Фасилитатор и модератор в чем разница
ЧЕМ ФАСИЛИТАЦИЯ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ МОДЕРАЦИИ
Есть ли разница между фасилитатором и модератором и что выбрать для проведения вашего собрания.
Можно встретить две противоположные версии:
Разницы между фасилитатором и модератором нет.
Слово фасилитация родилось в английском языке, а модерация — в немецком. В Германии фасилитаторов называют модераторами, в Англии модераторов — фасилитаторами. Специалист выбирает название в зависимости от того, где он учился или работает.
Разница между фасилитацией и модерацией есть.
Модерация — четко построенная методика приведения группы к заранее известному результату. Фасилитация — набор инструментов и подходов, и фасилитатор не знает заранее, к какому результату придет группа.
Как работает модератор?
Модерация — жестко структурированный метод.
Классический план модерационной сессии состоит из 6 шагов:
У фасилитационной сессии тоже есть свой план.
Но фасилитатор придумывает его сам, он свободен в выборе методов и форм работы. Если в процессе встречи возникают проблемы, требующие дополнительного обсуждения или иных методов решения, фасилитатор может внести в план изменения. Фасилитация обеспечивает нахождение решения.
Модерацию обычно используют на совещаниях или встречах для обсуждения проблем.
Фасилитация незаменима, если есть конфликтная ситуация, надо внедрить изменения или принять сложное решение.
Фасилитация и модерация: сходства, различия, особенности
Фасилитация и модерация – это методики, направленные на упрощение обсуждения рабочих вопросов. Активно используются при проведении совещаний, круглых столов, сессий стратегического планирования, семинаров и воркшопов.
Как обычно в компаниях обсуждаются проблемы? За столом собираются люди, в строгом порядке высказывают своё мнение. В результате многие идеи не озвучиваются. В лучшем случае сотрудники начинают скучать, а в худшем – появляется раздражение и неудовлетворённость результатом. Фасилитация и модерация – инструменты, призванные сделать дискуссию более продуктивной.
Фасилитация vs модерация: есть ли разница?
Внешне эти 2 процесса группового обсуждения очень похожи. Фасилитатор, как и модератор, не должен влиять на ход встречи, а только подталкивать к обсуждению. Используется практически тот же инструментарий: флипчарт, карточки модерации, поинты для голосования, доски и стикеры.
В настоящее время модерация и фасилитация объединились в универсальную технологию. Её задача – организовать эффективное групповое обсуждение. На такой сессии группа работает созидательно. Лидер группы занимает нейтральную позицию и не берёт на себя принятие решения. Его задача – помогать сотрудникам идентифицировать проблему и находить решение в конструктивном обсуждении.
Особенности модерации
Модерация – более жёсткая и структурированная методика. Используется на конференциях, круглых столах и собраниях. За 50 лет своего существования в ней появился классический план:
Модерацию проводят тогда, когда тема не является сложной и не вызывает бурное обсуждение. Например, еженедельное совещание в кабинете руководителя. Такая встреча, как правило, не подразумевает творчества. Модератор организовывает процесс, использует стандартный набор: доска, списки, таблицы, схемы процессов.
Особенности фасилитации
У этой методики особая цель – помочь группе прийти к результату, опираясь на собственный опыт участников. Фасилитация предполагает большую свободу, потому применяется на креативных собраниях и на обсуждении конфликтов.
С помощью фасилитации можно решить следующие бизнес-задачи.
В ходе фасилитационной сессии задействуют визуализацию: презентации, коллажи и даже конструктор LEGO в качестве разогрева. Для этого подхода важно, чтобы участники встречи были подвижны и активно высказывали свою позицию. Для знакомства участников могут попросить нарисовать что-то, что их олицетворяет, ожидания от встречи. Позже эти рисунки обсуждают.
Итоги
Оба инструмента используются там, где нужно провести эффективную дискуссию. Модератор и фасилитатор используют похожий набор материалов.
Если в ходе встречи нужно предложить инновационную идею и прийти к общему знаменателю, сгладив углы – оптимальной будет фасилитация. Если креативить не нужно, встреча плановая, не предполагающая сложных решений – то модерация. Второй вариант более приемлем для возрастных групп, авторитарных компаний, привыкших к жёсткому стилю принятия решений. Фасилитация окажется эффективнее в молодом коллективе, где участники осознают равенство и важность своего мнения.
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.
Чем фасилитация отличается от модерации?
Я для себя эти понятия различаю по нескольким основным аспектам:
Модератор системно и структурированно ведёт группу к желаемому результату.
Фасилитатор идёт за группой, помогая ей самостоятельно найти решение, когда желаемый результат изначально не очевиден.
Инструменты при этом могут быть одни и те же.
Юрий, спасибо за Ваше мнение! Мы уже лет пять готовим фасилитаров и всегда этот вопрос про отличия задается. Вот и на последнем тренинге «Технология фасилитации для тренера и консультанта» в декабре опять зашел разговор. Поэтому интересно мнение российских коллег на эту тему.
Я готовлю тренеров, помимо 150 тем для реального бизнеса, а не фасилитаторов. Возможно поэтому группа ни разу сама не спросила про отличия. А может потому, что я обычно сам даю привычное мне определение. 😉
Поэтому с радостью добавлю новые материалы в тренинг и пособия, если мы с Вами здесь что нибудь наваяем.
Недавно, я где то это копировал то ли в материалах по Опен спейс, то ли ещё где. Просто ещё не использовал материалы.
В чём отличие фасилитации от модерации
Обсуждение рабочих вопросов может быть разным и может принимать разные формы: заседание, совещание, конференция. Однако любой тип встреч, на котором каждый должен выступить в порядке своей очереди, не позволяет спокойно выслушать другого. Нужно сосредоточиться на собственном выступлении, ожидать своей очереди.
Это снижает эффективность встречи, поскольку многие идеи, которые могли бы быть озвученными, так и не появляются. Люди скучают, бывают раздражены, стремятся избежать подобных обсуждений. Но метод фасилитации всё меняет кардинальным образом.
Приходилось ли вам вести процесс обсуждения рабочих вопросов? Не всегда удаётся расшевелить участников на новые идеи и решения? Многие откровенно скучают? Поучимся у фасилитаторов!
Помочь, направить, облегчить
Метод фасилитации заключается в том, чтобы помочь участникам раскрыться и поделиться идеями, направить собравшихся на поиск совместных решений, облегчить процесс консолидации разных позиций. Как фасилитатору это удаётся?
Фасилитация — это инструмент, который может применяться при проведении разных форм обсуждений — совещаний, сессий стратегического планирования, семинаров, воркшопов. Эффективность фасилитации не в форме, а в особенностях этого инструмента.
Сам термин произошёл от английского слова facilitate, которое имеет значения: помогать, направлять, облегчать. Понятие «фасилитация» обозначает процесс, совокупность навыков, а также набор инструментов для эффективного группового обсуждения.
Цель фасилитации — поиск и нахождение правильного метода, который даст возможность получить результат в ходе групповой работы. Фасилитация — это действия и усилия, направленные на организацию групповой работы.
Обычно рабочие вопросы обсуждают группой. Основная особенность групповой фасилитации — позиция лидера, который нейтрален и не берет на себя роль принимающего решения, он только помогает участникам это сделать самостоятельно. Он помогает собравшимся:
Этот лидер — фасилитатор, а подобное обсуждение — фасилитация.
Каким должен быть фасилитатор
Многие спрашивают у экспертов по фасилитации — может ли каждый стать фасилитатором, каким должен быть фасилитатор. Научиться может каждый, но для этого нужно стать лидером и освоить ряд навыков. Просто принять на себя роль фасилитатора и добиться ожидаемых результатов сможет не каждый. Дело в том, что фасилитатор как личность — это уже инструмент воздействия на группу участников. Фасилитатор должен быть влиятельным, иначе получить результат будет намного труднее вплоть до невозможного.
Фасилитатор — это опытный бизнес-тренер, который обладает технологиями эффективных коммуникаций. Автор ряда книг по фасилитации Тони Манн так выделил требования к фасилитатору. Фасилитатор должен уметь:
Профессиональный фасилитатор не станет пытаться навязать группе свои идеи, он на первое место ставит интересы группы. Он умеет воздержаться от собственной экспертизы, способен быть терпимым к участникам, не оказывать давление и не позволять им увязнуть в отдельных вопросах. Он умеет выдерживать динамику и умело ведёт к результату.
Он не несёт ответственности за принятые решения, но отвечает за качество обсуждения, позволяющее проявиться каждому участнику, принять решения на основе логики и разумных аргументов. Он создаёт условия, при которых каждый участник максимально сосредоточен на предмете дискуссии и вовлечён достаточно для участия в принятии важных решений.
Фасилитатор обязан поддерживать конструктивный диалог и уделять равное внимание всем участникам, управляя дискуссией, но не вступая в неё. Он обеспечивает принятие группой решения, лучшего из возможных.
Казалось бы, люди дискутируют, а ведущий не включается в дискуссию — это описание модерации. Однако между фасилитацией и модерацией существенная разница.
Начнём с того, что существуют разные трактования модерации и фасилитации. Сложности в трактовании отчасти связаны с происхождением этих слов. Слово фасилитация — произошло из английского, а модерация — из немецкого. Но происхождение содержит и ответ. Фасилитация буквально значит «облегчение», а модерация — «обуздывание». И то и другое связано с ведением обсуждения, оба предусматривают ответственность за организацию переговоров, их ход, течение. Держать в руках течение переговоров нужно и модератору, и фасилитатору. Но фасилитация — более широкое понятие. Оно предусматривает обеспечение выхода, решения, разрешения трудного поиска.
После фасилитации участникам становится понятнее, легче, теперь у них есть выход. В то же время модерация обеспечит обсуждение, но не гарантирует, что само обсуждение не зайдёт в тупик.
Модерация гарантирует, что обсуждение не перепрыгнет на другую тему, останется в установленных рамках.
Фасилитация сложнее и результативнее. Это гибкая технология, состоящая их множества приёмов и техник. В процессе могут применяться плакаты, коллажи, зарисовки, даже конструкторы. Участники не ограничиваются темой, главное — найти решение.
Модерацию часто используют для обсуждения проблем, совещаний. Фасилитация необходима при решении конфликтных ситуаций, при принятии сложных решений, внедрении новшеств.
Пять правил
Фасилитация подчинена ряду принципов и правил. Рассмотрим 5 правил фасилитатора:
Техники
Существует много различных инструментов фасилитации, но можно отметить несколько базовых техник:
Поиск будущего — техника, которую применяют, если собравшиеся ищут общую основу и планируют будущее своей организации.
Выход за рамки — метод, который применяется для разработки инновационных коммуникаций, отказа от устаревших способов взаимодействия, для поиска новых эффективных методов и совершенствования бизнес-процессов, а также поиска путей повышения эффективности.
Мозговой штурм — популярный метод, применяемый для поиска решений, в результате которого участникам удаётся найти совершенно новые идеи, даже если тема кажется тупиковой.
Поляризация мнений — метод, применяемый при необходимости перезагрузки — выливания негатива в связи с темой, и последующего конструктивного обсуждения темы. В результате удаётся определить пессимистичный и оптимистичный прогноз развития ситуации.
Открытое пространство — метод, позволяющий большой группе ответить на множество частных вопросов или решить много проблем в пределах одной темы. Техника предусматривает пошаговую работу в группе по следующей схеме:
Использование в бизнесе
Фасилитацию всё чаще применяют на совещаниях, при проведении круглых столов, в мозговых штурмах.
Как именно фасилитация в таких случаях используется? Чаще всего она нужна для следующих задач: поднять эффективность персонала, повысить мотивацию, развить персонал интеллектуально и создать более комфортные психологические условия при принятии сложных решений.
В бизнесе фасилитация всё больше востребована в связи со следующими процессами.
Ответы на возникающие вопросы в современном мире нужно находить быстро. Уже нельзя себе позволить думать долго, чтобы прийти к взвешенному решению. Фасилитация позволяет провести те же процессы отбора, поиска, взвешивания, только в приемлемом темпе. Одна фасилитационная сессия может приравниваться к нескольким месяцам поиска решения. Такие вопросы, как привлечение клиентов, сохранение лояльности существующих клиентов, поднятие мотивации сотрудников могут обсуждаться более эффективно. Сложные и быстрые решения эффективнее, а иногда и единственно возможные только при применении техник фасилитации.
Актуальными становятся технологии совместных решений, групповых обсуждений, и если ими не пользоваться, можно потерять конкурентные преимущества.
Кроме того, какой бы ни была компания или команда, фасилитация способна поднять её эффективность. Участники, которые бывали вовлечены в процесс принятия решения путём фасилитации, работают после этого эффективнее и более мотивированы.
Тренды управления предлагают современным лидерам присмотреться к техникам, позволяющим получать быструю обратную связь от рынка. Именно технологии фасилитации помогают реализовать такие подходы.
Среди тенденций — и ценность человеческого капитала. Сотрудники, которые находятся в комфортных для себя условиях, имеют сильную мотивацию, способны генерировать идеи, создавать надёжные и конкурентные продукты. Фасилитация позволяет развивать сотрудников в подобном направлении, укрепляя таким образом компанию.
Любая успешная фасилитация — это результат совместной работы участников и фасилитатора. Участники увлечённо обсуждают важные для себя вопросы, воодушевляясь результатами обсуждения. Фасилитатор регулирует темп и уровень, направляя участников в правильное русло. В таком тандеме можно прийти к сильным и взвешенным решениям, которые поднимают компанию на более высокий уровень.
В чем отличие фасилитации от модерации
Приходилось ли вам вести процесс обсуждения рабочих вопросов? Не всегда удается расшевелить участников на новые идеи и решения? Многие откровенно скучают? Поучимся у фасилитаторов!
Помочь, направить, облегчить
Метод фасилитации заключается в том, чтобы помочь участникам раскрыться и поделиться идеями, направить собравшихся на поиск совместных решений, облегчить процесс консолидации разных позиций. Как фасилитатору это удается?
Фасилитация – это инструмент, который может применяться при проведении разных форм обсуждений – совещаний, сессий стратегического планирования, семинаров, воркшопов. Эффективность фасилитации не в форме, а в особенностях этого инструмента.
Сам термин произошел от английского слова facilitate, которое имеет значения: помогать, направлять, облегчать. Понятие «фасилитация» обозначает процесс, совокупность навыков, а также набор инструментов для эффективного группового обсуждения.
Цель фасилитации – поиск и нахождение правильного метода, который даст возможность получить результат в ходе групповой работы. Фасилитация – это действия и усилия, направленные на организацию групповой работы.
Обычно рабочие вопросы обсуждают группой. Основная особенность групповой фасилитации – позиция лидера, который нейтрален и не берет на себя роль принимающего решения, он только помогает участникам это сделать самостоятельно. Он помогает собравшимся:
Этот лидер – фасилитатор, а подобное обсуждение – фасилитация.
Каким должен быть фасилитатор
Многие спрашивают у экспертов по фасилитации – может ли каждый стать фасилитатором, каким должен быть фасилитатор. Научиться может каждый, но для этого нужно стать лидером и освоить ряд навыков. Просто принять на себя роль фасилитатора и добиться ожидаемых результатов сможет не каждый. Дело в том, что фасилитатор как личность – это уже инструмент воздействия на группу участников. Фасилитатор должен быть влиятельным, иначе получить результат будет намного труднее вплоть до невозможного.
Фасилитатор – это опытный бизнес-тренер, который обладает технологиями эффективных коммуникаций. Автор ряда книг по фасилитации Тони Манн так выделил требования к фасилитатору. Фасилитатор должен уметь:
Профессиональный фасилитатор не станет пытаться навязать группе свои идеи, он на первое место ставит интересы группы. Он умеет воздержаться от собственной экспертизы, способен быть терпимым к участникам, не оказывать давление и не позволять им увязнуть в отдельных вопросах. Он умеет выдерживать динамику и умело ведет к результату.
Он не несет ответственности за принятые решения, но отвечает за качество обсуждения, позволяющее проявиться каждому участнику, принять решения на основе логики и разумных аргументов. Он создает условия, при которых каждый участник максимально сосредоточен на предмете дискуссии и вовлечен достаточно для участия в принятии важных решений.
Фасилитатор обязан поддерживать конструктивный диалог и уделять равное внимание всем участникам, управляя дискуссией, но не вступая в нее. Он обеспечивает принятие группой решения, лучшего из возможных.
Почему фасилитация не приравнивается к модерации
Казалось бы, люди дискутируют, а ведущий не включается в дискуссию – это описание модерации. Однако между фасилитацией и модерацией существенная разница.
Начнем с того, что существуют разные трактования модерации и фасилитации. Сложности в трактовании отчасти связаны с происхождением этих слов. Слово фасилитация – произошло из английского, а модерация – из немецкого. Но происхождение содержит и ответ. Фасилитация буквально значит «облегчение», а модерация – «обуздывание». И то и другое связано с ведением обсуждения, оба предусматривают ответственность за организацию переговоров, их ход, течение. Держать в руках течение переговоров нужно и модератору, и фасилитатору. Но фасилитация – более широкое понятие. Оно предусматривает обеспечение выхода, решения, разрешения трудного поиска.
После фасилитации участникам становится понятнее, легче, теперь у них есть выход. В то же время модерация обеспечит обсуждение, но не гарантирует, что само обсуждение не зайдет в тупик.
Модерация гарантирует, что обсуждение не перепрыгнет на другую тему, останется в установленных рамках.
Фасилитация сложнее и результативнее. Это гибкая технология, состоящая их множества приемов и техник. В процессе могут применяться плакаты, коллажи, зарисовки, даже конструкторы. Участники не ограничиваются темой, главное – найти решение.
Модерацию часто используют для обсуждения проблем, совещаний. Фасилитация необходима при решении конфликтных ситуаций, при принятии сложных решений, внедрении новшеств.
Пять правил фасилитатора
Фасилитация подчинена ряду принципов и правил. Рассмотрим 5 правил фасилитатора:
Техники фасилитации
Существует много различных инструментов фасилитации, но можно отметить несколько базовых техник:
Поиск будущего – техника, которую применяют, если собравшиеся ищут общую основу и планируют будущее своей организации.
Выход за рамки – метод, который применяется для разработки инновационных коммуникаций, отказа от устаревших способов взаимодействия, для поиска новых эффективных методов и совершенствования бизнес-процессов, а также поиска путей повышения эффективности.
Мозговой штурм – популярный метод, применяемый для поиска решений, в результате которого участникам удается найти совершенно новые идеи, даже если тема кажется тупиковой.
Поляризация мнений – метод, применяемый при необходимости перезагрузки – выливания негатива в связи с темой, и последующего конструктивного обсуждения темы. В результате удается определить пессимистичный и оптимистичный прогноз развития ситуации.
Открытое пространство – метод, позволяющий большой группе ответить на множество частных вопросов или решить много проблем в пределах одной темы. Техника предусматривает пошаговую работу в группе по следующей схеме:
Использование фасилитации в бизнесе
Фасилитацию все чаще применяют на совещаниях, при проведении круглых столов, в мозговых штурмах.
Как именно фасилитация в таких случаях используется? Чаще всего она нужна для следующих задач: поднять эффективность персонала, повысить мотивацию, развить персонал интеллектуально и создать более комфортные психологические условия при принятии сложных решений.
В бизнесе фасилитация все больше востребована в связи со следующими процессами.
Ответы на возникающие вопросы в современном мире нужно находить быстро. Уже нельзя себе позволить думать долго, чтобы прийти к взвешенному решению. Фасилитация позволяет провести те же процессы отбора, поиска, взвешивания, только в приемлемом темпе. Одна фасилитационная сессия может приравниваться к нескольким месяцам поиска решения. Такие вопросы, как привлечение клиентов, сохранение лояльности существующих клиентов, поднятие мотивации сотрудников могут обсуждаться более эффективно. Сложные и быстрые решения эффективнее, а иногда и единственно возможные только при применении техник фасилитации.
Актуальными становятся технологии совместных решений, групповых обсуждений, и если ими не пользоваться, можно потерять конкурентные преимущества.
Кроме того, какой бы ни была компания или команда, фасилитация способна поднять ее эффективность. Участники, которые бывали вовлечены в процесс принятия решения путем фасилитации, работают после этого эффективнее и более мотивированы.
Тренды управления предлагают современным лидерам присмотреться к техникам, позволяющим получать быструю обратную связь от рынка. Именно технологии фасилитации помогают реализовать такие подходы.
Среди тенденций – и ценность человеческого капитала. Сотрудники, которые находятся в комфортных для себя условиях, имеют сильную мотивацию, способны генерировать идеи, создавать надежные и конкурентные продукты. Фасилитация позволяет развивать сотрудников в подобном направлении, укрепляя таким образом компанию.
Любая успешная фасилитация – это результат совместной работы участников и фасилитатора. Участники увлеченно обсуждают важные для себя вопросы, воодушевляясь результатами обсуждения. Фасилитатор регулирует темп и уровень, направляя участников в правильное русло. В таком тандеме можно прийти к сильным и взвешенным решениям, которые поднимают компанию на более высокий уровень.
Команда ManGO! Games готова провести для вашей компании фасилитацию. Готовы обсудить – оставьте заявку на обратный звонок, заполните форму обратной связи или свяжитесь с нами по телефону!