Фенобарбитал новорожденным для чего назначают
Фенобарбитал (Phenobarbital)
Владелец регистрационного удостоверения:
Произведено:
Лекарственная форма
Форма выпуска, упаковка и состав препарата Фенобарбитал
Фармакологическое действие
Противосудорожное, снотворное, седативное средство. Барбитурат длительного действия. Полагают, что эффекты фенобарбитала, как и других барбитуратов, обусловлены способностью усиливать и/или имитировать тормозящее действие GABA на синаптическую передачу. Седативно-снотворное действие связано с подавлением сенсорной зоны коры головного мозга, снижением двигательной активности, изменением функционального состояния мозга. Хотя механизм действия окончательно не установлен, фенобарбитал, как и другие барбитураты, по-видимому, проявляет особую активность на уровне таламуса, где подавляет восходящее проведение в ретикулярной формации, препятствуя тем самым передаче импульсов в кору головного мозга. Противосудорожное действие обусловлено подавлением моносинаптической и полисинаптической передачи в ЦНС.
Вызывает дозозависимое угнетение дыхания.
Как и другие барбитураты, способствует индукции микросомальных ферментов печени, тем самым усиливая или изменяя метаболизм других препаратов.
Фармакокинетика
Показания активных веществ препарата Фенобарбитал
Открыть список кодов МКБ-10
Код МКБ-10 | Показание |
A35 | Другие формы столбняка |
F40 | Фобические тревожные расстройства (в т.ч. агорафобия, социальные фобии) |
F41.0 | Паническое расстройство [эпизодическая пароксизмальная тревожность] |
F41.2 | Смешанное тревожное и депрессивное расстройство |
F41.9 | Тревожное расстройство неуточненное |
G40 | Эпилепсия |
G41 | Эпилептический статус |
O15 | Эклампсия |
R17 | Гипербилирубинемия, с желтухой или без нее, не классифицированная в других рубриках |
R56.8 | Другие и неуточненные судороги |
Режим дозирования
Индивидуальный, в зависимости от показаний, возраста пациента, клинической ситуации.
Побочное действие
Со стороны ЦНС: возможны слабость, сонливость, утомляемость, атаксия, депрессия (особенно у пожилых или ослабленных пациентов).
Противопоказания к применению
Применение при беременности и кормлении грудью
По некоторым данным применение фенобарбитала в качестве противосудорожного средства при беременности приводит к нарушению свертывания крови у новорожденного и может вызвать кровотечения в раннем послеродовом периоде (обычно в первые 24 ч после родов).
Если барбитураты применяют во время родов, рекомендуется принимать роды в условиях реанимационной готовности.
Барбитураты выделяются с грудным молоком. Прием барбитуратов кормящей матерью может вызывать угнетение ЦНС у грудного ребенка. Фенобарбитал, являясь индуктором ферментов микросомального окисления в печени, повышает ее дезинтоксикационную функцию, снижает концентрацию билирубина в сыворотке. Это свойство делает целесообразным применение фенобарбитала при гемолитической болезни новорожденных.
Применение при нарушениях функции печени
Противопоказан при тяжелых заболеваниях печени.
С осторожностью применять при нарушениях функции печени. При длительном применении возможно поражение печени.
Применение при нарушениях функции почек
Противопоказан при тяжелых заболеваниях почек.
С осторожностью применять при нарушениях функции почек.
Применение у детей
Применение возможно согласно режиму дозирования.
Особые указания
С осторожностью применять у пациентов, злоупотребляющих лекарственными средствами или при указаниях в анамнезе на лекарственную зависимость; при нарушениях функции печени, острых или постоянных болях, нарушениях функции почек, заболеваниях органов дыхания, сопровождающихся одышкой или обструкцией дыхательных путей, особенно при астматическом статусе. С осторожностью применяют парентерально при заболеваниях сердца, артериальной гипертензии.
При длительном применении возможно поражение печени.
Пациенты, обладающие повышенной чувствительностью к одному из барбитуратов, могут иметь повышенную чувствительность к другим барбитуратам.
Не следует применять фенобарбитал одновременно с гризеофульвином. При одновременном применении необходимо мониторирование концентраций производных гидантоина в плазме крови.
В период лечения не допускать употребления алкоголя.
Влияние на способность к управлению транспортными средствами и механизмами
В период лечения наблюдается замедление скорости психомоторных реакций. Это необходимо учитывать лицам, занимающимся потенциально опасными видами деятельности, требующими повышенного внимания и быстроты психомоторных реакций.
Лекарственное взаимодействие
При одновременном применении с лекарственными средствами, оказывающими угнетающее влияние на ЦНС, с этанолом, этанолсодержащими препаратами возможно усиление угнетающего влияния на ЦНС.
При одновременном применении с ингибиторами МАО, метилфенидатом возможно повышение концентрации фенобарбитала в плазме крови, что может приводить к токсическому действию и усилению угнетающего влияния на ЦНС.
При одновременном применении ГКС, кортикотропина, хлорамфеникола, циклоспорина, дакарбазина, гликозидов наперстянки, метронидазола, хинидина, карбамазепина и противосудорожных средств из группы сукцинимидов, эстрогенсодержащих пероральных контрацептивов, антикоагулянтов – производных кумарина и индандиона, трициклических антидепрессантов, доксициклина, фенопрофена, хлорпромазина, фенилбутазона, витамина D, ксантинов возможно уменьшение интенсивности и длительности действия перечисленных препаратов вследствие усиления их метаболизма, что обусловлено индукцией микросомальных ферментов печени под влиянием фенобарбитала.
При одновременном применении возможно замедление всасывания фенобарбитала из кишечника.
При одновременном применении с ацетазоламидом возможны остеомаляция, рахит.
При одновременном применении с вальпроевой кислотой повышается концентрация фенобарбитала в плазме крови, что может сопровождаться выраженным седативным действием и летаргией. Сообщается о небольшом уменьшении концентрации вальпроевой кислоты в плазме крови.
При одновременном применении уменьшается концентрация в плазме крови верапамила, нимодипина, фелодипина.
При одновременном применении с мапротилином помимо возможного угнетающего действия на ЦНС, мапротилин в высоких дозах может снижать судорожный порог и уменьшать противосудорожное действие барбитуратов.
При одновременном применении с парацетамолом у пациентов, получающих фенобарбитал, возможно уменьшение эффективности парацетамола. Описаны случаи развития гепатотоксичности.
При одновременном приеме пиридоксина в дозе 200 мг/сут возможно уменьшение концентрации фенобарбитала в плазме крови.
При одновременном применении примидона, фелбамата возможно повышение концентрации фенобарбитала в плазме крови.
При лечении дефицита фолиевой кислоты применение препаратов фолиевой кислоты уменьшает эффективность фенобарбитала.
Лечение и реабилитация перинатальных поражений нервной системы у детей первых месяцев жизни
В последние десятилетия, в связи с достижениями новейших медицинских технологий (экстракорпоральное оплодотворение, пролонгирование патологической беременности, реанимация новорожденных), особую актуальность приобрела проблема повышения качества жизни де
В последние десятилетия, в связи с достижениями новейших медицинских технологий (экстракорпоральное оплодотворение, пролонгирование патологической беременности, реанимация новорожденных), особую актуальность приобрела проблема повышения качества жизни детей с перинатальной патологией нервной системы [1, 2, 3]. Существенные нарушения: вначале постнатальной адаптации, затем снижение возможности усвоения социального опыта и, как следствие, социальная дезадаптация ребенка — возникают у большинства детей с тяжелыми поражениями нервной системы. По данным ведущих неврологов [3], эти поражения обусловливают основную часть причин детской инвалидности. Кроме того, у детей с нетяжелыми формами перинатальной патологии в последующие годы нередко отмечаются проявления минимальных церебральных дисфункций, существенно затрудняющих их обучение и образование [2]. Поэтому проблемы своевременного лечения и адекватной реабилитации детей с перинатальными поражениями привлекают пристальное внимание врачей различных специальностей: педиатров, неврологов, ортопедов, реабилитологов и др., — а также специалистов по коррекционной педагогике.
Основные методологические принципы реабилитации детей при перинатальной патологии ЦНС, разработанные за последние 10–12 лет [4], могут также лежать в основе терапии этих состояний, задачи которой как в остром периоде, так и в ходе реабилитации, вторичной профилактики отсроченных проявлений заболевания по сути одни и те же. Тем не менее некоторые неврологи понимают под реабилитацией в детском возрасте абилитацию, т. е. создание возможностей для поступательного развития ребенка и коррекцию постепенно выявляющихся отклонений в развитии [3]. С учетом этого общая методология лечения и реабилитации при перинатальном поражении мозга базируется на следующих принципах.
На каждом из этапов оказания помощи больному новорожденному и грудному ребенку существуют свои ведущие задачи. Так, на первом этапе — в родильном зале, палате интенсивной терапии и отделении реанимации новорожденных — в соответствии с приказом МЗ РФ № 372 от 1995 г. прежде всего решаются задачи компенсации системных нарушений жизненно важных функций — дыхания, кровообращения, выделительной функции почек, энергетического баланса и общего метаболизма.
Медикаментозно-инструментальная терапия предполагает на этом этапе в первую очередь коррекцию кислотно-основного состояния, гипер- или гипогликемии, гиповолемии, артериальной гипотензии или гипертензии, сердечного выброса. По показаниям, с учетом данных мониторирования и лабораторных анализов, применяются осмотические и петлевые диуретики, антигеморрагические, противосудорожные средства (препарат первого выбора — фенобарбитал в стандартной дозе до 20 мг/кг массы тела в сутки). Применение на этом этапе антиоксидантов и ноотрофов (церебропротекторов — пирацетам, эссенциале, ГОМК) не всегда обосновано. Особая осторожность необходима при назначении вазоактивных препаратов: так, некоторые специалисты рекомендуют с 4-го дня жизни инстенон [3], тогда как другие говорят о возможных побочных действиях сосудистых средств [5]. Адекватное лечение в раннем неонатальном периоде (при создании максимально щадящих условий для ребенка и температурного комфорта) способствует адаптационным процессам саногенетической направленности и является основой последующей реабилитации.
Новорожденные не только с тяжелыми, но и со среднетяжелыми проявлениями перинатальной патологии ЦНС переводятся, как правило, в отделение «второго этапа» (отделение патологии новорожденных, отделение для недоношенных детей). Задачи этого этапа — дальнейшая оптимизация адаптационных процессов, лечение сопутствующих (как правило, инфекционно-воспалительных) заболеваний и начало собственно реабилитации, т. е. коррекции неврологических нарушений. Третий этап реабилитации — это специализированные стационары (отделение неврологии раннего возраста, центр реабилитации маловесных и недоношенных детей, центр коррекции), амбулаторные отделения реабилитации детских поликлиник (стационар-замещающие технологии). На всех этапах реабилитации перинатально пострадавших детей необходимо активное участие семьи больного ребенка; по показаниям, в конце первого — начале второго года жизни возможно привлечение специализированных детских дошкольных учреждений (группы коррекции в яслях и детских садах, центры коррекции). На втором и третьем этапах реабилитации используются практически одинаковые средства и методы, хотя выбор их зависит от индивидуального патокинеза болезни и эффективности коррекции на предыдущем этапе.
В практике большинства врачей фармакотерапия при перинатальных поражениях мозга занимает ведущее место, что далеко не всегда оправдано. В последнее десятилетие в условиях «фармацевтического бума» ежегодно появляются новые препараты, которые из области взрослой неврологии часто без достаточной проверки с позиций доказательной медицины попадают в арсенал средств, используемых неонатологом [5, 6, 7]. Назначая новорожденному лекарство, врач должен учитывать его возможные как ближайшие, так и отдаленные побочные эффекты (в том числе риск сенсибилизации), выбирать наименее травматичные пути введения лекарств: при необходимости проведения инъекций предусматривать обезболивание местными анестетиками типа пластыря ЕМLA или метаболитами [4, 6]. Во избежание ятрогений необходимо учитывать возможный синергизм или антагонизм фармакопрепаратов (не назначать более 3–4 лекарств одновременно), строго индивидуально выбирать дозировки (принцип минимизации, контроль индивидуальной фармакокинетики). Особая осторожность нужна при выборе алгоритма лечения глубоко недоношенных детей с экстремально низкой массой тела. Один из путей профилактики ятрогений в неонатологии — это использование гомеопатических препаратов [8], поскольку они содержат микродозы мягкодействующих растительных и минеральных веществ. Механизм действия этих препаратов не вполне ясен (возможны объяснения с позиций теории доминанты Ухтомского или теории биологического резонанса), тем не менее химическая эффективность некоторых из гомеопатических препаратов в неонатологии вполне доказана [4].
Фармакопрепараты, используемые в реабилитации как доношенных, так и недоношенных новорожденных, условно могут быть разделены на применяющиеся посиндромно (симптоматические) и средства преимущественно патогенетической коррекции, хотя некоторые препараты обладают и тем и другим воздействием. Рассмотрим их подробнее.
Медикаментозная реабилитация детей с перинатальными поражениями ЦНС — поздний неонатальный период, начало восстановительного периода
Преимущественно посиндромные (симптоматические) средства: противосудорожные: фенобарбитал, ГОМК, дроперидол, реланиум, вальпроаты — при некупируемых другими средствами судорогах и тщательном мониторинге функций печени и кроветворения; дегидратационные: диакарб (со 2–3-й недель жизни, у глубоконедоношенных — позднее), триампур, верошпирон, гомеопатические препараты (гелиборус, апис, магнезия фосфорика), сборы трав — отвары и настои; седативные (сульфат магния, сборы трав — отвары и настои, лечебные ванны, реланиум, радедорм, гомеопатические препараты — валерианахель, нервохель, вибуркол), эфирные масла, ароматерапия (анис, ромашка, лаванда); спазмолитики и прокинетики (при вегетативных нарушениях): но-шпа, церукал, риабал, мотилиум, гомеопатические препараты (нуксвомика, гомакорд, вибуркол, хапель).
Средства патогенетической направленности: нейропротекторы (ноотропы, ноотрофы, ингибиторы нейрального апоптоза) — пирацетам (ИСВ), кортексин, семакс, минисем, церебролизин, пантогам, глиатилин, глицин, аминокислотные композиты, стволовые клетки; вазоактивные препараты (нормализаторы общей и мозговой гемодинамики) назначаются при отсутствии угрозы кровотечений под контролем допплерографии: кавинтон, циннаризин, сермион, димефосфон, кверцетин, гомеопатические препараты (эскулюс композитум, траумель); модуляторы синаптической проводимости: мидокалм, дибазол; aнтиоксиданты и антигипоксанты: танакан, мексидол, токоферол, соевое масло, кудесан, димефосфон, биолан, актовегин; метаболиты и поливитаминные комплексы: глицин, биотредин, лимонтар, эссенциале, элькар, кудесан, корилип, кверцетин, бета-каротин, киндер биовиталь, поливит беби, церебрум композитум, мульти-табс, капли Береш Плюс.
Как следует из вышеизложенного, выбор препаратов ограничен и нужна поистине «снайперская» точность при их назначении, кроме того, необходим клинический и лабораторный неинвазивный контроль эффективности. Следует обратить внимание на возможность относительно нетравматичного введения препаратов — накожное (соевое масло), ингаляционные (эфирные масла при ароматерапии), ректальные суппозитории (многие гомеопатические средства). В неонатологии важно использование наиболее «чистых» препаратов, например целесообразен выбор из препаратов пирацетама лекарств, выпускаемых фирмой ИСВ (Бельгия, Швейцария). В перечне средств патогенетической направленности к ингибирующим нейральный апоптоз условно отнесены стволовые клетки (в строгом смысле это не фармакопрепарат), степень терапевтической эффективности которых еще нуждается в дальнейших исследованиях. В то же время от использования фетальных трансплантатов [3] следует решительно отказаться по соображениям общечеловеческой и медицинской этики.
Обеспечить минимизацию лекарственной терапии помогает раннее (начиная с первого этапа) включение в программу комплексной реабилитации немедикаментозных воздействий. На втором и третьем этапах реабилитации детей с перинатальной патологией эти методики должны быть признаны приоритетными [1]. Несомненно, в обеспечении успешной реабилитации важная роль принадлежит адекватному вскармливанию и оптимальной организации окружающей среды (лечебно-охранительный режим), но в настоящей статье эти вопросы не рассматриваются. Тем не менее некоторые аспекты организации выхаживания тяжелобольных детей (ограничение сенсорной нагрузки в остром периоде поражения мозга, температурный комфорт, ограничение электромагнитных воздействий, выхаживание на колышащихся матрасиках или на шерсти ягнят) могут быть отнесены к методам немедикаментозной реабилитации [1, 5, 6].
Перечислим средства немедикаментозного лечения и реабилитации, весьма условно разделив их на физические и психолого-педагогические, поскольку любое физическое воздействие на маленького ребенка предполагает обязательный психоэмоциональный контакт с ним.
Немедикаментозная реабилитация детей первого года жизни с перинатальными поражениями ЦНС
Физическая реабилитация: разнообразный лечебный массаж, лечебная гимнастика, лечение «положением» (укладки, туторы, «воротники» и т. д.), терапия по Войту; упражнения в воде и гидромассаж; сухая иммерсия (имитация невесомости); использование кроватки «Сатурн» (эффект невесомости + вибромассаж); физиотерапия (переменное магнитное поле, синусоидальные модулированные токи, электрофорез, парафинотерапия, лазеротерапия, свето- и цветотерапия).
Психолого-педагогическая коррекция и психоэстетотерапия: коррекционная (кондуктивная) педагогика; психотерапевтическая коррекция в диаде «мать–дитя» (контакт «кожа-к-коже», «кенгуру») и в целом в семье больного ребенка; музыкотерапия, эстетотерапия; тактильно-кинестетическая стимуляция.
Большинство из вышеперечисленных методик не являются новыми. В последние 3–5 лет к новым разработкам следует отнести методику мягкого вибромассажа в условиях невесомости (отечественная кроватка «Сатурн», ООО «Ритм», г. Екатеринбург), светотерапию и цветотерапию с помощью лампы линейного поляризованного видимого света «Биоптрон» («Цептер», Швейцария), тактильно-кинестетическую стимуляцию ладоней и пальцев, применяемую у детей с низкой и экстремально низкой массой тела [4]. В последние годы для недоношенных детей особенно рекомендуется сочетание двух-трех «мягких» методов физического воздействия с психоэмоциональной и психосенсорной коррекцией, что помогает моделировать эффект так называемых «сенсорных комнат», применяемых в реабилитации более старших пациентов [9].
Методика музыкотерапии для доношенных и недоношенных новорожденных детей, разработанная в клинике НЦЗД РАМН, включает как подбираемые индивидуально программы, записанные на магнитофон, так и пение кормящих матерей [4]. Матери обучаются комплексной мягкой психосенсорной стимуляции ребенка, напевают колыбельные и другие рекомендованные песни, учатся проведению мелоритмического воздействия (движение и тактильная стимуляция в сочетании с пением и чтением стихов) — элементам эвритмической терапии по Р. Штайнеру, который доказал благотворное влияние на организм ребенка ритмических движений под музыку [10].
В последние годы установлено, что начинать общение с ребенком необходимо еще в период внутриутробного онтогенеза; сегодня активно развивается перинатальная психология и перинатальная педагогика. Для детей с перинатальной патологией ЦНС раннее начало педагогической коррекции (элементы кондуктивной педагогики) является важнейшей составной частью реабилитации, поскольку мягкие сенсорные и эмоциональные воздействия — это немедикаментозные «ноотрофы» для развивающегося мозга [1, 4, 5, 6]. Ежедневное влияние родителей (прежде всего матери) направляется специалистом — психологом (педагогом), который формирует у родителей активную позицию по преодолению психоневрологических дефектов, обучает их разнообразным формам, приемам и средствам взаимодействия с ребенком и умению оценивать его реакции.
Целью ранней педагогической коррекционной работы является создание условий для поступательного психосоциального развития ребенка, для использования его индивидуального «потенциала компенсаций». На каждом возрастном этапе педагог решает определенные развивающие задачи: вначале это стимуляция интереса ребенка к окружающей среде, формирование исследовательского поведения, затем укрепление межанализаторных связей, расширение спектра сенсомоторных навыков и умений, повышение коммутативной активности, развитие и обогащение игровых и предметных действий, а также социальной активности ребенка [11].
В настоящей статье не затрагиваются некоторые специальные аспекты реабилитации (коррекция зрительных нарушений при ретинопатии недоношенных, нейросенсорной тугоухости, ортопедической патологии).
Использование широкого спектра немедикаментозных воздействий на втором и третьем этапах реабилитации больных детей позволяет (по данным клиники НЦЗД РАМН) уменьшить дозировки и длительность курсов фармакотерапии (по вазоактивным препаратам — на 15–20% и 3–3,5 дня; по мочегонным (диакарб) — на 20–30% и 2–3 дня; по седативным препаратам — на 30–40% и 4–5 дней). Эффективность комплексной реабилитации оценивалась в клинике по достижении детьми 1,5–2 лет. Функциональная компенсация неврологических и нейросенсорных нарушений имела место почти у всех детей со среднетяжелыми и легкими формами перинатальных поражений мозга и у 80% детей с тяжелыми (по оценке в периоде новорожденности) нарушениями. Кроме того, даже у детей, имевших в конце периода наблюдения инвалидность вследствие сенсорного или моторного дефекта, удавалось добиться некоторого смягчения моторных или сенсорных расстройств и соответственно несколько улучшить качество жизни.
Е. П. Бомбардирова, доктор медицинских наук, профессор
Г. В. Яцык, доктор медицинских наук, профессор
А. А. Степанов, кандидат медицинских наук
НЦЗД РАМН, Москва
По вопросам литературы обращайтесь в редакцию.
Зачем младенцу фенобарбитал?
Я уважаю врачей как носителей благородной профессии, но не люблю к ним обращаться за помощью. С раннего детства их представление о моем состоянии расходилось с моим внутренним самоощущением. Например, я убеждена, что мне напрасно что-то вырезали (кажется, грыжу). А было так: в пять лет, чтобы не ходить в садик, я наврала маме, что болит живот. Скрючилась «понарошку», на свою голову. А меня совершенно серьезно упекли в больничку и уложили на операционный стол. Кроме того, я никогда не верила в силу таблеток — они горами лежали на мамином столике, а она все болела и болела. И, наоборот, я с удовольствием пользовалась достижениями народной медицины. Точнее, пользовалась своей родной бабушкой, которая знала все про травки и коренья. Вот ей я верила, как ни одному доктору.
— Ну что я могу сказать? Я рекомендую вам немедленно лечь в стационар. Немедленно. Ближайшая ваша перспектива — прокол пазух носа. Если он не поможет (что вероятнее всего), то придется делать…
Тут дежурный отоларинголог, только что изучившая еще влажные снимки моего лба и носа, поднимает на меня глаза и произносит нечто страшное:
— Если прокол не поможет, придется делать лоботомию.
Теперь, значит, моя очередь.
…Откровенно говоря, врач, конечно, назвала процедуру как-то иначе, я забыла, как. Но тоже кошмарно.
Психиатрия, правда, тут ни при чем. У меня всего лишь сильно запущенный насморк, перешедший в нечто значительно более драматичное. Тем не менее становится понятно: придется сверлить мой хрупкий череп.
— А-а-а? — дрожу я, косясь на какие-то пузырьки с пилюлями. — Разве таблеточки уже не. Не помогут?
— Поддерживающие антибиотики я вам пропишу в любом случае. Но этого уже недостаточно. Ваше положение очень серьезно. Очень. У вас весь букет — двусторонний гайморит, синусит, фронтит… Так вы готовы лечь в стационар?
Я из последних сил отрицательно мотаю головой и, парализованная ужасом, плетусь домой писать завещание.
В результате выздоравливаю без всякого хирургического вмешательства. Видимо, от страха.
В общем, к чему это я?
Раньше, если я, поперек своей медицинской неосведомленности, была отчего-то не согласна с назначенным мне лечением, я просто его тихо игнорировала. В детстве ссыпала в унитаз горстки таблеток и литры микстурок, позже теряла рецепты и направления.
Главное, с врачами, как и с мамой, я никогда не спорила. Ибо мой опыт бесед с докторами оборачивался чудовищным приступом комплекса неполноценности. А у кого он не разовьется, когда ему говорят:
— Кто-о-о вам сказал такую глупость?
— Где-э вы видели, чтоб так делали?
— Отку-у-у-да у вас эти нелепые сведения?
— С чего это вы решили?
Действительно, с чего это я решила, что при лихорадке мне поможет прохладное обертывание? Или, допустим, трехдневное голодание? Или, прости Господи, сбор бабушкиных трав?
В общем, долгое время я обращалась к докторам действительно в крайних ситуациях. А разговаривать с ними, задавать вопросы, подробно разбираться в ситуации и даже ругаться научилась только тогда, когда появились собственные дети.
Все изменилось с того дня, когда врач моему двухмесячному ребенку порекомендовал фенобарбитал.
— Зачем? — изумилась я.
— Так ведь говорите — беспокойный?
В этом месте я решила, что со своими представлениями я для ребенка все же, наверное, полезнее, чем доктор. Невзирая на отсутствие медицинского образования.
Сегодня я упираюсь, пока ответ доктора меня не устроит.
В связи с этим обнаружила два диаметрально противоположных типа врачей. Первые видят в пациенте равную себе личность, пусть и не обладающую специальными знаниями. Они всегда объяснят, о чем говорят имеющиеся симптомы, как развивается болезнь, что за лекарство прописано, существует ли более дешевый аналог и проч.
Такой врач неделю назад приехал к нам на «скорой» по поводу внезапной и дикой головной боли, обрушившейся на младшего сына. Мы, конечно, боялись какого-нибудь пропущенного энцефалитного клеща.
К концу его визита мы всей семьей уже любили этого внимательного, доброжелательного, терпеливого и очень профессионального человека. Ни один наш вопрос не показался ему дурацким, ни одно замечание или высказанный страх он не пропустил мимо ушей. Он привез с собой не только лекарства и советы, но и огромное человеческое тепло, неподдельное участие. Уж не знаю — случайность или нет, но приступ головной боли у ребенка прошел почти сразу. Хотя кроме осмотра и беседы никаких процедур не было.
Но есть и другой, второго типа подход:
— Я же не могу поставить на место вашей свою голову!
Логично. Врач не может поставить свою голову вместо моей, поэтому не будет расшифровывать и переводить на человеческий язык непонятный мне термин, который она употребила, описывая проблемы моего ребенка, выявленные при сдаче крови. А еще будет смотреть на меня высокомерно и презрительно, всем видом давая понять, сколь ничтожен и невежествен человек, отнимающий ее время.
Но сегодня я вооружена опытом: я помню, например, тот же фенобарбитал, прописанный от обычного младенческого беспокойства.
Помню маму, которой рекомендовали убийственные при ее сложных диагнозах препараты — формально, не задумываясь о последствиях. О последствиях думали уже мы, изучая аннотации.
Помню бездумно, автоматически рекомендованные мегадорогие лекарства, которые, как выяснялось позже, совершенно безболезненно можно было бы заменить на копеечные.
Помню процедуры, обессмысленные необходимостью ездить ради них через весь город. Весь эффект от прогревания, например, в результате таких вояжей сводился к нулю.
И почему в таком случае я должна выключать свою голову, слушая доктора?
Фото: novostivl.ru
Новое в блогах
Посты по теме
Да, квалифицированность некоторых врачей вызывает сомнения. Но, по-моему, если советы вызывают сомнения, имеет смысл обратиться за консультацией к другому врачу.
Что касается «бездумного выписывания дорогих лекарств», далеко не всегда замена дорогих лекарств копеечными аналогами оправданна, а в некоторых случаях она просто опасна. Нужно смотреть информацию по каждому конкретному генерику и, опять-таки, советоваться со специалистами.
Пользоваться достижениями народной медицины для профилактики – прекрасно, особого вреда от них не будет (если только это не уринотерапия, конечно, и не всякие там «чистки печени»). Но в случае болезни – нужно искать грамотного специалиста.
Ни о каких малаховых речи, безусловно, не идет. Но о том, что немедикаментозное лечение годно только для профилактики, я не соглашусь. Моя подруга долгое время моталась по врачам с дочкой, которой был поставлен диагноз — хронический пиелонефрит. Состояние все ухудшалось. От отчаяния подруга не обратилась к травнику, который посоветовал ей сбор. Ежедневно в течение года она готовила ребенку специальный отвар. Через год врач, поставивший диагноз, не мог поверить в случившееся — от болезни не осталось и следа. Это лишь один случай из множества. который я могу вспомнить.
Но речь не о том, что официальная медицина — плохо, народная — хорошо, что врачей не надо слушать и пр. Это было бы слишком просто.
К сожалению, и у меня есть немало примеров, прямо противоположного характера — к примеру, когда один человек травками «долечил» свою опухоль до неоперабельного состояния, другой примочками по бабушкиным рецептам довёл пульпит до некроза челюсти. Я молчу про случаи, когда по своему усмотрению меняют дозы и сроки приёма прописанных антибиотиков, а потом кричат: не помогло! одни побочные эффекты!
А насчёт простоты/сложности — так не вижу предмета для дискуссий, правило-то предельно простое: включать голову нужно ВСЕГДА. Как обращаясь к врачу, так и решаясь на самолечение.
Я — за перманентно включенную голову, Greensleeves. Но очень часто сталкиваюсь с тем, что доктора этого очень не любят(о чем, собственно, речь в тексте).
Снежана, ни в коей мере не сомневаюсь, что сбор мог помочь, но позвольте спросить, а были ли какие-то реальные симптомы пиелонефрита? Или только плохие анализы? Дело в том, что мне тоже 10 лет ставили это заболевание, а потом оно таинственным образом исчезло, а анализы стали идеальными. В приватной беседе одна опытная врач сказала, что такую ошибку часто совершают неопытные медики — не учитывают перестройку подросткового организма и на основании анализов ставят всякие пугающие диагнозы, который потом рассеиваются без следа.
Лукреция, в упомянутом мною случае пиелонефрит был диагностирован у двухлетнего ребенка (а не подростка) по результатам обследования в Республиканской больнице.
Помню как с удивлением узнала, что беременность это болезнь(т.к. абсолютно здоровых женщин в 30 лет не бывает) и на каждом приеме подписывала отказ от предложения полежать недельку-другую в стационаре и попринимать того-сего для профилактики.
снежа. зря отказалась от фенобарбитала, я бы купила((((У меня вот другая проблема- у собаки эпилепсия, ей нужен фенобарбитал. рецепт для собаки НЕ выписывают. пьем андипал, в нем есть милилиписечная доля фенобарбитала((((
Так охотно верю в пятилетнего ребёнка симулянта, которого потом оперировали и что-то отрезали. Мне смешно-)))) Снежана, вы, увлеклись фантазёрством!
И смеяться, и не верить — ваше право:)
А мне в детстве какое-то ученое светило поставило порок сердца. Оказалось, просто аллергия, которую благополучно переросла. А ведь хотели оперировать.
*О последствиях думали уже мы, изучая аннотации.*
Снежана. вы, наверное, хотели сказать «инструкции по применению». Ведь аннотаций к лекарствам не существует в природе.
Да, инструкции, конечно:) Сказывается работа в театре.
Помню был такой случай. Когда с моей малышкой однажды утром пришли в детский сад, то с ужасом узнали о том, что минувшей ночью умерла одна пятилетняя девочка из группы. Вы спросите в чем причина смерти? Она до безобразия банальна=мама ребенку на ночь дала таблетку димедрола.Тонкости этой жуткой истории оставим за кадром. Налицо лишь огромная ответсвенность, которую мы все, как мамы, несем за свое продолжение в этом безумном мире, то есть за наших чадушек. Конечно же в ситуациях болезни детей необходимо включать не только голову, но и интуицию, выдержку, искать причинно-следственные связи, тщательно изучая вопрос и сопоставляя все возможные рекомендации специалистов.Есть еще один неоспоримый, на мой взгляд, секрет и его здорово описала Снежана = нужно самой безгранично верить в исцеление, давая и себе, и всем родным установку на здоровье, сохраня спокойствие и здравый смысл.ЭНЕРГИЯ МЫСЛИ МАТЕРИ играет в жизни роль важную и не простую (пуповина остается, как ни крути).Наблюдая свою энергетику в отношении дочери и мысли моей мамы в отношении моего здоровья, я пришла к незамысловатому выводу. Мамы здорово помогают дочерям лет эдак до 12-ти. Потом дочери сами справляются, а мамы могут им мешать невольной заботой или опекой, а еще они могут ошибаться. С мальчиками может быть несколько иначе. Не знаю, у меня нет сына. С другой стороны, выросшие дочери в период старости своих мам, несомненно вновь становятся нужны им своей энергией материнства. Мы знаем своих родных лучше всех эскулапов вместе взятых, мы снисходительны к ним в их слабостях и тверды в своем желании облегчить их возможные болезни. Любой поставленный диагноз-это не приговор, это не беда и не повод для опускания рук. Если человек, неважно, маленький он или большой, верит в поправку и выздоровление (а вы ему в этом активно помогаете, а не мешаете), то все будет именно так, как человек сделает сам. Желание быть здоровым спасает людей зачастую даже в случаях с якобы неизлечимыми болячками.У страха глаза, как известно, велики:) Любую гадость можно победить при условии веры в свои силы самого пациента! В этом случае результат будет всегда положительным, потому что вера=это 25 % победы, а уж остальные 75 % лечения вы вправе выбирать где угодно: в народной ли медицине, у медиков, у знахарей.И даже не столь важно, сколько денег вы на это потратите: 5 рублей или 5 тысяч, результат будет один=вы будете здоровы и счастливы.
Грыжу не вырезают, а зашивают, но это так, к слову.
Тема «врачей-убийц» настолько жевана-пережевана, что глотать уже нечего, остается только плюнуть и забыть.
Может, плюнуть и забыть и стоит, вы правы. Когда доктора в качестве успокоительного перестанут прописывать фенобарбитал, мамочки начнут думать своей головой — тогда и забудем.
Снежана, Вы в статье помянули доктора со скорой. Я думаю, что он сможет ответить на все вопросы.Его зовут Стусенко Олег(отчество не помню).Педиатр от БОГА.А фенобарбитал «прописывают»уже не один десяток лет.Может Вам удастся разговорить Олега, он занимается и частной практикой.Такого Доктора-поискать в городе П.!
Спасибо, klizma! Олег Стусенко — действительно прекрасный доктор. Но к нам приезжал другой врач — Андрей Сергеевич, их там всего два педиатра-мужчины на «Скорой», я узнавала. Значит, оба молодцы:)
А вот то, что фенобарбитал чуть что РЕКОМЕНДУЮТ (в моем варианте так написано) младенцам не один десяток лет — так разве это хорошо? По-моему — ужас.
А грыжу вообще вправляют 🙂
Полностью поддерживаю автора. Еще совсем недавно была начинающей мамой, которая не имея опыта общения с младенцем, переживала из-за каждого пука и чиха. Критичное отношение к назначениям врачей пришло в 3 ребенкиных месяца, когда начались различные трудности: животик? — Дисбактериоз! Пьем бифидумбактрин и стафиллококковый бактериофаг за 600 р./флакон. Капризничает? — ВЧД! Аспаркам и Диакарб. И так далее. Про естественную незрелость ЖКТ у младенца, про сомнительность диагноза ВЧД никому даже в голову не пришло. Есть жалоба, значит, должен быть диагноз и назначение. Поможет или нет — дело другое.
Я вообще ничего не собиралась здесь комментировать, «сделала стойку» на бифидумбактерин. Благодаря именно тому, что он в нужное время НЕ БЫЛ рекомендован — мой ребенок чуть не погиб. velta-1.livejournal.com/38349.html
И уже взрослым имеет диабет, происхождение которого, конечно, я не могу однозначно увязать с той историей — но все пищеварительные органы, включая ПЖ, были тогда у ребенка «шокированы» до такой степени, что такого последствия исключить я тоже не могу.
Откудау ребенка взялся «не существующий в медицине» дисбактериоз — я объяснить могу. Взялся он, конечно, не на пустом месте, а по стечению нескольких привходящих обстоятельств — но он был. Невзирая на непризнание этого факта современной медициной.
И вот раз уж я зацепилась за Ваш пост — у меня возник некий «когнтивный диссононс». С одной стороны, действительно, голову надо включать, и не всегда голова врача думает лучше вашей. И уж подавно врач Вашего ребенка впервые видит — а Вы видите ежеминутно.
«Про естественную незрелость ЖКТ у младенца, про сомнительность диагноза ВЧД никому даже в голову не пришло».
Простите — а ПОЧЕМУ это пришло в голову Вам? Вот про естественную незрелость и про ВЧД (этогидроцефальный синдром имеется в виду?) ОТКУДА Вы знаете про незрелость ЖКТ и про сомнительность ВЧД? Вы — врач? Вас «про это» учили? Тогда, конечно, Вы разговариваете с вызванным врачом «на равных», но это совсем другая история.
Если Вы — не врач — КТО Вам сообщил вот эти факты? Другой врач? Вы это сами где-то прочли? В какой-то медицинской литературе? Или Вы произошли на свет с врожденным знанием о незрелости ЖКТ младенца и о том, как она может проявиться?
Не кажется ли Вам, что в этом случае речь идет не о противопоставлении своей головы и головы доктора, а о противопоставлении сведений, почерпнутых Вами из каких-то других источников — той же голове доктора?
В таком случае — какие у Вас основания предпочитать эти другие, помимо доктора полученные, источники?
ИМХО, корни неддоверия к врачу часто лежат не «в своей