Фельдшер фапа проводит очередной осмотр ребенка 10 месяцев мама считает что девочка
УМК практического занятия ПМ. 01 МДК 01.01 Р1 «Здоровый ребенок» по теме: «Нервно-психическое развитие детей первого года жизни»
БУ «Нижневартовский медицинский колледж»
практического занятия № 3
Специальность : Сестринское дело
Дисциплина: ПМ.01 «Здоровый человек и его окружение» Раздел 1 «Здоровый ребенок»
Тема: Нервно-психическое развитие детей первого года жизни.
Форма проведения: комбинированное занятие
научить осуществлять оценку физического и
нервно-психического развития детей грудного возраста;
научить осуществлять консультацию родителей по вопросам
физического, психического развития и закаливания детей
Учебная: сформировать профессиональные компетенции.
Развивающая: научить работать в группах; научить планировать деятельность; организовывать свою деятельность; самостоятельно получать дополнительную информацию из разных источников и анализировать ее.
Воспитательная: воспитать у обучающихся гуманное, милосердное отношения к пациенту, его окружению, уважение к его личности, способности учитывать его индивидуальность; понимание сущности и социальной значимость своей будущей профессии.
— с анатомией и физиологией человека
— с основами латинского языка
— с гигиеной и экологией человека
После изучения темы обучающийся должен
— анатомо-физиологические особенности нервной системы у детей первого года жизни;
закономерности нервно-психического развития детей грудного возраста;
правила оценки нервно-психического развития;
осуществлять сестринский процесс по оценке нервно-психического развития;
собрать информацию о нервно-психическом развитии ребенка;
определить цели и составить план сестринских вмешательств по организации режима, игр, прогулок, воспитательных мероприятий детей периода грудного возраста.
А) технические средства обучения:
классная доска (меловая), мел
Б) учебные места: кабинет доклиники
Крюкова Д.А. Здоровый человек и его окружение: учебное пособие/ Д.А. крюкова, А.А. Лысак, О.В. Фурса; под ред. В.Б. Кабарухина. – Изд. 11-е, дополненноеи перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2013 – 474 с.: ил.
Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение. Руководство к практическим занятиям: Учебное пособие. – М.:ОАО «Издательство «Медицина», 2010.
Медик В.А. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник/ В.А. Медик, В.К. Юрьев. – 3-е изд., перераб.и доп. – М: ГЭОТАР-Медиа. 2013. – 288 с.: ил.
Медик В.А. Общественное здоровье и здравоохранение: практикум: учеб пособие / В.А. Медик, В.И. Лисицин, А.В. Прохорова. – М.: ГЭОТАР-Медиа. 2013. –144 с.: ил
Организационная часть (проверка присутствующих, готовность обучающихся к занятию, наличие формы и т.д.).
Обучающиеся должны иметь записи лекций, чистые тетради для практических занятий, простые карандаши, резинки.
Начальная мотивация учебной деятельности (название темы, ее цель, значение, связь с современностью, перспективы развития вопроса)
Значение: формирование специалистов, способных обучать население принципам здорового образа жизни; проводить и осуществлять оздоровительные и профилактические мероприятия; консультировать пациента и его окружение по вопросам иммунопрофилактики; консультировать по вопросам рационального и диетического питания; организовывать мероприятия по проведению диспансеризации.
Связь с современностью, перспективы развития вопроса: профилактической работе, организованной в системе первичной медико-санитарной помощи в стране уделяется первостепенное значение.
Освещение структуры занятия:
самостоятельное изучение материала
закрепление изученного материала
Контроль теоретических знаний – устный опрос
Самостоятельная работа студентов
Самостоятельная работа студентов
Самостоятельная работа студентов
Самостоятельная работа студентов
Подведение итогов занятия.
Преподаватель: Ю.С. Суржик
Актуализация темы – постановка проблемного вопроса (Задание на оценку знаний – 1 уровень освоения):
Вопросы для устного опроса:
Перечислите АФО нервной системы:
Особенности вегетативной нервной системы, периферической нервной системы.
Безусловные рефлексы-оральные и спинальные. Формирование условных рефлексов.
Дайте характеристику НПР ребенка младенческого возраста по месяцам и правила его оценки. Укажите характерные новообразования в разные периоды грудного возраста.
Сформулируйте требования, предъявляемые к игрушкам для детей грудного возраста.
Самостоятельная работа студентов (задание на понимание – 2 уровень освоения)
После изучения учебного и лекционного материала по теме: «Нервно-психическое развитие детей первого года жизни», выполните задание:
Медицинская сестра участковая детской поликлиники проводит патронаж ребенка на дому. Какие рекомендации по психическому развитию, социализации ребенка должна дать медицинская сестра семье, осуществляющей уход за ним, при условии, что ребенок родился доношенным и имеет возраст: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12 месяцев.
Какие гигиенические навыки прививают в данном возрасте
Самостоятельная работа студентов (Задание на понимание и применение знаний – 2 и 3 уровень освоения).
Задача № 1. Медицинская сестра КЗР проводит очередной осмотр ребенка 10 месяцев. Мама считает, что девочка отстает в психомоторном развитии, чем очень обеспокоена.
Психомоторное развитие: девочка активная, стоит, ходит, держась за руку матери или за мебель; неохотно идет на контакт с окружающими – проявляет робость; играет с кубиками и пирамидкой (иногда путает порядок нанизывания колец пирамидки). При рассматривании книжки, называет животных: «Ав-ав», «Мяу». На вопрос: «Где папа?», указывает рукой в сторону двери (папа в коридоре).
Оцените уровень НПР ребенка.
Составьте рекомендации по коррекции или дальнейшему развитию НПР (при необходимости).
Задача № 2. Медицинская сестра КЗР проводит очередной осмотр ребенка 6 месяцев. Мама интересуется, соответствует ли уровень психического развития мальчика возрастной норме.
Психомоторное развитие: мальчик певуче и подолгу гулит, прислушивается к своим звукам; долго рассматривает взятую в руку игрушку, стучит ею по предметам, очень любит новые игрушки. Ребенок проявляет интерес к музыкальным игрушкам. Самостоятельно держит бутылочку с водой.
Оцените уровень НПР ребенка.
Составьте рекомендации по коррекции или дальнейшему развитию НПР (при необходимости).
Задача № 3. Медицинская сестра КЗР проводит очередной осмотр ребенка 8 месяцев. Мама интересуется, соответствует ли уровень психического развития девочки возрастной норме.
Психомоторное развитие: девочка с удовольствием играет игрушками: пирамидкой, музыкальной книжкой, сортером (игрушкой, позволяющей проводить классификацию или сортировку деталей по признаку). Показывает рукой на называемые предметы, играет в ладушки. Произносит «мама», «папа», «баба».
Оцените уровень НПР ребенка.
Составьте рекомендации по коррекции или дальнейшему развитию НПР (при необходимости).
Задача № 4. Медицинская сестра КЗР проводит очередной осмотр ребенка 5 месяцев. Мама интересуется, соответствует ли уровень психического развития девочки возрастной норме.
Психомоторное развитие: девочка гулит. С игрушками, подвешенными над кроваткой, играет мало, подолгу рассматривает свои ручки. Мама жалуется, что девочка самостоятельно не засыпает, требуется укачивание, спит чутко, часто просыпается с плачем.
Оцените уровень НПР ребенка.
Составьте рекомендации по коррекции или дальнейшему развитию НПР (при необходимости).
Задача № 5. Медицинская сестра КЗР проводит очередной осмотр ребенка 11 месяцев. Мама интересуется, соответствует ли уровень психического развития девочки возрастной норме.
На вопрос: «Где?» правильно показывает на нужный предмет или человека.
Оцените уровень НПР ребенка.
Составьте рекомендации по коррекции или дальнейшему развитию НПР (при необходимости).
Самостоятельная работа студентов (Задания на применение знаний – 3 уровень освоения).
Используя задачи № 1-5 задания № 2, составьте формулы НПР ребенка по таблице К.Фрухта; оцените НПР; определите группу и степень развития по К.Л. Печоре.
Самостоятельная работа: отработка манипуляций (Формирование ПК):
определение рефлексов ребенка: оральных и спинальных
Оценить безусловный рефлекс Моро
Студент (ка) _____________________________________________________
Группа _________________________ бригада _________________________
Подготовка к процедуре
Объяснить маме ход и цель процедуры
Подготовить необходимое оснащение
Вымыть и осушить руки, надеть перчатки
Обработать пеленальный столик дезинфицирующим раствором и постелить на него пеленку *
Снять перчатки, обработать руки гигиеническим способом
Положить ребенка на пеленальный столик (на спину)
Ударить о поверхности стола на расстоянии 15-20см с двух сторон от головы
В ответ ребенок сначала отводит руки в стороны, разгибает пальцы, а затем возращает руки в исходное положение, производя как бы охватывающие движения
Оценочный контроль Оценка _______________________________
Дата _________________ Подпись преподавателя ___________________________
Подпись студента (ки) ____________________________
Комментарии преподавателя _________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
* При невыполнении данного пункта, манипуляция прекращается, и студент получает неудовлетворительную
Оценить безусловный рефлекс Бауэра
Студент (ка) _____________________________________________________
Группа _________________________ бригада _________________________
Подготовка к процедуре
Объяснить маме ход и цель процедуры
Подготовить необходимое оснащение
Вымыть и осушить руки, надеть перчатки *
Обработать пеленальный столик дезинфицирующим раствором и постелить на него пеленку *
Снять перчатки, обработать руки гигиеническим способом
Положить ребенка на живот и подставить к подошвам согнутых ног ладонь, при этом ребенок совершает ползающие движения
Оценить результат процедуры
Оценочный контроль Оценка __________________________________________
Дата _________________ Подпись преподавателя ___________________________
Подпись студента (ки) ____________________________
Комментарии преподавателя _________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
* При невыполнении данного пункта, манипуляция прекращается, и студент получает неудовлетворительную оценку!
Оценить безусловный рефлекс Робинсона
Студент (ка) _____________________________________________________
Группа _________________________ бригада _________________________
Подготовка к процедуре
Объяснить маме ход и цель процедуры
Подготовить необходимое оснащение
Вымыть и осушить руки, надеть перчатки *
Обработать пеленальный столик дезинфицирующим раствором и постелить на него пеленку *
Снять перчатки, обработать руки гигиеническим способом
Вложить в ладони ребенка указательные пальцы. Ребенок захватывает и прочно удерживает пальцы.
Оценить результат процедуры
Оценочный контроль Оценка _______________________________
Дата _________________ Подпись преподавателя ___________________________
Подпись студента (ки) ____________________________
Комментарии преподавателя _________________________________________________ ____________________________________________________________________________
* При невыполнении данного пункта, манипуляция прекращается, и студент получает неудовлетворительную оценку!
Оценить безусловный рефлекс Бабкина
Студент (ка) _____________________________________________________
Группа _________________________ бригада _________________________
Подготовка к процедуре
Объяснить маме ход и цель процедуры
Подготовить необходимое оснащение
Вымыть и осушить руки, надеть перчатки
Обработать пеленальный столик дезинфицирующим раствором и постелить на него пеленку
Снять перчатки, обработать руки гигиеническим способом
Надавить большими пальцами на ладони ребенка, при этом он откроет рот и согнет голову
Оценить результат процедуры
Оценочный контроль Оценка _______________________________
Дата _________________ Подпись преподавателя ___________________________
Подпись студента (ки) ____________________________
Комментарии преподавателя _________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
* При невыполнении данного пункта, манипуляция прекращается, и студент получает неудовлетворительную оценку!
Самостоятельное изучение материала по теме: «Грудное вскармливание» по учебнику Крюкова Д.А. Здоровый человек и его окружение: учебное пособие/ Д.А. Крюкова, А.А. Лысак, О.В. Фурса; под ред. В.Б. Кабарухина. – Изд. 11-е, дополненноеи перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2013 – 474 с.: ил. Страницы: 129-152
Подготовка к занятию – ответы на вопросы:
Дайте определение понятиям: естественное вскармливание; докорм; прикорм.
Перечислите АФО органов пищеварения новорожденного и грудного ребенка, необходимые для становления процесса грудного вскармливания.
Поясните влияние гормона пролактина на процесс лактации.
Поясните влияние гормона окситоцина на процесс лактации.
Какие препятствия существуют для выработки окситоцина.
Состав грудного молока.
Изменение состава грудного молока в процессе лактации.
Преимущества естественного вскармливания.
Противопоказания к грудному вскармливанию со стороны матери и ребенка.
Затруднения при вскармливании со стороны матери и ребенка.
Укажите, как вводятся прикормы (сроки введения и правила введения).
Понятие гипогалактии. Виды гипогалактии.
Лактационные кризы: причины, способы преодоления.
Перечислите меры профилактики гипогалактии у кормящей матери.
Диета и режим кормящей матери.
Способы расчета необходимого количества молока ребенку 1-го года жизни.
Цель и порядок проведения контрольного кормления.
Понятие докорма; смешанного и искусственного вскармливания.
Классификация молочных смесей.
Сформулируйте правила выбора молочных смесей.
Перечислите распространенные ошибки при искусственном вскармливании.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-483218
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.