Фарисейская закваска что это

О закваске фарисейской и саддукейской. (Мф. 16:5–12)

ПЕРЕПРАВИВШИСЬ НА ДРУГУЮ СТОРОНУ, на другой берег моря Галилейского, УЧЕНИКИ ЕГО ЗАБЫЛИ ВЗЯТЬ ХЛЕБОВ. Господь со скорбью видел, что они уже забыли о недавних чудесах умножения хлебов, и, не обличая их прямо, обращает их мысль на более важное, на ту опасность, которая грозит им от фарисейского учения, от лукавства и лицемерия.

ИИСУС СКАЗАЛ ИМ: СМОТРИТЕ, БЕРЕГИТЕСЬ ЗАКВАСКИ ФАРИСЕЙСКОЙ И САДДУКЕЙСКОЙ, закваски этих двух самых опасных сект, Мне столь враждебных. Но ученики не поняли этого предостережения: ОНИ ЖЕ ПОМЫШЛЯЛИ В СЕБЕ И ГОВОРИЛИ: ЭТО ЗНАЧИТ, ЧТО ХЛЕБОВ МЫ НЕ ВЗЯЛИ, – вот, и Он упрекает нас, что не позаботились запастись хлебами у людей благочестивых в Галилее, а купить хлеб у фарисеев или саддукеев будет все равно, что купить его у нечистых Самарян или Гадарян. Так мало понятливы были в духовном рассуждении эти рыбари, – будущие столпы Церкви Христовой! «Они заботились еще об иудейских очищениях, – говорит святитель Златоуст, – они наблюдали фарисейскую разборчивость в пище и даже чудесами Господа мало вразумлялись. Потому Господь строго укоряет их в маловерии»: УРАЗУМЕВ ТО, что они помышляют, ИИСУС СКАЗАЛ ИМ: ЧТО ПОМЫШЛЯЕТЕ В СЕБЕ, МАЛОВЕРНЫЕ, ЧТО ХЛЕБОВ НЕ ВЗЯЛИ? «Еще ли окаменено у вас сердце? Имея очи, не видите? имея уши, не слышите?» ( Мк. 8:17–18 ). «Видишь ли, – говорит святитель Златоуст, – сильное негодование? Ибо нигде ранее не видно, чтобы Он так укорял их. Для чего же делает это? Для того, чтобы опять отвергнуть их предрассудок относительно пищи. Ибо и кротость не везде уместна. Смотрите же, как Он был строг и вместе с тем снисходителен, ибо едва не извиняется перед ними за то, что укорил их с такой силой, когда говорит: ЕЩЕ ЛИ НЕ ПОНИМАЕТЕ, неужели вы еще не разумеете, И НЕ ПОМНИТЕ, неужели забыли О ПЯТИ ХЛЕБАХ, предложенных НА ПЯТЬ ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК, И СКОЛЬКО КОРОБОВ ВЫ НАБРАЛИ? НИ О СЕМИ ХЛЕБАХ, предложенных НА ЧЕТЫРЕ ТЫСЯЧИ, И СКОЛЬКО КОРЗИН ВЫ НАБРАЛИ? Где же вера ваша в Мое о вас отеческое попечение? КАК НЕ РАЗУМЕЕТЕ, ЧТО НЕ О ХЛЕБЕ СКАЗАЛ Я ВАМ (не хлебной закваски нужно беречься): БЕРЕГИТЕСЬ ЗАКВАСКИ ФАРИСЕЙСКОЙ И САДДУКЕЙСКОЙ? С благоговейным страхом выслушали ученики эти строгие упреки Господа и не посмели спросить Его, что Он разумел под закваской. Но это и без объяснений стало для них понятно: ТОГДА ОНИ ПОНЯЛИ, ЧТО ОН ГОВОРИЛ ИМ БЕРЕЧЬСЯ НЕ ЗАКВАСКИ ХЛЕБНОЙ,НО УЧЕНИЯ ФАРИСЕЙСКОГО И САДДУКЕЙСКОГО. Ложь в учении, лицемерный образ жизни, лукавство, страшная гордость и самомнение, мелочная забота о соблюдении всяких, вовсе не нужных старческих преданий, вроде омовений, разборчивости в пище, и в то же время развращенность сердца, – вот та закваска, от которой Господь предостерегал Своих учеников.

«Смотрите, – говорит святитель Златоуст, – сколько доброго произвела укоризна. Так и мы не должны всегда давать поблажки подчиненным, равно не должны искать того, чтобы начальники наши давали нам поблажки, потому что для души человеческой необходимы оба эти врачевства – и строгость, и снисходительность. Для того-то и Бог в целой вселенной так распоряжается, что иногда употребляет строгость, а иногда снисходительность».

Источник

Толкование Евангелия на каждый день года.
Вторник 8-й седмицы по Пятидесятнице

Сказал Господь Своим ученикам: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской. Они же помышляли в себе и говорили: это значит, что хлебов мы не взяли. Уразумев то, Иисус сказал им: что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли? Еще ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч человек, и сколько коробов вы набрали? Ни о семи хлебах на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали? как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской? Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского.

Христос призвал учеников беречься закваски фарисейской и саддукейской. Они забыли взять хлеб, и думают, что Он выговаривает им за это. Господь упрекает их за маловерие, за отсутствие рассудительности, напоминая о двух чудесах умножения хлебов, как бы говоря им, что отсутствие хлеба не должно их беспокоить. Господь запретил им это делать, как раньше запретил бесноватому, запретил ветру, и когда Петр противился Его слову о предстоящем Ему Кресте, запретил ему. И в этом слове – отражена борьба Христа с искусителем в течение всего Его служения.

Закваска фарисейская и саддукейская, против которой Христос предупреждает нас, – их учение. Что имеет в виду Христос, предупреждая против дурного влияния учения фарисеев и саддукеев? Берегитесь, говорит Он, такой духовности, которая смотрит только на внешние поступки и забывает о внутреннем состоянии сердца человека. Таковы были фарисеи. Вся религия для них заключалась в соблюдении внешней обрядности и внешней чистоты. Берегитесь, говорит Христос, ставить материальное слишком высоко в вашей системе ценностей, и не связывайте ваших надежд на перемены жизни с переменами внешних политических обстоятельств, не думая о перемене сердца. Таковыми были саддукеи.

Господь созидает новый Израиль, а не реформирует старый. Новое вино должно быть налито в новые мехи. Законнические предания не совместимы с новизной жизни Духа Святого. «Еще ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч человек, и сколько коробов вы набрали?» Если раньше Он давал всему народу пищу с таким избытком, неужели не даст теперь Своим ученикам необходимого? Мы часто стоим в растерянности перед сегодняшними нашими нуждами, потому что не помним, как должно, прежних даров Божественной силы и милости, явленных нам. Если с нами Господь, если мы с Господом, мы не должны беспокоиться ни о чем. «Как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам», – говорит Он. Мы должны стыдиться нашей медлительности в разумении того, что ради нас совершает Господь. Его пища и питие – творить волю Отца. «Тогда они поняли», потому что Христос учит, открывая ум к уразумению Своего слова. Такое научение истине дороже всего. И память об этом должна быть для нас важнее всего.

Столь близкие Господу люди были сосредоточены на земных переживаниях и не понимали Его! Разве не так мы порой слушаем Бога – когда Он говорит с нами в Писании, в проповеди и даже в молитве? Наши личные заботы заслоняют то, что Он говорит, и мы слышим лишь то, что относится к нашим сегодняшним обстоятельствам. Когда Христос говорит нам взять наш Крест и идти за Ним, Он не имеет в виду просто наши каждодневные трудности, но – величие и жертвенность всего Его и нашего пути. Забыть взять в дорогу нужное для тела не является сутью нашей духовной жизни. Когда Господь говорит с нами, мы должны слушать со всем нашим вниманием, всякое отложив житейское попечение, как поем мы во время Херувимской за Божественной литургией.

Источник

Фарисейская закваска (саддукейская): 8 видов лицемерия человека

Фарисейская закваска что это

Что такое «фарисейская закваска» (или саддукейская), о которой неоднократно говорил Иисус на страницах Библии? Чем она опасна, как ее распознать и как христианин может ее избежать?

В Евангелии от Луки 12:1-2 написано:

«Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие. Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы».

Иисус предупреждает Своих учеников, чтобы они остерегались фарисейской закваски – лицемерия. Он понимал, что эта закваска, может заквасить все тесто: «Нечем вам хвалиться. Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто?» (1 Послание Коринфянам 5:6). Лицемерие может войти в нашу жизнь и полностью поразить нас и наших друзей. Нам важно всегда оставаться скромными, и следить за своим сердцем, чтобы там, даже не было маленькой части лицемерия, которое может со временем сильно прорости, и увести нас от Бога.

В Евангелии от Матфея 23 главе Иисус рассказывает ученикам, о книжниках, фарисеях, и о том, как закваска лицемерия вошла в их жизнь.

В Евангелии от Матфея 23:1-12 написано: «Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим, и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их. Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах, и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель! А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос. Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится». Иисус предостерегает, чтобы наши слова не расходились с нашими делами, от «показухи», когда мы стараемся хорошо выглядеть в глазах других, и от гордости, когда мы ждем похвалы и жаждем высокой оценки для наших поступков.

В Евангелии от Матфея 23:13-36 Иисус 7 раз строго обличает фарисейскую закваску и лицемерие: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры», и предупреждает, что таким образом мы можем навлечь на свою жизнь Божий гнев.

Фарисейская закваска и ее проявления

Мы рассмотрим 8 вещей, о которых говорил Христос, чтобы сделать все возможное, чтобы фарисейская закваска не вошла в нашу жизнь.

Ни себе, ни людям

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете» (Матфея 23:13).

Фарисейская закваска никому не приносит пользы. Иисус Христос говорил про Себя, что Он дверь овцам: «Итак, опять Иисус Христос сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет» (Евангелие от Иоанна 10:7-9). Он хотел, чтобы через Него, эту открытую дверь, люди приходили к Богу, спасались и находили духовную пищу.

Иисус также хочет, чтобы мы, как Его ученики тоже были открытыми дверьми для других людей. Он послал своих учеников проповедовать всем народам (Евангелие от Матфея 28:18-20), быть светом и солью для людей, которые их окружают (Евангелие от Матфея 5:13-16). В Евангелии от Марка 8:38 написаны очень серьезные слова: «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда Придет в славе Отца Своего со святыми Ангелами». Если я стыжусь рассказывать другим об Иисусе, то и Христос будет меня стыдиться перед Отцом.

Фарисейская закваска — это когда много слов, но мало дел

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение» (Евангелие от Матфея 23:14).

Некоторые думают, что истинное благочестие, это когда мы много молимся и читаем Библию. Но в Послании Иакова 1:27 написано: «Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира». То есть очень важно знать о нуждах тех, кто особенно нуждается, и помогать им.

Также я могу сказать тем, кто просит у меня помощи: «Я за тебя помолюсь», но не помочь удовлетворить нужду и решить проблему. В Послании Иакова 2:15-16 написано: «Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы?» Иисус призывает нас заботиться друг о друге, и помогать тем, кто в нужде. Фарисейская же закваска заставляет больше внимания уделять словам, а не делам.

Ведя по ложному пути

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас» (Евангелие от Матфея 23:15).

Фарисейская закваска ослепляет. Фарисеи обращали язычников в свою иудейскую веру, и их называли прозелитами. Проблема была в том, что фарисеи фокусировали обращенных больше не на личности Бога, а на их правилах и предписаниях. Для них были важны все мелкие дела, все, как они сами подробно описали, как нужно поклоняться Богу.

Когда мы приводим людей к Христу, мы тоже можем больше фокусировать людей не на личности Бога, а на разных предписаниях и правилах нашей Церкви. Мы можем заставлять их делать все, что мы уже давно привыкли, и больше показывать правильные дела, а не любовь и веру в Бога.

Мы, прежде всего, приводим людей не в нашу организацию, и не к себе, но к Богу и первосвященнику Христу: «Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Послание Евреям 4:14-16). Важно учить людей всегда слушать самого Христа, и Его Слово.

Когда традиции важнее истины

«Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен. Безумные и слепые! Что больше: золото, или храм, освящающий золото? Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен. Безумные и слепые! Что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар? Итак, клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем; и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем; и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем» (Евангелие от Матфея 23:16-22).

Фарисейская закваска ставит традиции выше истины. У фарисеев со временем появилось правило, что когда они клялись храмом или жертвенником, это было несерьезно, и эту клятву было легко нарушить, так как обычно при этом не упоминалось имя Бога. А когда клялись золотом храма и даром, который был на нем, эта клятва была нерушимой, так как при этом призывали имя Бога в свидетели. Таким образом, хитрые фарисеи легко могли выворачиваться, и ловко находить выгоды в любой ситуации.

Иисус Христос учил своих учеников: «Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но, да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Евангелие от Матфея 5:33-37). Иисус Христос учил, что я не могу идти за древними традициями, и в разных правилах искать, как я могу уклониться от исполнения своих обещаний. Любое мое слово и поступок имеет огромное значение, потому что Бог все видит, и всегда является «Свидетелем верным и истинным» (Откровение 3:14) всей моей жизни.

Мне важно всегда думать, как я могу не нарушить заповеди Бога, а всем сердцем и душой стараться угодить любящему Отцу.

Фарисейская закваска — это упускать из вида главное

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!» (Евангелие от Матфея 23:23-24).

Интересно, что мята, анис и тмин были садовыми растениями, а не сельскохозяйственной продукцией, с которой должна была приноситься десятина (Левит 27:30). Но они так много времени уделяли подсчетам десятине, что анис они даже подсчитывали по каждому зернышку. У них уже просто не оставалось времени для справедливого суда, оказания милости и дел веры. Вот так проявляет себя подобная фарисейская закваска.

Некоторые фарисеи процеживали через марлю все свои напитки по несколько раз, только бы туда не попал комар, самый маленький из всех нечистых животных (Левит 11:23). Интересно, что верблюд являлся самым большим из нечистых животных (Левит 11:4). Фарисейская закваска упускает из виду то, что является наиболее важным и ценным.

Мы тоже можем так сильно сфокусироваться на исполнении каких-то маленьких деталей, а забыть самые главные заповеди Христа, на которые у нас просто может не хватить времени.

Забота о внешнем, а не о внутреннем

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их» (Евангелие от Матфея 23:25-26).

Фарисеи часто заботились о внешнем виде, о правильной одежде, чем о том, что находилось у них внутри, о своих мыслях и чувствах.

В Притчи 23:7 написано: «Потому что, каковы мысли в душе его, таков и он; «ешь и пей», говорит он тебе, а сердце его не с тобою». Человек может вроде бы вам радоваться, вас угощать, но в сердце на вас затаить обиду, а затем еще рассказывать о вас другим. В Евангелии от Матфея 18:15 написано, что если мы видим что-то в других, мы должны идти и говорить с ними лично.

В Притчи 20:5 написано: «Помыслы в сердце человека — глубокие воды, но человек разумный вычерпывает их». Библия говорит, что в нашем сердце много мыслей и чувств, которые нам надо вычерпывать.

Я должен вычерпывать свое сердце перед Богом: «Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего. Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего» (Псалом 31:3-5).

А также важно вычерпывать сердце и быть открытыми перед братьями и сестрами: «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь, друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Послание Иакова 5:16).

Давайте заботиться больше о том, что у нас внутри, чем снаружи.

Показная духовность

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Евангелие от Матфея 23:27-28).

Очередная фарисейская закваска — жить двойной жизнью. Фарисеи часто заботились о том, как выглядеть перед другими. Они любили молиться, чтобы их видели, поститься, давать милостыни и делать добрые дела, чтобы все об этом знали (Евангелие от Матфея 6:1-5).

В Иеремия 7:8-10 написано: «Вот, вы надеетесь на обманчивые слова, которые не принесут вам пользы. Как! вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи и кадите Ваалу, и ходите во след иных богов, которых вы не знаете, и потом приходите и становитесь пред лицем Моим в доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: «мы спасены», чтобы впредь делать все эти мерзости». Фарисеи тайно грешили, а затем приходили в дом Бога, поклонялись, благодарили за свое спасение, но не каялись, и продолжали грешить. Они хотели, чтобы люди видели их внешность, думали, что все с ними хорошо, но при этом не знали, что у них внутри.

Иисус хочет, чтобы наша внешность совпадала с нашим внутренним миром. Он больше ценит тайные дела, о которых никто не знает, и все то, что мы делаем от чистого сердца. В 1-ом Послании Коринфянам 4:5 написано: «Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога». Иисус придет и откроет все наши сердечные намерения, и все наши мотивы. Но Иисус ценит и помнит все, что мы сделали для Него и для наших братьев и сестер: «Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым» (Послание Евреям 6:10).

Фарисейская закваска — это считать себя умнее других

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших. Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну? Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город; да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, что все сие придет на род сей» (Евангелие от Матфея 23:29-36).

Мы, как христиане, может осуждать библейских героев за их неправедные поступки, но как бы мы сами поступали в подобных ситуациях? Также мы можем осуждать наших братьев и сестер, и в наших сердцах могут затаиться горькие корни и обиды. У нас могут возникать неправедные мысли и пожелания зла другим. Поэтому Иисус Христос учил: «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши» (Евангелие от Марка 11:25). Нам надо освобождать наши сердца, и следить, чтобы там не было никакой горечи: «Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие» (Послание Евреям 12:15). Нам, прежде всего, надо наблюдать не за другими, а за собой и за своим сердцем.

В Послании Евреям 6:9 написано: «Впрочем о вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем состоянии и держитесь спасения, хотя и говорим так». Бог надеется, что мы находимся в лучшем состоянии, и верит, что если с нами что-то не так, мы сможем покаяться.

Источник

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Мф. 16:11

Свт. Иоанн Златоуст

как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской

Свт. Лука Крымский

как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской

Сегодня и апостольское чтение, и евангельское дают достаточно оснований для размышления. Надо вникнуть в слова апостолов, в слова Христовы, ибо в них мы имеем весьма нужное назидание для нас.

Святой апостол Павел говорит о том, как во время странствования евреев по пустыне, когда возвращались они из плена египетского, то и дело отступали они от заповедей Божиих и каждый раз получали тяжкое наказание за это. Все пили одно и то же духовное питие, пили воду, источенную Моисеем из камня в Мериве. А это был прообраз духовного пития, которым напоил нас Иисус Христос, ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос. Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне (1 Кор. 10:4-5).

Все те, кто взрослыми вышел из Египта, мертвыми пали в пустыне за 40 лет странствования, и только дети их вошли в землю обетованную. А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы (1 Кор. 10:6). Это было предостережение для нас, ибо многие из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи. Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей (1 Кор. 10:8-9).

Не станем искушать Христа. Что значит это, чем искушаем мы Христа? Разве редко мы хулим имя Господне, разве редко находим, что Бог поступает несправедливо, что Христос не дает всего того, что обещал? Разве редко так искушаем Христа?

А евреев за искушение Бога в пустыне жалили змеи, посланные на них Богом, и они умирали тысячами. Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя (1 Кор. 10:10). А мы разве мало ропщем, разве все покорно несем крест страдания своего? Ропщем, ропщем, постоянно ропщем, даже доходим до хулы на Бога.

Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков (1 Кор. 10:11). Всё это — в наставление нам, чтобы мы не грешили, как они, Чтобы не роптали на Бога, не искушали Христа, не блудодействовали.

Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть (1 Кор. 10:12). О, как глубоки эти слова апостола, как важны! Как многие из нас уверены, что твердо стоят в благочестии, что они истинные христиане, угодные Богу. Как много таких!

Но Бог послал навстречу ему монаха, который убедил его не отчаиваться. Заключился падший Иаков в пещере, наполненной человеческими костями, и, прожив десять лет, был помилован Богом, Который даже возвратил ему дар чудотворения.

Двоякое поучение содержится в страшной жизни Иакова Постника. Первое — о том, о чем я говорил: Кто думает, что он стоит, пусть опасается, как бы не упасть (1 Кор. 10:12). Второе поучение о том, что Божия милость возможна даже и при таком страшном грехе, как блуд и убийство. Не только милосердием Своим простил его Господь, но возвратил дар чудотворения. Запомним же это страшное житие.

Вот поучение, вытекающее из апостольского чтения. В евангельском чтении мы слышали слова Христовы, обращенные к ученикам Его: Смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской (Мф. 16:6).

После того, как приступили к Нему фарисеи и саддукеи, требуя знамения с неба, Он сказал им, что только род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка (Мф. 16:4). Именно только род прелюбодейный, лукавый и грешный требует знамения от Бога, требует чуда. А люди смиренные, возлюбившие Христа, идущие по Его стопам не нуждаются в знамениях и чудесах, не просят о них.

А те лукавые, которые требуют знамений, не получают их потому, как сказал бы Он, что сколько ни являй им знамений и чудес, всё равно не поверят. Все чудеса будут по-своему толковать, объяснять естественными причинами. Напрасно являть им знамения и чудеса.

Когда Он сказал эти слова, Он остановился, и отошли от Него фарисеи и саддукеи. Он и раньше говорил: Оставьте их: они — слепые вожди слепых (Мф. 15:14). Он обличал их не раз, обличал жестоко. А теперь, когда вошел в лодку и с учениками переправился на другую сторону озера Тивериадского, Он сказал: Смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской (Мф. 16:6). Это надо было понять не только ученикам Христовым. Это относится и ко всем последующим христианам. И всех нас предостерегает Христос от закваски фарисейской и саддукейской.

Чего же надо нам остерегаться? Закваска фарисейская и саддукейская была закваской гордости, самопревозношения, закваской самоправедности, любви к почестям и первенству. Христос говорил, что они: Связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди (Мф. 23:4-5). А мы разве редко стараемся, чтобы люди видели дела наши? Разве не ищем всеми силами похвалы и прославления от людей? Постоянно ищем, и в этом наша закваска фарисейская и саддукейская.

Также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель! А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья (Мф. 23:6-8). А мы разве не любим почетные первые места? Разве не стремимся к славе людской совершенно так, как стремились книжники и фарисеи? Та же закваска фарисейского самопревозношения, самомнения и гордости и в нас.

Они любили, чтобы люди звали их: Учитель! Учитель! А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья, — сказал им Христос. Нас, архиереев и священников, поставил Христос учить народ, но надо ли сказать, что эти слова Христовы относятся и к нам, и нас никто не имеет права называть учителями? Нет, нет, потому что мы не от себя учим, учим не своему: нет у нас своего учения, учим только тому, чему учил Христос, учили святые апостолы. Мы только проповедники, передатчики слов Христа и апостолов вам — овцам стада Христова. Мы не учителя. А вот те, кто отверг учение Церкви, кто изобрел свое собственное учение, свое толкование Священного Писания, кто ушел из Церкви и самовольно взял на себя задачу учительства; все те сектанты, которые сами присвоили себе звание учителей, они нарушили слова Христовы и слова апостолов. Стремятся они быть учителями, но им надо помнить, что если начнут проповедовать свое, учить своему, сейчас же впадут в гордость, и гордость погубит их и слушающих их.

Вот, что значат слова Христовы: Берегитесь закваски фарисейской и саддукейской. Вот, что значат слова Павловы: Кто думает, что он стоит, пусть опасается, как бы не упасть (1 Кор. 10:12). Берегитесь же все вы закваски фарисейской и саддукейской: берегитесь самомнения, самопревозношения, берегитесь гордости.

Творите дела Божии, старайтесь жить по законам Христовым, всегда помните слова Павловы. И да сохранит вас Бог от такого страшного греховного падения!

Прав. Иоанн Кронштадтский

как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *