Фавикон что это для сайта
Favicon сегодня: форматы, поддержка, автоматизация
На сегодняшний день favicon — это не просто значок 16×16 во вкладке браузера. Он является важной составляющей интерфейса, а также играет немаловажную роль в прогрессивных веб-приложениях. Существует немало способов подключения и использования favicon, о которых я расскажу в данной статье.
В каком формате должен быть фавикон?
Раньше основным форматом фавикона был формат ICO. Его главная особенность заключалась в том, что файл такого формата мог хранить в себе несколько вариантов размеров иконки. Сейчас формат ICO считается устаревшим, на смену ему пришёл формат PNG с новыми возможностями по взаимодействию с иконкой.
Помимо PNG, поддерживается формат SVG. Но у него, к сожалению, невысокая поддержка на данный момент. Однако этот формат идеально подходит для фавиконов, его использование намного бы упростило нам жизнь. Будем надеяться, что ситуация скоро изменится.
Фавикон может быть создан ещё в нескольких форматах, например, в формате GIF или JPEG, но проблемы с поддержкой делают их использование нецелесообразным.
HTML5 и атрибут sizes
Атрибут sizes пришел в нашу жизнь с HTML5. Благодаря ему браузер или устройство может выбрать необходимый размер фавикона. Атрибут sizes указывается в формате [ширина х высота] без указания единиц. Если в файле хранится сразу несколько иконок, можно задавать их размеры через пробел. Ключевое слово any указывает, что иконка может масштабироваться до любого размера, например, если она хранится в векторном формате SVG.
Пора ли отправлять ICO на свалку?
Как я уже сказала, формат ICO сегодня уже можно считать устаревшим, но значит ли это, что от него нужно срочно избавиться? Ответ, как всегда, неоднозначный. Есть случаи, когда формат ICO ещё может сослужить вам хорошую службу. Приведу несколько примеров оправданного использования фавикона в формате ICO в разных операционных системах и поговорим об альтернативах.
Windows
Начнём, пожалуй, с Windows.
До 11 версии формат PNG в IE не поддерживался, поэтому для IE10 и более младших версий по-прежнему необходимо использовать формат ICO. А вот с IE11 смело можно переходить на PNG. Для устаревших браузеров Microsoft рекомендует размеры 16х16, 32х32 и 48х48 для фавиконов формата ICO.
Начиная с IE9, сайты получили возможность быть закрепленными в меню и панели задач, а с приходом IE11 и Windows 8.1 появилась возможность создавать закрепленные сайты в виде живых плиток. По умолчанию изображением на плитке будет фавикон, но только не для больших и широких плиток, для которых нужно задавать изображение специального размера. Сделать это можно следующими способами: добавив теги метаданных в разметку веб-страницы или файл конфигурации браузера.
Сначала давайте рассмотрим первый способ.
Определение фавикона в устройствах Windows с помощью метаданных в :
Если мы хотим указать иконки для больших плиток, это можно сделать с помощью следующих метаданных:
Можно указать цвет фона плитки:
Можно указать имя закрепленного сайта:
Если нет этих метаданных, то в качестве имени используется значение в :
square70x70logo, square150x150logo, wide310x150logo, square310x310logo — элементы, внутри которых объявляются изображения для различных размеров плитки.
Microsoft рекомендует брать больший размер изображений в целях поддержки экранов с высокой плотностью пикселей. Желательно, чтобы размер исходного изображения примерно в 1.8 раза превышал размер целевой плитки, чтобы его можно было увеличивать и уменьшать. Например, для 70х70 рекомендуемый размер 128х128, а для широкой плитки 310×150 исходное изображение имеет размер 558×270.
Новый интерфейс Metro предлагает несколько новых принципов дизайна, например, «белые силуэты», используемые большинством предустановленных программ.
С помощью платформы уведомлений Windows сайт может за один раз показывать на плитке до пяти текстовых сообщений или сообщений с изображениями, которые циклически сменяют друг друга. Не будем подробно останавливаться на этих xml-файлах уведомлений. Существует множество шаблонов живых плиток, вот один из них:
То, что написано в кавычках в атрибуте template — название шаблона. Этот шаблон содержит изображение и небольшой текст. Используется для больших изображений и средних названий. На самом деле, подобных шаблонов очень много: и просто c текстом, и просто с изображением, и с несколькими изображениями, и с несколькими строками текста, и так далее. Большинство шаблонов изображения или текста размещают текст на той же плитке, что и изображение. Но шаблоны с Peek в названии выполняют переключение между изображением и текстом на плитке.
Подробнее о шаблонах можно узнать на официальном сайте.
Mac OS
В Mac OS особо не разгуляешься, к сожалению. Если сохранить сайт на рабочий стол в Mac OS, то значок будет отображаться как скриншот страницы с html кодом. Просто так сайт приложением в Mac OS не сделать, но и не будем.
Safari — вот где нам пригодится формат SVG. Чтобы использовать SVG, необходимо указать атрибут rel со значением mask-icon, все элементы SVG должны быть черного цвета. Но не стоит пугаться, цвет можно поменять атрибутом color. Эта SVG-иконка нужна для закрепления вкладки в Safari. А цвет при наведении будет таким, какой мы указали в атрибуте color.
Если не указывать эту иконку, то браузер будет отображать первую букву домена нашего сайта.
Вспомнила еще один случай, где нам еще может пригодиться формат ICO. Поисковик Яндекс вставляет фавикон в поисковой выдаче рядом с заголовком сайта. Что, безусловно, увеличит привлекательность сниппета и, как следствие, кликабельность.Яндекс рекомендует использовать для этих целей формат ICO.
Safari в iOS вообще не отображает favicon во вкладках, но использует их для закладок, так же как и в Mac OS. В iOS пользователи могут добавить сайт на рабочий стол, и оно будет выглядеть как нативное приложение. Эти ссылки отображаются в виде значков и называются Web Clips.
Для этого нужно добавить rel=«apple-touch-icon» и указать размер с помощью атрибута sizes. Каждое устройство нуждается в своем размере иконки. Так как iOS устройств довольно много, и каждое устройство имеет свое разрешение экрана, спецификация, разработанная Apple, поддерживает возможность указать несколько тегов с иконками разных размеров.
Если значок не соответствует рекомендуемому размеру устройства, используется самая близкая по размеру иконка большего размера, нежели рекомендуемый. Когда пользователь заходит на ваш сайт с iOS устройства, запрашиваются файл apple-touch-icon-precomposed.png, который должен быть оформлен в стиле iOS: закругленные углы, блики, и тень. Если файла с таким названием в корне проекта или rel=«apple-touch-icon-precomposed» нет, будет запрошен apple-touch-icon.png, которому разрешено быть таким, какой он есть, а все эффекты будут наложены самим iOS. Соответственно, нужна иконка под каждый размер. А вот если нет и этих файлов, то на рабочем столе iPhone или iPad будет отображаться не красивая иконка, а миниатюра страницы — ее скриншот.
Ходят слухи что Blackberry будет тоже использовать rel=«apple-touch-icon-precomposed», но возможности проверить, к сожалению, не было.
Подробнее прочитать про актуальные размеры для устройств iOS можно на официальном сайте.
Некоторые могут возразить, что все 9 изображений не очень и нужны. Однако, по крайней мере, основная Apple Touch Icon должна быть 180х180. Остальные устройства могут уменьшить изображение. Но некоторые другие платформы тоже используют Apple Touch Icon, поэтому лучше их объявить.
Как бы странно это не звучало, устройства под iOS не единственные, которые ищут Apple Touch Icon. Поскольку они популярнее и встречаются чаще других PNG иконок высоких разрешений, некоторые браузеры, вроде Android Chrome, используют их. Таким образом, лучше их объявлять, это позволит посетителю с совместимым устройством или браузером использовать одну из этих иконок.
Кстати, можно даже установить стиль строки состояния для веб-приложения:
Можно поменять её цвет, можно сделать полупрозрачной. Это тоже повлияет на вид нашего сайта.
Android
Устройства на Android отлично понимают формат PNG, а ещё поддерживают манифест веб-приложения manifest.json, в котором можно прописать все параметры того, как будет вести себя сайт, если его установить на домашний экран. Этот манифест пока, к сожалению, не читают устройства под IOS. А если Android не найдет этот файл, то он будет использовать apple-icon-touch.
Файл манифеста может содержать в себе ряд космических параметров, но тут находятся лишь те, которые нам необходимы для отображения сайта на домашнем экране:
Ключ name определяет подпись в приложению на домашнем столе. Если этот параметр не указан, подпись будет взята из в ;
Ключ short_name определяет укороченную подпись для приложения, если не хватает места для полного имени;
Ключ icons — определяет массив объектов иконок, может принимать три значения: sizes, src, type;
Ключ theme_color определяет цвет строки состояния. Начиная с 39 версии хрома для Android Lollipop появилась возможность менять цвет интерфейса браузера и цвет вкладки браузера.
Ключ background_color определяет цвет фона для веб-приложения на домашнем столе. Этот же параметр отвечает за то, какой цвет будет иметь фон приложения, когда он открывается, т.е. манифест загрузился, но ещё не загрузились стили;
Ключ display определяет режим отображения веб-приложения. Например, значение standalone, которое мы указали, позволило открывать нам сайт как приложение.
В манифесте есть ещё много других потрясающих параметров, которые сделают из веб-сайта настоящее приложение, но они уже не относятся к нашей теме.
Автоматизация
В заключение нужно сказать, что все, что мы рассмотрели в рамках данной статьи, не обязательно писать руками, не забывайте про автоматизацию. Существуют сайты, на которых можно быстро сгенерировать все необходимые нам размеры и форматы favicon: realfavicongenerator.net, а при необходимости можно заодно сгенерировать код.
Есть пакеты для сборки и для Gulp, и для Grunt.
Главное помнить, что сегодня favicon — это больше, чем иконка в адресной строке и закладке браузера.
Подробное руководство по фавикону для сайта
В статье:
Что такое фавикон
Favicon (от англ. FAVorites ICON — «значок для избранного») — значок сайта или страницы.
Сайты с фавиконами в выдаче Яндекса
В Google фавиконки не отображаются. Поисковик периодически тестирует эту функцию, так что они могут появиться в будущем.
Фавиконки в выдаче Google (тест)
Хотя в результатах иностранного поисковика фавиконов нет, они все равно отображаются на вкладках браузера и в закладках.
Зачем нужен фавикон
Посмотрим, для чего нужен файл favicon.ico и можно ли без него обойтись. Иногда на форумах новички спрашивают, дает ли использование favicon.ico бонусы при продвижении. Фавикон никак не влияет на оптимизацию и ранжирование, тем не менее, у него есть другие плюсы.
Favicon привлекает внимание к сайту. Без иконки сниппет меньше заметен взгляду, кажется, что ему чего-то не хватает.
Сайт без фавикона в выдаче среди прочих
Иконка для сайта — элемент бренда. Пользователь лучше запомнит логотип из фавикона и свяжет его с брендом, если будет видеть его на сайте и других площадках.
Логотип компании в фавиконе
В закладках и истории проще искать нужный сайт не по тексту заголовка, а по опознавательной картинке — знакомому фавикону.
Закладки в Google Chrome
Браузеры запрашивают файл favicon.ico и если не находят строку с указанием фавикона, сервер отмечает в логах ошибку 404.
Какую картинку выбрать для фавикона
Если сайт представляет компанию, в фавикон лучше поставить логотип бренда или его фрагмент, если логотип сложный, детализированный или вытянутый. Если логотипа нет, подберите изображение и цветовую гамму по ассоциации с тематикой сайта.
Фавикон с чашкой для сайта о кофе выглядит гармоничнее
Раньше любая иконка бросалась в глаза, потому что не все сайты их ставили. Сейчас выделиться сложнее, по запросу «как варить кофе» сайт без фавикона нашелся только на восьмой странице. Привлечь внимание лучше яркой контрастной иконкой, иногда для этого ставят стрелку, указывающую на сайт.
Фавикон в выдаче, на вкладках браузера и в закладках очень маленького размера. Детализированное изображение никто не разглядит. Подберите картинку, где будет минимум деталей, два-три цвета, однозначное прочтение смысла.
Фавикон не будет выделять сайт в выдаче, если у конкурентов будут такие же картинки. Банальные популярные иконки лучше не использовать.
Как создать favicon для сайта
Есть три самых распространенных способа:
Загрузите квадратную картинку в генератор от PR-CY, он создаст архив с файлом ICO, в котором будет несколько вариантов фавикона, в том числе ретина иконки.
Панель бесплатного генератора фавикона
Как установить фавикон на сайт
Атрибут «rel» указывает на тип ресурса. Большинство браузеров распознают «icon», для Internet Explorer нужен «shortcut icon».
От формата файла зависит тип передаваемых данных. Для ICO это «image/x-icon» или «image/vnd.microsoft.icon», для PNG — «image/png» и аналогично для других форматов.
Для мобильных устройств часто прописывают отдельные фавиконы, указывая, к примеру, rel=»apple-touch-icon».
Фавиконка не появится сразу после установки кода, нужно дождаться, пока поисковик ее проиндексирует.
Как установить разные favicon для отдельных страниц
Разным страницам сайта можно указать разные фавиконки, чтобы они различались на вкладках. К примеру, веб-мастер может установить разные цвета одной иконки для блога, каталога и форума или для главной и разных сервисов, как у PR-CY:
Фавиконы на разных разделах одного сайта
Как установить разные фавиконки разделам сайта:
Размеры фавиконов для браузеров и устройств
С технической точки зрения быстрее и проще сделать одну иконку ICO, PNG или SVG для всех устройств. С точки зрения юзабилити лучше сделать несколько для разных устройств и браузеров, потому что они могут отличаться внешне — где-то требуется больший размер, где-то достаточно небольшого файла.
Если мобильный пользователь захочет добавить ссылку на сайт на главный экран смартфона, в Android и iOS иконкой для ссылки станет фавикон.
Фавиконы сайтов на экране смартфона
Если это возможно, ориентируйтесь на каждую платформу, с которой пользователи могут открыть сайт.
Достаточный пакет фавиконок для популярных браузеров
Стандартно для фавикона делают файл favicon.ico — это контейнер для нескольких файлов. Будет достаточно favicon.ico с файлами в размерах 16×16, 32×32 и 48×48.
Этот пакет обеспечит нормальный внешний вид фавиконок на разных платформах. В остальных случаях система масштабирует до нужного размера.
Дополнительно можно добавить файлы для мобильных устройств.
Android
Манифест указывают с помощью:
С помощью файла-манифеста у сайта, который пользователь вынес на главный экран смартфона, будет настроенный качественный фавикон.
Цвет файла и фона для иконки можно указать с помощью метаданных в HTML, к примеру:
Apple
Для iOS иногда используют размер 57×57, но рекомендуют лучше делать иконку PNG размером 180×180. В документации Safari такие называются Web Clips, в них не должно быть прозрачности, углы автоматически округлятся при добавлении на главный экран. Это значок высокого расширения, он будет отображаться и в других браузерах.
В rel нужно указать “apple-touch-icon.png”.
Apple поддерживает и другой формат иконок. Для закрепленных вкладок в Safari и кнопок на Touch Bar в MacBook есть возможность указать монохромную векторную маску и цвет, который ее заполнит при наведении.
Настраивают с помощью link rel=»mask-icon».
Edge и IE 12
Цвет файла и фона для иконки можно указать с помощью метаданных в HTML.
У Microsoft есть «Browser configuration schema reference» — XML-документ, в котором перечислены различные значки, соответствующие интерфейсу. Файлы конфигурации браузера позволяют задавать настройки с помощью внешних XML-файлов.
Зачастую для сайта хватит фавикона одного или трех размеров, чтобы они выглядели нормально. Но лучше уделить немного времени и отдельно прописать файлы для разных ОС и браузеров, чтобы фавикон выглядел качественно на любом устройстве в выдаче поисковика, на вкладке, панели закладок и на экране смартфона.
Фавикон: зачем нужен, как создать и поставить на сайт
Подготовили для вас полную инструкцию по фавикон: что это за вид иконки, зачем он нужен вашему сайту, как его создать и поставить на сайт. Нашли требования «Яндекс» и Google к фавиконкам и подобрали четыре сервиса, которые бесплатно сделают за вас всю техническую часть работы.
Что такое фавикон
Фавикон (favicon, сокращенное от favourite icone) — маленькая иконка, которая сопровождает сайт в интернет-среде. Эта иконка появляется на вкладках, в результатах поиска и помогает сайту быть более узнаваемым.
Крохотная иконка, которую вы сейчас видите на вкладке этой статьи — это и есть фавикон. Обычно иконка полностью или частично копирует логотип бренда, но адаптирована к маленькому размеру — она должна хорошо читаться.
Зачем нужен фавикон
Фавикон помогает человеку ориентироваться в интерфейсе, повышает узнаваемость ресурса и кликабельность.
Помогает в навигации
Фавиконка помогает быстро находить сайт среди других. Когда открыто много вкладок, проще найти значок, чем считывать название каждой вкладки.
Фавиконы можно увидеть:
Вызывает доверие
Хорошо оформленный сайт производит хорошее впечатление. Фавикон — часть этого впечатления. Сравните сами: на скриншоте ниже вкладки в мобильном браузере Chrome. На второй снизу вкладке пустая иконка. Вкладку сложнее выделить взглядом среди остальных, да и выглядит она менее презентабельно, чем соседние.
Сайты с фавиконками и без них во вкладках мобильного браузера
Увеличивает кликабельность
Нет информации о том, является ли наличие фавиконки фактором ранжирования. Но
если сайт проще найти в результатах поиска, а доверие к нему выше — это повышает кликабельность.
Создание favicon
Итак, с задачами фавиконки для сайта мы разобрались. Теперь расскажу, как ее создать с учетом этих задач, и дам список сервисов, которыми могут воспользоваться не-дизайнеры.
Визуальная составляющая
Что учитывать при создании фавиконки:
Покажу несколько примеров, как разные компании переносят свой логотип в фавикон.
Отличный фавикон у «Google Диска». Разноцветный треугольник хорошо смотрится в любом размере.
Логотип «Google Диска» и он же в виде фавиконки на вкладке
Мы тоже использовали для фавиконки графическую часть логотипа. Ее хорошо видно на вкладке благодаря различимой форме и контрастному цвету.
Логотип SendPulse и он же в виде фавиконки на вкладке
Если у вас буквенное лого, его тоже можно разместить на фавиконе. На примере от VC.ru видно, что при хорошо подобранном шрифте буквы нормально читаются даже на маленькой иконке. Для яркости добавили красную точку, так вкладку гораздо легче найти.
Логотип VC.ru и он же в виде фавиконки на вкладке
Требования «Яндекс» к фавиконке
Размер: 120 * 120 пикселей, 32 * 32 или 16 * 16.
Формат: SVG (рекомендуемый), ICO, GIF (без анимации), JPEG, PNG, BMP.
Вот что «Яндекс» пишет по поводу фавиконок:
Требования Google к фавиконке
Размер: кратный 48 — 144 * 144, 96 * 96, 48 * 48. Загружать файл 16*16 не рекомендуется.
Формат: SVG, ICO, GIF (без анимации), JPEG, PNG.
Кроме этого, Google рекомендует следующее:
Сервисы для создания фавиконки без программиста
Требования есть, размеры и форматы описаны, но проще от этого не становится. Чтобы не разбираться, какие фавиконки нужны для каждого из интерфейсов, предлагаю воспользоваться одним из специальным сервисов. Они сгенерируют вам набор нужных favicons и код для вставки на сайт.
Realfavicongenerator
Этот сервис просит квадратный исходник с оптимальным размеров 260 на 260 пикселей. Здесь можно самостоятельно настроить результат: покрутить фон, отступы, цветовую тему.
В результате получаете пакет файлов для скачивания и код для встраивания на сайт.
Favic-o-matic
Попросит у вас квадратный исходник минимум 310 на 310 пикселей. Настроить здесь ничего не получится, после обработки автоматически начнется скачивание готового пакета и сгенерируется код для сайта.
Результат создания фавиконок в Favic-o-Matic
Favicon.ico & App Icon Generator
Размер исходника здесь не указан, но при загрузке не квадратного изображения сервис выдаст предупреждение. Настроить результат нельзя, вы получаете пакет файлов и код.
Faviconit
Этот сервис попросит исходник минимум 310 на 310 пикселей и весом не более 5 Мб. После обработки вы получите пакет с файлами, внутри которого будет лежать и текстовый файл с кодом для встраивания на сайт.
Как добавить фавикон на сайт
Итак, у вас есть файлы и код. Теперь нужно все это поместить на сайт, чтобы подготовленные фавиконки начали отображаться в поиске, на вкладке и в других локациях.
Загружаем иконки на сайт
Иконки нужно положить в корневую папку вашего сайта. Для этого понадобится доступ к сайту на хостинге, где он лежит. Загрузить файлы можно либо через собственную панель управления, если такая есть у вашего хостинг-провайдера, или какой-нибудь файловый менеджер, например, FileZilla.
Корневая папка сайта может называться public_html, www, html или site. Если такой не найдете, уточните у своего провайдера. Загрузите все полученные на предыдущем шаге файлы в корневую папку.
Редактируем код
Теперь нужно открыть код главной страницы сайта. Там же, в файловой системе сайта, найдите файл под названием head или header. Откройте его и вставьте полученный ранее код в элемент. Выглядеть это будет примерно так:
Остается подождать, пока поисковики проиндексируют появивишиеся фавиконки для сайта.
Фавикон: что следует запомнить
Фавиконка — маленькая иконка, которая появляется рядом с названием сайта на вкладке, в закладках и истории браузера и в прочих онлайн-интерфейсах. Она помогает пользователю быстро находить ваш сайт среди других, повышает его узнаваемость и вероятность клика.
Чтобы создать хороший фавикон для сайта, помните о трех факторах. Иконка будет очень маленького размера, но при этом должна хорошо читаться и вписываться в айдентику бренда.
Фавиконок нужно несколько на разные локации. Чтобы не запоминать размеры и свойства всех нужных иконок, используйте один из специальных сервисов. Сервис выдаст вам готовый пакет фавиконок и кусок кода, которые нужно будет загрузить в корневую папку вашего сайта и вставить в код главной страницы.
Готовую фавиконку можно даже использовать в рассылках. Регистрируйтесь в SendPulse и создавайте красивые письма в удобном блочном редакторе!
Рассказываю, как делать по-настоящему крутые email рассылки. Помогаю найти баланс между заботой о клиенте и успешными продажами.