Федерико феллини чем знаменит

10 фактов о Федерико Феллини

Главное, что нужно знать о великом итальянском режиссере, в долгу у которого не только мировой кинематограф, но и английский язык

31 октября 1993 года умер Федерико Феллини — режиссер «Дороги», «Ночей Кабирии», «Сладкой жизни», «Амаркорда» и еще как минимум 8 ½ великих фильмов. По случаю ELLE рассказывает главное, что о нем нужно знать.

1. Федерико Феллини родился в итальянском Римини, портово-курортном городе на берегу Адриатического моря. Юный Феллини был прилежным учеником, но по-настоящему увлекало его творчество, будь то рисование или кукольный театр. В 1939 году, стремясь угодить родителям, Федерико поступил на юрфак Римского университета — но его архивы гласят, что ни на одну лекцию Феллини так и не сходил.

2. Будучи большим поклонником американских комиксов, заинтригованным образом репортера в голливудском кино, Феллини начал пробовать себя в роли карикатуриста, журналиста и, наконец, сценариста. В 1942 году Федерико был отправлен в оккупированную фашистской Италией Ливию, где занимался экстренной доработкой сценария к снимавшемуся там фильму — и даже немного посидел в режиссерском кресле.

3. Аполитичный Феллини провел первую половину 1940-х, всеми правдами и неправдами уклоняясь от армейской службы, в итоге вытянув счастливый билет, когда войска союзников разбомбили здание, где хранились его медицинские документы. Падения режима Муссолини Федерико с его будущей женой Джульеттой Мазиной ждали, прячась в квартире ее тетки. Поженились молодой сценарист и начинающая актриса 30 октября 1943 года.

4. После освобождения Рима Феллини с приятелем открыли лавку, где зарабатывали на жизнь, рисуя шаржи на американских солдат, и куда, если верить легенде, однажды заглянул Роберто Росселлини. Знакомство с будущим классиком неореализма вылилось в плодотворное сотрудничество, и уже в 1947 году Феллини заработал свою первую номинацию на «Оскар» — на правах соавтора сценария «Рима, открытого города».

6. К концу 1950-х Феллини вырос в одного из важнейших — и популярнейших — режиссеров Италии. Ставшая началом его коллаборации с Марчелло Мастроянни «Сладкая жизнь» вызвала гнев Ватикана и цензоров, на ее миланской премьере режиссеру плюнули в лицо, но интерес к фильму был колоссальным, а после Золотой пальмовой ветви Канн и четырех оскаровских номинаций на смену скандальной славе пришел статус классики.

Источник

Федерико Феллини: как начать смотреть его фильмы

История о том, как один журналист приехал брать интервью на студию Cinecittà и так там и остался, вскоре став самым известным итальянским режиссером

«И „Оскар“ отправляется к…» — кто из кинематографистов не мечтает после этих слов услышать свое имя? Федерико Феллини обошел всех — 12 номинаций и пять статуэток. А еще на его стеллаже стояли каннская «Золотая пальмовая ветвь», венецианские «Золотой лев» и два «Серебряных льва», два золотых приза Московского кинофестиваля и множество других наград. Феллини — самый титулованный режиссер в мире и один из самых любимых. Из «большой пятерки» мастеров итальянского кино, куда еще входят Висконти, Антониони, Пазолини, Бертолуччи, именно Феллини остается главным «брендом», самым узнаваемым итальянцем в мире кинематографа.

Он пришел в режиссуру из журналистики. Однажды приехав на студию Cinecittà взять интервью у актера Освальдо Валенти, он влюбился в этот мир с его хаосом, суетой и неразберихой и до позднего вечера бродил из павильона в павильон. Потом он начал писать сценарии и однажды случайно оказался в режиссерском кресле, подменив коллегу-постановщи­ка.

Его фильмы отличались от того, что снимали в 1950–60-х. Главная особенность Феллини — парадоксальное соединение обыденного и фантастического, прозы и поэзии, реального и сновидческого. Критики даже придумали для его стиля термин «фантареализм», который, правда, не прижился. Вместо него чаще используют другое слово из истории искусства — барокко. Густота формы, усложненность структуры, гротескность визуальных образов, размытая граница между иллюзией и действительностью, атмосфера надвигающегося апокалипсиса — все это действительно сближает манеру Феллини со статуями Бернини, картинами Караваджо, зданиями Борромини.

Влияние Феллини с его барочным мороком можно увидеть в фильмах Терри Гиллиама, Тима Бертона, Вуди Аллена, Дэвида Линча, Педро Альмодовара, Паоло Соррентино.

С чего начать

Со «Сладкой жизни» (1960) — одного из главных произведений мирового кино, получившего «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах и «Оскар» за костюмы. Эта картина закрепила за Феллини славу итальянского режиссера № 1 и окончательно поссорила его с правительством, Ватиканом и консерватив­ной частью общества.

До «Сладкой жизни» Феллини предпочитал показывать жизнь маргиналов — бедняков, бездомных, проституток, бродячих артистов. А здесь камера направлена на буржуа и их роскошную, расточительную, в буквальном смысле сладкую жизнь.

Главный герой фильма — репортер Марчелло Рубини (Марчелло Мастроянни) — становится проводником зрителя в мир высшего света. Он берет интервью у звезд, проводит вечера в дорогих ресторанах на самой фешенебельной улице Рима виа Венето, посещает закрытые вечеринки. И постепенно превращается из стороннего ироничного наблюдателя в персонажа своих репортажей — лощеного, модного, любящего пустить пыль в глаза, но опустошенного, прячущего за острой шуткой грусть в глазах.

Федерико феллини чем знаменитКадр из фильма «Сладкая жизнь». 1960 год © Pathé

Федерико Феллини. «Сладкая жизнь». 1960 годCцена у фонтана Треви в Риме

Бурная реакция на первые показы лишь подогрела интерес к картине, и на сеансы выстроились огромные очереди. «Сладкая жизнь» стала самой кассовой картиной в фильмографии Феллини и одной из самых коммерчески успешных в истории итальянского кино (фильм окупился уже в первые две недели проката).

Что смотреть дальше

Следом стоит посмотреть другие «римские» фильмы Феллини. В раннем «Белом шейхе» (1952) столица предстает мечтой, сказкой, в которой оказались молодожены из провинции. Рим буквально завораживает героиню, заманивает в мир иллюзии. Она попадает на съемки фотокомикса со своим любимым актером — его играет Альберто Сорди. После премьеры он станет звездой.

Федерико феллини чем знаменитКадр из фильма «Ночи Кабирии». 1957 год © Dino de Laurentiis Cinematografica; Les Films Marceau

Совсем другой Рим в «Ночах Кабирии» (1957 год, «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке) — Феллини показывает задворки Вечного города, окраины, трущобы, пустыри. Жена режиссера Джульетта Мазина играет проститутку Кабирию — жизнелюбивую, трогательную, наивную. Она ищет любовь, которая изменит ее жизнь, и в поисках лучшей доли продает свой крохотный домик в пригороде Рима. Чтобы не впасть в излишнюю сентиментальность, Феллини наделяет героиню противоречивыми чертами — в ситуациях она вульгарна и эгоистична. Но главное — в ней есть жажда жизни и интерес к тому, что происходит вокруг. И что бы с ней ни происходило, она не потеряет веру в себя и надежду на то, что сможет выкарабкаться из нищеты.

Федерико феллини чем знаменитКадр из фильма «Рим». 1965 год © Les Productions Artistes Associés; Produzioni Europee Associati (PEA); Ultra Film

Федерико феллини чем знаменитКадр из фильма «Джинджер и Фред». 1986 год © France 3 Cinéma; Les Films Ariane; Produzioni Europee Associati (PEA); Radiotelevisione Italiana; Revcom Films; Stella Films

Завершить знакомство с Римом Феллини можно картиной «Джинджер и Фред» (1986), где впервые вместе играют его любимые актеры — Джульетта Мазина и Марчелло Мастроянни. Их персонажи — пожилые провинциалы, которые в молодости были двойниками знаменитых американских танцоров Джинджер Роджерс и Фреда Астера. И вот спустя несколько десятилетий по приглашению итальянского телевидения они приезжают в Рим. Но это уже не тот Рим, который они знали и любили, — древние памятники заслонены назойливой рекламой, Вечный город погряз в потребительской суете.

Источник

Федерико Феллини

Федерико Феллини (1920-1993) – итальянский кинорежиссер и сценарист. Лауреат 5 премий «Оскар» и «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля.

В биографии Федерико Феллини есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Феллини.

Федерико феллини чем знаменит

Биография Федерико Феллини

Федерико Феллини появился на свет 20 января 1920 года в итальянском курортном городе Римини. Он рос и воспитывался в семье коммивояжера Урбано Феллини и его жены Иды Барбиани. Помимо Федерико у супругов родились еще сын Рикардо и дочь Мария Маддалена.

Детство и юность

Будущий режиссер рос слабым и болезненным ребенком. Тем не менее, он проявлял живой интерес к разным творческим областям. Мальчику нравилось устраивать различные представления, при этом он собственноручно занимался пошивом масок и костюмов, а также росписью кукол.

В детстве Феллини посчастливилось побывать в приехавшем в их город цирке. Все, что он там увидел, произвело на него неизгладимое впечатление. Федерико обучался в монастырской школе, после чего отправился во Флоренцию, для получения дальнейшего образования.

Здесь Феллини начал учиться на репортера. Одновременно с этим, он подрабатывал карикатуристом в компании «Фебо». В 18-летнем возрасте парень обосновался в Риме, где поселился далеко не в самом благоприятном районе.

Интересен факт, что Федерико был настолько худым, что его прозвали «Ганди». В данный период биографии он продолжал зарабатывать на хлеб рисунками для различных изданий, а также написанием текстов для варьете, рекламы и радиоспектаклей.

С 1938 по 1942 год Федерико Феллини печатался в известном юмористическом издательстве «Марк Аврелий», знаменитом своим антифашизмом. Любопытно, что им было написано порядка 700 произведений, прежде чем ему предложили писать сценарии.

Фильмы

Италия, как и множество других стран, переживала неспокойные времена по причине разгара Второй мировой войны (1939-1945). Не желая отправляться на службу, Феллини нередко прибегал к симуляции болезни.

Тогда же Федерико посчастливилось познакомиться с режиссером Роберто Росселлини, который предложил ему написать сценарий к своей драме «Рим, открытый город». Интересен факт, что их знакомство произошло, когда Росселлини зашел в лавку, в которой Феллини продавал свои шаржи.

Киносценарий оказался настолько успешным, что в 1946 г. Федерико впервые в своей биографии был номинирован на «Оскар». Не менее интересно и то, что данная лента положила начало новому течению в кинематографе – неореализму.

Федерико феллини чем знаменит

В скором времени была экранизирована вторая работа Феллини-сценариста – драма «Пайза». И снова фильм оказывается в списке претендентов на «Оскар» за лучший сценарий. Почувствовав уверенность в собственных силах, мужчина решает попробовать себя в качестве кинорежиссера.

В 1950 г. состоялась премьера дебютной картины Федерико Феллини «Огни варьете», снятой совместно с Альберто Латтуадой. Через 3 года он представил драму «Маменькины сынки», которая удостоилась «Серебряного льва» на Венецианском фестивале.

Важно отметить, что во всех своих кинолентах Феллини всегда выступал как режиссер и сценарист. В 1954 г. вышла его очередная драма «Дорога», снятая в жанре неореализма. Эта работа имела фантастический успех, вследствие чего была отмечена свыше 50 наградами, включая «Оскар» и «Золотой лев».

Этот фильм получил много кинопремий, среди которых 2 награды Каннского кинофестиваля и «Оскар». Положением на сегодня, «Ночи Кабирии» находится в списке «250 лучших фильмов по версии IMDb». В 1960 г. свет увидел очередной шедевр Феллини «Сладкая жизнь», с Марчелло Мастроянни в главной роли.

По мнению ряда критиков, данная лента считается кульминационной точкой в творческой биографии Федерико Феллини и вершиной его режиссерского мастерства. Она также получила массу кинонаград, став обладательницей главного приза Каннского фестиваля – «Золотой пальмовой ветви».

Интересен факт, что именно после этой картины в обиход вошло понятие «папарацци», в честь любопытного персонажа – репортера Папараццо. В 1963 г. Феллини произвел еще больший фурор в мировом кинематографе, представив свою легендарную трагикомедию «Восемь с половиной».

Данная кинолента завоевала Большой приз Московского кинофестиваля и 2 «Оскара». Сейчас она считается классикой мирового кинематографа и одним из величайших кинофильмов в истории. Она располагается на 10-м месте рейтинга ТОП-50 величайших фильмов всех времен по версии издания «Sight & Sound».

Федерико феллини чем знаменит

Во второй половине 60-х годов Федерико снял еще 2 полнометражные картины – «Джульетта и духи» и «Сатирикон Феллини». Последний проект удостоился премий «Оскар» (Лучший режиссер) и «Золотой глобус» (Лучший фильм на иностранном языке).

В 1972 г. на экраны выходит феерическая комедия-притча «Рим Феллини», пронизанная ощущением праздника и карнавала, за которую режиссер получил премию «Золотой глобус». Тогда же на аналогичную тему Феллини снимает телефильм «Клоуны».

Очередной «Оскар» Федерико Феллини принесла автобиографичная комедия «Амаркорд», вышедшая на экраны в 1973 г. Спустя 3 года свет увидела драма «Казанова Федерико Феллини», которая также удостоилась ряда кинонаград. Затем режиссер объявил о премьере фильма «Репетиция оркестра», который был снят всего за 16 дней.

В 80-е годы мастер представил 4 полнометражные картины: «Город женщин», «И корабль плывет…», «Джинджер и Фред» и «Интервью». Последним творением Феллини стала мелодрама «Голоса Луны», вышедшая в 1990 г. Через 3 года он удостоился почетного «Оскара» за вклад в киноискусство.

Личная жизнь

В разгар войны Феллини предложили экранизировать историю влюбленных – Чико и Полины, вследствие чего, он занялся поиском актеров. Одной из исполнительниц была привлекательная Джульетта Мазина, которой удалось сразу покорить сердце режиссера.

Между молодыми людьми завязался бурный роман, который привел к свадьбе. Стоит заметить, что Федерико называл свою супругу главным источником вдохновения. Вскоре девушка забеременела, но по причине случайного падения у нее произошел выкидыш.

Федерико феллини чем знаменит Федерико Феллини и Джульетта Мазина

Позднее у супругов родился мальчик, но младенец оказался настолько слабым, что скончался уже через пару недель. После этого дети у пары больше не рождались. Джульетта снялась во многих картинах Феллини, неоднократно удостаиваясь почетных кинопремий за свою актерскую игру.

Смерть

Во время похорон мастера, движение в Риме было остановлено, а тысячи соотечественников Феллини провожали траурный кортеж аплодисментами. Менее чем через полгода после кончины мужа, Джульетта Мазина умерла от рака легких.

Источник

Федерико Феллини
Federico Fellini

Выдающийся итальянский кинорежиссер. Сценарист. Признанный классик мирового кинематографа. Обладатель пяти премий «Оскар» и «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля. Известен по фильмам «Дорога», «Мошенники», «Ночи Кабирии», «Сладкая жизнь», «Восемь с половиной 8½».

Федерико Феллини родился 20 января 1920 года в городе Римини, Италия. Его отец являлся мелким коммерсантом. В детстве Федерико любил рисовать, устраивать кукольные представления. В 1937 году уехал в Рим, перепробовал множество профессий: журналиста и карикатуриста, страхового агента, оформителя витрин.

В Риме молодой человек поступил на юридический факультет Национального университета в основном для того, чтобы получить отсрочку от службы в армии итальянского диктатора Муссолини. С 1938 года юмористические очерки Федерико начинают публиковать в издании «Марк Аврелий», содержание которого носило антифашистский характер.

Фильм «Дорога» в 1954 году сделал Феллини и его жену Джульетту Мазину, исполнительницу главной роли, всемирно известными. Режиссер получил «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. Всего Федерико получил четыре таких «Оскара» и еще один «Оскар» за кинематографическое творчество в целом.

Фильму «Сладкая жизнь» мы обязаны тем, что два чисто итальянских понятия стали широко использоваться во всем мире: «папарацци» и «дольче вита». Картина «8 1/2» произвел революцию в кинематографе, в нем применялась техника, называемая «поток сознания», помогающая показать внутренний мир героя, никак технически его не выделяя.

С 1965 года Феллини снимает цветные фильмы, при этом его мир является ярким, разноцветным. Федерико обращается к воспоминаниям юности и осмыслению исторических процессов, свидетелем которых стал сам. Это фильмы «Клоуны», «Рим» и «Амаркорд».

В начале весны 1993 года Федерико Феллини награжден «Оскаром» за вклад в киноискусство. Чета Феллини приближалась к пятидесятилетию со дня свадьбы, которое планировалось отметить 30 октября. Внезапно 15 октября режиссеру стало плохо, подоспевшие медики диагностировали инсульт. Легенду киноиндустрии поместили в госпиталь, но его состояние так и не улучшилось

Федерико Феллини скончался 31 октября 1993 года. В день похорон транспортное движение в столице Италии оказалось полностью остановлено. Процессия из тысяч человек с гробом режиссера проследовала от центра Рима до фамильной усыпальницы Феллини в Римини.

Награды и Признание Федерико Феллини

Творчество Федерико Феллини

Фильмография

Эпизоды в киноальманахах

Семья Федерико Феллини

Источник

Федерико феллини чем знаменит

Сто лет назад, 20 января 1920 года, родился Федерико Феллини. Это произошло в Римини, на адриатическом побережье Италии. Время и место действия имеют значение для понимания всех его работ: шедевров «Сладкая жизнь» (1960) и «Восемь с половиной» (1963), оскароносных картин «Дорога» (1954), «Ночи Кабирии» (1957) и «Амаркорд» (1973) и целого ряда других. Многие картины согреты звуками музыки Нино Рота. Некоторые сияют так, что слепят глаза.

У Римини два лица. Одно обращено к морю, и любой поклонник Феллини вспомнит многочисленные сцены на пляже из его фильмов. (Главный герой «Дороги», жестокий циркач-силач, плачет на песке. В «Сладкой жизни» изможденные участники оргии пробираются через сосновый лес на пустынный пляж, где монстр из глубин, поднятый на берег, лежит в сетях и смотрит тяжелым осуждающим взглядом.) Второе лицо Римини смотрит внутрь страны, в сторону Вечного города, который призывает героев Феллини, чтобы прижать к своей груди.

Кадр из фильма «Ночи Кабирии» (1957)

В «Белом шейхе» (1952), дебютном фильме Феллини в качестве самостоятельного режиссера, «Рим» — первое слово, которое слышит зритель. Его произносит мужчина, пассажир поезда, когда состав прибывает на станцию. В интервью с Лиллиан Росс для журнала The New Yorker в 1965 году Феллини сам объяснял свою любовь к Риму так:

Моя мать родом из Рима. Когда я впервые туда приехал, сразу почувствовал — я дома. Сейчас я считаю Рим своей личной квартирой. В этом секрет его привлекательности. Здесь чувствуешь себя не как в городе, а как в квартире. Улицы — это коридоры. Рим для меня как мать.

Стоит также упомянуть и печально известный Поход на Рим в марте 1922 года, через два года после рождения Феллини. Тогда фашисты массово прошествовали в столицу Италии, и в результате у власти оказался Муссолини — то есть Феллини вырос при фашистском режиме.

Кадр из фильма «Амаркорд» (1973)

Критики Феллини, увидев подобную зарисовку, вопрошают: «А как же жертвы режима? Их страдания забыты, ничего не стоят?» Конечно, в «Амаркорде» фашизм лишен того тяжелого, гнетущего ореола, как, например, в «Конформисте» Бертолуччи (1970), и Феллини, возможно, меньше других именитых режиссеров интересовался политикой.

Думается мне, он бы ответил: «Но все так и было» — нравится вам это или нет, именно так события запечатлелись в памяти мальчишки, которым он был. Но «Амаркорд» обнажает и юношеский максимализм фашизма, с его любовью к напыщенным позам и очевидно обреченным на провал стремлением сузить всю широту человеческого опыта под одну точку зрения. Камера Феллини все время двигается, но это в куда меньшей степени стилистический прием, чем решительный отказ оставаться на месте.

Мало кого удивит, что карьеру он начинал как газетный карикатурист — и продолжать рисовать скетчи во время всей свой режиссерской карьеры. Каждый раз, когда в его фильмах камерная вечеринка превращается в парад гротескных образов, мы чувствуем, что по мнению Феллини — и тут он солидарен со своим другом Ингмаром Бергманом — в кино человек смотрит на себя в зеркало.

Когда Феллини в 1939 году впервые приехал в Рим, его мать хотела, чтобы он изучал право. Эта надежда так и не осуществилась. Вместо этого он рисовал и писал многословные юмористические заметки в газеты. У него была собственная колонка под названием «Вы станете меня слушать?». Когда Союзники освободили город, он открыл магазин «Забавная мордашка», где предлагал любому получить собственную карикатуру за 10 минут. В числе покупателей можно было заметить американских солдат, которые отправляли рисунки домой.

Как-то раз в 1944 году в магазин зашел режиссер Роберто Росселлини. Он был наслышан о Феллини и пригласил его в один из своих проектов. Феллини работал над сценариями фильмов «Рим — открытый город» (1945) и «Пайза» (1946) — душераздирающих рассказов о войне. (Здесь можно вспомнить об обвинениях в пренебрежении страданиями жертв.) За работу над каждым из этих фильмов Феллини, у которого не было никакого образования в области кинематографии, был номинирован на «Оскар».

Его режиссерская карьера началась в начале 1950-х и закончилась только в 1990 году — через три года после его смерти — фильмом «Голос луны» (1990). Вот вам ответ на вопрос, как стать великим режиссером. Все очень просто.

Кадр из фильма «Сладкая жизнь» (1960)

Но не все разделяют мнение о его величии. Роджер Эберт называл «Сладкую жизнь» своим любимым фильмом и говорил, что с каждым просмотром в нем можно найти что-то новое. А вот Полин Кейл считала, что смотреть фильмы Феллини — все равно что «засунуть голову в мешок с навозом, а потом удивляться, что у тебя вся голова в экскрементах». Она считала, что режиссера «поразили и ужаснули» нравы праздной богемы, которые он исследовал.

Даже если так, больше они никого не ужасают. Сейчас, спустя 60 лет, мы видим лишь праздные увеселения и земные слабости, которые едва ли присущи лишь богачам. Ведь это бедняки собираются на пустыре, где пара ребятишек просто смеха ради рассказывает, что им привиделась Дева Мария. Как бы камеры ни пытались запечатлеть чудо, любой намек на святость оказывается уничтожен ливнем и меркнет в свете дуговых ламп. Но Феллини не злится на нас за нашу наивность. Он улыбается.

Вот католическая церковь действительно была в ужасе от «Сладкой жизни». А какой еще могла быть реакция на фильм, где в первых же кадрах в небе над Римом проносится статуя Христа? Что это, второе пришествие, только на этот раз на вертолете? (Стоит обратить внимание не только на саму статую, но и на недостроенные здания внизу — послевоенный мегаполис в самом расцвете.) Затем знаменитая сцена, где кинозвезда и кумир миллионов (Анита Экберг), в платье, больше напоминающем пародию на наряд священника, карабкается под купол Собора Святого Петра, а затем купается в фонтане Треви.

Гимн языческому великолепию, в своем открытом платье, это статуя, в которую вдохнули жизнь. Что еще более богохульно, она льет воду на голову своего последователя, печального журналиста Марчелло (Марчелло Мастроянни). Ни одного младенца не крестили так нежно.

Кадр из фильма «8 ½» (1963)

Два человека обеспечивают преемственность фильмам Феллини. Первый — это Мастроянни, второй — Джульетта Мазина, на которой Феллини был женат 50 лет. Она сыграла циркачку-бродягу в фильме «Дорога», проститутку в фильме «Ночи Кабирии» и домохозяйку, которая разговаривает с духами, в первом цветном фильме Феллини «Джульетта и духи» (1965).

Но иронично, что никто меньше Мазина не был похож на сластолюбивых красавиц из фильмов ее мужа. А Мастроянни, хотя всегда играл роли соблазнителей, всегда выглядел нерешительным и застенчивым, робким и неопытным, словно смущенным своей похотью. Голым и беззащитным он выглядит, просто сняв очки.

Если что-то и способно омрачить столетие Феллини, так это его отношение к противоположному полу. Конечно, он скорее боялся женщин, чем умалял их достоинство, но сегодня такие нюансы мало что значат. Стоит вспомнить только странные сцены Мастроянни в фильме «Восемь с половиной», где его оскорбляют бывшие любовницы, или в фильме «Город женщин» (1980), где он в роли хромого Лотарио пытается поцеловать девушку в меховой шляпе в туалете поезда. Потом в разговоре со своими подругами-феминистками, она называет его «печальным, опустошенным, измученным султаном» и заявляет: «Женщины для него — лишь повод рассказать свои дикие истории, устроить невротическое представление».

Что все это значит? Феллини пытается соответствовать новым моральным взглядам, хотя сам до конца их не понимает? Или на полном серьезе осуждает себя за прошлые грехи? Как бы то ни было, фильм представляет собой жуткое зрелище, и мне куда ближе «Казанова Федерико Феллини» (1976), где заглавный герой в исполнении Дональда Сазерленда смотрит на себя в прошлом — танцующего на льду венецианского канала. Но не с пылкой любовницей, а с ожившей куклой. Как бы она ни была похожа на человека, ее кожа все равно блестит как фарфор. Главный любовник всех времен и народов находит утешение в объятиях машины.

Кадр из фильма «Казанова» (1976)

Стоит ли говорить, что реальной Венеции места в этой сцене не нашлось. К моменту съемок «Казановы» Феллини практически потерял связь с изменчивой и несовершенной реальностью, предпочитая оставаться в послушном мирке своей студии, — особенно любил он звуковые павильоны студии «Чинечитта». (Ее открыл Муссолини в 1937 году.)

Там для «Амаркорда» была воссоздана копия разрушенного во время войны Римини. Там же для фильма «Рим» (1972) Феллини выстроил четырехполосную дорогу длиной в километр, с билбордами и заправочными станциями, отказываясь признавать тот факт, что, чтобы снять реальную дорогу, можно было просто выйти на улицу. Действие картины «И корабль плывет…» (1983) происходит на борту океанского лайнера, никогда не покидавшего тихую гавань «Чинечитты».

По словам самого Феллини, для «Голоса луны» он «хотел построить целую страну, … с площадью, церковью, дискотекой, мэрией, торговым центром». Он стал творцом, создающим миры по воле своего воображения. Как он однажды заметил, «может, бог и не играет в кости, но не против иногда сыграть в викторину».

Стоит ли удивляться, что поздние фильмы Феллини вызывают ощущение клаустрофобии. Они пленяют и очаровывают, но часто в них нечем дышать. Поэтому если мне нужно было бы познакомить с Феллини человека, который не видел ни одного его фильма, я бы предложил начать с фильма «Маменькины сынки» (1953) на большом экране. Это ранняя картина, легкая и не обремененная логикой, о компании беспечных праздных друзей в прибрежном итальянском городке.

Странно, но ранний Феллини всегда казался мне грустнее и мудрее, чем тот всемогущий маг, которым он стал впоследствии. (Возможно, Ариэль знает больше, чем Просперо когда-либо сможет познать.) В фильме почти нет сюжета, зато много свежего воздуха. Свой обычный день маменькины сынки проводят на туманном пляже, в пальто и шарфах, и смотрят в море, как жертвы кораблекрушения, в надежде увидеть корабль. А корабль, конечно, плывет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *