Фантасмагория что это такое простыми словами
Значение слова «фантасмагория»
1. Световые картины, фигуры, получаемые при помощи оптических устройств (устар.). Иные картины — фантасмагории — представляли собою игру искусно соединяемых лучей света при помощи отражательных поверхностей. Всеволодский-Гернгросс, История русского театра. || чего. Причудливое, необычное сочетание или игра света и тени, красок и т. д., причудливое нагромождение, соединение чего-л. Как бы ни были однако ж избалованы глаза волшебством кисти и фантасмагорией красок, они все-таки всегда с восхищением останавливаются на картинах Генсборо. Григорович, Картины английских живописцев. Я спросил моего спутника, задумчиво смотревшего на эту фантасмагорию зданий, издали красивых, как изящные игрушки: — Любуетесь на дело рук своих? М. Горький, С Всероссийской выставки.
[От греч. φάντασμα — признак и ’αγορεύω — говорю]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Фантасмагория (искусство) — нагромождение причудливых образов, видений, фантазий; хаос, сумбур, гротеск.
Фантасмагория (представление) — жанр театрального представления в Европе в XVIII—XIX веках, в котором при помощи «волшебного фонаря» на заднем плане демонстрировались пугающие образы: скелеты, демоны, привидения.
Фантасмагория (кино) — поджанр кинофантастики, представляющий фильмы о чём-то совершенно нереальном, изображающий причудливые видения, бредовые фантазии.
Фантасмагория (мультфильм) — немой короткометражный мультфильм, Франция, 1908 год. Режиссёр — Коль, Эмиль.
Фантасмагория (система целеуказания) — российская авиационная станция целеуказания для противорадарных ракет Х-58 и Х-25МПУ.
ФАНТАСМАГО’РИЯ, и, ж. [от греч. phantasma — призрак и agoreuō — говорю]. 1. Причудливое бредовое видение (книжн.). Счастье для него кончилось, и какое счастье? фантасмагория, обман. Гончаров. 2. перен. Чепуха, невозможная вещь (разг.). Это сплошная ф. 3. Призрачное, фантастическое изображение, получаемое посредством различных оптических приспособлений (спец.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
фантасмаго́рия
1. устар. световые картины, фигуры, получаемые при помощи оптических устройств ◆ Он решился сделаться фокусником и проехал Европу, показывая опыты фантасмагории, химии, физики. Н. А. Полевой, «Блаженство безумия», 1833 г.
2. нечто нереальное, призрачное, созданное мечтой, воображением, в бреду ◆ Фантасмагория красок, образов. ◆ Счастье для него кончилось, и какое счастье? фантасмагория, обман. Гончаров, «Обыкновенная история» ◆ Костя, несмотря на свой сорокалетний возраст, болезненную жену и троих детей, имел ум безответственный и склонный к фантасмагориям. Слаповский Алексей, «Любовь по-нашему // «Знамя»», 2003 г. (цитата из НКРЯ)
3. причудливые, фантастические события, происшествия ◆ В этом нас убеждает обозначенный на афише жанр спектакля — фантасмагория. Гапиз Нурмагомедов, «Пиршество тщеславия // «Дагестанская правда» (Махачкала)», 2005 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Какая быстрая совершается на нём фантасмагория в течение одного только дня! Н. В. Гоголь, «Невский проспект», 1835 г.
4. перен. разг. чепуха, невозможная вещь ◆ Это сплошная фантасмагория. (цитата взята из Толкового словаря русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Сов. энцикл.: ОГИЗ, 1935—1940.)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: изобильный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Значение слова фантасмагория
Фантасмагория в словаре кроссвордиста
фантасмагория
Фантасмагория Фантасмаго́рия (от — призрак и — публично выступаю):
1. устар.Призрачное, фантастическое изображение, получаемое посредством оптических приспособлений.
2. перен.Причудливое видение, существующее лишь в воображении; нечто нереальное.
3. перен.Причудливое стечение обстоятельств. II ж.Ощущение мира через наркотический транс; психоделия.
Большой современный толковый словарь русского языка
( гр. phantasma призрак + agoreuo говорю)
1) призрачные, фантастические картины и фигуры, получаемые при помощи различных оптических приспособлений;
2) причудливое бредовое видение.
Новый словарь иностранных слов
ж.
1) устар. Призрачное, фантастическое изображение, получаемое посредством оптических приспособлений.
2) а) перен. Нечто, существующее лишь в воображении. б) Причудливые видения.
3) перен. Причудливое стечение обстоятельств.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
[гр. phantasma призрак + agoreuo говорю]
1. призрачные, фантастические картины и фигуры, получаемые при помощи различных оптических приспособлений;
2. причудливое бредовое видение.
Словарь иностранных выражений
причудливое бредовое вид-ние
Словарь русского языка Ожегова
Современный толковый словарь, БСЭ
фантасмагория ж.
1) устар. Призрачное, фантастическое изображение, получаемое посредством оптических приспособлений.
2) а) перен. Нечто, существующее лишь в воображении. б) Причудливые видения.
3) перен. Причудливое стечение обстоятельств.
Толковый словарь Ефремовой
фантасмагории, ж. (от греч. phantasma – призрак и agoreuo – говорю).
1. Причудливое бредовое видение (книжн.). Счастье для него кончилось, и какое счастье? фантасмагория, обман. Гончаров.
2. перен. Чепуха, невозможная вещь (разг.). Это сплошная фантасмагория.
3. Призрачное, фантастическое изображение, получаемое посредством различных оптических приспособлений (спец.).
Толковый словарь русского языка Ушакова
Полный орфографический словарь русского языка
световые картины, фигуры, получаемые при помощи оптических устройств нечто нереальное, призрачное, созданное мечтой, воображением, в бреду причудливые, фантастические события, происшествия чепуха, невозможная вещь
Такого рода фантасмагория могла б представить Шекспира, Байрона, Шиллера, Гете, как таких людей, в генияльности которых убеждено все человечество; если б такая фантасмагория была и неудачна, по крайней мере в ней был бы смысл.
В моем же случае читатель найдет, что опиофаг мнит себя философом, и, соответственно, фантасмагория его видений (дневных ли, когда он бодрствует, или ночных, когда он спит) подходит, пожалуй, тому, о ком мы могли бы сказать:
Гротескное начало «петербургских повестей» («Нос», «Портрет») получило развитие в комедии «Ревизор» (постановка 1836) как фантасмагория чиновничье-бюрократического мира.
Творческим толчком к написанию своей вещички (сработанной по всем правилам модного сейчас жанра » фантасмагория » с драматургическим многоголосием в качестве основного приема) послужила случайно и непреднамеренно прочитанная повесть «великого и ужасного» В.
Эта фантасмагория продолжалась почти полгода, как вдруг я начал замечать, что она тяготиться моим обществом.
ФАНТАСМАГОРИЯ
Смотреть что такое «ФАНТАСМАГОРИЯ» в других словарях:
фантасмагория — и, ж. fantasmagorie <гр. phantasma призрак + agoreuo говорю. 1. Показ световых картин с помощью оптических устройств. БАС 1. После лекции показывал < Страхов> опыты, на чем основывается фантасмагория (он представлял тени, сказать… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ФАНТАСМАГОРИЯ — (греч., от phantasma видение, и agora собрание). 1) искусство показывать приведения. 2) образ или картина, кажущиеся зрителю. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ФАНТАСМАГОРИЯ греч., от phantasma,… … Словарь иностранных слов русского языка
ФАНТАСМАГОРИЯ — ФАНТАСМАГОРИЯ, фантасмагории, жен. (от греч. phantasma призрак и agoreuo говорю). 1. Причудливое бредовое видение (книжн.). «Счастье для него кончилось, и какое счастье? фантасмагория, обман.» Гончаров. 2. перен. Чепуха, невозможная вещь (разг.) … Толковый словарь Ушакова
фантасмагория — См … Словарь синонимов
ФАНТАСМАГОРИЯ — (греческое phantasma видение, призрак и agoreuo говорю), нечто нереальное, причудливые видения, бредовые фантазии … Современная энциклопедия
ФАНТАСМАГОРИЯ — (от греч. phantasma видение призрак и agoreuo говорю), нечто нереальное, причудливые видения, бредовые фантазии … Большой Энциклопедический словарь
ФАНТАСМАГОРИЯ — ФАНТАСМАГОРИЯ, и, жен. Причудливое бредовое видение. | прил. фантасмагорический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ФАНТАСМАГОРИЯ — (от греч. phantasma видение, призрак и адо геио говорю) англ. phantasmagoria; нем. Phantasmagoric. Призрачное фантастическое представление о чем либо, бредовые идеи. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
Фантасмагория — (от греч. phantasma видение, призрак и agoreuo говорю) нечто нереальное, причудливые видения, бредовые фантазии. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.
Фантасмагория — (греческое phantasma видение, призрак и agoreuo говорю), нечто нереальное, причудливые видения, бредовые фантазии. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ФАНТАСМАГОРИЯ
Смотреть что такое ФАНТАСМАГОРИЯ в других словарях:
ФАНТАСМАГОРИЯ
ФАНТАСМАГОРИЯ
фантасмагория ж. 1) устар. Призрачное, фантастическое изображение, получаемое посредством оптических приспособлений. 2) а) перен. Нечто, существующее лишь в воображении. б) Причудливые видения. 3) перен. Причудливое стечение обстоятельств.
ФАНТАСМАГОРИЯ
ФАНТАСМАГОРИЯ
ФАНТАСМАГОРИЯ
ФАНТАСМАГОРИЯ
ФАНТАСМАГОРИЯ и, ж. fantasmagorie <гр. phantasma призрак + agoreuo говорю. 1. Показ световых картин с помощью оптических устройств. БАС-1. После ле. смотреть
ФАНТАСМАГОРИЯ
ФАНТАСМАГОРИЯ
Магония Маго Магнит Магнистора Магнат Магия Магистр Маг Маас Маара Маар Итр Итог Истра Истора Истома Иса Ирон Ирмос Ирма Ирга Иран Ион Иня Инта Инст Иностр Ингра Инга Имя Иматра Имаго Игроман Игра Иго Игнат Иатрогя Гто Грясти Грот Гром Грифон Гриф Гриот Грин Гримаса Грим Графомания Графоман Графия Графит Графиня Графин Граф Гратис Грат Грант Гранит Гранат Гран Грамота Гофр Гофман Гот Гостия Гост Гос Горст Горнист Горн Гори Гор Гонт Гония Гон Гоист Гном Гнат Гмина Гифа Гиф Гитара Гитана Гит Гистон Гисто Гиря Гимнаст Гимн Гаф Гата Гастрина Гас Гарт Гарсон Гармония Гармонист Гарин Гарантия Гарант Ганс Гана Гамон Гамия Гам Аят Афт Афронт Афония Афон Афина Афгани Афган Афар Афанасия Афагия Атрофия Атофан Атония Атомарин Атом Атм Атас Атаман Ася Астроним Астрон Астро Астр Астория Астма Астан Аста Асан Арфист Арфа Артос Артамон Арт Арсин Арония Арон Аромат Арно Армия Армата Арма Ария Арифм Аристофан Аристон Арион Арин Ариман Ариан Аргон Арго Арафат Арат Арам Арагонит Арагон Аорта Аорист Аон Аня Анфия Анфис Анфас Антра Антига Анти Ант Анри Аносмия Аномия Аноа Анис Аниматор Анимато Аним Ангора Ангиома Ангария Ангар Анафора Анатомия Анат Анастрофа Амфора Амт Амрита Магот Амон Маиорат Амниот Амия Амин Маис Амиант Амати Амарант Аманат Аман Аист Аир Агро Аграфия Аграмант Агора Агния Агит Агафон Мана Манат Агатис Манг Агар Агамия Агам Ага Аант Агат Агнат Ман Агония Агор Аграф. смотреть
ФАНТАСМАГОРИЯ
(иноск.) — не существующее в действительности (призрачное), видение, призрак Ср. (Помпадур на базаре происходивших безобразий не замечал). Поэтому пр. смотреть
ФАНТАСМАГОРИЯ
Фантасмагорія (иноск.) не существующее въ дѣйствительности (призрачное), — видѣніе, призракъ. Ср. (Помпадуръ на базарѣ происходившихъ безобразій не за. смотреть
ФАНТАСМАГОРИЯ
1) Орфографическая запись слова: фантасмагория2) Ударение в слове: фантасмаг`ория3) Деление слова на слоги (перенос слова): фантасмагория4) Фонетическа. смотреть
ФАНТАСМАГОРИЯ
Фантасмагория (от греч. phantasma видение, призрак и agoreuo говорю) нечто нереальное, причудливые видения, бредовые фантазии. Политическая наука: С. смотреть
ФАНТАСМАГОРИЯ
ФАНТАСМАГОРИЯ
ФАНТАСМАГОРИЯ
ФАНТАСМАГОРИЯ
фантасмагорияפַנטַסמָגוֹריָה נ’* * *חזיון תעתועיםСинонимы: бред, видение, волшебное зрелище, вымысел, нереальность, призрак, сказочное зрелище, фантаз. смотреть
ФАНТАСМАГОРИЯ
Ударение в слове: фантасмаг`орияУдарение падает на букву: оБезударные гласные в слове: фантасмаг`ория
ФАНТАСМАГОРИЯ
ФАНТАСМАГОРИЯ
ж кнжн fantasmagoria fСинонимы: бред, видение, волшебное зрелище, вымысел, нереальность, призрак, сказочное зрелище, фантазия, фантом, феерия
ФАНТАСМАГОРИЯ
(1 ж), Р., Д., Пр. фантасмаго/рииСинонимы: бред, видение, волшебное зрелище, вымысел, нереальность, призрак, сказочное зрелище, фантазия, фантом, феер. смотреть
ФАНТАСМАГОРИЯ
Rzeczownik фантасмагория f fantasmagoria f
ФАНТАСМАГОРИЯ
〔名词〕 幻灯幻象幻影〔阴〕幻象, 幻觉, 幻影. Синонимы: бред, видение, волшебное зрелище, вымысел, нереальность, призрак, сказочное зрелище, фантазия, фантом, феерия
ФАНТАСМАГОРИЯ
фантастические картины и фигуры, получаемые при помощи различных оптических приспособлений; призрачное, фантастическое представление о чем-либо, бредовые идеи и видения, нечто нереальное. Причудливое, удивительное превращение, изменение. смотреть
ФАНТАСМАГОРИЯ
ФАНТАСМАГОРИЯ
ФАНТАСМАГОРИЯ
ж.fantasmagorie fСинонимы: бред, видение, волшебное зрелище, вымысел, нереальность, призрак, сказочное зрелище, фантазия, фантом, феерия
ФАНТАСМАГОРИЯ
фантасмаго’рия, фантасмаго’рии, фантасмаго’рии, фантасмаго’рий, фантасмаго’рии, фантасмаго’риям, фантасмаго’рию, фантасмаго’рии, фантасмаго’рией, фантасмаго’риею, фантасмаго’риями, фантасмаго’рии, фантасмаго’риях. смотреть
ФАНТАСМАГОРИЯ
ФАНТАСМАГОРИЯ
Ж fantasmaqoriya (1. xəstə adamın gözünə görünən və ya xəyalına gələn qəribə şeylər; qarabasma; 2. məc. xam xəyal, boş şey; 3. müxtəlif optik cihazlar vasitəsilə hasil edilən fantastik şəkillər). смотреть
ФАНТАСМАГОРИЯ
ж. книжн. fantasmagoria Итальяно-русский словарь.2003. Синонимы: бред, видение, волшебное зрелище, вымысел, нереальность, призрак, сказочное зрелище, фантазия, фантом, феерия. смотреть
ФАНТАСМАГОРИЯ
ФАНТАСМАГОРИЯ
1. fantasmagooria2. lummus3. nägemus4. nõidus
Фантасмагория — это человеческих страх, ограненный искусством
Фантасмагория в живописи
Если брать в расчет тот факт, что фантасмагория – это, прежде всего, выход за рамки привычного, некая доля сумасшествия, душевного помешательства, то самым большим почитателем данного явления, без сомнения, можно назвать Иеронима Босха. Сложно найти работы более фантасмагорические, странные, удивляющие и пугающие одновременно. Конечно, этот пример далеко не единственный. Фантасмагория – это и Дали, и Родни Мэттьюз, и, бесспорно, Гойя, для которого данное направление стало завершающим. Явление фантасмагории довольно сложно соотносится с тем или иным временным периодом, конкретной эпохой. Конечно, в эпоху классицизма обращение к такого рода образной системе было несвойственно, зато барочные архитектура и живопись могут представить бесчисленное множество примеров фантасмагорий. Обращение к такого рода искусству, прежде всего, попытка передавать, транслировать ранимость, хрупкость человеческой натуры, ее место в контексте необъятности души, сознания, мира. Это попытка акцента внимания на том, сколь пугающим и одновременно прекрасным может быть мир, пропущенный через призму человеческого восприятия.
дальнейшее чтение
Тарсем Сингха
Детство режиссера индийского происхождения прошло в Иране, а затем в Гималаях. Когда его отец узнал о том, что сын решил вместо Гарварда заняться кино, он сказал, что тот ему больше не сын. «В Индии я увидел книгу под названием “Путеводитель по киношколам Америки” и просто обалдел от неё. Она изменила мою жизнь, потому что до этого я думал, что идти в колледж нужно для того, чтобы изучать что-то, что любит твой отец, а ты сам ненавидишь. Я сказал отцу, что хочу изучать кино, а он ответил, что никогда не допустит, чтобы я занимался этим. Но я поехал в Лос-Анджелес и снял фильм, благодаря которому получил стипендию в колледже искусств», – рассказывает режиссер. Теперь режиссер живет попеременно в Лондоне и Лос-Анджелесе. А вот для его фильмов нет никаких географических границ, например съёмки «Запределья» проводились в 18 странах мира.
Особенностью стиля Тарсема Сингха является балансирование на грани сна и реальности. Очень сильно на стиль Сингха повлияли русские режиссеры – Тарковский и Параджанов. Как и Гондри, свою кинокарьеру Тарсем Сингх начинал в рекламе. Он снял десятки рекламных роликов, прежде чем состоялся его дебют в большом кино – фильм «Клетка».
Над сценарием «Запределья» Тарсем Сингх работал 17 лет. Он сам выступил в роли автора сценария, постановщика и продюсера фильма. Он посмотрел болгарский фильм Зако Хеския 1981 года «Йо-хо-хо» об актёре, который лежит в больнице из-за травмы. Травма серьезная, возможно, актер больше не сможет ходить. Он рассказывает мальчику-соседу по палате сказочные истории. Этот сюжет и лёг в основу «Запределья». Фантастические кадры и миры, которые мы видим в фильме, по заверениям режиссёра, созданы вообще без применения спецэффектов. Для этого были использованы 26 различных частей планеты в 18 странах мира.
Маленькая актриса Катинка Уантару, исполнительница роли девочки Александрии, которая по аналогии с болгарским первоисточником слушает истории покалеченного каскадёра, была уверена, что он и вправду получил травму и его ноги парализованы. Её не стали переубеждать. Жестоко, но в данном случае искусство требует таких жертв – девочка не играла, а проживала свою роль.
Уэс Андерсон
Когда маленькому Андерсону, росшему в Техасе, было 8 лет, его родители развелись
Позже он скажет об этом как о «самом важном событии в моей жизни и жизни моих братьев», и этот развод ляжет в основу его фильма «Семейка Тененбаум»
На первый взгляд кажется, что его фильмы вовсе не фантасмагории. Это вполне правдоподобные реалистичные истории, трагикомедии, мелодрамы, пусть и немного эксцентричные. Но мир, который Уэс Андерсон выстраивает в своих картинах, будоражит воображение и радует глаз больше любой сказки. Cтиль Уэса Андерсона – идеальная симметрия во всех картинах, герой или центральная фигура всегда находится в центре кадра. Очень большое количество подробных деталей. Он работает над фильмами самостоятельно на всех этапах производства. Всё это образует то, что называется «стилистика Уэса Андерсона». Его ни с кем не перепутать.
«Когда я задумываю очередной фильм, то воображаю мир, в котором будет происходить действие. Все эти дизайнерские детали – это мои попытки создать этот мир, возможно, не похожий на реальность и, надеюсь, не похожий на те места, где вы уже бывали», – рассказывает сам режиссер.
Отель “Гранд Будапешт”
Этот оскароносный фильм снят в трех различных соотношениях сторон: 1,33, 1,85 и 2,35:1. Они выбраны неслучайно и соответствуют трём разным отрезкам времени – разные пропорции кадра обозначают, какой временной период длится на экране.
Заранее, до начала производства фильма, Уэс Андерсон сделал анимированную кукольную версию фильма, своеобразный путеводитель по сюжету, который был использован съёмочной группой в дальнейшем как подспорье в работе и был показан актёрам. Реальные же съёмки несуществующего отеля проходили на границе Германии, Чехии и Польши – в саксонском городе Герлиц и частично в Дрездене.
Кроме работы с композицией кадра в фильме есть множество шуток. Например, практически все мужские персонажи в картине носят усы. В финальных титрах говорится, что фильм создан по мотивам рассказа Стефана Цвейга, хотя создатели картины в дальнейшем называли сразу несколько произведений: «Нетерпение сердца», «Записки европейца», «24 часа из жизни женщины».
«Королевство полной луны»
В одной из сцен этого фильма девочка Сьюзи находит дома брошюру «Борьба с непослушным ребенком». Этот момент автобиографичен для Андерсона, у него был аналогичный случай в его детстве: «В этом не было ничего страшного. Только в тот момент, когда я нашел ее, я был сильно удивлен». Другая сцена фильма – часть биографии сценариста Романа Копполы (друга Андерсона). Его мать, как и героиня фильма Лаура Бишоп, кричала на членов семьи через мегафон.
Так кусочек за кусочком, как мозаика, и выстраиваются сюжеты фантасмагорий Уэса Андерсона. Да и сам процесс съёмок зачастую проходит необычно. Например, во время работы над «Королевством полной луны» Уэс Андерсон снял старый особняк, чтобы он, оператор и редактор картины могли там работать. Актёров поселили в отеле по соседству, но в итоге и Эдвард Нортон, и Билл Мюррей, и Джейсон Шварцман перебрались в старый дом.
Немного о белом кролике
Во всем мире не найдется ни единого человека, который не слышал бы об «Алисе в стране чудес» Л. Кэрролла. Персонажи данной книги уже давно и прочно укрепились в сознании человечества, а ведь автор произведения — едва ли не первый и самый яркий пример писателя, обратившегося к фантасмагории.
Фантасмагория Льюиса Кэрролла увлекательна, таинственна, порой до абсурда красочна. На его страницах в прямом смысле волшебство переходит в мир реальности, становится самой реальностью. Именно поэтому стали его персонажи и герои давно привычными человеку.
Помимо знаментой «Алисы», из-под пера Кэролла вышел и сборник стихов «Фантасмагория», включивший и одноименную поэму.
В целом, в литературе чаще всего используется именно фантасмагория препарированной души, когда невероятность бытия, огромный мир, полный гиперболизаций и каламбуров, становится неотъемлемой частью человеческого бытия.
Этимология
Английская вариация Phantasmagoria была представлена как название выставки оптических иллюзий и механических произведений искусства М. Де Филипсталя в Лондоне в 1801 году. Считается, что де Филипсталь и Филидор были одним и тем же человеком.
Фантастика и фантасмагория
Для человека, не слишком посвященного в тонкости, слова кажутся почти идентичными, но мы не попадемся на удочку их похожести. Представляется, что фантастика – это когда происходит нечто совершенно чудесное, но вполне нормальное. К примеру, человек покоряет Эверест. Понятно, что это штамп, но в каждом конкретном случае это фантастика. Напрашивается вопрос: фантасмагория – это что такое? Когда фантастика мешается с бредом, то возникает объект исследования. Оставаясь в пространстве литературных примеров, легче всего объяснить разницу между одним и другим. Например, мы знаем классические образцы научной фантастики – это произведения Жюля Верна, Герберта Уэллса. А теперь сравните «Человека-невидимку» и «Превращение» Франца Кафки, чувствуете разницу? Хотя и там, и там читателю предлагаются не самые реалистичные события на свете.
Мишель Гондри
Оскароносный режиссер в детстве хотел стать художником или изобретателем, как его дедушка Констан Мартин, который создал один из первых синтезаторов. Пока Мишель учился в художественной школе, он организовал панк-рок-группу, но востребованность и успех пришли к нему, когда он стал заниматься режиссурой музыкальных клипов и рекламных роликов. Он снимал клипы для Бьорк, Пола Маккартни и Radiohead. Ролики Adidas, Coca-Cola, Polaroid, Nescafe с Джорджем Клуни, а реклама джинсов Levis режиссуры Гондри попала в Книгу рекордов Гиннесса как клип, собравший самое большое число наград в истории этого жанра. Он был одним из первых, кто стал использовать в рекламе технику замедленных съёмок Bullet time, ставшую знаменитой после выхода фильма «Матрица».
В этом фильме Мишель Гондри решил окончательно стереть границы между сном и реальностью и перемешать их. Он признавался, что «Наука сна» автобиографичная картина: «Мы снимали фильм в доме, где я жил со своим сыном и его матерью. Мне хотелось исследовать ту историю, которая приключилась со мной 25 лет назад в 1983 году, когда я был в Париже, и ту, которая была со мной в Нью-Йорке два года назад, так что я соединил их в одну…»
Огромные руки героя Берналя, которые вырастают у него во время сна, – это тоже реальный кошмар, который Мишель Гондри видел в детстве. Ожерелье из обрезков ногтей – тоже часть биографии режиссера. Гондри рассказал о своей бывшей девушке: «Она была недовольна моими длинными ногтями. Поэтому я соединил их цепочкой и превратил в ювелирное украшение». Герои «Науки сна» говорят на английском, французском и испанском. Это было незапланированно: Гондри просил актера-испанца Габриеля Гарсия Берналя выучить французский к началу съёмок, но тот не успел это сделать.
Этот фильм – экранизация романа Бориса Виана. И мир, который является местом действия истории, даст фору любому сну: в квартире, где живёт настоящее солнце, мыши-домоправители беседуют с кошками, влюбленные проводят свидание, летая на тучах, великий философ Жан-Соль Партр (пародия на Сартра) читает лекции, а цветы могут прорастать в лёгких человека, и эта болезнь смертельна и неизлечима. Несмотря на иронию над Сартром, сам философ высоко отзывался о творчестве Виана.
Пример использования слова фантасмагория
Со мной случилась сплошная фантасмагория.
Череда событий напоминала мне какую-то фантасмагорию.
Некоторые выражения арго, относящиеся к обеим стадиям его развития, имеющие характер варварский и метафорический, походят на фантасмагории.
И еще удивительно — нет естественного отвращения к фантастике, которое должно бы возникннуть, словно оскома, у народа моего, столько положившего ради фантасмагории.
С этими словами я покинул в полном смятении чувств этот кабинет, больше чувствуя, чем сознавая, что произошло что-то очень важное, какой-то коренной перелом, что в фантасмагорию ворвался здравый смысл. Призрачный образ Николая Григорьева, худощавого, невысокого роста, с беспокойным, спешащим взглядом, фанатично преданного шахматному делу, создавшего красивейшие этюдные произведения останется в памяти многих людей, сталкивавшихся с ним, и, когда закончится фантасмагория однопартийной тирании, они напишут о нем в своих воспоминаниях
Призрачный образ Николая Григорьева, худощавого, невысокого роста, с беспокойным, спешащим взглядом, фанатично преданного шахматному делу, создавшего красивейшие этюдные произведения останется в памяти многих людей, сталкивавшихся с ним, и, когда закончится фантасмагория однопартийной тирании, они напишут о нем в своих воспоминаниях.
В последнее время такие фантасмагории возникали в его голове слишком часто, но вамп был рад им.
Однако бессмысленная фантасмагория объясняется закулисной борьбой Дианы Верной и Рэшли.
Или вот: Можно ли допустить, чтобы разумное с виду человеческое существо, да еще одаренное яркою божьей искрою, могло до такой степени утратить чувство реальной действительности, до того отуманить свое понимание всяческими фикциями и фантасмагориями, чтобы завалящую тряпочку, привязанную к шесту, искренно считать победным стягом человечества.
Его знания, поставившие его во главе братства розенкрейцеров, не были подобны жалкой фантасмагории тех некрепких умом и почти всегда невежественных искателей философского камня, алхимиков, кабалистов, магнетизеров, которых столько расплодилось в то время в Европе.
Наряду с классическими нравоописательными сюжетами и зарисовками у него немало фарсов и фантасмагорий, которые поначалу озадачивают.
В этом красочном мифе наряду с глубокими идеями о Разуме, который творит гармонический мир, о последовательности творения мы находим веру в изначальность Хаоса и грубый политеизм, обнаруживаем представления о мировом процессе как о результате зависти и соперничества существ довольно непривлекательных, и в общем вместо картины космогонии перед нами скорее странная фантасмагория.
А нынче получается мистика, фантасмагория какая-то, в которую рациональный реалист Раф никак поверить не мог.
Такого рода психическую травестию, материализовавшуюся фантасмагорию современный зритель хорошо знает по фильмам Ингмара Бергмана и Андрея Тарковского.
Советские беспечность и невежество в вопросах религиозно-нравственных и культурно-исторических способствовали тому, что фантасмагория, соединившая сатиру с мистикой и имморализмом, была воспринята как романтически-возвышенная.
Уточнить словоДобавить слово
Популярные факты
Самые известные сигаретыСамые знаменитые политикиСамые известные предателиСамые известные женщины-пиратыСамые известные игроки в казино
Популярные советы
100 вещей, которые нужно сделать в жизниКак развить уверенность в себеКак сохранить брак (мужчинам)Как забеременетьПсихологические приемы, которые работают
Фантасмагория и искусство
Вся прелесть данного слова и явления заключается, пожалуй, в его универсальности. Фантасмагория применима к практически любому виду искусства. Музыка, как наиболее насыщенная психологизмом его область, восприимчива к данному явлению особенно. Тем не менее, фантасмагорические элементы можно в бесчисленном множестве найти в литературе, кинематографе, живописи или скульптуре. Особенно много такого рода элементов в архитектуре, скульптуре и литературе, приближенных к готическому стилю. Наш же век цивилизации добавил к этому перечню еще и компьютерные игры, во многие из которых фантасмагория вошла как неотъемлемая часть.
В других СМИ
До появления фантасмагории интерес к фантастике проявлялся в историях о привидениях. Это можно увидеть во многих примерах историй о привидениях, напечатанных в 18 веке, включая призрак адмирала Вернона; являясь полностью правдивым и конкретным Повествованием о том, как на прошлой неделе воинственное привидение явилось Автору, одетое во все алое, и рассуждало ему о нынешнем положении дел (1758 г.). В этой сказке реакция автора на привидение, которого он видит, очень похожа на реакцию зрителей на представлениях фантасмагории. Он говорит, что он «поражен громом», и что «меня охватило изумление. Мои кости дрожали внутри меня. Моя плоть дрожала надо мной. Мои губы дрожали. Мой рот открылся. Мои руки расширились. Мои колени сбились. Моя кровь стала холодной, и я замер от ужаса «.
Ранние фильмы-трюки, разработанные Жоржем Мельесом, наиболее явно соответствуют ранним формам фантасмагории. Трюковые фильмы включают трансформации, наложения, исчезновения, обратные проекции, а также частое появление призраков и очевидное обезглавливание. В современных фильмах ужасов часто используются многие приемы и мотивы фильмов с ограниченными трюками, и считается, что фантасмагория сохранилась в этой новой форме.
Видеоигра Phantasmagoria в жанре хоррор-выживание 1995 года частично основана на этих представлениях. В игре показано несколько ретроспективных кадров вымышленных фантасмагорий в исполнении фокусника «Карно». Однако, в отличие от настоящих шоу, его характер гораздо более наглядный и жестокий.
Матч Франция – Россия и проза Бориса Виана
Если тех, кто видел эту игру, сейчас разбудить и спросить счет, они без запинки скажут: «3:2 в пользу России!» Дело было во Франции, на стадионе «Стад де Франс». Когда наши футболисты забили французам третий гол, тогдашний комментатор матча, Виктор Гусев, произнес слово «фантасмагория», и это что-то было незабываемое. Никто не мог поверить в происходящее на поле. Россия играла неподражаемо, или Франция недооценила соперника? Так или иначе, звезды сошлись, и мы увидели чудо, которое для противоположной стороны казалось кошмаром и бредом. Да и российским болельщикам тоже, все-таки Франция была действующим чемпионом мира на тот момент времени. Игра нашей сборной доказывает: фантасмагория – это что-то возможное, а главное, не всегда страшное и ужасное. Да, социальная реальность России зачастую причудлива и абсурдна, но даже у нас случаются настоящие праздники.
Тем, кому футбол не близок, можно порекомендовать почитать прозу Бориса Виана («Пена дней» или «Красная трава»). Фантастичной ее не назовешь, реалистичной тоже. Она как нельзя более полно иллюстрирует объект нашего исследования. А главное, сочинения Виана – это отличная литература.
Итак, мы рассмотрели значение слова «фантасмагория». Надеемся, было не скучно, ибо предмет разговора такого не предполагает.