Файл листинга ассемблер что это

Создает файл листинга, содержащий код ассемблера.

Синтаксис

/FA [ c ][ s ][ u ]
/Fa /Fa

Комментарии

/FA Параметр компилятора создает файл листинга ассемблера для каждой записи преобразования в компиляции, которая обычно соответствует исходному файлу C или C++. По умолчанию в файл листинга включается только ассемблер, который кодируется как ANSI. Необязательные c s аргументы, и u /FA используются для управления выводом машинного кода или исходного кода вместе со списком ассемблера, а также сведения о том, кодируется ли список как UTF-8.

По умолчанию каждый файл списка получает то же базовое имя, что и исходный файл, и имеет .asm расширение. При включении машинного кода с c параметром файл списка имеет .cod расширение. Можно изменить имя и расширение файла листинга и каталога, в котором он создается, с помощью /Fa параметра.

Аргументы /FA

нет
В список включен только язык ассемблера.

c
Необязательный параметр. Включает машинный код в список.

s
Необязательный параметр. Включает исходный код в список.

u
Необязательный параметр. Кодирует файл листинга в формате UTF-8 и включает метку порядка байтов. По умолчанию файл кодируется как ANSI. Используйте u для создания файла листинга, который правильно отображается в любой системе, или если в качестве входных данных для компилятора используются файлы исходного кода в Юникоде.

Аргумент /Fa

filename
Компилятор помещает файл листинга с именем filename. ASM в текущий каталог. Эта форма аргумента допустима только при компиляции одного файла исходного кода.

имя файла. расширение
Компилятор помещает файл листинга с именем filename. extension в текущий каталог. Эта форма аргумента допустима только при компиляции одного файла исходного кода.

каталоги
Компилятор создает один файл source_file. ASM для каждого файла исходного кода при компиляции. Он помещается в указанный Каталог. Обратная косая черта обязательна. Разрешены только пути на текущем диске.

Каталог имя файла
Файл листинга с именем filename. ASM помещается в указанный Каталог. Эта форма аргумента допустима только при компиляции одного файла исходного кода.

Каталог имя файла. расширение
Файл листинга с именем filename. extension помещается в указанный Каталог. Эта форма аргумента допустима только при компиляции одного файла исходного кода.

Установка данного параметра компилятора в среде разработки Visual Studio

Откройте диалоговое окно Страницы свойств проекта. Подробнее см. в статье Настройка компилятора C++ и свойства сборки в Visual Studio.

Источник

Файл листинга ассемблер что это

Ф айл листинга полезно использовать, когда вы хотите точно видеть, что генерирует Турбо Ассемблер при ассемблировании каждой инструкции или директивы. Основу этого файла составляет исходный файл, в который включен большой объем сопровождающей информации о результатах ассемблирования. Турбо Ассемблер выводит для каждой инструкции полученный машинный код, а также смещение в текущем сегменте (на каждой строке с машинным кодом). Кроме того, Турбо Ассемблер выводит в таблицах информацию о метках и сегментах, используемых в программе, включая значение и тип каждой метки и атрибуты каждого сегмента.

Примечание: См. здесь описание параметров командной строки /l и /la.

Т урбо Ассемблер может также по запросу генерировать таблицу перекрестных ссылок для всех меток, используемых в исходном файле, в которой показано, где определяется каждая метка, и где на нее имеется ссылка.

Примечание: См. в здесь описание параметра командной строки /c.

В верхней части каждой страницы листинга выводится заголовок, содержащий версию Турбо Ассемблера, с помощью которой выполнено ассемблирование файла, дату и время ассемблирования и номер страницы в листинге.

Ф айл листинга содержит две части: аннотированный листинг исходного кода и таблицу идентификаторов. Сначала выводится исходный ассемблируемый код с заголовком, содержащим имя файла, в котором находится исходный код. Вывод исходного кода Ассемблера сопровождается информацией о машинном коде, который ассемблирует Турбо Ассемблер. Все ошибки или предупреждения, обнаруженные в процессе ассемблирования, включаются в листинг непосредственно за содержащей ошибку строкой.

С троки кода в файле листинга имеет следующий формат:

где показывает уровень вложенности включаемых файлов или макрокоманд в файле листинга.

П оле содержит номер строки в файле листинга (не включая заголовки). Номера строк особенно полезны при использовании перекрестных ссылок Турбо Ассемблера, в которых указываются номер строк. Учтите, что поле не соответствует номерам строк исходного модуля. Например, если в файл включается другой файл или выполняется макрорасширение, то значение поля продолжает увеличиваться, хотя текущая строка в исходном файле остается той же. Чтобы преобразовать номер строки обратно в строку исходного кода, вы должны найти строку в файле листинга, и найти такую же строку в исходном коде (поее внешнему виду, а не по номеру).

П оле представляет смещение в текущем сегменте начала машинного кода, сгенерированного из соответствующей исходной строки Турбо Ассемблером.

П оле показывает фактическую последовательность шестнадцатиричных значений размером в байт или слово, которые ассемблированы из соответствующей исходной строки на Ассемблере.

Источник

Файл листинга ассемблер что это

Лабораторная работа №3. Работа с файлом листинга

Краткие теоретические сведения

Права доступа к файлам

Как многопользовательская операционная система, ОС Linux содержит механизм разграничения доступа к данным, позволяющий как защитить данные одного пользователя от нежелательного вмешательства других, так и разрешить другим доступ к этим данным для совместной работы. Любой ресурс компьютера под управлением ОС Linux представляется как файл.

По отношению к файлу пользователь может входить в одну из трех категорий: владелец, член группы владельца, все остальные. Для каждой из этих категорий есть свой набор прав доступа. Первым владельцем файла становится его создатель. Дальше файл можно передать другому владельцу или в другую группу командой

chown [ключи] [:новая_группа]

Полная строка прав доступа в символьном представлении устроена так:

Команда изменения прав доступа chmod понимает как абсолютное, так и символьное указание прав.

В символьном представлении можно явно указывать, кому какое право мы хотим добавить, отнять или присвоить. Добавим право на исполнение файла README группе и всем остальным:

Формат символьного режима:

Возможные значения аргументов команды представлены в таблице:

& Значение
Категория & u & Владелец
& g & Группа владельца
& о & Прочие
& а & Все пользователи, то есть «а» эквивалентно «ugo»
Действие & + & Добавить набор прав
& – & Отменить набор прав
& = & Назначить набор прав
Право & r & Право на чтение
& w & Право на запись
& x & Право на исполнение
& s & Право смены идентификатора пользователя или группы
& t & Бит прилипчивости (sticky-бит)
& u & Такие же права, как у владельца
& g & Такие же права, как у группы
& о & Такие же права, как у прочих

Название бита прилипчивости унаследовано от тех времен, когда объем оперативной памяти был маленьким, а процесс подкачки медленным. Этот бит позволял оставлять небольшие часто используемые программы в памяти для ускорения их запуска. Сейчас его значение переосмыслено: этот бит, установленный для каталога, приводит к тому, что удалять файлы из этого каталога могут только владелец файла и владелец каталога. Обычно это используется в каталогах, открытых для записи всем (например, /tmp ).

Назначение файла листинга

Листинг — это один из выходных файлов, создаваемых транслятором. Он имеет текстовый вид и нужен при отладке программы, т. к. кроме строк самой программы содержит дополнительную информацию.

Рассмотрим фрагмент файла листинга.

Строки в первой части листинга имеют следующую структуру (рис. [pic:l3]):

Все ошибки и предупреждения, обнаруженные при ассемблировании, транслятор выводит на экран и файл листинга не создается.

Описание инструкции вычитания

Схема команды целочисленного вычитания sub выглядит следующим образом:

sub операнд_1, операнд_2

работы команды включает два действия:

Флаги, устанавливаемые командой, подробнее рассматриваются ниже.

Команды условного перехода

Все машинные команды условного перехода, кроме одной, вычисляют условие перехода, анализируя один, два или три флага из регистра флагов, и лишь одна команда условного перехода вычисляет условие перехода, анализируя значение регистра CX. Команда условного перехода в языке Ассемблер имеет вид

Она и выполняется точно так же, как команда вычитания — за исключением того, что разность не записывается на место первого операнда. Таким образом, единственным результатом команды сравнения является формирование флагов, которые устанавливаются так же, как и при выполнении команды вычитания.

Инструкции условной передачи управления бывают следующими:

Мнемоники, идентичные по своему действию, написаны в таблице через дробь (например, ja и jnbe ). Программист выбирает, какую из них применить, чтобы получить более простой для понимания текст программы.

Примечание: термины «выше» («a» от англ. «above») и «ниже» («b» от англ. «below»)применимы для сравнения беззнаковых величин (адресов), а термины «больше» («g» от англ. «greater») и «меньше» («l» от англ. «lower») используются при учете знака числа. Таким образом, мнемонику инструкции ja/jnbe можно расшифровать как «jump (переход) if above (если выше) / if not below equal (если не меньше или равно)».

Источник

Ввод-вывод, более сложные программы и чтение листингов

2017 • Олег Французов

В этом разделе мы познакомимся с макросами ввода-вывода, разберем несколько более сложных примеров и посмотрим на листинги.

Структура ассемблерной программы

Посмотрим еще раз на программу из предыдущего раздела:

Разберем структуру исходного текста этой программы:

Строка include console.inc подключает макросы, которые мы будем использовать в этом курсе. О макросах мы поговорим чуть ниже.

Наконец, директива end Start сообщает ассемблеру, что исходный текст программы закончился, и одновременно информирует его, какую метку ( Start ) нужно использовать в качестве точки входа.

Макросы

Для написания простейших программ на языке ассемблера нам потребуется не так много возможностей языка. Умения работать с командами пересылки данных, арифметическими вычислениями и переходами вполне достаточно. Помимо этого, потребуется представление о структуре ассемблерной программы и директивах резервирования памяти.

Кроме этого, не хватает только возможностей ввода-вывода. Поскольку для организации ввода-вывода (а также, например, для завершения работы программы) требуется обращаться к операционной системе, мы не можем (пока) сделать этого самостоятельно — нам потребуется материал, который в этом курсе разбирается позднее.

Макросы ввода-вывода

Кратко рассмотрим минимальный набор макросов, которыми будем пользоваться в ближайшее время:

outstr «text» можно использовать для вывода текста.

newline выводит символы возврата каретки и перевода строки.

flush очищает буфер ввода.

Наконец, макрос exit завершает работу программы.

Ниже приведена шпаргалка по макросам:

Пример программы: числа Фибоначчи

Попробуем написать простую, но законченную программу. Наша программа (назовем ее fib ) будет запрашивать у пользователя номер n и вычислять n-е число Фибоначчи.

Наша программа не будет использовать никаких переменных в памяти, обходясь одними регистрами.

Запросим у пользователя число n и поместим его в регистр EDX:

Проинициализируем рабочие регистры. Текущее число Фиббоначчи Fk будем хранить на EAX, предыдущее Fk — на EBX. Само текущее k будем держать в ECX:

Если всё хорошо, выведем результат (EAX):

А если EAX переполнился, напечатаем сообщение об ошибке:

Программа целиком

Поместим текст программы в файл fib.asm в рабочем каталоге, после чего соберем и запустим ее при помощи mkr :

Генерация листинга

Чтобы узнать, как выглядит машинный код, в который была оттранслирована наша программа, мы можем запросить построение файла листинга, который будет содержать, в числе различной дополнительной информации, адреса команд и машинный код.

Для генерации листинга используется аргумент /Fl (регистр символов важен). Получим листинг программы fib :

Листинг состоит из двух страниц — собственно листинга и таблиц макросов, процедур, структур и т. д. Остановимся подробнее на листинге:

Листинг состоит из трех колонок: первая содержит адреса (точнее, смещения в секции), вторая — сгенерированный машинный код и третья — соответствующие строчки исходного кода программы.

По листингу сразу видно, что команда mov формата «регистр — константа» занимает 5 байт (1 байт на код операции и обозначение формата и регистра-приемника, плюс 4 байта на сам непосредственный операнд), а команда формата «регистр — регистр» — только 2 байта.

Адреса в первой колонке «прыгают» от 0 к 3C потому, что макросы outstr и inint раскрываются в некоторое количество машинных команд, которые попросту не отражены в листинге.

Листинг для секции данных

Если в нашей программе будет присутствовать секция данных, то для нее также будет сгенерирован листинг, по которому будет видно содержимое памяти, которое будет отведено под каждую из наших переменных.

Например, пусть секция данных выглядит вот так:

Тогда соответствующий фрагмент листинга будет таким:

Из этого примера хорошо видно, к чему приводит указание одинаковых начальных значений для переменных разных размерностей, а также то, что символы представляются их ASCII-кодами.

Источник

Assembler

понедельник, 11 мая 2009 г.

Практика ассемблирования

От теоретического материала я уже немного устал. Решил попрактиковаться, а заодно и поэкспериментировать с сегментами. Для экспериментов выбрал программку из книги Феногенова, и чуток изменил ее (текст можно взять тут):

Файл листинга ассемблер что этоОна ассемблируется и TASM и MASM.

Файл листинга ассемблер что этоДля того, чтобы устранить потери памяти, можно сегмент данных объявить с выравниванием на байт:

что и видим в выводе команды DIR:

Файл листинга ассемблер что этоТеперь посмотрим на исполняемый файл hello.exe при помощи встроенного просмотровщика FAR.

Файл листинга ассемблер что этоНа скриншоте красной рамкой выделен сегмент кода нашей программы, желтой рамкой сегмент данных, зелеными цифрами на синем фоне подсвечен стек (заполнение его, для лучшей визуализации, символом * определено в 16 строке программы), пустые промежутки подсвечены зелеными цифрами на черном фоне. Очень полезно, однако, смотреть и анализировать полученные EXE файлы в hex редакторах или просмотровщиках (viewers).
С форматом заголовка EXE файла решил разобраться чуть позже, так как сейчас надо получше разобраться с сегментами и вообще с правилами написания программ.
Решил посмотреть работу программы в отладчике, ибо внимательное созерцание работы программы под отладчиком просветляет. Запускаем debug hello.exe. Смотрим состояние регистров и памяти и пытаемся с этим разобраться.
После загрузки программы в отладчик были последовательно даны команды:
r (просмотр состояния регистров и команды которая должны быть выполнена), d cs:0 (просмотр сегмента кодов с его начала), d ds:0 (просмотр сегмента данных с его начала). Смотрим скриншот:

Итак, первой исполняемой командой по адресу 144B мы видим:

144B:0000 B84D14 MOV AX,144D

Файл листинга ассемблер что этоОбращаем так же внимание на изменения в регистрах AX,DS и IP.
Продолжаем выполнение программы и когда доходим до выполнения команды INT 21. Вместо команды t, даем команду g 10D для вывода сообщения программы. Иначе при выполнении команды t отладчик перейдет в BIOS.

AX=144D BX=0000 CX=0140 DX=0000 SP=0100 BP=0000 SI=0000 DI=0000
DS=143B ES=143B SS=144F CS=144B IP=0003 NV UP EI PL NZ NA PO NC
144B:0003 8ED8 MOV DS,AX
-t

AX=094D BX=0000 CX=0140 DX=0000 SP=0100 BP=0000 SI=0000 DI=0000
DS=144D ES=143B SS=144F CS=144B IP=0007 NV UP EI PL NZ NA PO NC
144B:0007 BA0000 MOV DX,0000
-t

AX=094D BX=0000 CX=0140 DX=0000 SP=0100 BP=0000 SI=0000 DI=0000
DS=144D ES=143B SS=144F CS=144B IP=000A NV UP EI PL NZ NA PO NC
144B:000A CD21 INT 21
-g 10d
-=* Hello World *=-
Программа завершилась нормально

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *