Федеральное собрание и государственная дума в чем разница

Органы власти в РФ: структура и полномочия

Федеральное собрание и государственная дума в чем разница

В РФ есть три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная. Органы власти делятся на федеральные и региональные.

К федеральным относятся:

Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума) — федеральный орган законодательной власти;

Правительство Российской Федерации во главе с Председателем — федеральный орган исполнительной власти (также федеральными органами исполнительной власти считаются Министерства России, федеральные службы и федеральные агентства России, управляемые Президентом или подведомственные и управляемые Правительством России);

Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный суд, кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, а также арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов — федеральные органы судебной власти.

Региональные — это органы власти субъектов Федерации, они также делятся на законодательные, исполнительные и судебные.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, законами, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Президент РФ является главой государства. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом.

Палаты ФС РФ, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ могут вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.

Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации, по два от каждого субъекта: по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти — на срок полномочий соответствующего органа. Семь из них могут быть назначены пожизненно. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избирается на пять лет. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

К ведению Совета Федерации относятся:

утверждение изменения границ между субъектами РФ;

утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения;

решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны;

назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности;

лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий;

назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ;

проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента;

проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;

прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;

заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.

К ведению Государственной Думы относятся:

утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ;

утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров, за исключением тех, что указаны в пункте «д1» статьи 83 Конституции;

решение вопроса о доверии Правительству РФ;

заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ;

назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции.

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ под общим руководством Президента РФ. Правительство состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство деятельностью которых осуществляет Президент.

разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет ГД отчет о его исполнении и ежегодные отчеты о результатах своей деятельности;

обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой социально ориентированной госполитики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды;

обеспечивает господдержку научно-технологического развития РФ, сохранение и развитие ее научного потенциала;

обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой‑либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;

осуществляет управление федеральной собственностью и меры по обеспечению обороны страны, госбезопасности, реализации внешней политики РФ;

осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе НКО, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики;

осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности, содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;

обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;

осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;

создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры;

осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента.

Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.

Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства.

Судебную систему РФ составляют Конституционный суд РФ; Верховный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции; арбитражные суды; мировые судьи субъектов РФ. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Конституционный суд — высший судебный орган конституционного контроля в РФ. Он состоит из 11 судей, включая Председателя и его заместителя. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов, конституций республик, уставов, не вступивших в силу международных договоров РФ и т. д.

Конституционный суд разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, высшими государственными органами субъектов РФ.

Конституционный суд дает толкование Конституции Российской Федерации. По запросу Президента КС РФ проверяет конституционность проектов законов о поправке к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции РФ законов до их подписания Президентом Российской Федерации.

КС РФ также разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на РФ, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка РФ.

Верховный Суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Источник

Федеральное собрание РФ (Совет Федераций, Государственная Дума)

Федеральное собрание и государственная дума в чем разница Федеральное собрание и государственная дума в чем разница Федеральное собрание и государственная дума в чем разница Федеральное собрание и государственная дума в чем разница

Федеральное собрание и государственная дума в чем разница

Федеральное собрание и государственная дума в чем разница

Федеральное Собрание (парламент РФ) – является представительным и законодательным органом РФ.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ (83 субъекта): по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Гос. Думасостоит из 450 депутатов. Гос. Дума избирается сроком на пять лет. Гос. Дума выражает интересы всех граждан РФ независимо от их места жительства, а также полит. партий, имеющих всероссийский статус. Гос. Дума состоит из депутатов, которые избираются населением, при этом половина депутатов избирается по одномандатным округа (мажоритарная система), а другая половина – на основе пропорционального представительства по общефедеральному избирательному округу.

Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Гос. Думы устанавливаются федеральными законами. Депутатом Гос. Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Гос. Думы. Депутат Гос. Думы не может быть депутатом иных представительных органов гос. власти и органов местного самоуправления. Депутаты Гос. Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Гос. Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Члены Совета Федерации и депутаты Гос. Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей.

Гос. Дума избирает из своего состава Председателя Гос. Думы и его заместителей.

К ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами РФ;

б) утверждение указа Президента РФ о введении военного положения; чрезвычайного положения;

в) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;

г) назначение выборов Президента РФ;

д) отрешение Президента РФ от должности;

е) назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;

ж) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;

з) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией РФ.

Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией.

К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

б) решение вопроса о доверии Правительству РФ;

в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Гос. Думой;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ;

д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

Федеральное собрание и государственная дума в чем разница

ж) объявление амнистии;

з) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

ГосДума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией.

Постановления Гос. Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Гос. Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.

Право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Гос. Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ.

Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.

— Законопроекты вносятся в Гос. Думу.

— Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.

— ФЗ принимаются Гос. Думой большинством голосов от общего числа депутатов Гос. Думы, если иное не предусмотрено Конституцией РФ.

— Принятые Гос. Думой ФЗ в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

— ФКЗ принимается большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Гос. Думы.

ФЗ считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего ФЗ подлежит повторному рассмотрению Гос. Думой.

В случае несогласия Гос. Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Гос. Думы.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Гос. Думой ФЗ по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров РФ;

д) статуса и защиты гос. границы РФ;

Принятый ФЗ в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Президент РФ в течение 14 дней подписывает ФЗ и обнародует его.

Если Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления ФЗ отклонит его, то Гос. Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Гос. Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию.

Гос. Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных статьями

После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Гос. Думой Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Гос. Думу и назначает новые выборы.

Гос. Дума может выразить недоверие Правительству РФ. Постановление о недоверии Правительству РФ принимается большинством голосов от общего числа депутатов Гос. Думы. После выражения Гос. Думой недоверия Правительству РФ Президент РФ вправе объявить об отставке Правительства РФ либо не согласиться с решением Гос. Думы. В случае если Гос. Дума в течение 3 месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ объявляет об отставке Правительства, либо распускает Гос. Думу. Гос. Дума не может быть распущена по основаниям в течение 1 года после ее избрания. Гос. Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации. Гос. Дума не может быть распущена в период действия на всей территории РФ военного или ЧП, а также в течение 6 месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.

Источник

В чем отличия между Советом Федерации и Государственной Думой, что главнее

Управление Российской Федерацией осуществляется несколькими государственными органами — президентом, Федеральным Собранием и судами. Федеральное Собрание Российской Федерации сформировано из двух палат — это Совет Федерации и Государственная Дума. Эти органы имеют законодательные и представительные функции, но у каждого есть свой принцип формирования и обязанности, поэтому стоит разобраться, чем Государственная Дума отличается от Совета Федерации.

Понятие Совета Федерации

СФ входит в состав Федерального Собрания Российской Федерации и является его «верхней» палатой. До 2000 года порядок формирования этого представительного и законодательного органа регулировался Федеральным законом, принятым в 1995 году. С 2011 года вступил в силу новый закон, согласно которому, кандидатом для назначения представителем верхней палаты может быть каждый гражданин страны, который является депутатом законодательного или представительного органа госвласти субъектов РФ.

Последние изменения в закон были внесены в 2020 году. Согласно им, сенатором может быть любой гражданин РФ, который достиг возраста 30 лет и имеет безупречную репутацию, а также постоянно проживает на территории России и не имеет гражданства другого государства.

Совет является постоянно действующим органом, его заседания проводятся не реже 2 раз в 30 дней, однако при необходимости сенаторы собираются и чаще. СФ формирует комитеты из членов палаты, которые также являются постоянно действующими органами. Причем каждый сенатор, входящий в СФ, обязательно должен состоять в одном из комитетов.

Федеральное собрание и государственная дума в чем разница Федеральное собрание и государственная дума в чем разница Федеральное собрание и государственная дума в чем разница

Что такое Государственная Дума

Госдума РФ также является одной из палат Федерального Собрания. Впервые этот орган был создан в 1905 году. В состав входит 450 депутатов, им может стать каждый гражданин России, которому исполнился 21 год. Основной задачей этого законодательного органа считается рассмотрение и утверждение бюджета государства, а также разработка и утверждение законов.

Депутаты Госдумы не имеют права заниматься другой государственной деятельностью, они избираются на 5 лет.

Федеральное собрание и государственная дума в чем разница

Что общего между Советом Федерации и Государственной Думой

Самое основное сходство между этими органами заключается в том, что они входят в состав Федерального Собрания РФ и имеют как законодательные, так и представительные функции.

К общим моментам также относится следующее:

Федеральное собрание и государственная дума в чем разница Федеральное собрание и государственная дума в чем разница Федеральное собрание и государственная дума в чем разница

Чем отличается Совет Федерации от Государственной Думы

Чтобы разобраться, кто главнее — верхняя или нижняя палата, стоит подробнее изучить функции и принцип работы этих органов.

Порядок формирования

В Конституции Российской Федерации указано, что в состав верхней палаты назначается по два представителя от каждого субъекта государства. Один проходит от законодательного органа, второй — от исполнительного, функционирующих в каждом регионе страны. Возрастное требование к сенатору — больше 30 лет.

Основная задача

Рабочая форма СФ — регулярные заседания (не менее 2 раз в месяц). Сенаторы собираются, чтобы заслушать указы и послания главы государства, а также представителей Конституционного суда и дипломатов, представляющих интересы других стран. Все сенаторы обладают дипломатической неприкосновенностью, за исключением случаев, когда в отношении них возбуждено уголовное дело с неопровержимыми доказательствами вины.

Федеральное собрание и государственная дума в чем разница Федеральное собрание и государственная дума в чем разница Федеральное собрание и государственная дума в чем разница

Основной задачей нижней палаты считается принятие бюджета страны, формирование законов, направленных на поддержание благополучной жизни граждан РФ.

Полномочия

Что касается прав и полномочий, то здесь также есть определенные различия.

К полномочиям верхней палаты относятся следующие моменты:

Нижняя палата Федерального Собрания обладает следующими правами:

Федеральное собрание и государственная дума в чем разница

Отличие от Федерального Собрания

Разница между ними заключается в таких моментах:

Краткие итоги

Рассмотрев особенности создания и права обеих палат ФС, можно сделать вывод о том, что выше. Из анализа всех факторов следует, что большими полномочиями обладает нижняя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *