Фаворитка смысл концовки в чем
Скандалы, интриги и кролики. Павел Матяж о фильме «Фаворитка»
Кино об английской монархии показывают в России намного чаще, чем о русской. В 2018-м вышло три фильма про разных британских королев и еще один про Черчилля и Георга. На прошлой неделе – фильм про Марию Стюарт. А на этой подошла очередь ее праправнучки, последней бездетной представительницы рода – Анны Стюарт.
Нельзя сказать, что начало XVIII века, на которое пришлось царствование королевы Анны, было дико увлекательным периодом в британской истории. Ни революций, ни примечательных бунтов, смут или потрясений. Небольшая и довольно рутинная война с Францией. Скука. Но греческий режиссер Йоргос Лантимос сделал про все это такое кино, что одних номинаций на «Оскар» получил целых десять.
Хотя Лантимос – не Джо Райт, костюмные исторические мелодрамы вообще не его конек. «Лобстер», «Клык» и «Убийство священного оленя» характеризуют этого режиссера с совершенно другой стороны. Да и сценарии к своим фильмам Лантимос всегда писал сам. Но в этот раз грек впервые выступает только в качестве режиссера. Может, как раз потому, что он грек и хитросплетения британской придворной политики трехсотлетней давности – слишком далекий для него предмет и ему проще сохранить беспристрастность, что ли. Ну в том смысле, что в Британии полным-полно британских суперрежиссеров.
Последнее Лантимос хорошо осознает и поэтому весь фильм передает приветы Гринуэю и Кубрику, а еще на этот раз он пригласил снимать мощного английского оператора Робби Райана («Грозовой перевал», «Строго на запад»). Райан использует широкоугольные объективы, которые, помимо всего прочего, создают эффект рыбьего глаза. Особенно в узких коридорах замка. Как будто подглядываешь в глазок за тем, как напомаженные мужчины в гигантских париках и властные женщины бродят при бледно-желтом болезненном свете свечей по Кенсингтонскому дворцу.
Туда стремится в общественном экипаже (как бы там ни было, но то, что в Англии в 1704 году был общественный транспорт, — это круто) дочь разорившегося дворянина Эбигейл (Эмма Стоун). Первым делом она падает лицом в говно. «Фаворитка» в некотором смысле еще и комедия. Но даже если это и так, то такая черная, что нужен какой-то особенный склад ума, чтобы находить во всем этом смешное.
На самом деле она двоюродная сестра леди Мальборо (Рэйчел Вайс) и приехала ко двору, чтобы попросить помощи у кузины. Но леди Мальборо не питает к новоявленной родственнице теплых чувств, как, впрочем, и ко всем прочим. Эбигейл оказывается на кухне, драит полы и посуду и в первый же вечер получает щелочной ожог – так ее встречают новые коллеги, добрые придворные кухарки.
Но Эбигейл не расстроилась. Она вообще весь фильм изворачивается так, что выходит из неприятностей наилучшим образом. Вот и получив ожог, она отправилась в лес искать какой-то английский подорожник, чтобы снять боль и воспаление, а встретила там своего будущего мужа, барона Мэшема. А целебная мазь, которую она изготовила для своего ожога, позволит ей в будущем запрыгнуть еще выше и получить доступ к толстому, страдающему от подагры и бог знает каких еще недугов телу королевы Анны.
Но «Фаворитка» — это фильм не про малышку Эбигейл. Не про восхождение «из грязи в князи». Во всяком случае, не только. Потому что фаворитка тут будет не одна. А несколько пафосная структура фильма, со всеми этими главами и эпиграфами, позволяет солировать не только оскароносной Эмме Стоун.
Со временем, и не без помощи чудодейственной мази, Рэйчел Вайс, леди Мальборо, вынуждена обратить внимание на бедную родственницу. Хотя у нее и без нее забот хватает – она как раз отправляет своего мужа, первого герцога Мальборо (Майкрофт Холмс из «Шерлока»), на войну за испанское наследство. А для того чтобы это устроить, нужно вдвое повысить земельный налог, а значит, сломить сопротивление оппозиционеров-тори, которых возглавляет импозантный и порочный Роберт Харли, 1-й граф Оксфорд (Николас Холт).
Чем же в это время занята глава государства, абсолютный монарх королева Анна (Оливия Колман)? В основном возится с кроликами, их у нее целых 17 штук. Ведь бездетна она не потому, что не замужем или они с мужем чайлдфри. За 30 лет, когда она была женой Георга, она была беременна 17 раз, но большинство ее детей умерли еще в утробе. Этих кроликов королева назвала именами своих мертвых детей, и в те дни, когда она не мучается от болей, она катается на кресле-каталке по длинным темным коридорам замка и пытается выброситься из окна.
Вокруг всех этих слабостей, а одной в особенности, и плетутся сюжетные кружева «Фаворитки». Большинство историков считают это маловероятным, но режиссер Лантимос и его сценаристы Дебора Дэвис и Тони Макнамара – сторонники самой что ни на есть скандальной версии событий. Что Сара Черчилль и Анна Стюарт не просто близкие подруги. Чтобы усугубить ситуацию, они преждевременно хоронят мужа королевы – принца-консорта Георга Датского, который исторически еще был жив в описываемое сюжетом фильма время, и отправляют на войну герцога Мальборо.
И оставляют Сару и Анну наедине. Правда, довольно скоро в игру за роль фаворитки вступает и бедная родственница Эбигейл. Получается любовный треугольник. Но, скорее, любовный серпентарий такой, клубок змей, в котором сплетаются любовь, ненависть, похоть, жажда власти и воля к жизни.
Довольно непросто будет распутать этот клубок и оскаровскому комитету. Уже сейчас ясно, что «Фаворитка» обошла всех конкурентов по числу номинаций. С главным женским «Оскаром» более-менее понятно, ведь «Золотой глобус» за роль королевы Анны уже получила Оливия Колман. А вот для ее фавориток Эммы Стоун и Рэйчел Вайс борьба не окончилась даже после окончания съемок. Неугомонные старики-кинопродюсеры из комитета не могут, видимо, до конца насладиться такой интригой и растягивают удовольствие. Остается надеяться, что в этот раз обойдется без яда.
Фаворитка
«Фаворитка». Кроличья нора
Анна, королева Англии, родила 12 мертвых детей, а еще пятеро не дожили и до двух лет. Теперь ее друзья 17 кроликов и две женщины: великолепная Сара Черчилль и ее бедная родственница Эбигейл, которая вскоре выйдет замуж за Алексиса Мэшема и станет одной из самых влиятельных дам при дворе. И нет, эти три женщины сражаются не за сердце мужчины, как это написано у Эжена Скриба. Они интересуются только друг другом.
Поразительно, но в наше время girl power трудно найти фильм, который был бы именно о женщинах, а не об условной «декларации независимости». Даже за почти безупречной «Женой» чувствуется умысел на злобу дня, не говоря уже о «Двух королевах», где он сквозит буквально отовсюду. Тем выше заслуга Йоргоса Лантимоса, который как раз склонен увлекаться идеей, а не персонажами, всегда воплощающими скорее некую мысль, нежели живущими собственной жизнью. В этом смысле «Фаворитка» настоящий прорыв для режиссера «Убийства священного оленя»: теперь он сфокусирован на людях и их чувствах. Сфокусирован в буквальном смысле: использованный оператором Робби Райаном прием со сверхширокоугольными объективами то и дело искажает общее пространство картины — чтобы потом приблизить его к зрителю четкими крупными планами. Словно подглядывать в дверной глазок, а потом смотреть в подзорную трубу или прямо перед собой — но в любом случае быть привязанным к истории, которая разворачивается на экране.
История эта очень банальна — и сложна, как все банальности: распад долгих отношений из-за юной авантюристки. Ничего больше здесь нет, и «Фаворитка» — отнюдь не сатира на человечество, как принято считать. Да, здесь блюют и возятся в грязи, бегают голышом и обильно красятся, и делают массаж ног, переходящий в массаж совершенно других органов — но в XXI веке странно называть режиссера мизантропом за то, что он показывает телесность. Тем более что Лантмос делает это максимально уместно, подчеркивая и радость обладания телом, и ужас быть запертым в нем. Он строит удушающий мир плоти, в сердце которого Анна пытается трансформировать сгустки собственной крови в пушистых кроликов и ищет бескорыстной любви, в которую не в состоянии поверить.
Оливия Коулман в этой роли поразительно хороша — как и Рэйчел Вайс в роли изящной амазонки Сары Черчилль, как и Эмма Стоун, которой удалось сыграть безжалостное и несчастное чудовище. Три женщины ориентированы только друг на друга, мужчины здесь по сути сведены к роли игрушек, причем даже не сексуальных — это так же не соответствует реальности, как недавние «Две королевы». Но не вызывает ни раздражения, ни вопросов, поскольку и актрисы, и режиссер, и сценаристы (а Лантимос впервые снимает фильм не по собственному сценарию) рассказывают прежде всего о том, что даже истинная любовь не выдерживает столкновения с чужой неуверенностью, историю кромешного одиночества — и умудряются не сфальшивить нигде. Единственное, что в итоге можно бы поставить в вину Лантимосу — это его нарочитый символизм, которым начинается и заканчивается «Фаворитка». Но не хочется, поскольку нагнать такую скорбь при помощи милейших зверушек, воплощающих тут плоть, душевную боль, поиск любви, попытки спастись, первобытный ужас — дорогого стоит. Как и последний взгляд Оливии Коулман.
Фаворитка: смысл фильма и объяснение концовки
После просмотра финальной сцены этого фильма, зритель обязательно задастся вопросами “Что это значит? Как понять? Чем заканчивается?”. В данной статье, вы найдете ответы на все ваши вопрос.
По сравнению с его предыдущей работой выдающийся новый фильм Йоргоса Лантимоса «Фаворит» кажется почти простым. Это может показаться странным, что можно сказать о фильме, изображающем соперничество между двумя женщинами в начале 18-го века, когда они сражаются за любовь все более больной королевы Анны в окружении коварных лордов, рыбий глаз и 17 символических символов. Кролики – по 1 на каждого из мертвых детей королевы – но в отличие от своих предшественников, которые включают в себя драку из дикого семейства из ада ( Dogtooth ), сатиру свиданий, в которой люди превращаются в животных, если они не могут найти себе пару ( The Lobster ) и пересказ греческой трагедии в высшем классе Цинциннати (Убийство священного оленя ), Фаворит происходит в мире, который мы могли бы узнать.
Фаворит восходит ко времени начала 18 века, когда Англия воюет с Францией, а королева Анна (Оливия Колман) восседает на троне. Анна, которая невероятно слаба как физически, так и умственно, в значительной степени полагается на своего доверенного лица Сару Черчилль (Рэйчел Вайс), герцогиню Мальборо, по сути, управляющего страной и контролирующего военные действия, даже в качестве членов ее двора, а именно Роберта Харли (Николас Холт), 1-й граф Оксфорда и граф Мортимер – попытка подорвать решения Сары. Двоюродная сестра Сары, которая потеряла свой благородный рост много лет назад из-за азартных игр своего отца и пробилась во дворец Анны в надежде получить там место.
Смысл фильма и объяснение концовки
После долгой борьбы между Сарой, герцогиней Мальборо (Рэйчел Вайс), давним другом и советником королевы Анны (Оливия Колман), и ее выскочкой, двоюродной сестрой Эбигейл (Эмма Стоун), недавно прибывшей в суд и хитрой, как лиса, решительная победа была одержана. Отравление Эбигейл чаем Сары отправило ее в лес, где она потеряла сознание и была захвачена мадам борделя, а затем возвращена ее союзником Годолфином. Вернувшись в суд, она пытается заставить Энн отослать Эбигейл, и даже угрожает раскрыть секретные письма – конечно же, скандальные письма – тому старому Джонатану Свифту. Это последняя капля для Анны, которая запрещает ей выходить из спальни и в конечном итоге ее удаляют из дворца.
Тем временем Абигайль, к свадьбе, проворно перешла от девицы к даме и обосновалась во дворце, а также в постели королевы Анны. В момент большого значения Сара предупреждает Энн, что, хотя она может быть жестокой и резкой, а иногда и манипулирующей, она заслуживает доверия – и это именно то, чем не является Эбигейл. Но Энн отмахивается от нее, и Сара направляется в ее поместье, где Годолфин советует ей написать королеве и извиниться.
Конечно же, слова Сары сбываются, когда Эбигейл пытается предположить, что Сара готовила книги, крала деньги из короны для нее и ее мужа. Это заходит слишком далеко: Энн знает, что Сара, несмотря на ее недостатки и амбиции, никогда не опускается до этого, и она говорит об этом Эбигейл; Эбигейл покидает свою спальню и поет.
Но критический момент еще впереди. Энн ждет письма, которое она ожидает от Сары, письмо, которое позволит ей простить; Сара наконец соизволит написать указанное письмо; и Эбигейл покорно просматривает почту, пока она не прибудет, и в этот момент, закрывая судьбу всех трех, она бросает ее в огонь. Последующая цепная реакция: обиженная и разъяренная тем, что она воспринимает как молчание Сары, Энн использует ложь Абигайль, чтобы изгнать Сару и ее мужа, и Абигайль побеждает.
На протяжении всего фильма Абигайль настаивает на том, что она не предаст свою мораль. К концу она явно сделала это, и это делает ее победу бессмысленной. Лантимос сделал все возможное, чтобы показать, что экосистема дворца хрупка, и что Сарра прекрасно поддерживает его равновесие благодаря замечательной смеси государственного управления, привязанности и ясности зрения. Сара может быть не идеальным человеком, но она честна, и есть несколько вещей, более ценных для королевы, чем честность, особенно когда это можно сделать надлежащим образом.
Абигейл, с другой стороны, становится фигурой, которая прекрасно вписалась бы в нашу собственную современную политику, и, вероятно, в любое другое время. Она знает, как получить власть, но она не знает, как ее использовать. Даже несмотря на то, что королева видит Абигайль в тот момент, когда она лжет о предполагаемой краже Сары, тщеславие и хрупкость Анны, хорошо подтвержденные к настоящему времени, наносят урон: она считает, что Сара оставила ее, и она скорее навредит Саре с Абигейл чем отправить Абигайль прочь.
В финальной сцене Анна заставляет непокорную Абигайль тереть ноги, схватившись за волосы и заставив ее упасть. Сообщение ясно: весы выпали из глаз Анны. Она знает, что Эбигейл лжец, но она слишком слаба и человечна, чтобы отослать ее. И Абигайль может быть леди, но ее существование зависит от королевы. Ее победа – Пирр, за счет иллюзии, которой Энн давно верила, что Абигайль была хорошим человеком, невинным человеком, милым человеком – все в отличие от Сары. По иронии судьбы, победителем может стать Сара, которая, по крайней мере, свободна.
Когда Энн вонзает руку в волосы Абигайль, Лантимос выполняет магический трюк. Изображение искажается и растягивается, и лица двух женщин накладываются друг на друга: они заключены в клетку в своем собственном адском творении, одно из которых сотворено обманом и жадностью. И затем, с ужасом, Лантимос добавляет кроликов в этот коллаж, и картина становится все более и более смешанным. Если «Фаворит» до того момента был несколько отделен от фильмографии Лантимоса, этот снимок обеспечивает мост, на котором в фильме присутствует фирменный знак психологического террора, который передает более глубокий смысл.
Кролики, конечно, представляют мертвых детей королевы, по 1 на каждого из 17 погибших, но они значат даже больше, чем это. Сара критиковала кроликов как сентиментальных и жутких; Абигайль, с другой стороны, использовала их, чтобы зачаровать себя с королевой. В каком-то смысле Абигайль казалась сама собой кроликом, красивой, приятной и безвредной. Но с этим последним выстрелом Лантимос передает другое сообщение. Поступок Абигайль принял плохую правду: она домашнее животное, в клетке и беспомощна. И отчаянное желание королевы к безусловной любви, любви к детям, которых у нее нет, заставило ее отвергнуть единственного человека, который по-настоящему заботился о ней. Все, что ей осталось, это кролики.
Фаворитка — смысл фильма и объяснение концовки
Если вы уже видели «Фаворитку», то, вероятно, потратили немало времени на размышления о ее странной концовке. В конце концов, это не был бы фильм Йоргоса Лантимоса, если бы после его просмотра вы не чувствовали себя слегка обескураженными. Однако, в отличие от других работ режиссера, «Фаворитка» получила одно из самых ясных окончаний. Тем не менее, оно столь же беспросветно, как и финалы предыдущих картин Лантимоса.
«Фаворитка» — это удивительная комедия о придворных интригах, в центре которой королева Анна (Оливия Коулман) и ее отношения с фавориткой Сарой (Рэйчел Вайс) — герцогиней Мальборо и двоюродной сестрой Сары — Абигейл (Эмма Стоун), которая, хотя и была дворянкой, оказалась за чертой бедности. Однако Абигейл не пожелала оставаться простой горничной. Придя в королевский замок в поисках работы, она сразу же начала плести интриги, вбивая клин между Сарой и королевой.
Фильм начинается с намеков на близкие отношения между королевой Анной и леди Сарой. Несмотря на всю свою власть, Анна бессильна перед Сарой, которая общается с королевой в дерзкой и непреклонной манере. Одержимая королевой и властью Сара использует свое положение, чтобы решать государственные вопросы, включая продолжение войны между Англией и Францией, независимо от истощения казны и угрозы для жизни мужа Сары, который возглавляет британскую армию.
Сама Анна не слишком интересуется политикой. Она позволяет Саре решать трудные вопросы, пока сама страдает от болезней и личных трагедий. За прошедшие годы Анна потеряла семнадцать детей. Вместо них она ухаживает за 17-ю кроликами — по одному за каждого несостоявшегося ребенка.
В момент появления во дворце Абигейл приобретает статус аутсайдера. Она в буквальном смысле измазана в грязи и нечистотах, в которые упала, вывалившись из кареты. Ее безумный отец сжег дом вместе с самим собой, проиграв дочь в карты, когда она была еще ребенком. Несколько лет своей жизни она провела в браке с «шарообразным немецким мужчиной», который держал ее в жестоком и унизительном подчинении.
К Абигейл несложно проявить сочувствие — этому способствует ловко написанный сценарий и идеальный кастинг «Фаворитки». Милые уши и огромные глаза Эммы Стоун с самого начала ставят зрителя на ее сторону. Она умна и точно знает, как манипулировать окружающими в стремлении вернуть свой титул. Однако большинство этих манипуляций кажутся безвредными и даже доброжелательными — Абигейл лечит подагру королевы, отказывается предать ее даму и т.д. Сара же, в отличие от нее, куда охотнее проявляет жестокость. Например, она говорит королеве, что та похожа на барсука, повышает налог на землю вдовое, чтобы финансировать войну и отказывается уделять внимание кроликам Анны ( «Они жуткие», — говорит она с усмешкой).
Кстати, пока не забыли. В Сети сейчас не так много ресурсов, которые ведут толковую аналитику по фильмам и сериалам. В их числе — телеграм-канал @SciFiNews, авторы которого пишут годнейшие аналитические материалы — разборы и теории фанатов, толкования послетитровых сцен, а также секреты бомбических франшиз, вроде фильмов MARVEL и «Игры Престолов». Подписывайтесь, чтобы потом не искать — @SciFiNews. Однако вернемся к нашей теме…
Однако по мере развития событий, истинная натура Абигейл постепенно начинает просвечивать. Ее поверхностная доброта скрывает жестокость и безжалостность. Когда к ней в комнату приходит ее жених, она не целует, а кусает его. Когда Сара угрожает вернуть ее на улицу, Абигейл отравляет ее, из-за чего лицо Сары оказывается обезображенным, когда она падает с лошади. Сара видит Абигейл такой, какая она есть, однако королева видит в ней лишь друга и прекрасную новую любовницу. Анна наотрез отказывается отсылать Абигейл из замка. Отношения между королевой и Сарой портятся так сильно, что Анна выгоняет бывшую фаворитку с территории замка, что готовит почву для удивительной концовки фильма.
«Фаворитка» — это особая работа Лантимоса, поскольку это первый фильм, сценарий которого он написал без участия своего постоянного соавтора Эфтимиса Филиппа. В результате получился менее странный фильм (хотя все еще достаточно нестандартный), который, наверняка, окажется доступным для более широкого круга зрителей, чем обычно. Но в «Фаворитке» прекрасно заметен почерк режиссера, на который, впрочем, повлияло его сотрудничество с писательницей Деборой Дэвис. В результате фокус фильма сместился с политики на межличностные отношения.
Лантимос снимает странные концовки, которые нравятся далеко не всем. Например, финал «Убийства священного оленя» многих зрителей просто привел в ярость. Однако концовка «Фаворитки» — это нечто иное — это наиболее исчерпывающее и продуманное окончание из всех предыдущих. Хотя, конечно, оно, по традиции Лантимоса, остается неоднозначным. Это больше не шок. Скорее, это тихая грусть, которая надолго остается со зрителем после просмотра фильма.
Когда здоровье Анны ухудшается, герцогиня Мальборо также страдает в своем имении. Они обе имеют гордый и вздорный характер, но, являясь подругами детства, они по прежнему любят друг друга и скучают. Благодаря вмешательству крупных политических игроков, Сара пишет Анне письмо с просьбой о прощении и примирении. Однако Абигейл видит, что королева каждый день с нетерпением ждет почты. Абигейл перехватывает письмо Сары и сжигает его. Она говорит королеве, что Сара занималась растратой государственных денег. Анна поначалу отвергает это обвинение, но когда письмо от Сары не приходит, королева использует это свидетельство как оправдание, чтобы изгнать Сару из страны.
В ожидании ответного письма Сара наблюдает за входом в свой дворец из окна. Это последний раз, когда мы видим Сару. В финальной сцене фильма королева Анна, наконец, видит истинную сущность Абигейл — жестокую придворную интриганку, которой она является. Абигейл улыбается, весьма скверно обращаясь с любимым кроликом королевы. Однако эта сцена привлекает внимание Анны. Наконец, королева видит в своей новой фаворитке того самого монстра, каким она является.
Королева велит Абигейл помассировать ее больные ноги, как она делала уже много раз до этого. Но теперь все изменилось. То, что раньше было чувственным актом, теперь стало чем-то мрачным и мучительным. Анна запускает пальцы в волосы Абигейл и тянет за них, опуская ее голову в знак своего превосходства и наказания. На лице Абигейл появляется гримаса страдания. Мы видим наложенные друг на друга изображения — несчастные лица Абигейл и Анны, а также кроликов, представляющих собой пушистые напоминания о личном горе королевы.
Это странное решение для концовки фильма. Поневоле становится страшно: неужели все закончится прямо так? И это происходит. Но в отличие от «Убийства священного оленя» и особенно «Лобстера», финал «Фаворитки» довольно понятен: все три женщины застряли в своих личных вариантах ада.
Абигейл, которая спаслась от несчастливого брака, стала рабыней новой хозяйки. «Моя жизнь похожа на лабиринт, из которого я пытаюсь выбраться, но постоянно наталкиваюсь на очередной тупик», — рассказывает Абигейл своему несчастному новому мужу в середине фильма. Возможно, ей больше не придется терпеть над собой господство неприятных мужчин, но ее роскошная жизнь отныне зависит от благосклонности королевы. Абигейл останется в ловушке подчинения и новом лабиринте рабства.
Судьба Сары также приводит ее в кошмарную ловушку. Женщина, которая больше всех пеклась о королеве и стране, потеряла и то, и другое. Сара была готова пожертвовать своим мужем на войне ради любви к королеве. Ад Сары в ее отлучении от самого дорогого в ее жизни.
Что касается королевы, то ее здоровье быстро ухудшается, и она оказывается беспомощной без строгого патронажа Сары.
«Она спасла мою жизнь. Без нее я ничто», — говорит королева, когда Сара впервые пропадает, и это соответствует действительности. Сара была строга, но так она проявляла свою любовь. Она не позволяла королеве есть сахар, чтобы он не вредил ее желудку. Оставшись одна, Анна злоупотребляет нездоровой пищей. Оставшись на попечении Абигейл, королева интересуется, что будет, если она уснет в грязевой ванне и утонет. «Представь, что это горячий шоколад», — говорит Абигейл. Быть с Абигейл — значит погибнуть от бесконечных поблажек. Без Сары, которая заботилась о королеве, у Анны не остается никого, кто бы действительно любил ее.