Фарфор f n чем отличается
Из чего делают фарфоровую посуду, виды, состав, различия материала, лучшие бренды
Изобретенный в Поднебесной еще в VII веке, фарфор и поныне считается одним из самых лучших материалов для изготовления посуды. Чашки, блюдца, тарелки, чайники, вазы из него отличаются особым изяществом, красотой, элегантностью. Для того, чтобы выбрать качественные изделия, необходимо знать особенности, существующие виды, а также основные характеристики подобной керамики.
Характеристика фарфоровой посуды
Времена, когда этот состав для посуды из Китая, был тайной, давно прошли. В начале XVIII века специалисты в Саксонии нашли свой рецепт изготовления, не отставали русские мастера, самостоятельно открывшие секрет производства уникальной керамики. В наш дни фарфоровая посуда представлена в магазинах во всем великолепии, и при желании легко купить чайный или столовый сервиз как для повседневного употребления, так и приобрести в специализированных лавках антикварные вещи.
В качестве сырья используются различные виды глины особых сортов (каолин, глина с включениями хромофоров), а также минералы (кварц, полевой шпат). В зависимости от процентного соотношения компонентов, вида последующего обжига различают степени пластичности фарфоровой массы, и, соответственно, тип готовых изделий.
Классический материал характеризуется следующими признаками:
Фарфор – разновидность керамики, отличающаяся не только составом компонентов, но и особой технологией изготовления. Важны показатели температуры, при которых происходит обжиг изделий, благодаря чему посуда становится как бы прозрачной.
Сервизы отличаются идеально гладкой поверхностью, полной безопасностью с точки зрения экологичности (натуральные материалы), отсутствием эффекта «старения» (в отличие от фаянсовых чашек и блюдец). Посуда без напыления, не особо «старая» подходит для мытья в посудомоечной машине.
Разновидности фарфора
В состав массы, из которой его делают, входят несколько компонентов, при этом процентное содержание их различается. Исходя из этого, выделяют две основных разновидности благородной керамики:
В таблице представлены основные характеристики каждой группы.
Компоненты | Твердый | Мягкий |
Каолин | 46-66% | 24-40% |
Полевой шпат | 25% | 30% |
Кварц | 25% | 45% |
Температура плавления (º C) | 1400-1450 | 1300-1350 |
Большое содержание белой глины (коалина) дает изделиям необходимую прочность, увеличение плавней (добавок шпата) повышает пластичность.
Это интересно! Твердый и мягкий фарфор различаются не по степени плотности, а по содержанию жидкой фазы при обжиге. У мягкого она больше, поэтому велик риск деформации заготовок.
Также различают следующие подвиды материала:
Для многих потребителей такие тонкости в производстве посуды неизвестны, но разобравшись с тем что это такое, в нюансах производства, гораздо проще выбирать качественные изделия.
Например, в Китае, стране, которая считается родиной фарфора, мастера изготавливали сервизы из мягкого материала, тогда как европейские специалисты предпочитали творить шедевры из твердой, требующей высокотемпературного обжига массы с большим количеством белой глины.
Различается и оформление готовых изделий:
На фабриках поточного производства для оформления утвари применяют технику деколи (с использованием специальной бумаги и обжига).
Коллекционная и функциональная посуда
Ранее фарфор считался предметом роскоши и по стоимости был доступен только обеспеченным людям. В наши дни коллекционеры «гоняются» за уникальными, выполненными вручную в особых техниках старинными изделиями, при этом в магазинах представлен огромный выбор функциональной кухонной утвари из фарфора на каждый день.
Благодаря массовому производству, каждый покупатель может приобрести продукцию отечественных фабрик, купить сервизы именитых зарубежных производителей. Ценившийся в прежние времена фарфор из Поднебесной перешел в разряд коллекционной утвари, а современные китайские производители предлагают недорогие наборы не всегда высокого качества.
Это не касается элитных марок типа Corone, в производстве которой используется отборное сырье и оригинальный, разработанный в Венеции дизайн.
Среди коллекционных предметов не только посуда из фарфора, но и декоративная скульптура, фигурки, предметы интерьера.
Большой популярностью и спросом пользуются изделия фабрик эпохи СССР, отличающиеся оригинальным дизайном и безупречным качеством.
Особо ценится продукция следующих производителей:
В Европе и в России делают фарфоровую посуду по заказам фешн-марок.
La Maison & Valentin Yudashkin
К таким относится бренд La Maison (Валентин Юдашкин), Россия, фирма «Гермес» (Франция).
Lefard Villeroy & Boch
Фарфоровые изделия для массового потребления производят в самых разных уголках мира: немецкие компании Dibbern, Villeroy & Boch, английская Dudson, российские «Кубаньфарфор», «Скудельник», Lefard («Лефард»), китайские Rollin Porcelain, Naomi, Midori.
Производители
Среди отечественных производителей фарфоровой посуды имеются как предприятия с давней историей, так и новые компании, специализирующиеся на выпуске массовой продукции.
В списке известных производителей:
Популярны изделия таких знаменитых российских производителей как Гжельский завод (посуда с ручной росписью из кобальта), завод в Дулево, фабрика «Фарфор Сысерти».
Ряд производств, хотя и продолжают выпуск эксклюзивных коллекционных серий, также имеют линии по изготовлению недорогого массового фарфора.
Rosenthal Kahla Lladro
Это такие фабрики как российская мануфактура Гарднеръ, немецкие «Розенталь» (Rosenthal), «Кахла» (Kahla), испанская «Льядро» (Lladro).
Особенности ухода в зависимости от вида фарфора
Посуда из благородной керамики отличается прочностью, великолепным внешним видом, долговечностью. Но белоснежные или расписные сервизы будут радовать глаз долгие годы только при условии правильного ухода.
Для удаления стойких пятен допускается добавить в воду пару капель нашатыря, после чего тщательно сполоснуть утварь и насухо протереть мягкой салфеткой.
Тарелки, чашки, блюда моют сразу же после трапезы, вытирают насухо, иначе на поверхности появятся пятна, разводы, потеки.
Хранят тарелки в вертикальном положении (складывание «горкой» не допускается), в хорошо просушенном состоянии. Нельзя ставить тарелки и чашки после мытья в сушилку, только вытирать досуха и убирать в шкафы. Если нет возможности при хранении раскладывать посуду по отдельности, то покрывают каждый предмет мягкой салфеткой.
В посудомоечной посуде разрешено мыть только некоторые виды фарфоровой посуды. Производители указывают при помощи маркировки такую возможность. При этом выбирают короткие циклы мойки, невысокий температурный режим, применяют для процедуры щадящие составы с натуральными компонентами. С расписными сервизами лучше не рисковать и вымыть чашки с блюдцами вручную, иначе ценная утварь потеряет привлекательность, на посуде появятся сколы, царапины, разводы.
Декорированные позолотой, серебром изделия отмывают очень бережно, так как велик риск стирания слоев. Коллекционный фарфор «преклонного возраста» рекомендуется только протирать от пыли, обходясь без мытья. Аккуратно моют изделия, имеющие выступающие детали (ручки, носики), держа предметы за корпус.
Фарфоровая посуда красива и практична. Зная особенности такой керамики и правила ухода, можно использовать функциональную утварь для повседневности, а роскошные, доставшиеся в наследство от бабушек и родителей сервизы – для особо торжественных случаев.
Как отличить настоящий фарфор от подделки?
Как отличить фарфоровые статуэтки от подделки — вопрос, если планируете покупать подарок, пополнять коллекцию, инвестировать в антиквариат. Оригинальный благородный материал славится превосходным качеством, безопасен для здоровья.
Цена имеет значение
Жанровая скульптура, утонченные статуэтки из благородного материала не могут стоить дешево. Изысканные изделия — предметы роскоши с долгой историей, сложной, дорогой технологией производства. Низкая цена должна насторожить, это главное отличие оригинальной фарфоровой статуэтки от фаянса, керамической подделки.
Знак производителя: изучаем клеймо
Толщина фарфора
Оригинальные предметы из благородного материала отличаются от подделок легкостью, визуальной хрупкостью. Толщина стенок редко превышает 2,5 мм. Простой тест на подлинность фарфоровой фигурки: поднесите к яркому источнику света, материал должен слегка просвечиваться.
Внешний вид
Звучание благородного материала
Костяной фарфор легко проверить на подлинность при помощи деревянной палочки. Коснитесь края статуэтки, чашки, блюдца, слушайте звуки. Если разливается длинный, чистый, мелодичный звук, который затихает медленно, внезапно не обрывается — настоящий фарфор. Глухое звучание, неприятный скрип — сигнал, что перед вами подделка, замаскированная керамика.
Дно и ножка изделия
Предметы из фарфора имеют идеально гладкое основание. Как проверить: поставить на стол, убедится, что нет зазора, волн.
Ножка, нижний ободок предметов из благородного материала всегда остаются непокрытыми глазурью. Это обусловлено технологией производства, при обжиге ободок может спекаться, невозможно будет отделить фигурку, не повредив ее. Изнанка статуэтки должна быть аккуратной, без трещин и царапин.
Роспись
Оригинальная фарфоровая фигурка, блюдо, сервиз отличаются наличием четкого, детализированного рисунка. Плотный благородный материал после обжига не имеет больших пор, поэтому краски ложатся ровно, создают красивый, броский орнамент без дефектов. Со временем гамма оттенков не теряет насыщенности, линии не растекаются.
Нежный молочно-белый оттенок, иногда сливочный — сигнал, что перед вами оригинальный, качественный фарфор без посторонних примесей, искусственных полимеров.
Насыщенней голубой, серый, желтый фон, неоднородный с переливами этих полутонов — признак подделки или бракованной партии. Недобросовестный производитель может добавлять белоснежный пигмент в сырье. Обнаружить обман можно при изучении дна статуэтки, на ободке проявляется настоящий оттенок. Окрашенный фарфор не будет просвечиваться.
Тест температурой
Благородный материал отлично сохраняет тепло. Нагрейте предмет, стенки должны долго оставаться теплыми.
Что такое фарфор
Под фарфором обычно подразумевается посуда и предметы декора из прочной, тонкостенной керамики белого цвета. Изделия отличаются гладкостью, тонкостью и прозрачностью черепка, а при ударе деревянной палочкой издают чистый, «поющий» звук. Фарфор, обладающий высокой художественной ценностью, до сих пор производят вручную – именно такие предметы интересны коллекционерам и признаны выгодным вложением капитала. Но правильнее всего инвестировать в антиквариат, особенно русский, он широко представлен на отечественном рынке, известен и позволяет находить действительно редкие вещи. Из европейских марок наиболее значимы французские Севр и Лимож, а также немецкие «во главе» с легендарным Мейсеном.
О материале
Три главных компонента фарфора – каолин, полевой шпат и кварц. В зависимости от их процентного соотношения, меняется прозрачность, плотность, эластичность и прочностные характеристики материала.
Кроме того, каждый производитель использует добавки, оказывающие дополнительное влияние на свойства фарфоровой массы. Среди самых распространённых:
В отличие от фаянса, майолики и других видов керамики, фарфор имеет хорошо спёкшийся черепок, без больших пор на изломе. Это обеспечивает газо- и водонепроницаемость материала, стойкость к агрессивным химическим веществам и высоким температурам. Всё твёрдые компоненты сырья перемалываются до порошкообразного состояния, что позволяет после обжига получать изделия с гладкой, словно полированной поверхностью. Тонкость помола определяется на свет: достаточно «поймать» стенками посуды солнечный зайчик. Если он ложится ровно, не выявляя впадины и бугорки или же инородные включения – качество фарфоровой продукции на высоте.
Этапы производства
Изготовление фарфора начинается с измельчения составляющих до тонкодисперсного состояния. Затем их смешивают с водой, получая пластичную массу, с влажностью 25 – 35%. Её оставляют вылёживаться для приобретения однородной структуры. В древнем Китае процесс занимал до 10 лет, современное производство выделяет на полное «созревание» 14 дней. После этого массу обрабатывают вакуум-прессом и специальными мялками, чтобы удалить образовавшиеся при брожении пузырьки воздуха. Иначе сырые изделия разорвёт при первом обжиге из-за разных коэффициентов расширения газа и твёрдого материала.
Формуют посуду и статуэтки преимущественно литьевым способом, с последующей ручной лепкой мелких деталей. Для тарелок используют также метод прессования, а для эксклюзивных авторских работ – гончарный круг. При литье гипсовые формы заполняют жидкой фарфоровой массой (шликером) и оставляют на некоторое время, пока она не осядет на стенках. «Не схватившийся» остаток удаляют. Гипс постепенно вытягивает влагу из фарфоровой массы, и она затвердевает, отделяясь от стенок.
Далее форму раскрывают и вынимают сырцовое изделие, которое нужно обработать – удалить швы, замыть мягкой губкой края, загладить возможные дефекты поверхности. На этом же этапе монтируют приставные детали, например, носики чайников, ручки чашек и так далее, добавляют лепной декор, вырезают ажурные фрагменты или процарапывают узоры, в которые затем зальют краску.
Подготовленные изделия тщательно просушивают и отправляют на утильный обжиг при температуре 900 – 1000°С. Получившийся фарфор принято назвать «бисквитным». Если речь идёт о статуэтках и других лепных предметах, не несущих утилитарную функцию, их можно оставить на этой стадии или расписать и ещё раз обжечь, без применения глазури. Впервые подобный метод был применён мастерами Севрской мануфактуры и получил широкое распространение в эпоху классицизма. Кроме того, «бисквит» использовался при изготовлении головок фарфоровых кукол. Мода на них возникла во Франции, на рубеже XIX – XX века.
Глазурование и роспись
«Бисквит», скорее, исключение из правил, а большинство фарфоровых изделий после утильного обжига глазуруются. В первую очередь, это – вазы и сервизы, непосредственно контактирующие с водой, но и предметы декора покрываются особыми стекловидными составами не реже. Глазури тоже состоят из каолина, полевого шпата и кварца, но в других пропорциях. В них добавляют присадки для снижения температуры плавления и соли металлов для придания цвета, блеска или насыщенности тона.
Глазуруют предметы методом погружения, полива или с помощью пульверизатора. Проникая в микропоры черепка, суспензия прочно закрепляется, а в процессе политого обжига при 1250 – 1400°С, спекается с ним. Погружение и полив подходят для посуды и статуэток без мелких сложных деталей. Пульверизатором глазурь распыляют, чтобы получить тонкий слой, преимущественно, на ручную лепку.
Один из самых популярных способов декорирования керамики – роспись. Она может быть подглазурной и надглазурной. В первом случае рисунок наносится непосредственно на «бисквит» оксидом кобальта или меди, которые дают соответственно, синий и зелёный оттенки. Сверху керамика покрывается прозрачной глазурью. Приём кобальтовой росписи широко использовался китайскими мастерами, а затем был многократно повторён ведущими фарфоровыми заводами Европы.
По глазури художники пишут эмалями с более широкой цветовой палитрой, чем у оксидов металла. Закрепляются такие краски третьим обжигом, температура которого колеблется от 600°С до 800°С. Аналогичным образом делается отводка золотом или платиной.
Виды материала
После того, как в XIV веке венецианский купец Марко Поло познакомил Европу с китайским фарфором, неоднократно предпринимались попытки воспроизвести этот изысканный, уникальный по красоте материал. В результате появились две новые его разновидности, неизвестные мастерам Поднебесной. В современной классификации они упоминаются на равных. Но имеют разные свойства и даже состав шихты (сухой, измельчённой многокомпонентной смеси).
Твёрдый фарфор
Эту разновидность ещё называют настоящим фарфором. Она отличается самой высокой температурой обжига, составляющей 1350 – 1400°С. Материал легко узнать по белоснежному черепку, в некоторых случаях даже с лёгким голубым подтоном и прозрачности на свету. Такой фарфор был изобретён в Китае, где технологию его изготовления за несколько веков довели до совершенства, а затем начал распространяться в Японии.
Европейское производство хрупкого «белого золота» началось в XVIII веке, с основанием Мейсенской мануфактуры. Немецкий учёный Эренфрид фон Чирнхаус при содействии алхимика Иоганна Бёргера самостоятельно открыл рецепт фарфоровой массы, по свойствам напоминающей китайские образцы. Сначала её состав несколько отличался от прототипа использованием алебастра, но позже каолин стали смешивать с традиционным «дуэтом» полевого шпата и кварца. Большинство производимой сегодня тонкостенной керамики относится именно к этому виду.
Мягкий фарфор
Почти одновременно с Германией, Франция предприняла свои попытки воспроизвести «белое золото» из Поднебесной. В результате возникло несколько мануфактур, работавших с так называемой «мягкой пастой» на основе белых глин и фритты – богатого кремнезёмом сырья, спечённого при относительно низких температурах, а затем измельчённого до состояния пудры. Обжигался материал при 1250°С, был не таким прочным, как немецкие или китайские аналоги, зато превосходил их по пластичности. Также его отличал нежный сливочный цвет, придававший изделиям особую утончённость.
Ведущим производителем мягкого фарфора до сегодняшнего момента остаётся Севрская фабрика. Мягкий (или фриттовый) фарфор используют преимущественно для скульптурной пластики, где проявляются его лучшие качества. Невероятно красив он в «бисквите», напоминая роскошный паросский мрамор. Благодаря этому сходству, неглазурованные изделия получили название «париан».
Костяной фарфор
В Англии к мягкой пасте попробовали добавлять золу из костей крупного рогатого скота. Компонент с высоким содержанием природного фосфата кальция, значительно повышал прочность изделий при относительно невысокой (1200 – 1250°С) температуре обжига. Пионером подобной технологии стал владелец фарфоровой фабрики Макс Фрай, а доработал её и дал подробное описание в 1796 году известный английский керамист Джосайя Споуд.
До конца XIX века костяной фарфор изготавливался только в одной стране. Его так и называли – английским. Материал считается самым прочным и позволяет изготавливать уникальную посуду, толщиной в бумажный лист. Определить костяной фарфор несложно – изделия из него лёгкие, почти невесомые и прозрачные, так что сквозь стенки видны пальцы руки. Цвет не чисто белый, а с тёплым, молочным оттенком. Содержание золы в изделиях доходит до 50%. Костяной фарфор считается элитным и маркируется надписью «Bone China». Его единственный недостаток – малая пластичность, не позволяющая изготавливать скульптуры и лепной декор.
«Bone China» предназначен исключительно для высококачественной посуды. В настоящее время помимо английских предприятий костяной фарфор производят в Японии и на Императорском (Ломоносовском) заводе в Санкт-Петербурге.
Лучшие производители сегодня
Лидерами мирового рынка тонкостенной керамики по-прежнему остаются немецкие, японские, английские и французские производители. В среднем ценовом сегменте стоит обратить внимание на чешские бренды. Российская продукция отличается высоким качеством и художественностью, но дорогая, что не всегда оправдано.
Китайский фарфор, раньше служивший эталоном и вдохновлявший производителей всего мира, сегодня стал синонимом ширпотреба и фальсификата. В этой стране нет торговых марок, зарекомендовавших себя в секторе элитной керамики.
Если хочется идеального соответствия цены и качества, стоит обратить внимание на Лиможский фарфор. Бренд объединяет по географическому признаку несколько известных французских предприятий: Bernardaud, Haviland, Royal Limoges и другие. Их чайные и столовые сервизы с утончённой ручной росписью или декоративные фигурки, станут лучшим украшением любого интерьера, а также подарком к знаковому торжеству, например, на свадьбу, юбилей и новоселье.
Советы по выбору
Настоящий европейский фарфор – удовольствие не из дешёвых, поэтому его часто подделывают и не только в секторе антиквариата.
Определить категорию изделия: фарфоровый ли это шедевр или низкосортная, а, возможно, и небезопасная для здоровья подделка, можно по нескольким признакам: