Фарбренген что это значит
СОДЕРЖАНИЕ
Согласно инструкциям раввина Менахема Менделя Шнеерсона, хасиды также обычно проводят фарбренген со своими друзьями в день их рождения, и раввин Шнеерсон призвал всех евреев сделать это. Фарбренген также проводится по случаю помолвки и свадьбы. Таким образом, фарбренгены проводятся часто.
Праздники Хабад
Фарбренгены обычно проводятся в следующие праздники Хабада :
Ниггуним
Желая л’хаим
Форматы
Все фарбренгены включают песни ( ниггер ) и речь, говорящий делает перерывы для песни.
Вообще говоря, существует три возможных формата фарбренгена:
Значение фарбренгена
Фарбренген буквально означает «собираться вместе». Это имя называется так, чтобы злая склонность была обманута, думая, что это такое же собрание, как и любое другое, и не будет настороже и не будет пытаться заставить человека игнорировать вдохновение собрания.
Есть хасидская поговорка Хабад: «Когда двое собираются вместе, чтобы поговорить о своих духовных недостатках, это две божественные души против одной животной души ». Причина в том, что благочестивые души бескорыстны и более чем счастливы объединиться и помочь друг другу в ближайшем духовном поражении. Однако животная душа от природы эгоистична, и поэтому каждая животная душа не будет объединять свои силы. Таким образом, на фарбренгене, когда хасиды собираются вместе, чтобы вдохновлять друг друга, они пользуются помощью благочестивых душ друг друга, что значительно превышает количество душ животных.
Фарбренген у Ребе
Они стоят тесной толпой. Пять тысяч человек. Пожилые уважаемые люди бок о бок с безбородыми юношами. Мужчины в традиционных черных капотах — рядом с длинноволосыми «хиппи», одного взгляда на которых достаточно, чтобы понять, что ермолку они надели впервые в жизни.
В наше время десятки тысяч человек приезжают на осенние праздники к Ребе — почувствовать особую атмосферу праздника, молиться с Ребе. Быть на его «фарбренгене» (собрании) — это особая атмосфера. Видимо, такие чувства испытывали наши предки, поднимаясь в Иерусалим.
Здесь все равны: хабадники и нехабадники, люди глубоко религиозные и те, кто еще не начал соблюдать заповеди, богатые и бедные. И только один человек возвышается надо всеми — Ребе.
Ребе вот-вот выйдет на фарбренген. Фарбренген — это особое мероприятие, в ходе которого Ребе говорит с хабадниками и со всеми, кто желает его услышать. Обычно фарбренгены проводятся каждую субботу, по праздникам, а также в особые дни хабадского календаря, например, — 19 кислева («новый год хасидизма») и др. Если фарбренген проводится в будний день, его транслируют по радио и телевидению по всему свету. И тогда хабадники во всем мире вместе с десятками тысяч приобщенных — в Израиле в во Франции, в Австралии и в Бразилии. а с недавнего времени и в Москве — получают возможность видеть в слышать Ребе, как бы участвовать в фарбренгене на «Севен севенти» вместе с тысячами присутствующих там. Кабельное телевидение Америки также ведет прямую трансляцию фарбренгенов.
Обычно субботний фарбренген начинается в 13:30, но никогда неизвестно заранее, сколько времени он продлится: три, четыре, а порой пять, шесть и даже больше часов.
В субботу утром, как только Ребе входит в Большую синагогу, по залу проносится слух: в 13:30 состоится фарбренген. Сообщение передается из уста уста и все ранее намеченные планы отменяются. Женщины уже знают: «чолнт» и «кугл» семья будет есть только вечером, после последней субботней молитвы.
Уже в час дня зал заполнен до отказа. Теснота невообразимая. Люди стараются подойти как можно ближе к возвышению, на котором сидит Ребе, окруженный наиболее пожилыми и почтенными хасидами и гостями. Зал полон. Кажется, что даже булавку уже негде воткнуть, но люди все прибывают и прибывают и, как ни странно, всем находится место, кому поближе, кому подальше.
И вот в час тридцать все начинают петь хасидский напев. Входит Ребе. Быстрым шагом он поднимается на возвышение и усаживается в кресло, обитое красным бархатом, произносит благословение над вином, и тысячи людей дружно отвечают: «Амен!». Откуда ни возьмись в многотысячной толпе появляются многочисленные бутылки вина. Вино разливают по маленьким рюмочкам. Теперь все смотрят на Ребе, пытаясь поймать его взгляд. Все, что им нужно в эту минуту, — это чтобы Ребе взглянул на них в ответил: «Лехаим!».
Ребе обводит взглядом тысячи собравшихся и заметив человека протянувшего к нему руку с рюмкой кивает, благословляя его, в говорит: «Лехаим веливрохо!». И тогда счастливчик выпивает вино, и сердце его тает от тепла, излучаемого глазами Ребе.
Через несколько минут хабадники улавливают незаметные посторонним признаки, что Ребе хочет начать говорить, и в одну минуту в зале наступает абсолютная тишина. Ребе начинает говорить. Порядок речи более или менее постоянен: актуальные события с точки зрения Торы, недельная глава Торы, изучение комментария Раши, замечания к сказанному в «Зоар» и других кабалистических книгах, главы из книги «Мишне Тора» Рамбама, а летом также трактат Авот. Он начинает с недельной главы из Торы или с того, что связано с праздником, выпавшем на эту неделю; цитирует наизусть сотни, а то и тысячи мест из Торы, Талмуда, хасидских книг, трактований различных мудрецов: объясняет сложные места и связывает все это воедино. Он разбирает вопросы с разных сторон, выдвигает тезисы и антитезисы, и вдруг, в результате длительной и увлекательной дискуссии, проясняется блестящий вывод. Затем он приводит слова из «вина Торы» — глубинных пластов толкования Торы, приводимых в хасидизме. Под конец Ребе приводит практические выводы и наставления, следующие из всего рассмотренного, ибо Тора говорит, что «действие, дело — это главное». Заключительные слова беседы почти всегда посвящены теме Мошиаха, объяснению того, как вышесказанное, особенно касающееся действий, может помочь ускорить приход Мошиаха и пожеланиями и благословениями, чтобы это произошло в самое ближайшее время.
Каждое слово Ребе имеет глубокое значение. Важна каждая мелочь. В каждой трактовке содержится неисчерпаемая глубина, а каждый человек понимает ее в соответствии со своими способностями и уровнем подготовки.
Речь Ребе длится полчаса, сорок пять минут, час, иногда и более. И вновь раздается песня. Вновь поднимаются рюмки с вином, и вновь сотни глаз стараются поймать взгляд Ребе. Он вглядывается в публику, кивает то одному, то другому, а губы его шепчут: «Лехаим веливрохо!». А люди все поют. Иногда Ребе и сам присоединяется к поющим и даже дирижирует в такт. И тогда еще громче, еще вдохновеннее поют люди, и песня их поднимается к небесам. И вновь подает Ребе знак, и посвященные понимают его. Публика моментально затихает, и Ребе продолжает говорить. Все глаза обращены к нему. Люди слушают, затаив дыхание. И даже после двух, трех, четырех часов все эти тысячи людей, большинство из которых стоят на ногах (включая и тех, кому нашлась достаточно места только для одной ноги), слушают его слова так, будто только минуту назад он начал говорить.
Все ли понимают, о чем он говорит? Едва ли. Конечно, среди присутствующих есть и ученики йешив, и умудренные старцы — знатоки Торы, которые понимают все. Значительная часть собравшихся понимает суть его речей, многие улавливают лишь некоторые детали, а есть такие, кто не понимает ничего. Вообще ничего. И тем не менее, они стоят в внимательно слушают, будто понимают каждое слово. Что же их там держит?!
Обстановка святости и душевный подъем. Все, кому довелось попасть на фарбренген — даже неевреи, — сразу чувствуют, что это особое место, святое, мир, который резко отличается от всего, что осталось снаружи, за стенами «Севен севенти». Это мир, в котором звучат живые слова Б-га, выше которых нет ничего. Поэтому попасть в этот мир — важная ступень в жизни человека. И даже если умом вы ни слова не понимаете из того, что там говорят, сердцем вы все равно чувствуете. что попали именно туда, куда нужно.
Известный художник Гендель Либерман, благословенна память о нем, работы которого были проникнyты особым сказочным настроением еврейского местечка, постоянно ходил на фарбренгены, хотя, как он сам честно признавался, не понимал там ни слова. «Я учусь по лицу Ребе, — говорил он, — я все время изучаю его лицо, и в этом моя школа».
Ребе не пользуется приемами, принятыми у других ораторов. Он не возвышает голоса, не позволяет себе подкреплять свои мысли жестами. На протяжении всего фарбренгена руки Ребе остаются под столом (кроме случаев, когда он хлопает, подзадоривая поющих). Но лицо и глаза Ребе говорят участникам фарбренгена не меньше, чем слова.
Ребе говорит в течение трех, четырех, пяти часов и не устает. Этот необыкновенный человек, которому уже, слава Б-гу, больше девяноста лет, почти ничего не ест и не пьет и в течение всего времени фарбренгена почти не перестает обучать — за исключением тех перерывов, когда собравшиеся поют. И все равно вы не заметите у него признаков усталости. Его голос, словно неисчерпаемый источник, — всегда остается чист и светел. Даже после пяти часов беседы кажется, будто он только что начал говорить.
Но и это еще не все. Ребе, как уже говорилось, приводит цитаты из бесчисленных источников. В течение одного фарбренгена он может процитировать сотни мест из Торы, из Талмуда, из комментариев Раши и других комментаторов, из Рамбама, из Кабалы и из всевозможных книг других еврейских мыслителей. И все это наизусть! Его речь состоит из многих тысяч слов и при этом он никогда не пользуется даже маленькой записочкой, чтобы вспомнить цитату или план речи! Профессоров и других лекторов, которым довелось побывать на фарбренгенах, этот феномен повергает в недоумение. Обычный лектор приходит на часовую лекцию с грудой бумаг, чтобы случайно не упустить чего-нибудь важного, а, как известно. лектор концентрируется обычно только на одной теме. Ребе же в течение нескольких часов затрагивает сразу десятки тем, цитирует наизусть сотни книг — и все по памяти.
Вот как характеризует речь Ребе жена одного известного современного писателя (имени которого мы не станем называть): «Мой муж часто выступает с лекциями и считается незаурядным оратором. Когда он говорит, весь мир для него перестает существовать. Он слышит только свой голос, видит свои жесты и излучает пафос. Совсем иначе у Ребе. Он видит, слышит и чувствует, что происходит у каждого из пяти тысяч слушателей. И каждый из этих пяти тысяч человек, даже маленький ребенок, чувствует, что окутан заботой Ребе. В этом вся разница».
Все фарбренгены Ребе записываются и издаются в виде сборников или отдельных брошюр. Те фарбренгены, которые проводятся в будние дни, записывают на магнитофонную ленту. Но как быть с фарбренгенами, проходящими в субботу или по праздникам? Ведь в эти дни нельзя писать.
И тут находится решение. Несколько человек стоят близко к Ребе и особенно внимательно вслушиваются в его речь. Это — «хозрим» (повторяющие). В короткие перерывы, пока хабадники поют, хозрим повторяют про себя все то, что сказал Ребе. Это их работа — запомнить наизусть речь Ребе, произнесенную в субботу. А на исходе субботы, сразу после последней молитвы. она воспроизводят всю речь на бумаге — слово в слово!
Существует совершенная организационная структура, обеспечивающая быстрое и точное воспроизведение бесед Ребе. Она состоит из людей, занимающихся записью речей Ребе, их переводом на различные языки, печатанием и быстрым распространением по всему миру. Скорость распространения воистину потрясающая. Так, например, речь Ребе, произнесенная днем в канун Йом-Кипура, издается еще до наступления праздника!
Каждый фарбренген отмечен печатью святости. А те, что проводится по важным датам в календаре Хабада, — святая святых! Со всего света люди съезжаются, чтобы принять участие в таком фарбренгене. В этот день тем, кто не понимает идиша, раздают наушники, чтобы они могли слушать симультанный перевод на разные языки: можно слушать речь Ребе на иврит, английском, французском и русском. Такой фарбренген начинается в 21:30, но уже за три часа до того зал забит людьми настолько, что войти кажется невозможным. И все же люди все прибывают и прибывают. Галерея для женщин тоже заполнена до отказа. Сердца людей переполнены праздничным настроением и ощущением святости происходящего, а смесь голосов, перешептывающихся на разных языках, подчеркивает истинное значение понятия «шевет ахим гам яхад» («соберутся братья все вместе» — стих из псалмов Давида).
Фарбренген продолжается далеко за полночь, но никому даже в голову не приходит взглянуть на часы. Тот, кому посчастливилось побывать на фарбренгене на «Севен севенти» 19-го кислева, никогда не забудет того, что он там пережил, и неважно, хабадник он, ассимилированный еврей или даже нееврей. То же верно и в отношении фарбренгенов 12-го тамуза — в день освобождения предыдущего Ребе из советской тюрьмы — и еще многих больших фарбренгенов, проводящихся в течение года.
На фарбренгенах, кроме обсуждения различных тем, касающихся Торы, Ребе часто дает хасидам практические указания, которые тут же распространяются по всему свету. Например, на одном из фарбренгенов Ребе сказал, что нужно позаботиться о том, чтобы в родильных отделениях всех американских лечебниц были установлены кошерные мезузы на дверях, потому что еврейские женщины тоже рожают в этих больницах, и даже если там рожает всего лишь одна еврейская женщина в год, этого уже вполне достаточно, чтобы установить мезузу. Спустя всего несколько часов группы хабадников уже ходили по лечебницам и прикрепляли мезузы там, где их не было, а заодно проверяли, кошерны ли те, что уже были.
Ребе почти никогда не повышает голоса. Но есть исключения: Ребе бывает очень взволнован, когда говорит о галуте (изгнании — в противоположность Геуле, что означает освобождение и приход Мошиаха). «До каких пор? — взывает он со слезами на глазах. — До каких пор жить нам в изгнании, а Мошиах все не приходит?». И отсюда призыв к каждому еврею: он лично должен приблизить приход Мошиаха тем, что будет усерднее в изучении Торы и соблюдении заповедей, а в особенности заповеди любви к народу Израиля, в стремлении достичь полного единства всех евреев. Ребе неустанно повторяет это на каждом фарбренгене, раз за разом, неделю за неделей. Вновь и вновь он подчеркивает, что каждый еврей — каждый отдельный еврей — может приблизить приход Мошиаха.
На фарбренгенах Ребе высказывает свою точку зрения по разным мировым и внутренним еврейским вопросам. Фарбренгены — это одно из главных звеньев в цепочке связи между Ребе, его хасидами и остальным миром. И поэтому неудивительно, что каждый хабадник готов не задумываясь бросить все свои дела, даже самые важные, чтобы не пропустить фарбренген. Люди готовы войти в огромные долги, ехать на другой конец света, чтобы только иметь возможность побывать в доме у Ребе. Здесь пища для их души, здесь смысл всего их существования.
Хабадники живущие в Эрец-Исраэль особенно хорошо помнят фарбренгены посвященные событиям происходивших в Стране Израиля в разные периоды. Едва ли кто-нибудь может забыть фарбренген, состоявшийся перед Шестидневной войной. Некоторые из учеников йешив, приехавшие учиться в Эрец-Исраэль из-за границы, были готовы немедленно покинуть страну, как только стало известно, что в любую минуту может начаться война. Ребе провел фарбренген и наказал всем своим ученикам, находящимся в Эрец-Исраэль, оставаться на месте, не покидать страну, предсказав, что еврейский народ добьется блистательной молниеносной победы и ученикам не грозит никакая опасность.
Не всегда фарбренгены были такими массовыми, как теперь. Когда «двор» Ребе был значительно меньше и число людей, принимавших участие в хасидских фарбренгенах, тоже было ограниченным, Ребе имел возможность обращаться лично к каждому участнику не только мысленно, но и словесно. Некий еврей по имени Авраам Герцман ходил на фарбренгены, несмотря на то, что принадлежавший ему магазин был открыт по субботам. Ребе это знал и время от времени пытался убедить его прекратить нарушать субботу. Делал Ребе эти замечания по-итальянски, на родном языке этого человека, непонятном большинству присутствующих.
И вот в одну из суббот сердце торговца смягчилось, он поднялся на сцену, протянул Ребе связку ключей от магазина в со слезами на глазах сказал: «Ребе, вот ключи от магазина. С этого дня они ваши». Ребе взял ключи. Лицо его озарилось той особой улыбкой, которую могут представить себе только видевшие Ребе. Затем он вернул ключи и сказал: «Магазин твой, но только в шесть будних дней недели. » С того дня реб Авраам Герцман соблюдает субботу по всем правилам.
Содержание
Случаи, когда фарбренгены проводятся
Фарбренгены обычно держатся на Суббота, Йом Тов, или благоприятный день в хасидском календаре, такой как день рождения или Йом Хиллула одного из Ребе Хабада, или день, когда один из Ребе Хабад был освобожден из тюрьмы. Из-за того, что на фарбренгенах делается упор на вдохновение, самоанализ и принятие новых решений, они также часто проводятся в рамках подготовки к мероприятиям, связанным с тшува, например, в четверг (при подготовке к Шаббату, письма которого השבת можно преобразовать в заклинание тшува, תשבה ), Рош Ходеш (который имеет аналогичные качества Рош а-Шана и Йом Кипур) или в похожие дни.
По указанию раввина Менахем Мендель Шнеерсон У хасидов также принято проводить фарбренген со своими друзьями в день их рождения, и раввин Шнеерсон призывал к этому всех евреев. Фарбренген также проводится по случаю помолвки и свадьбы. Таким образом, фарбренгены проводятся часто.
Праздники Хабад
Фарбренгены обычно проводятся на следующих Праздники Хабад:
Ниггуним
Желая л’хаим
Все присутствующие желают лехаим (благословения жизни) друг другу. Причина л’хаим заключается в том, чтобы открыть сердца участников, чтобы они вдохновились желанием измениться, и усвоить то, о чем говорится на фарбренгене. Кроме того, поскольку фарбренген часто включает обсуждение очень деликатных вопросов с резкой критикой, алкоголь употребляется, чтобы уменьшить напряжение между участниками. Однако его следует пить умеренно, как раввин Менахем Мендель Шнеерсон запретил пить более четырех рюмок алкоголя («л’хаим») лицам младше 40 лет.
Форматы
Все фарбренгены включают песни (a ниггер) и выступление, выступающий делает перерывы для песни.
Вообще говоря, существует три возможных формата фарбренгена:
Значение Фарбренген
В Альтер Ребе рассказали, что «записка упала с небес», содержащая следующее: «Какой хасид Фарбренген может достичь даже ангел Michoel не могу добиться «. [2] Однако в популярной речи большинство хасидов приписывают это высказывание раву. Гилель Паричер. Эта сила проистекает из идеи, что когда Бог, рассматриваемый как наш отец, видит, что Его дети сидят вместе в единстве и любви, Он тогда пробуждается желанием выполнить все их просьбы, даже те, которых они не были бы достойны через обычными способами, например, через защиту Михаэля, ангела-защитника еврейского народа. Действительно, хасидская традиция включает в себя множество историй о людях, которые были спасены, приняв участие в фарбренгене и получив таким образом благословение.
Фарбренген буквально означает «собираться вместе». Это так называется, поэтому злое начало будут введены в заблуждение, если будут думать, что это такое же собрание, как и любое другое, и не будут настороже и не будут пытаться заставить человека игнорировать вдохновение собрания.
Существует хасидская поговорка Хабад: «Когда двое собираются вместе, чтобы поговорить о своих духовных недостатках, это двое. Благочестивые души против одного животная душа.» [3] Причина в том, что благочестивые души бескорыстны и более чем счастливы объединиться и помочь друг другу в ближайшем духовном поражении. Однако животная душа от природы эгоистична, и поэтому каждая животная душа не будет объединять свои силы. Таким образом, на фарбренгене, когда хасиды собираются вместе, чтобы вдохновлять друг друга, они получают помощь благочестивых душ друг друга, что значительно превышает количество душ животных.
Содержание
Случаи, когда фарбренгены проводятся
Фарбренгены обычно держатся на Суббота, Йом Тов, или благоприятный день в хасидском календаре, такой как день рождения или Йом Хиллула одного из Ребе Хабада, или день, когда один из Ребе Хабад был освобожден из тюрьмы. Из-за того, что на фарбренгенах делается упор на вдохновение, самоанализ и принятие новых решений, они также часто проводятся в рамках подготовки к мероприятиям, связанным с тшува, например, в четверг (при подготовке к Шаббату, письма которого השבת можно преобразовать в заклинание тшува, תשבה ), Рош Ходеш (который имеет аналогичные качества Рош а-Шана и Йом Кипур) или в похожие дни.
По указанию раввина Менахем Мендель Шнеерсон У хасидов также принято проводить фарбренген со своими друзьями в день их рождения, и раввин Шнеерсон призывал к этому всех евреев. Фарбренген также проводится по случаю помолвки и свадьбы. Таким образом, фарбренгены проводятся часто.
Праздники Хабад
Фарбренгены обычно проводятся на следующих Праздники Хабад:
Ниггуним
Желая л’хаим
Все присутствующие желают лехаим (благословения жизни) друг другу. Причина л’хаим заключается в том, чтобы открыть сердца участников, чтобы они вдохновились желанием измениться, и усвоить то, о чем говорится на фарбренгене. Кроме того, поскольку фарбренген часто включает обсуждение очень деликатных вопросов с резкой критикой, алкоголь употребляется, чтобы уменьшить напряжение между участниками. Однако его следует пить умеренно, как раввин Менахем Мендель Шнеерсон запретил пить более четырех рюмок алкоголя («л’хаим») лицам младше 40 лет.
Форматы
Все фарбренгены включают песни (a ниггер) и выступление, выступающий делает перерывы для песни.
Вообще говоря, существует три возможных формата фарбренгена:
Значение Фарбренген
В Альтер Ребе рассказали, что «записка упала с небес», содержащая следующее: «Какой хасид Фарбренген может достичь даже ангел Michoel не могу добиться «. [2] Однако в популярной речи большинство хасидов приписывают это высказывание раву. Гилель Паричер. Эта сила проистекает из идеи, что когда Бог, рассматриваемый как наш отец, видит, что Его дети сидят вместе в единстве и любви, Он тогда пробуждается желанием выполнить все их просьбы, даже те, которых они не были бы достойны через обычными способами, например, через защиту Михаэля, ангела-защитника еврейского народа. Действительно, хасидская традиция включает в себя множество историй о людях, которые были спасены, приняв участие в фарбренгене и получив таким образом благословение.
Фарбренген буквально означает «собираться вместе». Это так называется, поэтому злое начало будут введены в заблуждение, если будут думать, что это такое же собрание, как и любое другое, и не будут настороже и не будут пытаться заставить человека игнорировать вдохновение собрания.
Существует хасидская поговорка Хабад: «Когда двое собираются вместе, чтобы поговорить о своих духовных недостатках, это двое. Благочестивые души против одного животная душа.» [3] Причина в том, что благочестивые души бескорыстны и более чем счастливы объединиться и помочь друг другу в ближайшем духовном поражении. Однако животная душа от природы эгоистична, и поэтому каждая животная душа не будет объединять свои силы. Таким образом, на фарбренгене, когда хасиды собираются вместе, чтобы вдохновлять друг друга, они получают помощь благочестивых душ друг друга, что значительно превышает количество душ животных.
«Фарбренген» № 8
Редактор: Эзра Ховкин
Ор Авнер ХАБАД-Любавич
Шаги Мошиаха
Тринадцатый надел
Сколько есть колен в Израиле? Правильно, тринадцать. Ведь потомки Иосифа разделились на два колена, Эфраима и Менаше. Сколько наделов получили они в Эрец Исраэль? Двенадцать, ведь колено Леви не имеет своей земли, а живет среди других колен, отдавая все время Б-гослужению и распространению Торы. Во времена Мошиаха наступит перемена. Как предсказал пророк, «наполнится весь мир знанием Творца». Все евреи будут постигать Тору свободно, глубоко, без подсказки. Тогда не нужно будет особо выделять и отделять левитов. Они тоже получат землю, и среди колен израилевых появится тринадцатый надел.
Энциклопедия местечка
«Кэвод а-рав», почет раввину
Были общины, где шамес каждый день ждал рава у ворот и сопровождал его в виде почетного эскорта на молитву. Так повелось и в польском местечке Любань, где начал путь один из крупнейших галахических авторитетов нашего времени рабби Моше Файнш-тейн. Когда двадцатидвухлетний молодой человек увидел, что семидесятилетний старец терпеливо поджидает его под моросящим дождиком, у него стало черно на душе. Рав Моше решил тут же, на месте, отказаться от почетного эскорта. Но шамес взмолился:
— Хорошо, все останется по-прежнему. Но с одним условием: не вы будете заходить за мной, а я за вами. С этого галахического решения началась блестящая, действительно блестящая карьера молодого талмудиста. Жители Любани с удовлетворением наблюдали, как шамес оказывает раву должный почет, а тот помогает старику перебраться через лужу.
Ребе сказал
Нужно самопожертвование.
. во имя любви к другому еврею. Неважно, хасид он или нет, ученый человек или неуч, старец или дитя.
Станция «Через силу», станция «От всей души»
Если человек старается думать только о вещах хороших и радостных, если он отказывается поддерживать беседу, полную тоски и горечи, если он держится бодро и весело, хотя на душе кошки скребут, то в конце концов источник истинной радости откроется ему.
Урок жизни
Чудо в бочке
Веселенький рассказ, почти сказку, хотим мы вам рассказать. Начало у истории обычное: бедный еврей собрался выдавать дочку замуж, а денег нет. Посоветовали ему друзья: купи бочку водки и отвези в город на ярмарку. Народу там много, за день все и распродашь. Легко сказать — купи. Назанимал этот еврей ото всех и отовсюду денег, купил драгоценную бочку, погрузил на сани, повез. Уже когда показались первые дома, заметил наш еврей, что бочка как-то странно болтается, будто пустая. Она и оказалась пустой — в дороге обруч съехал, доски разошлись, и вылился драгоценный напиток потихоньку на снежок, отмечая путь неудачника.
Застонал еврей, закричал от душевной боли. И развернул лошадей в
сторону местечка Лиозно, где жил Ре-бе Шнеур-Залман, глава хабадников, который, если надо, творил чудеса. Делал он это, правда, не так часто и не так охотно, как другие праведники, утверждая, что Всевышний ждет от нас «авода ацмит» — работу своими силами. Но — зимой дороги долгие, где уж тут выбирать! Прикатил несчастный еврей в Лиозно и выждал свой час, чтоб войти к цадику. Зашел, рассказал о своей беде и от избытка чувств потерял сознание. Когда он пришел в себя, то услышал голос Ребе:
— Езжай к себе домой с миром, и там удача тебя найдет. Еврей добрался до дома, распряг лошадку и, обогревшись, рассказал жене обо всех событиях. Та, конечно, сказала мужу пару слов, теплых и крепких, а потом вышла во двор взглянуть
— может, в бочке чего осталось. Возвращается, а в руках какой-то сверток. Раскрывают его и видят шкатулку. Надломили замок — а там драгоценности сияют тихо на бархате. Тогда вспомнил муж, что, когда ехал он по замерзшей реке и оказался под мостом, грохотала по нему какая-то роскошная карета и в раскрытую бочку что-то шмякнулось. Он решил, что то сорвался камень. Оказалось — да, и не один, вон как блестят.
Продали украшения без лишнего шума, а вот свадьбу, наоборот, сыграли громко и весело. На ней было несколько хасидов. Они пели, пили и, между прочим, узнали весь секрет. При первой же возможности они пришли к своему Ребе, чтобы поздравить его с новым чудом. Ребе Шнеур-Залман покачал головой:
— Я здесь ни при чем. Есть в Талмуде правило: «Всевышний не судится со своими творениями». Это значит: каждый получает только ту долю испытаний, какую он может снести. Когда тот еврей упал в обморок, я понял, что убыток его слишком велик, душа с ним не справляется. А значит, и помощь не за горами. Вот так мы и закончим наш рассказ
— и весело, и умно. Нет, погодите! Значит, и в нашей судьбе то же самое. Или ты сильный, и тогда крепись и держись, или слабый, и тогда жди чуда. А может, еще и выбирать заставят. Я пойду в синагогу, завернусь в свой талес, стану к стене. И крикну или прошепчу:
— Рибоно шель олам! Хозяин мира! Не делай за меня всю работу! Но и не оставляй меня совсем уж одного. Он и не оставит.
В две строки
Она порождает жизнь
Рабби Йосеф-Ицхак, предыдущий Любавичский Ребе, говорил: «Есть два вида законов: одни рождают жизнь, другие рождаются из жизни. Законы народов мира рождаются из жизни, поэтому в каждой стране они разные в зависимости от тамошних условий. Тора — это закон Б-га, и она порождает жизнь. Поэтому в любом месте и в любое время она неизменна. «
Круговорот
Сильнее, чем Брюс Ли
В хабадских ешивах принято по пятницам отпускать студентов «за добычей»: они стоят на автобусных вокзалах или в других людных местах и предлагают прохожим наложить тефиллин и прочесть главную еврейскую молитву «Шма». Шестнадцатилетний Менахем Саадон выбрал для этой цели один из перекрестков Яффо. Когда он уже собирался идти домой, толпа арабских парней набросилась на него, и кто-то несколько раз ударил ешиботника палкой по голове. В результате Менахем с проломленной головой встречал субботу в больнице «Ехиэлов» и еще некоторое время был прикован к койке.
Можно было бы посоветовать ему после выписки из больницы взять несколько уроков каратэ. Но, скорее всего, Менахем потратит свободное время на то, что снова встанет на перекрестке, снова будет напоминать евреям, что они евреи. Эта штука посильнее, чем самый высокий прыжок покойного Брюса Ли с одним кувырком и двумя поворотами.
365 размышлений Ребе
Обретение неба на земле
Любавичский Ребе
Учиться у ребенка
В ответ на крик еврея «Ад матай? Доколе? Когда же наконец придет Геула, Избавление?!» появляется его собственный «ецер», дурное начало, и говорит, что так делать не нужно. Для этой цели «ецер» одевается в одежды ученого, в раввинскую шляпу. Он приводит различные «доказательства» из Торы, а завершает разговор так: «В Шулхан Арух не сказано, что еврей должен кричать «Ад матай!» Как же ты можешь нарушать Галаху? У «ецера» находятся помощники. Один ученый человек заявил недавно, что ужасный галут, который длится уже две тысячи лет, должен продлиться еще столько же. Только подумайте: еще 2000 лет задыхаться в изгнании! И никто, услышав эти слова, не застонал отболи.
Иногда люди останавливают хабад-ника, который с жаром учит хасидут и молится о приходе Мошиаха, и спрашивают: «А с чего ты взял, что нужно кричать «Ад матай!» И почему Мошиах должен раскрыться именно сейчас?» А он дрожит и не знает, что ответить. В Тринадцати догматах веры Рамбама про Мошиаха сказано: «Каждый день жду, что он придет». Слова эти можно понять двояко:
1. Я жду, что Мошиах раскроется вот-вот.
2. Он может раскрыться сегодня, или через месяц, или через год, или через много-много лет.
Теперь обратимся к ребенку и спросим у него: ты читаешь в молитве: «На избавление Твое мы надеемся постоянно. Росток Давида, раба Твоего, поскорее взрасти. И мы увидим своими глазами, как возвращаешься Ты в Сион. » Как ты думаешь, когда наступят эти времена?
1)Изгнание может длиться и в Эрец Исраэль
Такие родные, такие чужие
Однажды вечером, за субботним столом, спросил Ребе Шолом-Довбер, пятый глава хасидов ХАБАД:
На одной ноге
Ответ кантониста
Со взглядом повелительным, с полками и знаменами бесчисленными Николай I проиграл англо-французскому десанту под Севастополем. Но одну военную победу он все же одержал: отдал приказ забирать еврейских детей в кантонисты, готовить их к службе в своей могучей армии. Через несколько десятков лет эти бывшие дети возвращались в родные местечки, потеряв все, кроме обрезания, позабыв все, кроме «Шма, Исраэль!». Один из таких николаевских солдат приходил в синагогу и, раскрыв книгу, молился с необычайным жаром. Один дотошный еврей не удержался и спросил:
— Как ты можешь так качаться и кричать? Ведь ты не сможешь объяснить ни одного слова. Ответил бывший кантонист:
— Разве слова нужны, чтобы их знать? Они нужны, чтобы молиться.
Стоп-кадр
До седьмого пота
Кто он такой, чтобы советская власть замедлила свою железную поступь, когда первые пятилетки только набирают свой тракторно-турбинный ход, когда на душу населения наплавили и наварили так мало чугуна и стали? Молодой хасид по имени Айзик Карасик получил извещение, что его ждет в свои ряды Красная армия. На призывной пункт он должен был явиться (нечистый постарался) аккурат в праздник Симхат-Тора, когда евреи веселятся без оглядки. В дни праздника Суккот поститься не рекомендуется. Карасик и не постился, а дни и ночи сидел с хасидами в сукке (в Ленинграде такое тоже бывало), говорил «лехаимы», слушал истории о чудесах, пел «нигуним». И просил, каждый день просил у святой еврейской публики, чтобы пролетариат обошелся без его приклада и штыка. Благословения давались, но ворон уличного репродуктора, будя хриплым маршем советский народ, вселял в Айзика новую тревогу. И он вновь топил ее в бездонных еврейских глазах своих приятелей.
Ночь Симхат-Тора. Пляшут. Рубаха Карасика мокрая от семи потов. Он здоров и молод, шанс не пройти по здоровью завтра в военкомате равен нулю. Правда, у него есть кое-что на черный день, тайное средство. Это записка главы хабадников, Ребе Йосефа-Ицхака Шнеерсона. Айзик незадолго до отъезда Ребе из России просил у него благословения и получил короткий ответ:
«Всевышний поможет тебе и здесь, и там».
Понимай: и в этом мире, и в мире Будущем.
Айзик Карасик вспоминал эти слова, несясь по темному Питеру, держа курс к дому, где проживал реб Хона Морозов, один из ближайших к Ребе людей.
Айзик хлопнул в дверь молодецким кулаком и тут же крикнул шепотом, чтоб не напугать жильцов призраком ареста:
— Реб Хона, это я, Карасик! Ставьте бульбу, дайте рюмку, завтра мне в военкомат.
Совместные бдения-сидения хасидов называются «фарбренген». Это священнодействие, когда лехаим сливается с молитвой. Выпив, реб Хона не раз и не два ревел в ночи:
Он слышал, что если выпить очень крепкой заварки (будущий чифирь), то можно изобразить перед врачами жуткое сердцебиение. Эта операция была проделана. Для усиления эффекта он еще и бежал вприпрыжку. Но два тусклых унылых часа ожидания стерли весь кардиологический синдром. Вертясь перед усатым доктором, Карасик чувствовал себя здоровым, как гренадер.
Как он танцевал, ох, как он танцевал. Потом, в ходе жизни и строительства социализма с ним случались другие чудеса. И рубашка была мокрая от семи потов.
Под завязку
Хасидское слово
На стене в комнате, где заседал раввинский суд с р. Шмуэль-Шмельке Гурвицем во главе, висели посох и котомка.
Говорил Ребе Рашаб: В чем разница между ребе и мудрецом? Мудрец предвидит будущее. Ребе творит будущее.
Это о ней сказано
Ребе Йосеф-Ицхак Шнеерсон,
шестой глава хасидов ХАБАД.
© Все права сохраняются за автором, 2001
Просим обращаться с этим изданием бережно, т.к. в нем приведены слова Торы.
Учредитель и издатель проект «Хасидус по-русски»
Брянская Иудейская община, Россия, 241000, г Брянск, ул. Луначарского 41а, тел 44-55-15
Редактор Эзра Ховкин, Израиль, 97290, Иерусалим,
ул А. Шифа 17, Рамот Далет, тел 02-5860247
Вам понравился этот материал?
Участвуйте в развитии проекта Хасидус.ру!