Файтинг что это джиу джитсу
Джиу джитсу для чайников или что такое джиу джитсу?
Что же такое джиу джитсу?
Это система самообороны и боевое искусство, в основе которого лежит борьба.
Несмотря на то, что главный фокус внимания в этой борьбе падает на борьбу в партере, джиу джитсу – это всесторонняя система самообороны, которая включает в себя ударные техники, броски, борьбу в стойке и стратегии против неожиданных атак.
Как и большинство боевых искусств, джиу джитсу можно практиковать и в соревновательном аспекте. Правила меняются от турнира к турниру, но в основном – ударные техники запрещены в спортивном джиу джитсу, может проводится в ги или без ги.
Тренер по джиу джитсу должен быть качественно подготовлен во всех вариациях этого боевого искусства – в ги, без ги, спортивная составляющая и самооборона.
Теперь давайте посмотрим на то, как джиу джитсу работает.
Стратегия заключается в том, чтобы лишить противника его преимуществ в силе и возможности победить, навязывая ему свою тактику и технику, что приводит к победе.
Работа на более длинной дистанции, благодаря росту, а также сильные нокаутирующие удары теряют все свои преимущества, когда борьба переходит в партер.
Джиу джитсу – это последовательная система самообороны и система рукопашного боя и его применение может быть разбито на 4 фазы.
ФАЗА №1 Сократить дистанцию и войти в клинч
ФАЗА №2 Перенести бой на землю
ФАЗА №3 Занять доминирующую позицию
Теперь предлагаем разобраться более досконально в каждой из этих фаз.
ФАЗА №1. СОКРАЩЕНИЕ ДИСТАНЦИИ
Если перед Вами человек, который ведёт себя агрессивно, двигаясь вперёд в попытке ударить Вас, половина работы уже сделана. Так как он сам помогает сократить дистанцию. Здесь важно понимать два аспекта: вовремя среагировать и закрывать свою голову от возможных ударов.
Сокращение дистанции – также одно из основных отличий между джиу джитсу для самообороны и спортивным джиу джитсу.
В спортивном джиу джитсу Вам нет необходимости переживать за возможные удары, потому что Ваш противник на татами хочет только бороться.
ФАЗА №2. ПЕРЕВЕСТИ БОЙ НА ЗЕМЛЮ
Существует множество способов перевода противника в партер после того, как Вы установили клинч: подножки, броски через таз, броски верхней части тела, броски нижней части тела.
Сокращение дистанции, перевод в партер и занятие верхней позиции – премиальная задача в условиях самообороны. Так как удары в партере из позиции снизу неэффективны.
Но нет ничего необычного и в том, что представители джиу джитсу – джитсеры – иногда выбирают нижнюю позицию, когда переводят бой в партер. Это техника называется затащить в гард (затащить в защиту), особенно когда выполнение тейкдауна не представляется возможным.
Знание инстинктов и поведения Вашего противника и моментальная реакция на них – главная причина успеха работы из позиции снизу у джитсеров.
Затягивание в гард (защиту) также распространено в спортивном джиу джитсу. И позиция снизу, без сомнения, одна из самых увлекательных частей во всей этой игре.
Представителям джиу джитсу стоит одинаково уверенно себя чувствовать, как сверху, так и снизу при борьбе в партере.
ФАЗА №3. ЗАНЯТЬ ДОМИНИРУЮЩУЮ ПОЗИЦИЮ
Эти позиции представлены в иерархии в зависимости от своих преимуществ.
Гард (guard)
Гард – это возможность контролировать дистанцию между Вами и противником, осуществлять контроль и атаку, пока Вы находитесь на земле.
Гард – отличительная особенность джиу джитсу от других боевых искусств. Нет ни одного боевого искусства в мире, где гард был бы так развит, как в джиу джитсу.
Хороший гард не только позволит защитить Вас от сильных ударов, но также выполняет задачу для переворота противника и окончание боя.
Существует множество гардов, которые Вы можете использовать в зависимости от дистанции межу Вами и Вашим противником.
Но главные из них это:
В свою очередь каждый из них подразделяется на множество других. И как мы писали ранее, занятие доминирующей позиции – главная цель в реальном бою. Но если Вы оказались внизу – гард Ваш лучший друг.
Гард – это опасная позиция с колоссальным количеством атак и переворотов, которые постоянно развиваются, особенно в спортивном джиу джитсу, где в Вашем распоряжении больше движений, не переживая за возможные удары.
Боковое удержание (side control)
В реальных ситуациях боковое удержание – это попытка удержать и контролировать противника, пока не будет занята более доминирующая позиция – маунт или спина.
В боковом удержании существует несколько вариантов контроля противника:
3. Обратный кэса гатамэ
Маунт (mount)
Спина (back mount)
Очевидно самая доминирующая позиция в схватке – это заднее удержание (спина). Она даёт великолепный контроль над противником, так как противник не видит откуда исходят удары. Чем больше противник пытается ударить Вас, тем больше он открывает свою шею для его удушения, так как использует свои руки для ударов.
Заднее удержание – это последняя точка в иерархии контролей в джиу джитсу. Если Вы его теряете, то лучше сохранить хотя бы боковое удержание или маунт. Оставайтесь на заднем удержании, пока не заставите противника сдаться.
Правила джиу-джитсу
Дисциплины джиу-джитсу
Выступления проходят в трёх видах:
Дисциплины имеют общую суть: необходимо победить противника согласно регламенту. При этом есть некоторым различия, которые касаются разрешенных движений и жестикуляции.
Правила бразильского джиу-джитсу
Особенностью этой дисциплины является борьба в партере, а также болевые и удушающие приемы. В его основе лежит принцип, согласно которому более слабый физически человек способен победить более сильного, применяя верную технику. По-другому это направление называют «борьба лежа». Верно выполненная атака с фиксацией в течение 3 секунд награждается очками, защита оценке не подлежит. Присуждать их может только судья, находящийся на татами. Он внимательно отслеживает, где начинается и заканчивается элемент.
Баллы
Очки показываются поднятыми пальцами с повязкой цвета, соответствующего униформе:
Тейкдаун – деятельность, по итогу которой соперник оказывается на татами в положении лежа.
Свип – удержание противника при переходе из гарда в позицию сверху.
Проход гарда – защитное положение, в котором борец обхватывает тело другого, лежа на спине.
Маунт – элемент, когда участник находится на противнике сидя, коленями касаясь матов.
В том случае, когда спортсмен намеренно покидает рабочую зону, он получает предупреждение, а его сопернику присваивается два очка.
Соединяя элементы между собой и сохраняя 3 секундную фиксацию, атлет получает сумму выполненных действий. При переходе из и тейкдауна в гард, будет присвоено 5 очков.
Преимущество – это эффективно выполненная позиция с контролем менее трёх секунд. Также оно присваивается в следующих случаях:
Жесты
В бразильском джиу-джитсу используются следующие обозначения:
Правила джиу-джитсу файтинг
В данной дисциплине на татами состязаются участники согласно правилам, разработанным Международной Федерацией.
Бои файтинг включают в себя 3 части:
Выступающие должны быть активны, быстро переходить в нападение. Оценка присуждается только при хорошем балансе и контроле. Атака разрешена по следующим областям:
Время у юниоров и взрослых – 3 минуты. У женщин весовые категории от 49 до 70 кг, у мужчин – от 56 до 94 кг. На теле обязательно должны присутствовать защитные протекторы, которые закрывают стопы, голени, пах, грудь (у женщин). Они надеваются под форму и соответствуют её цвету.
Как проводится встреча
Баллы
Очки присуждаются большинством голосов. В том случае, когда все судьи имеют разное мнение, берется среднее арифметическое.
Одним баллом награждаются:
Два очка при выполнении:
Три балла заслуживают
Жесты
В файтинг-систем имеются свои обозначения, которые используют рефери:
Где проводят соревнования?
Поверхность разделяется на рабочую и безопасную зоны, которые покрыты татами, отличающимися по цвету. Вся поверхность составляет 12х12 метров, а рабочая – 8х8. Помимо этого, площадка оборудуется местами:
Униформа и личные требования
Каждый выступающий обязан убедиться, что его форма (ги) соответствует установленным нормам и соблюдена гигиена:
Если какие-то требования нарушены, спортсмену дается время на исправление этих недочетов. Если это невозможно (например, рваное ги), то участник дисквалифицируется.
Судейский состав
Кроме правил соревнований джиу-джитсу, Федерация определяет список участников судейства. Она состоит из:
Также обязаны присутствовать:
Рефери нужно иметь униформу, документ и эмблему, свидетельствующие о его категории.
Нарушения и наказания
Все запрещенные действия делятся на две большие группы:
После дисквалификации одного, другой выступающий получает столько баллов, сколько успел набрать. В случае исключения обоих встреча переносится.
Правила джиу-джитсу для детей
В детские секции принимают как мальчиков, так и девочек. Рекомендуется в этот спорт отдавать физически крепких детей, которым не близки командные игры.
Непосредственно занятия начинаются с 10 лет. Есть секции, которые принимают и с меньшего возраста, в таком случае идет подготовительный этап, направленный на общее развитие, укрепление мышц и тренировку выносливости. Помимо этого, достаточно много внимания уделяется познанию философии японских единоборств.
Разряды
Порядки и требования спортивной подготовки по джиу-джутсу определяет Федеральный закон №329. Всего существует 10 высших степеней (дан) и 7 младших (кю), а также мастерские и ученические типы поясов. Чтобы усовершенствоваться и получить следующую степень, необходимо пройти аттестацию.
Плюсы и минусы
Тренировки с ранних лет позволяют не только улучшить физические данные ребенка, но и воспитать морально. Кроме реакции, гибкости и координации, хорошо развивается умение тактически мыслить, и повышается вероятность защитить себя в экстренной ситуации. Из недостатков можно выделить частые травмы, такие как синяки и ушибы. Нередко встречаются переломы и растяжения. Для того, чтобы снизить риск, необходимо внимательно выполнять все требования наставника.
Запрещено заниматься детям с заболеваниями сердца, сосудов, позвоночника. Для того, что попасть в секцию, необходимо предоставить справку от педиатра.
Какие могут возникнуть сложности
В любом спорте для достижения результатов необходимо посещать все тренировки и выкладываться на максимум. Зачастую, проблемы связаны именно с восприятием ситуации: боязнью получения травмы или причинения вреда окружающим. В таких моментах необходимо привлекать дополнительную помощь психолога. Также он сможет помочь и с выработкой терпения. Сложнее с такими случаями, когда не хватает физических способностей. Здесь решение принимают родители: либо переводят в другой вид спорта, либо находят индивидуальный подход.
Отдавая ребенка на джиу-джитсу, можно быть уверенным, что помимо навыков самозащиты, он научится уважительно относиться к людям и выработает волю, которая поможет ему и в иных аспектах жизни.
Особенности поединков
В отличие от взрослых, в детских больше внимания уделено безопасности выступающих. В любой момент, который, по мнению судьи, становится опасным, он может остановить встречу.
Помимо запретов, указанных в регламенте Федерации, есть дополнительные для файтинг-систем:
Бразильское дзюдзютцу имеет следующие запреты:
Продолжительность меньше, чем у взрослых. Для бразильского – это 180 секунд, для файтинг – 120.
В остальном, правила остаются такими же. Дети готовятся к выступлению, проходят отбор, взвешивание, регистрацию. За победу награждаются званиями и поясом.
Ниппон Кэмпо
Джиу-джитсу – боевое искусство самураев. Суть джиу-джитсу. Предшественники джиу-джитсу. Основные принципы джиу-джитсу. Джиу-джитсу сегодня. Что общего у Ниппон Кэмпо и джиу-джитсу.
С тем, кто познал бесполезное можно говорить и о полезном.
Чжуан-цзы
Любые системы рукопашного боя и самозащиты на протяжении своего существования имеют как периоды подъема, так и периоды упадка. Время расцвета единоборства, лучший момент тактического и технического превосходства над другими системами рукопашного боя. Все, кто занимался такой системой рукопашного боя в его «золотое время», не сомневался, что он обладает самыми лучшими, реальными навыками самообороны и самозащиты. Так было с каратэ, боксом и даже вольной борьбой. Но, проходит какое-то время, и такие системы рукопашного боя начинают отдавать свои позиции другим, новым школам. Так было и с классическим джиу-джитсу. Время подъема и время забвения.
Бразильское джиу-джитсу использует преимущество борьбы в партере
Именно такой период взлета сейчас переживают бразильское джиу-джитсу BJJ (порт. Jiu-Jitsu Brasileiro, англ. Brazilian Jiu-Jitsu), бои без правил ММА (англ. Mixed martial arts), смешанные единоборства UFC (анг. Ultimate Fighting Championship), а также различные виды грепплинга. Все эти новосозданные системы появились примерно в начале 90-х годов XX века и используют преимущество борьбы в партере с элементами болевых контролей и удушающих приемов. Многие из этих молодых видов спорта ссылаются на то, что в основе их системы лежат техники и принципы классического джиу-джитсу.
Многие системы рукопашного боя, в том числе и айкидо, берут свое начало в джиу-джитсу
Многообразие джиу-джитсу
Некоторые системы идут в ногу со временем, видоизменяются, приспосабливаются к новым условиям, развиваются, расширяются и распространяются на другие территории. Другие разветвляются, становятся основой для формирования новых боевых искусств. Третьи застывают в каких-то традиционных канонах суждений и техник, и остаются в виде небольших школ, которые живут только благодаря редким последователям. Как ни странно, джиу-джитсу – это та система рукопашного боя, которую можно отнести ко всем этим трем группам.
Вообще многие обыватели, когда слышат термин «джиу-джитсу», думают, что это что-то из области японских тайных знаний. И, знание техник джиу-джитсу ставит человека выше любого бойца других систем рукопашного боя. Такой человек воздушными пассами выкручивает суставы соперника и неуловимым движением своего таза может поломать его берцовую кость. Но, это не так. Чтобы понять, что же такое джиу-джитсу нужно заглянуть вглубь истории военного искусства Японии и попытаться понять место джиу-джитсу в развитии всех японских боевых искусств.
Так что же такое джиу-джитсу? И как эта система рукопашного боя повлияла на становление многих других систем самообороны и самозащиты, и не только в Японии? В частности, в чем заключается родство Ниппон кэмпо и джиу-джитсу, кроме страны происхождения?
Сёриндзи-кэмпо. Левой рукой защищающися держит руку лежащего противника в болевом замке(прием джиу-джитсу)
Джиу-джитсу, дзю-дзюцу и дзавара. Суть боевого искусства
Название «джиу-джитсу» нам известно по английской транскрипции (jiu-jitsu, jujutsu). Однако по японски джиу-джитсу пишется двумя иероглифами 柔術 и произносится как дзю-дзюцу. Дзю-дзюцу – значительно менее распространенное название этого же боевого искусства. Кстати, по другой транскрипции эти иероглифы читаются как дзавара.
Суть джиу-джитсу лежит в его названии. Первый иероглиф 柔 означает мягкий, податливый, уступчивый, гибкий. Второй иероглиф 術 – техника, способ, искусство. Если все соединить, то получится «искусство мягкости», японцы же вкладывают в него несколько другой смысл – «искусство податливости».
Предшественники джиу-джитсу
Сумо
Первые документальные упоминания о сумо, как о борьбе, зафиксированы в «Кодзики» («Записи древних дел»), японской летописи, датированной 712 годом. Причем в «Кодзики» в виде легенды рассказывается о событии, произошедшем за 2500 лет до даты написания летописи, когда боги сошлись в поединке сумо за право владения Японией.
Фото сумоистов конца XIX века.
Сумо было средством выяснения отношений между противоборствующими сторонами, японской национальной борьбой. В Японии cумо относят к боевому искусству. Легенды гласят, что поединки между борцами сумо заменяли сражения между армиями феодалов. Технический арсенал сумо не так велик, бои проводятся только стоя, очень ценится физическая сила и вес борца.
Ёрои-кумиути
Начиная с X века в феодальной Японии, среди самураев на основе сумо очень активно развиваются боевые искусства, базовый технический арсенал которых составляют броски, толчки, сваливания, болевые приемы, удушения. Но не ударная техника, как в китайских кунг-фу(кэмпо), ушу и цюань-фа и др.
Полный доспех о-ёрои
Это боевое искусство получает название ёрои-кумиути (ёрои – доспехи, кумиути – борьба).
К XVI веку японскими оружейниками был изобретен значительно более легкий и удобный доспех гусоку. Его называли тосэй-гусоку(современный доспех). Такой доспех значительно менее ограничивал свободу движений, был более технологичным в изготовлении, но все же был дорогим для большинства бедных самураев
Когусоку-дзюцу
Легкая самурайская пехота асикагу в легких доспехах
Увеличился технический арсенал ударной техники. Появилось больше незащищенных мест на теле противника, которые можно было поразить ногами или руками.
Количество и значимость борцовских приемов, тем не менее, выросла еще больше. Не имея на себе тяжелого панциря, появилась возможность более свободно обращаться с таким же легким противником: бросать его через спину, бедро, плечо. Причем в бросковой технике практиковался принцип «Иккен-хисацу» (бросок-смерть) – противника старались приземлять сразу так, чтобы он не поднялся, например, на основание черепа. Вместе с тем появились приемы, позволяющие захватывать противника живьем для пленения: болевые техники и техники связывания и конвоирования.
Направление борьбы без доспехов, которое практиковалось в школе Такэноути-рю и в разросшихся других школах, практиковавших дзю-дзюцу, называлось кумиути.
Таким образом, на протяжении XVI века среди самураев практиковалось три категории приемов ближнего боя: ёрой кумиути (борьба в тяжелых доспехах), когусоку-дзюцу (борьба в малых доспехах), кумиути (борьба без доспехов).
Цинь-на – китайское искусство заломов, воздействий на болевые точки противника оказало огромное влияние на развитие джиу-джитсу
Влияние Китая на джиу-джитсу
Сильное влияние на становление будущего джиу-джитсу оказало старинное китайское боевое искусство цинь-на, включающее в себя рычаги, захваты, заломы, а также надавливания на болевые точки на теле противника. В 1558 году в Эдо (Токио) приехавшим из Китая мастером Чэнь Юань-Бином открывается школа цинь-на при буддистском храме. А через несколько лет выходцы из этой школы открывают собственные школы Миура-рю, Фукуно-рю, Исогаи-рю, каждая из которых представляла сплав боевых искусств цинь-на и местных школ когусоку-дзюцу и кумиути. Все три школы дали своих последователей, новые, более многочисленные школы дзю-дзюцу.
Именно в это время начинает терять популярность ёрой кумиути и когусоку-дзюцу. Дзю-дзюцу включается в раздел будзюцу и становится основным боевым искусством японских самураев наряду с искусствами владения мечом, луком и копьем.
Такие состязания были крайне популярны не только среди учеников различных школ, но и в среде японской знати и военного сословия самураев. Именно состязания между школами служили популяризации джиу-джитсу. В течение нескольких столетий в этом горне соперничества различных школ (рю) выплавилось то классическое джиу-джитсу, которое поражало европейцев и американцев, когда они познакомились с ним в XIX веке.
Обучение в школе джиу-джитсу было доступно только знати или военному сословию самураев. Крестьянин мог попасть в школу только случайно. Сами по себе навыки джиу-джитсу были серьезной ценностью. Обладатель таких знаний мог не утруждать себя тяжелой крестьянской работой, а поступить на службу телохранителем к какому-нибудь японскому феодалу и со временем сделать себе карьеру при его дворе.
Демонстрация техники Хонтай ёсин-рю на фестивале старинных боевых искусств в Осаке
Джиу-джитсу сегодня
Современное дзю-дзюцу делится на три основных ветки:
Появилось множество единоборств, которые связывают себя с джиу-джитсу, но по настоящему являются гайдзин-госидзю
Какие техники (waza) включают в себя стили дзюдзюцу?
Болевой контроль из джиу-джитсу, Ниппон Кэмпо
Основные технические принципы, используемые в дзю-дзюцу:
Узел руки и удушающая техника в Ниппон Кэмпо – это все приемы дзю-дзюцу
Из разнообразия техник дзю-дзюцу создатели различных систем самозащиты и самообороны черпали и черпают свои знания и довольно успешно используют их при создании новых боевых искусств. Достаточно вспомнить знаменитого создателя дзюдо Кано Дзигоро (яп. 嘉納 治五郎), который провел много времени, изучая стили кито-рю и дзикисин-рю. Создатель стиля Сёрендзи-кэмпо Досин Со (яп. 宗道臣) изучал хакко-рю дзю-дзюцу и на основании этого включил в свою школу раздел техник Juho (болевые контроли). Техники болевых контролей kansetsu waza и удушающих приемов shime waza в партере из арсенала школ дзю-дзюцу используются в различных системах смешанных единоборств. Влияние дзю-дзюцу не обошло и рукопашный бой Ниппон Кэмпо.
Саваяма Масару применяет заломы кистей и воздействие на болевые точки.
Джиу-джитсу и Ниппон Кэмпо
Создатель Ниппон Кэмпо Саваяма Масару (яп. 宗家), будучи обладателем 5-го дана дзюдо, и имея доступ к историческим свиткам дзю-дзюцу в Кансайском Университете, имел продолжительное общение с проживающими в то время знаменитыми мастерами дзю-дзюцу в Осаке в период 1928 по 1939 год. Он изучал опыт и техники джиу-джитсу, принципы этой борьбы. Большинство этих знаний были использованы им при формировании рукопашного боя Ниппон Кэмпо.
Что же взяло Ниппон кэмпо из дзю-дзюцу?
Система рэйги сахо (reigi saho), (этикет, кодекс вежливости) пришла в Ниппон Кэмпо из дзю-дзюцу. Ритуал и нормы поведения принятых и практикуемых в додзе (см. додзекун) – это душа настоящего боевого искусства. И, если душа утеряна, то утрачен и Путь. В Ниппон Кэмпо принято выполнять три вида приветствия кэйрэй. Принято различать: поклон стоя (тати рэй, рицу рэй), поклон сидя в положении сэйдза (дза рэй, ха рэй), и третий вид поклона – поклон на корточках сонкё но рэй, практикуемый в сумо, кендо, Ниппон кэмпо и некоторых старинных стилях рукопашного боя.
Бросковая техника и болевые контроли
Вся бросковая техника во всех японских единоборствах, которые ее используют (дзюдо, айкидо, Ниппон кэмпо), взята из джиу-джитсу. Так как стиль Ниппон Кэмпо создавался под реальные бои без правил, для скоростного обучения в армии и полиции, то техника бросков в Ниппон-кэмпо максимально упрощена.
В реальной ситуации нет времени для сложных вариантов техник, особенно в бою. Сбил противника и сразу добил. Но, болевые сопровождения, которые требуются в полицейской работе, в Ниппон Кэмпо присутствуют. Все броски выполняются под себя с обязательным добиванием или выполнением болевого контроля.
Вот несколько ката, используемых в обучающем процессе Ниппон кэмпо, которые имеют много общего с ката джиу-джитсу:
Катамэ вадза (яп. 固技 ), техника обездвиживания и удержания противника для позиционного преимущества, которая применяется в дзю-дзюцу, используется в Ниппон кэмпо, но с существенной разницей – только для нанесения контрольного, добивающего удара или болевого контроля, воздействия на болевые точки.
Болевой контроль на локоть в защитной экипировке
Защитная экипировка
Защитная экипировка богу, которая используется на соревнованиях и в тренировочном процессе Ниппон Кэмпо очень напоминает доспехи когусоку. Поэтому технический неударный арсенал очень схож с предшественником дзю-дзюцу – когусоку-дзюцу.
Полный контакт: болевой контроль на локоть с ударом коленом в лицо – и все это без травм
Полный контакт и без ограничений
Также, как и в старых (Ко-рю) школах дзю-дзюцу, соревнования и поединки проводятся без весовых категорий, в полный контакт и с разращёнными ударами в пах.
При этом в Ниппон Кэмпо практически отсутствует тот травматизм, который сопутствует всем системам боев без правил. И все благодаря защитной экипировке.
Без сомнения, джиу-джитсу сыграла огромную роль в создании практически всех современных систем рукопашного боя, и, особенно, японских. Можно перефразировать миллионера и филантропа Генри Форда, который говорил: “ Цвет автомобиля может быть любым, при условии, что он черный” – единоборство, которым Вы занимаетесь, может быть любым, при условии, что оно использует техники и философию джиу-джитсу!
Система рэйги сахо (reigi saho), (этикет, кодекс вежливости) пришла в Ниппон Кэмпо из дзю-дзюцу. Ритуал и нормы поведения принятых и практикуемых в додзе (см. додзекун) – это душа настоящего боевого искусства. И, если душа утеряна, то утрачен и Путь. В Ниппон Кэмпо принято выполнять три вида приветствия кэйрэй. Принято различать: поклон стоя (тати рэй, рицу рэй), поклон сидя в положении сэйдза (дза рэй, ха рэй), и третий вид поклона – поклон на корточках сонкё но рэй, практикуемый в сумо, кендо, Ниппон кэмпо и некоторых старинных стилях рукопашного боя.
Бросковая техника и болевые контроли
Вся бросковая техника во всех японских единоборствах, которые ее используют (дзюдо, айкидо, Ниппон кэмпо), взята из джиу-джитсу. Так как стиль Ниппон Кэмпо создавался под реальные бои без правил, для скоростного обучения в армии и полиции, то техника бросков в Ниппон-кэмпо максимально упрощена.
В реальной ситуации нет времени для сложных вариантов техник, особенно в бою. Сбил противника и сразу добил. Но, болевые сопровождения, которые требуются в полицейской работе, в Ниппон Кэмпо присутствуют. Все броски выполняются под себя с обязательным добиванием или выполнением болевого контроля.
Вот несколько ката, используемых в обучающем процессе Ниппон кэмпо, которые имеют много общего с ката джиу-джитсу: