Федерико лорка за что расстреляли

Версии убийства Лорки

В трагической смерти Федерико много загадок. Одной из них, до сих пор не разгаданной, является причина, по которой его убили. Версий достаточно много, и наряду с правдоподобными иногда высказываются совсем уж невероятные. Но как бы то ни было, их можно разделить на три основных: политика, нетрадиционная сексуальная ориентация поэта и клановые разборки.

Версия № 1. Политика

Один из исследователей жизни Лорки, Ян Гибсон, в своей книге о смерти поэта говорит: «Гарсиа Лорка стал жертвой системы, созданной, чтобы терроризировать гражданское население и подавить любое возможное сопротивление мятежу, любую попытку восстановить прежнюю власть на территории, так быстро потерянной республиканцами. Если рассматривать гибель поэта в общем контексте репрессий, осуществленных в Гранаде, то расстрел его так же закономерен, как казнь пяти профессоров университета (Вила Эрнандеса, Гарсиа Лабельи, Йольди Беро, Гарсиа Дуарте, Поланко Ромеро) или уничтожение муниципальных советников, адвокатов, врачей и учителей. Мятежники твердо решили уничтожить всех сторонников Народного Фронта, всех «красных», как подлинных, так и заслуживающих такой оценки с их точки зрения. Из всего сказанного выше ясно, что Гарсиа Лорка выделялся среди будущих жертв как своими политическими взглядами, которые он открыто высказывал в печати и на митингах, так и своей дружбой с республиканцами и известными деятелями левого направления. Федерико было бы трудно, мы бы даже сказали, невозможно избежать гибели в этой кровавой бойне».

Многие исследователи обстоятельств смерти поэта утверждают, что Рамон Руис Алонсо не только арестовал Гарсиа Лорку, но и был автором доноса на него. Наличие такого доноса подтверждается показаниями Хосе Росалеса, который видел его в августе 1936 года, после ареста Лорки. Документ был показан Росалесу самим гражданским губернатором Вальдесом. Об этом он сообщил в 1978 году, за два дня до смерти: «Без доноса, без доноса нельзя было забрать человека. Ему (Руису Алонсо. — Авт.) нужно было обязательно разоблачить кого-то и представить меня злодеем, предателем, меня и всех моих ближних. Мы все находились на войне, на фронте. Он повернул дело так, будто тот (Федерико. — Авт.) был диктором Московского радио, будто в моем доме скрывались несколько русских, будто он был секретарем Фернандо де лос Риоса. »

Энцо Кобелли в 1959 году утверждал, что Лорка оказался лишь пешкой в борьбе за власть между Вальдесом (гражданская администрация), Нестаресом (армия) и Фалангой в лице Росалесов. Скорей всего, Кобелли не знал, что Вальдес и Нестарес были одновременно и фалангистами, и армейскими офицерами. Кобелли считал, что Руис Алонсо получил задание от Вальдеса арестовать поэта и передать его Нестаресу, чтобы тот его расстрелял. В соответствии с этой гипотезой Вальдес, располагавший только гражданской властью, намеревался путем различных интриг дискредитировать армию. Эти и другие ошибки в исходных посылках приводят к тому, что гипотеза Кобелли также несостоятельна.

Французская исследовательница Марсель Оклер в 1968 году предположила еще одну версию, которая на данный момент кажется вполне убедительной. По ее мнению, Руис Алонсо, узнав, что братья Росалес, которые были известными фалангистами и к тому же его противниками, укрывают «красного», донес об этом, обвинив Росалесов в предательстве. Вальдес, симпатизировавший больше СЭДА, чем Фаланге (несмотря на то, что сам был фалангистом), с вниманием выслушал Руиса Алонсо и решил арестовать поэта, чтобы отомстить братьям Росалес, с которыми у него были свои счеты. Во всяком случае, Луис Росалес и сам рисковал жизнью в связи с делом Лорки. Капитан Рохас, ставший к тому времени руководителем местной фаланги, исключил Луиса Росалеса из партии и начал следствие по его делу. Луису Росалесу удалось избавиться от дальнейших преследований, а может быть, и от смерти, благодаря вмешательству известного фалангиста Нарсисо Пералеса.

Скорей всего, Руис Алонсо, узнав о пребывании Лорки в доме Росалесов, решил использовать создавшуюся ситуацию и извлечь из нее двойную выгоду: присвоить себе заслугу расправы со знаменитым «красным», с одной стороны, а с другой — дискредитировать известную фалангистскую семью.

Но известно, и то, что поэта разыскивали до того, как он укрылся в доме Росалесов. В Гранаде говорят, что Федерико, помимо всего прочего, обвинялся в принадлежности к Ассоциации друзей Советского Союза. Еще одна версия говорит о том, что Лорку убили за то, что он был членом МОПР (Международной организации помощи борцам революции). Поэт многократно и открыто солидаризировался с этой организацией. Он читал свои стихи в Народном доме Мадрида на митинге, участники которого требовали освобождения лидера бразильских коммунистов Луиса Карлоса Престеса; подписал послание солидарности с испанскими рабочими в журнале МОПРа «Айуда!»; за несколько дней до мятежа он прямо на улице в Гранаде давал деньги сборщикам средств МОПРа. Фамилия поэта могла значиться в списках этой организации.

Версия № 2. Нетрадиционная сексуальная ориентация

Версия о том, что Лорка стал жертвой соперничества людей с нетрадиционно сексуальной ориентацией, стал некто Шонберг (псевдоним барона Л. Штинглхамбера). В 1956 году он выдвинул такую гипотезу, при этом он называл самого поэта, Руиса Алонсо, гранадского художника Габриэля Морсильо и Луиса Росалеса. Согласно версии Шонберга, гибель Лорки была следствием только личных, а не политических причин. Этим и объясняется тот факт, что такой вывод с удовольствием подхватила и раздула пресса франкистской Испании. «Теорию» Шонберга сегодня никто всерьез даже не рассматривает.

Один из убийц Лорки, некий Хуан Луис Трескастро Медина, по свидетельствам очевидцев, на следующий день после убийства рассказывал об этом в барах Гранады, заявляя, что лично «всадил две пули в его задницу за то, что он голубой!». Позднее, уже в 1970-х годах, он же говорил одному из знакомых: «Я сам был среди тех, кто вытаскивал Гарсиа Лорку из дома Росалесов. Нам порядком надоели педики в Гранаде. Вот его за то и взяли, а Башмачницу за то, что была проституткой».

Версия № 3. Клановые разборки

В конце 2000-х годов появилась еще одна версия причин убийства Гарсиа Лорки. Возможно, к смерти Лорки причастны его родственники, представители местных кланов, Ролданы и Альба. Режиссер Эмилио Руис Баррачина снял документальный фильм о смерти великого поэта. Основываясь на документах, свидетельствах современников и родственников Лорки, режиссер сделал вывод, что убийцами поэта могли стать его двоюродные братья, зажиточные гранадские землевладельцы Орасио и Мигель Ролдан. Они активно поддержали военный переворот генерала Франко, были создателями фашистских «батальонов смерти», которые прочесывали район Гранады в первые недели гражданской войны, ставшие самыми кровавыми за весь ее период. Создатели фильма утверждают, что именно с подачи своих двоюродных братьев Гарсиа Лорка был увезен из дома и расстрелян одним из таких батальонов, как коммунист, республиканец и гомосексуалист. Хуан Луис Трескатеро Медина, непосредственный убийца поэта, тоже был его дальним родственником. Между семействами Ролданов, Альба и семьей Гарсиа Лорки существовала многолнетняя вражда. К тому же, незадолго до этого Гарсиа Лорка написал пьесу «Дом Бернарды Альбы», в которой говорится о деспотическом матриархате. Родственники восприняли это произведение как выпад против них лично. Кроме этого, существовали и политические причины — члены семьи Лорка были сторонниками республиканцев, а Альба и Ролданы поддерживали генерала Франко. Но, по мнению авторов фильма, больше всего родственников раздражала нескрываемая гомосексуальность Гарсиа Лорки. Воспользовавшись подходящим моментом, враги Лорки осуществили план мести. Когда Гранада оказалась в руках генерала Франко, Ролданам удалось удалось войти в доверие к губернатору Гранады. Один из них, Орасио Ролдан, общался с еще одним заклятым врагом семьи поэта — адвокатом Хуаном Луисом Трескастросом. Тот был женат на дальней родственнице Лорки и впоследствии стал его палачом. Вместе они подстрекли к написанию доноса на поэта (этой бумаге-то и поверил губернатор) Рамона Руиса Алонсо, одного из местных вожаков консервативной партии «Народное действие». Лорке предъявили обвинения в коммунизме, поддержке республиканцев и открытом гомосексуализме, а затем казнили.

В испанской прессе и при жизни Лорки публиковались критические статьи его врагов. Нападки на поэта продолжались и после его смерти. Ультраправые из окружения Вальдеса и люди типа Руиса алонсо считали Лорку врагом традиционной и католической Испании, врагом Гранады, Гранады католических королей — Фердинанда и Изабеллы.

Чтобы понять, с какой ненавистью относились к поэту в некоторых кругах, достаточно прочитать пару публикаций того времени. Например, статья, опубликованная в мае 1937 года маркизом де Мерри дель Валь в Лондоне, которая была ответом на заявление республиканского посольства об убийствах в зоне националистов. Маркиз очень своеобразно интепретировал факты, при этом оправдывал убийство поэта ссылками на его опасность в политическом плане: «Мы сталкиваемся с supressio veri (сокрытием истины) в тех случаях, которые конкретно приводит посольский бюллетень. Адвокаты-«социалисты» Х.А. Мансо, Руфиланчас и Ландовре, а также поэт Гарсиа Лорка, чьи литературные заслуги куда менее значительны, чем его политическое рвение, были опасными агитаторами, использовавшими свой талант и образование для того, чтобы в целях личной выгоды вести темные массы по ложному пути. Все они, как и ряд других людей, о которых я писал, были казнены после вынесения им приговора военным трибуналом».

В Севилье примерно в это же время появилась статья некоего представителя испанской аристократии маркиза де Кинтанара под ироничным заголовком «Невинные поэты». В этой пуликации автор обличал аморальность поэтов «поколения 27 года». Маркиз утверждал, что они просто преступники: «Они служили авангардом иудаизма и на этом пути ловили невинные души; они стремились разжечь вражду между различными социальными слоями. Их дерзкие призывы и новомодные лозунги постепенно проникали в сознание пролетариата. »

Источник

Убийство Федерико Гарсиа Лорки организовали его двоюродные братья

Федерико лорка за что расстреляли

Авторы нового документального фильма, снимающегося сейчас в Испании, утверждают, что Федерико Гарсиа Лорка пал жертвой многовековой семейной вражды, сообщает The Times.

За убийством Федерико Гарсиа Лорки стоят его двоюродные братья, Орасио и Мигель Ролдан (Horacio and Miguel Roldan), богатые гранадские землевладельцы, утверждают создатели фильма. Эти двое активно поддержали военный путч генерала Франко и явились организаторами так называемых фашистских «батальонов смерти», которые прочесывали район Гранады во время первых, самых кровавых недель Гражданской войны в Испании. С подачи своих двоюродных братьев Лорка был увезен из дома и расстрелян, как республиканец, коммунист и гомосексуалист одним из таких батальонов.

Непосредственный убийца поэта, некий Хуан Луис Трескастро Медина (Juan Luis Trescastro Medina), также являвшийся его дальним родственником, хвастливо заявлял в баре той же ночью: «Я всадил две пули в его задницу за то, что он голубой!», утверждают создатели фильма.

Предполагается, что фильм выйдет на экраны в сентябре.

Убийство Лорки, как и его творчество, было запретной темой в течение 36 лет диктатуры Франко. После смерти Франко в 1975 году предпринимались спорадические попытки выяснить, что же произошло в августе 1936 года, а также найти точное место захоронения останков поэта, однако они наталкивались на сопротивление со стороны родственников Лорки. Считается, что Федерико Гарсиа Лорка захоронен на холме в оливковой роще недалеко от Гранады.

Источник

Гарсиа Лорка, ставший фальшивкой

Сергей Шахиджанян

Федерико лорка за что расстреляли

ПРЕМЬЕРА РУБРИКИ «НА ЧИСТУЮ ВОДУ» Все чаще за реальные фотофакты ушедших лет сети выдают фальшивки. Фейки взялся разоблачить специальный корреспондент «ВМ», Сергей Шахиджанян.

Однако такая простота доступа имеет и обратную сторону. Легко можно наткнуться на ложную информацию, сформированную из подтасованных фактов. И миллионы пользователей, как дети, верят появляющимся в интернете фотографиям. Одна из таких — «Расстрел Гарсиа Лорки». На фото запечатлен человек у глухой стены с поднятым кулаком над головой. Он что-то вещает двум мужчинам, одетым в военную форму времен испанского диктатора Франко. На заднем плане видна решетка. Из-за низкого качества фотографии лица Лорки не рассмотреть, да и винтовки у расстрельной команды — всего лишь современная пневматика из тира. А люди-то верят! На самом же деле этот кадр — фрагмент клипа испанской панк-группы «Бойкот» о гражданской войне в Испании. Что касается смерти поэта Лорки, то известно, что он был убит гражданскими людьми и произошло это не в тюрьме, а в чистом поле.

Еще по интернету гуляют фотографии «казнь Маты Хари» (на самом деле — это кадр из фильма «Мата Хари» 1964 года) и «казнь в Нанкине» (кадр из фильма «Город жизни и смерти», снятого в 2009 году). А в Музее революции много лет висела большая фотография «Штурм Зимнего», оказавшаяся в действительности снимком так называемой «исторической реконструкции». То есть — инсценировкой. Фотография была сделана уже после Октябрьской революции, в 1923 году, когда устраивали костюмированный праздник в честь ее очередной годовщины. Одной из жертв стал и всеми любимый кинообраз героя Отечественной войны 1812 года Михаила Кутузова. После фильма «Гусарская баллада» на многих портретах он уже предстал с черной лентой, закрывающей один глаз. Так великий полководец «ослеп» с легкой руки кинематографистов.

— К сожалению, люди часто верят фотографиям в интернете и воспринимают кадры из фильмов как исторические документы. И этим пользуются недобросовестные блогеры, — рассказывает директор Института профессиональной и любительской фотографии Василий Прудников.

Некоторое время назад московский художник Александр Джикия сделал издевательский коллаж под названием «Эрих и Мария Ремарки в гостях у Федора Достоевского». Никакого отношения к Ремарку персонажи не имеют, но пользователи сети верят картинке.

Источник

Криптотеории вокруг жизни и смерти Федерико Гарсиа Лорки, которые рассыпались после рассекречивания документов

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Федерико лорка за что расстреляли

Дон Федерико не умер

Федерико лорка за что расстреляли

По другой версии, расстрел был, но Лорка был ранен, а не убит. Он пришёл в сознание в еле забросанной землёй братской могиле и выбрался. После этого ему пришлось всю жизнь бродить по Испании и скрывать своё имя. По мотивам этой легенды был даже снят фильм, в котором выжившией Лорка ещё и потерял память о том, кто он такой. Эта версия объясняет тем, кто склонен верить Йену Гибсону, но всё же смущён тем, что в указанной им могиле Лорку не нашли, как это могло произойти.

В своё время масла в огонь подлил старик, который утверждал, что нашёл на земле среди трупов раненого человека, как две капли воды похожего на поэта — правда, о существовании самого поэта и того, как он выглядит, старик-фермер узнал только много позже и потому помог несчастному просто так, из жалости, даже не спрашивая имени. Якобы он отвёз его в женский монастырь, и монахини ещё несколько лет скрывали этого человека, изувеченного пулями. У него была прострелена голова, так что говорить, а тем более писать или ходить он не мог, но он регировал на слова. Умер странный раненый через двадцать лет, а его имя так и не сумели установить — впрочем, и не пытались, от греха подальше.

Федерико лорка за что расстреляли

В доказательство старик предъявил фотографию 1940 года. На ней были изображены мужчина и три монахини. Фотография действительно был старой, но лицо мужчины на ней опознать было невозможно. Одна из монахинь тоже помнила странного мужчину, но не могла с определённостью сказать, был ли он похож на Лорку. Она рассказала, что он смог написать только одно слово, agua (вода).

Если бы правительство Испании после смерти Франко само инициировало расследование, возможно, удалось бы найти тело Лорки. Однако впервые официальное расследование было начато только в десятых годах двадцать первого века, и его начал суд Аргентины. По запросу судьи Марии Сервини Аргентина беспрепятственно получила рассекреченные архивные документы из Испании. В документах значилось, что Лорку действительно расстреляли — по подозрению в социализме и гомосексуальности, а также принадлежности к масонской организации.

Федерико лорка за что расстреляли

Президент испанской Ассоциации за восстановление памяти Эмилио Сильва, обратившийся в аргентинский суд, выразил сожаление о том, что жертвы гражданской войны и франкизма в Испании вынуждены прибегать к судебной системе Аргентины из-за препятствий для судебного преследования преступлений в Испании.

В любом случае, до сих пор, несмотря на протесты потомков франкистов, борцы за восстановление памяти продолжают вскрывать массовые могилы с жертвами расстрелов. Все останки проверяются на генетическое родство с ныне живущими родными Лорки, но пока ничего не найдено. Зато, благодаря рассекреченным и обнародованным документам о смерти, известно, что Йен Гибсон неправильно установил место захоронения поэта.

Федерико лорка за что расстреляли

Сторонник Франко и жертва гей-лобби

Обнародованные бумаги разбили в пух и прах ещё две теории вокруг дона Федерико: что он сочувствовал франкистам и что его гомосексуальная ориентация — выдумка гей-лобби восьмидесятых. Первая теория держалась на дружбе дона Федерико с фалангистом Хосе Антонио Примо де Риверой. Де Ривера был примерно в то же время расстрелян республиканцами и сейчас его могила находится по соседству с могилой Франко. Но дружба эта не имела отношения к политике, она началась задолго до прихода Франко к власти.

Что касается «выдумок гей-лобби», то ещё до того, как были опубликованы бумаги о расстреле Лорки, стало известно содержание писем поэта к давнему другу, Сальвадору Дали. Художник бережно хранил эти письма всю жизнь. Многие строки в них прямо указывают на то, что Лорка добивался Дали, пытался его соблазнить и это стало причиной напряжения между ними, о котором Лорка сожалел. Кроме того, сами родные Лорки признали, что перед публикацией последних стихов поэта им пришлось переправить в строках о любви мужской род на женский, иначе эти стихи не смогли бы увидеть свет в Испании.

Федерико лорка за что расстреляли

Надо сказать, о связи с Дали или кем-либо другим ничего не знали франкисты, поскольку в бумагах значится, что Лорка, «несомненно, гомосексуален», но «точных фактов о его поступках такого рода не имеется». То же самое с социализмом Лорки: он громко проповедовал равенство людей и протестовал против цыганских погромов, устроенных жандармерией по всей Андалусии, но нет никаких фактов, что он состоял в какой-либо партии или посещал коммунистический кружок. Фактически, дона Федерико убили по одному только подозрению. На руках его убийц не было ни одной улики.

Федерико лорка за что расстреляли

Лорка и цыгане

Трактуя постоянно всплывающую тему цыган в творчестве Лорки, часть ценителей его стихов — и нелюбителей цыган — обычно декларирует, что Лорка не имел представления о реальной жизни этого народа. В голове его теснились фантастические образы, вызванные новеллами вроде «Кармен» и «Собора Парижской богоматери». Фактически, созданные им образы — не больше, чем романтическая фантазия.

На деле известно, что Федерико Гарсиа Лорка не просто плотно общался с цыганами — он сумел провести в цыганские пещеры исследователей фольклора, что было беспрецендентно. Лорка открыл, что цыгане усвоили и переосмыслили форму испанского романса на свой лад, изучил темы и образы, и цыганский романс во многом повлиял на его сюрреалистические стихотворения, вошедшие в книгу «Цыганское романсеро».

Федерико лорка за что расстреляли

Кроме того, фольклористы, ходившие с Лоркой, упоминают, что цыгане встречали его как своего, поскольку он представлялся правнуком некой хорошо известной им цыганки. Правда ли текла в поэте цыганская кровь, неизвестно точно, но факт остаётся фактом: цыганское происхождение Лорки признаётся цыганами Испании до сих пор. Пожалуй, без такого проводника фольклористам никогда не удалось бы проникнуть в цыганские пещеры.

«Цыганское романсеро» — не единственная книга Лорки с цыганскими мотивами. Он посвятил значительную часть своей жизни для того, чтобы легализовать фламенко и доказать испанцам, что этот жанр — национальное достояние. Сейчас мы не отделяем фламенко от испанской культуры, но в те времена, из-за связи с цыганами как основными исполнителями фламенко, это направление многие считали засоряющим настоящую испанскую музыку. Кроме лекций о фламенко, Лорка написал целую книгу стихов, полностью посвящённую стилям песен этого жанра.

Текст: Лилит Мазикина

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Федерико Гарсиа Лорка. Поэты и фашисты (4 фото)

Федерико лорка за что расстреляли

Поэт Антонио Мачадо, старший товарищ Лорки, поэт, творчество которого вызывало у Лорки горячий отклик («Как совершенен стих Мачадо, как чиста его сдержанность!»), написал после его смерти:

По улице длинной он шел под конвоем,
брезжило еле-еле,
холодно было в поле,
звезды заледенели.

Слегка посветлело небо,
и Федерико убили.
Палачи трусливы
и равнодушны были.

«Да не поможет тебе всевышний!» —
шептали и отводили взгляды.
Мертвым упал Федерико…
Кровь чело обагрила, в тело вошла прохлада.

Преступление было в Гранаде… в его Гранаде!
Знаешь ли ты, Гранада.

Стихотворение Мачадо вошло в сборник «Война», опубликованный в 1937 году в Валенсии, куда поэт был эвакуирован из осажденного франкистами Мадрида. В стихотворных строках звучит непереносимая горечь, Мачадо спрашивает: как это могло случиться в Гранаде, в родном городе поэта?

Но даже убитый, Лорка представлял для фашистов опасность. Он стал символом борьбы с фашизмом: в Москве в военное время, в 1944 году, вышла книга стихов и пьес Лорки тиражом 20 тысяч экземпляров.

Лорка и сегодня представляет опасность для тех, кто всячески пытается спрятать, завуалировать смысл и сущность фашизма, а значит и его антипода — коммунизма.

А такие, как мы знаем, не только есть, но и правят бал в нашем российском информационном пространстве.

Вот что, к примеру, Дмитрий Быков походя пишет о Лорке в статье, посвященной испанскому поэту Леону Фелипе (декабрь 2019 года, журнал «Дилетант»). «В 1936 году подавляющее большинство „Поколения 1927 года“ встало на сторону республики — не потому, что все они были ахти какими республиканцами, у них были разные убеждения, и даже Лорка, которого советское литературоведение упорно делало чуть ли не социалистом (в действительности, он был скорее аполитичен), вызывал ненависть франкистов вовсе не убеждениями».

В этом абзаце надо разобрать каждый тезис.

Первый тезис Быкова: «большинство „Поколения 1927 года“ встало на сторону республики — не потому, что все они были ахти какими республиканцами, у них были разные убеждения».

Под «поколением 1927 года» (иначе его еще называют поколением Лорки — Гильона) имеется в виду объединение поэтов, музыкантов, художников, возникшее в 1927 году после стихийно проведенного в Севилье празднования 300-летия испанского поэта Луиса де Гонгоры. Интеллектуалы, передовые люди своего времени, вспомнившие про забытого испанского поэта, в большинстве своем были именно республиканцами, а не монархистами.

Федерико лорка за что расстреляли

Разочарование в диктатуре Примо де Риверы, введенной по благословению короля, было в тот момент уже столь велико, что даже среднестатистические городские жители Испании придерживались республиканских взглядов. Что и показали муниципальные выборы, проведенные в апреле 1931 года: в городах бо́льшая часть голосов была отдана республиканским партиям. 4 апреля 1931 года испанский монарх Альфонс XIII был вынужден покинуть Испанию, в стране была провозглашена Республика. И Лорка, один из ярких представителей «поколения 1927 года», так же как и его соратники, был сторонником Республики.

Далее Быков пишет: «Лорка, которого советское литературоведение упорно делало чуть ли не социалистом (в действительности, он был скорее аполитичен), вызывал ненависть франкистов вовсе не убеждениями».

В одном предложении сделано сразу три утверждения. И каждое из них необходимо оспорить. Потому что каждое из этих утверждений льет воду на мельницу мифа, создаваемого людьми, которые всеми силами стремятся обелить фашистов и очернить коммунистов.

Был ли Лорка аполитичен?

Были ли его взгляды близки социалистическим или это всего лишь выдумка советских литературоведов?

И чем вызвал Лорка ненависть франкистов — чем, если не убеждениями?

Итак, был ли Лорка аполитичен?

Отец Лорки, Федерико Гарсиа Родригес, происходил из богатой землевладельческой семьи. А мать поэта, Висента Лорка Ромеро, на которой его отец был женат вторым браком, была обычной сельской учительницей, из простой семьи. Оба сына супружеской пары: и Федерико, и его родной брат Франсиско, были тесно связаны с интеллигенцией Гранады, входили в группу, формировавшую интеллектуальную и культурную жизнь города — литературную, музыкальную и художественную. Семья была известна либеральными взглядами.

В те же дни, когда убили Лорку, убили также мужа его сестры, алькальда Гранады врача Мануэля Фернандеса Монтесиноса. Дочь Монтесиноса, Тика Фернандес-Монтесинос Гарсиа, вспоминала: «Когда убили отца и дядю Федерико, мне было пять лет и семь месяцев. И в усадьбе воцарилось молчание».

После войны семья уехала в Америку, в Нью-Йорк. Тика говорит: «Когда мы отчаливали, дед воскликнул, стоя на палубе: «Я не собираюсь возвращаться в эту чертову страну!»

Отец Лорки умер и похоронен в Нью-Йорке. Его мать вернулась в Мадрид с внуками. Тика рассказывала: «В 1952-м мы обосновались в Мадриде. Бабушка умерла уже там, в 1959-м. Я помню, еще в нашей квартире в Нью-Йорке она бродила по коридору, когда думала, что она дома одна, и повторяла: „За что? За что?“ Она никогда не собиралась возвращаться в Гранаду. Никогда. И если в конце концов она решила вернуться в Испанию, то только ради нас».

Тика вспоминает: «Годы спустя я разговаривала с ней о старых друзьях-республиканцах, и бабушка сказала: «Они смирились с новым режимом, но я слишком дорого заплатила за него».

После поражения Республики, в 1939 году, семья воссоединилась в Нью-Йорке. Франсиско Гарсиа Лорка приехал в США в 1939 году и стал преподавателем Колумбийского университета в Нью-Йорке.

Дочь Франсиско Гарсиа Лорки и Лауры де лос Риос, Лаура Гарсиа-Лорка де лос Риос, возглавляющая многие годы Фонд Лорки, в апреле 2016 года дала интервью, в котором выразила главную боль и многолетнюю озабоченность семьи: не дать франкистам и их наследникам присвоить Лорку. Не дать убедить людей в том, что поэта убили случайно, а не за политические убеждения.

Федерико лорка за что расстреляли

Он спорит с настоящими и будущими «примирителями», заявляющими, что Лорка — «скорее аполитичен», а социалистом его сделали советские литературоведы. «Ситуация, сложившаяся непосредственно перед гражданской войной, разделила всю Испанию на два политических лагеря. Каждый человек оказался перед выбором. Выбор Федерико совершенно ясен», — пишет Франсиско Гарсиа Лорка.

В доказательство того, что Федерико был не чужд и самой прямой политической работе, Франсиско приводит длинный список политических мероприятий, в которых Федерико участвовал с февраля по май 1936 года. Это и чествование вернувшегося из России Рафаэля Альберти, и подписание манифеста с требованием освободить из тюрьмы бразильского коммуниста Луиса Карлоса Престоса, и публикация письма испанским рабочим, и присутствие на банкете в честь прибывших в Испанию представителей Народного фронта Франции.

Кроме того, Франсиско подчеркивает, что мало кто из поэтов так часто, как Федерико, «высказывался по вопросам общественного назначения искусства, был бы так же убежден в способности народа к духовному росту». Франсиско отмечает: «Я не стану специально останавливаться на этих высказываниях, поскольку они собраны и опубликованы, хотя иногда их замалчивают». И обращает внимание на менее известное, но очень важное, с его точки зрения, произведение — на первую книгу Лорки «Впечатления и пейзажи» (1918). Франсиско пишет: «На ее страницах много политических высказываний, выступлений против социальной несправедливости, заявлений о солидарности с бедняками, покинутыми на произвол судьбы».

«Похороны, в детстве привлекавшие белизной гроба, лентами и цветами, ныне заставляют меня в ужасе закрывать глаза: кто знает, какое сердце билось бы в этом холодном теле? Сельские дети умирают часто: одни от недостатка пищи, другие от избытка работы…» Трудно не вспомнить сходные строчки Экзюпери: «Мучительно не уродство этой бесформенной, измятой человеческой глины. Но в каждом из этих людей, быть может, убит Моцарт».

Лорку очевидным образом терзает этот убитый в каждом живом существе Моцарт. И в этом смысле — он коммунист. Для того чтобы терзаться несправедливостью мира и менять его, нужно иметь совесть, желание и способность его менять. У Лорки все это было — и он был коммунистом в этом смысле тоже. Именно это хорошо понимали и чувствовали его враги.

Вот еще одно «впечатление» Федерико из книги «Впечатления и пейзажи». Впечатление от двери, под которую подкладывали брошенных детей. «Как знать, вдруг в один прекрасный день, вне себя от вида голодных детей и зрелища жесткой социальной несправедливости, она со всего размаху обрушится на какую-нибудь городскую благотворительную комиссию, где нашло убежище столько респектабельных бандитов в сюртуках, и сделает из них хорошенькую котлету, которых так не хватает в Испании… Ужасен этот заброшенный приют, это тощее сиротское детство. От них в сердце закипают слезы и острая жажда равенства».

Франсиско подводит итог: «Не думаю, что возражения стремящихся извратить взгляды Федерико и признающих одно доказательство — партийный билет, убедительны… Я вовсе не считаю Федерико „злободневным“ писателем, к счастью, он таковым не был, и потому значение его творчества непреходяще, но этот „злободневный“ аспект выражен в творчестве брата настолько ярко, что опровергает обвинения в отсутствии чувства социальной справедливости, в отсутствии стремления к справедливости и свободе вообще».

Сходные воспоминания оставила и родная сестра Федерико Конча Гарсиа Лорка. Она рассказывает: «Когда началась гражданская война, я спросила его: «Знаешь, Федерико, ты никогда не говоришь о политике, но тебя считают коммунистом. Это правда?» Федерико рассмеялся: «Конча, дорогая, — ответил он, — я член партии бедняков».

Федерико лорка за что расстреляли

Итак, Лорка мучительно переживал социальную несправедливость, голод обездоленных, не только физический, но и духовный. Выливалось ли его переживание в действие? Безусловно.

Важную роль в жизни Федерико Гарсиа Лорки играл театр. Связано это было не только с тем, что театр был важен для него как для драматурга. Он придавал особое значение роли театра в обществе. В интервью 1934 года Лорка назвал себя «пламенным сторонником театра социального действия». Для него театр — «может быть, самое могучее и верное средство возрождения страны»… «своеобразная трибуна, с которой должно обличать лживую или ветхую мораль, представляя через живые судьбы вечные законы сердца и души человеческой».

Еще в детстве Лорка увлекался кукольными представлениями и мастерил свой кукольный театр. Его учеба по настоянию родителей шла в обычном «респектабельном» русле. В университете Гранады он учился на юриста. Здесь, в университете, он познакомился с преподавателем права Фернандо де лос Риосом. Эта встреча стала судьбоносной. Дальше жизнь Федерико будет тесно связана с де лос Риосом.

Де лос Риос помог Лорке перевестись учиться в Мадрид, в мадридский Институт свободного образования — частное светское либеральное учебное заведение, в котором преподавали люди, известные в Испании независимым образом мышления. Это было блестящее учебное заведение, в котором выступали ведущие ученые мира, была собрана большая библиотека, ставились спектакли и изучались фольклорные традиции Испании. В Институте свободного образования Лорка познакомился и подружился с художником Сальвадором Дали и режиссером Луисом Бунюэлем.

Дружественные отношения между Фернандо де лос Риосом и Лоркой оказались долговременными. Когда в 1929 году Лорка уехал читать лекции в США, Фернандо де лос Риос сопровождал его в поездке. Дочь де лос Риоса, Лаура де лос Риос (на ней впоследствии женился брат Федерико — Франсиско), играла в театре «Ла Баррака», с которым была связана важная часть жизни Федерико Гарсиа Лорки, его общественная и политическая деятельность.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *