Фасилитация что это в педагогике

Фасилитация – ведущая компетенЦИЯ современного педагога

Применительно к школе под фасилитацией следует понимать развивающий образовательный метод, обеспечивающий позитивное влияние на ученика, класс с целью создания благоприятной атмосферы, повышения уверенности учащихся в своих силах, стимулирование и поддержание у них потребности в самостоятельной продуктивной деятельности.

В настоящее время профессиография педагогического труда насчитывает свыше 100 профессионально значимых и личностных качеств педагога. Нельзя не согласиться, что действительная реформа образования должна основываться на перестройке определенных личностных установок учителя, реализующихся в процессах его межличностного взаимодействия с учащимися.

Новый уровень задач требует от учителя в некоторой степени «эталонных» личностных характеристик. Определяющими для реализации фасилитации педагога является развитие трех качеств личности: аттрактивность ( от лат. attrahere привлекать естественное состояние чего-либо, не вызывающее раздражение, а наоборот манящее, вызывающее некое притяжение, симпатию ), толерантность ( от лат. tolerantia терпение – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам) и ассертивность (от англ. assertiveness настойчивость, утвердительность – уверенная защита своих интересов или своей точки зрения с учетом мнений других людей ).

К. Роджерс назвал этот комплекс личностных качеств учителя «необусловленным позитивным вниманием к человеку». Учитель, понимающий и принимающий внутренний мир своих учащихся, ведущий себя естественно и в соответствии со своими внутренними переживаниями и, наконец, доброжелательно относящийся к учащимся, создает тем самым все необходимые условия для обеспечения и поддержки (фасилитации) их осмысленного учения и личностного развития в целом.

Сегодня в области развития фасилитационных компетенций педагогов существуют проблемы, связанные с недостаточной разработанностью темы применительно к школьной среде. Новизна моего педагогического опыта заключается в следующем:

выявлены и опытным путем обоснованы педагогические условия, обеспечивающие фасилитационную поддержку процесса обучения;

определены и классифицированы наиболее эффективные методы работы педагога-фасилитатора.

Можно отметить универсальность большинства предлагаемых мною методов и технологий, возможность применения их в обучении разным дисциплинам. Процесс взаимодействия учителя и ученика на уроке направлен на полный комплекс ориентиров (ценности, цели, мотивы, нормы и так далее), а не только на узко предметные цели.

Итак, какие цели я ставлю перед собой, обеспечивая фасилитационную поддержку в обучении? Формирование личности ученика, выявление и развитие его потенциальных способностей, задатков; создание условий для саморазвития, самоопределения, самосовершенствования, самореализации личности ученика.

Что приобретают мои ученики? Личностную мотивацию к учению, творчеству, достижению целей; навыки взаимодействия с учителями, родителями, сверстниками в процессе познания; продвижение по индивидуальной образовательной и жизненной траектории; ориентацию на успех в учении и творчестве.

Каковы ожидаемые результаты выбранного мною уровня взаимодействия? Сформированность личности ученика; ценностная, эмоциональная, поведенческая, коммуникативная, политическая, правовая социализация личности; достижение ситуации успеха, самореализация личности.

Обозначу главные принципы, которыми я руководствуюсь как учитель-фасилитатор.

Стремлюсь всячески поддерживать самостоятельность ребенка. Ведь способность самостоятельно думать, принимать решения, отвечать за их последствия – основные признаки развитой личности.

2. Не боюсь неожиданных вопросов. Вопросы детей – это свидетельство их интереса, а нестандартный вопрос, может быть, не что иное, как свидетельство творческого взгляда на мир.

Стараюсь быть гибкой, следовать ситуации. Мудрый человек способен отказаться от усвоенной точки зрения и принять новую, если последняя более справедлива.

Развиваю в себе черты креативной личности. Я всегда готова к шагу за пределы комфортной зоны для создания новой техники или адаптирования инструмента, который был бы наиболее эффективен в конкретной ситуации.

Мною исследованы и классифицированы методы и приемы обучения, приемлемые и наиболее эффективные в работе педагога-фасилитатора (таблица 1).

Источник

Педагогическая фасилитация

Личностно ориентированное взаимодействие — это педагогическое общение субъектов образования (пе­дагогов и обучаемых), которое создает наилучшие условия для развития учебно-профессиональной мо­тивации, придает обучению характер сотрудничест­ва, обеспечивает достижение целей и задач образова­ния, способствует развитию обучаемых и позволяет педагогу повышать свой профессионально-педагоги­ческий потенциал.

Из приведенного определения вытекают следую­щие функции педагогического взаимодействия: мотивационная образовательная (обучение и воспита­ние), развивающая, фасилитационная. Остановимся подробнее на фасилитационной функции.

Фасилитация (от англ. fasility — благоприятные условия) — усиление доминантных реакций, дейст­вий в присутствии других людей — наблюдателей и содеятелей.

Педагогическая фасилитация — это усиление про­дуктивности образования (обучения, воспитания) и развитие субъектов профессионально-педагогиче­ского процесса за счет их особого стиля общения и личности педагога.

К. Роджерс выделил три условия гуманизации лю­бых межличностных отношений, обеспечивающих конструктивные личностные изменения: 1) безоце­ночное позитивное принятие другого человека; 2) ак­тивное эмпатийное слушание; 3) конгруэнтное (адекватное, подлинное и искреннее) самовыраже­ние в общении[4]. Последователи К. Роджерса под­черкивают, что обучение должно стать средством личностного роста обучаемых и педагогов. Педагогу в общении следует быть фасилитатором — человеком, облегчающим проявление инициативы и личностное взаимодействие обучаемых, содействующим процес­су их психического развития. В. Н. Смирнов указыва­ет, что феномен фасилитации возникает только в том случае, если педагог является авторитетным, рефе­рентным, признанным.

В результате педагогического взаимодействия возникают различные психологические новообразо­вания личностного и межличностного характера, ко­торые принято называть изменениями или эффекта­ми. В последнее время эти новообразования получи­ли название феноменов. Они могут иметь конструк Фасилитация что это в педагогикетивный (развивающий) и деструктивный (разрушаю­щий) характер. Одним из значимых конструктивных феноменов педагогического взаимодействия являет­ся психологический статус личности, без обретения которого не может осуществляться процесс активно­го, последовательного, прогрессивного развития и са­моразвития личности. Статус характеризует не только реальное место учащегося в системе межличностных отношений, но и положение в учебной группе, семье, группах сверстников, которое он приписывает само­му себе.

Феномен авторитета педагога имеет особое значе­ние в реализации используемых им стратегий педаго­гического взаимодействия. Наблюдения психологов и педагогов показывают, что педагог может быть ав­торитетным лицом для учащихся любого возраста, но основания его авторитета различны.

В процессе педагогического взаимодействия мо­гут возникать психологические феномены, зачастую не осознаваемые ни учащимися, ни педагогами. Эти воздействия можно назвать ненаправленными и непроизвольными. Нередко возникают ситуации, когда педагог тормозит активность учащихся, вызы­вая у них негативное отношение не только к себе, но и к деятельности, в которую они включены. Эти про­явления известны как феномен негативной фасилитации. Она ведет к возникновению психологических барьеров и комплексов, а затем реализуется в защитных функциях организма: повторных действиях, грубости, болтливости.

В.Н.Смирнов подчеркивает необходимость учета следующих подходов для создания на занятиях среды, оптимальной для решения образовательной задачи на основе личностно ориентированного взаимодействия педагога с учащимися:

• интерактивного, основанного на свободе обу­чающегося, решающего образовательную задачу, на обратной связи в системе «преподаватель — ученик»,
непрерывном общении преподавателя и учащихся, учете реакций обучаемых и оптимизации образовательной среды для повышения эффективности про­цесса обучения. К интерактивным методам обучения относятся, в частности, направленная дискуссия и
разнообразные по форме ролевые и имитационные игры, моделирующие ситуации, появляющиеся в процессе решения проблем;

• фасилитационного, предполагающего создание на занятиях среды, оптимальной для решения образовательной задачи на основе сотрудничества педагога с учащимися, их принятия и постоянной поддержки, веры в их способности, взаимоуважение и доверия. Фасилитационный подход содействует развитию активной личностной позиции, наиболее полному удовлетворению познавательных и творческих потребностей, а следовательно и самореализации учащихся[5].

В зарубежной психологии изучалась связь между фасилитационными способностями педагогов и уровнем их общефизиологического развития.

Установле­но, что общефизическое развитие является важным условием межличностного общения поскольку фа Фасилитация что это в педагогике Фасилитация что это в педагогикесилитация учения требует высокого уровня психиче­ского и психофизиологического функционирования педагога. В этой связи можно предположить, что боль­шинство педагогов, характеризующихся низким уров­нем общефизического развития (страдающих, на­пример, от излишнего веса, повышенного артериаль­ного давления, сердечной недостаточности, имею­щих другие соматические отклонения), по чисто при­способительным причинам неосознанно избегают работы в напряженном режиме фасилитации учения. Анализ отечественной и зарубежной психоло­го-педагогической литературы по проблеме фасили­тации позволил определить основные концептуаль­ные положения развития педагогической фасилита­ции.

Педагоги, работающие в русле личности ориен­тированной парадигмы, допускают самостоятель­ность и ответственную свободу учащихся при состав­лении учебной программы, постановке учебных це­лей, оценивании результатов учебной работы. При этом педагог выступает не только как руководитель, но и как фасилитатор учения, т. е. человек, создаю­щий благоприятные условия для самостоятельного и осмысленного учения, активизирующий и стимули­рующий любознательность и познавательные моти­вы учащихся, групповую учебную работу, поддержи­вающий проявления в ней кооперативных тенден­ций, предоставляющий учащимся разнообразный учебный материал.

Переход традиционно работающего педагога к та­кому новому для него стилю деятельности происхо­дит постепенно, поскольку он связан с глубокой и, следовательно, достаточно медленной личностной перестройкой и педагога и учащихся. При этом веду­щими являются не столько изменения содержания и методов преподавания, сколько становление и укрепление основных личностных установок, постоянный личностный профессиональный рост педагога-фасилитатора.

В исследовании И.В.Жижиной установлены следующие основные индикаторы фасилитационных пособностей педагогв: эмпатия, интроверсия – экстраверсия, лидерство, коммуникативность, рефлексия, искренность.

Опытно-поисковая работа в Нижнетагильском педагогическом колледже № 2 позволила ей определить уровень развития фасилитации у педагогов. Исследования показали, что у 14 % преподавателей высокий уровень педагогической фасилитации. Это выражается в том, что они очень критично относятся к себе, пытаются всегда выявить причинно-следственные связи явлений, хорошо работают в коллективе и для коллектива, легко устанавливают и поддерживают контакты, воспринимают студентов как значи­мых, открыты в общении, жизнерадостны, направле­ны к внешнему миру окружающих людей и событий, имеют ярко выраженные лидерские качества, доста­точно развитые деловые качества. Эти педагоги чув­ствительны к потребностям и проблемам окружаю­щих, великодушны, с неподдельным интересом от­носятся к людям, эмоционально отзывчивы, стре­мятся к поддержанию хороших отношений с людьми, всегда готовы прийти на помощь другим.

Средний уровень педагогической фасилитации отмечен у 59 % преподавателей. Это выражается в том, что педагоги не всегда контролируют свои дей­ствия и поступки, недостаточно критично оценивают их. Поведение таких педагогов устойчиво, и они не считают нужным его изменять в зависимости от ситу­ации. Пытаясь выявить причины возникшей пробле­мы, они обвиняют других и не видят, что сами явля­ются главным ее источником. Эти педагоги менее от­крыты в общении, необходимость новых контактов иногда выводит их из равновесия. У них недостаточ­но развиты лидерские качества, они склонны к по­давлению других, к конфликтам. Педагоги со сред­ним уровнем фасилитации не относятся к числу осо­бо чувствительных людей, в межличностных отноше­ниях они в большей степени склонны судить о других по их поступкам, чем доверять своим личным впечат­лениям, им не чужды эмоциональные проявления, но отсутствует раскованность чувств, и это мешает полноценному восприятию людей.

Низкий уровень педагогической фасилитации выявлен у 27 % преподавателей. Это выражается в том, что педагоги слышат только себя и никак не ре­агируют на окружающих, проявляют к ним эмоцио­нальную холодность, не контролируют свои дейст­вия и поступки, некритичны по отношению к себе, небрежны в отношениях с людьми, непредсказуемы в силу закрытости личности.

Обобщение результатов исследования педагоги­ческой фасилитации показало следующее:

1. Необходимо усиление психологизации содержания и технологий обучения, приведение их в соот­ветствие с данными современной психологической
пауки.

2. Наиболее благоприятные условия для реализа­ции фасилитационного подхода создаются при личностно ориентированном обучении.

Источник

Фасилитацию в школы!

Валентина Овчаренко, Красноярск

методист Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования,

…Чтобы быть фасилитатором учения, надо обладать особым взглядом на жизнь.

Фасилитаторы – не артисты и не звезды;

это люди, ставящие на первое место потребности и интересы учащихся.

Статья адресована в первую очередь моим коллегам педагогам, работающим в сфере формального образования, которые пока не решились пустить в свою профессиональную жизнь фасилитацию.

В этом учебном году что-то изменилось. Подул едва заметный ветерок перемен. Он заставил меня несколько раз сильно удивиться.

Первый раз пришлось удивляться осенью, когда я стала участницей программы повышения квалификации, которая полностью построена на принципах и техниках фасилитации. Совершенно новый подход к повышению квалификации педагогов. Мне доверили самой учиться, а не поглощать чужую информацию. Впервые у меня не было ощущения потерянного впустую времени.

Приятное удивление вызвало у меня приглашение принять участие в подготовке и проведении корпоративных «фасилитационных сессий», направленных на совместное проектирование деятельности института, в котором я работаю.

Сильно удивилась, когда у одной из школ появился запрос на фасилитационную сессию по генерированию идей для программы развития школы. Директору была важна вовлеченность всех педагогов в процесс принятия решений.

Совсем удивилась, когда в составе экспертной комиссии проверяла конкурсные работы педагогов для регионального атласа образовательных практик. Казалось бы, где эти практики и где фасилитация! Однако как минимум в трех школьных практиках из отдаленных районов края упоминалась и описывалась технология фасилитации.

Отличная тенденция! Давайте поговорим об этом.

Что происходит в мире и в образовании

Больше неактуально неосознанное учение, которое является принудительным, обезличенным, оцениваемым извне и направленным исключительно на усвоение предметных знаний. Востребовано осознанное, самонаправленное учение, личностно вовлеченное, оцениваемое самим обучающимся, направленное на усвоение личностного опыта.

В современном мире сделаны ставки на выпускника, имеющего целый спектр компетентностей и новых грамотностей. На первое место выходят личностные результаты и высокий личностный потенциал.

Перед образованием встают непростые задачи, чему и как учить ребенка сегодня, чтобы обеспечить ему успех завтра? Поэтому все чаще преподаватели обращаются к такому явлению, как фасилитация.

Почему именно фасилитация? Чем она отличается от преподавания?

Слово «преподавать» означает «инструктировать», «давать указания», «наделять знаниями или навыками», «заставить узнать». Больше неактуально и неинтересно указывать кому-либо, что ему следует думать или как поступать, а главное бесперспективно.

Все это делает преподавание неэффективным и сильно переоцененным как деятельность. Любой человек может воспользоваться учебником или интернетом для получения необходимой информации, что гораздо эффективнее. Преподаваемые знания быстро устаревают и изменяются уже к моменту, когда учащемуся придется применять их.

Сегодня успешным и востребованным является только тот, кто научился учиться, кто научился адаптироваться и гибко меняться, кто осознал, что успех держится не на самом знании, а на умении его добыть и применять, то есть на высоком личностном потенциале.

Это достигается при помощи фасилитации учения.

Идеи фасилитации (помощи, заботы, вовлечения, поддержки) мы находим в многочисленных трудах отечественных педагогов и психологов, таких как Б.Н. Алмазов, Т.И. Бабаева, А.С. Белкин, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.О. Ключевский, И.Б. Котова, А.С. Maкаренко, О.В. Немиринский, А.Б. Орлов, Н.К. Рерих, В.Д. Семенов, С. А. Смирнов, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, В.Д. Шадриков, Е.Н. Шиянов, И.С. Якиманская и др. Но, несмотря на это, технология фасилитации сравнительно недавно внедрилась в российскую реальность, так как потребность педагогов в развитии специальных навыков ведения групповых процессов в настоящее время только набирает обороты.

С опытом становится очевидным, что высокопрофессиональное ведение групповых процессов (таких как рабочие группы, семинары, тренинги, совещания, переговоры и др.) опирается на единый стержень, в виде базовой технологии эффективного взаимодействия с группой, выстраивания ее работы.

Давайте актуализируем определение фасилитации. Термин «фасилитация» происходит от английского глагола facilitate – «облегчать, содействовать, способствовать, помогать, продвигать». В педагогике термин используется в значении, близком к значению термина «педагогический менеджмент», то есть управление учебной деятельностью учащихся, при которой учитель занимает позицию помощника, помогает ученику самостоятельно находить ответы на вопросы и осваивать какие-либо навыки.

Фасилитация – это облегчение взаимодействия внутри группы. Это одновременно процесс и группа навыков, позволяющих эффективно организовать обсуждение сложной проблемы или спорной ситуации без потерь времени и за короткий срок обеспечить достижение такого результата, который удовлетворит конкретную группу.

Педагогическая фасилитация определяется как функция стимулирования, инициирования, поощрения саморазвития и самовоспитания учащихся в процессе учебной деятельности за счет взаимодействия педагога и обучаемого, их особого стиля общения и особенностей личности педагога.

Почему фасилитация медленно заходит в школы, несмотря на все свои преимущества и соответствие современным вызовам?

Ответ на поверхности. Одной из причин является сопротивление изменениям. Человеческий фактор.

Фасилитация в педагогике меняет не только содержание и методы преподавания, но и личностные установки педагога, которые и обеспечивают в конечном итоге образовательные результаты детей.

Как сказала одна учительница на тренинге: «Прошу не покушаться на мои личностные установки! Они формировались у меня целую вечность! Менять их вам в угоду я не собираюсь».

Педагогическая фасилитация предъявляет целый ряд требований как к процессу обучения, так и к личности преподавателя. Он должен быть способен выстраивать особый стиль общения и взаимоотношения с детьми. Педагоги, практикующие искусство фасилитации, являются мотиваторами, они предоставляют ученикам свободу и возможность учиться и, что самое важное, – учатся вместе с ними.

Внутри фасилитации находится человекоцентрированное обучение, выражающееся в глобальном доверии к человеку, мотивирующее в человеке тенденцию расти, развиваться, реализовывать свой потенциал.

При работе в фасилитирующем подходе преподаватель умело управляет, направляет, поддерживает образовательную деятельность детей, используя возможности образовательной среды.

Фасилитация не просто модифицирует образовательную среду, а коренным образом преобразует ее. Сама среда становится условием «ситуации успеха».

У педагога возникает много новых задач, обнаруживаются дефициты в навыках.

Все вышесказанное требует от личности педагога кардинальных перемен. Само собой, требуется содержательная супервизия учебного материала, с которым педагог работал годами. Необходимо освоение новых методов работы с группами. Необходимым условием работы в фасилитативной технологии является совершенно новая организация образовательной среды, где развивается новая философия отношений и культура коммуникации. Где новые пространственные решения располагают к безопасной доверительной и уважительной атмосфере. Где организационно-технологический компонент среды предоставляет массу новых возможностей для развития необходимых компетентностей, новых грамотностей и личностного потенциала ребенка.

Да и сами установки, находящиеся внутри фасилитации, требуют как минимум их осознания и принятия, а как максимум освоения и применения на практике. Например:

Ну а задачи, которые придется решать, выбери педагог путь фасилитации, требуют отдельного внимания, они сильно выходят за рамки представления о задачах, которые решает образование сегодня.

Важной задачей является помощь фасилитатора в рефлексии полученного результата. Здесь важен перенос акцента с оценки на самооценку: что удалось реализовать из намеченного? Что не получилось и почему? Как можно достичь цели в следующий раз? Рефлексия усиливает креативность личности, когда отдельные идеи отбраковываются, объединяются, отшлифовываются и доводятся до необходимого качества.

Еще одной задачей является помощь в ситуации угрозы или давления. Здесь фасилитатор может помочь ребенку найти решение и сохранять себя, свои ориентиры, выстоять под тяжестью внешнего давления и свести к минимуму ущерб от вынужденных изменений.

При фасилитации преподаватель использует не догматические методы и приемы, а те из них, которые способствуют творческому усвоению необходимой информации, формируют умение рассуждать, искать новые грани проблем в уже известном материале.

Фасилитация позволяет преподавателю занять позицию не «над», а «вместе» с обучающимися.

Вся эта работа требует от педагогов личной вовлеченности и участия, иногда полной переподготовки, а главное, овладения всеми теми компетенциями и грамотностями, которыми овладевает ребенок. Именно это вызывает сопротивление. Именно поэтому фасилитация так сложно заходит в школы.

Что может дать фасилитация самому педагогу

И все-таки те педагоги, которые активно осваивают фасилитацию, смогут не только добиться высоких образовательных результатов и помочь детям развиваться, но и почувствуют позитивные изменения в собственной жизни!

Суть фасилитации в том, чтобы актуализировать креативность педагога, дать ему возможность привносить присущее только ему отношение к происходящему, чтобы каждый его шаг становился актом творчества.

Удовлетворение потребности в самоактуализации в известном смысле является превентивной мерой профилактики фрустрации.

Осваивая фасилитацию, педагог меняется сам. Он становится самоактуализированным. Он отличается от среднестатистического педагога качественно.

Такой педагог умеет работать в сложных командах, с людьми, чье поведение может быть другим, так как основано на иных принципах. Такой педагог готов к изменениям в меняющемся мире, а значит открыт к различным возможностям и вхождению в разные виды деятельности. Такой педагог толерантен к неопределенности, готов к риску, способен изменяться, не изменяя себе. У такого педагога есть способность действовать и ориентироваться самостоятельно, видеть результаты своих действий и корректировать их. Он может снять задачу и найти альтернативу. Такой педагог защищен от стрессов и выгорания, потому что способен сохранять себя, свои ориентиры. Он может выстоять под тяжестью внешнего давления и свести к минимуму ущерб от вынужденных изменений. Он свободен и не зависит от внешней оценки.

Место фасилитации в компетентностно-ориентированном образовании

Наиболее интенсивное развитие педагогической фасилитации происходит в специально организованной деятельности, например во внеурочной деятельности и дополнительном образовании. Это могут быть компетентностные тренинги, проектные школы, занятия по развитию личностного потенциала. В урочной деятельности хорошо заходят фасилитационные технологии, которые строятся на опережающей, проблемной деятельности, базируются на диалоговой, личностно-смысловой и эмоционально-психологической основе.

При этом фасилитация не влияет на содержательную сторону обсуждаемых проблем, что позволяет использовать ее в разных сферах деятельности. Технология фасилитации предполагает использование как привычных фасилитационных инструментов, таких как мозговой штурм, модерация, так и элементов World Cafe («Мирового кафе»), Open Space («Открытого пространства»), парадигмы позитивных перемен и других.

Инструменты фасилитации хорошо комбинируются с методами активного обучения, такими как интерактивные игры, дебаты, дискуссии. В зависимости от поставленных цели и задач могут проводиться занятия в форме воркшопа, мастерской, круглого стола, стратегической сессии.

Фасилитация позволяет обеспечить благоприятный психологический климат в процессе обучения, пространство свободы для принятия самостоятельных решений, самоутверждение и самореализацию в учебной деятельности, развитие личностного потенциала обучающихся.

Фасилитация стимулирует и мотивирует процесс осмысленного учения. Это происходит за счет привлечения детей к целеполаганию, самопознанию, контролю и рефлексии собственной образовательной деятельности, в результате чего открываются личностные смыслы и возникает потребность в саморазвитии. Таким образом, технология фасилитации способствует переходу на качественно более высокий и соответствующий современным запросам уровень обучения. Приемы и методы технологии фасилитации позволяют организовать эффективную работу группы, облегчают взаимодействие между ее членами, стимулируют совместную выработку идей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *