Федеральный бюджет и бюджет субъектов рф в чем разница

Федеральный и региональный бюджет

Основополагающее место в финансовой структуре каждой страны принадлежит государственному бюджету. Главный план доходно-расходной составляющей экономико-социальной и политической жизнедеятельности страны имеет силу в течение всего финансового года. Бюджетное законодательство Российской Федерации определяет державную «смету» как форму наполнения и расходования денежных фондов, целью которых является полноценное выполнение задач и функций государства.

Какой бюджет считают региональным?

Бюджетная система представляет собой механизм реализации функционирования главного финансового плана в любом государстве. Ее действенность и работоспособность крайне важны для эффективного воплощения столь необходимого принципа социального равенства и справедливости, в одинаковом соотношении выполняемых по всей территории России.

Федеральный и региональный бюджет являются важными элементами в процессе перераспределения и последующего использования общегосударственного дохода. Поскольку результатом деятельности субъектов хозяйствования в каждой стране являются показатели валового внутреннего продукта и национального дохода, крайне важной процедурой считается их распределение.

Федеральный бюджет и бюджет субъектов рф в чем разница

Региональный бюджет представляет собой центральное звено финансовых планов административно-территориальных единиц государства. Их естественным предназначением считают полное материальное обеспечение функций, возложенных на управленческие органы того или иного субъекта РФ.

Как составляется бюджет региональный?

Формирование регионального бюджета происходит в соответствии с общегосударственным финансовым планом, рассчитанным на год. При этом доходная часть во многом зависит от включения собственных и регулирующих поступлений. К первой группе относят местные налоги и сборы, среди которых:

Собственные поступления, представляющие собой доходы регионального бюджета, включают в себя и прибыль от эксплуатации предоставленного имущества, принадлежащего органам власти субъектов РФ, и средства, полученных в качестве оплаты услуг, оказываемых государственными учреждениями бюджетного финансирования.

Особенности доходов региональных бюджетов

Региональные бюджеты РФ включают в себя такой важный показатель, как норматив обеспеченности на каждого жителя в отдельности. Эти же параметры, как правило, выступают базисом для распределения минимальных размеров дохода, заложенных в местные бюджеты.

Федеральный бюджет и бюджет субъектов рф в чем разница

Между тем, превышение местного бюджетного норматива средних показателей на общефедеральном уровне позволяет первому выполнять роль донора для последнего. Если же все происходит наоборот, местный бюджет становится полноправным получателем группы так называемых регулирующих доходов, которыми являются:

Они формируются за счет начислений федерального налогообложения. Все сборы проходят обязательную стадию перераспределения непосредственно перед зачислением в федеральный, региональный и местный бюджеты российского государства. Объем регулирующих доходов, предназначенных для поступления в региональные и местные бюджеты, определяется согласно нормативам и инструкциям, входящим в круг основных законодательных актов.

Поскольку региональный бюджет является центральным звеном любого территориального финансового плана, его задачей можно считать полное покрытие затрат, необходимых для обеспечения выполнения функций субъектов государства. Наполнение его, как уже говорилось, происходит за счет различных начислений. Каждое из них представляет собой отдельный вид финансовых ресурсов:

Основные статьи расходов регионального бюджета

Федеральный бюджет и бюджет субъектов рф в чем разница

Средства региональных бюджетов используются, как правило, в конкретных направлениях, где основными являются следующие:

Роль консолидированного бюджета в финансовой системе государства

Вникая вглубь бюджетного законодательства Российской Федерации, невозможно не заметить часто встречающееся в нем понятие консолидированного бюджета. Региональный бюджет и местный бюджет входят в единый свод финансового плана конкретного субъекта РФ. В свою очередь, вместе с федеральным обобщенные сведения отдельных регионов представляют консолидированный бюджет государства.

В отличие от общегосударственного финансового плана, консолидированный не проходит процедуру рассмотрения и утверждения представительскими органами. По сути, он является статистическим показателем бюджетного свода, включающим в себя ожидаемые статьи доходов и расходов, уточнения дополнительных источников наполнения бюджета и поступления средств, а также направления их применения по России и некоторым субъектам РФ.

Федеральный бюджет и бюджет субъектов рф в чем разница

Федеральный и каждый региональный бюджет (бюджет субъекта государства), проходя ежегодный этап планирования, в обязательном порядке используют сведенные данные из консолидированных державных смет. Например, чтобы определить объемы тех или иных отчислений от распределенных налогов и величины дотаций, за базис принимают данные консолидированных бюджетов соответствующей административно-территориальной единицы. Крайне важно, чтобы сумма резерва, поступающего в финансовый оборот государства, совпала с результатом анализа формирования и эксплуатации главного державного фонда.

Также стоит отметить, что консолидированные бюджеты регионов играют огромную роль в ходе выполнения расчетов, демонстрирующих степени обеспеченности населения в целом или жителей отдельных районов. К примеру, при составлении финансового плана отдельной области нередко требуются усредненные показатели расходов одного человека на медицинское обслуживание и т. д.

Расходы регионального бюджета в финансовой системе РФ проходят фазу разграничения, поскольку любой из ее уровней обладает равным комплексом прав на частичное получение доходов либо закрепление средств в полной мере. Кроме того, любые государственные органы и местное самоуправление имеют полномочия самостоятельно определять векторы расходования бюджетных средств регионального уровня.

Что необходимо сделать для улучшения работы бюджетной системы в России?

Между тем, на сегодняшний день в сфере межбюджетных отношений российского государства координация между центром и регионами играет крайне важную роль. Следует подчеркнуть, что первопричиной большинства недочетов бюджетного механизма в РФ является централизация, или федерализм.

Федеральный бюджет и бюджет субъектов рф в чем разница

Устранить все проблемы функционирующей системы поможет неукоснительное выполнение следующих рекомендаций финансовых специалистов:

Специфика взаимоотношений федерального и регионального бюджетов

Охарактеризовать особенности межбюджетных отношений между регионами и муниципалитетом можно на примере взаимосвязи федерального и региональных бюджетов. Поскольку органы местного самоуправления функционируют лишь на основе местного бюджета, то и процедура составления, формирования и утверждения осуществляется ими. Кроме того, исполнение и контроль над исполнением также являются прерогативой местных управленцев. В этом случае дотации, предоставляемые федеральным бюджетом для выравнивания финансовой обеспеченности поселков, необходимы для сбалансирования возможностей осуществления органами местного самоуправления соответствующих полномочий, исходя из уровня обеспеченности или численности населения. Распределяются дотации для поселений через законодательно утвержденные нормативы отчислений от налогов на доходы физлиц. Такие дотационные поступления представляют собой региональный финансовый фонд, предназначением которого является поддержка бюджета, в частности его доходной части.

При этом, рассматривая субсидии, которые изначально поступают в региональный бюджет (бюджет области), а затем распределяются на местном уровне, следует отметить, что их совокупность формирует фонд софинансирования расходов конкретного региона. Фонд компенсации образуется совокупностью субвенций, поступающих из регионального в местный бюджет.

Однако принятие решения о выделении любому муниципальному формированию финансовой поддержки в виде вышеуказанных отчислений, как правило, происходит после подтверждения целесообразности подобной финансовой помощи. Т. е. задачей государства является контроль над рациональным использованием средств из специализированного фонда с целью недопущения финансирования неэффективного механизма управления.

Федеральный бюджет и бюджет субъектов рф в чем разница

Так, властные структуры вправе выполнять проверки по уточнению деятельности местных органов в сфере наполняемости бюджетов, их расходования и соблюдения должных мер экономии.

Задачи государственной бюджетной политики

Главными целями ежегодной политики в сфере финансового планирования являются следующие позиции, рассчитанные на долгосрочную перспективу действенности бюджетных инструментов:

Кроме того, обязательным шагом государства и каждого его субъекта при формировании распределения бюджетных средств является повышение качества предоставляемых населению услуг. В первую очередь, речь идет о здравоохранении, образовании и социокультурной составляющей. Регулярные поступления из общегосударственного в региональные муниципальные бюджеты во многом обусловлены и параметрами функционирования пенсионной системы. Здесь крайне важно, чтобы территориальные органы имели возможность своевременно учитывать демографические изменения в общей структуре населения.

Проблемы бюджетной системы РФ

По мнению большинства специалистов в сфере финансов, успех и действенность бюджетного механизма во многом зависят от работы налоговой системы государства. Она должна быть направлена на создание благоприятного климата для участия инвесторов, повышение уровня предпринимательской активности. Налогообложение страны определяет пути модернизации структуры экономики государства, а значит и его конкурентоспособность на рынках научного и технического труда. Отсюда следует, что источники ресурсов федерального бюджета, так же, как и доходы регионального бюджета любого из субъектов РФ, предопределены успешностью деятельности налоговой системы.

Федеральный бюджет и бюджет субъектов рф в чем разница

Достижение высоких результатов в процессе оптимизации и преобразования политико-экономической сферы деятельности государственных органов и местного самоуправления нуждается в построении улучшенной модели бюджетной структуры РФ. Система, в первую очередь, не являющаяся противовесом федеративного устройства страны, способна качественно распределить общественно-финансовые ресурсы на всех уровнях. Региональный бюджет развития административно-территориальной единицы, находясь в прямой зависимости от взаимоотношений с федеральным центром, отражает собой уровень социально-экономического развития государства.

В целом, бюджетная система РФ имеет достаточно высокие шансы на совершенствование и улучшение эффективности, поэтому органам государственного управления финансами необходимо устранить следующее:

Заключение

Бюджет Российской Федерации – основной финансовый план страны, составляющийся ежегодно. Будучи базисным инструментом накопления денежных средств, он предоставляет центральным и региональным властным органам естественную возможность реализации управленческих полномочий. Бюджетная система РФ является прямым отображением свойственного государству стиля руководства всеми сферами экономики.

Определяя налоговый климат страны, федеральный бюджет способен явно продемонстрировать объемы требующихся государству финансовых ресурсов в соотношении с реально существующими резервами. Исходя из этого, региональный бюджет получает четкие фиксированные направления расходования средств по конкретной отрасли, выражая таким образом экономическую общегосударственную политику.

Источник

Федеральный бюджет и бюджет субъектов рф в чем разница

(см. текст в предыдущей редакции)

В целях настоящего Кодекса применяются следующие понятия и термины:

(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 27.11.2017 N 345-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 18.07.2017 N 172-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 29.11.2014 N 383-ФЗ, от 01.10.2020 N 311-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 479-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 479-ФЗ)

(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 479-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 479-ФЗ)

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 310-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 25.12.2018 N 494-ФЗ)

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.01.2022 ст. 6 дополняется абз. 47 (ФЗ от 01.07.2021 N 244-ФЗ). См. будущую редакцию.

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Ст. 6 (в ред. ФЗ от 01.07.2021 N 251-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ начиная с бюджетов на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (на 2022 год).

(в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 251-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 251-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 479-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 278-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 278-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 479-ФЗ)

Источник

Тема 11. Сравнительная характеристика бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации

Цель изучения данной темы — рассмотреть характеристики бюджетов разных уровней бюджетной системы РФ.

Достижение цели предусматривает решение следующих задач :

Содержание

11.1. Консолидированный бюджет Российской Федерации

В условиях федеративного государства отсутствует единый, утверждаемый нормативным актом, бюджет государства. В России, как уже отмечалось, бюджетная система представлена федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и бюджетами муниципальных образований.

Консолидированный бюджет — свод бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Для федерального уровня — это свод федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, для регионального уровня — свод бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований.

Консолидированные бюджеты законодательными органами не утверждаются и по сути являются статистическим сводом бюджетных показателей, сгруппированных по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования.

Показатели консолидированного бюджета используются в бюджетном планировании, прежде всего при рассмотрении вопросов регулирования межбюджетных отношений в плане выравнивания бюджетной обеспеченности.

Кроме того, показатели консолидированного бюджета используются при составлении сводного финансового баланса, прогноза социально-экономического развития федерации или региона, а также при расчетах показателей бюджетной обеспеченности населения, территории или государства в целом. Динамика показателей бюджетной обеспеченности является одним из индикаторов развития федерации или отдельных регионов.

11.2. Общая характеристика федерального бюджета

Основные функции управления государством возложены на федеральный бюджет. Для выполнения данных функций, для обеспечения проведения государственной политики формируется федеральный бюджет.

Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения валового внутреннего продукта между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями общества.

На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов и мероприятий, связанных с обеспечением обороны и безопасности, правоохранительной деятельности, развитие науки, подготовка высококвалифицированных кадров.

Средства федерального бюджета являются главным источником финансирования структурной перестройки экономики, развития перспективных направлений в промышленном производстве, освоения новых технологий. Решение проблем экономики и социальной сферы посредством финансирования федеральных целевых программ также связано преимущественно с федеральными бюджетными средствами.

Федеральный бюджет 2008 года впервые сформирован на три года. В нем произведено разделение доходов на нефтегазовые и ненефтегазовые, выделены в общем объеме расходов федерального бюджета на 2009 и 2010 годы условно утвержденные расходы, утвержден общий объем бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств и объем нефтегазового трансферта, на базе Стабилизационного фонда РФ сформирован Резервный фонд и Фонд будущих поколений.

В среднесрочном периоде прогнозируется снижение нефтегазовых доходов на 1,5 % и увеличение ненефтегазовых доходов на 34,7 %. Наибольший удельный вес в доходах федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов продолжают занимать налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость и акцизы. Уровень инфляции в 2008 году не должен превысить 7 %, в 2009 году — 6,5 %, в 2010 году — 6 %.

Введение механизма Резервного фонда и Фонда будущих поколений направлено на сглаживание эффекта колебаний внешней конъюнктуры. Резервный фонд предназначен для обеспечения выполнения бюджетных обязательств в течение трех лет при снижении цены на нефть с 45 до 30 долл. США за баррель.
Значительная часть государственных непроцентных расходов будет направлена на повышение уровня жизни работников организаций бюджетной сферы, федеральных государственных служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, пенсионеров. Продолжится реализация приоритетных национальных проектов. По сравнению с 2007 годом значительно увеличены расходы по разделу «Национальная экономика». В целях достижения устойчивого роста экономики будет обеспечена реализация проектов с применением новых механизмов государственно-частного партнерства с использованием средств Инвестиционного фонда РФ. Приоритетным направлением бюджетных расходов остается развитие транспортной инфраструктуры. Предусмотрено финансирование мер по поддержке авиастроения и судостроения.

Профицит федерального бюджета в ближайшие три года будет сокращаться, и в 2010 году будет сведен к нулю. Это предусмотрено проектом федерального бюджета на 2008 и на период до 2010 года. В 2008 году профицит бюджета составит более 74 миллиардов рублей, в 2009 году — более 13 миллиардов рублей, а в 2010 году объем доходов и расходов бюджета будет одинаковым.

Планируется, что в 2008 году доходы федерального бюджета составят 6,64 триллиона рублей, в 2009 году — 7,5 триллионов рублей, в 2010 году — более 8,1 триллиона рублей.

Впервые все доходы бюджета будут разделены на нефтегазовые и ненефтегазовые, при этом нефтегазовые доходы предполагается использовать для финансирования нефтегазового трансферта и формирования фонда будущих поколений.

При этом объем нефтегазовых доходов в 2008 году составит 2,38 триллионов рублей, в 2009 году — 2,4 триллиона рублей, в 2010 году — 2,45 триллиона рублей.

Размер нефтегазового трансферта в 2008 году запланирован на уровне 2,14 триллиона рублей, в 2009 году — 2,1 триллиона рублей, в 2010 — 2 триллиона рублей.

Расходы федерального бюджета в 2008 году составят 6,57 триллиона рублей, в 2009 году — 7,45 триллиона рублей, в 2010 году — 8,1 триллиона рублей.

В том числе расходы на нацпроекты в 2007 году будут увеличены на 36 миллиардов 637,5 миллиона рублей, в 2008 году — на 38 миллиардов 323 миллиона рублей. Финансирование национального проекта «Здоровье» в следующем году увеличивается на 16 миллиардов 298,6 миллиона рублей, в 2008 году — на 18 миллиардов 334,1 миллиона рублей. Расходы на проект «Образование» в 2007 году вырастут на 20 миллиардов 338,9 миллиона рублей, в 2008 году — на 17 миллиардов 888,9 миллиона рублей. Финансирование проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» в 2007 году не увеличивается, а в 2008 году вырастет на 2,1 миллиарда рублей.

Нормативная величина резервного фонда на 2008 год установлена на уровне 3,5 триллиона рублей (почти 10 % ВВП).

Рост ВВП, согласно прогнозам, в 2008 году составит 6,1 %, в 2009 году — 6 %, в 2010 году — 6,2 %. Инфляция на 2008 год запланирована на уровне 6-7 %, на 2009 год — 5,5-6 %, на 2010 год — 5-6 %.

Как один из принципиальных моментов проект бюджета источник отметил активный рост собираемости НДС — примерно на 14 % в год. Соответственно вырастет и доля НДС в структуре доходов бюджета.

Кроме того, среди принципиальных моментов можно отметить рост непроцентных расходов бюджета, который означает определенное смягчение бюджетной политики. При этом рост непроцентных расходов позволит решить ряд социальных задач, таких как повышение уровня жизни пенсионеров, бюджетников и военнослужащих.

В частности, планируется, что доходы пенсионеров в 2008-2010 годах вырастут в 1,4 раза (в предыдущие три года их доходы выросли в 1,2 раза).

11.3. Краткая характеристика бюджетов субъектов Российской Федерации

Бюджет субъекта Российской Федерации и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации.

Использование органами государственной власти субъектов Российской Федерации иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации не допускается.

В бюджетах субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»), и расходных обязательств субъектов Российской Федерации, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.

Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов:

11.4. Краткая характеристика бюджетов местного самоуправления

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.

Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

Исключительно за счет средств местных бюджетов финансируется:

Разграничение основных расходных полномочий между уровнями бюджетной системы Российской Федерации

1. Бюджетные услуги общего характера

Функция

Нормативное правовое регулирование

Обеспечение финансовыми средствами

Организация предоставления

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *