Федеративные государства характеризуются тем что

Федеративное государство

Федеративные государства характеризуются тем что

Содержание

Основные признаки федеративного государства

В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации); наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право принимать свои нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы); они наделены правом принимать региональные законы; у субъектов федерации, как правило, есть собственное гражданство, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.

При этом субъект федерации не имеет права выхода из состава федерации (сецессии) и, как правило, не может быть субъектом международных отношений. Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, республики, земли или федеральные земли (как в Германии и Австрии) и иное. Федерацию следует отличать от конфедерации, которая является международно-правовым союзом суверенных государств. Однако на практике различить правовую природу тех или иных образований бывает весьма затруднительно.

Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:

Однако ни демократия, ни федерализм в таком понимании духа Конституции не присутствуют. Суверенитет, целостность, единая система государственной власти и централизация управления, как известно, характерны для унитарного государства. Федерацию же отличают, как минимум, возможность ее субъектов самостоятельно, без какого-либо вмешательства центральной власти образовывать (формировать) собственные органы государственной власти и наличие взаимного разграничения предметов ведения и полномочий. Все это есть в российской Конституции и даже в аргументации Постановления Конституционного Суда, но ровно никакого влияния не оказывает на его выводы, абсолютно им противореча. Да и трудно представить, чтобы рассматриваемый механизм назначения губернаторов хоть сколько-нибудь соответствовал принципам федерализма. Если те же самые нормы Конституции, на которые ссылается Конституционный Суд, читать по-другому, то никакой единой, в смысле унитарной, системы государственной власти там не обнаружится. На самом деле речь идет о двух системах государственной власти — системе федеральных органов и системе органов государственной власти субъектов Российской Федерации, каждая из которых имеет собственные полномочия.

Имитация федерализма

Теоретически возможна ситуация, когда колониальная империя может «замаскировать» себя под федерацию путём передачи некоторых административных функций и символов самостоятельности насильно присоединённым провинциям и объявления их составными частями федерации.

Виды федераций

По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют:

В симметричных федерациях субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки), в асимметричных — конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия).

По особенностям формирования федерации выделяют:

При формировании территориальных федераций используется территориальный географический признак (например Соединённые Штаты Америки, Германия), в национальных — по национальному признаку (например бывшие Союз Советских Социалистических Республик, Чехословакия, Югославия). В смешанных федерациях формирование идёт по обоим признакам (например Россия). Способы формирования федерации в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.

По способу образования федерации делятся на:

Конституционные федерации возникают на базе ранее существовавшего единого государства. Вопреки распространённому заблуждению, в конституциях таких государств, как правило, прописан принцип территориальной целостности страны и субъекты федерации не имеют права свободного выхода из состава государства (например Германия, Бразилия, Россия).

Договорные федерации возникают в результате объединения ранее независимых государств в одно, для чего подписывается договор об объединении. В таком договоре даже могут быть прописаны условия входа (например, в Конституции США) и выхода (сецессии) государств из состава федерации (например, в договоре об образовании СССР).

«Мягкая федерация»

Источник

Федеративные государства характеризуются тем что

Что такое федеративное устройство

В федерации действует единая конституция, есть федеральные органы государственной власти, единое гражданство, общая валюта.

Одновременно члены федерации могут иметь собственные конституции, местные парламенты, правительства, суды.

Центр и субъекты федерации делят властные полномочия между собой. Например, центральная власть ведает обороной и внешней политикой, а за строительство школ на местах отвечают регионы; при этом налоговая политика находится в совместном ведении: есть федеральные, а есть местные налоги. Государственная собственность также бывает федеральной, а бывает региональной.

Примеры федеративных государств: Россия, США, Германия, Канада, Бразилия, Индия, Объединенные Арабские Эмираты.

Федерации бывают симметричными (с одинаковым статусом субъектов, как в США) и асимметричными (с разным статусом субъектов, как в Бразилии).

Признаки федеративного государства

Территория состоит из отдельных субъектов: штатов, провинций, республик, областей, кантонов, эмиратов или земель.

Двухуровневая система органов государственной власти: наряду с федеральным правительством и парламентом собственные парламенты и правительства есть у субъектов.

Субъекты имеют право издавать региональные законы.

У субъектов могут быть собственный институт гражданства, столица, герб и т.п.

Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается федеральной конституцией.

Страны с федеративным устройством. Примеры федераций

Российская Федерация состоит из 85 субъектов федерации. Ими являются республики, края, области, автономные области и автономные округа, города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь).

Федеративные государства характеризуются тем чтоФедеративные государства на карте мира. Wikimedia

Федеративное устройство России. Федерализм как основа конституционного строя РФ

В России 85 субъектов федерации, выделенных по территориальному (область, край, город федерального значения) или национальному признаку (республика, автономная область, автономный округ).

​2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Конституция РФ. Статья 1

Принцип федерализма предполагает децентрализацию государственной власти, разграничение полномочий между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Конституция РФ. Статья 5

Конституция РФ предусматривает, что число субъектов федерации может измениться путем добровольного вхождения в состав РФ иностранного государства или путем образования на территории РФ нового субъекта (за счет объединения или разделения уже существующих, выделения одного субъекта из состава другого, вхождения одного в состав другого).

Принципы федерализма в РФ

Государственная целостность. Единая система власти, единое экономическое пространство, общие законы.

Равенство и самоопределение народов. Равные права на национальное развитие, развитие национальной культуры и языка, гарантия прав малочисленных народов.

Единство системы государственной власти. Федеральные органы объединяют всю совокупность органов власти субъектов РФ.

Верховенство федерального права. Федеральные законы и иные акты центральных органов власти обладают приоритетом по отношению к законам субъектов.

Разграничение предметов ведения и полномочий. Конституция определяет взаимоотношения между центральной властью и субъектами, разграничивает сферы полномочий и компетенции

Равенство субъектов РФ. Защищаются интересы государства в целом и отдельных его субъектов, ни один из субъектов не имеет преимущества перед другими.

Разграничение предметов ведения. Полномочия федерального центра и субъектов федерации в РФ

В России в соответствии с Конституцией действует разделение полномочий между федеральным центром и субъектами.

В ведении Российской Федерации находятся:

Внешняя политика и оборона.

Финансовое, валютное, таможенное регулирование.

Уголовное и гражданское право.

Федеральный парламент издает законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ.

В совместном ведении находятся:

Защита прав и свобод граждан.

Вопросы воспитания, образования, науки и культуры.

Административное, трудовое, семейное, жилищное право.

Координация внешнеэкономических и международных связей субъектов.

Охрана окружающей среды.

На территории всей страны действуют федеральные законы, в соответствие с которыми принимаются законы субъектов федерации.

В ведении субъектов федерации находятся:

Все остальные вопросы, находящиеся вне ведения РФ, и вопросы, которые Конституция не конкретизирует в полной мере

Субъекты РФ могут принимать нормативные акты по вопросам, не входящим в компетенцию федеральной власти. При противоречии местных законов с федеральными действуют федеральные законы.

Выпускникам, сдающим ЕГЭ по обществознанию, нужно уметь отличать различные типы территориально-государственного устройства. Для этого необходимо знать признаки федеративного государства, унитарного государства и конфедерации.

В государстве Z законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества. Государство Z включает в себя шесть территорий, обладающих определенной политической и юридической самостоятельностью и правом принимать собственные конституции, не противоречащие основному закону страны.

Какова форма государственного (территориального) устройства Z?
Укажите факт по условию задачи, на основе которого Вы это установили.
Назовите любые две характеристики этой формы государственного устройства, не названные в условии задачи.

2) Факт, подтверждающий федеративное устройства: государство Z включает в себя шесть территорий, обладающих определенной политической и юридической самостоятельностью и правом принимать собственные конституции, не противоречащие основному закону страны.

3) В числе двух дополнительных характеристик можно назвать:
— Двухуровневая система органов государственной власти: наряду с федеральными органами имеются органы субъектов федерации.
— Двухпалатный парламент, где одна из палат представляет интересы субъектов.
— Разграничение предметов ведения федерации и субъектов.

Конституция про­воз­гла­ша­ет Z де­мо­кра­ти­че­ским фе­де­ра­тив­ным го­су­дар­ством с рес­пуб­ли­кан­ской фор­мой правления. Какие из приведённых при­зна­ков ха­рак­те­ри­зу­ют форму го­су­дар­ствен­но­го (территориального) устрой­ства Z? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) ре­гу­ляр­ные вы­бо­ры главы го­су­дар­ства и пар­ла­мен­та на аль­тер­на­тив­ной основе
2) га­ран­тия со­блю­де­ния по­ли­ти­че­ских и со­ци­аль­ных прав и сво­бод граж­дан
3) по­ли­ти­че­ский плюрализм
4) двух­па­лат­ная струк­ту­ра парламента, обес­пе­чи­ва­ю­щая пред­ста­ви­тель­ство регионов
5) вклю­че­ние в со­став не­сколь­ких го­су­дар­ствен­ных образований, каж­дое из ко­то­рых об­ла­да­ет определённой соб­ствен­ной компетенцией
6) дей­ствие кон­сти­ту­ций субъ­ек­тов при вер­хо­вен­стве общей конституции

Правильный ответ: 456

Источник

Федеративные государства характеризуются тем что

1. к принципам организации и деятельности государственного аппарата относят.
а) приоритет прав и свобод человека и гражданина+
б) контроль над правительством в виде запросов, обсуждений его деятельности
в) принцип разделения властей +
г) политическую организацию общества

2. к признакам функций государства относят.
а) исторически меняющиеся, эволюционные направления деятельности государства,
производные от целей и задач, стоящих перед обществом на определенном этапе его развития+
б) использование ресурсов государства
в) устойчиво сложившуюся предметную деятельность государства в важнейших сферах
общественной жизни+

3. к признакам абсолютной монархии относят.
а) тот факт, что в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха практически отсутствует (она является символической)
б) существование единоличного носителя верховной власти +
в) юридическую ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом

4. суть принципа разделения властей.
а) составляет специализация государственных органов по предметам ведения +
б) составляет распределение всех органов государства между тремя самостоятельными ветвями власти
в) составляет распределение власти между государственными органами и органами местого самоуправления
г) заключается в отсутствии органа-носителя верховной власти

5. охрана прав и свобод граждан, всех форм собственности, защита конституционного строя и правопорядка состоит в.
а) принятии нормативно-правовых актов законодательными органами власти
б) признании, законодательном закреплении и государственной гарантированности данных
ценностей +
в) непосредственном управлении объектами государственной собственности, регулирование деятельности субъектов негосударственных форм собственности, концентрации и распределении финансовых средств, установлении таможенного режима

6. к элементам формы государства относят.
а) форму правления +
б) структуру механизма государства
в) политический (государственный) режим+

7. значение деятельности исполнительных органов власти в структуре механизма государства.
а) занимают центральное положение в политической системе общества
б) выступают в качестве единовременного официального представителя общества
в) обеспечивают реализацию политики государства и исполнение законов, принятых
представительными органами власти +

9. к элементам политической системы общества следует отнести.
а) субъекты политики +
б) правовую семью
в) правовое регулирование
г) политические отношения+
д) политические нормы+

15. к признакам унитарного государства относится..
а) огосударствление всех общественных организаций
б) то, что оно имеет единые, общие для всей страны высшие исполнительные,
представительные и судебные органы +
в) то, что оно не имеет в своем составе других государств или государственных образований+
г) то, что оно характеризуется полным (тотальным) контролем государтсва государственного
аппарата над всеми сферами жизни общества+

16. к частнонаучным методам относится.
а) синтез
б) правовой эксперимент +
В )индукция
г) формально-юридический метод +

23. специфика предмета изучения теории государства и права состоит в изучении.
а) истории становления, развития и трансформации отдельных областей науки и научного мировоззрения в целом
б)эволюции структур, институтов и механизмов государственной власти в определенных пределах, как временных, так и пространственных
в)общих закономерностей происхождения, развития и функционирования государства и права+
г)политическая жизнь общества, политики во всем ее содержательном многообразии и во всех формах ее проявления

24. к признакам государственного органа относится.
а) то, что государственный орган формируется по воле государства и от его имени
осуществляет свои функции+
б)особый механизм государственного воздействия на общественные отношения и процессы, охватывающий основыные направления деятельности государства по управлению обществом
в)устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в важнейшх сферах общественной жизни
Г) то, что госуданственный орган наделяется полномочиями государственно-властного
характера +

29. к внутренним функциям государства относят.
а)обеспечение народовластия
б)основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью
общества +
в)созданием условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека посредством гарантирования определенного объема благ за счет государства

30. к признакам государства относится наличие:
а)правовой системы +
б)средства массовой информации
в)публичной власти +
г)точно обозначенной территории +
д)внутреннего и внешнего суверенитета +
е)гражданского общества

31. к правовым органам осуществления функций государства относят.
а) организационно-регламентирующую и организационно-хозяйственную деятельность государственных органов
б) практическую деятельность государства в различных сферах экономической, социальной, научной, культурной жизни общества
в) противотворческую, правоприменительную и правоохранительную деятельность +

32. социальное назначение и задачи государства реализуются. (один вариант ответа)
А )юридической практикой
б) государственным аппаратом +
в) общественным объединением

33. по способу принятия решений к государственным органам относится. (один вариант ответа)
а) демократические
б) коллегиальные и единоличные+
в) законодательные, исполнительные, судебные
г) органы общей и специальной компетенции

34. функции государства характеризуются.
а) предметом, содержанием, формами и методами
б) предметами ведения и полномочиями государственных органов
В) формами и методами (способами осуществления функций) +

39. структура аппарата современного государства состоит из … органов
а) единоначальных и коллегиальных +
б) выборных и назначаемых
в) законодательных, исполнительных и судебных +
г) центральных и местных +

41. К признакам функций государства можно отнести.
а) исторически меняющиеся, эволюционные направления деятельности государства,
производные от целей и задач, стоящих перед обществом на определенном этапе его развития+
б) использование ресурсов государства
в) устойчиво сложившуюся предметную деятельность государства в важнейших сферах
общественной жизни+

42. Предмет теории государства и права
а) изучение возникновения и развития конкретно-правовых систем во всем их историческом своеобразии, включая случайные процессы и явления
б) исследование конкретной отрасли права и законодательства
в) общие закономерности возникновения, развития и функционирования права и государства
как самостоятельных социальных институтов, сущность, типы, формы, функции и механизм
действия права и государства, основные понятия, общие для всей правовой науки+
г) исследование определенной сферы государственной жизни и конституции конкретного государства

48. к признакам антидемократического режима относится.
а) действие примата государства над правом+
б) гласность в деятельности государства
в) то, что население участвует в формировании и осуществлении государственной власти

50. к основным признакам президентской республики относится то, что …
в) в президентской республике имеет место ответственность правительства перед президентом,
а не перед парламентом +

51. структура механизма государства …
а) включает в себя государственные учреждения и организации +
б) включает в себя государственных служащих+
в) включает в себя направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внутренних задач
г) закрепляет и регулирует правовой статус личности в государстве и пределы государственного вмешательства в личную жизнь граждан

52. объектами государственной власти выступают …
б) юридические и физические лица, индивиды, группы, объединения, социальные слои, классы
и общество в целом +

53. суверенитет государства определяется.
а) организацией политической власти
б) верховенством государственной власти по отношению ко всем иным организациям и лицам
в стране и независимостью ее в сфере взаимоотношений данного государства с другими
государствами +
в) наличием территории, находящейся под суверенитетом данного государства

54. кибернетический подход к пониманию государства определяет государство как …
а) юридическую персонификацию личности
б) нейтральный руководитель общественными делами и хозяйственно-финансовой деятельностью
в)особую систему в связи с потоками информации, прямыми и обратными связями+

56. организационно-идеологическая форма осуществления функций государства включает.
б) повседневную, оперативно-разъяснительную, воспитательную работу по обеспечению выполнения различных функций государств

58. К функциям теории государства и права относится.
А) познавательно-констатирующая функция +
б) интерпретационная (объяснительная) функция+
в) аксиологическая функция

Источник

Что такое федеративное государство

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Все страны принято делить по форме государственного устройства на три типа — унитарные, конфедерации и федерации.

К числу последних относится современная Россия. Причем наша страна самая большая из них не только по территории, но и по количеству субъектов (85).

Федеративные государства характеризуются тем что

Давайте вместе рассмотрим предпосылки складывания такой ФГУ, ее особенности и признаки, а также узнаем, какие страны сегодня имеют статус федераций.

Федеративное государство — это одна из форм государственного устройства, в рамках которого государственно-территориальные единицы имеют статус государственных образований, имеющих законодательно закрепленную политическую самостоятельность.

Они не обладают государственным суверенитетом, но при этом имеют довольно большие полномочия при реализации внутриполитических мероприятий.

Федеративные государства характеризуются тем что

Субъекты федерации не могут воспользоваться сецессией (выходом из состава государства) и не рассматриваются как самостоятельные участники международных отношений.

Почему создаются федеративные государства

Существуют объективные предпосылки, способствующие образованию федеративного государства.

Одна из главных связана с естественным обособлением отдельных территорий в силу их отдаленного положения, а также обособляющих их горных массивов и крупных водных объектов.

Значение этого фактора существенно возрастает в случае накопления на этих территориях черт, которые отличают их в культурном плане от основной.

Ключевой предпосылкой федерализации выступает многонациональность государства, которая нередко влечет конфессиональные различия. При этом для складывания федерации важно, чтобы народы желали воплотить в жизнь право на самоопределение в рамках того государства, в котором они проживают.

Значимым фактором выступает федеративная трансформация, которая связана с институциональным переходом от унитарного к федеративному государству.

В наши дни она используется как способ решения вопроса этнического сепаратизма с сохранением территориальной целостности государства. Яркий пример подобного процесса — Бельгия, где в 70-е годы XX века произошло резкое обострение отношений между двумя главными этнолингвистическими общностями — валлонской и фламандской.

Практика показывает, что основная масса федеративных государств большие по площади и населению. Это объясняет существование еще одного фактора — управлять такими странами из одного центра неэффективно и в перспективе такая ситуация может привести к их распаду.

Признаки федерации

Понять, что такое федеративное государство можно, глядя на его признаки.

Среди других признаков федеративного государства:

РФ — это федеративное государство

Конституция РФ в своей первой статье закрепляет, что Россия — федеративное государство.

Оно построено на базе принципов, прописанных в ч.3 ст.5 Основного закона:

Наша страна формально относится к симметричным федерациям, чьи субъекты считаются равноправными. Однако в реальности это не совсем так, ведь право иметь свои Конституции есть только у республик. У остальных регионов основополагающим документом на их территории после Конституции выступает Устав.

Россия — это смешанная федерация, в которой присутствуют как территориальные субъекты (края, области, города федерального подчинения), так и национальные (республики, автономные округа, автономная область).

Современная РФ — конституционная федерация, которая была образована на основе принятого в 1993 году Основного закона, закрепившего статус федеративного государства.

Федеративные государства характеризуются тем что

Подробнее о федеративном устройстве России можно узнать здесь:

Современные федеративные государства

Унитарное и федеративное государство имеют существенные отличия, так как построены на разных принципах управления. Последние более сложные и характеризуются двухуровневой системой органов власти.

Традиционно количество федеративных государств относительно небольшое. По состоянию на 2020 год их насчитывается на планете 27.

Причем они равномерно распределены по всем частям света (6-7), кроме Австралии и Океании, где таких стран всего две.

Примеры федеративных государств в современной Европе помимо России — Бельгия, Германия, Австрия, Босния и Герцеговина, Швейцария. Последняя достаточно долго была конфедерацией, трансформировавшись в нынешний вид ФГУ.

За пределами Старого Света крупными федеративными государствами являются:

Федеративные государства характеризуются тем что

Каждое федеративное государство — это государство, которое не похоже ни на какое другое.

Ярким примером выступают Соединенные Штаты, где ключевым принципом федерализма выступают полномочия штатов формировать свою политическую систему и оказывать воздействие на федеральные органы госвласти.

Каждый субъект имеет три полноценные ветви власти, что позволяет им, например, самостоятельно устанавливать сроки правления губернаторов, определять свой электорат и создавать отличную от других систему налогообложения. В России столь глубокого федерализма не существует.

Вместо заключения

Федеративные государства выступают результатом компромисса народов, проживающих на их территории. Благодаря разграничению полномочий удается соблюдать баланс между центром и регионами, а исключение права сецессии у последних позволяет сохранять целостность государства.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (4)

Если государства бывают федеративными, то почему области, состоящие из нескольких районов так не называют? Они же тоже получается федеративные.

Потому что этот термин применим только к государствам, а не их частям.

Нам федерация досталась по наследству от РСФСР, не удивлюсь, если спустя какое-то время будет очередная конституционная реформа, в результате которой, субъекты РФ станут ещё более зависимы от центральной власти. Да и сейчас Россия, при внешнем федерализме, смещена в сторону унитарного государства, Москва может снять с должности всенародно избранного губернатора, поставив своего врио, может федеральным законом вообще отменить выборы и назначать губернаторов, такое уже было. В общем, до федерализма нам далеко.

Ну, тут Вы лукавите (про всенародного). Он вышел из доверия, что вполне логично при тех обвинениях, что против него выдвигаются.

В смутные времена (а в мире сейчас идет переход от доминирования Запада к многополярному мироустройству) самое лучшее иметь жесткую вертикаль власти. Быстрота реакции на меняющиеся реалии является жизненно важной для стран.

В тучные времена (а они вернутся лет через десять, пятнадцать и не раньше) федеративная модель (типа США) предпочтительна. Но в текущих условиях она несостоятельна. Страны запада тоже будут идти к автократии, либо проиграют.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *