Фасилитатор это кто и чем занимается

Фасилитатор. Исследуем новую профессию из сферы коммуникации

Для начала — вопрос на засыпку: а вы знаете, кто такой фасилитатор? Только не смущайтесь. Если кратко, то это специалист по групповой коммуникации, но не коуч, не бизнес-тренер и ни в коем разе не модератор. Тогда в чем отличия и чем конкретно он занимается? Попробовали разобраться вместе с Татьяной Калининой.

Фасилитатор это кто и чем занимается

Расскажите о своем профессиональном опыте. На кого вы учились и что было после вуза?

Фасилитатор это кто и чем занимается

А как в вашей жизни нашли друг друга продюсирование и фасилитация?

Услуги фасилитатора сегодня так востребованы?

«Пока, мне кажется, для широких кругов профессия фасилитатора — явление в России малоизвестное. Судя по запросам в Яндексе, фасилитация только набирает популярность, но запрос у бизнеса растет, особенно у продвинутых крупных компаний. Сама я тоже не знала о фасилитации, пока не стала искать новое место работы и не нашла это.

Фасилитация нужна коммерческим и некоммерческим проектам, к этому процессу обращается бизнес любого масштаба, где есть 9-12 человек — идеальное количество для формирования фасилитационной группы. Однако, есть фасилитация больших групп — от 30 до нескольких тысяч человек. Заказчиками часто выступают фаундеры, CEO, продакт-менеджеры, HR-специалисты».

Фасилитатор это кто и чем занимается

Опишите процесс фасилитации. Как он проходит?

«Нередко проблема рабочих встреч в компаниях состоит в том, что люди не знают, зачем они пришли на совещание. Так попросту теряется время сотрудников. Фасилитатор же всегда высылает предварительно план встречи, указывает, кому какую информацию следует собрать. Тогда все чувствуют себя комфортно и, само собой, ничего не боятся. Фасилитация не значит „сейчас все быстренько решим и побежали“, здесь нужна фокусировка. Одна креативная сессия с фасилитатором может длиться по 3-4 часа регулярно в течение нескольких дней. Если это стратегическая сессия — то несколько полных дней.

Фасилитатор разрабатывает сценарий сессии, до ее проведения устраивает ревью с каждым из участников на явные или скрытые конфликты, чтобы понять возможные узкие места предстоящей коллективной беседы. После предварительной подготовки он предлагает заказчику сценарий, согласовывает его и уходит „в поле“ прорабатывать по шагам. Часто бывает так: что-то идет не по плану. Это как прием у психолога, где задача терапевта — быть гибким и ловить момент, быстро ориентироваться.

Фасилитатор это кто и чем занимается

В чем отличие профессии фасилитатора от других занятий в сфере коммуникации?

Фасилитатор это кто и чем занимается

Да, холивар между командными коучами и фасилитаторами об их похожести-непохожести продолжается по сей день. Командные коучи работают с группой по иному алгоритму, у них есть свой инструментарий, и обычно они взаимодействуют с командой на протяжении длительного периода. Фасилитатора приглашают для решения конкретной задачи. Тренер же — всегда эксперт, его цель — научить. Например, сильной технике переговоров, то есть он обладатель знаний, и он их передает.

Это и не тимбилдинг. По сути, фасилитатор налаживает „правила дорожного движения“, потому что знает, какие инструменты взаимодействия к каким целям ведут. Он разбирается в групповой динамике, в том, как люди думают вместе. В основе фасилитации многое взято из теории американского психолога Карла Роджерса, но что-то заимствовали даже из майевтики Сократа. Как видно, это не „что-то снова популярное и трендовое“».

Как оценивается работа фасилитатора?

Фасилитатор это кто и чем занимается

Где обучают фасилитации? И как начать работать фасилитатором?

«Фасилитации в вузе не обучишься, пока таких образовательных программ на государственном уровне у нас в стране нет. Это дополнительные курсы, которые проходят оффлайн и онлайн. Я продюсирую онлайн-продукт.

Если вбить в поисковое поле „вакансия фасилитатор“, то явно ничего хорошего найти не удастся. Пока что этих специалистов ищут по „сарафанному радио“ и соцсетям, отзывам о хорошо проведенной сессии. Начинающему фасилитатору нужно прилагать много усилий в начале пути: заниматься личным брендом, посещать нетворкинг-мероприятия. По сути, это те же „правила“, что и для любого другого фриланса. Мало получить образование, нужно еще и набираться опыта: сначала проводить фасилитационные встречи бесплатно, постепенно выходя на ценник.

Фасилитировать может не каждый. Если кто-то не верит в людей, не доверяет группе, считает себя самым умным, что только он знает ответ, ему не сюда. Фасилитацию важно принять на ценностном уровне. Любой опыт в смежных сферах, конечно, будет только дополнительным плюсом. Если фасилитатор „шарит“ в бизнес-процессах — замечательно. Но главным навыком, пожалуй, назову большую практику в общении, построенную на умении задавать вопросы».

Фасилитатор это кто и чем занимается

Опишите свой идеальный рабочий день.

Татьяна считает, что концепция «профессия мечты» — иллюзорна, ведь можно обмануться и расстроиться. Продюсирование образовательных онлайн-курсов — тоже не кульминация деятельности девушки: это то, что ей интересно сейчас.

Фасилитатор это кто и чем занимается

Со слов Татьяны, продюсирование образовательных курсов фасилитации для нее — это принадлежность к близкой по духу философии, стилю управления: экологичному, доверительному по отношению к людям и их границам. Кажется, «помогающие профессии» набирают обороты, и это не может не радовать!

Источник

Роль фасилитатора. Как достичь цели групповой дискуссии?

Как подготовить встречу скрам-команды или иной группы? Что если обсуждение идет не по плану? И вообще, что такое фасилитация групп, из чего она состоит?
Для ответов на эти вопросы совсем не обязательно читать книги и смотреть длинные видео.

Ответы вы найдете ниже в переводе статьи The Role of a Facilitator. Guiding an Event Through to a Successful Conclusion. Эта статья не содержит ни терминов Agile/Scrum, ни жаргона профессиональных фасилитаторов. Но она поможет скрам-мастерам проводить дискуссии на ретроспективах, а начинающим Agile-коучам — более сложные встречи типа PI Planning на десятки и сотни участников.

Из перевода статьи удален раздел “Designing a Realistic Agenda”, поскольку он предназначен не для скрам-мастеров или Agile-коучей, а исключительно для тех, кто профессионально зарабатывает фасилитацией совещаний.

Введение

Итак, вас попросили «фасилитировать» встречу. Что именно стоит за этим словом?

Может быть, вам просто проследить за тем, что все участники встречи представлены друг другу? Или, может быть, стартовать со специальной разогревающей активности (ice breaker)? Состоит ли ваша основная роль лишь в том, чтобы стоять у флипчарта и записывать все идеи? Что вам нужно подготовить? Как вам управлять общением, и как именно собрать воедино все идеи?

Во многих ситуациях с группой — особенно если обсуждения сложные или если люди имеют противоречащие друг другу мнения и интересы — хорошая фасилитация принципиально важна для успеха мероприятия.

В роли фасилитатора, скорее всего, вам потребуется широкий спектр навыков и инструментов, начиная с техник для принятия решений и заканчивая управлением группой и коммуникациями.

Фасилитатор: кто это?

Слово «фасилитировать» (от англ. facilitate) означает «делать проще» или «упрощать процесс». Фасилитатор планирует и ведет групповое мероприятие, а также управляет им, обеспечивая несколько вещей:

Чтобы фасилитировать эффективно, вы должны быть объективны. Это не означает, что вы должны находиться вне данной организации или команды. Это просто означает, что в данном групповом процессе вы должны занимать нейтральную позицию. Вы отступаете на шаг назад от деталей содержания встречи и от вашего персонального видения, фокусируетесь на самом групповом процессе.

«Групповой процесс» – это некий подход к управлению обсуждением, нацеленный на получение пользы от каждого участника и на доведение мероприятия до его успешного завершения. Как именно вы спроектируете групповой процесс [на русском принято говорить “сделаете дизайн встречи” – прим. переводчика] – зависит от многих факторов, и мы изучим это детально ниже в этой статье. Секрет эффективной фасилитации заключается в таком групповом процессе, который развивается, – чтобы вместе с ним также развивались групповые идеи и решения.

Ваша ключевая ответственность как фасилитатора – создание группового процесса и окружения, в котором этот процесс сможет реализоваться во всей красе, тем самым помогая группе достичь общего решения.

Фасилитация может отнять много умственных усилий, т.е. в процессе фасилитирования вам может быть очень трудно думать о содержании встречи и, тем более, вносить в это свой вклад. Также важен нейтралитет. Таким образом, вам стоит подумать о привлечении внешнего фасилитатора, если у вас есть заинтересованность в итогах встречи или если вы обладаете важными для успеха встречи навыками, опытом, информацией или авторитетом.

Что делает фасилитатор?

Чтобы хорошо фасилитировать мероприятие, вы должны понять ожидаемый группой итог мероприятия, а также контекст и ситуацию вокруг него. Затем основной объем вашей работы состоит в следующем.

Ниже мы посмотрим более детально на эти три сферы ответственности фасилитатора.

Дизайн и планирование

Когда у вас есть четкое понимание цели группы, следующим по важности делом является подготовка ко встрече. При этом вам нужно выполнить две ключевых составляющих дизайна и планирования:

Выбор и дизайн группового процесса

Сколько мероприятий – столько и способов спроектировать групповой процесс: это, в некоторой степени, искусство! Дизайн группового процесса – это огромная тема сама по себе, и это то, чему профессиональные фасилитаторы учатся на опыте и на тренингах.

В этой статье мы рассмотрим несколько базовых вариантов и принципов. Помимо них, есть много инструментов и техник от Mind Tools, которые помогут вам фасилитировать эффективно (см. ниже блок «Facilitators’ Toolbox»). Есть также много замечательных книг на тему фасилитации [на английском – прим. переводчика], и мы рекомендуем вам ознакомиться с некоторыми из них, особенно если вы начинающий фасилитатор или если вы предвидите трудности фасилитации какого-либо особо сложного мероприятия.

Вот некоторые факторы и варианты для обдумывания вами:

Фасилитируемая открытая дискуссия может служить простейшим вариантом группового процесса. Но спросите себя, сможете ли вы с этим форматом, учитывая данное число участников, достичь нужной степени вовлечения и управлять дискуссией? Сможете ли покрыть требуемые темы? Сможет ли группа сгенерировать достаточно идей и решений? И сможете ли вы вовлечь каждого, получив его вклад в решения группы?

Если вам нужно наладить вовлеченность в большой группе, попробуйте разделить ее на подгруппы. Вы озабочены тем, чтобы каждый участвовал в достаточной мере? Тогда предусмотрите время, в которое люди обдумают и запишут, что именно они хотели бы привнести. Нужно, чтобы на выходе было много идей? Тогда попробуйте сессию брейншторминга.

Помните: какой бы групповой процесс вы не выбрали, успех определяется фокусировкой на результатах. Найдите наилучший способ достичь целей встречи в целом.

Facilitators’ Toolbox

Вот некоторые инструменты и техники от Mind Tools, которые помогут сделать мероприятие классным:

Кроме того, несколько разделов сайта Mind Tools наполнены полезными инструментами и техниками:

Планирование

Помимо процесса, вам нужно подумать о следующем:

Ведение и контроль мероприятия

Как фасилитатор, на самой встрече вы настраиваете всех участников и вносите ясность про желаемый итог встречи, про иные ожидания, про повестку и про правила мероприятия. Тем самым вы помогаете всем фокусироваться на конкретной задаче. Как в начале, так и в процессе обсуждений, ваша роль – следить за тем, что дискуссия движется вперед по направлению к успешному результату.

Чтобы эффективно вести встречу:

Есть много ситуаций, когда вам как фасилитатору нужно вмешиваться. Отрепетируйте, когда и как вы это будете делать. Выбирайте минимальный уровень вмешательства. И помните, что вы должны оставаться объективным, держать в фокусе ожидаемые результаты, а также позитивность обсуждений.

Наиболее сложные типы вмешательства требуется, когда происходит конфликт, разногласия или раздражение. В этих случаях важно фокусироваться на нуждах группы, но принимать во внимание чувства и позиции обеих сторон (а не только большинства).

Чтобы дискуссия продвигалась вперед:

Фиксация результатов и последующие действия

Последней, но не менее важной сферой ответственности фасилитатора является запись всех результатов мероприятия, сбор их воедино, выкладывание их в общий доступ и контроль за тем, чтобы на основе результатов были запланированы соответствующие действия.

Ключом к успеху при фиксации результатов является понятность участникам трех вещей: что именно, как и кем записывается. Проследите, что обязанности привлеченных к этому людей (включая ваши обязанности) на 100% ясны всем.

Когда говорят о фасилитаторе, обычно в первую очередь в голову приходит как раз образ человека с маркером в руках, стоящего у флипчарта и готового в бешеном темпе записывать все возникающие идеи. Хотя это и является важной функцией, помните, что (с точки зрения тех же идей) функции планирования, проведения и контроля являются более важными. Если встреча плохо спланирована, плохо проведена и не контролируется вами, вам может быть просто нечего записать по ее итогам.

Когда вы записываете результаты и снабжаете их планом действий, необходимо помнить следующее:

Заключение

Чтобы быть эффективным фасилитатором, вам необходимо знать, когда брать на себя функцию лидера, а когда быть нейтральным и пассивным слушателем. Соблюдать этот баланс очень сложно! Ключом к профессионализму фасилитатора является дизайн и эффективная обработка результатов мероприятия, а также фокусировка на групповом процессе и итогах мероприятия вместо конкретного содержания и частных мнений.

Фасилитация – это интересный, плодотворный и важный процесс. Будучи фасилитатором, выделяйте время на обдумывание группового процесса, а также на тренировку навыков, которые вам нужны, чтобы приводить мероприятия к успешному завершению. Гордитесь своей ролью фасилитатора и наслаждайтесь наблюдением за идеями, решениями и итогами!

Русскоязычные книги и видео о фасилитации

Только 2 хорошие книги по фасилитации на русском языке есть в продаже на данный момент (2021):

Фасилитатор это кто и чем занимается
Руководство фасилитатора

Толстая книга (344 стр.), поэтому некоторым может показаться, что там много «воды». Однако книга обязательна к прочтению начинающими фасилитаторами, хорошо структурирует понимание, автор дает конкретные практические советы.

Фасилитатор это кто и чем занимается
Быстрый старт в agile ретроспективы

Автор: Алексей Кривицкий

Электронная книга, сборник рецептов и шпаргалок от первого скрам-мастера Украины. Отчасти основана на книге Эстер Дерби и Дианы Ларсен (ее перевода уже нет в продаже), но дополнена 10-летним опытом автора в самых разных скрам-командах.

Более краткие ресурсы по фасилитации для скрам-мастеров:

Практикующих скрам-мастеров также приглашаем прокачать свои навыки на практическом тренинге по фасилитации и получить по нему международный сертификат Agile Team Facilitation.

Источник

Кто такой фасилитатор. Объясняем простыми словами

Фасилитатор — человек, который руководит групповым мероприятиям и управляет дискуссией так, чтобы группа эффективнее достигла поставленных целей.

Проще говоря, фасилитатор задает темп дискуссии, направляет её в нужное русло, предупреждает конфликтные моменты. В конце беседы он подводит итог, формулирует решение актуальной задачи, приемлемое для всех членов команды.

Сейчас фасилитация становится отдельной профессией. Её основы можно усвоить на тренингах или из бизнес-литературы, а попрактиковаться в применении базовых навыков — на внутренних встречах.

Пример употребления на «Секрете»

«Бывают ситуации в нашей работе, где люди, подобные мне, должны уметь хорошо смазать работающий механизм. Я прекрасно понимаю, через что проходят такие люди, и знаю, что они переживают. И знаю об их насущных потребностях. Да, я их начальник в официальной иерархии, и в то же самое время я являюсь фасилитатором, я их обслуживаю, потому что именно они выполняют ту работу, которую необходимо сделать. Однажды я пришёл к такому заключению и теперь по нему работаю».

(Из материала о правилах бизнеса «Разрушителя легенд» Джейми Хайнемана).

Нюансы

Фасилитатор может быть далеко не экспертом в той теме, над которой работает группа. Он контролирует процесс, а не содержание обсуждения.

Ошибки в употреблении

Частично функции фасилитатора пересекаются с функциями модератора, поэтому часто эти термины воспринимают как синонимы. Это неправильно. Вот как объясняет разницу фасилитатор Медея Ахвледиани: «Фасилитатор больше погружен в процесс: он продумывает сценарий встречи, заблаговременно готовится, работает с запросами заказчика и ключевыми сотрудниками, всегда готовит план А и В, ведь в момент обсуждения есть риск, что всё может пойти не по плану. Модератор же просто обеспечивает обсуждение, но не консенсус. Фасилитация сложнее как технология».

Слово «фасилитировать» образовано от английского «facilitate», что означает «делать проще» или «упрощать процесс».

Источник

Что такое фасилитация и как она работает

Три главных проблемы традиционных совещаний

Представьте себе обычную планерку или летучку. В абсолютном большинстве коллективов она выглядит следующим образом:

Никакого реального вовлечения сотрудников в совещание просто нет, брейн-шторма не происходит. Внедрение гибких методологий вроде Scrum иногда позволяет исправить ситуацию, но во многих случаях оказывается просто сменой формы, а эффективность совещаний остается на драматически низком уровне.

Почему так происходит

В основе всех перечисленных проблем лежат три фактора:

Об этих факторах все знают, практически все осознают их негативное влияние — тем удивительнее, что очень малое количество руководителей уделяют хоть какое-то внимание исправлению ситуации. Между тем разрешить все перечисленные сложности достаточно просто: воспользуйтесь фасилитацией.

Что такое фасилитация и как она работает

Фасилитация — это метод проведения совещаний, позволяющий повысить их эффективность до максимальной. Суть заключается в том, чтобы устранить препятствия к обмену идеями и вовлечь в обсуждение абсолютно каждого сотрудника. Достигается это при помощи введения роли фасилитатора — организатора совещаний, который решает следующие задачи:

Таким образом, фасилитатор создает необходимые для командного взаимодействия условия, устраняя перечисленные ранее проблемы. При этом, в отличие от Scrum и других гибких методологий, фасилитация не требует полной перестройки бизнес-процессов компании, на нее не нужно тратить месяцы: вы можете все изменить прямо здесь и сейчас. Такая универсальность делает метод отличным выбором, если нет ясности, с чего именно начать.

Фасилитатор это кто и чем занимаетсяФото: Fauxels/Pexels

Пример работы фасилитатора

Все, что перечислено выше, выглядит достаточно очевидным: важно записывать мнения, сохранять нейтральную позицию, разрабатывать план, формулировать цели — задачи понятны, так почему они не решаются на практике без посторонней помощи? Причина в отсутствии структурированного подхода и недостатке информированности об инструментах организации совещания.

Возьмем для примера типовое совещание с темой «План работ на следующую неделю» — часовую летучку, которую проводят многие компании. Пусть в нем участвуют десять человек, по одному от каждого департамента. Уверен, что уже через полчаса после начала будет следующая картина:

Продуктивность такого совещания очень низкая: час времени потрачен, но на реальную работу по ключевым вопросам из этого часа пришлось минут десять. Причина заключается в том, что однообразная активность — «один говорит, остальные слушают» — быстро утомляет. Так устроен человеческий мозг: чтобы сохранять концентрацию и работоспособность, нам нужно менять форматы деятельности.

Зная это, фасилитатор чередует разные виды активности:

Чередуя эти форматы между собой, вы будете поддерживать энергию сотрудников и их вовлеченность на высоком уровне. И это только четыре инструмента: простые, понятные, но ими практически никто не пользуется. Вообще все методы фасилитации выглядят простыми, но только после того, как вам о них расскажут. В этом главное преимущество методологии: ее очень легко применять.

Кому нужна фасилитация

Я прошел обучение по фасилитации в 2015 году, аккредитовался на тренера по фасилитации в 2017-м и провел переаккредитацию с учетом перехода на удаленную работу из-за пандемии коронавируса в 2020-м. Вот несколько примеров из моей практики и со слов руководителей, которых я обучил:

Мы проводили исследование удовлетворенности руководителей качеством и результатами традиционных встреч, и результаты были неутешительные: 70% считают, что встречи затягиваются, не доходят до цели или теряют в качестве решений. Если вы входите в эти 70%, фасилитация — ваш выбор. Займитесь своими совещаниями по-настоящему, превратите их в событие, на которое хочется попасть, в котором хочется поучаствовать, — и вы увидите, как продуктивность ваших сотрудников вырастет на порядок.

Больше текстов об экономике и финансах — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь

Источник

Фасилитатор

Из Википедии — свободной энциклопедии

Слово «фасилитатор» — прямое заимствование английского facilitator — производного от английского глагола «to facilitate» (с примерным значением «упрощать»).

Обеспечивая соблюдение правил встречи, её процедуры и регламента, фасилитатор позволяет её участникам сконцентрироваться на целях и содержании встречи. Таким образом, фасилитатор решает двоякую задачу, способствуя комфортной атмосфере и плодотворности обсуждения. В контексте этимологии термина можно сказать, что фасилитатор — это тот, кто превращает процесс коммуникации в удобный и лёгкий для всех её участников.

С групповой точки зрения фасилитатор — тот, кто помогает группе понять общую цель и поддерживает позитивную групповую динамику для достижения этой цели в процессе дискуссии, не защищая при этом одну из позиций или сторон. В групповых тренингах тренера, работающего в фасилитаторском стиле, нередко определяют как тамаду.

Термин «фасилитатор» широко употребляется в англоязычном мире, но пока что сравнительно малоизвестен в России. Например, ведущая Международная ассоциация фасилитаторов (англ. International Association of Facilitators, IAF ), существующая с 1989 года, в настоящее время включает более 1 200 членов из 63 стран. Из России в ней в настоящее время зарегистрированы 15 человек. Фасилитаторство входит как компонент в практику любого квалифицированного тренера или ведущего креативных сессий.

Иногда термином «фасилитатор» обозначают помощника ведущего круглых столов, семинаров, тренингов, отвечающего за соблюдение регламента и циркуляцию информационных материалов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *