, эстетикой и др.). Каждая из них приводит свои уникальные факты.

Ударение в слове феномен

Возможны два варианта ударения — на втором слоге (фенОмен) и на третьем (феномЕн). Оба считаются правильными.

Более того, в зависимости от ударения меняется и смысл слова.

Феномен в философии

Впервые феномен (в данном случае ударение на второй слог) был описан в недрах древнегреческой философии. Кант писал о нем, как о явлении, проявляющемся в чувственном опыте.

Проще говоря, это то, что мы можем видеть, слышать, ощущать в ходе познания чего-либо.

Возьмите яблоко и начните его изучать со всех сторон: оцените его твердость, вес, цвет, форму и размер, попробуйте его на вкус. В какой-то момент можно прийти к осознанию, что второго такого яблока просто нет, его не существует. Конкретно это яблоко будет обязательно отличаться от тысячи других (выпуклость, вмятина, игра цвета и т.д.).

Феномен это что в литературе

Оно – феномен, уникальное в своем роде, и вы убеждаетесь в этом при попытке постичь его сущность с помощью чувственного созерцания.

В противовес феномену противопоставляется термин «ноумен», означающий «мыслительное», интеллектуальное созерцание. Это то, что можно постичь только умом, так как чувственное восприятие здесь невозможно.

Феномен это что в литературе

Если я попрошу вас подумать о добре и зле, то к вам придут различные мыслительные образы. Вы даже сможете описать свое отношение к этим категориям, их понимание, рассказать о своих эмоциях и чувствах, которые они вызывают, но никогда не сможете поделиться своими ощущениями.

Современная философская феноменология в лице Э.Гуссерля (Феноменология Э.Гуссерля) рассматривает смысл любого феномена не в качестве простого эмпирического опыта, а как явление, модифицированное сознанием.

Имеется в виду, что изучая яблоко через призму своих мировоззренческих установок, каждый человек найдет в нем что-то «свое», особенное.

Феноменологический подход в психологии

Феноменологическая психология, основанная на идеях Э.Гуссерля, занимается описанием того, как люди проживают свои переживания.

Сознание каждого человека субъективно: это значит, что один и тот же психический процесс (например, переживание радости) протекает у разных индивидов по-разному.

Феномен это что в литературе

В работе с клиентом психолог старается заметить все, что происходит с человеком в терапевтическом поле, обязательно сообщая ему о своих «находках». Такие замечания способны расширить видение своей ситуации и способов ее переживания.

В сети гуляет шуточный ролик про беседу психолога с женщиной, у которой из головы торчит гвоздь. Она жалуется на то, что у нее вечно болит голова, вся ее одежда в дырках и затяжках, она делает больно другим, когда хочет к ним приблизиться. Специалист делает несколько попыток, чтобы сообщить клиентке о торчащем гвозде, но она упрямо не хочет слышать, а ведь именно в нем корень ее проблем.

Вышеописанная ситуация, конечно, гипертрофированна, но отлично отражает суть того, чем занимаются психологи экзистенциального и гуманистического направлений. Гвоздь в данном случае – исключительный, универсальный факт или феномен бытия обратившейся женщины.

Феномены сознания

Человеческий мозг и сознание изучаются уже много времени, но до сих пор ученые не пришли к единому определению этих явлений. Некоторые научные утверждения вообще противоречат друг другу.

Например, одни считают, что сознание есть у всего живого, даже у природных объектов (животные, растения, стихии). К этому мнению позитивно относятся буддисты, так как в их вере примерно об этом и говорится.

Другие корифеи науки «наделяют» сознанием только людей, объясняя свою точку зрения тем, что сознание в принципе невозможно без саморефлексии (осознавания себя), а это умеет только человек.

Феномен это что в литературе

Пока нам не дано знать о феноменах сознания упавшего листика клена, зато они прекрасно исследуются у человека:

Здесь же стоит сказать об эффекте плацебо, когда вместо лекарственных средств тяжелобольной принимает «пустышку» и идет на поправку вопреки всем логическим законам.

Также исследователи относят в феноменальный разряд религиозную веру. Доказано, что в процессе молитвы человеческий мозг ведет себя специфически активно. Это заставляет людей чувствовать себя лучше на психическом и физиологическом уровнях.

По идее одиночество – физический критерий: если я в комнате один, то могу заявлять об одиночестве. Если в пространстве появляется еще кто-то, то об одиночестве не может идти речи. Но не все так просто.

Этому явлению давалось много объяснений: это видение своей прошлой жизни, способность предсказывать будущее, сбой в работе мозга, игры подсознания и т.д. Единого мнения на этот счет нет.

Что такое феномен негативного мышления

Приведу несколько примеров:

Та же самая вещь, полученная бесплатно, не вызовет в человеке такие чаяния. Здесь дело в том, что отсутствие материальной цены влечет за собой неспособность сформировать психологическую ценность;

жизненные трудности и неудачи способствуют росту самооценки. Преодолевая преграды, человек удостоверивается в своих силах и возможностях: «я смог», «я могу», «у меня получилось».

Источник

ФЕНОМЕН

Полезное

Смотреть что такое «ФЕНОМЕН» в других словарях:

феномен — а, м. phénomène m., нем. Phänomen <лат. phaenomenon <гр. phainomenon являющееся. 1. астр., метеор., физ. С конца второго десят.<18 в.> в научн. лит ре. Явление природы. Бирж. 152. Феномена (явления) натуралная. 1718. Геогр. генер. 300 … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ФЕНОМЕН — (греч. phainomenon, от phainein делать видимым, казаться). 1) всякое явление или событие в природе. 2) вообще всякое редкое, необычайное явление. 3) личность, выдающаяся своими талантами, поступками и проч. 4) филос.: объект воспринятый вашими… … Словарь иностранных слов русского языка

феномен — исключение, диво дивное, чудо природы, восьмое чудо света, диковина, факт, игра природы, чудо, чудо чудное, диво, невидальщина, невидаль, явление Словарь русских синонимов. феномен 1. см. явление. 2. см … Словарь синонимов

Феномен — Феномен ♦ Phénomène То же, что явление, т. е. то, что является перед нами. От видимости, в частности в трактовке Канта и его последователей, отличается своим реальным «весом». Явление – не иллюзия, а воспринимаемая реальность (в отличие от… … Философский словарь Спонвиля

ФЕНОМЕН — (феномен устар.), феномена, муж. (греч. phainomenon, букв. являющееся). 1. То же, что явление в 3 знач. (филос., научн.). || В некоторых идеалистических философских системах внешняя, чувственно данная сторона явления, в отличие от скрытой,… … Толковый словарь Ушакова

феномен — и допустимо феномен … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

Феномен — I фен омен, феном ен м. Познаваемое явление, принципиально отличное от якобы непознаваемой сущности предметов (в идеалистической философии). II фен омен, феном ен м. Редкое, необычное, исключительное явление. III феном ен м. Выдающийся,… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Феномен — I фен омен, феном ен м. Познаваемое явление, принципиально отличное от якобы непознаваемой сущности предметов (в идеалистической философии). II фен омен, феном ен м. Редкое, необычное, исключительное явление. III феном ен м. Выдающийся,… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

ФЕНОМЕН — ФЕНОМЕН, а, муж. (книжн.). 1. Явление, в к ром обнаруживается сущность чего н. Ф. долголетия. Мода социальный ф. 2. О человеке или явлении, выдающемся, исключительном в каком н. отношении. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 … Толковый словарь Ожегова

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *