Федеральный перечень учебников что это такое
Приказ Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 г. N 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (с изменениями и дополнениями)
Приказ Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 г. N 254
«Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»
С изменениями и дополнениями от:
В соответствии с частью 5 статьи 18 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 49, ст. 6962), частью 3 статьи 4 Федерального закона от 2 декабря 2019 г. N 403-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 49, ст. 6962), подпунктом 4.2.8(1) пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5343; 2020, N 11, ст. 1547), в целях реализации пунктов 2, 36 Порядка формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 декабря 2019 г. N 695 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2020 г., регистрационный N 57418), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
2. Установить, что учебники из числа учебников, входящих в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, включаются в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный пунктом 1 настоящего приказа, на 5 лет 1 со дня вступления в силу настоящего приказа.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Басюка B.C.
1 Часть 7 статьи 18 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; пункт 36 Порядка формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 декабря 2019 г. N 695 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2020 г. регистрационный N 57418).
Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 сентября 2020 г.
Регистрационный N 59808
Утвержден федеральный перечень учебников для школ.
Он включает перечень учебников, допущенных к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы, и перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений.
Для учебников, изданных на государственных языках республик или на языках народов России, указан соответствующий язык. Оговорено использование учебников при реализации адаптированных программ, а также программ с углубленным изучением отдельных предметов. Указан срок действия экспертных заключений.
Учебники включаются в перечень на 5 лет.
Приказ Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 г. N 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 сентября 2020 г.
Регистрационный N 59808
Вступает в силу с 25 сентября 2020 г.
Текст приказа опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 14 сентября 2020 г. N 0001202009140015
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства просвещения РФ от 23 декабря 2020 г. N 766
Изменения вступают в силу с 13 марта 2021 г.
Приказ Министерства просвещения РФ от 23 декабря 2020 г. N 766
Изменения вступают в силу с 13 марта 2021 г.
Федеральный перечень учебников что это такое
Федеральный перечень учебников:
какие изменения необходимо
учесть школе при формировании
заказа учебников
Подробную информацию, ответы на вопросы и комплексную методическую поддержку от специалистов АО «Издательство «Просвещение» можно получить на сайте https://fpu.prosv.ru, на портале «Просвещение. Поддержка» https://uchitel.club/ или задав вопрос на электронный адрес горячей линии vopros@prosv.ru.
Нормативно-справочная информация
В помощь учителю: информация об использовании УМК в учебном процессе
Задать вопрос
Часто задаваемые вопросы
Линия учебников русского языка для 5-9 классов Ладыженской Т. А., Баранова М. Т. и др. /Бархударова С. Г. и др. переработана в соответствии с ПрООП.
Содержание приведено в соответствие с Примерной основной образовательной программой (добавлены параграфы и задания):
В связи кардинальным обновлением в содержании старых учебников много несовпадений с содержанием новых учебников. Учителю трудно вести урок в классе, где только часть учеников занимается по обновлённым учебникам.
Ключевые преимущества обновлённых учебников 8-9 классов:
Методические пособия с рабочей программой и тематическим планированием можно скачать https://cloud.prosv.ru/s/pW5fyHsdf27BLLg
По многочисленным просьбам учителей учебник Бархударова С. Г., Крючкова С. Е. Максимова Л. Ю. и др. был переработан в соответствии с ПрООП ООО и включён в ФПУ как продолжение линии учебников Ладыженской Т. А., Баранова М. Т. и др.
В 8 и 9 классах изучается синтаксис простого и сложного предложений. Учителям больше нравится способ подачи теоретического материала в учебниках Бархударова С. Г. и др., поэтому было принято решение перерабатывать именно этот учебник.
Если учителя ранее работали с учебниками О.С.Габриеляна издательства «Дрофа», будет логично и несложно перейти на учебники этого же автора АО «Издательство «Просвещение», так как небольшие различия в структуре курса наблюдаются лишь в основной школе.
Учебник для 8 класса издательства «Дрофа» завершается темой «Свойства растворов электролитов», а учебник для 9 класса начинается с рассмотрения Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строения атома.
Учебник для 8 класса АО «Издательство «Просвещение», построенный на основе историко-логического и системно-деятельностного подходов, завершается темами «Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома» и «Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции», а содержание курса для 9 класса начинается с рассмотрения темы «Химические реакции в растворах».
Таким образом, переход с учебников одного издательства на учебники другого будет безболезненным, так как потребует лишь повторения одной из тем курса, что предусмотрено в рабочей программе для основной школы.
Переход на учебники базового уровня в средней школе также логичен, так как структура учебников АО «Издательство «Просвещение» кардинально не отличается от структуры учебников издательства «Дрофа».
Обращаем ваше внимание, что учебно-методический комплект по химии АО «Издательство «Просвещение» дополнен курсом химии для 7 класса, которое может использоваться как автономный пропедевтический курс или в качестве составной части курса химии для основной школы. Более подробно о нем можно узнать здесь: https://www.youtube.com/watch?v=FZxqpvgBZI4&feature=youtu.be
Пояснительное письмо Генерального директора издательства «Просвещение», касающееся именно Вашего вопроса о включении учебников для 10-11 классов только для углублённого уровня.
Вы можете использовать учебники серии «Вундеркинды Плюс» для 10-11 классов и для базового уровня, так как они заявлены для изучения немецкого языка как на базовом, так и на углублённом уровнях (письмо размещено на странице FPU)
АО «Издательство «Просвещение» для изучения права на углублённом уровне предлагает следующие учебники:
АО «»Издательство «Просвещение» для изучения права на углублённом уровне предлагает следующие учебники:
Концепция преподавания учебного курса «История России» 2020 г. дополняет положения действующей Концепции учебно-методического комплекса 2014 года и развивает их применительно к реальной учебной практике:
Учебники для базового уровня изучения истории в старшей школе:
Согласно Примерной основной образовательной программе среднего общего образования углублённый уровень предмета предполагает обязательное наличие повторительно-обобщающего курса по истории России с древности до 1914 года на уровне 11 класса. Следовательно, изучение курса Всеобщей истории не предполагается на уровне 11 класса при углублённом изучении предмета. В 10 классе учащиеся изучают события XX в. в рамках двух курсов учебного предмета «История». Мы предлагаем следующие учебники, входящие в новый Федеральный перечень учебников, рассчитанные для изучения в 10-11 классах на углублённом уровне:
Особенности УМК «Сферы»:
Особенности нового УМК:
Новая линия УМК Пёрышкина-Иванова является приемником классического курса по физике авторов А.В Перышкин, Е.М. Гутник. Учебники рекомендованы к включению в Федеральный перечень решением Научно-методического совета по учебникам от 11 ноября 2020 г. № Д04-7/04пр.
Структура УМК и методика преподавания сохраняют традиции классической линии учебников по физике авторов А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. Содержательная часть полностью соответствует требованиям ФГОС и ПООП.
Вместе с тем содержание учебника усилено рассмотрением современных достижений физической науки, расширен материал для дополнительного чтения, введены задания для коллективной работы и развития функциональной грамотности. Учебники содержат все необходимые материалы для подготовки обучающихся к ОГЭ и ВПР.
Доводим до вашего сведения, что учебники Пёрышкина А.В. «Физика» для 7, 8, 9 классов АО «Издательство «Просвещение» (правопреемник ООО «ДРОФА») по-прежнему находятся в Федеральном перечне и могут использоваться для преподавания курса физики в 7, 8, 9 классах соответственно. Выпуск указанных учебников как в печатной, так и в электронной форме в настоящее время не производится в связи с окончанием срока действия лицензионных договоров.
Федеральный перечень учебников что это такое
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 20 мая 2020 года N 254
(с изменениями на 23 декабря 2020 года)
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минпросвещения России от 23 декабря 2020 года N 766 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.03.2021, N 0001202103020043).
2. Установить, что учебники из числа учебников, входящих в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, включаются в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный пунктом 1 настоящего приказа, на 5 лет со дня вступления в силу настоящего приказа.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Басюка B.C.
в Министерстве юстиции
14 сентября 2020 года,
регистрационный N 59808
Приложение
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 20 мая 2020 года N 254
Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность
(с изменениями на 23 декабря 2020 года)
1. Перечень учебников, допущенных к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы, в том числе учебников, обеспечивающих учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке
Порядковый номер учебника
Класс, для кото-
рого учеб-
ник разра-
ботан
Правообладатель (наименование юридического лица либо фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица, которому в установленном законодательством Российской Федерации порядке принадлежит исключительное право на учебник)
Язык издания учебника (указывается для учебников, изданных на государст-
венных языках республик или на языках народов Российской Федерации)
Информация о возможности исполь-
зования учебника при реализации адапти-
рованных общеобразо-
вательных программ (специаль-
ный учебник), а также общеобразо-
вательных программ с углубленным изучением отдельных учебных предметов, предметных областей соответст-
вующей образова-
тельной программы (профильное обучение)
Фамилия, имя, отчество (при наличии) экспертов, осуществ-
лявших экспертизу учебника (не указы-
ваются в случае, предус-
мотренном частью 3 статьи 4 Федераль-
ного закона от 2 декабря 2019 г. N 403-ФЗ )
Реквизиты приказа Минис-
терства просве-
щения Рос-
сийской Феде-
рации, в соответст-
вии с которым учебник включен в феде-
ральный перечень учебников
Срок действия эксперт-
ного заклю-
чения, на основании которого учебник включен Минис-
терством просве-
щения Рос-
сийской Феде-
рации в феде-
ральный перечень учеб-
ников
1.1. Учебники, используемые для реализации обязательной части основной образовательной программы
Начальное общее образование
Русский язык и литературное чтение (предметная область)
Русский язык (учебный предмет)
Горецкий В.Г.,
Кирюшкин В.А.,
Виноградская Л.А.
и другие
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
От 20 мая 2020 года N 254
Канакина В.П.,
Горецкий В.Г.
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
От 20 мая 2020 года N 254
Русский язык (в 2 частях)
Канакина В.П.,
Горецкий В.Г.
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
От 20 мая 2020 года N 254
Русский язык (в 2 частях)
Канакина В.П.,
Горецкий В.Г.
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
От 20 мая 2020 года N 254
Русский язык (в 2 частях)
Канакина В.П.,
Горецкий В.Г.
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
От 20 мая 2020 года N 254
Букварь (в 2 частях)
Журова Л.Е., Евдокимова А.О.
Общество с ограниченной ответст-
венностью Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
От 20 мая 2020 года
N 254
Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И.; под редакцией Иванова С.В.
Общество с ограниченной ответст-
венностью Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ»;
Акционерное
общество
«Издательство
«Просвещение»
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
От 20 мая 2020 года
N 254
Русский язык (в 2 частях)
Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. и другие; под редакцией Иванова С.В.
Общество с ограниченной ответст-
венностью Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
От 20 мая 2020 года
N 254
Русский язык (в 2 частях)
Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. и другие; под редакцией Иванова С.В.
Общество с ограниченной ответст-
венностью Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
От 20 мая 2020 года
N 254
Русский язык (в 2 частях)
Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю.; под редакцией Иванова С.В.
Общество с ограниченной ответст-
венностью Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
От 20 мая 2020 года
N 254
Русский язык. Букварь (обучение грамоте) (в 2 частях)
Кибирева Л.В., Клейнфельд О.А., Мелихова Г.И.
От 20 мая 2020 года
N 254
Кибирева Л.В.,
Клейнфельд О.А.,
Мелихова Г.И.
От 20 мая 2020 года N 254
Русский язык (в 2 частях)
Кибирева Л.В.,
Клейнфельд О.А.,
Мелихова Г.И.
От 20 мая 2020 года N 254
Русский язык (в 2 частях)
Кибирева Л.В.,
Клейнфельд О.А.,
Мелихова Г.И.
От 20 мая 2020 года N 254
Русский язык (в 2 частях)
Кибирева Л.В.,
Клейнфельд О.А.,
Мелихова Г.И.
От 20 мая 2020 года N 254
Климанова Л.Ф.,
Макеева С.Г.
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
От 20 мая 2020 года N 254
Климанова Л.Ф.,
Макеева С.Г.
Бабушкина Т.В.
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
От 20 мая 2020 года N 254
Русский язык (в 2 частях)
Климанова Л.Ф.,
Бабушкина Т.В.
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
От 20 мая 2020 года N 254
Русский язык (в 2 частях)
Климанова Л.Ф.,
Бабушкина Т.В.
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
От 20 мая 2020 года N 254
Русский язык (в 2 частях)
Климанова Л.Ф.,
Бабушкина Т.В.
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
От 20 мая 2020 года N 254
Общество с ограниченной ответст-
венностью «ДРОФА»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
От 20 мая 2020 года
N 254
Русский язык (в 2 частях)
Общество с ограниченной ответст-
венностью «ДРОФА»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
От 20 мая 2020 года
N 254
Русский язык (в 2 частях)
Общество с ограниченной ответст-
венностью «ДРОФА»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
От 20 мая 2020 года
N 254
Русский язык (в 2 частях)
Общество с ограниченной ответст-
венностью «ДРОФА»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
От 20 мая 2020 года
N 254
Букварь (в 2 частях)
Репкин В.В., Восторгова Е.В., Левин В.А.
Общество с ограниченной ответст-
венностью «БИНОМ. Лаборатория знаний»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
От 20 мая 2020 года
N 254
Репкин В.В., Восторгова Е.В.
Общество с ограниченной ответст-
венностью «БИНОМ. Лаборатория знаний»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
От 20 мая 2020 года
N 254
Русский язык (в 2 частях)
Репкин В.В., Некрасова Т.В., Восторгова Е.В.
Общество с ограниченной ответст-
венностью «БИНОМ. Лаборатория знаний»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
От 20 мая 2020 года
N 254
Русский язык (в 2 частях)
Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В., Чеботкова Л.В.
Общество с ограниченной ответст-
венностью «БИНОМ. Лаборатория знаний»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
От 20 мая 2020 года
N 254
Русский язык (в 2 частях)
Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В.
Общество с ограниченной ответст-
венностью «БИНОМ. Лаборатория знаний»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
От 20 мая 2020 года
N 254
Букварь (в 2 частях)
Соловейчик М.С., Бетенькова Н.М., Кузьменко Н.С., Курлыгина О.Е.
Общество с ограниченной ответст-
венностью «Издательство «Ассоциация 21 век»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
От 20 мая 2020 года
N 254
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.
Общество с ограниченной ответст-
венностью «Издательство «Ассоциация 21 век»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
От 20 мая 2020 года
N 254
Русский язык (в 2 частях)
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.
Общество с ограниченной ответст-
венностью «Издательство «Ассоциация 21 век»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
От 20 мая 2020 года
N 254
Русский язык (в 2 частях)
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.
Общество с ограниченной ответст-
венностью «Издательство «Ассоциация 21 век»;
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
От 20 мая 2020 года
N 254
Русский язык (в 2 частях)
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.
Общество с ограниченной ответст-
венностью «Издательство «Ассоциация 21 век»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Приложение. Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
Порядок
формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
С изменениями и дополнениями от:
8 декабря 2014 г., 14 августа 2015 г.
структуру федерального перечня учебников;
основания и процедуру включения учебников в федеральный перечень учебников;
критерии и порядок проведения экспертизы учебников;
форму экспертного заключения;
основания и порядок исключения учебников из федерального перечня учебников.
2. Федеральный перечень учебников состоит из 3-х частей:
Каждая часть состоит из 3 разделов:
начальное общее образование;
основное общее образование;
среднее общее образование.
Разделы состоят из подразделов по наименованию предметных областей.
Учебник включается только один раз в федеральный перечень учебников.
В федеральный перечень учебников включаются следующие сведения об учебнике:
порядковый номер учебника;
наименование издателя (ей) учебника;
адрес страницы об учебнике на официальном сайте издателя (издательства);
язык издания (указывается для учебников, изданных на государственных языках республик или на языках народов Российской Федерации);
информация об использовании учебника при реализации адаптированных образовательных программ.
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 8 декабря 2014 г. N 1559 в пункт 3 внесены изменения
а) принадлежащие к завершенной предметной линии учебников, представляющей собой совокупность учебников, обеспечивающей преемственность изучения учебного предмета или предметной области на соответствующем уровне общего образования, построенной на единой методической и дидактической основе, отвечающей единым психолого-педагогическим подходам, использующей общую структуру изложения материала и имеющей единое художественно-эстетическое оформление;
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 8 декабря 2014 г. N 1559 подпункт «б» изложен в новой редакции
б) представленные в печатной форме, полученной печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленные, и электронной форме, представляющей собой электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника, содержащей мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника;
в) имеющие методическое пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета (его раздела, части) или воспитания;
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 8 декабря 2014 г. N 1559 пункт 3 дополнен подпунктом «г»
г) имеющие инструкцию по установке, настройке и использованию электронной формы учебника.
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 8 декабря 2014 г. N 1559 пункт 6 изложен в новой редакции
6. Заказчик научной, педагогической, общественной, этнокультурной и региональной экспертиз самостоятельно определяет экспертные организации из числа организаций, соответствующих положениям пунктов 9, 10, 11 Порядка.
Научную историко-культурную экспертизу учебников истории России проводит уполномоченная организация.
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 8 декабря 2014 г. N 1559 в пункт 7 внесены изменения
7. Научная (научная историко-культурная для учебников истории России) и педагогическая экспертизы учебника проводятся одновременно или последовательно по выбору заказчика экспертизы.
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 8 декабря 2014 г. N 1559 в пункт 8 внесены изменения
8. Учебники проходят общественную, этнокультурную и региональную экспертизы при наличии положительных экспертных заключений по результатам научной (научной историко-культурной для учебников истории России) и педагогической экспертиз.
Этнокультурная и региональная экспертиза обязательна для учебников, обеспечивающих учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке.
9. Организации проводят научную и педагогическую экспертизы учебников на основании своих уставов, утвержденных Правительством Российской Федерации, в которых закреплены полномочия по проведению экспертизы учебников.
10. Общественную экспертизу учебников проводят некоммерческие организации, чья уставная деятельность направлена на поддержание и развитие российского образования, в уставе которых предусмотрено проведение экспертизы учебных и учебно-методических материалов.
11. В проведении этнокультурной и региональной экспертизы учебников участвуют уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
12. Для проведения экспертизы учебников заказчик экспертизы направляет в экспертную организацию заявление в произвольной форме.
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 8 декабря 2014 г. N 1559 пункт 13 изложен в новой редакции
13. К заявлению прилагаются учебник и материалы, соответствующие требованиям, указанным в пункте 3 Порядка.
В заявлении указывается, принадлежит ли завершенная предметная линия, в которую входит учебник, к системе учебников, представляющую собой совокупность завершенных предметных линий учебников, обеспечивающую достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы по всем учебным предметам на соответствующем уровне общего образования*.
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 8 декабря 2014 г. N 1559 в пункт 14 внесены изменения
14. Для проведения общественной, этнокультурной и региональной экспертиз заказчик экспертизы в дополнение к материалам, указанным в пункте 13 Порядка, представляет в экспертную организацию положительные экспертные заключения по результатам проведения научной (научной историко-культурной для учебников истории России) и педагогической экспертиз или их заверенные в установленном порядке копии.
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 8 декабря 2014 г. N 1559 в пункт 15 внесены изменения
При педагогической и общественных экспертизах электронной формы учебника дополнительно привлекаются эксперты, имеющие опыт разработки учебников или учебно-методических пособий в электронной форме, учебно-обучающих программ или других электронных образовательных ресурсов.
Экспертная организация должна обладать кадровыми и материально-техническими ресурсами для проведения экспертиз.
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 8 декабря 2014 г. N 1559 в пункт 16 внесены изменения
16. Экспертные организации по результатам проведенных экспертиз оформляют экспертные заключения в соответствии с формами согласно приложениям N 1-5 к Порядку.
17. Экспертное заключение должно содержать однозначные выводы:
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 8 декабря 2014 г. N 1559 в подпункт 17.1 внесены изменения
17.1. При научной (научной историко-культурной для учебников истории России) экспертизе о том, что:
экспертируемое издание является учебником;
в содержании учебника представлены ключевые и актуальные теории, идеи, понятия, факты, относящиеся к данной области знаний ФГОС соответствующего уровня образования, отражены методы научного познания, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной организации на данном уровне образования, отсутствуют недостоверные факты;
учебник содержит актуальные и современные сведения в соответствующей предметной области, в том числе о передовых достижениях науки и техники, технологий;
иллюстрационный материал учебника соответствует тексту и дополняет его;
в учебнике отсутствуют ошибки, опечатки.
При научной историко-культурной экспертизе также о том, что:
учебник соответствует концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории;
изложение материала в учебнике отражает понимание истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, ее особенностей, места и роли в мировой истории и современном мире; историю населяющих ее народов и культур, историю регионов;
содержание учебника способствует формированию у обучающихся гражданской общероссийской идентичности; ценностных ориентиров верховенства права, социальной солидарности и согласия, безопасности, свободы и ответственности.
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 8 декабря 2014 г. N 1559 в подпункт 17.2 внесены изменения
17.2. При педагогической экспертизе о том, что:
экспертируемое издание является учебником;
наименование учебника соответствует наименованию учебного предмета или предметной области ФГОС соответствующего уровня общего образования;
учебник принадлежит к завершенной предметной линии учебников;
в содержании учебника не выявлены сведения, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству;
содержание учебника обеспечивает выполнение требований ФГОС соответствующего уровня образования по формированию личностных, предметных результатов и формирование навыков самооценки и самоанализа учащихся, способствует развитию мотивации к учению, интеллектуальной и творческой деятельности учащихся, реализации системного подхода в обучении;
содержание учебника способствует формированию патриотизма, любви и уважения к семье, Отечеству, своему народу, краю, толерантному отношению к представителям различных религиозных, этнических и культурных групп, учит межнациональному и межконфессиональному диалогу;
методический аппарат учебника обеспечивает овладение приемами отбора, анализа и синтеза информации на определенную тему, наличие и достаточность проверки и самопроверки усвоения учебного материала; формирует навыки смыслового чтения и навыки самостоятельной учебной деятельности, умение использовать профессиональную терминологию;
развивает критическое мышление, способность аргументированно высказывать свою точку зрения; предоставляет возможность организации групповой деятельности учащихся и коммуникации между участниками образовательного процесса, применения полученных знаний в практической деятельности, индивидуализации и персонализации процесса обучения, установления межпредметных связей;
завершенная линия учебников принадлежит к системе учебников;
учебник содержит задания для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся;
текстовый материал соответствует нормам современного русского языка, государственных языков республик, языков народов Российской Федерации;
язык изложения понятен, соответствует возрастной группе, для которой предназначен учебник;
изложение учебного материала характеризуется структурированностью, систематичностью, последовательностью, разнообразием используемых видов текстовых и графических материалов;
структура и содержание методического пособия соответствует структуре и содержанию учебника;
в учебнике отсутствуют ошибки, опечатки;
структура и содержание и художественное оформление электронной и печатной форм учебника соответствуют друг другу;
электронная форма учебника в полном объеме содержит иллюстрации (с учетом их адаптации и (или) изменения композиции в электронную форму), содержащиеся в печатной форме;
электронная форма учебника содержит:
педагогически обоснованное для усвоения материала учебника количество мультимедийных и (или) интерактивных элементов (галереи изображений, аудиофрагменты, видеоролики, презентации, анимационные ролики, интерактивные карты, тренажеры, лабораторные работы, эксперименты и (или) иное);
средства контроля и самоконтроля.
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 8 декабря 2014 г. N 1559 в подпункт 17.3 внесены изменения
17.3. При общественной экспертизе о наличии следующих свойств:
содержание учебника носит воспитывающий характер, способствует развитию личности, созданию условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
использование учебника в образовательном процессе (не распространяется на учебники, впервые поданные на экспертизу для включения в федеральный перечень учебников);
отсутствие заданий, выполнение которых обязательно непосредственно в учебнике, за исключением электронной формы учебника;
качество учебника, включая его художественное оформление, формат, цветовое решение, эстетическое восприятие, удобство и многократность использования, практичность, эстетичность и информативность обложки, качество бумаги, разнообразие и качество иллюстраций (рисунков, фотографий, чертежей, схем), их соответствие содержанию учебника, информационных положений и других элементов, стимулирующих чтение, объем материала, наличие материала или указаний в учебнике, помогающих работать с книгой;
электронная форма учебника:
представлена в общедоступных форматах, не имеющих лицензионных ограничений для участника образовательного процесса;
может быть воспроизведена на трех или более операционных системах, не менее двух из которых для мобильных устройств;
должна воспроизводиться на не менее чем двух видах электронных устройств (стационарный или персональный компьютер, в том числе с подключением к интерактивной доске, планшетный компьютер и иное);
функционирует на устройствах пользователей без подключения к сети «Интернет» (за исключением внешних ссылок) и «Интранет»;
реализует возможность создания пользователем заметок, закладок и перехода к ним;
поддерживает возможность определения номера страниц печатной версии учебника, на которой расположено содержание текущей страницы учебника в электронной форме.
17.4. При этнокультурной и региональной экспертизе о том, что:
отражение в учебнике базовых национальных российских ценностей, региональных и этнокультурных особенностей субъекта Российской Федерации и многообразия, единства национальных культур и народов России, поликультурного характера российского общества;
наличие в учебнике материала из истории и культурного наследия субъекта Российской Федерации;
обеспечение прав на обучение на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке, соответствие языковой составляющей учебника современному литературному языку народов Российской Федерации.
18. Экспертное заключение по результатам экспертизы должно содержать один из следующих выводов:
учебник рекомендован к включению в федеральный перечень учебников (положительное экспертное заключение);
учебник не рекомендован к включению в федеральный перечень учебников.
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 8 декабря 2014 г. N 1559 приложение дополнено пунктом 18.1
18.1. Минобрнауки России размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» информацию о включении учебников (в том числе по отдельным учебным предметам (предметным областям) в федеральный перечень учебников не реже одного раза в три года.
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 8 декабря 2014 г. N 1559 в пункт 19 внесены изменения
19. Для включения в федеральный перечень учебников заказчик экспертизы в срок до 15 февраля года формирования федерального перечня учебников, направляет в Минобрнауки России следующие материалы:
заявление о включении учебника в федеральный перечень учебников;
учебник, соответствующий требованиям, указанным в пункте 3 Порядка;
методическое пособие для учителя;
инструкцию по установке, настройке и использованию электронной формы учебника;
положительные экспертные заключения по результатам научной (научной историко-культурной для учебников истории России), педагогической, общественной, этнокультурной и региональной экспертиз, выданных не ранее чем за 3 года до подачи заявления о включении учебника в федеральный перечень учебников.
20. Материалы, указанные в пункте 19 Порядка, рассматриваются Советом до 1 марта года формирования федерального перечня учебников.
21. На основании представленных материалов Совет принимает одно из следующих решений:
рекомендовать включить учебник в федеральный перечень учебников;
не рекомендовать включать учебник в федеральный перечень учебников.
22. Совет принимает решение не рекомендовать включать учебник в федеральный перечень учебников в следующих случаях:
материалы поступили в Минобрнауки России после 15 февраля года формирования федерального перечня учебников;
не представлено экспертное заключение хотя бы на один учебник, принадлежащий к завершенной предметной линии учебников;
установлены факты, подтверждающие нарушение процедуры прохождения экспертизы учебника;
представлен неполный комплект материалов.
23. Решения Совета оформляются протоколами, которые направляются в Минобрнауки России в течение 10 рабочих дней после заседания.
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 8 декабря 2014 г. N 1559 пункт 24 изложен в новой редакции
24. Минобрнауки России включает учебники в федеральный перечень учебников до 1 апреля года формирования федерального перечня учебников.
Совет в период действия федерального перечня учебников принимает решение:
о включении учебников по учебному предмету (предметной области) в соответствии с настоящим Порядком в федеральный перечень учебников в случае отсутствия завершенной предметной линии учебников в федеральном перечне учебников по отдельным учебным предметам (предметным областям) (в том числе, по которым организовано углубленное изучение (профильное обучение)), предусмотренным ФГОС;
о проведении дополнительных или повторных экспертиз по учебникам, включенным в указанный перечень.
Заказчик представляет запрашиваемое(ые) положительное(ые) экспертное(ые) заключение(я) в Минобрнауки России в сроки, определенные Советом, но не ранее чем через один месяц.
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 14 августа 2015 г. N 825 в пункт 25 внесены изменения
25. Учебник исключается из федерального перечня учебников по следующим основаниям:
при выявлении в содержании учебника информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей**;
при отзыве учебника из обращения заказчиком экспертизы (по заявлению);
при обнаружении фактов не соответствия учебника требованиям пункта 3 Порядка;
при обнаружении в экспертном заключении выводов не соответствующих содержанию учебника;
при непредоставлении в установленные сроки положительного экспертного заключения, предусмотренного в пункте 24 Порядка.
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 8 декабря 2014 г. N 1559 в пункт 26 внесены изменения
26. Вопрос об исключении учебника из федерального перечня учебников рассматривается на заседании Совета. Совет имеет право пригласить на заседание представителей экспертных организаций, заявителя и запросить у них дополнительные материалы. Отсутствие заказчика экспертизы, представителя экспертной организации, заявителя на заседании Совета не является препятствием к рассмотрению вопроса об исключении учебника из федерального перечня учебников.
27. Совет принимает одно из следующих решений:
рекомендовать исключить учебник из федерального перечня учебников;
не рекомендовать исключать учебник из федерального перечня учебников.
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 8 декабря 2014 г. N 1559 пункт 28 изложен в новой редакции
28. Исключение учебника из федерального перечня учебников осуществляется путем внесения в него соответствующих изменений.
В федеральный перечень учебников вносятся изменения, связанные с изменением наименования правообладателя или изменением правообладателя по заявлению правообладателя с приложением документов, подтверждающих указанное изменение.
Указанные изменения вносятся в течение 1 месяца с момента предоставления заявления и документов, без проведения экспертиз, предусмотренных пунктом 3 Порядка и без проведения заседания Совета.
29. Исключение учебника из федерального перечня учебников осуществляется путем внесения в федеральный перечень учебников соответствующих изменений.
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 8 декабря 2014 г. N 1559 в пункт 30 внесены изменения
30. Протоколы Совета и приказы Минобрнауки России о федеральном перечне учебников об утверждении федерального перечня учебников, о внесении изменений в федеральный перечень учебников публикуются Минобрнауки России в официальных печатных изданиях Минобрнауки России, размещаются на официальном сайте Минобрнауки России в сети Интернет.
* Не является обязательным требованием.
** Статья 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 1, ст. 48; 2012, N 31, ст. 4328; 2013, N 14, ст. 1658; N 26, ст. 3208; N 27, ст. 3477).