Федеральное медико биологическое агентство что это

Федеральное медико биологическое агентство что это

Территориальные
управления ФМБА
России

Федеральное медико биологическое агентство что это Федеральное медико биологическое агентство что это Федеральное медико биологическое агентство что это Федеральное медико биологическое агентство что это

Федеральное медико биологическое агентство что это Федеральное медико биологическое агентство что это Федеральное медико биологическое агентство что это

Задачи и функции

Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru

Правительство Российской Федерации

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Портал государственных услуг

Федеральный портал управленческих кадров

Академия постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России

Единая информационная система в сфере закупок

Федеральное медико биологическое агентство что это+7 (499) 190-07-25 (тел./факс)

Федеральное медико биологическое агентство что это123182 Россия, Москва, Волоколамское шоссе, 30

Федеральное медико биологическое агентство что этоfmba@fmba.gov.ru

Источник

Федеральное медико биологическое агентство что это

Историческая справка об изменениях наименования ФМБА России, Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации (бывшее Третье Главное управление при Минздраве СССР)

Третье Главное управление при Минздраве СССР было создано в 1947 году решением Правительства СССР.

Постановлением Правительства РСФСР от 26 декабря 1991 года № 76 «О Главном управлении медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения РСФСР» бывшее Третье Главное управление при Минздраве СССР было передано Министерству здравоохранения РСФСР и стало именоваться Главное управление медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения РСФСР.

Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 1992 года № 1148 «О структуре центральных органов федеральной исполнительной власти» Главное управление медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации было реорганизовано в Федеральное управление медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 10 января 1994 года № 66 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство здравоохранения Российской Федерации было преобразовано в Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации.

Федеральное управление медико-биологических и экстремальных проблем стало именоваться Федеральным управлением медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 1995 года № 384 «Вопросы Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации» утверждено Положение о Федеральном управлении медико-биологических и экстремальных проблем при Минздравмедпроме Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 года № 1177 «О структуре федеральных органов исполни­тельной власти» Министерство здравоохранения медицинской про­мышленности Российской Федерации преобразовано в Министерство здравоохранения Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 20.08.97 № 899 «О Федеральном управлении медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.97 № 1551 «Вопросы Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации» установлено, что Федеральное управление медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации является правопреемником преобразованного Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации и государственным органом в системе Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2002г. № 284 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации» установлено, что Федеральное управление медико-биологических и экстремальных проблем функционирует при Министерстве здравоохранения Российской Федерации и является государственным органом в его системе.

Указом Президента Российской Федерации от 11 октября 2004 года № 1304 «О Федеральном медико-биологическом агентстве» Федеральное управление «Медбиоэкстрем» упразднено и на его базе создано Федеральное медико-биологическое агентство.

Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru

Правительство Российской Федерации

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Портал государственных услуг

Федеральный портал управленческих кадров

Академия постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России

Единая информационная система в сфере закупок

Федеральное медико биологическое агентство что это+7 (499) 190-07-25 (тел./факс)

Федеральное медико биологическое агентство что это123182 Россия, Москва, Волоколамское шоссе, 30

Федеральное медико биологическое агентство что этоfmba@fmba.gov.ru

Источник

ИНФОРМАЦИЯ О НОВОЙ
КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ

Федеральное медико биологическое агентство что это

Главные новостиВсе новости

Федеральное медико биологическое агентство что это

Вероника Скворцова поздравила читателей Медицинской газеты с наступающим Новым годом

Федеральное медико биологическое агентство что это

ФМБА России зарегистрирован препарат для лечения COVID-19 «МИР 19»

Федеральное медико биологическое агентство что это

ФНКЦ физико-химической медицины ФМБА России присвоено имя академика Ю.М. Лопухина

ФМБА России и Единый представительный орган профсоюзов подписали обновленное отраслевое соглашение

Федеральное медико биологическое агентство что это

Вероника Скворцова обратилась с приветственным словом к участникам V Международного медицинского инвестиционного форума.

Федеральное медико биологическое агентство что это

Вероника Скворцова выступила с докладом на общем расширенном собрании членов Российской академии наук

федеральные новости

Федеральное медико биологическое агентство что это

Вероника Скворцова обратилась с приветствием к участникам конференции «Инновационные рентгенэндоваскулярные технологии в лечении хронических и острых нарушений мозгового кровообращения».

Федеральное медико биологическое агентство что это

Татьяна Яковлева выступила с докладом на заседании Совета по региональному здравоохранению при Совете Федерации ФС РФ.

Федеральное медико биологическое агентство что это

Вероника Скворцова приняла участие в церемонии инаугурации Ассоциации РусНика

Федеральное медико биологическое агентство что это

Вероника Скворцова провела рабочую встречу с Министром финансов и государственного кредита Республики Никарагуа Иваном Акостой.

Федеральное медико биологическое агентство что это

Делегация ФМБА России приняла участие в седьмом заседании Российско-Казахстанской МПК по комплексу «Байконур».

Федеральное медико биологическое агентство что это

Переход спортивной медицины на межведомственной путь развития – необходимое условие для формирования конкурентоспособного спортивного резерва.

Региональные новости

Федеральное медико биологическое агентство что это

Открытие сосудистого центра на базе ЦМСЧ №21 ФМБА России

Федеральное медико биологическое агентство что это

Работа сводного медицинского отряда ФМБА России удостоена высокой оценки Правительства и Министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан.

Федеральное медико биологическое агентство что это

Филиал ФНКЦ ФМБА России в Крыму стал победителем конкурса «Клиника года – 2021» в номинации «Лучшая государственная больница».

Федеральное медико биологическое агентство что это

Врачи-терапевты поликлиники Западно-Сибирского медицинского центра ФМБА России стали лауреатами премии «Врач с большой буквы».

Федеральное медико биологическое агентство что это

МСЧ №92 ФМБА России – Лучший работодатель Миасского городского округа

ФМБА России обеспечило медицинское сопровождение запуска ТПК «Союз МС-20»

Источник

Полномочия федерального медико-биологического агентства в сфере здравоохранения

Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России) – это один из федеральных органов исполнительной власти. Положение о ФМБА России, в котором закреплено понятие и установлены основные полномочия данного органа исполнительной власти, утверждено Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 г. №206 (далее – Положение о ФМБА России).

До начала прошлого года ФМБА России находилось в подведомственности Минздрава России, но 21.01.2020 года Президентом РФ был подписан Указ «О структуре федеральных органов исполнительной власти», в соответствии с которыми руководство деятельностью ФМБА России, равно как и Росздравнадзором, стало осуществлять непосредственно Правительство РФ. Правда позднее, Указом Президента РФ от 25.03.2020 г. №207 Росздравнадзор был снова возращен в подведомственность Минздрава России, а ФМБА России так и осталось в подведомственности Правительства РФ.

Основная цель ФМБА России – осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда (в том числе при подготовке и выполнении космических полетов, проведении водолазных и кессонных работ) и на отдельных территориях РФ, в том числе на объектах и территориях закрытых административно-территориальных образований (далее – в обслуживаемых организациях и на обслуживаемых территориях), по перечню, утверждаемому Правительством РФ (Распоряжение Правительства РФ от 21.08.2006 № 1156-р «Об утверждении перечней организаций и территорий, подлежащих обслуживанию ФМБА России»). Также ФМБА России осуществляет функции по медико-санитарному обеспечению работников обслуживаемых организаций и населения обслуживаемых территорий, к которым нормами Положения о ФМБА России отнесены следующие услуги:

Помимо санитарно-эпидемиологического надзора в указанных направлениях, ФМБА России исполняет функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения, включая оказание медицинской помощи, организацию деятельности службы крови, государственный контроль за обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов.

ФМБА России уполномочено заниматься ведением социально-гигиенического мониторинга, обязано информировать государственную власть РФ и население о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия в обслуживаемых организациях и на обслуживаемых территориях.

В соответствии с регламентом ФМБА России, утвержденным Приказом ФМБА России от 21.04.2009 г. № 280 (далее – Регламент о ФМБА) Федеральное медико-биологическое агентство России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами МСУ, общественными объединениями и иными организациями.

Система территориальных органов ФМБА России представлена региональными и межрегиональные управлениями ФМБА России.

Организационную структуру ФМБА России по осуществлению государственного контроля (надзора) можно условно разделить на два основных направления:

Санитарно-эпидемиологический надзор осуществляет Управление надзора и контроля в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. Управлению подведомственны такие территориальные органы как центры гигиены и эпидемиологии ФМБА России и научно-исследовательские учреждения ФМБА России.

Контроль и надзор в сфере донорства крови и её компонентов осуществляет Управление здравоохранения и территориальные органы ФМБА России.

Структура, задачи, функции, порядок деятельности таких территориальных учреждений ФМБА России утверждаются Приказами ФМБА России.

Возглавляет ФМБА России руководитель, который назначается на должность по решению премьер-министра РФ. Руководитель ФМБА России организует работу ФМБА России и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на ФМБА России полномочий и функций.

Что касается руководящего состава ФМБА России, то следует заметить, что текущий год ознаменовался и здесь кадровыми рокировками. Так в январе этого года В. Скворцова была снята с должности министра здравоохранения и назначена на должность руководителя ФМБА России, а бывший руководитель ФМБА России был переведен на должность заместителя министра здравоохранения. В свою очередь, министром здравоохранения стал бывший руководитель Росздравнадзора Михаил Мурашко. Данные перестановки вызвали неоднозначную реакцию в медицинском сообществе, но все-таки большинство работников сферы здравоохранению высказывают надежду о том, что такие перемены дадут положительный результат, а сам вопрос со сменой Министра здравоохранения назревал уже достаточно давно. Насколько положительными будут данные изменения — покажет время. Тем более, если даже не принимать во внимание существенные кадровые перестановки среди высших должностных лиц здравоохранения, текущий год в свете распространения новой коронавирусной инфекции сам по себе стал колоссальной проверкой и испытанием для всей системы здравоохранения.

Основные полномочия ФМБА России

Перечень полномочий, которыми обладает ФМБА России, достаточно широк. Весь исчерпывающих список полномочий закреплен в Положение о ФМБА России и Регламенте о ФМБА России.

Укажем некоторые из основных полномочий данного органа исполнительной власти, которые закреплены в пункте 5 Регламента о ФМБА России.

ФМБА России реализует следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

ФМБА России в пределах своей компетенции устанавливает медико-санитарные требования в отношении продукции (работ, услуг), ее характеристик, процессов ее производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, сведения о которых составляют государственную тайну или относятся к охраняемой в соответствии с законодательством РФ информации ограниченного доступа.

Также в полномочия ФМБА России входит организация мероприятий по проведению, выявлению и устранению влияния особо опасных факторов физической, химической и биологической природы на здоровье работников обслуживаемых организаций и населения обслуживаемых территорий.

ФМБА России обязано осуществлять проведение медико-санитарных мероприятий по предупреждению, выявлению причин, локализации и ликвидации последствий ЧС, радиационных, химических и биологических аварий и инцидентов, распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).

В обязанности ФМБА России входит и подготовка в установленном порядке предложения о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в обслуживаемых организациях и на обслуживаемых территориях (чем в текущем году, в связи с пандемией, активно и занимался данный орган исполнительной власти).

ФМБА России организует оказание следующих государственных услуг в сфере здравоохранения для работников обслуживаемых организаций и на обслуживаемых территориях:

На постоянной основе ФМБА России и его территориальными органами осуществляются социально-гигиенический мониторинг, который заключается в систематическом наблюдении за состоянием здоровья трудящихся, условиями труда в обслуживающих организациях и на обслуживаемых территориях, а также в фиксации соответствия или несоответствия результатов наблюдения предполагаемым показателям.

Осуществление ФМБА России полномочий по санитарно-эпидемиологическому надзору

Осуществление надзора в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения возложено в нашей стране на несколько государственных органов и их территориальные органы, о чем указано в пункте 3 Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 г. (далее – Положение о санитарно-эпидемиологическом контроле).

К таким государственным органам относятся Роспотребнадзор, ФМБА России, а также структурные подразделения ряда Министерств РФ.

ФМБА России осуществляет свои надзорные полномочия в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия в соответствии с ФЗ от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Закон № 294-ФЗ), Положением о санитарно-эпидемиологическом надзоре и Административным регламентом исполнения ФМБА государственной функции по организации и проведению проверок в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 19.10.2011 №1194н (далее — Административный регламент №1194-н).

Территориальные органы ФМБА России осуществляют надзорные функции на основании Приказа Минздрава России от 02.12.2013 г. № 885н «О типовом положении о территориальном органе Федерального медико-биологического агентства».

Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется ФМБА и его органами в обслуживаемых организациях и на обслуживаемых территориях в отношении:

Как уже отмечалось ранее, Перечень организаций и перечень территорий, подлежащих государственному надзору со стороны ФМБА России, утвержден распоряжением Правительства РФ от 21.08.2006 г. N№1156-р.

В указанный Перечень входят более 700 организаций с особо опасными условиями труда (например, ОАО «Научно-производственный коммерческий центр биопрепаратов и изделий медицинского назначения», г. Москва; ФГУН «Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор»), 18 закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), 23 города и 9 поселков, а также комплекс «Байконур».

Как раз в этом году перечень подведомственных ФМБА России учреждений здравоохранения расширился. Распоряжением Правительства РФ от 28.03.2020 г. №771-р в ведение ФМБА перешли три учреждения Минздрава России. Это Федеральный центр мозга и нейротехнологий, Центр стратегического планирования и управления медико-биологическими рисками здоровью и Всероссийский центр медицины катастроф «Защита».

Предметом санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляемого ФМБА России является выполнение поднадзорными субъектами в процессе своей деятельности требований санитарного законодательства, в том числе:

Сроки и последовательность административных процедур при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора определены в Административном регламенте №1194-н.

Свои надзорные функции ФМБА России осуществляет путем проведения плановых и внеплановых проверок.

Ежегодный план проверок подлежит перед его официальным опубликованием согласованию с органами прокуратуры. Также необходимо осуществлять каждый раз согласование и в случае принятия решения ФМБА России о проведении внеплановой проверки поднадзорного субъекта. Без согласования с органами прокуратуры внеплановая проверка производится не может.

Бывают случаи, когда органы прокуратуры отказывают в согласовании проведения той или иной проверки в отношении какого-либо субъекта. Причинами отказа со стороны органов прокуратуры в согласовании проведения внеплановой выездной проверки в большинстве случаев является отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки, предусмотренных подпунктами «а» и «б» п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ. В меньшем количестве случаев органы прокуратуры отказывают в согласовании в силу несоблюдения требований к оформлению решения о проведении внеплановой выездной проверки.

Плановая проверка производится с использованием проверочных листов (списков контрольных вопросов), которые разрабатываются и утверждаются ФМБА России.

Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществляемый ФМБА России и его территориальными органами, ведется с применением риск-ориентированного подхода. Таким образом, сводный план проведения ФМБА России и его территориальными органами плановых проверок формируется с учетом риск-ориентированного подхода и требований типовой формы ежегодного плана в части «Информация о присвоении деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя определенной категории риска, определенного класса (категории) опасности, об отнесении объекта государственного контроля (надзора) к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности».

Существует несколько классов опасности и ряд критериев, по которым определяется степень риска, при этом ФМБА постоянно ведет работу по актуализации перечня объектов в части отнесения деятельности поднадзорных субъектов и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или классу опасности.

Большая часть плановых проверок проводится в отношении поднадзорных субъектов с высоким и средним степенями риска. В отношении субъектов с низкой степенью риска плановых проверок не проводится.

Любая проверка — как плановая, так и неплановая производится только в присутствии руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя проверяемого лица, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному подпунктом «б» пункта 2 части 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ (причинение вреда жизни, здоровью граждан, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера).

Сроки проводимых ФМБА России проверок в отношении организаций здравоохранения стандартные и определены в п.19 Административного регламента 1194-н, который в свою очередь соответствует срокам, установленным Законом № 294-ФЗ. Так срок проведения каждой из проверок не может превышать двадцати рабочих дней, а для малого предприятия срок проведения плановой выездной проверки не может превышать пятидесяти часов и пятнадцати часов для микропредприятия в год. В исключительных случаях (при необходимости проведения длительных и сложных исследований или испытаний, специальных экспертиз, расследований) срок проверки может быть продлен на аналогичный по количеству дней срок.

В ходе осуществления надзорных полномочий должностные лица ФМБА России при проведении проверки могут привлекать в случае необходимости соответствующих экспертов или экспертные организации для оценки соответствия осуществляемых поднадзорными субъектами деятельности, производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям. Эксперты и экспертные организации могут также привлекаться для анализа соблюдения указанных требований, по проведению мониторинга эффективности санитарно-эпидемиологического надзора в соответствующих сферах деятельности, учета результатов проводимых проверок и необходимой отчетности о них.

Как и любые проверки, производимые в рамках осуществления федерального государственного надзора (контроля), проводимые ФМБА России проверки могут быть документарными и выездными. В случае выездной проверки руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель проверяемого субъекта должны предоставлять должностным лицам, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов к используемым при осуществлении деятельности помещениям и оборудованию.

Результатом проводимых должностными лицами ФМБА России проверок является установление фактов соответствия или несоответствия деятельности, или действий (бездействия), производимых и реализуемых поднадзорными субъектами товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Кроме того, исполнение полномочий со стороны ФМБА России по проведению проверок в организациях отдельных отраслей промышленности направлено на выявление и устранение влияния особо опасных факторов физической, химической и биологической природы на здоровье работников обслуживаемых организаций и населения обслуживаемых территорий.

Согласно п. 2 ст. 50 Положения о санитарно-эпидемиологическом надзоре при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностное лицо ФМБА России, осуществляющие проверку, имеет право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки:

Также по результатам проверки ФМБА России в случае выявления нарушений санитарно-эпидемиологических требований могут приняты меры, предусмотренные КоАП РФ. Таким образом, в случае выявления нарушений в ходе осуществления санитарно-эпидемиологического надзора, проверяющее должностное лицо правомочно составить акт об административном правонарушении и привлечь виновного в административной ответственности.

В статье 23.13 КоАП РФ определены категории дела об административных правонарушениях, которые рассматривают ФМБА России и его территориальные органы. Основные из них это административные правонарушения, предусмотренные ч.1 ст. 6.3 КоАП РФ (нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий) и ст. 6.4 КоАП РФ (нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта).

Если говорить о количестве плановых и внеплановых проверок, проводимых ежегодно ФМБА, то их примерное соотношение составляет 50% на 50%. Практически в половине всех осуществляемых в рамках санитарно-эпидемиологического надзора проверок к участию привлекаются эксперты или экспертные организации.

Необходимо отметить, что нынешний год, сопряженный с мировой пандемией, внес свои коррективы во всю надзорно-контрольную систему нашей страны. Сфера надзорной деятельности ФМБА России не стала исключением. Так, согласно нормам Приказа ФМБА России от 14.04.2020 г. № 108 на плановые проверки, осуществляемые ФМБА России наложен мораторий. Плановые проверки поднадзорных субъектов или на поднадзорных территориях допустимы только в случае, если деятельность и (или) используемые производственные объекты отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска.

Что касается внеплановых проверок, то они могут проводиться только в случае наличия веских оснований. К таким основаниям относятся факты причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Также разрешено проводить в этом году внеплановые проверки в целях исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, проведение которых согласовано органами прокуратуры.

Еще одним допустимым основанием для проведения санитарно-эпидемиологического надзора в рамках действующего моратория являются поручения Президента РФ или Правительства РФ с указанием конкретного юридического лица и (или) ИП, требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Спецификой выездных проверок текущего года является и то, что теперь они должны производится с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи (опять же данное требование обусловлено риском распространения коронавирусной инфекцией).

Стоит отметить, что на официальном сайте ФМБА России организован портал территориальных органов ФМБА России, на котором в открытом доступе размещена информация о санитарно-эпидемиологической обстановке на подведомственной территории. Также на официальном сайте ФМБА России и на сайтах территориальных органов в открытом доступе опубликован ежегодный план проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, согласованный с органами прокуратуры и общие результаты проведенных плановых проверок. В разделе «Нормативные документы» создан подраздел «Документы системы специального санитарно-эпидемиологического нормирования», содержащий обязательные требования, предъявляемые к работе особо опасных производств.

Основные нарушения требований в сфере санитарно-эпидемиологического законодательства, выявленные ФМБА

По данным, размещенным в свободном доступе на веб сайте ФМБА России, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется ФМБА России и его территориальными органами в отношении более чем 1700 организаций, осуществляющих деятельность в области здравоохранения. Из них порядка 800 — это лечебно-профилактические организации, и около 200 – это амбулаторно-поликлинические организации.

В структуре вынесенных постановлений о привлечении к административной ответственности должностных лиц (реже юридических лиц) сферы здравоохранения преобладают штрафы, наложенные по статье 6.3. КоАП РФ — нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Примечателен тот факт, что в подавляющем большинстве случаев поднадзорными субъектами не оспариваются в судебном порядке основания и результаты проведения в отношении их санитарно-эпидемиологического надзора (за очень редким исключением). Это говорит о том, что выявляемые нарушения санитарно-эпидемиологических требований в организациях и учреждениях здравоохранения, в которых ФМБА России правомочно осуществлять государственный надзор, действительно реальны. К сожалению, многие статистические данные свидетельствуют о том, что зачастую санитарно-эпидемиологические требования исполняются медицинскими работниками в неполном объеме.

Среди основных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, выявляемых должностными лицами ФМБА России при осуществлении проверок организаций в сфере здравоохранения, можно выделить следующие нарушения:

Также необходимо отметить, что в ходе поставок иммунобиологических лекарственных препаратов в рамках национального календаря профилактических прививок отмечаются случаи нарушения температурных режимов транспортирования, что является нарушением п. 3.1 СП 3.3.2.3332-16 «Условия транспортирования и хранения иммунобиологических лекарственных препаратов».

Взаимодействие ФМБА России с другими органами

Как и любой контрольно-надзорный орган, осуществляющий свои надзорные полномочия в строго определенной законом сфере, ФМБА России не может полноценно их осуществлять без взаимодействия с другими государственными органами исполнительной власти. Согласно пункту 8 Административного регламента № 1194-н должностные лица ФМБА России, осуществляющие санитарно-эпидемиологический надзор, обязаны осуществлять свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами МСУ и общественными объединениями.

Так, ФМБА России при исполнении своих основных функций осуществляет взаимодействие с Федеральной службой по технологическому, экологическому и атомному надзору, Роспотребнадзором, Росздравнадзором и другими органами государственного и муниципального контроля. Взаимодействие осуществляется на основании Соглашений о взаимодействии и административных регламентов взаимодействия при проведении совместных проверок. Примером может служить совместный Приказ ФМБА России №130 и Роспотребнадзора № 366 от 11 апреля 2011 г. «Об утверждении Административного регламента взаимодействия Федерального медико-биологического агентства и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека при проведении совместных проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В свою очередь, территориальные органы ФМБА России осуществляют взаимодействие с органами прокуратуры РФ, территориальными органами Федеральной службы в сфере здравоохранения, Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков, управлениями МЧС России.

Информация о выявляемых в ходе осуществления проверок нарушений, не являющихся предметом осуществляемого ФМБА России санитарно-эпидемиологического надзора, например, лицензионных или иных обязательных требований, передается в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся проверяемые организации. В органы прокуратуры передается информация о выявленных в ходе проведения ФМБА России нарушениях обязательных требований, содержащих признаки преступлений в соответствии с законодательством РФ.

В настоящее время ФМБА России также является участником системы межведомственного электронного взаимодействия — органом, предоставляющим сведения, необходимые для предоставления государственных услуг иными федеральными органами исполнительной власти. Во исполнение части 2 статьи 7 ФЗ от 27.07.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», введен в действие Приказ от 7 июля 2011 г. № 289 «Об организации работы ФМБА России по обеспечению перехода на межведомственное и межуровневое взаимодействие при предоставлении государственных услуг». Также 16.08.2010 г. было заключено Соглашение между Минкомсвязью России и ФМБА России о взаимодействии при обеспечении предоставления государственных услуг и исполнении государственных функций в электронном виде.

Сегодня часть своих услуг ФМБА предоставляет в электронном виде, в том числе и через интернет-портал «Государственные услуги», некоторые из этих услуг даже не требуют личного присутствия заявителя.

В рамках Соглашения с Минэкономсвязью было разработана и введена в использование единая база санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (не соответствии) видов деятельности (работ, услуг) требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, выданных территориальными органами ФМБА России. Указанная база была зарегистрирована в Единой системе межведомственного электронного взаимодействия как веб-сервис «Электронный сервис предоставления информации о санитарно-эпидемиологических заключениях». Посредством данного сервиса ФМБА России имеет возможность оперативно предоставлять федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ и МФЦ, осуществляющим или обеспечивающим лицензирование той или иной деятельности, сведения из санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, установленным требованиям.

Заключительные положения

Еще с начала 2017 года вступили в силу изменения, внесенные в Закон № 294-ФЗ («О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»), касающиеся в том числе организации и проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований.

Для исполнения указанных требований в последующие три года ФМБА России и его территориальными органами вели более-менее активную работу по реализации положений Закона № 294-ФЗ в соответствии с программой профилактики нарушений обязательных требований.

В целях обеспечения повсеместной информированности подконтрольных субъектов о полном комплексе обязательных требований, предъявляемых к ним, их деятельности и используемым ими производственных объектов, на сайте ФМБА России и его территориальных органов размещен перечень нормативных правовых актов, содержащих такие требования.

Для предупреждения нарушений обязательных требований, связанных с недостаточностью информации о таких требованиях или сложностью формулировок требований для однозначного понимания, снижения количества нарушения обязательных требований и повышения уровня защищенности охраняемых законом ценностей ФМБА России и его территориальные органы осуществляли информирование подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований путем проведения семинаров, обзорных встреч, издания методических рекомендаций, разъяснений.

Исходя из наиболее актуальных проблем, которые необходимо решить в ближайшее время в целях повышения эффективности работы ФМБА России, можно указать следующие вопросы, требующие решения:

Стоить учитывать и тот факт, что ФМБА России и его территориальные органы, хоть и уполномочены осуществлять надзорные функции в обслуживаемых организациях или на обслуживаемых территориях, но тем не менее действия должностных лиц ФМБА России нередко становятся объектом прокурорского надзора. И иногда результатом прокурорского надзора является выдача предписаний и привлечение к административной ответственности самих должностных лиц ФМБА за нарушения требований при осуществлении санитарно-эпидемиологического надзора.

В подобных случаях основанием для применения меры прокурорского реагирования чаще всего становятся при издание территориальными органами ФМБА России правовых актов, нарушающих требования федерального законодательства, непринятие мер административного характера в целях пресечения и предупреждения совершения административных правонарушений, неправомерное прекращения дел об административных правонарушениях, а также неверная квалификация содеянного.

Также неоднократно выявлялись органами прокуратуры случаи незаконной выдачи ФМБА России (его территориальными органами) предписаний об устранении нарушений по результатам проведенных административных расследований с последующим проведением внеплановых проверок по их выполнению.

Таким образом, надзорный орган в лице ФМБА России и его территориальные органы тоже небезупречны в осуществлении вмененных им полномочий. Поэтому не следует забывать, что в случае, если проверяемому лицу очевиден факт нарушения его прав при проведении проверки данным органом исполнительной власти, то такое лицо вправе обжаловать действия указанного надзорного органа в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *