Фасилитация что это такое простыми словами в педагогике

Технология фасилитации в организации взаимодействия педагогов и родителей

С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) значительно изменились подходы к организации взаимодействия педагогов с родителями. Если раньше педагоги дошкольного образования видели свою миссию в том, чтобы учить, контролировать действия родителей, указывать на их ошибки, недостатки в воспитании детей, то в настоящее время возникла необходимость активного включения законных представителей ребенка в образовательный процесс. В современных условиях, когда воспитательный потенциал семьи зачастую является невысоким, дошкольные образовательные организации выступают инстанцией развития не только ребенка, включенного в образовательный процесс, но и родителя. Для решения соответствующих задач необходимо продумать и реализовать эффективные сценарии включения семьи в жизнь ребенка в ДОО. Родители должны стать полноправными участниками образовательного процесса, как в плане принятия управленческих решений, так и в смысле участия в педагогических мероприятиях.

При этом безусловно и то, что воспитание детей предполагает наличие у родителей определенных компетенций. Но даже самые заинтересованные в повышении своей родительской компетентности люди чаще всего не готовы слушать сообщения и доклады, длинные лекции на темы, выбранные за них специалистами ДОО. Взрослые люди хотят учиться, если они видят необходимость обучения и возможность применения его результатов для улучшения своей жизни.

С точки зрения современных педагогов-исследователей в организации взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации и родителей можно выделить следующие направления:

повышение уровня социально-психологической культуры родителей;

обеспечение понимания родителями самоценности периода дошкольного детства и его значения для формирования личности в целом;

вооружение родителей навыками «педагогической рефлексии»;

информирование родителей об особенностях жизни и деятельности детей в дошкольной образовательной организации;

помощь родителям в установлении субъектной позиции в образовании своих детей [2].

Изучение психолого-педагогической литературы показало, что на современном этапе многие авторы признают, что для реализации данных направлений необходимо искать новые технологии работы с родителями. Технологии фасилитации позволяют по-новому взглянуть на роль педагога в работе с детьми и родителями.

Понятие «фасилитация» имеет латинское происхождение (f cil – лат., ср. исп. – упрощать, способствовать, ускорять, стимулировать). Фасилитация (англ.) производное от глагола facilitate – облегчать, помогать, способствовать.

Разработку концепции педагогической фасилитации начал в 50-х гг. ХХ века К. Роджерс совместно с другими представителями гуманистической психологии. В отечественной педагогике вопросы фасилитации рассматривают Э. Ф. Зеер, И. В. Жижина, Р. В. Овчарова, С. Я. Ромашина и др. [4]. В области дошкольного образования вопросами внедрения фасилитативных технологий в ДОО занимается А. А. Майер.

Фасилитативная педагогика меняет взгляд на установление взаимодействия между родителями и педагогами дошкольного образования. В процессе активного сотворчества и соразвития родители из «ведомых» постепенно превращаются в «сведущих», а затем и в «ведущих». Роль воспитателя, как фасилитатора, человека, поддерживающего и стимулирующего, заключается в создании необходимых условий для свободного жизнепроявления. Конечной целью работы педагога-фасилитатора должна стать самостоятельность и активность родителей в решении всех необходимых вопросов, связанных с образованием детей [3].

Фасилитация как условие – обеспечивает эффективное взаимодействие в процессе обучения и воспитания, позволяет преодолевать коммуникативные барьеры между людьми.

Фасилитация как результат – зона потенциального развития человека, при условии взаимного развития взаимодействующих личностей (например, педагога и ребенка, педагога и родителя, родителя и ребенка).

Фасилитация как процесс – развивающее консультирование, стимулирование, воодушевление, вдохновление, актуализация, инициация, поддержка.

Фасилитация как результат – устранение педагогом ограничений, препятствующих творческим проявлениям ребенка (родителя, помощь в обретении уверенности во взаимоотношениях с окружающими, признание права ребенка (взрослого) на ошибку, снятие барьеров и предоставление свободы выбора и действий.

Фасилитация как продукт – накопительный эффект совместной деятельности и общения (по типу «Одна голова хорошо, а две – лучше», видимый результат совместных усилий, удовлетворяющий всех участников, отражающий вклад каждого и иллюстрирующий достижения всех.

Фасилитация как прием является искусством задавать вопросы. Каждый вопрос открывает для участников собрания возможность использовать новые грани собственного педагогического опыта и знаний.

Смысл проведения фасилитации состоит в том, что задачи, стоящие перед группой, без помощи фасилитатора не были бы решены или были бы решены не все, не полностью или неоптимальным образом.

Социально-психологический план фасилитации предполагает стимулирующее влияние одних людей на поведение, деятельность и общение других. В присутствии фасилитатора человеку легче действовать активно, раскованно и эффективно. Очевидно, что эффект фасилитации возникает при положительном отношении людей друг к другу. Такие отношения складываются между друзьями; любящими родителями и детьми; квалифицированными педагогами и наиболее способными учениками и т. д.

Задача фасилитации – решение конкретных вопросов. Это поиск решений, анализ проблем, обсуждение совместных мероприятий, разрешение сложных или конфликтных ситуаций.

Итог фасилитации – это организационные решения и предложения, которые зафиксированы в протоколе мероприятия и которые повлекут за собой те или иные изменения как организационного характера, так и воспитательного.

Функции фасилитации – стимулирование и актуализация возможностей, иницицирование и воодушевление, помощь и поддержка.

Формы фасилитации – взаимодействие, воздействие, диалог, косвенное влияние.

Технологии фасилитации – это различные процедуры, в процессе которых участники делают определенные выводы. Можно выделить такие процедуры фасилитации:

— советы, рекомендации, диагностика (выявление проблем); разработка и внедрение решений;

— помощь в постановке проблем, определении целей и задач, плана действий, анализ результатов работы;

— консультирование, поддержка, создание условий для творчества, эмпатийное слушание, обзорная информация, наводящие вопросы, советы;

— снятие барьеров и преград в общении, в деятельности по поиску решений;

— готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации;

— посредничество, актуализация позиций и чувств участников взаимодействия;

— содействие презентации субъекта;

— выработка общего решения, переформулирование возмущений в желания, мозговой штурм;

— инспирация, активизация, вмешательство.

Установки фасилитации – принятие (безоценочное, уважительное отношение к другому, открытость (способность принимать окружающее, чувствительность к новому, готовность к самоизменениям, конгруэнтность (рефлексивность, эмпатийность, совпадение внутренних состояний).

Технологии фасилитации стимулируют к более напряженной мыслительной работе, чем традиционные методы обучения, к организации поиска совместных решений. Фасилитация снижает время выработки резолюций, повышает их качество, вовлеченность, ответственность каждого родителя (педагога) за выработанное решение. Кроме того, фасилитация дает возможность участникам мероприятия получать удовольствие от простоты в освоении нового за счет использования интеллектуального и креативного потенциалов всей группы.

Таким образом, приемы фасилитативных технологий, используемые в организации взаимодействия педагогов дошкольного образования и родителей, позволяют создать основу для проявления субъектной позиции родителей в образовании детей, обеспечить для законных представителей детей ситуацию доверия, открытости и успеха, а значит способствовать эффективному образованию дошкольников.

1. Давыдова О. И. Как эффективно использовать технологии фасилитации на родительских собраниях в ДОО / О. И. Давыдова, А. А. Майер. – Москва : Центр педагогического образования, 2014. – 144 с.

2. Кощиенко И. В. Взаимодействие педагогов и родителей как социальная и психолого-педагогическая проблема // Проблемы педагогики и психологии. – 2011. – №1. – С. 209-212.

3. Ромашина С. Я. Фасилитативная педагогика в высшем образовании / С. Я. Ромашина, А. А. Майер // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2012. – № 2. – С. 45-49.

4. Филь Т. А. Фасилитация в педагогической деятельности // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2013. – № 32. – С. 71- 75.

Фасилитация что это такое простыми словами в педагогике«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации Лэпбук — это самодельная интерактивная папка. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Основа лэпбука создается, дополняется.

Фасилитация что это такое простыми словами в педагогикеАкции технической направленности для организации взаимодействия ДОУ с семьей Папа + мама + я =техническая семьяцель Поиск, новых интересных технических решений при конструировании из бросового материала и образовательных.

Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Содержание работы с родителями состоит в следующем:.

Фасилитация что это такое простыми словами в педагогикеПедагогическая технология организации режиссерских игр детей по мотивам литературных произведений Пояснительная записка Уникальным периодом в жизни человека является дошкольное детство, время интенсивного вхождения в мир социальных.

Педагогический совет «Игровая образовательная технология-как способ организации познавательной деятельности детей» «Игровая образовательная технология – как способ организации познавательной деятельности детей»В своей работе я применяю игровую образовательную.

Источник

Фасилитация – ведущая компетенЦИЯ современного педагога

Применительно к школе под фасилитацией следует понимать развивающий образовательный метод, обеспечивающий позитивное влияние на ученика, класс с целью создания благоприятной атмосферы, повышения уверенности учащихся в своих силах, стимулирование и поддержание у них потребности в самостоятельной продуктивной деятельности.

В настоящее время профессиография педагогического труда насчитывает свыше 100 профессионально значимых и личностных качеств педагога. Нельзя не согласиться, что действительная реформа образования должна основываться на перестройке определенных личностных установок учителя, реализующихся в процессах его межличностного взаимодействия с учащимися.

Новый уровень задач требует от учителя в некоторой степени «эталонных» личностных характеристик. Определяющими для реализации фасилитации педагога является развитие трех качеств личности: аттрактивность ( от лат. attrahere привлекать естественное состояние чего-либо, не вызывающее раздражение, а наоборот манящее, вызывающее некое притяжение, симпатию ), толерантность ( от лат. tolerantia терпение – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам) и ассертивность (от англ. assertiveness настойчивость, утвердительность – уверенная защита своих интересов или своей точки зрения с учетом мнений других людей ).

К. Роджерс назвал этот комплекс личностных качеств учителя «необусловленным позитивным вниманием к человеку». Учитель, понимающий и принимающий внутренний мир своих учащихся, ведущий себя естественно и в соответствии со своими внутренними переживаниями и, наконец, доброжелательно относящийся к учащимся, создает тем самым все необходимые условия для обеспечения и поддержки (фасилитации) их осмысленного учения и личностного развития в целом.

Сегодня в области развития фасилитационных компетенций педагогов существуют проблемы, связанные с недостаточной разработанностью темы применительно к школьной среде. Новизна моего педагогического опыта заключается в следующем:

выявлены и опытным путем обоснованы педагогические условия, обеспечивающие фасилитационную поддержку процесса обучения;

определены и классифицированы наиболее эффективные методы работы педагога-фасилитатора.

Можно отметить универсальность большинства предлагаемых мною методов и технологий, возможность применения их в обучении разным дисциплинам. Процесс взаимодействия учителя и ученика на уроке направлен на полный комплекс ориентиров (ценности, цели, мотивы, нормы и так далее), а не только на узко предметные цели.

Итак, какие цели я ставлю перед собой, обеспечивая фасилитационную поддержку в обучении? Формирование личности ученика, выявление и развитие его потенциальных способностей, задатков; создание условий для саморазвития, самоопределения, самосовершенствования, самореализации личности ученика.

Что приобретают мои ученики? Личностную мотивацию к учению, творчеству, достижению целей; навыки взаимодействия с учителями, родителями, сверстниками в процессе познания; продвижение по индивидуальной образовательной и жизненной траектории; ориентацию на успех в учении и творчестве.

Каковы ожидаемые результаты выбранного мною уровня взаимодействия? Сформированность личности ученика; ценностная, эмоциональная, поведенческая, коммуникативная, политическая, правовая социализация личности; достижение ситуации успеха, самореализация личности.

Обозначу главные принципы, которыми я руководствуюсь как учитель-фасилитатор.

Стремлюсь всячески поддерживать самостоятельность ребенка. Ведь способность самостоятельно думать, принимать решения, отвечать за их последствия – основные признаки развитой личности.

2. Не боюсь неожиданных вопросов. Вопросы детей – это свидетельство их интереса, а нестандартный вопрос, может быть, не что иное, как свидетельство творческого взгляда на мир.

Стараюсь быть гибкой, следовать ситуации. Мудрый человек способен отказаться от усвоенной точки зрения и принять новую, если последняя более справедлива.

Развиваю в себе черты креативной личности. Я всегда готова к шагу за пределы комфортной зоны для создания новой техники или адаптирования инструмента, который был бы наиболее эффективен в конкретной ситуации.

Мною исследованы и классифицированы методы и приемы обучения, приемлемые и наиболее эффективные в работе педагога-фасилитатора (таблица 1).

Источник

Фасилитацию в школы!

Валентина Овчаренко, Красноярск

методист Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования,

…Чтобы быть фасилитатором учения, надо обладать особым взглядом на жизнь.

Фасилитаторы – не артисты и не звезды;

это люди, ставящие на первое место потребности и интересы учащихся.

Статья адресована в первую очередь моим коллегам педагогам, работающим в сфере формального образования, которые пока не решились пустить в свою профессиональную жизнь фасилитацию.

В этом учебном году что-то изменилось. Подул едва заметный ветерок перемен. Он заставил меня несколько раз сильно удивиться.

Первый раз пришлось удивляться осенью, когда я стала участницей программы повышения квалификации, которая полностью построена на принципах и техниках фасилитации. Совершенно новый подход к повышению квалификации педагогов. Мне доверили самой учиться, а не поглощать чужую информацию. Впервые у меня не было ощущения потерянного впустую времени.

Приятное удивление вызвало у меня приглашение принять участие в подготовке и проведении корпоративных «фасилитационных сессий», направленных на совместное проектирование деятельности института, в котором я работаю.

Сильно удивилась, когда у одной из школ появился запрос на фасилитационную сессию по генерированию идей для программы развития школы. Директору была важна вовлеченность всех педагогов в процесс принятия решений.

Совсем удивилась, когда в составе экспертной комиссии проверяла конкурсные работы педагогов для регионального атласа образовательных практик. Казалось бы, где эти практики и где фасилитация! Однако как минимум в трех школьных практиках из отдаленных районов края упоминалась и описывалась технология фасилитации.

Отличная тенденция! Давайте поговорим об этом.

Что происходит в мире и в образовании

Больше неактуально неосознанное учение, которое является принудительным, обезличенным, оцениваемым извне и направленным исключительно на усвоение предметных знаний. Востребовано осознанное, самонаправленное учение, личностно вовлеченное, оцениваемое самим обучающимся, направленное на усвоение личностного опыта.

В современном мире сделаны ставки на выпускника, имеющего целый спектр компетентностей и новых грамотностей. На первое место выходят личностные результаты и высокий личностный потенциал.

Перед образованием встают непростые задачи, чему и как учить ребенка сегодня, чтобы обеспечить ему успех завтра? Поэтому все чаще преподаватели обращаются к такому явлению, как фасилитация.

Почему именно фасилитация? Чем она отличается от преподавания?

Слово «преподавать» означает «инструктировать», «давать указания», «наделять знаниями или навыками», «заставить узнать». Больше неактуально и неинтересно указывать кому-либо, что ему следует думать или как поступать, а главное бесперспективно.

Все это делает преподавание неэффективным и сильно переоцененным как деятельность. Любой человек может воспользоваться учебником или интернетом для получения необходимой информации, что гораздо эффективнее. Преподаваемые знания быстро устаревают и изменяются уже к моменту, когда учащемуся придется применять их.

Сегодня успешным и востребованным является только тот, кто научился учиться, кто научился адаптироваться и гибко меняться, кто осознал, что успех держится не на самом знании, а на умении его добыть и применять, то есть на высоком личностном потенциале.

Это достигается при помощи фасилитации учения.

Идеи фасилитации (помощи, заботы, вовлечения, поддержки) мы находим в многочисленных трудах отечественных педагогов и психологов, таких как Б.Н. Алмазов, Т.И. Бабаева, А.С. Белкин, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.О. Ключевский, И.Б. Котова, А.С. Maкаренко, О.В. Немиринский, А.Б. Орлов, Н.К. Рерих, В.Д. Семенов, С. А. Смирнов, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, В.Д. Шадриков, Е.Н. Шиянов, И.С. Якиманская и др. Но, несмотря на это, технология фасилитации сравнительно недавно внедрилась в российскую реальность, так как потребность педагогов в развитии специальных навыков ведения групповых процессов в настоящее время только набирает обороты.

С опытом становится очевидным, что высокопрофессиональное ведение групповых процессов (таких как рабочие группы, семинары, тренинги, совещания, переговоры и др.) опирается на единый стержень, в виде базовой технологии эффективного взаимодействия с группой, выстраивания ее работы.

Давайте актуализируем определение фасилитации. Термин «фасилитация» происходит от английского глагола facilitate – «облегчать, содействовать, способствовать, помогать, продвигать». В педагогике термин используется в значении, близком к значению термина «педагогический менеджмент», то есть управление учебной деятельностью учащихся, при которой учитель занимает позицию помощника, помогает ученику самостоятельно находить ответы на вопросы и осваивать какие-либо навыки.

Фасилитация – это облегчение взаимодействия внутри группы. Это одновременно процесс и группа навыков, позволяющих эффективно организовать обсуждение сложной проблемы или спорной ситуации без потерь времени и за короткий срок обеспечить достижение такого результата, который удовлетворит конкретную группу.

Педагогическая фасилитация определяется как функция стимулирования, инициирования, поощрения саморазвития и самовоспитания учащихся в процессе учебной деятельности за счет взаимодействия педагога и обучаемого, их особого стиля общения и особенностей личности педагога.

Почему фасилитация медленно заходит в школы, несмотря на все свои преимущества и соответствие современным вызовам?

Ответ на поверхности. Одной из причин является сопротивление изменениям. Человеческий фактор.

Фасилитация в педагогике меняет не только содержание и методы преподавания, но и личностные установки педагога, которые и обеспечивают в конечном итоге образовательные результаты детей.

Как сказала одна учительница на тренинге: «Прошу не покушаться на мои личностные установки! Они формировались у меня целую вечность! Менять их вам в угоду я не собираюсь».

Педагогическая фасилитация предъявляет целый ряд требований как к процессу обучения, так и к личности преподавателя. Он должен быть способен выстраивать особый стиль общения и взаимоотношения с детьми. Педагоги, практикующие искусство фасилитации, являются мотиваторами, они предоставляют ученикам свободу и возможность учиться и, что самое важное, – учатся вместе с ними.

Внутри фасилитации находится человекоцентрированное обучение, выражающееся в глобальном доверии к человеку, мотивирующее в человеке тенденцию расти, развиваться, реализовывать свой потенциал.

При работе в фасилитирующем подходе преподаватель умело управляет, направляет, поддерживает образовательную деятельность детей, используя возможности образовательной среды.

Фасилитация не просто модифицирует образовательную среду, а коренным образом преобразует ее. Сама среда становится условием «ситуации успеха».

У педагога возникает много новых задач, обнаруживаются дефициты в навыках.

Все вышесказанное требует от личности педагога кардинальных перемен. Само собой, требуется содержательная супервизия учебного материала, с которым педагог работал годами. Необходимо освоение новых методов работы с группами. Необходимым условием работы в фасилитативной технологии является совершенно новая организация образовательной среды, где развивается новая философия отношений и культура коммуникации. Где новые пространственные решения располагают к безопасной доверительной и уважительной атмосфере. Где организационно-технологический компонент среды предоставляет массу новых возможностей для развития необходимых компетентностей, новых грамотностей и личностного потенциала ребенка.

Да и сами установки, находящиеся внутри фасилитации, требуют как минимум их осознания и принятия, а как максимум освоения и применения на практике. Например:

Ну а задачи, которые придется решать, выбери педагог путь фасилитации, требуют отдельного внимания, они сильно выходят за рамки представления о задачах, которые решает образование сегодня.

Важной задачей является помощь фасилитатора в рефлексии полученного результата. Здесь важен перенос акцента с оценки на самооценку: что удалось реализовать из намеченного? Что не получилось и почему? Как можно достичь цели в следующий раз? Рефлексия усиливает креативность личности, когда отдельные идеи отбраковываются, объединяются, отшлифовываются и доводятся до необходимого качества.

Еще одной задачей является помощь в ситуации угрозы или давления. Здесь фасилитатор может помочь ребенку найти решение и сохранять себя, свои ориентиры, выстоять под тяжестью внешнего давления и свести к минимуму ущерб от вынужденных изменений.

При фасилитации преподаватель использует не догматические методы и приемы, а те из них, которые способствуют творческому усвоению необходимой информации, формируют умение рассуждать, искать новые грани проблем в уже известном материале.

Фасилитация позволяет преподавателю занять позицию не «над», а «вместе» с обучающимися.

Вся эта работа требует от педагогов личной вовлеченности и участия, иногда полной переподготовки, а главное, овладения всеми теми компетенциями и грамотностями, которыми овладевает ребенок. Именно это вызывает сопротивление. Именно поэтому фасилитация так сложно заходит в школы.

Что может дать фасилитация самому педагогу

И все-таки те педагоги, которые активно осваивают фасилитацию, смогут не только добиться высоких образовательных результатов и помочь детям развиваться, но и почувствуют позитивные изменения в собственной жизни!

Суть фасилитации в том, чтобы актуализировать креативность педагога, дать ему возможность привносить присущее только ему отношение к происходящему, чтобы каждый его шаг становился актом творчества.

Удовлетворение потребности в самоактуализации в известном смысле является превентивной мерой профилактики фрустрации.

Осваивая фасилитацию, педагог меняется сам. Он становится самоактуализированным. Он отличается от среднестатистического педагога качественно.

Такой педагог умеет работать в сложных командах, с людьми, чье поведение может быть другим, так как основано на иных принципах. Такой педагог готов к изменениям в меняющемся мире, а значит открыт к различным возможностям и вхождению в разные виды деятельности. Такой педагог толерантен к неопределенности, готов к риску, способен изменяться, не изменяя себе. У такого педагога есть способность действовать и ориентироваться самостоятельно, видеть результаты своих действий и корректировать их. Он может снять задачу и найти альтернативу. Такой педагог защищен от стрессов и выгорания, потому что способен сохранять себя, свои ориентиры. Он может выстоять под тяжестью внешнего давления и свести к минимуму ущерб от вынужденных изменений. Он свободен и не зависит от внешней оценки.

Место фасилитации в компетентностно-ориентированном образовании

Наиболее интенсивное развитие педагогической фасилитации происходит в специально организованной деятельности, например во внеурочной деятельности и дополнительном образовании. Это могут быть компетентностные тренинги, проектные школы, занятия по развитию личностного потенциала. В урочной деятельности хорошо заходят фасилитационные технологии, которые строятся на опережающей, проблемной деятельности, базируются на диалоговой, личностно-смысловой и эмоционально-психологической основе.

При этом фасилитация не влияет на содержательную сторону обсуждаемых проблем, что позволяет использовать ее в разных сферах деятельности. Технология фасилитации предполагает использование как привычных фасилитационных инструментов, таких как мозговой штурм, модерация, так и элементов World Cafe («Мирового кафе»), Open Space («Открытого пространства»), парадигмы позитивных перемен и других.

Инструменты фасилитации хорошо комбинируются с методами активного обучения, такими как интерактивные игры, дебаты, дискуссии. В зависимости от поставленных цели и задач могут проводиться занятия в форме воркшопа, мастерской, круглого стола, стратегической сессии.

Фасилитация позволяет обеспечить благоприятный психологический климат в процессе обучения, пространство свободы для принятия самостоятельных решений, самоутверждение и самореализацию в учебной деятельности, развитие личностного потенциала обучающихся.

Фасилитация стимулирует и мотивирует процесс осмысленного учения. Это происходит за счет привлечения детей к целеполаганию, самопознанию, контролю и рефлексии собственной образовательной деятельности, в результате чего открываются личностные смыслы и возникает потребность в саморазвитии. Таким образом, технология фасилитации способствует переходу на качественно более высокий и соответствующий современным запросам уровень обучения. Приемы и методы технологии фасилитации позволяют организовать эффективную работу группы, облегчают взаимодействие между ее членами, стимулируют совместную выработку идей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *