Фандрайзинг что это такое

Что такое фандрайзинг: основы привлечения ресурсов для проекта

Фандрайзинг что это такое

Сегодня я расскажу о том, что представляет собой фандрайзинг, на каких принципах он основан и для каких целей может использоваться.

Определение фандрайзинга

Фандрайзинг – это поиск спонсоров, инвесторов и прочих лиц для финансирования мероприятия, проекта, идеи или организации. И этот процесс подразумевает не разовые сборы, а поиск систематических источников ресурсов. Причем такой сбор может проводиться как для коммерческих, так и некоммерческих организаций.

Фандрайзинг используется для реализации следующих задач:

Способы привлечения средств в фандрайзинге

Привлечь ресурсы в фандрайзинге можно с помощью разных методов. Есть бюджетные и более затратные варианты, но при больших вложениях вероятность привлечения внимания инвесторов в разы возрастает.

Кто может финансировать фандрайзинговую кампанию

Фандрайзинг что это такое

Выделять средства на финансирование могут и физические, и юридические лица: коммерческие предприятия, государственные фонды и учреждения, порой даже некоммерческие благотворительные организации.

Есть другое разделение источников финансирования, основанное на возмездности. Например, инвесторы – частные лица или организации, инвестирующие деньги или ресурсы для получения прибыли (дивидентов) в будущем. Или спонсоры – те же компании или физлица, которые осуществляют финансирование на определенных условиях. Обычно под этим подразумевают продвижение компании, поддержку ее деятельности, также упоминание бренда в соцсетях.

Другие источники финансирования – меценаты, доноры и грантодатели. Первый и второй оказывают безвозмездную поддержку. Но главное их отличие – донором является юридическое лицо, к примеру фонд, корпорация или банк, а меценатом является физическое лицо, состоятельный человек, жертвующий деньги на развитие социально значимых идей. Грантодатели производят целевое финансирование на развитие научных, культурных, технологических проектов.

Принципы фандрайзинга

Чтобы привлечь партнеров или доноров для финансового или ресурсного обеспечения, сначала надо выстроить базовые принципы сотрудничества. У разных компаний они могут отличаться в зависимости от сферы деятельности и желаемых целей. Но есть в фандрайзинге несколько основных принципов, которым рекомендуется следовать всегда:

Формулировка идеи в фандрайзинге проходит через несколько стандартных этапов. Сперва идет выявление проблемы и ее анализ, затем формируется основная идея. Дальше надо описать целевую аудиторию, сформулировать цели и задачи программы. Уж затем проводится поиск методов и технологий, с помощью которых проект будет продвигаться. Затем требуется составить смету, провести анализ ресурсов, найти потенциальных инвесторов и отметить потенциальных. И только потом можно приступать к реализации мероприятия. В финале следует провести анализ полученных результатов, составить выводы и выразить благодарность всем инвесторам.

Чтобы все работало правильно, данный цикл должен проводиться непрерывно, то бишь результаты первого проекта должны плавно перейти в процесс разработки нового.

Фандрайзинг что это такое

Сферы применения

Чаще мы сталкиваемся с фандрайзингом в некоммерческих сферах, например в политических и социальных программах (пожертвования, благотворительность). Однако и коммерция использует этот способ привлечения ресурсов. Вот несколько ярких примеров:

Виды фандрайзинга

Есть два больших подвида фандрайзинга – внешний и внутренний. В первом случае привлечением инвестиций занимаются сторонние независимые организации, профессиональные консультанты или специализированные компании. Второй вид подразумевает поиск источников финансирования сотрудниками организации, без привлечения лиц со стороны.

Другая классификация – проектный и оперативный фандрайзинг. Для проектного подразумевается привлечение средств на постоянной основе для конкретной инициативы. А вот в оперативном виде сборы проводят только на текущие расходы, и это куда менее эффективно в сравнении с первым видом.

Отличия от краудфандинга

В некоторых аспектах фандрайзинг и краудфандинг похожи, особенно когда речь заходит о добровольных пожертвованиях. Но все же эти стратегии отличаются, и я покажу это в таблице ниже.

Фандрайзинг

Краудфандинг

Систематическое привлечение средств (обычно)

Разовое обращение за финансовой помощью

Ресурсы привлекаются разными способами – от копилки до перечислений

Сбор средств осуществляется на специальных краудфандинговых платформах

Поиском средств занимается фандрайзинговый отдел или сторонняя компания

Поиск финансирования проводит руководитель проекта или приближенное к нему ответственное лицо

Подходит крупным раскрученным организациям с собственным сайтом

Подходит тем, у кого небольшой охват аудитории и нет возможности ведения своего сайта

Продвижение некоммерческиех организаций и инициатив, социально значимых или благотворительных программ

Запуск своего стартапа, создание бесплатного ПО, новейшие частные разработки, поддержка политической кампании и так далее

Финансирующее лицо взамен может получить благодарность, упоминание, рекламу, порой бывают безвозмездные вложения

За инвестирование обязательно предусматривается вознаграждение – упоминания, ранний доступ или экземпляр разработки, также бонусные условия

Требуется детальная проработка плана и стратегии, значительные вложения в рекламу, продвижение и маркетинг

Необходимо грамотно представить проект – подробно описать цели и задачи, создать эмоциональное обращение. А продвижение проводится непосредственно на краудфандинговой платформе

Кто такой фандрайзер и что он делает

Фандрайзинг что это такое

Фандрайзер – это человек, занимающийся поиском ресурсов и привлечением потенциальных благотворителей, доноров и спонсоров. Причем он ищет не только финансовую, но и информационную поддержку. Такой человек должен обладать навыками общения, уметь поддерживать коммуникацию, писать тексты, рассказывать истории, а еще быть креативным и иметь богатую фантазию, чтобы успешно реализовывать фандрайзинговую стратегию.

Хотя фандрайзер и должен понимать бизнес-процессы, все же его работа не похожа на продажу. Он не продает ничего материального, а преподносит ценности своей организации, причем они должны коррелировать с ценностями компании-инвестора.

Как стать фандрайзером

Чтобы стать фандрайзером, нужно иметь знания и опыт в маркетинге, рекламе и PR, психологии, а также копирайтинге. В российских ВУЗах пока отдельно не обучают искусству привлечения инвесторов, однако можно получить образование по смежным направлениям. Дополнительно можно обучиться на специальных курсах, тренингах и вебинарах, читать книги и статьи по теме. Ну и, конечно же, постоянно практиковаться.

Опыт работы чаще всего имеет значение – это может быть волонтерство в некоммерческой организации, помощь в социально-значимых проектах и благотворительных фондах. Можно и не иметь опыта вовсе, но главное – иметь желание развиваться в этой сфере.

Известные фандрайзинговые проекты

Есть пара примеров успешных фандрайзинговых кампаний, и я уверена, о какой-то из них вы точно слышали.

Что почитать на тему фандрайзинга

Чтобы получше ознакомиться со сферой фандрайзинга, нужно постоянно пополнять свой багаж знаний. Есть огромное количество специализированных статей в интернете, но следует обратить внимание и на книги. Для лучшего освоения этого направления рекомендуется следующая литература:

Заключение

Фандрайзинг очень полезен для некоммерческих организаций. Но и коммерческие компании также могут успешно использовать этот способ при недостатке финансов на продвижение проекта или идеи. Главное – иметь богатую фантазию, постоянно учиться и использовать разные инструменты.

Источник

Фандрайзинг: что это такое и можно ли на этом заработать

Фандрайзинг что это такое

Фандрайзинг что это такое

У некоммерческих организаций есть много сложностей, связанных с затратами: где взять средства, нужные для проведения акции, каким образом привлечь спонсоров, как позиционировать свою деятельность для правильной работы с инвесторами. Все эти проблемы можно решить, если разобраться, что такое фандрайзинг и как с помощью его механизмов можно привлечь финансирование.

Фандрайзинг что это такое

Что такое фандрайзинг

Фандрайзинг – это не просто социальный сбор средств на благотворительность, а продуманная маркетинговая стратегия. Ее цель — привлечение ресурсов на реализацию задач организации. Ресурсами могут быть не только финансовые вложения, но и технологии, инструменты, оборудование, персонал.

Чем отличается от краудфандинга

Краудфандинг – это обращение за финансовой помощью к массам посредством специализированных платформ. Он предполагает сбор как для некоммерческих организаций, так и для коммерческих. Если краудфандинг строится как разовый сбор с обещанием различных бонусов и подарков для вложившихся, то фандрайзинг – это полноценная системная работа, цель которой – привлечение средств для воплощения социальных программ.

Фандрайзинг что это такое

Задачи фандрайзинга

Основные задачи фандрайзинга сводятся к:

Фандрайзинг что это такое

Основы и принципы фандрайзинга

Чтобы успешно реализовывать фандрайзинг, нужно знать его основы и принципы.

Определенность

Перед контактом с будущими инвесторами нужно расписать короткую и логичную схему будущего проекта. Важно учесть все: от расходов на материалы до затрат на транспорт. Распишите не только затраты, но и этапы реализации плана, сроки. Каждый пункт аргументируйте, ведь только после этого инвесторы могут согласиться вложиться в проект.

Заинтересованность

Чтобы привлекать к сотрудничеству, нужно преподнести идею не только понятно, но и убедительно. Для этого подчеркните значимость идеи, продемонстрируйте людям, что для них это так же играет большую социальную роль, и совместными усилиями проект удастся реализовать.

Личность

За каждой работой стоят люди, а не просто абстрактные доноры или юридические лица. Поэтому фандрайзеры делают ставку на личное общение с руководителями или сотрудниками тех компаний, которых расценивают в качестве потенциальных инвесторов.

Долгосрочность

Важно, чтобы выстроенная коммуникация не оборвалась в один момент, а поддержка со стороны перешла от одноразовой к постоянной. Для этого стоит выстроить долгосрочные отношения через напоминание о проекте, публикацию промежуточных результатов, оригинальную подачу.

Осведомленность

Перед началом работы с инвесторами необходимо собрать о них как можно больше информации, разобраться: какие проекты поддерживает компания, что для нее считается приоритетным, какие суммы выделяются на финансирование.

Огласка

Чем более популярен проект, тем лучше для его организаторов. Для большего охвата стоит провести рекламную кампанию с размещением объявлений на разных площадках.

Копилка

Даже небольшие пожертвования ценны для НКО. Отслеживайте и отображайте их в копилке, чтобы люди охотнее вносили даже небольшие суммы.

Благодарность

Выражайте людям признательность за их поддержку и помощь организации. Людям нравятся комплименты, они оценят, если их имя будет упомянуто в специальном месте на сайте или на публичном мероприятии.

Виды фандрайзинга

Все виды фандрайзинга можно разделить на две большие группы:

Кроме того, фандрайзинг можно разделить на проектный, где средства собирают по конкретному поводу, и оперативный, когда деньги обеспечивают стабильную работу организации.

Сервис сквозной аналитики, коллтрекинга и управления рекламой

100 минут обратного звонка бесплатно

Хостинг провайдер для бизнеса

30 дней бесплатного тестового периода виртуального хостинга

Инструмент автоматизации контекстной рекламы

Скидка 25% на 3 месяца тарифа «Старт» + индивидуальный практикум по работе с инструментом

Фандрайзинг что это такое

Пакет услуг «Быстрый старт email-рассылок» со скидкой 20%

Конструктор для создания чат-ботов, рассылок и автоворонок

Удвой продажи с помощью чат-ботов в мессенджерах. Бесплатно на 21 день.

Фандрайзинг что это такое

Скидка 25% на первый месяц работ по SEO + аудит в подарок

В каких областях работает фандрайзинг

Фандрайзинг – универсальное решение, которое используют организации из разных сфер. Это связано с тем, что материальное обеспечение играет большую роль в любом проекте, но не у каждой организации есть регулярное финансирование.

В сфере культуры

Обеспечение собирают музеи, театры, библиотеки. В сфере культуры пожертвования часто привлекают для реставрации памятников и исторически значимых мест.

В социальной работе

Это обеспечение граждан в тяжелом материальном положении. Благотворительные организации и фонды собирают деньги и перенаправляют их для оказания помощи нуждающимся.

В политике

Политическая деятельность использует фандрайзинг как способ обеспечения партий, финансирование определенного направления. Также средства используют для обеспечения работы отдельных политических деятелей.

В науке

В этой области фандрайзинг используют для поддержки научных разработок, исследований. Средства могут направить на поддержание работы учебных учреждений, организацию научных конференций, выставок.

В бизнесе

В этой области ресурсы привлекают только для организации социально-значимых проектов. Исключительно для коммерческих целей фандрайзинг не используют.

В спорте

В сфере спорта ресурсы помогают работе как команд целиком, так и отдельных спортсменов. Кроме того, они распространяются на организацию спортивных мероприятий и профильных учреждений.

Источники фандрайзинга

Источниками привлечения средств в рамках фандрайзинга могут выступать как физические, так и юридические лица. В числе последних — фонды, компании, НКО.

Инвестор

Выступает в качестве организации или физического лица, которое вкладывает средства для получения дивидендов в дальнейшем. Если прибыль заключается в продвижении организации или бренда, инвестор становится спонсором.

Спонсор

Компания или физическое лицо, финансирующее организацию на определенных условиях. Часто такой формат направлен на рекламу деятельности спонсора, его компании или бренда.

Донор

Им также может стать юридическое или физическое лицо, которое перечисляет средства организации безвозмездно. Обычно донорами становятся специальные фонды, корпорации или банки, в организационную работу которых включена социальная повестка.

Меценат

Это частное лицо, участвующее в благотворительности на добровольных началах. Обычно такой человек достаточно состоятельный, поэтому он жертвует крупные суммы на социально значимые проекты.

Грантодатель

Физическое или юридическое лицо, которое обеспечивает финансирование для реализации определенного проекта. Гранты могут использовать в области культуры, науки, технологического развития.

Как ведется фандрайзинг проект

Несмотря на то, что ведение каждого проекта происходит индивидуально, есть общие правила, согласно которым строится работа. Фандрайзинг подразделяется на этапы:

Методы и технологии привлечения денежных средств

Организации находят ресурсы с помощью различных методов для привлечения аудитории. Бюджетные способы, как правило, менее эффективны, чем дорогостоящие, но так же имеют шанс обратить на себя внимание инвесторов.

Массовые рассылки

Это одна из наиболее традиционных форм рекламной кампании. Массовая рассылка выглядит как письмо, копии которого рассылают контактам, представленным в базах данных. В них может быть буклет, платежная ссылка. Но для холодной аудитории этот метод неэффективен, даже при хорошей проработке письма.

Безадресные обращения

Способ основан на раздаче рекламной продукции в виде листовок, буклетов. Но отклик от безадресных объявлений невелик. Для получения хотя бы минимальных результатов способ требует массовой работы.

Диалог с потенциальными меценатами

Один из наиболее удачных методов привлечения финансирования – это общение с большим количеством людей одновременно. На профильных конференциях, собраниях организация может напрямую поговорить с людьми, рассказать им о предполагаемом проекте и социальных проблемах, решаемых с его помощью.

Проведение мероприятий

Рекламные акции

Рекламу можно размещать на любых площадках, где происходит контакт с аудиторией. Например, на телевидении, радио, в интернете, в торговых центрах, баннерах в транспорте.

Для объективной оценки эффективности вашей рекламы подключите технологию call tracking Calltouch. Система отследит источники всех звонков в вашу компанию. Коллтрекинг покажет, какая реклама приносит звонки, а какая бесполезна.

Коллтрекинг

Фандрайзинг что это такое

Использование инновационных технологий

Этот способ сбора предполагает взаимодействие с аудиторией онлайн: посредством мобильных приложений и сайтов. Для реализации нужно создать отдельный сайт организации, где люди могут предварительно ознакомиться с информацией о деятельности НКО, ее достижениях, реализованных целях.

Связь с бизнесом

У многих крупных компаний есть собственный фонд или благотворительный проект, реализация которого направлена на социально важную цель. Однако задача любого бизнеса — получение прибыли, потому даже у благотворительности есть своя цель. Ей может стать увеличение узнаваемости бренда, создание положительного имиджа на рынке, лояльное отношение власти, льготы при ведении бизнеса.

Фандрайзинг что это такое

Стратегия эффективного фандрайзинга

При подготовке фандрайзинга важно учитывать общий вектор развития компании и на основании этого формировать маркетинговую стратегию. Это определяет дальнейшие шаги организации, что позволяет компании:

В основе всего лежит генеральный план, который определят в соответствии с идеей будущего проекта.

Правила успешного фандрайзинга

Для организации сбора средств необходимо:

Можно ли заработать на фандрайзинге

Так как фандрайзинг предполагает выделение средств на благотворительные, некоммерческие проекты, заработать на этом у спонсоров не получится. При этом сам фандрайзер, занимающийся организацией процесса по сбору средств, получает такую же оплату своего труда, как и другие специалисты. Некоторые организации даже вводят оплату работы по схеме «оклад + процент» от привлеченных взносов. Поэтому сами организации социально значимой сферы заработать не смогут, но фандрайзеры получают зарплату за проделанную работу.

Как стать фандрайзером

Специальных университетских дисциплин, обучающих фандрайзингу, не существует. Специалист этого направления складывается на базе знаний о маркетинге, рекламе, пиаре и психологии. Любое образование, полученное в одном из этих направлений, станет фундаментом для получения специализированных знаний. Ими можно овладеть при помощи курсов, вебинаров, тренингов и конференций.

Пример фандрайзинговых кампаний

Одним из ярких примеров фандрайзинга можно назвать акцию «Красный нос – доброе сердце», устроенную благотворительным фондом «Линия жизни». Участие в акции принял «Связной», в салонах которого продавались яркие носы, ассоциирующиеся с образами клоунов. Клоун стал для тяжелобольных детей символом надежды и хорошего настроения. Под эгидой этого знака удалось провести всероссийскую акцию и собрать более 8 миллионов рублей на помощь детям.

Заключение

Фандрайзинг – комплексное мероприятие, в котором важно придерживаться выстроенной стратегии. Правильный выбор социальной направленности поможет получить необходимые ресурсы на реализацию проекта и построить долгосрочные отношения с деловыми партнерами.

Источник

Что такое и как работает фандрайзинг

Обновлено 28 октября 2021

Перед некоммерческой организацией, главной целью которой является не получение прибыли, а выполнение своей благородной и социально значимой миссии, вопрос нехватки ресурсов порой стоит особенно остро.

Где взять необходимые средства для запуска очередной благотворительной акции, как привлечь спонсора для поддержки деятельности организации в целом — ответить на эти и многие другие вопросы, связанные с дополнительным финансированием НКО, можно, ознакомившись и детально разобравшись в таком понятии, как фандрайзинг.

Что такое фандрайзинг простыми словами

Понятие fundraising появилось в США и в дословном переводе означает «найти финансирование». В русском языке не существует собственного эквивалента данному термину, поэтому в обиходе употребляется транслитерированное заимствование фандрайзинг.

В России фандрайзингом часто называют социальную акцию, сбор средств на некоммерческие и благотворительные проекты, однако в действительности определение данного термина несколько шире и серьезнее. Фандрайзинг — целенаправленная стратегия привлечения различных ресурсов, которые организация не в силах обеспечить самостоятельно, с применением актуальных маркетинговых инструментов, методов и технологий.

Фандрайзинг что это такое

Под ресурсами в данном случае предполагаются не только (и не столько) деньги, это могут быть другие материальные средства, необходимые организации для выполнения своей миссии (товары, помещения, технологии), человеческие (персонал) и нематериальные (информационные) активы, — фандрайзингом можно также назвать поиск поддержки СМИ или обретение определенных связей, знакомств.

Задачи фандрайзинга

В общем, в алгоритме ведения фандрайзингового проекта можно выделить следующие этапы:

Таким образом, ключевыми задачами фандрайзинга являются:

Чем фандрайзинг отличается от краудфандинга

На первый взгляд понятия фандрайзинга и краудфандинга весьма схожи, ведь в обоих случаях подразумевается добровольный сбор средств. Однако при более детальном рассмотрении, имеется ряд существенных различий.

Фандрайзинг – это продуманная системная деятельность по поиску и привлечению ресурсов под некоммерческие проекты, на реализацию благотворительных и социально значимых программ. Может осуществляться собственным фандрайзинговым отделом НКО либо с привлечением специализированной фандрайзинговой компании.Краудфандинг – это обращение за помощью в сборе средств к массам, в основном, при помощи специальных краудфандинговых платформ. Такой способ финансирования может подойти для различных целей – для запуска интересного стартапа, создания бесплатного ПО, поддержки политической кампании и т. д.
Фандрайзинг предполагает наличие и ведение собственного сайта компании в интернете, используется крупными, раскрученными НКО с именем.Подходит для тех, у кого нет возможности поддерживать для сбора средств собственный сайт в интернете, не хватает возможностей для большого охвата целевой аудитории, тогда как специализированная платформа уже имеет широкую базу подписчиков.

Для опытных и сильных НКО может использоваться как дополнительный источник финансирования.

Донор получает взамен благодарность и чувство причастности к доброму делу, а также в большинстве случаев подробный отчёт о целевом использовании предоставленных средств/активов.Донор при этом может получить часть (или экземпляр) продукта, созданного на собранные средства.
Эффективная стратегия фандрайзинга может получить весомую поддержку, и собранные средства могут исчисляться крупными суммами, предоставляемыми НКО на регулярной основе.На краудфандинговых платформах, как правило, публикуются разовые нужды. Потолок собранной суммы часто ограничивается несколькими десятками, максимум одной-двумя сотнями тысяч рублей.
Помимо детального планирования и проработки стратегии, зачастую при необходимости привлечения крупной суммы требует больших стабильных денежных вложений в рекламу, продвижение и маркетинг.При работе с краудфандинговыми сайтами требуется:

В каких областях работает фандрайзинг

Как правило, фандрайзинг нацелен на привлечение средств под некоммерческие проекты, созданные не ради прибыли, и реализовать их в коммерческом режиме не получится. Сюда относится реализация политических, религиозных, социальных целей, дополнительные возможности рекламы, становление положительного имиджа и репутации, выстраивание позитивных отношений с властями и общественностью и т. д.

На сегодняшний день фандрайзинг эффективно используется в самых разных областях:

В сфере культуры

Привлечение различных ресурсов для финансирования музеев, театров, библиотек, деятелей искусства и т. д.

В социальной работе

Поддержка тяжелобольных, нуждающихся и социально незащищенных людей. Как правило, в этой сфере фандрайзингом занимаются благотворительные и социальные фонды.

В политике

Поддержка политических движений, отдельных партий и их лидеров (как пример, предвыборная кампания).

В науке

Фандрайзинг помогает с финансированием исследовательских проектов, научных мероприятий и выставок, учебных заведений и научных институтов по различным направлениям.

В бизнесе

Привлечение дополнительных ресурсов в поддержку и развитие социально значимого предприятия.

В спорте

Финансирование спортивных команд, мероприятий, целых ассоциаций.

Фандрайзинг — хорошая альтернатива госфинансированию, а в случае отсутствия последнего – практически единственная возможность получить стороннее финансирование.

История возникновения

Фандрайзинг родом из США, где он практикуется вот уже десятилетия, в основном, с целью привлечения финансирования в так называемый третий сектор. Особый толчок к развитию фандрайзинг получил в восьмидесятые годы двадцатого века при Рейгане. Несмотря на то что во все времена некоммерческая сфера опиралась на собственные и привлеченные различными способами источники финансирования в большей степени, чем на господдержку, тем не менее существенное сокращение госбюджета, предназначенного на социальные нужды общества, в те годы вызвало финансовый кризис в некоммерческом секторе.

Фандрайзинг что это такое

Основы и принципы фандрайзинга

Принципы выстраивания эффективной стратегии фандрайзинга индивидуальны и зависят, в первую очередь от приоритетов самой компании.

Определенность

Обязательно предварительно выстроить отточенную схему фандрайзингового проекта. Следует учесть множество деталей: бюджет проекта, пошаговый план проведения мероприятий, необходимые материальные ресурсы, транспортное обеспечение и многое другое. Каждый пункт должен быть логически обоснован, а конечный результат отработки всех действий – принести пользу как благотворителю, так и получателю.

Заинтересованность

Привлекая доноров к проекту, необходимо увлечь их самой идеей, донести ее значимость. Убедить дарителя в важности проводимой акции и положительном исходе взаимодействия с некоммерческой организацией.

Помочь в данном вопросе может качественно сделанная, красочная презентация проекта. Следует пояснить, чем занимается компания, какие шаги уже предприняты, и на что требуются средства. В доступной и информативной форме. При необходимости финансирования разработок не стоит нагружать общественность сложными терминами и принципами работы, достаточно пояснить ценность изобретения для людей.

Личность

Любой фонд или организация — это, в первую очередь, люди, поэтому обращаться за помощью стоит адресно, к руководителю компании или ответственному сотруднику. С пониманием того, что близко и важно конкретному человеку. Донести важность именно его вклада в общее дело.

Долгосрочность

Статистически, более 80% финансирования маститые некоммерческие организации получают от последующих, а не первых (в ином случае и единственных) взносов. Следует изначально делать ставку на долгосрочное сотрудничество со спонсором и прикладывать максимум усилий, чтобы поддержка не осталась разовой. Стоит прорабатывать возможное долгосрочное партнерство, регулярно напоминать увлекающими идеями и уникальной концепцией проекта.

Осведомленность

Очень важный принцип предварительной работы с потенциальным донором – это ознакомиться с ним: чтобы оценить, прямо или косвенно, сколько возможно просить, следует разобраться с его финансовым состоянием, возможно, удастся выяснить, какие акции и какой суммой человек уже поддерживал, какие темы находят у него теплый отклик, на какие цели чаще жертвует.

Обязательно соблюдать баланс: бессмысленно просить у обычного работяги сумму в десять тысяч, равно как и сотню тысяч у миллионера. Первого отпугнет, второй не станет отвлекаться по мелочам.

Огласка

Большое значение при сборе средств имеет хороший охват аудитории. Чем больше узнаваемость компании, и проекта в частности, тем лучше. Увеличить охват целевой аудитории можно посредством рекламы, причем желательно использовать максимальное количество каналов продвижения и рекламных носителей. Можно дать объявление на радио, рекламный ролик на ТВ и видеоканал в интернете, раздавать листовки, визитки с данными проекта и т. д.

Копилка

Не стоит пренебрегать маленькими суммами пожертвований частных доноров, ведь, как говорится в известной пословице, «копейка рубль бережет». Даже небольшой, но посильный вклад частного дарителя, незначительный относительно необходимой в итоге суммы, будет иметь вес, сложившись с сотнями и тысячами подобных пожертвований.

Благодарность

Значение благодарности в таком деле, как благотворительность и безвозмездная поддержка социально значимых проектов, невозможно переоценить. Ведь это основное, что получит в итоге донор за свой вклад, и что может побудить его к дальнейшему участию на регулярной основе. Хорошим тоном считается обеспечить эту правильную обратную связь с благотворителями – благодарить, называть имена, публиковать отзывы и т. д.

Виды фандрайзинга

На практике применяются два вида фандрайзинга:

Источники фандрайзинга

Источниками могут быть как частные, так и юридические лица. К последним относят как коммерческие предприятия, так и различные некоммерческие благотворительные организации и фонды. Иногда финансирование или поддержку можно получить от государственных учреждений или фондов.

По способу возмездности источники привлекаемых средств делятся на инвесторов, спонсоров, доноров, отдельно можно также выделить меценатов и грантодающие организации.

Инвестор

Организация или частное лицо, вкладывающие денежные средства с целью последующего получения прибыли (дивидендов). В случае когда прибыль выражается в продвижении компании или бренда – инвестор превращается в спонсора.

Спонсор

Юридическое либо физическое лицо, которое оказывает финансовую помощь на определенных, заранее оговоренных условиях.

Обычно подразумевает поддержку и рекламу собственной деятельности/бренда.

Донор

Частное лицо или компания, предоставляющие безвозмездную поддержку любого характера. В случае с организациями чаще всего донорами выступают благотворительные фонды, крупные компании, банки, в идеологии или миссии которых есть упоминание о подобном роде благотворительности.

Меценат

Физическое лицо, оказывающее благотворительную помощь и поддержку добровольно и безвозмездно. Как правило, это состоятельный человек, жертвующий огромные средства на поддержку социальных проектов, развитие образования, культуры или спорта.

Грантодатель

Организация или частное лицо, предоставляющие целевое финансирование под определенный проект в научной, культурной сферах, а также в области просвещения и развития технологий.

Методы и технологии привлечения денежных средств

Методы привлечения потенциальных благотворителей различны, некоторые доступны, но имеют малый процент отклика, другие обладают высокой эффективностью, но обходятся недешево.

Массовые рассылки

Или, как принято называть этот способ в современных реалиях, директ-мэйл (от английского direct mail). Немного устаревшая форма – обычное письмо, множество копий которого рассылается по базе данных, порой насчитывающей десятки тысяч людей. В конверте может также находиться рекламный буклет, пример платежной формы и прочее. Технический прогресс упростил данный способ, сделав возможной рассылку по электронной почте. Вложения те же, только в электронном формате – буклет в pdf, форма для платежа, другая полезная информация.

Основной недостаток массовой рассылки при рассылке по холодной базе – низкий процент отклика на обращение,— едва ли покрывает 2% высланных обращений. Однако, при грамотной подготовке базы для рассылки, особенно если в нее включены действующие благотворители, отклик может превысить 20% и более.

Безадресные обращения

Метод заключается в раздаче буклетов, раздаточного материала, листовок в местах высокой проходимости людей, — на улицах, в торговых центрах и т. д. Процент отклика, как и в случае с рассылкой, не превышает и 2%, но вероятность найти постоянного благотворителя все же существует, поэтому такой способ вполне оправдан, особенно при масштабной раздаче рекламных материалов. Тем более, если на обратной стороне листовки или буклета разместить полезную информацию, например, карту метро, расписание транспорта и т. п.

Диалог с потенциальными меценатами

Данный метод признан наиболее эффективным в мире для привлечения стороннего финансирования. Представитель организации в местах большого скопления людей общается с каждым желающим, рассказывая о проекте, проблеме, которую он поднимает, и просит оказать посильную помощь.

Несомненный плюс такого подхода — в личном взаимодействии, возможности получить быстрый эмоциональный отклик, и, соответственно, желаемый результат в виде моментального пожертвования.

Минусы: высокая стоимость проведения регулярных акций с учетом оплаты труда, проведения обучения и тренингов сотрудников, текучесть кадров также добавляет свои временные и материальные издержки.

Характерной особенностью данного метода в России является спонтанность и однократность пожертвования, — второй раз отклик от тех же людей составит не более 10%, тогда как в ряде других стран меценаты чаще оформляют небольшой ежемесячный взнос.

Проведение мероприятий

Следующий метод также отлично работает на Западе, но не до конца прижился в России. Благотворительный вечер, выставка, концерт, бал-маскарад — все эти мероприятия объединяет то, что в одном месте собраны сотни потенциальных благотворителей.

Часто в ходе мероприятия используется интересное совместное действие, как, например, лотерея или аукцион, часто для увеличения отклика специальным гостем или ведущим приглашается известная личность. Минус способа – организация потребует немалых средств, в то время как окупаемость вложений не гарантируется.

Очевидный плюс – эффективно работает на репутацию и положительный имидж организации, помогает поддерживать долгосрочное сотрудничество с донорами и спонсорами.

Рекламные акции

Это ролики и обращения на центральных телевизионных каналах, на рекламных щитах на улицах и в транспорте, в гипермаркетах и торговых центрах, заметки и статьи в журналах и газетах, размещение баннеров на популярных интернет-ресурсах. По содержанию могут быть различны, но объединяет их то, что сюжет должен познакомить людей с организацией, проблемами, затронутыми роликом или обращением, а также побудить их принять участие в проекте.

Как и многие из перечисленных, это обезличенный метод – предугадать, кто и при каких обстоятельствах увидит рекламу, как отреагирует, невозможно.

В данном случае залогом эффективности этого способа является огромный охват аудитории. Большую роль играет качественная составляющая, — хорошо сделанный и интересный сюжетный ролик повышает уровень доверия, узнаваемость НКО.

Использование инновационных технологий

К этому методу относятся обращения через интернет, мобильные приложения, СМС и т. д.

Это отличный способ поведать о себе и своих целях огромному количеству людей. Одним из ключевых требований является наличие качественного, отлично наполненного сайта с хорошо заметным призывом о помощи, обязательным указанием реквизитов и вариантами онлайн-оплаты. Создание личного сайта организации — успешный способ привлечь потенциальную помощь: как волонтеров, так и благотворителей, важно правильно к ним обратиться.

Связь с бизнесом

Довольно распространенный и действительно работающий способ привлечения средств. Многие крупные компании уже имеют собственные благотворительные фонды или проекты, которые курируют многие годы. Конечно, цель любого бизнеса — в получении прибыли. И, выделяя средства на благотворительность, планируется получить отдачу.

Причем довольно часто предмет заинтересованности бизнеса в данном сотрудничестве — косвенная отдача. Это может быть лояльность властей и собственного персонала, повышение узнаваемости бренда или формирование положительного имиджа Еще один эффективный подход носит название cause related marketing, — компания привлекает своих клиентов к софинансированию важных некоммерческих проектов, что дает потребителю чувство сопричастности.

Например, крупный банк предлагает своим клиентам оформить благотворительную карту, и определенный процент с каждой покупки с ее помощью переводится на счет благотворительного фонда. У клиента формируется чувство вовлеченности, стимул использовать карту чаще. В конечном итоге – в выигрыше обе стороны такого сотрудничества.

Стратегия эффективного фандрайзинга

Подготовка фандрайзинга организации чаще всего опирается на общую стратегию развития компании. Это может быть как общая маркетинговая стратегия, так и специальная стратегия фандрайзинга.

Неотъемлемой частью такой стратегии является четкое поэтапное планирование деятельности, связанной со сбором средств. Это, в свою очередь, позволяет некоммерческой организации:

Планированию предстоящей кампании фандрайзинга обязательно предшествует идея, детальная разработка сути которой ведет к появлению содержательной программы или проекта, под нужды которых будет осуществляться сбор средств. Такую программу желательно составить как минимум за полгода до начала фандрайзинговой кампании.

Итак, эффективная стратегия фандрайзинга и все ее процессы всегда идут по так называемому циклу фандрайзинга, который состоит из нескольких этапов:

При правильной организации работы некоммерческой организации фандрайзинговый цикл непрерывен: анализ и обработка результатов одного мероприятия плавно переходят в планирование и разработку нового.

Правила успешного фандрайзинга

Чтобы преуспеть в фандрайзинге, необходимо:

Эффективный фандрайзинг должен удовлетворять трем основным критериям:

Как стать фандрайзером

Фандрайзингу не учат в университетах, но подобные специалисты в штат различных бизнес-структур и некоммерческих организаций требуются все чаще. Претендовать на должность франчайзера в подобной компании поможет знание некоторых фундаментальных дисциплин.

Например, маркетинг позволит продвигать идею в массы, психология наряду со знаниями по рекламе и пиару поспособствуют повышению отклика в сердцах людей путем четко направленного обращения к определенной аудитории, навыки копирайтинга помогут донести свои мысли. Базовые знания по этим наукам можно получить в высшем учебном заведении или же попробовать изучить самостоятельно.

В настоящее время активно развивается дополнительное обучение фандрайзингу в форме вебинаров, тренингов и конференций, полезно почитать книги по теме, — русскоязычных, к сожалению, пока сравнительно немного, но они есть.

Однако следует учесть, что даже самые фундаментальные знания – ничто без практики. Опыт других людей не повысит профессионализм, поэтому так важно начать работу, для начала над небольшим проектом, совершать ошибки, анализировать их и снова пробовать. Важно работать над собой, своим профессиональным саморазвитием, быть в курсе новостей и последних тенденций фандрайзинга, обмениваться опытом с коллегами, и все получится.

Можно ли заработать на фандрайзинге

С точки зрения инвестирования это мероприятие является провальным, так как внесение пожертвований в благотворительный фонд никогда и ни при каких условиях не предусматривает возврат вложений в денежном выражении. Хотя в случае спонсорства, как уже упоминалось ранее, возможно получение косвенной отдачи.

Так, перед потенциальным спонсором сильной некоммерческой организации, работающей над решением какой-либо социально значимой проблемы, открываются заманчивые перспективы дополнительной рекламы своей компании, повышения узнаваемости своего бренда, что может рассматриваться как весомое преимущество подобного сотрудничества.

С точки зрения фандрайзера не все так однозначно. С самого появления в России такого понятия, как профессиональный фандрайзинг, существует и его основная этическая проблема – можно ли мотивировать фандрайзера процентом от привлеченных средств.

Идея идет из бизнеса: оплата работы менеджера по продажам по принципу «оклад + процент» – достаточно распространенная практика, а учитывая схожесть функционала фандрайзера и продажника, а также почти полное совпадение требований, предъявляемых к набору компетенций, появляется соблазн оплаты его труда по аналогии.

Однако каждый фонд, попробовавший применить данный подход на практике, рано или поздно выясняет, что подобное считается неэтичным и официально признано таковым даже Ассоциацией фандрайзеров и ее этическим кодексом.

Первая причина – техническая: над привлечением средств в НКО работает не только непосредственно специалист по фандрайзингу, но и косвенно весь остальной коллектив организации. И непонятно, почему именно он должен работать за процент привлеченных пожертвований, а, например, программист, занимающийся разработкой сайта, который фандрайзер демонстрирует донорам, – за фиксированную зарплату. Кроме того, процентное вознаграждение возможно при проведении разовой акции, но как высчитать комиссию в отношении регулярных платежей, если фонд работает годами, или регулярно осуществляющий взносы жертвователь вдруг однажды перестает вносить свой вклад?

Вторая причина – ценностная. Следует учитывать, что некоммерческие организации не являются бизнесом и работают не с целью получения прибыли, а ради выполнения обозначенной НКО миссии, прямой обязанностью которой является привлечение ресурсов для решения поставленной проблемы. Но если тот, кто ищет эти ресурсы, не разделяет ценности организации и вдохновлен не миссией, а суммой, которую он может заработать на этом решении – сложно говорить об убедительности данного специалиста.

В какой-то степени деньги становятся смыслом работы организации сами по себе, что недопустимо.

И третья, практическая причина. Нельзя совместить несовместимое: и ценности разделять, и ради процента выкладываться. Рано или поздно, работая на процент, фандрайзер начинает работать единственно ради получения большей суммы вознаграждения, забывая о моральной стороне вопроса.

Известные фандрайзеры

Пример фандрайзингового проекта

Достойный пример масштабного фандрайзингового проекта, получившего большой общественный резонанс, — акция «Красный нос — доброе сердце», проведенная благотворительным фондом «Линия жизни». Основной целью был сбор средств для помощи тяжелобольным детям, сопутствующей — популяризирование идеи важности и доступности благотворительной помощи каждому.

Образ, транслируемый самим названием акции – клоун-весельчак, обладатель веселого красного носа, ассоциируется у всех с улыбкой, позитивными эмоциями и праздничным настроением. Подобный акцент позволил провести акцию под эгидой оптимистичной веры в будущее, а не соболезнования и жалости.

По замыслу проекта, каждый участник, приобретая красный нос, сделал свой вклад в сбор средств для лечения детей с пороками сердца. Партнером выступила известная компания «Связной», именно в ее салонах продавались красные носы, с охватом практически всей территории России. В рамках проекта также был проведен ряд публичных мероприятий с активным участием отечественных звезд. Акция широко освещалась средствами массовой информации и привлекла большое внимание общественности.

У проекта был свой сайт, на котором регулярно публиковались отчеты о текущей сумме сбора и распределении благотворительных средств. Акция проводилась ежегодно в течение трёх лет, длительностью до 3 месяцев каждый раз. За все время кампании было собрано более 8 млн рублей, что позволило спасти жизнь более полусотни тяжелобольных детей.

Фандрайзинговые кампании и проекты

Американские знаменитости и даже бывший президент США обливали себя холодной водой в поддержку борьбы с боковым амиотрофическим склерозом, в России реабилитационный центр для людей с аутизмом собрал 2 миллиона рублей, а ультрамарафонец Дмитрий Ерохин за месяц пробежал 1700 км благотворительного забега по маршруту Москва-Сочи и собрал 130 тыс. рублей в поддержку фонда ОРБИ, оказывающего помощь пострадавшим от инсульта.

Результат в охвате аудитории, а, соответственно, и в сумме собранных средств, может быть разный. Однако все эти кампании успешно выполняют как минимум две социально значимые цели – привлекают внимание общественности к определенной проблеме, пробуждают желание помогать менее успешным/здоровым/удачливым членам общества, а также аккумулируют ресурсы, которые могут приблизить к решению, полному или частичному, вынесенной проблемы.

Книги по фандрайзингу

Поближе ознакомиться с ключевыми аспектами фандрайзинга поможет специальная литература:

Фандрайзинг – довольно сложный комплекс мероприятий, однако четкое соблюдение стратегии и выбор эффективных методик при правильном определении социальной направленности поможет найти искомые ресурсы под свой проект и добиться регулярности добровольных вливаний.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *